В минуту смерти Петра все его дети и внуки не находятся уже в живых: ему наследуют правнуки его Алексей и Карп, потому что представляют личность отца своего Федора и деда своего Ивана. При этом никак не предполагается, что имущество умершего Петра переходит сначала к тем, кого уже нет в живых – к сыну его Ивану, потом к внуку Федору, и уже через последнего – к детям его Алексею и Карпу. По праву представления в наследстве имущество пе-реходит прямо к представителям, не задевая лица представляемого, без всякой мысли о передаче от представляемого. Это различие имеет практическую важность. Если бы имущество прадеда Петра, достающееся правнукам, переходило к ним не иначе как по наследству от отца или от деда Ивана, который должен был наследовать отцу своему Петру, когда бы при смерти его находился в живых, в таком случае наследство перешло бы к правнукам не только с долгами прадеда, но и с долгами деда или отца; но так не бывает и быть не должно (ст. 1262). Напротив, когда бы Иван хотя одним днем пережил отца своего Петра, то Алексей и Карп получили бы тоже самое прадедовское имение в наследство уже не от прадеда своего Петра, а от деда Ивана, стало быть, оно перешло бы к ним и с долгами Петра и с долгами Ивана. В какой мере наследство принадлежало бы представляемому лицу, в той мере принадлежит оно представителю. Умирает Петр. Если бы живы были в эту минуту сыновья его Николай, Карп, Антон, то сыновья и внуки их не имели бы никакого права на наследство. Так не имеют этого права Сергей и Федор, сыновья Ивана живого. Но Николай, Карп, Антон не живы в минуту открытия наследства после Петра. В степень их входят их потомки следующим образом. После Карпа следовал бы сын его Александр, но и Александра нет, а есть в живых сыновья его Василий и Андрей, дети Александра, внуки Карпа, правнуки Петра. Они получат и разделят поровну ту часть, которая следовала бы Карпу. После Николая осталась дочь, одна только дочь Анна. Она единственная представительница Николая, который, как сын Петра, получил бы полную наследственную долю. Она и получит сполна долю отца своего Николая. Осталась в живых и тетка Анны, дочь Петра. Она как дочь, как женщина, сама по себе получит после отца только 1/14 долю недвижимости из его наследства, тогда как племянница ее Анна, представительница мужчины, отца своего Николая, получит его полную, мужскую долю. Но был у Петра еще сын Антон. Его тоже нет в живых; после него остались сын Власий, да дочь Ольга. Как тут поступить? Один ли Власий пользуется правом представлять отца своего Антона в наследстве и получит всю долю, следовавшую отцу его, или вместе с тем и сестра Власия, Ольга, пользуясь тоже правом представления, должна получить из этой доли 1/14 часть недвижимого и 1/8 движимого?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Впоследствии на этом месте был построен собор святого Петра. Гробница апостола Петра Гробница апостола Петра была обнаружена в середине XX века. 10 февраля 1939 года скончался Папа Nuй XI. Согласно его завещанию, похоронить понтифика должны были в соборе святого Петра, у южной стены древнего подземелья, рядом с Пием X и как можно ближе к «Исповедальне» святого Петра – то есть рядом с тем местом, где, согласно Преданию, находилась гробница апостола Петра. Над этим местом в полу собора, прямо перед алтарем, было проделано «окошечко», огороженное стойками. Ватиканские каменщики копали у южной стены, соблюдая крайнюю осторожность. Прокопав вглубь сантиметров двадцать, они остановились – их заступы наткнулись на плиты. Больше того: за стеной, под которой велись раскопки, обнаружилась довольно просторная ниша – на протяжении веков туда, видно, сваливали всякий мусор. Камещики, ремесло которых было наследственным, прекрасно знали, что собор святого Петра стоит на сваях, вбитых в рыхлый грунт. Стоит ли продолжать раскопки? Для разрешения этого вопроса они обратились к священнику Людвигу Касу. Он имел звание доктора теологии и профессора