«Большие» апокрифические деяния в древности подверглись неск. обработкам. Уже с IV в. был известен особый сборник, составленный неким Левкием Харином, к-рый систематизировал разрозненные тексты апокрифических деяний и обработал их в гностическом или манихейском духе. С этим сборником был знаком Патриарх К-польский свт. Фотий (IX в.), краткие выдержки из него сохранились и в Деяниях VII Всел. Собора, осудившего этот сборник как еретический. В VI в. была составлена на лат. языке «История апостолов», приписанная Авдию, еп. Вавилонскому, где взятый за основу сборник Левкия очищен от еретических элементов. «Большие» апокрифические деяния послужили образцом и дали фактический материал для написания «малых», составленных на различных языках в более позднее время. В их числе с именем ап. Иоанна связаны «Деяния Иоанна» Прохора (VI в.), широко распространенные в визант. мире, сир. соч. «История Иоанна», лат. произведение «Добродетели и мученичество Иоанна». Апостолам Петру и Павлу посвящены лат. «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Лина, «Деяния Петра и Павла» Псевдо-Марцелла, «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Егезиппа, сир. «Учение Петра» и «История Петра», слав. «Житие Петра». С именем ап. Петра связаны и т. н. Псевдо-Климентины , приписываемые Клименту Римскому . В этом сочинении, дошедшем в лат. переводе Руфина , частично в сир. версии и частично по-гречески представлена обработка цикла рассказов о Петре, написанная в форме автобиографии автора сочинения. С ап. Андреем связана группа известных текстов, существующих на греч., лат., копт., эфиоп., сир., арм., груз. и слав. языках: «Андрея и Матфия деяния» , «Деяния Андрея и Варфоломея», «Петра и Андрея деяния» , «Павла и Андрея деяния» , «Андрея и Филимона деяния» . С именем ап. Варфоломея связаны копт. «Деяния Варфоломея», лат. и арм. «Мученичество Варфоломея», греч. «Деяния Варфоломея и Варнавы». С именем ап. Филиппа - «Деяния Филиппа» (греч., арм., груз., слав. тексты), сир. «История Филиппа», копт. «Деяния Филиппа и Петра». С именем Фаддея - «Деяния Фаддея» (греч. и копт. версии). Апокрифические деяния были положены в основу принятых Церковью преданий о жизни и деятельности всех апостолов . Христ. иконография заимствовала из этих деяний описания изображения и характерных черт апостолов.

http://pravenc.ru/text/75608.html

Замечательно, однако, что эти две идеи первенства, хотя и часто сталкивались между собой в течение многочисленных церковных конфликтов первого тысячелетия, никогда не обсуждались сами по себе. У епископов «Ветхого Рима» явно не хватало власти, чтобы навязать свой взгляд восточным, а византийцы, казалось, игнорировали подлинный смысл «Петровой идеи», часто риторически пользуясь ею, когда это было им выгодно, в отношениях с римскими епископами. В 1204 г. реальность заявила о себе трагическим, прискорбным насилием. Этот год считается действительным началом прямого обсуждения проблемы римского первенства византийскими полемистами . На самом деле дискуссии по поводу первенства имели место еще в XII в., в 1112 г., по случаю визита в Константинополь Петра Гроссолана, архиепископа Миланского, и несколько раз позже . Ясно, однако, что до появления реформированного папства в конце XI в. столкновения по этой проблеме не носили прямого и открытого характера и что после драматических событий 1204 г. спор вспыхнул с новой силой. А поскольку эти события — и особенно поставление латинского патриарха, равно как и учреждение латинской иерархии в государствах крестоносцев, — оправдывались божественным правом папы как преемника Петра, спор неизбежно затронул это богословское основание, на которое ссылались латиняне. Нет возможности обсуждать здесь экзегетические, экклезиологические и канонические доводы, использованные греческими полемистами. Конечно же, не все они равноценны и уместны. Однако заслуживает внимания, что главный удар византийской полемики направлен был не против идеи первенства апостола Петра среди апостолов Иисуса, отраженной в Новом Завете, но против латинской идеи