Давид отправился со своими спутниками к Гефскому царю Анхусу, который в этот раз подарил ему один из своих городов, Секелаг, где он и поселился. Между тем князья гефские собрались идти войною на израильтян, и Анхус сказал Давиду: «И ты со своими людьми должен присоединиться к нам!» Давид повиновался, но дорогою прочие князья выразили свое опасение, как бы он не изменил им, а потому Давид должен был воротиться назад. Каков же был его ужас, когда на третий день по возвращении домой он на месте своего города находит одни развалины и пепел! В его отсутствии амалекитяне напали на Секелаг, сожгли его, увели с собою всех жен и детей и угнали весь скот. Как ни утомлены были спутники Давидовы от долгого пути, они решились, однако, тотчас же пуститься в погоню за разбойниками. Целую ночь гнались за ними по пустыне и на другой день перед рассветом наконец напали на их шайку. Это внезапное нападение привело амалекитян в такое смущение, что Давид не только успел возвратить назад все похищенное ими, но даже получил от них богатую добычу. Но что в то же время происходило в верхней стране Иудейской, в горах Гелвуйских? Там израильтяне были разбиты филистимлянами, Ионафан с двумя другими сыновьями Сауловыми был убит; сам Саул в отчаянии пал на собственный меч свой и умер. Давид только что возвратился на свое пепелище из погони за амалекитянами, как ему приносят весть о падении и смерти Саула. Один филистимлянин, обиравший вместе с другими трупы убитых на поле сражения, напал там нечаянно на тело царя. Сняв с него царское вооружение и корону, он отправился с этими вещами к Давиду. Несчастный, конечно, думал заслужить богатую награду, хвастливо извещая Давида, будто бы он своими руками умертвил Саула. Но Давид, услышав это, растерзал на себе одежду и воскликнул: «Как! И ты не побоялся поднять руку на помазанника Господня? Кровь его да падет на твою голову, ибо собственные твои уста свидетельствуют против тебя! Возьмите, убейте его!» И филистимлянин был тотчас же умерщвлен. После сего Давид с людьми своими возвратился в отечество и пришел в Хеврон. Здесь колено Иудино тотчас же провозгласило его над собою царем, а между тем Авенир возвел на престол израильский сына Саулова Иевосфея. Таким образом, у народа израильского вдруг стало два царя, только это продолжалось недолго. Спустя семь лет Иевосфей был умерщвлен собственными людьми, и Давид сделался царем над всем Израилем. 40. Умерщвление Урии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тем не менее ряд историков усматривают некое противоречие между текстами «Первой и Второй книг» пророка Самуила и пытаются на его основе выстроить некую, как они считают, более реалистичную версию событий. Так, по их мнению, истинным победителем Голиафа был именно земляк Давида Эльханан из Вифлеема (Бейт-Лехема). Давид же к тому времени уже был военачальником среднего звена в армии Саула, возможно, командиром отряда, и потому победа его солдата была приписана и ему — как и другие победы в поединках с филистимскими богатырями, одержанные «рабами его», но в которых сам Давид участия не принимал. Некоторые библеисты, пытаясь примирить эти версии, выдвигают гипотезу, по которой при рождении Давида назвали Эльхананом. Давид же — это не имя, а прозвище, означающее в иврите «друг» (точнее, «любимый друг»), и оно было дано Эльханану как раз после победы над Голиафом — он был провозглашен Давидом, то есть любимым другом царя Саула, а со временем его имя стало восприниматься и как «любимый друг Бога». В данном случае мы действительно имеем дело с еще одной загадкой — происхождением имени Давида. Дело в том, что до книг пророка Самуила имя Давид в Библии встречается лишь один раз как Додо или Дуду (см.: Суд. 11 ). Во всяком случае, оно явно не было в ходу у древних евреев. На основании этого ряд представителей школы библейской критики утверждают, что Давид — это не реальная историческая фигура, а некий собирательный образ, прототипами которого были сразу несколько израильских вождей той эпохи. По их версии, само слово «давид» было заимствовано у филистимлян или у одного из хананейских народов и означало «вождь», «атаман». Таким образом, говорят они, «давидами» в этом регионе называли предводителей шаек разбойников, обретавшихся в лесах и горах Святой земли. Однако никаких убедительных подтверждений этой версии при исследовании письменных памятников ближневосточных народов так найдено и не было. Что касается излагаемой «Житием царя Давида» версии, что слово «давид» на еврейском означает «украденный», то она свидетельстует лишь о том, что сам автор «Жития…» совершенно не знал иврита: слово «украденный» («похищенный») звучит на этом языке как «ганув» и никак иначе.