Таким образом, соборное определение антиохийской церкви об освобождении от ее зависимости церкви Иверской по Вальсамону имело место при «господине Петре», личность которого историки Грузии отождествляют с личностью Петра Гнафевса, а по Ефрему – Никону при блаженнейшем Феофилакте, жившем в VIII веке. Как же примирить это противоречие? Как же выйти из этого затруднения? Очевидно, что Ефрем, Никон, Вальсамон и Макарий говорят нам о фактах однородных. Один из коих имел место при патриархе Феофилакте, а другой при патриархе Петре. Поэтому, в данном случае, вопрос может быть поставлен так: который из названных патриархов жил раньше и который из них, следовательно, впервые даровал грузинской церкви автокефалию? В противность общепринятому в Грузии мнению, что автокефалию церкви иверской впервые даровал патриарх Петр Кнафей, мы полагаем, что сей патриарх – еретик, в этом отношении, для церкви грузинской не сделала ровно ничего 29 и, что, следовательно, «господин Петр» Вадьсамона есть не иной кто, как антиохийский патриарх Петр III, занимавшнй святительский престол Феополя между 1052 и 1062 гг., приблизительно (в 1052 г. вступил на патриарший престол сам Петр III, а в 1070 г. скончался его преемник Феодосий III 30 . Что патриарх Петр II Кнафей (ни еретик, ни иной, святой) не представлял грузинской церкви автокефалии, это ясно из того, что грузинская церковь не подчинялась партиарху антиохийскому много времени спустя после Петра Кнафея: она получала католикосов из Антиохии, или рукоположенных в Антиохии, вплоть до времени патриарха Анастасия священномученника (598–610) 31 . И такой порядок вещей грузинам казался совершенно естественным: они, напротив, жалуются патриарху Феофилакту о том, что для них, грузин, со дней Анастасия священномученика не был поставлен католикос – архиепископ (разумеется в Антиохии, а не на месте, в Грузии, где ставились католикосы, девять из коих были даже женатые 32 , явление уже редкое в практике тогдашней православной церкви) и этой своей жалобой красноречиво устраняют приведенное выше предположение историков Грузии и, наоборот, подтверждают наше, заключающееся в том, что «автокефалия» дарована церкви иверской впервые патриархом Феофилактом, чему весьма много способствовало одно «случайное» обстоятельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это событие произошло в критический период для Кипрской Церкви, когда Антиохийская Церковь при патриархе-монофизите Петре Гнафевсе стремилась установить над островом свой контроль под предлогом, что Кипр получил христианство от Антиохии. Евангелие, найденное в гробу В., было отвезено архиеп. Анфемием в Константинополь и предъявлено визант. имп. Зинону (474-491). Обретение мощей апостола являлось важным аргументом в полемике с Антиохийским Патриархом, т. о. была доказана и окончательно признана автокефалия Кипрской Церкви как основанной апостолом. Архиепископ, избиравшийся Кипрскими епископами, получил 3 имп. привилегии: носить порфировую мантию, имп. скипетр (вместо посоха) и подписываться киноварью. В «Церковной истории» Феодора Анагноста (I 2) говорится, что Евангелие было помещено имп. Зиноном в ц. св. Стефана в Большом дворце и что оно выносилось для чтения в Великий четверг. Это Евангелие видел там буд. Патриарх Антиохийский Севир , посетивший визант. столицу в 508 г., о чем он пишет в своем послании. Считается, что вместе с Евангелием в К-поль была перенесена и часть мощей В. и положена в храме св. Стефана. Из латинского описания К-поля («Аноним Меркати») известно, что в XII в. часть мощей В. хранилась в ц. Богородицы Перивлепты (Триаконтафиллос), построенной в 1034 г. имп. Романом III Аргиром (Описание святынь К-поля. С. 452). Согласно Типикону Великой ц. X в., память В. в К-поле совершалась в ц. ап. Петра, пристроенной к Св. Софии ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 310). Основная часть мощей апостола осталась на Кипре. Архиеп. Анфемий после возвращения из К-поля основал на месте их обретения монастырь (см. ст. Варнавы апостола мон-рь ) и построил большую трехнефную базилику. Рака с мощами апостола была перенесена из пещеры в новый храм и установлена, согласно Александру Кипрскому, справа от жертвенника, в апсиде юж. нефа. Игум. Даниил (1106-1107), перечисляя кипрские святыни, называет мощи В. на 2-м месте вслед за упоминанием мощей свт. Епифания Кипрского (ППС. 1885. Т. 1. С. 10-12). В 1629 г. частица мощей В. была привезена в дар рус. царю Михаилу Феодоровичу кипрским посольством во главе с Иоасафом, архим. мон-ря св. Николая (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 1629 г., 11. Л. 3) ( Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерусской лит-ре. Л., 1972. С. 18). После тур. оккупации (1974) мощи В. были вывезены в юж. часть острова и хранятся в мон-рях Киккском и Махерас.

