Риторическата проза през средновековието: Родове, особености, обща характеристика//Литературна мисъл. София, 1974. 6. С. 62-75; Thomson. 1984; Велинова. 1998. С. 95-103, 111-120; Славова. 2008. С. 247). В исследовательской лит-ре поднимались вопросы о принадлежности И. Э. слав. переводов «Философских глав» прп. Иоанна Дамаскина, соч. «О восьми частях речи», Жития Иоанна Златоуста, автором к-рого считается Георгий I, патриарх Александрийский, «Златоструя» , предисловия к Толковому Евангелию, сб. «Съставъ», «Македонского листка», стихотворной Похвалы царю Симеону и др. ( Калайдович. 1824. С. 74, 167; Трифонов. 1929. С. 165-166; Добрев. 1981; Хауптова З. Похвала царю Симеону, ее автор и визант. образцы//Старобълг. лит-ра. 1981. Кн. 10. С. 88-94; Трендафилов. 2001. С. 93-97; Славова. 2008. С. 247-248); относительно первых 2 текстов в наст. время установлено, что их перевод на слав. язык был выполнен лишь в XIV в. Э. Георгиев предположил, что И. Э. перевел на слав. язык некий кодекс, к-рый впосл. лег в основу Изборника 1073 г., но болг. исследователь Б. Пейчев продемонстрировал различие переводческих приемов И. Э. и книжника, выполнившего перевод текстов для Изборника (см.: Георгиев Э. И. К вопросу о возникновении и составителях Изборника Симеона-Святослава, известного по рукописи 1073 г.//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 271; Пейчев Б. Философский трактат в Симеоновия сборник. София, 1977. С. 78). Переводческие принципы Изд.: Калайдович К. Ф. Иоанн, ексарх Болгарский: Исслед., объясняющее историю словенского языка и лит-ры IX и X ст. М., 1824; Бодянский О. М., Попов А. Н. Богословие св. Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна ексарха Болгарского: По харатейному списку Моск. синод. б-ки. М., 1878; они же. Шестоднев, составленный Иоанном ексархом Болгарским: По харатейному списку Моск. синод. б-ки 1263 г. М., 1879; П[етров] Н. И. Слово на Рождество Христово: (Новооткрытый памятник древнеболг. письменности)//ТКДА. 1889. 10. С. 293-302; он же. Слово на Богоявление Господне//Там же.

http://pravenc.ru/text/471567.html

Беляев Александр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Егор Иоаннов, дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Корочарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 320; Оп. 3. Д. 20. Л. 15 об., 16). Беляев Алексей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Сергий Васильев, священник; Москва, Никитский сорок, Благовещенская в Петровском саду церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 10 об., 11). Беляев Андрей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Андрей Георгиев († до 1867 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Космодамиановская в Садовниках церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 1 об., 2). Беляев Егор,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Александр Георгиев († до 1867 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Духосошественская на Даниловском кладбище церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 5 об., 6). Беляев Иван,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Иван Михайлов († до 1861 г.), дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Дьяково, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 5). Беляев Николай,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Беляев Петр, диакон; Москва, Казанский у Воскресенских ворот собор (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 5 об., 6). Беневоленский Владимир,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Павел Игнатьев, протоиерей; Москва, Пречистенский сорок, Николоявленская на Арбате церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 10). Благовещенский Александр,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Константин Иоаннов Благовещенский, священник; Москва, Ивановский сорок, Введенская, что в Семеновском, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 8 об., 9). Богданов Николай,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Алексий Васильев, священник; Москва, Никитский сорок, Димитрие-Селунская, что у Тверских ворот, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 8 об., 9; Оп. 1. Д. 1492. Л. 264).