преемства от Петра одного лишь Рима, которая, безусловно, опирается не на Писание. Это преемство византийцы усматривали в каждой поместной церкви, которая исповедует веру Петра. «Вы пытаетесь представить Петра учителем одного только Рима, — говорит Николай Месарит в 1206 г. — В то время как божественные отцы придавали обетованию, которое дал ему Спаситель, кафолическое значение и относили его ко всем веровавшим и верующим, вы загоняете себя в рамки узкого и ложного толкования, приписывая это обетование одному лишь Риму. Если бы это было так, невозможно было бы каждой церкви верных, а не только римской, надлежащим образом иметь в себе Спасителя и каждой быть основанной на камне, т. е. на учении Петра, согласно обетованию» . Эта идея преемства от Петра каждой церкви, несомненно, предполагает, что если одна церковь возвышается честью или властью, то не по причине Петра, но в силу исторических обстоятельств, и Рим здесь не исключение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

По устроению в новосозидаемом храме кивота для мощей святителя был совершен и навсегда установлен праздник перенесения честных мощей иже во святых отца нашего Петра, митрополита и чудотворца всея России. По случаю же падения новосозидаемого храма, в котором мощи святителя находились, они вторично перенесены были в 1475 году на время в церковь Иоанна Лествичника и по совершенном сооружении Успенского собора, в 1479 году, в третий раз перенесены сюда и положены под спудом. После этого перенесения мощей святителя Петра праздник перенесения их установлен в 24 день августа. По установлении сего праздника Пахомий Сербянин, инок Троицкого Сергиева монастыря, по поручению начальства в конце XV века написал два канона на перенесение мощей святителя Петра. В 1547 году, после пожара, истребившего в Москве почти все кремлевские здания и разрушившего кровли и паперти Успенского собора, мощи святителя Петра перенесены были в Чудов монастырь и по возобновлении собора положены там в новую золотую раку, устроенную Иоанном Васильевичем IV в 1555 году по случаю рождения у него царевича Иоанна. В святцах наших, напечатанных в Москве (1648 г.), под 4 числом августа замечено: «Святитель Петр митрополит явился благочестивой царице Анастасии, не повелевая никому же гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку свою запечатлети, и того дня установиша праздник сей праздновати». Во время обладания Москвы поляками золотая рака святого Петра митрополита рассечена была на части, которые разделены между святотатцами. Мощи положены были под спудом в новую деревянную раку, окованную серебром. Из патриаршего устава видно, что на праздник святителя Петра 1679–1684 годов приносили в Успенский собор часть мощей его от патриарха и клали на налой или на гробницу святителя. До 1812 года они лежали под спудом запечатанные и запертые. Наполеон расторгнул гробницу, вероятно, с таким же святотатственным умыслом, как и Тохтамыш. С дозволения Святейшего Синода преосвященный Августин Московский торжественно открыл святые мощи Петра митрополита при освящении первой придельной церкви Успенского собора, где они почивают. Церковь в своих песнопениях день перенесения мощей святителя Петра называет всечестным праздником, веселящим императора и люди. «Яко врача преизрядна и источника чудесам обильна, днесь сошедшеся любовию духовныя твоя чада в перенесение честных мощей твоих, архиерея Петра, молим тя: моли Христа Бога, даровати честным твоим перенесением императору нашему на враги победительная».