Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН еп. г. Никополя (Ст. Эпир; ныне развалины близ г. Превеза, Греция) (осень 516 - кон. 519), один из активных участников борьбы за преодоление акакианской схизмы Римской и К-польской Церквей (484-519), корреспондент папы Римского Гормизда (514-523). И. возведен на кафедру Собором епископов пров. Ст. Эпир в сент.-окт. 516 г., после того как в Эпире стало известно о смерти в К-поле предшественника И. еп. Алкисона ( Marcellinus Comes. Chronicon. AD 516//MGH. AA. T. 11. P. 99). Положение Церкви в Иллирике в период акакианской схизмы было сложным: с одной стороны, на местный епископат оказывали давление папы Римские, бескомпромиссно отстаивавшие халкидонское православие, с другой - визант. имп. Анастасий I (491-518) и патриархи К-поля, к-рые настаивали на сохранении общения с признавшим «Энотикон» 482 г. епископатом Востока. Митр. Дорофей Фессалоникийский, формально первенствовавший в Церкви Иллирика, в отличие от значительной части епископата в диоцезе поддерживал К-поль. В 515 г. состоялся Собор 40 епископов в Иллирике, которые в одностороннем порядке разорвали общение с патриархом Тимофеем К-польским, объявили о восстановлении общения с Римом и отправили делегацию к папе Гормизду. Вскоре мн. участники Собора, в т. ч. еп. Алкисон Никопольский, были вызваны в К-поль для разбирательства. И., ставший епископом после Алкисона, продолжил политику укрепления связей с Римом и противостояния вост. промонофизитской партии. Сохранились 2 послания Эпирского Собора к папе Гормизду, извещавшие об избрании И. Первое было отправлено собранием 8 епископов Эпира, включая И. (Coll. Avel. N 119. P. 127-128; PL. 63. Col. 391-392). Во 2-м послании И. обратился к папе от своего имени (Coll. Avel. N 117. P. 522-524; PL. 63. Col. 387-388) и заверил понтифика в приверженности учению папы Льва I и Халкидонского Собора. И. анафематствовал лидеров монофизитства и тех, кто пошли на соглашение с ними: Диоскора Александрийского, Тимофея Элура, Петра Монга, Петра Гнафевса и Акакия К-польского.

http://pravenc.ru/text/469430.html

В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства . В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I . Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор , родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви , Несторианство ), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита , архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу , архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса , патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон» .

http://pravenc.ru/text/2564148.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.), патриарх К-польский (с 458). Родом из Антиохии, в 458 г. был пресвитером храма Св. Софии в К-поле, избран на столичную кафедру после кончины свт. Анатолия . Г. продолжал политику своего предшественника, направленную на закрепление догматических и канонических определений Вселенского IV Собора (Халкидонского), в т. ч. в отношении церковно-политического статуса К-польской кафедры. При его активном участии монофизит Тимофей II Элур , незаконно занявший Александрийскую кафедру после убийства правосл. патриарха сщмч. Протерия (457), был по приказу имп. Льва I низложен и сослан в Гангры (янв. 460). В К-поле против Г. сложилась партия сторонников низложенного Тимофея Элура, куда входили пресв. Акакий , буд. патриарх К-польский, и некий гимнограф Тимокл, поддерживаемые влиятельными придворными. Ок. 469 г. Петр Гнафевс при помощи стратига Востока Зинона , буд. императора, сверг Антиохийского патриарха Мартирия и занял его кафедру. Мартирий приехал в столицу, чтобы искать помощи, в т. ч. и у Г.; вернуться на свою кафедру ему не удалось, но под влиянием Г. имп. Лев I приказал выслать Петра, к-рый, узнав об этом, бежал. Патриархом Антиохийским стал Юлиан . Во время патриаршества Г. состоял в дружеских отношениях с прп. Даниилом Столпником ( Delehaye H. Vita S. Danielis Stylitae//AnBoll. 1913. T. 32. P. 158), к-рого он рукоположил во пресвитера. Г. упоминается в житии его современника прп. Маркиана, эконома Св. Софии. При Г. в К-поле консул Студий построил храм во имя Иоанна Предтечи, куда переселилась часть братии мон-ря акимитов , положив начало Студийскому мон-рю . После кончины Г. К-польскую кафедру занял его противник Акакий. Приверженцы Халкидонского Собора почитали Г. как последнего правосл. патриарха, затем, до 518 г., К-польский престол занимали сторонники «Энотикона» имп. Зинона ( Theoph. Chron. P.