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Все последующие после марта 1917 г. события, вся послереволюционная история России и Русского народа подтверждают этот горький вывод. Литература 1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943: сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1994. - 1064 с. 2. Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. - 1918 г.). Исследования и материалы/М. А. Бабкин. - М.: Индрик, 2011. - 920 с., ил. 3. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917-2009/А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - 3-е изд., расш. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 846 с. 4. Воейков В. Н. С Царём и без Царя. Воспоминания/В. Н. Воейков. - Репринт. - М.: Родник, 1994. - 272 с. 5. Жильяр П. Император Николай II и его семья. (Петергоф, сентябрь 1905 - Екатеринбург, май 1918 г.)/Предисл. С. Д. Сазонова. - Репринт. - М.: НПО «МАДА», 1991. - 288 с. 6. Иоанн (Снычёв), митр. Русь соборная. Очерки христианской государственности/Иоанн (Снычёв). - СПб.: Царское дело, 1995. - 249 с. 7. История Коммунистической партии Советского Союза. - 5-е изд., доп. - М.: Изд-во политической литературы, 1976. - 782 с. 8. Кобылин В. Анатомия измены. Император Николай II и Генерал-адъютант М. В. Алексеев/Под ред. Л. Е. Болотина. - СПб.: Царское дело, 1997. - 494 с. 9. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 31 (Март-апрель 1917)/В. И. Ленин. - М.: Изд-во политической литературы, 1969. - 672 с. 10. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов/Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - М.: Издательская группа ИНФРА: НОРМА, 1997. - 592 с.. 11. Назаров М. В. Вождю Третьего Рима. К познанию русской идеи в предапокалипсическое время/М. В. Назаров.- М.: Русская идея, 2004. - 992 с. 12. Николай II Александрович Страстотерпец, святой (1894-1917)//Российский Императорский Дом. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: http://goo.gl/vSbvWc (дата обращения: 19.11.2013). 13. Николай II. Отречение, которого не было//Politikus.ru. [Электронный ресурс]: http://b23.ru/09kw (дата обращения: 19.11.2013). 14. Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II/Предисл. Ю. К. Мейера. - Репринт. - СПб.: Петрополь, 1991. - 672 с. 15. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник/А. С. Орлов, В. А. Георгиев [и др.]. - М.: Проспект, 1999. - 544 с. 16. Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев, документы/Вступ. ст. Л. Китаева, М. Кольцова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 336 с. 17. Пётр Мультатули. Император Николай II: отречение которого не было//Возрождение Державы. Независимый аналитический сайт. [Электронный ресурс]: http://u.to/i-gNBQ (дата обращения: 19.11.2013). 18. Платонов О. А. Терновый венец России. История Русского народа в XX веке: в 2 т./О. А. Платонов. - Т. 1. - М.: Родник, 1997. - 896 с.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/7/o...