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ибо иначе как мог так дерзновенно противоречить ему в Антиохии апостол Павел и даже бросить ему упрек в лицемерии? Святой Иларий Пиктавийский выводит отсюда заключение о равенстве по достоинству Петра и Павла: «Кто же осмелился бы противостать святому Петру, главе апостолов, как не иной, подобный ему, который с верою в свое избрание, сознавая, что он и сам не неравен ему, мог твердо порицать первого за его неблагоразумный поступок?». Далее, как могли апостолы послать Петра вместе с Иоанном в Самарию? Зачем нужен был тогда собор Апостольский? Как могло произойти (пускай временное и фактически не вполне соблюдавшееся) разграничение поля деятельности между Петром и Павлом (разумеется, братская связь апостола Павла и основанных им Церквей с изначальной Церковью, Иерусалимской, не порывается и не ослабляется, но остается живой и деятельной, и апостол Павел чувствует себя единым с прочими апостолами: Я ли, они ли – мы так проповедали, вы так уверовали 85 ); как мог бы Павел так подчеркивать, что источник его веры – не авторитет Петра и других столпов, а откровение Иисуса Христа 86 и что поэтому он всецело равен по достоинству другим апостолам? Если бы апостол Петр был единодержавным руководителем Древней Церкви, наподобие нынешнего папы в католичестве, то как могли бы быть рядом с ним и другие столпы – Иоанн, любимый ученик, и Иаков, брат Господень, первый предстоятель (после Петра, которого он заменил в этой руководящей роли) матери Церквей – Церкви Иерусалимской? Итак, Петр обладал неким преимущественным авторитетом среди апостолов, ему принадлежала руководящая роль, но о владычестве Петра, но о господстве Петра (совершенно иначе звучат слова самого Петра: Пастырей ваших умоляю я, сопастыръ и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться, – 1Пет.5:1 ), но о непогрешимости Петра мы ничего не знаем ни из Писания, ни из Предания Церкви. То, чего он не имел, не мог он передать и своему «преемнику». И еще раз ставится тут вопрос: кто его «преемник»? Почему только епископ Римский, а не в равной степени епископ Церкви Антиохийской и епископ Церкви Иерусалимской? Ибо до Иакова, брата Господня, руководящая, предводительствующая роль в матери Церквей – Церкви Иерусалимской принадлежала, несомненно, Петру, а по древнему преданию, засвидетельствованному уже у Оригена , в Антиохии (где первые верующие стали называться христианами – см.: Деян.11:26 ), первым епископом был Петр («Игнатий – второй епископ после Петра»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Помяни Господи князей младенец: Георгия, Андрея, Ивана. Помяни Господи княгинь младенец: Анну, Евдокию, Анастасию, Фетинию, Аксению, Евфимию, Ирину, Марию, Василиссу. Помяни Господи князей младенец: Наума, Ивана, Прова, княгинь младенец: Ульяну, Аксению, Анну, Евфросинию. Род Дмитрия Китаева. Помяни Господи: Василия, (жена его) Евпраксию, (сын его) Димитрия, (жена его) Аксению. Помяни Господи князя Александра (Черкасской) младенца княжну (дочь его) Парасковию. Помяни Господи инока князя Василия, князя Феодора (Алабышев), кн. Михаила (Репнин), кн. Георгия (Гепнин), кн. Андрея (Стригин), кн. Ивана (Бельский), кн. Димитрия (Немой). Род князя Михаила Глинскаго. Помяни Господи кн. Лазаря, (сын его) младенца кн. Петра, кн. Василия (Глинской). Род Льва Салтыкова. Помяни Господи: инока Леванида, (жена его) Анну, (сына его) Михаила, (сына его) Василия, (дочерь его) Генадию, Якова (Салтыкова), (жену его) Анну, (дочерь его) Марию. Помяни Господи кн. Петра, Ивана, Ивана, кн. Василия во иноцех Варлаама (Серебрякова), (жену его) кн. Аксению во инокинях Евпраксию, (сына его) кн. Бориса, кн. Петра (Серебрякова), Даниила (Романов), кн. Алексея, Василия. Помяни Господи князя Владимира, (жену его) кн. Агрипину, (сына его) кн. Василия, инока Сергия, ин. Иосифа, Якова, Ивана, Ирину, Агрипину, Елену. Помяни Господи архимандритов: Якима, Максима. Помяни Господи иереев: Симеона, Павла, Феофана, Давида, Герасима. Помяни Господи инока Иону, Алексея; инокини: Евфросинию, Агрипину, Татьяну, Улиту. Иноков: Даниила, Петра, Алексея, Деомида; инокинь: Марфу, Ирину, Агрипину, Варвару, Марину, Анисию (Павла Губастаго), инокиню Маремьяну, Татьяну; иноков: Георгия, Артемия (Савина), Василия (Баба), Бориса, Петра (Губастой), Георгия, Феодора (Лобанщика), Марью, Андрея, Василия, Никиту, (жену его) Феодору, Димитрия, Ивана, Иосифа, Петра (Петеля), Максима, Илию, Давида (Голодной) Григория, Исаия (меньшей), (сын его) Бориса, Пантелеймона (Фомина), Афанасия, инока Боголепа (Перепечин), инока Козьму (Баграков), Самоила, Артемия (Гневаш), Стефана, инока Давида, инока Захарии (Чертов), Мартирия (Чертов), инока Романа (Басалаев), Ивана (Сыдавной), (сына его) Василия, Наума (Суетин), Ульяну, Василия, Никиту, Никиту, Василия (Часовников), Петра, Ивана, Феодора, Ананию, Михаила, Ивана (Донской). Евфимию (сваю), Анну, Исаия (Губа), Аксению, Евфимию, Прокопия, Парасковию, Пелагию, Ивана, Макария, Георгия (Донской), Бориса, (заяд), Василия, Михаила, Олеферия Феодора (Максимов), Ананию (Пятой), Ирину, Александру, Ферапонта (Фара), Григория (Голодной) Михаила, млад. Ивана, млад. Григория, млад. Василиссу, Петра, Ивана, Феодора, инока Евфимия, Ивана, (Сахаров), Ивана, Феодора, Олеферия (Перепечин), Василия (Гомтюков), Симеона, Ивана инока. Онуфрия, Ивана, Аникия, Алексея, Симеона, Симеона (водовоз), Дея, Льва (Рылов), Петра, Ивана, Ивана (Рылов), Священноинока Варлаама, Ивана (Шемякина), Федора, Василия, Гавриила, Григория (Зыков).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В таком заключении Господней речи, обращенной главным образом к Петру, едва ли можно видеть поставление Петра в князя и главу прочих апостолов. Не скорее ли здесь видеть надобно чувствительное замечание человеку, который, по человеческой немощи, позволил себе несколько выказать себя перед другими и которого смиряют; а сверх того – выражение надежды или прямое предсказание, что Петр, заплатив за свое более глубокое падение более глубоким и плодотворным покаянием, станет опять наравне с прочими апостолами, на месте, которое занимал прежде? Таким образом, это место Евангелия в пользу главенства не говорит ничего: гораздо естественнее понимать это евангельское сказание в смысле апостольства (т. е., что речь идет здесь о ниспадении св. Петра и восстановлении в звание апостольства), и много – что в смысле Петрова первенства (т. е., что Петр, глубже других ниспавши, и сам восстанет прежде своих братий, и им своим примером восстать поможет, не приобретая через это, однако же, никаких прав преобладания над ними). Такое толкование тем достовернее, что оно предложено древними великими отцами Церкви 79 . б) В словах св. апостола Петра ( 2Петр 3, 14–16 ): темже, возлюбленнии, сих чающе, потщитеся нескверни и непорочны тому обрестися в мире, и Господа нашего долготерпение спасение непщуйте: якоже и возлюбленный наш брат Павел, по данней ему премудрости, написа вам, якоже и во всех своих посланиих, глаголя в них о сих, в нихже суть неудобь разумна некая, яже ненаучени и неутверждени развращают, якоже и прочая писания, к своей погибели им, – в словах этих римские богословы 80 хотят видеть канонизацию Павловых посланий Петром, как главой Церкви и Павла. Но из слов св. Петра ясно видно, что он вовсе не имел намерения канонизовать послания Павловы, – что он сделал одобрительный отзыв о них только мимоходом, в виду вводной мысли в речи. Если же потому, что Петр случайно сделал одобрительный отзыв о посланиях Павловых, нужно признать Петра главой Павла: то не скорее ли следует главой Петра признать Павла, который намеренно и торжественно не одобрил Петра, но в лице ему противустал, яко зазорен бе, – который, когда увидел, яко Петр и бывшие с ним не право ходят ко истине благовествования, и в Антиохии рек Петру перед всеми: аще ты, иудей сый, язычески, а не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати, – и написал обо всем этом в послании к Галатам; а это то же самое, что – обнародовал поступки Петра по всей Церкви? Вообще эти вышеприведенные слова св. Петра в пользу его главенства не говорят ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