истории Церкви. Папа Пий XI поручил ему обследовать подземелье под собором святого Петра. Людвиг Кас распорядился продолжать работы, но стал лично наблюдать за ними. Осмотрев мусор, который рабочие выгребали из гробницы, он немедля отправился сообщить о сделанной находке кардиналу Пачелли – будущему Папе Пию XII. Ниша, обнаруженная под полом подземелья, навела всех на смелую мысль: что, если это и есть усыпальница святого Петра? Согласно древней традиции, именно здесь, под собором, под плитой, закрывающей вход в «Исповедальню», покоились мощи апостола. После долгих раздумий он отдал распоряжение начать раскопки под собором, где, по его твердому убеждению, должна была находиться гробница первоверховного апостола Петра. Эта гробница была главным доказательством пребывания Петра в Риме. Руководство раскопками папа возложил на четырех ученых: двух иезуитов – отцов Ферруа и Киршбаума и двух мирян – Аполлония Гет-ти и г-на Хоси. Комиссия, назначенная папой, тотчас же принялась за работу. Раскопки велись в общей сложности десять лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Две главных характерных черты выступают в духовном облике св. Апостола Петра: 1) живой, конкретный образ мыслей, склонный, ввиду отличающей Ап. Петра горячности, легко переходить в побуждение к деятельности, и 2) постоянная связь мировоззрения Апостола с учением и чаяниями Ветхого Завета. Первая особенность Апостола Петра со всею очевидностью выступает в евангельских упоминаниях о нем; (см. Лк 5:8 ; Мф 14:25–33, 16:16, 22 ; Ин 6:68, 69 ; Мк 9:5 ; Ин 13:9 ; Лк 22:31–33, 57 и др.); вторая удостоверяется призванием его, как Апостола обрезания ( Гал 2:7 ); обе эти особенности одинаково отразились и в речах Ап. Петра, изложенных в книге Деяний Апостольских. Богословие и писания Ап. Петра отличаются вообще преобладанием образов и представлений над отвлеченными рассуждениями. У Апостола Петра мы не встречаем ни таких возвышенно-метафизических созерцаний, как у Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ни такого тонкого выяснения логического соотношения христианских идей и догматов, как у Апостола Павла. Внимание св. Петра останавливается преимущественно на событиях истории, главным образом христианской, частью же и ветхозаветной: освещая христианство, преимущественно, как факт истории, Ап. Петр является, можно сказать, богословом-историком, или, по собственному его выражению, свидетелем Христовым: апостольское призвание он полагает в том, чтобы быть свидетелем всего, что сотворил Господь Иисус Христос , и особенно воскресения Его. Многократно говорится об этом в речах Апостола ( Деян 1:22, 11, 32, 3:15, 5:32, 10:39 ), и то же утверждается в его посланиях ( 1Пет 5:1 ; 2Пет 1:16–18 ). Столь же характерна для Апостола Петра связь его учения с Ветхим Заветом. Эта черта весьма заметно выступает в писаниях св. Апостола Петра. Христианство он всюду освещает главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нем осуществились ветхозаветные предсказания и чаяния: достаточно, для примера, сравнить место из речи Апостола Петра по поводу исцеления хромого Деян 3:18–25 и слова 1Пет 1:10–12 , чтобы видеть, что все суждения и доказательства апостола исходят от факта ветхозаветного откровения и всюду предполагают ветхозаветное пророчество, предуготовление и новозаветное исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Комментарии Женевской Библии на 1-е послание Петра Введение Автор Автор послания называет себя «Петр, апостол Иисуса Христа» (1,1) и говорит о себе, что он «свидетель страданий Христовых» (5,1). Схожесть мыслей и выражений в этом послании и в речах апостола Петра в книге Деяния также подтверждают его авторство (напр. 2,7.8; ср. Деян. 4,10.11 ). Внешние свидетельства принадлежности послания апостолу Петру многочисленны, древни и несомненны; нет данных, что оно когда-нибудь приписывалось кому-либо другому. Петра считали автором послания: Ириней Лионский (ок. 185 г. по Р.