http://pravenc.ru/text/154261.html

Однако, говоря о крещении оглашенных в Агиасме, нельзя сказать, что эта практика была локальной италийской – она была распространена еще в некоторых местах. Я опубликую здесь ектению Чина Агиасмы из еще одного малоазийского источника: РНБ. греч. 226. 10 в. (Евхологий Порфирия Успенского) . О происхождении этого источника спорят ученые; я бы дерзнул весьма предположительно (и малодоказательно) отнести Чин Агиасмы из этого Евхология к одной из Сирийских традиций (в связи с этим вспоминается свидетельство Патриарха Антиохийского Петра Гнафевса, которое является косвенным доказательством введения в Сирии в V в. крещения оглашенных в Агиасме). Здесь крещальные прошения (выделены жирной рамкой) не столь ярки, но они присутствуют. Явно к крещальным относятся прошения 7 и 8 – в них используется крещальная терминология. Остальные прошения пропитаны крещальной тематикой. Источником пути спасения(σωτηριαν οδους πηγν – прошение 1) может быть только крещение. Только Крещение изглаживает рукописание грехов наших(прошение 5), обновляет человеческую природу (прошение 2). Если учесть все вышеизложенные факты, можно сложить довольно красивую и стройную гипотезу о происхождении Чина Великой Агиасмы. Изложим ее кратко здесь. Вначале не было никакого Чина освящения на Богоявление – вода считалась освященной в силу святости праздника: претворялось водное естество и освящался весь мир. Накануне праздника крестили оглашенных, и, соответственно, перед их крещением по традиции освящали воду для крещения. Со временем эту освященную воду стали разбирать как собственно Богоявленскую. Таким образом, Чин освящения воды перед крещением оглашенных постепенно переродился в Чин Великой Агиасмы. Подобную гипотезу выдвинул И. Д. Мансветов . Она основывается на словах Церковной истории Никифора Каллиста (История Церкви, кн. XI, с. XXVIII) и повторяется еще несколькими авторами . Разница между этими двумя гипотезами (моей и не моей) в частностях: почтенные авторы не учли раннего свидетельства Иоанна Златоуста, которое говорит о Богоявленской воде вовсе не как о воде, освященной для крещения оглашенных.