Ветхий Завет. Т. 1. Общее введение. Пятокнижие/Пер. с посл. (12-го) фр. изд. с дополнительными примеч. и указателями русской библейской литературы В. В. Воронцова. 2 М., 1916. Врховац. Карактер Чура Даничича. – Врховац Р. Карактер и рад Чура Даничича. [Личность и творчество Юрия Даничича.] Нови Сад, 1923. ГДА. – Годишник на духовната Академиата «Св. Климент Охридски». София. Георгиев. Литературата. – Георгиев Е. Литературата на втората Българска държава: Литературата на XIII в. София, 1977. Глубоковский. Русская богословская наука. – Глубоковский Η. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. 3 М., 2002 ( 1 Варшава, 1928). Глубоковский. Феодорит. – Глубоковский Η. Н. Блаженный Феодорит , епископ Киррский: Его жизнь и литературная деятельность. Т. 1–2. М., 1890. Гоголь. ПСС. Т. 8. – Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. 8: Статьи. Издательство Академии наук СССР, 1952. Григорий Палама . Первое письмо к Акиндину. – Первое письмо Григория Паламы Григорию Акиндину « Пер. с греч., пред, и прим. С. Я. Гагена//Уральский археографический альманах/Отв. ред. А. Г. Мосин. Екатеринбург, 2005. С. 275–298 (пред. на с. 275–280, пер. на с. 281–294, прим, на с. 295–298). Григорий Палама . Триады. – Св. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих » Пер. В. Вениаминова [­ В. В. Бибихина]. М., 1995 [и переизд.] Григорий Цамблак. Похвално слово. – Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак/Сост. Я. Русев, Ив. Гълъбов, А. Давидов, Г. Данчев. София, 1971. Дела Дocumeja Обрадовича. – Дела Дocumeja Обрадовича. Београд, 1911. [Сочинения Досифея Обрадовича. Белград, 1911.] Деретич. Дocumej Обрадович. – Деретич J. Дocumej [Обрадович] и ньегово доба. Београд, 1969 (Филолошки. фак. Београдског унив. Mohorpaфuje. Кнь. 33). [Деретич И. Досифей [Обрадович] и его время. Белград, 1969.] Димитрий Ростовский . Сочинения. – Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Ч. 1. М.: Синод, тип., 1895. Достоевский. ПСС. Т. 25. – Достоевский Ф. М.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Тогда Давид принес жертву, на которую сошел огонь с неба, и Бог помиловал народ, повелев Ангелу «возвратить меч свой в ножны его». По прекращении язвы, Давид снова принес жертву на гумне Орны. «И не мог, – сказано, – Давид пойти в Гаваон (где была скиния Господня, сделанная Моисеем), чтобы взыскать Бога, потому что устрашен был мечем Ангела Господня» 348 . Т. е. явление Ангела над гумном Орны во время, или лучше, к концу язвы и прекращение последней после жертвоприношения на этом месте дало Давиду понять, что отселе служение Богу должно совершаться именно на этом месте, так как на нем видимым образом проявились и суд Божий над Израилем, и милосердие Божие. Можно догадываться, что моровая язва, свирепствовавшая всюду, не исключая и Гаваона, несмотря на то, что он считался священным местом 349 , опустошавшая и Иерусалим, не коснулась только холма, на котором жил Орна и, вероятно, некоторые другие иерусалимские жители. Таким образом, Давид решил для себя вопрос, где должен быть построен храм Иегове: «вот,– говорил он, – дом Господа Бога, и вот жертвенник для всесожжений Израиля» 350 . Давид достиг преклонных лет, доживал последнее пятилетие своей жизни 351 . Старость его была, сравнительно с предыдущей жизнью, спокойна. Деятельность его была обращена теперь, преимущественно, на религиозные предметы. Еще в один из предыдущих спокойных периодов своего царствования он решился было увеличить блеск богослужения построением великолепного храма на месте скромной скинии. Сам пророк Нафан сначала одобрил мысль царя, находившего неприличным, что он, царь, живет в роскошных кедровых палатах, а ковчег Божий находится под шатром. Но вскоре пророк получил откровение, что Давид не должен строить храма, а должен предоставить это дело своему наследнику, которому Бог обещал Свое особенное покровительство. Причина, почему Давид не должен был строить храм, указывается в ( 1Пар. 22:8 ), именно, что Давид пролил много крови, ведя большие войны, тогда как сын его, наследник, будет человек мирный, не тревожимый никакими врагами, почему он и построит дом имени Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Давид был тогда юношею пятнадцати или шестнадцати лет; потому что умер семидесятилетним, и сорок лет царствовал: почему имел тридцать лет, когда убит Саул; а пред сим было сказано, что