Там, вероятно, и состоялось знакомство Давида с молодым свт. Григорием Паламой . Давид Дисипат и свт. Григорий Палама стали близкими друзьями; о степени духовной близости Давида и свт. Григория свидетельствует то, что свт. Филофей Коккин говорит о них не только как о единомышленниках, но и как об «общниках в подвижничестве ( κοινωνν… σκσεως) " 2 . Крепость этой дружбы была проверена временем; недаром Давид, по словам протопресв. Иоанна Мейендорфа , «станет одним из главных защитников учения свт. Григория» 3 . Самоотверженная борьба Давида дала свои плоды: в частности, по оценке Х.Ф.Байера, Давид стал составителем самого популярного антиварлаамовского и антиакиндиновского сборника. Важно также, что через посредничество Давида Дисипата свт. Григорий Палама был связан с исихастской школой прп. Григория Синаита 4 . Имея в виду обширные знания Давида, о чем можно судить из его сочинений и которые проявляются, в частности, в его умении слагать ямбы правильным метром, – можно сделать вывод о том, что Давид получил очень хорошее образование. Давид неплохо знал античную литературу и великолепно разбирался в творениях святых отцов. Судя по тому, что Давид не пожелал делать ни светскую, ни церковную карьеру, хотя у него были для этого все возможности, но прожил жизнь простого монаха и приближался к высшим светским и церковным кругам преследуя только цель защиты Истины, – он был скромным, благочестивым и кротким человеком. Знакомство с Варлаамом Калабрийским Первые достоверные сведения о Давиде Дисипате 5 связаны с его знакомством с греческим монахом, воспитывавшемся в латинском окружении, «калабрийским фи­лософом» Варлаамом – впоследствии одним из предводителей партии антипаламитов, – которое отражено в эпистолярном наследии последнего. Изначально Давида и Варлаама Калабрийского связывали дружеские отношения. Так, поскольку в то время между свт. Григорием Паламой и Варлаамом уже шла полемика по поводу антилатинских сочинений последнего 6 , Варлаам жаловался Дисипату на недоброе, по его мнению, отношение к нему Паламы 7 . Ок. 1337 г. Варлаам, будучи в Салониках, сблизился с монашеским кругом прп. Игнатия Исихаста, в который входил и Дисипат. Вероятно, это знакомство Варлаама с кругом прп. Игнатия побудило его начать активно выступать против исихастского учения и связанных с ним практик 8 . Итак, начав нападать на исихастов, Варлаам составил несколько трактатов, в которых обвинял исихастов, практикующих Иисусову молитву, в мессалианстве и «пуподушничестве» (т. е. в том, что они разделяли представление о том, что душа человека находится в пупе) 9 . В 1338 г. Варлаам подал жалобу на исихастов в Синод, а также Константинопольскому патриарху Иоанну Калеке. Но, несмотря на то что патриарх отверг жалобу Варлаама, тот продолжал свои нападки. Развитие паламитских споров Давид, вероятно, был непосредственным свидетелем начала полемики вокруг Фаворского света и Божествен­ных энергий. Дадим ему слово:

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

После этого филистимляне два раза делали нападения на Давида, но он в тот и в другой раз разбил их ( 2Цар. 5:17–25; 1 Парал. 