http://bogoslov.ru/article/2365164

Собором, в 455 г. был смещен с престола. На смену ему пришел Василий (457-458), к-рый выступил против монофизитствовавшего Александрийского патриарха Тимофея II Элура , защищая определения Халкид. Собора. Такую же позицию заняли все иерархи АПЦ, а также 3 самых известных сир. столпника: преподобные Симеон , Варадат и Иаков . Патриарх Мартирий (ок. 459-ок. 470) первым начал борьбу с монофизитской ересью, стремительно распространявшейся в Сев. Месопотамии. Ситуацию усложнило вмешательство светских властей. Стоявший во главе монофизитов Петр Гнафевс нашел поддержку у зятя имп. Льва I патрикия Зинона, командовавшего антиохийским гарнизоном, и сумел занять Антиохийский престол (ок. 469), воспользовавшись тем, что престарелый Мартирий утратил контроль над ситуацией. Однако Петр Гнафевс не пользовался популярностью у большей части епископата АПЦ и не был признан в К-поле. Неопределенное положение продолжалось до 471 г., когда имп. Лев I приказал изгнать Петра. После смерти Патриарха Юлиана (475) последний вновь на время захватил Антиохийский престол, поддержав узурпировавшего имп. трон Василиска . Вскоре имп. Зинон, бывш. покровитель Петра, вернул себе власть в К-поле и изгнал из Антиохии приспешника узурпатора. Монофизиты избрали на Антиохийский престол Иоанна II (476-477), поставленного Петром Гнафевсом во епископа Апамеи, но имп. Зинон предпочел ему Стефана II . Последний занимал Антиохийскую кафедру с 477 по 479 г. и был убит. К-польский Патриарх Акакий в 479 г. поставил на кафедру Календиона , к-рый, стремясь укрепить правосл. часть клира, перенес в Антиохию мощи свт. Евстафия, и это послужило сигналом к возвращению в город последних евстафиан (484). Календион прилагал все усилия, чтобы добиться осуждения Тимофея Элура. Его преемник Иоанн был низложен по подозрению в сочувствии соперникам имп. Зинона, после чего Петр Гнафевс, согласившийся подписать т. н. «Энотикон» (имп. эдикт 484 г., имевший целью примирить монофизитов и сторонников Халкидона), в очередной раз занял Антиохийский престол (485-489).

http://pravenc.ru/text/115764.html

Монофизитство широко распространилось в Северной Месопотамии, но на защиту Православия встали тогда предстоятель Антиохийской Церкви Василий, сменивший в 455 году на этой кафедре Максима, а также имевшие огромный авторитет в народе знаменитые сирийские подвижники святые Симеон Столпник, Варадат и Иаков. Антихалкидонитов Сирии возглавил пресвитер из Халкидона Петр Гнафевс, что значит Сукновал, который, познакомившись с Зеноном, пользовался затем его покровительством: когда Зенон императором Львом был назначен магистром армии Востока, он пригласил священника халкидонской церкви во имя святой мученицы Вассы в Антиохию, где находилась его резиденция. В 469 году Петр Гнафевс при поддержке Зенона был поставлен на Антиохийский престол. Это он ввел в текст Трисвятого пререкаемое дополнение «распныйся за ны», распространившееся затем и в других Поместных Церквах. «Это было, – по словам А.В. Карташева, – заменой формулы “Бог пострадал”, намек на “единое естество”. Это “распныйся за ны” стало лозунгом, “военным кличем” монофизитства» . Но в 471 году архиепископ Константинопольский Геннадий добился от императора Льва указа о его низложении и ссылке в египетский Оазис. Петр бежал из Оазиса и Египта и нашел убежище в константинопольском монастыре акимитов (неусыпающих). После захвата верховной власти узурпатором Василиском и издания им энциклики Гнафевс, популярный в среде монофизитов, был вновь поставлен на Антиохийскую кафедру, но падение Василиска в 476 году повлекло за собой устранение с кафедры Петра, репутация которого в глазах Зенона была подмочена тем, что во второй раз он занял Антиохийский престол как ставленник узурпатора. Его заковали в цепи и в таком виде отправили в ссылку в понтийский город Евхаит. Православную общину Антиохии в эти бурные годы возглавляли последовательно архиепископы Василий, Акакий, Мартирий, Иулиан. После изгнания Гнафевса на Антиохийскую кафедру был поставлен Иоанн Кодонат, но пробыл он на ней всего три месяца, после чего ее занял халкидонит Стефан II, в монофизитской среде, естественно, считавшийся несторианином, и потом Стефан III – этих двух патриархов с одинаковыми именами, занимавших кафедру один следом за другим с 477 по 482 год, некоторые византийские историки, в частности Евагрий Схоластик и Иоанн Малала, принимают за одно лицо. В 482 году антиохийские монофизиты совершили злодеяние, убив Стефана III. Его же собственные клирики, как пишет Иоанн Малала, поразили его «заостренными камышовыми палками, когда он вышел за город в так называемые Варлаи на празднование Собора 40 святых, и тело его было сброшено в реку Оронт» .