Саул, после двухлетнего сообразного с законом царствования, лишился божественной благодати, и потому все прочее время провел, враждуя на Давида. Впрочем Давид убеждает Саула не сомневаться в победе. Ибо вынужден был разсказать, как, пася овец, задушал льва и нападавшую медведицу. И будет, говорит он, иноплеменник необрезанный сей, яко един от сих: «не пойду ли, и поражу его, и отъиму днесь поношение от Израиля? Понеже кто необрезанный сей, иже уничижи полк Бога жива?» ( 1Цар. 17, 36 ) то есть, живуший злочестиво ничем не отличен от зверей и лишен Божией помощи. Сие и присовокупил Давид: «Господь, Иже изъят мя от уст львовых, и от руки медведицы, Той измет мя от руки иноплеменника сего необрезаннаго» ( 1Цар. 17, 37 ). С сею верою устремившись, Давид не обманулся в надежде, но победил безоружный вооруженного, пастырь овец опытного в бранях и одержании побед, малый и юный величавшагося таким великим ростом. Ибо сказано: «и виде сие Голиаф, и обезчествова его, зане той детищ бе, и чермен и леп очима» ( 1Цар. 17, 42 ); потому что телесные очи уподоблялись душевным, а последние имели острое зрение, созерцали невидимое. Почему Давид сказал: «аз иду на тя во имя Господа Саваофа, Бога ополчения Израилева, егоже ты уничижил еси днесь. И заключит тя Господь днесь в руце мои, и убию тя, и отъиму главу твою от тебе, и дам тело твое и телеса полка иноплеменнича в день сей птицам небесным и зверем земным… И уразумеет весь сонм сей, яко не копием, ни мечем спасает Господь, яко Господня брань, и предаст Господь вас в руки наша» ( 1Цар. 17, 45 – 47 ). Вступая в битву, Давид пророчествует, и предрекает Боговедение вселенной. Ибо говорит: «уразумеет вся земля, яко есть Господь Бог во Израили» ( 1Цар. 17, 46 ). Уста прорицают, а рука подвизается доблестно, и камнем умерщвляет иноплеменника, потому что песнословит Давид от него по плоти отсекшийся Камень. Ибо говорит: «камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» ( Псал. 117, 22 ). Воспользовавшись мечем иноплеменника, Давид отсек ему голову, преднаписуя победу Произшедшего из него по плоти. Ибо диавол, ко кресту пригвоздив Господа нашего, крестом низвержен и лишен власти. И как, после одержанной победы Давидом, израильское воинство поразило полчище иноплеменников: так, по сокрушении диавола Богом Спасителем нашим, уверовавшие в Него обратили в бегство полки демонов. Вопрос 42. Как Давид, не живши еще во Иерусалиме, внес в него голову иноплеменника? (1 Цар. 17, 54)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

По окончании возмущения Авессаломова произведено возмущение Савеем, который убедил одиннадцать колен отложиться от Давида: «сей тиран, возобновивший возмущение Авессалома, представляет в себе еретиков, которые царство Христа, утвердившееся по разсеянии иудеев и по обращении языков, не престают колебать и возмущать» 262 . Предсмертное завещание Давида имеет в себе некоторое сходство с предсмертными обстоятельствами Спасителя. Давид предузнает время своей смерти и говорит: аз отхожду в путь всея земли ( 3Цар. 2:2 ): Иисус Христос говорит ученикам Своим, что Он должен вскоре умереть и идти ко Отцу Своему. ( Ин. 14:12, 28 ) Иисус Христос утешал учеников тем, что Он мир оставляет им: ( Ин. 14:27 ) и Давид оставляет народу Божию в преемнике своем мир, что указывает самое имя Соломона. Давид вручает жезл правления сыну своему и обещает народу, что он созиждет дом Божий: Иисус Христос обещает ученикам Утешителя Духа, Который устроит и утвердит Церковь Божию на основании, Им самим положенном. Давид молится пред смертию своею за народ свой и бывшего врага своего Семея поручает покровительству Соломона: так и Спаситель в последние дни земной Своей жизни молит Отца небесного за тех, ихже дал есть Ему Отец, за весь мир, и на кресте уже молится за врагов Своих. Давид пред смертию приносит многочисленные жертвы