Х. «Против ересей», 4,9,2), Тертуллиан (примерно 160–225 гг. по Р.Х.), Климент Александрийский (примерно 150–215 гг. по Р.Х.) и Ориген (примерно 185–253 гг. по Р.Х.). Ко времени Евсевия Кесарийского (примерно 260–340 гг. по Р.Х.) ни подлинность, ни авторство послания не ставились под сомнение («Церковная история», 3,3,1). Послание не упоминается в каноне Муратори (перечне новозаветных книг, датируемом 200 г. по Р.Х.), но это скорее всего объясняется тем, что данный канон дошел до нас в неполном виде. Хотя доводы в пользу авторства Петра весьма убедительны, в последние два столетия против них были выдвинуты возражения лингвистического и исторического характера. Говорилось, что язык послания слишком хорош для необразованного галилейского рыбака, каким был Петр (ср. Деян. 4,13 ), что в нем чувствуется сильное влияние Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета). Считалось, что преследования, на которые намекается в послании (4,12–19; 5,6–9), относятся ко времени, когда Петра уже не было в живых. Однако эти возражения против авторства Петра недостаточно убедительны. Возражения лингвистического характера также не выдерживают критики: в I в. по Р.Х. Галилея была двуязычной областью (там пользовались и арамейским, и греческим языками); мнение о Петре и Иоанне, как о «людях некнижных и простых» ( Деян. 4,13 ), скорее может быть отнесено к тому, что они не изучали Писание систематически; тридцать лет, отделяющие Петра-рыбака от Петра-писателя, срок более чем достаточный для совершенствования в греческом языке; возможно, секретарем у Петра был Силуан (или Сила, 5,12), что объясняет более высокий литературный стиль этого послания по сравнению со Вторым посланием Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Второе соборное послание святого апостола Петра» состоит из трех глав. В нем заключен призыв к христианам быть твердыми в вере, остерегаться лжеучителей и не считать Божиих обетований несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира – лучше пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. Почитание св. Петра в России Россия в почитании св. Петра следовала византийской традиции, которая неразрывно соединила его культ с культом апостола Павла, назвав их «первоверховными апостолами». Им обоим вместе посвящались храмы, которые носили имя «Петро-Павловских», и очень часто они вместе изображались на иконах. Но в древности на Руси (как, впрочем, и в Византии) бывали случаи, когда церкви освящались только во имя св. Петра. Так, например, внук Ярослава Мудрого, св. князь Ярополк Изяславич, вернувшись из Рима (он ездил туда по поручению своего отца, вероломно изгнанного своими братьями с Киевского великокняжеского престола, просить справедливого суда и помощи у папы св. Григория VII), заложил в Дмитровском монастыре церковь во имя апостола Петра 4 . Также, во имя св. Петра были освящены церкви в Киеве в 1128 г. и в Москве в 1329 г. 5 В отличие от праздника 29 июня – прославления «Первоверховных апостолов», 16 января в России св. Петр почитается один, без св. Павла, так как в этот день в восточной церковной традиции совершается «Поклонение веригам апостола Петра». Этот праздник берет свое начало с того времени, когда императрица Евдокия (408–450 гг.) привезла в Константинополь обретенные вериги апостола, одну из которых она отправила в Рим, а другая хранилась в церкви свв. апостолов Петра и Павла в Константинополе. Ниже приводится кондак и седален из чина богослужения «Поклонение честным веригам апостола Петра». Текст приводится по Минее, издания Московской Патриархии: Минея служебная. М., 1983. Т. 5. – Ч. 2. – С. 22–30. Кондак Верховного и первого апостола, истины Божественного ученика, Петра великого восхвалим и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это «пребывание» не имеет отношения к смерти или к жизни возлюбленного ученика, как об этом свидетельствует сам Евангелист, а заключает в себе особый смысл. В соответствии с этим и «смерть» Петра