http://pravenc.ru/text/162100.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЕНДИОН [Каландион; греч. Καλανδων; лат. Calandio], патриарх Антиохийский (ок. 479-484). Был выдвинут на Антиохийскую кафедру имп. Зиноном и патриархом К-польским Акакием против ставленника монофизитской партии Петра Гнафевса . Ок. 479-482 г. патриарх Антиохийский Стефан был убит близ Антиохии во время бунта, поднятого промонофизитской частью паствы. Относительно идентификации личности Стефана в источниках имеются расхождения. Согласно визант. хронисту IX в., прп. Феофану Исповеднику , это был Стефан III, занимавший кафедру всего неск. месяцев, непосредственный ставленник К-поля, рукоположенный в столице, а не в Антиохии. Именно против неканоничности его избрания в обход мнения местной паствы и возражал папа Римский Симплиций в посланиях к имп. Зинону и патриарху Акакию ( Simplicius. 1868. Ep. 15, 16). Однако в более близких по времени к описываемым событиям зап. источниках - «Краткой истории евтихиан» и в сочинении Либерата Карфагенского - упоминается только один патриарх Антиохийский этого времени - Стефан II , к-рый в 477 г. стал преемником изгнанного Петра Гнафевса и умер в 481 г. своей смертью ( Felix III. Col. 933; Liberat. Breviar. 18. Col. 1027). Стефан был избран вполне канонично Собором вост. епископов, хотя Собор и был инициирован императором, но получил одобрение патриарха Акакия и потому не мог вызвать протест папы. Эти сведения согласуются и с тем, что писал Феофан Исповедник о Стефане II и его смерти ( Theoph. Chron. P. 128). Протест папы Симплиция не относился к избранию Стефана II, но свидетельствовал о неприязни, с какой Стефан, фактически присланный из столицы, был встречен в Антиохии. После убийства Стефана Собор вост. епископов в Лаодикии восстановил на Антиохийской кафедре Иоанна II Кодоната . Однако это решение вызвало резкое недовольство в К-поле, и вскоре Антиохийским патриархом был избран К. ( Mansi. T. 8. Col. 1176; Victor Tunnunensis. Col. 947; Theoph. Chron. P. 128; Виктор Туннунский ошибочно датирует событие 488 г., считая, что К. был поставлен после Петра Гнафевса, а не вместо последнего. При этом он подчеркивает, что вост. епископы, принимая решение о восстановлении на кафедре Иоанна II Кодоната, еще не знали о назначении К.). Согласно прп. Феофану Исповеднику, К. был рукоположен в Антиохии без извещения об этом Иоанна II Кодоната. Спустя нек-рое время (ок. 483) патриарх Акакий приказал К. поставить Иоанна II Кодоната епископом Тира.

http://pravenc.ru/text/1319953.html

[греч. Ιωννης Κωδωντος], патриарх Антиохийский (3 месяца в кон. 476 - нач. 477, ок. 480-481), один из лидеров монофизитской церковной партии в Сирии; также упоминается как Иоанн Апамейский или Иоанн Тирский. В 50-60-х гг. V в. И. К. был клириком и пресвитером в К-поле ( Mansi. Vol. 8. Col. 995-98; PL. 58. Col. 59-61; Theoph. Chron. P. 113-114). По-видимому, еще в это время он сблизился с Петром Гнафевсом , к-рый был клириком ц. св. Вассы в Халкидоне. C ним вместе И. К. прибыл в Антиохию, где при протекции магистра армии Востока Зинона (визант. император в 474-475, 476-491) Петр Гнафевс был поставлен в патриархи (ок. 470). По сведениям визант. хрониста Феофана Исповедника (IX в.), И. К. в это же время (вероятно, ок. 470 или в 475-476) был поставлен Петром Гнафевсом во епископа Апамеи ( Theoph. Chron. P. 113-114). Как сторонник неоднократно низлагавшегося еретичествующего патриарха И. К. не был принят паствой и вынужден был вернуться в Антиохию ( Felix III, papa. Breviculus Historiae Eutychianistarum//PL. 58. Col. 933; Mansi. T. 8. Col. 1064; Liberat. Breviar.//PL. 68. Col. 1027). Осенью 476 г., после победы имп. Зинона над Василиском в гражданской войне, Петр Гнафевс был в очередной раз лишен кафедры и отправлен в ссылку, поскольку в период междоусобицы в Византии он поддержал Василиска ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 8, 10; Theoph. Chron. P. 125). Антиохийские клирики, сочувствовавшие Петру, избрали на его место И. К. как близкого к нему человека. И. К. управлял Антиохийским престолом всего 3 месяца. В 477 г. Собор вост. епископов, инициированный императорской властью, низложил И. и избрал вместо него патриархом Стефана II, ревностного сторонника Всел. IV Собора ( Felix III, papa. Breviculus//PL. 58. Col. 933; Mansi. T. 8. Col. 1018; Liberat. Breviar.//PL. 68. Col. 1027; Theoph. Chron. P. 125). После получения известия об избрании Стефана патриарх Акакий К-польский также осудил Петра Гнафевса и И. К., признал их низложения, о чем известил Римского папу Симплиция ( Felix III, papa. Breviculus//PL. 58. Col. 933). Осуждение И. Римским Собором в 478 г. было наиболее строгим. В своем послании папа Симплиций ставил И. К. в один ряд с ранее осужденными еретиками Тимофеем Элуром и Петром Гнафевсом и сравнивал его с Иудой ( Mansi. T. 8. Col. 956).