Господу: ( 1Пар. 29:21 ) Иисус Христос приносит самого Себя в благоприятную жертву правосудию Отца небесного. Разсмотрим теперь в лице Давида образ славы Христовой. б) Давид образ Иисуса Христа Прославленнаго Сколь много ни терпел бедствий Давид во дни своей жизни, и сколько он ни имел врагов, – но все бедствия, им перенесенные, последуемы были славою, и все враги его были побеждены им, при помощи Божественной, которая не оставляла его во все время жизни его. Давид помазан был на царство еще задолго до приятия царства, и Дух Господень ношашеся над ним от того дне и потом ( 1Цар. 16:13 ): Иисус Христос помазан елеем радости паче причастник Своих, и Дух Господень был на Нем. Как Давид, помазанный в царя, не тотчас получил царство: так Христос рожденный Царем прежде веков не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Стремился к тому, чтобы помыслы сердца были чистыми, а руки – чисты от злодеяний (Мецудат Давид). Если бы я рассказал все, как есть, то у молодого поколения, которое является «Твоими сынами», т. е. верующими людьми, возникли бы сомнения, и они стали бы изменниками (Мецудат Давид). Последствие злодеев, которое не к добру (Мецудат Давид). Подобно сновидению, которое исчезает по пробуждении, так и они исчезнут мгновенно. В городе, где они уважаемы вследствие своего состояния, на виду у всех, Ты образ их опорочишь (Мецудат Давид). Согласно другому толкованию, слово баир («в городе») следует понимать, как бегаир («когда пробудятся»): «Как сон по пробуждении, так Господь, когда пробудятся, их образ будет опорочен». Речь идет о грядущем времени, когда воскреснут мертвые, как написано: «И многие из спящих в прахе земном пробудятся, одни – на жизнь вечную, а другие – на бесчестье и вечный позор» (Даниэль, 12:2) (Радак). «Не разумел этой тайны, почему путь злодеев успешен?» (Радак). «И, тем не менее, я всегда оставался верен Тебе: Ты словно вел меня за правую руку» (Радак). Посреди собраний Твоих – посреди Храма, где собирается весь Израиль и где присутствует Сам Всевышний (Мецудат Давид). Навуходоносор, прежде чем завоевать Иерусалим, обращался к магическим знакам, которые обещали ему победу. Когда Иерусалим был захвачен, он утверждал, что его знамения были истинными (Мецудат Давид). Все, кто принес топор, чтобы рубить «сплетшиеся ветви» ливанского кедра для строительства Храма, считали это приношением Всевышнему. Теперь же все искусство резьбы на стенах разрушено топорами (Мецудат Давид). Желая уничтожить Израиль, они сначала уничтожали святилище Бога. Так поступали все: филистимляне разрушили Шило, Санхерив – Первый Храм, а римляне разрушили Второй Храм (Раши). «Все места собраний Всесильного» – все синагоги, где собираются для молитвы или изучения Торы (Мецудат Давид). «В дни пребывания в галуте (изгнания из Святой земли) мы не имеем пророка, нет знамений приближающегося избавления, и никто из нас не знает, как долго продлится галут» (Мецудат Давид, Раши).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Недолго помнил Саул о благородном поступке Давида. Собственная подозрительность вместе с усилением Давида, число сочувствующих которому все увеличивалось, — побудили царя возобновить преследование, и с трехтысячным отрядом Саул опять выступил в пустыню. Давид внимательно следил за действиями царя и, когда тот расположился станом на одной из возвышенностей, Давид укрепился на горе, откуда виден был царский стан. Чтобы точнее узнать силы Саула, Давид с одним из своих последователей Авессою, ночью проник в стан царя, беспечность царских воевод была так велика, что даже у царского шатра не было сторожа, и Давид со своим спутником вошли туда. Саул спал крепким сном, у его изголовья стояло воткнутое в землю копье. Авесса вызвался поразить Саула этим копьем насмерть, но Давид сказал: — Жив Господь! Пусть поразит его Господь, или придет день его