11:13–19, 14:8–17). Утвердившись в новой столице, Давид решился перенести туда ковчег Божий из Кириафиарима, из дома Аминадава. Для этого он собрал в Кириафиарим свое войско и народ. Поставили ковчег Божий на колесницу, запряженную волами, и повезли. Давид и все израильтяне играли перед ним на различных музыкальных инструментах. В одном месте волы наклонили его. Сын Аминадава, Оза, протянул руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, чтобы придержать его, точно как обыкновенную вещь, но Господь тотчас поразил его смертью 371 . Давид устрашился везти ковчег к себе в город и поставил его в доме Аведдара 372 . Вскоре, услышав, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божия, Давид с торжеством перенес его в свой город. В этот раз ковчег несли священники и левиты на плечах своих. Во время шествия левиты пели и играли на музыкальных инструментах, а Давид в восторге скакал перед ковчегом. Принеся ковчег в свой город, Давид поставил его в новоустроенную им скинию, принес жертвы Богу и угостил народ. Для прославления Бога, во время Богослужения в скинии Давид устроил хор из 4000 певцов и музыкантов 373 и составил много псалмов, т.е. песнопений. Царь Давид вообще во всех обстоятельствах жизни своей любил изливать перед Богом душу свою в псалмах. Собрание псалмов называется Псалтирью. В Псалтири есть весьма много пророчеств об Иисусе Христе. Например, что Он будет Бог ( Пс. 44:7–8, 109:1 ), Сын Божий ( Пс. 2:7, 109:3 ), что Он произойдет по человечеству от рода Давида ( Пс. 88:36–38 ), умрет в мучениях позорной смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ), сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ). После перенесения ковчега в Иерусалим, Богослужение стало совершаться при двух скиниях – Моисея в Гаваоне 374 и Давида в Иерусалиме. Давид исчислил левитов от 30 лет и выше, и было число их 30000. Из них он назначил для служения при скинии 24000, писцами и судьями народа 6000, привратниками сокровищехранителями 4000, певцами и музыкантами 375 4000, и разделил их, как священников, так и левитов, служащих при скинии, на 24 череды, которые сменялись каждую субботу ( 2Цар. 6; 1 Парал. 13, 15, 16, 23:3–32; 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Житие преподобного Давида Святой и преподобный Давид был прежде разбойником и, живя в пустыне Ермопольской 1 ], причинял много зла, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой. Под своим начальством он имел человек более тридцати, разбойничавших вместе с ним. Однажды, сидя с ними на горе, раздумался он о своей жизни и вспомнив, сколько зол и бедствий причинил он людям, весьма убоялся Бога. Оставив всех бывших с ним разбойников, он пошел в монастырь. Когда Давид постучался в ворота, вышел привратник и сказал ему: — Чего ты хочешь? Давид ответил: — Хочу быть черноризцем. Привратник пошел и поведал о нем игумену. Игумен вышел к нему, но видя, что он человек старый, сказал: — Не можешь ты быть здесь, потому что братия много трудятся и живут великом воздержании; ты же иного нрава и заповедей монастырских не можешь исполнить. Давид продолжал умолять принять его в монастырь. — Всё, что прикажете мне, сделаю, — говорил он, — только примите меня. Игумен отказывался, говоря: — Не можешь ты жить с нами. Тогда Давид сказал игумену: — Знай, отче, что я — Давид, начальник разбойников; пришел же к вам для того, чтобы оплакивать грехи мои. Если же ты не захочешь принять меня, то клятвенно обещаю вам, что пойду обратно, приведу с собой своих разбойников и всех вас перебью и разорю монастырь ваш. Услышав это, игумен принял Давида в монастырь и постриг его в иноческий чин. И начал Давид подвизаться в воздержании и обучать себя смирению. В скором времени он превзошел добродетелями прочих черноризцев в монастыре и служил всем на пользу своим житием и словом. Однажды, когда Давид сидел в келлии, ему явился архангел Гавриил, говоря ему: — Давид, Господь простил грехи твои, и будешь ты отныне творить чудеса. Давид отвечал ангелу: — Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского. Архангел сказал ему: — Я — Гавриил архангел, который не пощадил и Захарию 2 ], когда тот не поверил словам моим, но связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мною. Тебя ли пощажу? Итак, отныне будешь нем!