http://pravoslavie.ru/55203.html

В других патриархатах тоже не получилось умиротворения. Антиохийский патриарх Каландион не хотел принимать Энотикона. Его защищали временно политические обстоятельства. Патриций Илл получил почетное удаление от двора на Восток. Туда же прибыл фракийский генерал Леонтий. Илл выдвинул его, как конкурента Зинону на занятие трона. Для этой интриги было использовано пребывание в Исаврии тещи Зинона, императрицы Верины. Илл привез ее в Tape и уговорил короновать Леонтия. Иерархи Востока должны были признать Леонтия. Но когда Зинон победил Леонтия, Каландион был сослан в оазис. Петр Гнафевс был вызван из ссылки и в четвертый раз водворен на Антиохийскую кафедру. Он принял Энотикон. Ho у него, как в Александрии у Петра Монга, также образовалась оппозиция крайних... Это Петр Гнафевс (Сукновал) ввел на литургии чтение Никейского символа веры с тенденцией против Халкидонского собора. Он же ввел в Трисвятом пении добавки: «Распныйся за ны». Это было заменой формулы «Бог пострадал», намек на «единое естество». Это «распныйся за ны» стало лозунгом, «военным кличем» монофизитства, как в свое время у донатистов — «Deo laudes!» Другие сирские епископы в большинстве подписали Энотикон и вошли в общение с патриархами Антиохийским и Александрийским. B Палестине преемник Ювеналия Анастасий с собором своих епископов приняли перед тем Энкиклион Василиска. Сменивший Анастасия в 478 г. Мартирий также принял Энотикон и отрекся от Халкидона. Но и здесь, как в Александрии и Антиохии, оппозиция крайних (монахов) была против всяких компромиссов и не удовлетворилась Энотиконом. 35-летнее разделение церквей (484-519 гг.) из-за Энотикона . Папа Симплиций все время упрашивал столицу изгнать Петра Монга. Каково же было его изумление, когда он в 482 г. получил известие о непризнании избранного на Александрийскую кафедру Иоанна Талайи и продвижении на его место Петра Монга. Папа написал императору об отмене такого назначения и Акакию — об осведомлении: в чем дело? Акакий не ответил ни слова (!). Папа Симплиций болел и скоро, в 483 г., умер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Монофизитство широко распространилось в Северной Месо­потамии, но на защиту Православия встали тогда предстоятель Антиохийской церкви Василий, сменивший в 455 г. на этой кафе­дре Максима, а также имевшие огромный авторитет в наро­де знаменитые сирийские столпники святые Симеон, Варадат и Иаков. Антихалкидонитов Сирии возглавил пресвитер из Халкидона Петр Гнафевс, или Сукновал, который, познакомившись с Зеноном, пользовался затем его покровительством. Когда импе­ратор Лев назначил Зенона магистром армии Востока, он при­гласил священника халкидонской церкви Святой мученицы Вас­сы Петра Гнафевса в Антиохию, где находилась его резиденция. В 469 г. Петр при поддержке Зенона был поставлен архиеписко­пом на Антиохийский престол. Это он ввел в текст Трисвятого пререкаемое дополнение «распныйся за ны», распространивше­еся затем и в других поместных церквах. Выражение «распный­ся за ны» стало лозунгом и паролем монофизитства. Но в том же 471 г. архиепископ Константинопольский Геннадий добился от императора Льва указа о низложении Петра и ссылке его в еги­петский Оазис. Но Петр бежал из Оазиса и Египта и нашел убе­жище в константинопольском монастыре акимитов (неусыпаю­щих). После захвата верховной власти узурпатором Василиском и издания им «Энциклики» Гнафевс, популярный в среде монофи­зитов, был вновь поставлен на Антиохийскую кафедру, но паде­ние Василиска в 476 г. повлекло за собой его устранение с кафе­дры, репутация Петра в глазах Зенона была подмочена тем, что во второй раз он занял Антиохийский престол как ставленник узур­патора. Его заковали в цепи и в таком виде отправили в ссылку в понтийский город Евхаит. Православную общину Антиохии в эти бурные годы возглав­ляли последовательно архиепископы Василий, Акакий, Мартирий, Иулиан. После изгнания Гнафевса на Антиохийскую кафедру был поставлен Иоанн Кодонат, но пробыл он на ней всего три месяца, после чего ее занял халкидонит Стефан II, в монофизитской сре­де, естественно, считавшийся несторианином, и потом Стефан III. Этих двух патриархов с одинаковыми именами, занимавших кафедру один следом за другим с 477 по 482 г., некоторые визан­тийские историки – в частности, Евагрий Схоластик и Иоанн Малала – принимают за одно лицо. В 482 г. антиохийские моно­физиты совершили злодеяние, убив Стефана III: его же собствен­ные клирики, как пишет Малала, поразили его «заостренными камышовыми палками, когда он вышел за город в так называе­мые Варлаи на празднование Собора сорока святых, и тело его было сброшено в реку Оронт» 932 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