После краткого пребывания в доме матери Иоанна Марка Петр отправляется «в другое место». Это может означать как другой дом в Иерусалиме, так и место за пределами города. Поскольку Петр был беглым арестантом, он должен был искать себе прибежище вне пределов юрисдикции Ирода Агриппы I. Вероятным местом называют Антиохию 270 , Рим 271 или один из городов Галилеи 272 (не забудем, что в галилейском Капернауме у Петра был дом). Реакция Ирода Агриппы на исчезновение Петра, к которому была приставлена усиленная охрана, была предсказуемой и соответствовала порядкам, царившим в Римской империи того времени: солдаты в подобных случаях подвергались самому суровому наказанию. К тому же Агриппа, по-видимому, заранее пообещал иудеям казнить Петра (об этом свидетельствуют слова «намереваясь после Пасхи вывести его к народу» в начале рассказа). Так как сделать это не удалось, Агриппа по крайней мере посчитал нужным казнить виновников его исчезновения 273 . 6. Миссионерские путешествия Петра по книге Деяний В отличие от миссионерских путешествий Павла, описанных в Деяниях подробно и последовательно, путешествия Петра упоминаются в них лишь эпизодически, и восстановить полную картину его маршрутов на основании этих упоминаний невозможно. Дополнительный свет на передвижения Петра проливают послания Павла, однако и они дают весьма отрывочную информацию. Павел упоминает о пребывании Петра в Антиохии ( Гал. 2:11–14 ) и о наличии партии его последователей в Коринфе ( 1Кор. 1:10–17, 21–23 ). Присутствие Петра на Апостольском Соборе в Иерусалиме, где апостол рассказал об итогах своей миссии, зафиксировано и в 15-й главе Деяний, и у Павла ( Гал. 2:1–10 ). В настоящем разделе мы остановимся на миссионерской деятельности Петра вне Иерусалима, как она отражена в Деяниях. Сведения из других источников будут рассмотрены в 3-й главе нашей книги. Миссия среди самарян Действие первых семи глав Деяний разворачивается в Иерусалиме. При этом вторая половина 6-й главы и вся 7-я глава посвящены проповеди Стефана, его аресту и побиению камнями. Убийство Стефана стало лишь частью того «великого гонения на церковь в Иерусалиме», в результате которого «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» ( Деян. 8:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так в общественном сознании, сначала жителей Советского Союза, а потом и России, начал формироваться новый имидж Карелии. Это край тысячи озер, от Онежского до маленьких безымянных, гранитных скал, загадочных валунов, водопадов, байдарочных и пеших походов. Не говоря уже о религиозных и архитектурных точках притяжения — Валаам, Кижи. С каждым десятилетием такое отношение к Карелии выходит на первое место. Теперь это не земля войн и принудительного труда, а туристические маршруты, экологические и исторические. За одно путешествие можно проплыть по самому большому озеру Европы, увидеть знаменитый водопад, побывать в старинной каменоломне, отведать минеральные воды, которые пил Петр I. Даже Петрозаводск, никогда не входивший в Великое княжество Финляндское, понемногу принимает облик усредненного северного города, с зелеными экологическими тропами в самом центре. Мир пришел в эту часть Русского Севера навсегда. Викторина Карелия: что ты знаешь о крае белых ночей и тысячи озер? Кроме лесов, скал и чистой воды, которыми так славится этот край, Карелия — это еще и целебные курорты, и национальные парки, и древняя история, связанная с финнами, шведами, карелами, новгородцами, и наскальные рисунки, и уникальная этнография, и интересный Петрозаводск, и драматичный Беломорканал… Проверьте себя: так ли хорошо вы знакомы с Карелией? Начать викторину В названии какого города увековечено имя царя Петра I? Петропавловск-Камчатский Санкт-Петербург Петрозаводск В названии Петропавловск-Камчатский — имена апостолов Петра и Павла. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя создателя оружейного завода, вокруг которого потом возник город, — российского императора Петра I. Название Санкт-Петербург в прямом переводе — «город святого Петра», то есть апостола Петра. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя создателя оружейного завода, вокруг которого потом возник город, — российского императора Петра I. Название древнего город Петра в Иордании происходит от греческого «πετρα», что означает «камень». Петра действительно была городом из камня, подобного ей города в Римской империи не было. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя основателя города — российского императора Петра I.

http://sever.foma.ru/karelija-nerusskij-...