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Старец Самуил из рога льет елей на чело юного Давида, за которым стоят Иессей, отец его, старец, и семь братьев его разного возраста и удивляются ( 1Цар. 16 ). 78. Давид, играя пред Саулом на киннире, отгоняет от него злого духа Царь Саул, старый, сидит на престоле. Руки его простерты к Давиду. Подле него стоят воины. А юный Давид держит кинниру и играет на ней пред царем [Киннира – вид Кифары, или лиры, с десятью струнами. Звуки извлекались из нее смычком (Евфимий Зигазин, писатель XI века)]. 79. Давид убивает Голиафа Давид, юный, без бороды, прицепив пращу к поясу и перевесив суму за плечо, в левой руке держит голову, а в правой меч. Пред ним иноплеменник Голиаф лежит на земле, вооруженный и обезглавленный. Вдали евреи гонят филистимлян, а еще далее девицы пляшут под звуки кифар и тимпанов. 80. Давид со всем народом переносит ковчег завета в Иерусалим Два вола везут колесницу, на которой стоит кивот, как золотой ящик. На нем видны два золотых херувима. А пред ним Давид в белой одежде бряцает в кинниру, сопровождаемый священниками, из которых одни держат тимпаны, другие кифары, иные трубы. У кивота на земле лежит Оза мертвый. Позади идет народ ( 2Цар. 6 ) [Эта картина хорошо изображена в алтаре соборного храма Иверского монастыря на Афоне]. 81. Давид, обличенный Нафаном, покаялся в грехе своем В царском чертоге у золотого престола Давид преклонил колена. Пред ним стоит пророк Нафан и говорит ему на хартии: «отьял Господь грех твой.» Подле него ангел влагает меч свой в ножны ( 2Цар. 12 ). 82. Когда Давид исчислил народ свой, тогда прогневанный Господь послал ангела, который истребил 70 тысяч и ради жертвы прекратил пагубу Среди гумна стоит ангел с мечом в простертой руке. Вокруг него видны нивы и многие умершие люди. На одном конце гумна стоит жертвенник, и на нем сгорают два вола, снопы пшеницы и обломки плуга. Пред жертвенником стоит на коленах Давид; лицо его обращено к ангелу. Позади жертвенника видны два воина. А между ангелом и Давидом стоит пророк Гад и, смотря на сего царя, указывает ему ангела. Близ них видна крепость Иерусалимская ( 2Цар. 24 ). 83. Помазание Соломона на царство

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

А. Возвышение Давида радует всех, кроме Саула (16,1 18,30) 1 . Самуил помазывает Давида, который затем предстает перед Саулом (16,1–23) 2 . Победа Давида над Голиафом (17,1–58) 3 . Давид и дом Саула (18,1–30) Б. Саул пытается погубить Давида (19,1 24,1) 1 . Саул хочет убить Давида (19,1–24) 2 . Ионафан помогает Давиду и воодушевляет его (20,1–42) 3 . Давид в Номве обманывает Ахимелеха и бежит в Геф (21,1–15) 4 . Саул убивает священников Номвы; Давид освобождает жителей Кеиля от филистимлян (22,1 23,6) 5 . Саул преследует Давида, но тот спасается у филистимлян (23,7 24,1) В. Давид сохраняет Саулу жизнь (24,2 26,25) 1 . Давид сохраняет Саулу жизнь в пещере (24,2–22) 2 . Авигея укрощает гнев Давида против Навала, чем спасает его от греха кровопролития (25,1–44) 3 . Давид сохраняет жизнь Саулу в его собственном лагере (26,1–25) Г. Давид примиряется с филистимлянами; Саул кончает жизнь самоубийством (27,1 31,13) 1 . Спасаясь от Саула, Давид бежит к филистимлянам (27,1–12) 2 . Саул обращается за советом к волшебнице в Аэндоре (28,1–25) 3 . Филистимляне отсылают от себя Давида (29,1–11) 4 . Давид возвращает захваченных амаликитянами людей и имущество (30,1–31) 5 . Раненный в сражении на горе Гелвуе Саул кончает с собой (31,1–13) Глава 1 17:17 До установления в Израиле царского правления Сам Бог управляет Своим народом и хранит его. Свое правление Он осуществляет через воздвижение над Израилем пророка Самуила (гл. 1–3), а также тем, что дарует Самуилу победу над филистимлянами (7,2–17). 