http://pravenc.ru/text/469620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЭГСКИЙ (Диакриномен) [греч. Ιωννης Αγετης, Διακρινμενος] (кон. V - нач. VI в.), визант. церковный деятель, несторианин, историк, богослов. Сведения об И. Э. исчерпываются лишь неск. упоминаниями о нем в разнородных источниках, к-рые содержат ряд противоречий. В 520 г. клирики и монахи Иерусалима и пров. Сирия Вторая отправили петицию визант. имп. Юстину I (518-527). В тексте петиции, сохранившемся в лат. переводе, среди лиц, подвергавшихся анафеме, упоминается некий Иоанн Эгеот (лат. Aegeota), к-рый «воздвиг многие богохульства на святой Халкидонский Собор». Он именуется несторианином (ut Nestorianus; Mansi. T. 8. Col. 512). Еще раз анафема И. Э. упоминается в актах VI Вселенского Собора (680-681), где его имя помещено рядом с именем патриарха-монофелита Кира Александрийского ( Mansi. T. 11. Col. 567). К-польский патриарх св. Фотий (IX в.) в «Библиотеке» дважды упоминает И. Э. По его сведениям, И. Э. был автором церковной истории в 10 книгах, охватывавшей период от начала несторианских споров до смерти имп. Анастасия в 518 г. ( Phot. Bibl. Cod. 41). Также свт. Фотий указывает, что И. Э. составил трактат, в к-ром подверг критике Халкидонский Собор (Ibid. Cod. 45). Патриарх Фотий утверждает, что И. Э. был пресвитером из киликийского г. Эги (близ совр. г. Юмурталык, Юж. Турция). Стиль обоих произведений свт. Фотий описывает как замысловатый и изысканный. Характеристика антихалкидонитского трактата, данная свт. Фотием, позволяет сказать, что И. Э. был несторианином. Однако то, что И. Э. был и автором церковной истории, является скорее догадкой свт. Фотия. Из церковной истории свт. Фотий читал лишь 5 книг: о несторианском споре, об Эфесских Соборах 431 и 449 гг., о Халкидонском Соборе 451 г. и о событиях до возведения Петра Гнафевса на Антиохийскую кафедру (475 или 476). По описанию свт. Фотия сложно определить, какой богословской позиции придерживался автор церковной истории.