и он умрет, или пойдет на войну и погибнет, меня же да не попустит Господь поднять руку на помазанника Господня! Он взял находившиеся в шатре копье и чашу с водой, чтобы показать Саулу, что жизнь царя опять была в его руках, и, никем незамеченный, ушел из стана. Взойдя в свой лагерь, Давид громким голосом стал упрекать царских воевод за то, что они плохо охраняют государя. Саул услыхал голос Давида и вступил с ним издали в беседу. Царь говорил: — Согрешил я, возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду делать тебе зла, потому что душа моя была дорогá ныне в глазах твоих, безумно поступал я и очень много погрешал. Давид отвечал: — Вот копье царя, пусть один из отроков придет и возьмет его. И да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, так как Господь предавал царя в руки мои, но я не хотел поднять руки моей на помазанника Господа. И пусть как драгоценна была жизнь твоя в глазах моих, так ценится моя жизнь в очах Господа, и да покроет Он меня и да избавит от всякой беды. На прощанье Саул благословил Давида именем Господним, и с тех пор они более не виделись. Давид имел много оснований не доверять благим намерениям и обещаниям Саула и потому счел более безопасным для себя оставить пределы Израильского царства и переселиться в землю филистимлян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

181 Пятый псалом составлен Давидом, как молитва к Богу о помощи во время близкой опасности, по всей вероятности в начале восстания на него Авессалома. Давид просит здесь, чтобы Бог как правосудный Царь (ср. 1Цар.12:12 ), услышал его сильное обращение к Нему, «потому что», – говорил Давид, – «я не престану взывать к тебе и Ты должен услышать меня, по милости Твоей». Такое побуждение к услышанию и такая надежда на услышание кроме Давида высказывалась и другими праведниками, напр. Исаией ( Ис.26:22 ). «Просите и дастся вам, толцыте и отверзется» … говорил Сам Спаситель. Давид просит Бога услышать его как возможно скорее, чтобы он вовремя мог избегнуть страшной беды (ср. Пс.87:2–3:14 ). 182 Другое побуждение к своей надежде на милость Божию Давид видит в том, что Богу неприятны противозаконные действия (каким делом было восстание Авессалома), а также в том, что Богом не могут быть сохраняемы все злые и коварные (ср. Пс.14:1–2 ), какими были многие из восставших на Давида, начиная с предводителей восстания Авессалома и Ахитофела. Но в особенности Давид надеялся, что Господь погубит его кровожадных врагов потому, что Он не может оставить в покое их, как и всех вообще беззаконников. 183 Может быть, Давид, когда воспевал этот псалом, находился вдали от Скинии, поэтому, надеясь на погибель врагов своих, он вместе с тем надеялся войти в дом свой на святой горе Сионской, подойти к Скинии и пред нею, как бы пред лицом Самого Бога, помолиться. Давид надеется войти в Скинию Божию не иначе, как только по милости Божией. Дорожим ли мы этой милостью Божией, всегда готовой для нас? Посещаем ли усердно храм Божий? 184 Далее Давид молит Господа в особенности о том, чтобы Он научил его: как жить вполне по закону, чтобы никто не имел никакого повода возмущаться против него, или глумиться над ним. Враги наши ищут поводов восстания на нас прежде всего в наших недостатках, посему, чтобы не было врагов, необходимо избегать грехов и при бессилии молиться о избавлении от них. 185 Неприятно терпеть насмешки и притеснения вообще от всяких людей, а тем более от таких, какими были враги Давида, которые внутренне были вполне развращены, злы и бессердечны, а видимо почтительны, любезны, вкрадчивы. Очевидно, Давид вполне справедливо просит Бога произвести, над ними справедливый суд и даже осуждение, так как они, будучи внутренне испорченными, не подавали надежды к исправлению и мера преступлений их исполнилась уже.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010