Таким образом, память прп. Петра почиталась лишь монахами, и этот местный культ не имел серьезных приверженцев за пределами афонских обителей. Можно также отметить, что с XI в. почитание Петра все больше приходило в забвение 13 и было восстановлено только с возрождением отшельничества и развитием исихазма к конце XIII и в XIV вв. Первым значимым свидетельством пробудившегося интереса к личности первого афонского исихаста следует считать увеличение числа списков Жития, составленного Николаем 14 . Афонские предания, в сочетании с иными доступными нам сведениями, позволяют сделать вывод, что прп. Петра особенно почитали в Лавре св. Афанасия. Из Жития Николая мы узнаем, что пещера, где Петр провел в одиночестве пятьдесят лет, находилась в самой пустынной части Афона, состоящей в ведении Лавры. До наших дней местные предания (вероятно, воспроизводящие рассказ письменного Жития) указывают на существование в этом месте скита прп. Петра 15 . Житие Нифонта, афонского отшельника середины XIV в., подтверждает и уточняет эти данные. Нифонт со своим учителем Феогностом обитал недалеко от Лавры ( πρς τ μρη τς Λαρας) – там же, добавляет агиограф, некогда жил Петр Афонит ( νθα πρν Πτρος θωντης ρετς τ θεμλιον κατεβλετο) 16 . К этим первым сообщениям можно добавить и владельческую заметку одной из лаврских рукописей (ныне cod. Coisl . 109): «(...) книга сия из часовни нашей Святейшей Владычицы Богородицы и святого отца нашего Петра Афонского» 17 . Эта рукописная заметка XIII/XIV в., с учетом того, что кодекс принадлежал Лавре, наводит нас на мысль, что церковь , посвященная Богородице и прп. Петру, находилась непосредственно на территории Лавры 18 . И наконец, последнее свидетельство. Из Жития славнейшего афонского насельника XIV в. Максима Кавсокалива 19 , которое было составлено Феофаном, в то время уже игуменом монастыря Ватопед и митрополитом Перифеорийским 20 , мы узнаем, что по прибытии на Святую гору прп. Максим Кавсокалив остановился в Лавре. Там он прочел Жития св. Афанасия, основателя монастыря, и прп. Петра: первое из них представляло образец общежительного монашества, второе – жизни в исихии 21 , первый святой был духовным отцом иноков, подвизавшихся в крупных монастырях, второй – отшельников, избравших уединение в скиту. По словам агиографа, прп. Максим таким образом сравнивал двух «отцов основателей» монашества на Святой горе, то есть прп. Петра Афонита и св. Афанасия 22 . В то же время первый биограф Кавсокалива, его ученик Нифонт Кавсокаливит, изображает святого как второго Онуфрия и второго Петра Афонского 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Государственные и церковные преобразования Петра сломили силу русского монашества. Этот, так сказать, жизненный нерв древнерусского общества убит новыми понятиями и новыми взглядами на самую жизнь и цель жизни. «Свет инокам ангелы, свет миряном иноки» говорили старорусские люди, считая монастырь местом воплощения христианского идеала. Монашество считалось даже «выше царской державы», когда монастырь жил полною жизнью, сосредоточивая интересы церковной, общественной и государственной жизни, когда монашество в лице иерархов, игуменов и аскетов-подвижников стояло во главе полуцерковного государственного строя до-петровской Руси. Но, как замечено, вследствие разных обстоятельств монашество к концу XVII в. почти утратило свои идеальные свойства и добрые старцы перевелись. Их заменили такие старцы, о которых Петр говаривал, что «они многому злу корень». Петр был человеком не без крайностей, особенно когда его мысли сосредоточивались на политическом и экономическом могуществе Русского Государства, которому должно было служить все до забвения собственных интересов. Царь с такими понятиями и взглядами не видел прямой пользы от современного ему монашества, а монашество, заключившись в узко монастырских интересах, не понимало Петра, называя его стремления ослабить силу монашества «кознями врага рода человеческого». Раздраженные монахи обозвали Петра «антихристом». Петр со своей стороны в каждом монахе видел бесполезного члена общества, в то время как каждый крестьянин являлся троеданником: государству, помещику и дому своему. 37 Петр думал, что большинство пострижеников бегут в монастырь по лености от податей, дабы даром хлеб есть. Взгляды Петра на монашество были общими с взглядами знаменитого Феофана Прокоповича – этого второго «я» Петра в церковных преобразованьях. Мрачные взгляды на монашество разделяли многие из современников Петра, напр. известный крестьянин-публицист Иван Посошков. 38 Крайний взгляд Петра на монашество проникает все указы и все распоряжения его относительно монастырей, причем не полагается различия между монахом и монастырем. Идеи Петра нигде не проведены так последовательно и так резко, как в распоряжениях о монашестве. Монашество всюду и во всем стеснено. С первых годов царствования Петра идут указ за указом, распоряжение за распоряжением касательно внешней и внутренней жизни черного духовенства и средств содержания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010