http://pravenc.ru/text/471564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РУФ [греч. Ιωννης Ροφος; сир.    ] (2-я пол. V - 1-я пол. VI в.), еп. Маюмский, антихалкидонитский (монофизитский) писатель. Краткие сведения об И. Р. содержатся в его сочинениях (Plérophories. 16, 22, 88-89) и в 2 Житиях Севира Антиохийского, приписываемых Захарии Ритору и Иоанну бар Афтонье (Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518/Ed. M.-A. Kugener. P., 1903. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 86-87; 1904. Pt. 2: Vie de Sévère par Jean sup é rieur du monast è re de Beth-Aphtonia. P. 224-225. (PO; T. 2. Fasc. 1, 3)). На основании автобиографического указания (Plérophories. 22) исследователи делают вывод, что И. Р. род. либо в визант. пров. Аравия, либо на юге Палестины, возможно в Аскалоне, в араб. семье. Изучал право в Берите (Бейруте), за аскетическую жизнь получил прозвище Лазарь. Монашеский постриг принял в мон-ре Бет-Руфина (отсюда его прозвание Руф) близ Антиохии; стал ближайшим помощником и синкеллом Антиохийского патриарха-антихалкидонита Петра Гнафевса . В 476 г., после возвращения из ссылки, Петр рукоположил И. Р. во иерея. После нового изгнания Петра, при правосл. патриархе Календионе (479-484), И. Р. некоторое время оставался в Антиохии, а затем переселился в Палестину (Иерусалим, Газа), где познакомился с Петром Ивером , еп. Маюмским, аввой Исаией Газским и другими монахами и писателями, к-рых в совр. науке относят к Газскому кружку. По всей вероятности, И. Р. жил в монашеской общине в Маюме - он хорошо знал ее обычаи и устав. Под влиянием Петра Ивера отношения И. Р. с Петром Гнафевсом, который ввел в Трисвятое добавление «распныйся за ны», принятое и патриархом Мартирием Иерусалимским, осложнились. Христологические взгляды И. Р. с этого времени интерпретируются по-разному. Одни исследователи (Э. Хонигманн, М. ван Эсбрук) считают, что Петр Ивер и И. Р. заняли умеренную позицию по отношению к «Энотикону» имп. Зинона (482); по мнению К. Хорн, их антихалкидонитские взгляды, напротив, стали более радикальными. После смерти Петра Ивера (488 или 491) И. Р. стал его преемником на кафедре. Др. сведений о епископстве И. Р. в Маюме нет. Сочинения

http://pravenc.ru/text/471483.html

В 60-70-х гг. V в. в церковных общинах Востока усугубился раскол между партиями православных (халкидонитов) и монофизитов, возникший после IV Вселенского Собора в Халкидоне 451 г. Правосл. партия пользовалась поддержкой имп. Льва I; монофизиты, к-рые в восприятии мн. современников были воплощением «гонимой Церкви», приобрели большую популярность в самых разных слоях визант. общества, в Египте, Сирии и даже К-поле. З. как преемник имп. Льва I должен был продолжать его политику сдерживания монофизитов. Однако в период противостояния З. и Василиска позиции монофизитов, напротив, усилились. В 475 г. Василиск издал «Энкиклион», к-рым отменялись и анафематствовались постановления Халкидонского Собора. По его распоряжению возвратились из ссылок все лидеры монофизитов, ранее преследовавшиеся Львом I: в 475 г. Тимофей Элур вернулся на Патриарший престол Александрии, Петр Гнафевс - в Антиохии. Архиепископский престол Эфеса был провозглашен Патриаршим, и на эту кафедру при участии Тимофея Элура был возведен сторонник монофизитов Павел. Политика Василиска вызвала возмущение патриарха Акакия К-польского. Летом 476 г., когда власть Василиска потеряла силу, в К-поле началось восстание православных. Пытаясь удержаться на престоле, Василиск издал «Антэнкиклион», к-рым провозглашался возврат к Православию. Вскоре З. приехал в К-поль и отменил все указы Василиска, в т. ч. касающиеся веры. Тем не менее изменение религ. политики выявило новые проблемы, поскольку успех монофизитства при Василиске добавил популярности лидерам движения. Влияние Тимофея Элура в Александрии и Египте было столь велико, что З. не решился действовать против него. Тимофей умер 31 июля 477 г., и монофизиты поставили патриархом Петра Монга. Местная правосл. партия и офиц. светская власть в Египте поддержали Тимофея Салофакиола, избранного патриархом еще в 460 г. Петр Монг бежал из Александрии, но Тимофей Салофакиол не обладал достаточным авторитетом, чтобы объединить паству. В Антиохии уже в кон. 476 г. был низложен Петр Гнафевс (сослан в Питиунт, ныне Пицунда), ему на смену монофизиты избрали Иоанна II. В 477 г. Иоанн также был низложен и патриархом стал Стефан, к-рого поддерживал патриарх Акакий К-польский. В 479 г., во время религ. волнений в Антиохии, патриарх Стефан был растерзан толпой. В ответ на это З. отказал антиохийцам в праве самостоятельно поставлять патриархов, и в К-поле по выбору З. был рукоположен Календион. Иоанн Кодонат, избранный в Антиохии самой общиной, был переведен на престол Тира Финикийского.