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Двадцать пятый день. Поучение 2-ое. Свв. муромские чудотворцы: благоверный князь Давид (во иноцех Петр) и благоверная княгиня Евфросиния (во инокинях Феврония). (О святости супружеского союза и о недостатках семейной жизни нашего времени). I. В нынешний день св. церковь наша воспоминает жизнь св. князя муромского Давида и супруги его Евфросиньи, в иночестве – Петра и Февронии, отличавшихся св. и счастливым супружеством. Жили они еще перед татарским нашествием на Русь, в конце 12 века. Как Давид, так и Евфросиния еще до супружества, с юных лет, отличались кротостию и богобоязненностью, хотя Давид воспитывался в княжеском доме, как князь, а Евфросиния в простой деревенской семье, как дочь древолазца, бортника, занимавшегося разведением пчел в дуплах лесных деревьев. Супружество их, хотя было как будто случайное, но строго обдуманное, на святых началах основанное. Именно, за несколько лет перед браком, князь Давид заболел какой-то опасною болезнию, тело его покрывалось от времени до времени какими-то злокачественными ранами, которые превращались в струпья. Никто не мог помочь ему в его болезни. Только дочь древолазца взялась помочь ему, и действительно излечила его в конец какою-то своею мазью. Во время лечения князь Давид достаточно убедился в высоких качествах души простой деревенской девицы и решился, несмотря на ее простоту и бедность, соединиться с нею на всегда брачным союзом. Это было с его стороны и достойной благодарностью за излечение его, и делом великодушие, и делом глубокого благоразумия. Евфросиния, дочь древолазца, сделалась его женой. Но брак их многим не понравился. Подкапывались под их счастливое супружество и некоторые из родственников князей, доискивавшихся муромского княжеского престола, который занимал Давид – роптали на Давида и Евфросинию за его супружество и некоторые недальновидные бояре: «или оставь княжеский престол, или разведись с дочерью древолазца», говорили они иногда в глаза князю Давиду. А Давид отвечал им словами Самого Господа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПОВТОРЕНИЕ: Повторите кратко с детьми истории Иосифа и Моисея. Можно собрать мозаику «Иосиф» и еще раз посмотреть книгу «Моисей и особенная корзина». РАСКРАСКА: Раздайте детям раскраску «Самуил». Может быть, детям понадобится Ваша помощь. Покажите им разукрашенную картинку как образец. ОКОНЧАНИЕ: Спойте какую-нибудь песню и помолитесь коротко. Урок 22. Раздел: Дети в Библии. Давид (1 часть) МОЛИТВА: «Господь, мы благодарим Тебя за Давида, который верил в Тебя. Спасибо, что мы можем учиться на его примере доверять Тебе. Помоги нам любить Тебя так же сильно, как любил Тебя Давид. Во имя Иисуса. Аминь». ЗОЛОТОЙ СТИХ: Золотой стих этого урока — «Мы теперь дети Божии» ( 1 Иоанна 3:2 ). Сделайте четыре ягненка разных размеров, на которых будут написаны слова золотого стиха (на ягненке самого большого — первое слово, на самом маленьком ягненке – последнее слово). Пусть дети разложат ягнят по порядку, чтобы получился золотой стих. Стих можно записать с обратной стороны, чтобы дети не отвлекались. Когда дети разложат ягнят, переверните фигурки и прочитайте стих детям. Пусть они попробуют повторить стих. БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: ДБРЫЙ ПАСТУХ Давид пас овечек своего папы. Он любил Господа и часто играл на арфе и пел песни, прославляя Бога. Господь помогал Давиду и сделал его очень смелым. Однажды Давид пас овец. Все было тихо и спокойно. Но вдруг Давид увидел, как огромный голодный медведь схватил маленького ягненка. Давид не растерялся и бросился на медведя. Бог помог Давиду, и ягненок остался жив. Однажды на стадо Давида напал громадный лев, но Давид и в этот раз не убежал домой и не оставил овечек одних. Он защитил овец, так что лев ничего не смог сделать. Всякий раз, когда на овец кто-нибудь нападал, Давид защищал их, ничего не боясь. Он знал, что с ним Господь. ПОВТОРЕНИЕ: Напомните кратко истории прошлых уроков (Иосиф, Моисей, Самуил) и еще раз вспомните историю Давида. Можно использовать яркие картинки, чтобы у детей отложились в памяти зрительные образы. Можно попросить детей сложить мозаику «Иосиф».