1 один человек. Это выражение (имевшее в древнееврейском языке оттенок выделения из общего ряда) позволяет предположить, что отец Самуила занимал высокое положение в обществе. из Рамафаим-Цофима. Или: из Рамафаима, Цофимлянин. Слово «рамафаим» может быть переведено как «гора о двух вершинах». Данное место нигде больше не упоминается. Его, по всей видимости, следует отождествлять с Аримафеей новозаветных времен. Родным городом Самуила обычно называется Рама (нынешний Эр-Рамом, лежащий к северу от Иерусалима, 1,19; 2,11; 7,17; 8,4; 15,34; 16,13; 19,18; 25,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Возливая елей на Давида, Самуил никому не сказал, что Господь предназначает его быть преемником Саула. Будучи еще очень молодым, Давид прославился по всему царству своей победой над Голиафом. Однажды во время войны Евреев с соседями (Филистимлянами) из неприятельского стана вышел сильно вооруженный великан Голиаф, вызывал кого-нибудь из Евреев на поединок, при этом смеялся над ними и хулил имя Бога Израильского. Никто из Евреев не смел выйти против великана. Тогда Давид, надеясь единственно на помощь Божию, с разрешения царя Саула, вышел против врага с одной пращей 4 и сумкой с камнями и убил его камнем из пращи, а потом его же мечом отрубил ему голову. За этот подвиг, доставивший Евреям победу над врагами, Давид был поставлен тысяченачальнаком в войске и сделался царским зятем, женившись на дочери царя Саула. Но Царь Саул начал скоро завидовать славе Давида, возненавидел его и преследовал, как своего врага. Давид же не желал делать никакого зла Саулу; он даже охранял и защищал его, как помазанника Божия. Когда Саул и старшие сыновья его были убиты на войне, старейшины народа признали своим царем Давида и торжественно помазали его на царство. Давид покорил соседние народы и сделал свое царство обширным и сильным. Столицей царства он объявил город Иерусалим, на горе Сионе, который завоевал у Хананеев. Здесь Давид, вместо Скинии Моисеевой, устроил новую богатую Скинию, в которую с торжеством перенесен был Ковчег Завета. Царь Давид составил псалмы, то есть священные песни, собранные в священной книге Псалтирь. В псалмах содержится много предсказаний о Спасителе. Давид предсказал, что Спасителем нашим будет Сын Божий, что он пострадает на земле, что люди пронзят Его руки и ноги и разделят по жребию одежды Его, что он воскреснет из мертвых и устроит Свое вечное царство. Посему мы почитаем Давида не только, как великого царя по сердцу Божию, но и как пророка Божия и псалмопевца. 17. Царь Соломон Давид еще при жизни своей торжественно помазал на царство сына своего Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Да умолкнет все вокруг меня! и внутри меня да умолкнут самые помышления мои! да молчит сердце! Да живет, действует одно благоговейное внимание! да входят в душу, при посредстве его, святые впечатления и мысли! Был Давид царем и не сказал, что престол царей — престол блаженства человеческого. Был Давид полководцем и героем, от юных лет до старости препирался с иноплеменниками в кровавых сечах; сколько дал битв, столько одержал побед; на берега Евфрата с берегов Иордана передвинул границы своего царства и не сказал, что в славе победоносца и завоевателя — блаженство человека. Собрал Давид бесчисленное богатство, собрал его мечом своим. Золото лежало в кладовых его как бы медь, а серебро накидано в них было как бы чугун. Но не сказал Давид, что в богатстве — блаженство человека. Имел