http://pravenc.ru/text/199875.html

Император Зенон, захватив престол (476–491), сначала поддерживал сторону православных, однако со временем изменил тактику, полагая, что совещательная политика гораздо полезнее для осуществления религиозного мира, особенно на Востоке. Эту его униатскую политику характеризуют некоторые уступки монофизитам. В 482 г. он издал “энотикон”, которым старался примирить православных и монофизитов. В этом “энотиконе” осуждались Несторий и Евтихий, определялся вопрос соединения во Христе двух природ, причем не упоминалось, одна или две природы были после соединения. Халкидонский собор не упоминался в числе Вселенских, и вообще запрещалось вводить какое-либо иное исповедание, противное изложенному в “энотиконе”. Таким образом, молча отклонялась, с одной стороны, соблазняющая монофизитов фраза IV Вселенского собора “в двух природах”, а с другой — неугодная православным “одна природа”. Вместе с тем принимались двенадцать анафематизмов святителя Кирилла Александрийского против Нестория, где говорится о “природном союзе” 3 . Однако этот “эно­тикон” не удовлетворял ни монофизитов, требовавших категорического отвержения Халкидонского собора, ни православных, усматривавших в “энотиконе” уступку монофизитам. Его подписали Константинопольский патриарх Акакий, Александрийский Петр Монг, однако Каландин Антиохийский, преемник Стефана III и Стефана II, отказался признать “энотикон”, в результате чего отправился в ссылку, а Петр Гнафевс, отозванный из Евхаита, был снова поставлен на патриарший Антиохийский престол после того, как подписал “энотикон” вместе с Мартирием Иерусалимским. Монофизиты снова торжествовали. Православные обратились к папе Римскому Феликсу III (483–492), который, созвав в Риме собор (484), отлучил Акакия Константинопольского, Петра Монга и Петра Гнафевса. Акакий со своей стороны вычеркнул из диптихов Константинопольской Церкви имя папы. Появился “Акакиев раскол” — прелюдия великого раскола при патриархе Фотии, — длившийся тридцать пять лет (484–519). В этот период в Восточной Сирии монофизиты имели одинаковую силу с несторианами; друг друга они различали по следующему признаку: те, кто выступал против Нестория, были монофизитами, а те, кто против монофизитства, были сторонниками Нестория.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Однако после смерти Ивы Эдесского при поддержке разбойничьего собора епископию возглавил Нонна, при котором развилась сильная монофизитская реакция против несториан.Ее возглавили сирийские монофизитские руководители Филоксен (†523) и Севир, впоследствии ставший патриархом Антиохийским (513–518). Перс Филоксен, бывший ученик Ивы, оставил несторианство, превратившись в ожесточенного монофизита. В 485 г. Петр Гнафевс рукоположил его во епископа Иерапольского на Евфрате. Известный церковный писатель и авторитет в литургических вопросах, он принял обычную для монофизитов точку зрения, что Халкидонский собор является несторианским. Согласно утверждению Бар-Гебреуса, именно он убедил императора Зенона закрыть Эдесскую школу (489) и изгнать всех несториан из империи, в результате чего они вынуждены были искать убежища в Персии, которая стала их второй родиной. Монах из Писидии Севир, учившийся законоведению в Бейруте, принял монашество в Маюмском монастыре и занимался богословием, будучи самым плодовитым из всех монофизитских писателей. Из этой обители он затем отправился в Константинополь, где находился в течение трех лет (508–511) и был связан узами дружбы с монофизитским императором Анастасием I Дикором (491—518), который под его влиянием отринул IV Вселенский собор и принял монофизитство. Анастасий одобрил введение в Трисвятую песнь добавления “распныйся за ны” и даже приказал петь ее вместе с этим прибавлением в Софийском соборе Константинополя ко всеобщему возмущению монахов и мирян. После смерти Петра Гнафевса (488) Константинопольский патриарх Евфимий (489–495) не торопился с возведением на Антиохийский престол Севира, взяв с него письменное обещание не вводить монофизитскую реформу. Однако влияние монофизитства на Востоке было велико 4 . После Петра Гнафевса на Антиохийском престоле появляется монофизит Палладий (490–498), а потом и Флавиан II (498–513), который хотя и подписал “энотикон”, однако позднее вернулся к Халкидону, вызвав тем самым негодование монофизитов, которые были сильны в его юрисдикции и смогли поэтому изгнать его.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010