http://azbyka.ru/deti/50-urokov-dlya-zan...

После смерти пророка Моисея и занятия евреями Обетованной Земли пророчества о Мессии замолкают на многие столетия. Новая серия пророчеств о Мессии возникает во время царствования Давида, потомка Авраама, Иакова и Иуды, управлявшего еврейским народом за тысячу лет до Р. Х. В этих новых пророчествах раскрывается царское и Божественное достоинство Христа. Господь обещает Давиду устами пророка Нафана устроить в Лице его Потомка вечное Царство: «Я утвержу престол Царства Его на веки» (2 Царств 7:1).   Это пророчество о вечном Царстве Мессии имеет ряд параллельных пророчеств, о которых следует поговорить более обстоятельно. Чтобы понять и оценить значение этих пророчеств, необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с жизнью царя Давида. Ведь царь Давид, будучи Богом помазанным царем и пророком, прообразовал высшего Царя и Пророка — Христа. Давид был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. Когда посланный Богом пророк Самуил вошел в дом Иессея, чтобы помазать царя для Израиля, то пророк думал помазать одного из старших сыновей. Но Господь открыл пророку, что младший сын, еще совсем отрок Давид, Им избран для этого высокого служения. Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает на главу младшего сына священный елей, совершая этим помазание на царство. С этого времени Давид становится Помазанником Божиим, мессией. Но не сразу Давид приступает к фактическому царствованию. Ему предстоит еще долгий путь испытаний и несправедливых гонений со стороны правящего тогда царя Саула, возненавидевшего Давида. Причиной этой ненависти была зависть, так как отрок Давид малым камнем сразил непобедимого дотоле филистимского великана Голиафа и этим дал победу еврейскому войску. После этого народ говорил: «Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч». Только сильная вера в Бога-Заступника помогла Давиду перенести все те многочисленные преследования и опасности, которым он подвергался со стороны Саула и его слуг в течение почти пятнадцати лет. Часто, скитаясь месяцами в дикой и непроходимой пустыне, царь Давид изливал свою скорбь Богу во вдохновенных псалмах. Со временем псалмы Давида стали непременной частью и украшением как ветхозаветных, так потом и новозаветных богослужений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Против того мнения, будто Давид устранен был от построения храма за пролитие невинной крови Урии Хеттеянина, достаточно заметить, что сие прискорбное в жизни Давида событие случилось, по всему ходу обстоятельств, уже после полученного им откровения о храме; и, следовательно, это событие не могло быть вменено Давиду, как препятствие для построения им храма. Ст. 9. Затем Давид передает своему сыну, самое имя которого означало «мир» (Соломон с еврейского языка значит мир), что, по смыслу откровения Божия, никто другой, как он, Соломон, должен построить храм Господу; ибо мирен и покоен будет Израиль во дни его царствования. Ст. 10. Дабы воспламенить в сыне своем святую ревность о построении храма Господня, Давид буквально повторяет ему и те великие, о нем, слова Божии, которые, как выше было сказано, в полном смысле своем могут относиться только к Мессии: « он будет Мне сыном, а Я ему отцем ». Кому когда таким образом говорил Бог , кроме Мессии, замечает об этих словах Апостол Павел 751 ? Однако же, в земном и вещественном смысле, эти слова Господни относиться могли и к плотскому сыну Давидову; ибо ни один из царей израильских не был столь славен, могуществен и великолепен, как Соломон, и