Давид все земные утешения — ни в одном из них не признал блаженства человеческого. Когда Давид был отроком, когда занятием его было пасти овец отца его Иесссея — внезапно, по повелению Божию, приходит пророк Самуил, святым елеем помазует убогого пастуха в царя израильскому народу. Час помазания своего на царство Давид не назвал часом блаженства. Дни детства проводил Давид в пустыне дикой. Там мышцы его начали ощущать в себе доблесть мышц богатыря: без оружия, с одними руками, кидался он на льва и медведя, удавлял льва и медведя. Там душу его начало двигать, наполнять небесное вдохновение. Руки, сокрушавшие льва и медведя, устроили псалтирь, прикасались к струнам, напряженным и приведенным в согласие действием Духа: издались гармонические, усладительные, духовные, разумные звуки. Далеко, далеко, через времена, через столетия и тысячелетия, понеслись эти звуки, повторились и повторяются бесчисленными голосами, прославили имя Давида по всем концам земли, по всем векам ее христианского быта. Жизни пустынной, жизни, полной подвигов чудных, чудного вдохновения, Давид не назвал блаженством человека. Блажен муж, воспевает он, в каком бы месте, в каком бы звании, в каком бы состоянии и сане ни был этот муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Все стояли поражённые: они поняли, что за обряд он только что совершил. Ароматным маслом в том народе помазывали человека, когда его... возводили на царский престол! Но провести такой обряд не мог бы случайный странник. Их нежданный гость таким и не был. Оказывается, в тот день к ним в дом пришел сам Самуил! Он был мудрецом, одним из людей, которых тогда называли «судьями» и которые вершили дела еврейского народа. А ещё он был великим пророком. Господь говорил с Самуилом напрямую, раскрывал ему Свою волю. А Самуил уже передавал эту волю народу. Только вот на сей раз непонятно было, что хотел сообщить пророк Иессею и его сыновьям. Почему? Да потому что у евреев в то время уже был царь. Звали его Саул. Он был жив-здоров, народ его почитал и о смене государя никто не помышлял. Но то, что Бог открывал пророкам, далеко не всегда видели простые люди! Так и в семье Иессея не знали, что Бог к тому времени отвернулся от Саула — ведь царь решил, что теперь может править народом сам по своей воле, и перестал слушать пророка Самуила, возвещавшего волю Господа. И тогда Бог велел Самуилу найти нового правителя для евреев. Вот поэтому пророк и пришел в дом, где жил Давид. Как поступил Давид? Что же сделал Давид, когда Самуил помазал его на царство? Наверное, он страшно обрадовался и сразу бросился к царю Саулу? Сказал: «А ну, отдавай мне корону и трон, а сам уходи! Меня выбрал Бог, и теперь я — новый царь!» Нет, Давид этого не сделал. Он... продолжил пасти овец. Но почему? Давид был кротким, скромным, добрым юношей, любил Бога, всегда исполнял Его волю и очень почитал своего царя, не смея даже думать о том, чтобы покуситься на его трон. Получается, Давид был трусом? Нет! Напротив, при своем невысоком росте и худобе он отличался смелостью, силой и ловкостью. Работа пастуха требует мужества. В землях, где жила семья Давида, водилось много хищников — львов и медведей. Они часто приходили к стадам, чтобы поживиться, и пастухам приходилось защищать своих овец. Давид отлично умел обращаться с пращой. Праща — это оружие, которым пользовались и воины, и пастухи. Кожаный ремешок или веревка с расширением посредине, в которое вкладывали камень. Пастух раскручивал пращу над головой и запускал камень с большой силой и скоростью в цель. С помощью пращи Давид не раз поражал и волка, и медведя, и даже льва!

http://foma.ru/car-david-pastuh-kotoryj-...