должна включать в себе дополнительный смысл. Миссия, возложенная Христом на Петра: «паси овец Моих», которую он должен выполнять на Евхаристическом собрании (глагол «агапао»), могла бы закончиться, если бы после смерти Петра прекратилось бы совершение Евхаристии, а следовательно прекратила бы свое существование и Церковь, так как без Евхаристического собрания не может быть Церкви. До момента «пока я приду» другой должен занять его место в Евхаристическом собрании — здесь время Церкви не ограничено никакими сроками. Поэтому пророчество о смерти Петра в Ио. 21, 18 имеет двоякий смысл: пророчество о том, «какою смертью Петр прославит Бога» и о том, что его место на Евхаристическом собрании будет занято другими, как его преемниками, так как идея смерти в связи с церковным служением включает в себе идею преемства. Место Христа на Тайной вечери было занято Петром в Евхаристическом собрании, как экклезиологической Тайной вечери, а место Петра занимается в свою очередь другими. При умножении местных церквей происходит умножение тех, кто занимает это место, хотя оно само остается единым, как единым было место Христа. В силу этого не может быть одного преемника Петра, так как таковой бы предполагал, что Евхаристия совершается в одном только месте, как это было с ветхозаветным храмом, где только могли приноситься жертвы. Это уже произошло при жизни Петра, когда его место в Иерусалиме занял Иаков, брать Господень, а в других местах предстоятели местных церквей, но особенно это должно было произойти после смерти Петра. Во время жизни Петра предстоятели местных церквей были до некоторой степени его заместителями, а после его смерти они стали преемниками его места. Церковь не может быть без Петра: на нем была построена Церковь Божия, в которой он скала, и его место, на котором восседают его преемники, остается в Церкви «пока Он придет».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3719...

По свидетельству мон. Ансельмо да Вайрано, саркофаг (alveolum) И. и эпитафия ему находились в мон-ре св. Петра, в малой ц. Св. Креста. Бенедиктинский мон-рь св. Петра был основан в IX в. (в 832 имп. Людовик Благочестивый подарил ц. св. Петра в Лоди аббатству Нонантола для устройства обители). Вероятно, в V в. здесь находилась базилика, служившая усыпальницей епископов Лаус-Помпеи,- Ансельмо сообщает об эпитафиях еп. Кириаку (упом. в 451) в главном храме и еп. Тициану († 476) в ц. Св. Креста. Несмотря на то что все 3 эпитафии признаются подлинными, их происхождение остается не вполне ясным. Описание святынь мон-ря св. Петра в хронике основывается на «Книге откровений» (Liber manifestationis), в к-рой изложены «откровения» демонов, полученные в 1173 г. при экзорцизме Бельдис де Арминульфис, супруги консула г. Лоди. Судья Альберто Инциньядро записал «Книгу откровений» вскоре после этих событий; в 20-х гг. XIII в. в нее были включены сведения, направленные на защиту имущественных прав монастыря св. Петра. Среди участников обряда упоминается монах обители св. Петра субдиак. Ансельм (возможно, автор хроники). Согласно «Книге откровений», во время обряда демоны якобы поведали присутствовавшим об истории мон-ря св. Петра и о святынях, сокрытых в храмах обители. Согласно этим сведениям, ц. св. Петра была основана апостолами Иаковом и Иоанном, к-рые поместили в алтаре храма десницу ап. Петра и ключи от Царства Небесного. При освящении нового храма в 327 г. присутствовали Римский папа Сильвестр и имп. Елена, к-рые подарили церкви мн. реликвии и заменили прежнее название города «Помпея» на «Лаус-Помпея» в память о песнопении «Тебя, Бога, хвалим» (Te Deum laudamus), которое якобы было составлено св. Сильвестром во время торжеств. Эти сведения носят вымышленный характер, они были придуманы для придания особой значимости мон-рю св. Петра. Наряду с явно недостоверными сведениями в «Книге откровений» приведены «откровения» демонов о принадлежности древних гробниц, находившихся в монастырских храмах.