никогда милости Господни столь обильно не изливались на народ израильский, как в царствование Соломона. Ст. 11–13. В дальнейших словах Давид старается внушить Соломону, что исполнение законов и уставов Господних будет для него паивернейшим залогом его успехов не только в построении храма, но и в делах управления народом. Ст. 14–16. Наконец, в виде побуждения, Давид поставляет на вид сыну своему то обстоятельство, что предварительная заготовка материалов, необходимых для задуманной постройки, уже сделана, и значит, самая хлопотливая и тяжелая сторона дела уже исполнена; остается только с Божией помощью продолжать начатое великое дело. Замечательна громадность золота и серебра, заготовленного Давидом для храма. …вот, я, – говорит Давид, – при скудости моей (выражение скромности) приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра… По нашему счету – золота было 113 383 пуда, или 1 238 868 000 р. сер. Серебра же – 1 133 333 пуда, или 1 032 390 000 р. сер 752 . В объяснение такой подавляющей громадности золота и серебра, нужно иметь ввиду, что, задумавши построить храм, Давид готовился к осуществлению своей мысли во все сорокалетнее свое царствование; нужно, также, вспомнить и многочисленность народов, которых покорил и сделал своими данниками Давид. «Если же, несмотря на это, количество золота и серебра Давидова покажется невероятным, – заметим словами преосвящ. митроп. Московского Филарета, – то из этого лучше заключить то, что нам не довольно известны вес и цена еврейского таланта, нежели принять ничем не подтверждаемое предположение некоторых критиков о повреждении текста книги Паралипоменон в исследуемом месте» 753 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

— Ныне день, о котором говорил тебе Господь: вот Я предам врага твоего в руки твои и сделаешь с ним, что тебе угодно. Давид отвечал: — Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он — помазанник Господень. Он осторожно отрезал край мантии Саула, и когда царь, выйдя из пещеры, удалился на некоторое расстояние, кликнул его. Саул оглянулся, а Давид, поклонившись ему до земли, стал убеждать царя не верить злым наветам. — Отец мой, — говорил юноша, — посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня, но рука моя не будет на тебе. Господь рассмотрит и разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей. Саул был глубоко растроган великодушием гонимого им человека и со слезами сознавался в своей неправоте; после того царь возвратился в свою столицу, а Давид продолжал странствовать в пустыне. Недолго помнил Саул о благородном поступке Давида. Собственная подозрительность вместе с усилением Давида, число сочувствующих которому все увеличивалось, — побудили царя возобновить преследование, и с трехтысячным отрядом Саул опять выступил в пустыню. Давид внимательно следил за действиями царя, и когда тот расположился станом на одной из возвышен-ностей, Давид укрепился на горе, откуда виден был царский стан. Чтобы точнее узнать силы Саула, Давид с одним из своих последователей Авессою ночью проник в стан царя; беспечность царских воевод была так велика, что даже у царского шатра не было сторожа, и Давид со своим спутником вошли туда. Саул спал крепким сном, у его изголовья стояло воткнутое в землю копье. Авесса вызвался поразить Саула этим копьем насмерть, но Давид сказал: — Жив Господь! Пусть поразит его Господь, или придет день его и он умрет, или пойдет на войну и погибнет, меня же да не попустит Господь поднять руку на помазанника Господня!

http://azbyka.ru/fiction/pomyani-gospodi...