Был Давид полководцем и героем, от юных лет до старости препирался с иноплеменниками в кровавых сечах, сколько дал битв, столько одержал побед, на берега Евфрата с берегов Иордана передвинул границы своего царства и не сказал, что в славе победоносца и завоевателя – блаженство человека. Собрал Давид бесчисленное богатство, собрал его мечом своим. Золото лежало в кладовых его как бы медь, а серебро накидано в них было как бы чугун. Но не сказал Давид, что в богатстве – блаженство человека. Имел Давид все земные утешения – ни в одном из них не признал блаженства человеческого. Когда Давид был отроком, когда занятием его было – пасти овец отца его Иессея: внезапно, по повелению Божию, приходит пророк Самуил, святым елеем помазует убогого пастуха в царя израильскому народу. Час помазания своего на царство Давид не назвал часом блаженства. Дни детства проводил Давид в пустыне дикой. Там мышцы его начали ощущать в себе доблесть мышц богатыря: без оружия, с одними руками, кидался он на льва и медведя, удавлял льва и медведя. Там душу его начало двигать, наполнять небесное вдохновение. Руки, сокрушавшие льва и медведя, устроили псалтырь, прикасались к струнам, напряженным и приведенным в согласие действием Духа: издались гармонические, усладительные, духовные, разумные звуки. Далеко, далеко, через времена, через столетия и тысячелетия, понеслись эти звуки, повторились и повторяются бесчисленными голосами, прославили имя Давида по всем концам земли, по всем векам ее христианского быта. Жизни пустынной, жизни, полной подвигов чудных, чудного вдохновения, Давид не назвал блаженством человека. «Блажен муж», воспевает он, – в каком бы месте, в каком бы звании, в каком бы состоянии и сане ни был этот муж, «иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» ( Пс. 1, 1 ). «Блажен муж», который хранится от греха, который отражает от себя грех , в каком бы образе, в каком бы облачении не предстал ему грех: предстанет ли он в беззаконном поступке, представится ли в помышлении, советующем беззаконие или в чувстве, приносящем наслаждение, упоение греховное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Однажды, под вечер, прогуливаясь на кровле царского дома, он увидел в соседнем доме женщину очень хорошей наружности 382 . Это была Вирсавия, жена Урии, который был тогда на войне. Пожелав иметь ее женой своей, Давид послал приказ Гоаву поставить мужа ее там, где будет самое сильное сражение. Иоав исполнил приказание царя. Урия убили враги. Давид женился на Вирсавии. Когда от Вирсавии родился сын, Бог послал к Давиду пророка Нафана обличить его в преступлении. Явившись к царю, Нафан попросил суда над богачом, который взял у бедного последнюю овечку для угощения своего гостя. Давид сказал: «Достоин смерти человек, сделавший это». Тогда Нафан сказал: «Этот человек – ты. За это не отступит меч от дома Твоего». Давид раскаялся в своем преступлении, и Бог не наказал его смертно, но родившийся от Вирсавии сын его умер, и сам Давид потерпел много домашних бедствий. Памятником покаяния Давида остался 50-й псалом: «Помилуй мя Боже». От Вирсавии родился Давиду другой сын, Соломон. Между тем Иоав почти овладел аммонитской столицей и предложил Давиду самому окончательно взять ее. Давид пришел, взял ее приступом, получил богатую добычу и золотой венец царский, в котором было золота талант и драгоценные камни, а жителей столицы и других городов аммонитских истребил 383 ( 2Цар. 8–12; 1 Парал. 18–20). Бедствия в царствование Давида: братоубийство Авессалома. Бунт его. Язва по случаю исчисления народа Сын Давида, Амнон, преступно оскорбил сестру свою от другой матери, Фамарь. Авессалом, ее брат по линии матери, за это убил Амнона и бежал из отечества. Получив прощение от Давида и возвратившись домой, Авессалом задумал новое злодейство – свергнуть с престола отца своего. Подготовив все к мятежу, Авессалом удалился в Хеврон и объявил себя царем. Давид был сильно огорчен этим. Чтобы не подвергнуть Иерусалим разрушению от мятежников, Давид решился уйти из Иерусалима. Он вышел из него со слезами, с покрытой головой (в знак печали) и босой. За ним вышло его семейство и народ, оставшийся ему верным, со слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010