B Сирии монофизиты также стяжали себе широкие симпатии масс. Здесь богословие эллинов в школе Антиохии было явлением «аристократическим», не отражавшим вкуса масс. Носителями местного народного духа были монахи, а не епископы. В верхах епископата здесь господствовал образ мысли несторианский, а в низах — монофизитский. Тут веял дух восточного дуализма и спиритуализма . Долго жил здесь даже докетизм. За аполлинарианство здешние монахи ухватились также вследствие умаления Аполлинарием человеческой природы во Христе. Как во II b. Ноит проповедовал савеллианство ради прославления Иисуса Христа, так и теперь «ревнители благочестия» находили μια φσις более мистическим и более благочестивым лозунгом, чем δο φσεις. Ни Павел Самосатский, ни ариане здесь не были популярны из-за их «нечестивого» уклона в отношении прославления Иисуса Христа. Поскольку здешним аскетам казалось, что правительство, римская церковь и Халкидонский собор «несторианствуют», постольку их ревностность во славу Иисуса Христа считалась ими делом благочестия . Гарнак все монофизитство считает квинтэссенцией «греческого благочестия». А. П. Диаконов («Иоанн Ефесский») склоняется к формуле — «продукт восточно- семитического благочестия». Последнее вернее. События здесь также переплетались с династическими переменами. После своей женитьбы на Ариадне Зинон сидел в Антиохии в качестве командующего военным округом Востока на положении вице-императора. Около него нашел протекцию пресвитер из Халкидона по имени Петр Гнафевс (т. е. Валяльщик, Сукновал). Петр возглавил противохалкидонскую оппозицию и при благосклонном содействии Зинона выжил с кафедры Антиохии епископа Мартирия, который отказался от своего места, заявив: «Отказываюсь от клира бунтующего, народа непокорного и церкви оскверненной». Петра Гнафевса, захватившего Антиохийскую кафедру, константинопольское правительство императора Льва I послало в ссылку в оазис. По дороге он вырвался, прибежал в Константинополь оправдываться, но его посадили «под арест» к монахам-акимитам, к которым он сам ранее принадлежал. По смерти в 474 г. императора Льва I и Зинон не счел нужным его освобождать. Однако когда Василиск прогнал Зинона и вызвал Тимофея Элура, Петр Гнафевс был в 475 г. снова водворен на Антиохийскую кафедру, но в следующем, 476 г. Зинон победил Василиска и сослал Петра Гнафевса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Зенон, издавая «Энотикон», полагал, что он предлагает приемлемый для противостоящих сторон компромисс, но поскольку в делах веры (как, впрочем, и в науке – всюду, где речь идет не об интересах, а об истине) по природе вещей нет места для компромисса, инициатива императора и патриарха Акакия, как стали в эту пору уже официально титуловать предстоятелей пяти первенствующих по диптиху Церквей, основана была на зыбкой почве и успехом не увенчалась. Результатом издания этого акта вместо преодоления разделений стало их умножение: появилась партия сторонников «Энотикона», навербованная из прежних диафизитов, вроде Акакия и преемника святителя Ювеналия Иерусалимского Анастасия, и монофизитов – Петра Монга Александрийского и Петра Гнафевса, или Сукновала, Антиохийского; последовательные халкидониты и монофизиты отвергли «Энотикон», так что составилось не три, как часто характеризуют сложившуюся ситуацию историки, а четыре партии: отвергшие «Энотикон» православные и монофизиты и принявшие его ради лояльности императору, но оставшиеся со своими прежними диафизитскими или монофизитскими убеждениями, склонные к беспринципным компромиссам «потаковники», как называли подобных им иерархов и других церковных деятелей в допетровской России. В год издания «Энотикона» скончался православный патриарх Александрии Тимофей Салофакиил. После смерти Тимофея Элура, с 477 года, египетские монофизиты признавали своим предстоятелем его преемника Петра Монга, но он был неприемлем для православных диафизитов Египта, и они избрали своим предстоятелем эконома церкви святого Иоанна Александрийского Иоанна Талайу. Доверенное лицо нового Александрийского папы, явившись в Константинополь, допустило оплошность и вместо того, чтобы вручить известительную грамоту о поставлении Иоанна Талайи, отправилось из столицы империи сразу в Антиохию, где в то время находился влиятельный сановник Илл, назначенный магистром Востока и уже замышлявший мятеж против Зенона. Встретиться с Иллом представителю Иоанна Талайи рекомендовано было в Александрии, потому что его считали покровителем диафизитов. Патриарх Акакий был оскорблен тем, что его проигнорировал посланец новоизбранного папы Александрии, поэтому он пошел на признание умеренного монофизита Петра Монга, признавшего «Энотикон», законным предстоятелем Александрийской Церкви – в надежде, что ему удастся достичь примирения и восстановления единства Церкви Египта.