Восстал кровный сын на отца, Авессалом на Давида, изгнал его с престола царского и из стольного города Иерусалима. Не довольствуясь этим, он старается еще и жизнь его истребить из среды живущих на земле, и об этом думает с советником своим Ахитофелом. О, как горько сердцу терпеть такое гонение отцу от сына! Давид же говорит: это — чаша спасения; прийму и выпью. Пьет Давид эту чашу, смотрит на дно чаши, на последние времена, и вот видит духовно изображенного Мессию и восстающих против Него, как злые дети против отца и благодетеля своего, книжников и фарисеев, которые, положивши на Него тяжелый крест, гонят из Иерусалима на распятие и жизнь Его приканчивают бесчестной смертью. Видя сие, Давид говорит: это — Господь мой, которому предстоит столько пострадать за всех; неужели же я не выпью во имя Его чаши страданий моих? Выпью: «Чашу спасения прийму и имя Господне призову». Когда Давид уходил от Авессалома, то некий простой мужик из Иерусалима, по имени Семей, нарочно зашел вперед и начал в лицо бранить его досадными словами, говоря: «Изыди, изыди, мужу крове, мужу беззаконен», а кроме того еще и камни бросал в него. Не малая горечь и в том, чтобы царю израильскому терпеть такие оскорбления от простого мужика, но Давид говорит: это — чаша спасения; если я выпью ее, то спасуся; приму же ее и выпью. Пьет Давид, смотрит на дно чаши, на последние времена, и видит духом грядущее, как настоящее: видит Христа, Спасителя нашего, пригвожденного ко кресту, напояемого оцтом и желчию, а проходящие мимо иерусалимляне насмехаются над Ним, говоря: «Уа, разоряяй церковь, спасися Сам» и прочее (Мф. 15:29—30). Видя сие, Давид говорит: это — Господь мой, которому предстоит пострадать за спасение всего мира; выпью же и я во имя Его чашу страданий моих: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». Некто из слуг Давидовых, видя такое бесчестие, творимое Семеем царю, сказал: «Зачем сей мертвый пес проклинает господина моего царя? Пойду, отниму ему голову». Но Давид запретил, говоря: «Оставь его, пусть проклинает», — выражая этим как бы следующее: не мешай мне испить чашу спасения: как я начал ее, так пусть и кончу, опустошу во имя Господне до основания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

И не просто глаголеть: «Поклонюся», но «и в страсе твоем». Зри убо, яко поклоняется церкви, боит же ся не церкви, но божиа страха. Еда убо иному поклоняется, иного же боится? Никако же, но яко же поклоняеться богови, тако и страх божий имат, явьствено же хотя показати зде, яко подобает поклонятися церкви, яко поклоняяйся церкви поклоняется господу богу, иже повеле в славу свою церковь създати. И аще не бы подобало поклонятися церкви, не бы глаголал пророк: «Поклонюся к церкви святей твоей». Еда убо лжеть Давид, глаголя сиа, и не покланялся к церкви глаголеть: «Поклонюся к церкви святей твоей»? Аще и Давид лжеть, то кто убо истинен есть! Како убо сам глаголеть Давид: «Погубиши вся глаголющаа лжю». Аще ли же Давид истинствуеть, глаголя: «Поклонюся к церкви святей твоей», и ни единою глаголеть, но и многащи, то кто убо дръзнеть рещи, яко не подобаеть покланятися церкви! Пакы подобно тому и в ином глаголеть Давид: възносите господа бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу его, яко свято есть. Почто не рече зде: «Поклоняйтеся ему»? Преж бо рекл есть о сем многащи Давид и инии пророци, яко подобаеть господу богу поклонятися, ныне же хотя показати, яко подобаеть поклонятися и божественой церкви; глаголеть: «Поклоняйтеся и подножию ногу его». Аще ли ж кто речеть, яко не вемы, что есть подножие ног его, сие ин пророк сказал есть, глаголя от лица божиа: «Небо мне престол, земля подножие ногама моима». И Давид убо повелеваеть поклонятися подножию ног божиих. Другый же пророк сказуеть, яко земля есть подножие ног божиих. Еда убо Давид велить земли поклонитися? Никако же. Но егда слышиши: «Земля же подножие ногама моима», не мни его о земли точию глаголюща о единой, ею же и мы всегда попираем, но глаголеть пророк, яко вся земля и яже на ней, всяко дыхание и всяко създание, подножие есть ногама божиима. Всякого же дыханиа и създаниа, еже на земли, честьнейши есть церков господа бога вседръжителя и еже в ней честнейшаа вещи, яко самь господь бог повеле, и пророци и апостоли всех честнейши церковь предаша почитати и поклонятися, яко и человеци вси церкви ради спасошася и спасаются.

http://sedmitza.ru/lib/text/433586/

Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Все добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма. Святой Давид не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но, увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» ( Пс.50:1 ). Господь простил пророка. Но в искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения. Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью. Благодатью Святого духа святой пророк Давид составил Псалтирь. Святой Василий Великий говорит: «Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь» – и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что «пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым». В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой деве Марии – Матери Божией. В старости святой приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ Иудейский и прославив Господа за все милости его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010