http://pravenc.ru/text/1237821.html

133 Донесение архим. Петра м. Григорию, 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 16 на об. Самые замечания– в бумагах м. Григория, 90. 134 Литографич. «Записка о преобразованиях в константинопольском патриархате», 1859 г., в бумагах м. Григория, 78, л. 30. 139 Литографич. «Записка о преобразованиях в константинопольском патриархате», 1859 г., л. 36, в бумагах м. Григория, 78. 142 «Греко-болгарская распря» Ф. Стоянова-Бурмова, в «Русском Вестнике», февраль, 1886 г. стр. 530. Об обстановке нового архипастыря архимандрит Петр писал в конце 1858 г. киевскому митрополиту Исидору следующее: «Для торжественного и благолепного служения как в готовой, крайне скудной, как и в имеющей создаться церкви, они (болгары) испросили себе архиерея; но ему облачиться не во что. Я дал ему на время церковную митру и мантию, и в этом его преосвященство служит теперь». См. черновые бумаги архим. Петра, л. 43 на обор. 144 Представление архим. Петра м. Григорию, 7 августа, 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 20. 145 Донесение архим. Петра обер-прокурору Св. Синода, графу А. П. Толстому, после 12 сент. 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 21. См. «Греко-болгарская распря» Стоянова-Бурмова, в «Русском Вестнике» февраль, 1886 г., стр. 527. 146 Донесение архим. Петра м. Григорию, в конце 1859 г., в черновых бумагах архим. Петра, л. 28 на об. и 29. О печатном тексте надписи на медной доске, положенной в основание храма, см. «Известия Церковно-археологического Общества» за 1885 год стр. 38. 147 «Первый экзарх болгарский блаженный Антим», Муромцовой, в «Русском Вестнике», январь, 1886 г., стр. 316. См. «Русский Вестник», май, 1882 г., стр. 414. 148 Там же. См. черновые бумаги архим. Петра, л.29. в «Русском Вестнике» за май, 1882 г. , несправедливо сказано, будто Цанков кончил курс в Киевской дух.Акдемии: здесь он никогда не был. В списке воспитанников Киевской Академии (в «Трудах» сей Академии за декабрь 1869г.) значатся следующие болгарские воспитанники: иеромонах Нафанаил Стоянович (окончил курс 1851 г.), Феодор Стоянов-Бурмов (1857 г.), иеродиакон Евфимий Руссиков (1865), Феофил Добранович (1867), Димитрий Благоев и Василий Друмьев (1869), и Райча Королев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

5) РНБ, Соловецкое собр., 805 915 (л. 84 об. – 89) – 1557 г. Заголовок: «Месяца декобря в 21 день. Преставление Петра митрополита всея Руси. Творение Прохора епископа Ростовского». При описании Переяславского собора Дмитрий назван «великим князем», кончина Петра датирована 21 декабря. Но «Поучение Петра митрополита» отсутствует. По важнейшим характеристикам текста списки 2 извода оказываются явно вторичными по сравнению с Основным изводом. Во-первых, в заглавии добавлено указание на авторство епископа Прохора – неверное по существу, так как Житие написано московским монахом из окружения архимандрита Федора. Во-вторых, ошибочно повышен статус участника Переяславского собора 1311 г. Дмитрия Михайловича (назван «великим князем») – в то время великим князем Владимирским был его отец Михаил Ярославич. В-третьих, списки 2-го извода датируют кончину митрополита Петра 21 декабря, а списки Основного извода в большинстве случаев следуют древней летописной традиции и называют 20 декабря. В-четвертых, участником Владимирского собора 1327 г. списки Основного извода правильно представляют великого князя Александра, а списки 2-го извода – великого князя Ивана Калиту, что неправильно по существу (великим князем Калита стал лишь в 1328 г.) и противоречит тексту самого