http://pravoslavie.ru/55203.html

Зенон находил, что, издавая «Энотикон», он предлагает при­емлемый для противостоящих сторон компромисс, но посколь­ку в делах веры, как, впрочем, и в науке и всюду, где речь идет не об интересах, а об истине, по природе вещей нет места для компромисса, инициатива императора и патриарха Акакия, как стали в эту пору уже официально титуловать предстоятелей пяти первенствующих по диптиху церквей, основана была на зыб­кой почве и успехом не увенчалась. Результатом издания это­го акта вместо преодоления разделений стало их умножение: появилась партия сторонников «Энотикона», навербованная из прежних диафизитов, вроде Акакия и преемника святителя Юве­налия Иерусалимского Анастасия, и монофизитов – Петра Монга Александрийского и Петра Гнафевса, или Сукновала, Антиохий­ского; последовательные халкидониты и монофизиты отвергли «Энотикон», так что составилось не три, как часто характеризу­ют сложившуюся ситуацию историки, а четыре партии: отверг­шие «Энотикон» православные и монофизиты, и принявшие его ради лояльности императору, но оставшиеся со своими прежни­ми диафизитскими или монофизитскими убеждениями, склонные к беспринципным компромиссам «потаковники», как называли подобных им иерархов и других церковных деятелей в допетров­ской России. В год издания «Энотикона» скончался православный патриарх Александрии Тимофей Салофакиил. После смерти Элура, с 477 г., египетские монофизиты признавали своим предстоятелем его преемника Петра Монга, но он был неприемлем для православ­ных диафизитов Египта, и они избрали своим предстоятелем эко­нома церкви святого Иоанна Александрийского Иоанна Талайу. Посланник нового Александриийского папы, явившись в столи­цу, допустил оплошность: вместо того, чтобы вручить известительную грамоту о поставлении Иоанна Талайи патриарху Кон­стантинополя, он отправился из столицы сразу в Антиохию, где в то время находился влиятельный сановник Илл, назначенный магистром Востока и уже замышлявший мятеж против Зено­на. Встретиться с Иллом представителю Иоанна Талайи реко­мендовано было православными александрийцами, потому что его считали покровителем диафизитов. Патриарх Акакий был оскорблен тем, что его проигнорировал посланец новоизбран­ного папы Александрии, поэтому он пошел на признание уме­ренного монофизита Петра Монга, признавшего «Энотикон», законным предстоятелем Александрийской церкви в надежде, что ему удастся достичь примирения и восстановления единства Египетской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010