Жития (см. выше). Возникновение 2-го извода позволяет датировать обращение к «Поучению Петра митрополита, егда препре Тферьскаго владыку Андрея во сборе», помещаемому в большинстве списков 2-го извода вслед за Житием Петра. Содержание памятника не отвечает процитированному заглавию и представляет по существу Похвалу митрополиту Петру. В. А. Кучкин обратил внимание, что произведение существует в двух редакциях 8 . В 1-й редакции (списки ЯМЗ, 15522 и Арх., 752) окончание имеет вид: «Се же от чюдес святаго святителя Петра от честнаго его гроба: хромым дает ходити и слепым прозрети, руци к персем прикорчившася мужа исцели». Во 2-й редакции (списки Соф., 1389 и Чуд., 333) текст продолжен: «Тако ж и жену исцели, тою же болезнью зле страдавше, и многи приходя к святому его и честному гробу неоскудно исцеление подавши …», а далее помещена похвала московскому святому в стиле «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона: «О великое чюдо! Рим хвалится, имея верховнаго апостола Петра. Дамаск велми мудрствует, имея всего мира светило Павла апостола. Еще и Селунски град веселится, имея великаго Христова мученика Дмитрея. Град же Киев хвалится, имея новоявленную Христову мученику Бориса и Глеба, князи русские подають исцеление. Радуйся, град Москва, имея в собе великаго святителя Петра. Богу нашему слава всегда и ныне и присно и в веки веком, аминь» (Соф., 1389, л. 327 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богослужения в память святителей Ионы и Петра при участии патриарха Никона всегда были обставлены необычайно тожественно, что отмечал, например, антиохийский патриарх Макарий, который присутствовал на богослужениях в память святителя Ионы 20 апреля 592 и митрополита Петра 21 декабря 1655 г. 593 . В декабре 1655 г. патриарх Никон выстроил в Крестовой палате маленькую церковь во имя московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа 594 . В саккос митрополита Петра был одет Никон 25 июля 1652 г. – в день посвящения его в патриарха 595 . В день памяти святителя Петра 21 декабря патриарх Никон устраивал поминальную трапезу, к которой приглашал царя Алексея Михайловича 596 , а накануне, 20 числа, в Успенском соборе сам «у гроба святителя Петра пел каноны по чину» 597 . 24 августа, в день празднования перенесения мощей святителя Петра, патриарх Никон раздавал щедрую милостыню нищим 598 . По заказу патриарха Никона для его походов по монастырям патриаршие мастера писали иконы московских святителей Ионы и Петра 599 . 10 июля 1658 г. свою последнюю литургию в Успенском соборе патриарх Никон служил с посохом митрополита Петра, который по его просьбе принес ему ризничий Иов 600 . Панагия с изображением митрополита Петра и пророка Даниила была у патриарха Никона в ссылке в Ферапонтовой монастыре 601 . Несмотря на глубокое почитание Никоном обоих митрополитов, в его видении каждый из них выполняет свою роль. Митрополит Иона – сборщик подписей за возвращение Никона на патриаршую кафедру. Пример Ионы мог служит Никону образцом стойкости и смелости, проявленных митрополитом в непростых политических условиях возведения этого иерарха на митрополичью кафедру; благодаря историческим и агиографическим источникам в XVII в. хорошо были известны обстоятельства поставления Ионы русским митрополитом в 1448 г. 602 . Приняв активное участие в борьбе с междоусобицами, Иона выступал за сильную власть московского князя; именно он склонил Дмитрия Шемяку к прекращению вражды. Содействуя в борьбе с татарами великому князю, он склонял к тому же и удельных князей 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010