Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря». После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова). К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор – Матвей Шибаев). На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор – Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Использованные материалы из книги: Т.В. Барсегян (Куксинская) «Московский Спасо-Андроников монастырь» http://spaso-andronikovmon.ru/s/c/spasskiy-sobor Храм Спаса Нерукотворенного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре Монастырь основал около 1360 г. св. Алексий митрополит (1354-78 гг.) по поводу своего спасения в 1359 г. от бури на Черном море, пришедшегося на 16 августа. Первым игуменом был преп. Андроник из Троице-Сергиева монастыря, но и сам преп. Сергий помогал своему ученику устроить монашеское общежитие. В XV ст. монастырь славился иконописным искусством, особенно когда здесь жил Андрей Рублев. С XVII ст. монастырь стал «божедомским», т. е. при нем устроено кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=04155

От второго брака, заключенного после 1100 г., у Давыда было двое сыновей, Владимир и Изяслав. В Слове о князьях, торжественной проповеди, произнесенной в Чернигове после 1161 г. (возможно, в 1175 г.) и осуждавшей неповиновение младших князей старшим и возникающие из-за этого усобицы, Давыд представлен как идеальный властитель. Дмитрий Борисович, сын Бориса Васильковича, родился 11 сентября 1253 г., умер в 1294 г. Начиная с 1278/1279 г. Дмитрий был князем ростовским и проводил политику “собирания земель” за счет своего брата и прочих родственников. В Орде он интриговал против великого князя владимирского Дмитрия Александровича. Кроме того, он заступился за ростовского епископа Игнатия, когда тот был обвинен перед митрополитом Кириллом II. Перу ростовского монаха Иакова принадлежит послание к Дмитрию (около 1281 г.), в котором обличаются грубые нравы последнего. Игорь, преемник Олега, предполагаемый сын Рюрика. Даты его жизни, приведенные в Повести временных лет (родился до 879 г., женился на Ольге в 903 г., киевским князем стал в 913 г.), не заслуживают доверия. Поход Игоря на Византию в 941 г. и мирный договор, заключенный им осенью 944 г., свидетельствуют о все возраставшем участии Руси в делах остальной Европы. Около 945 г. Игорь погиб в столкновении с древлянами, протестовавшими против повышения дани. Игорь (Гавриил?) Ольгович, сын Олега Святославича, родился вскоре после 1080 г., убит 19 сентября 1147 г. В 1130-х гг. Игорь был княжеским наместником в Курске, затем – удельным князем в Черниговской земле, а брат Всеволод назначил его своим преемником на киевском столе. В Киеве Игорь начал княжить в августе 1146 г., но так как он, вопреки крестоцелованию, не смог обуздать коррупцию среди княжеских чиновников, население Киева восстало и предложило княжеский стол Изяславу Мстиславичу. Войска Игоря были разбиты, сам он попал в плен и заключен в земляную тюрьму в Переяславле. С согласия нового киевского князя, Игорь, к тому времени уже больной, 5 января 1147 г. был пострижен в монахи под именем Георгия в киевском Феодоровском монастыре. Возмущение киевлян, вызванное новым походом на Киев князей, составивших коалицию против Изяслава, оказалось направлено против Игоря, вследствие чего он и был убит, несмотря на то что пытался укрыться в монастырской церкви. Культ, возникший после перенесения его останков в Чернигов (1150 г.), в домонгольское время ограничивался местным почитанием. В летописи Игорь характеризуется двояко: с одной стороны, он не был популярен и дал повод обвинять его в интриганстве, с другой – выступал поборником родовой чести и принял мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«И поверьте, – прибавляет он, – я так уважал их, как бы от них зависело моё спасение» ... Св. муч. Дорофея, епископа Тирского Дорофей святой, епископ Тирский, во время жестокого Диоклитианова гонения оставил престол свой и скрылся в незнаемых местах до умирения церкви Константином Великим . Тогда снова возвратился в Тир и управлял церковью до времён Юлиана Отступника. Избегая и теперь мучителей, он удалился во Фракию и впал в руки идолопоклонников, которые предали его жестоким пыткам в городе Одиссосе (нын. Варне) и умертвили (362 г.). Дорофею было тогда 107 лет. Ему принадлежали многие сочинения по Церк. истории, из коих кое-что дошло и до нас. † Память о убиенном князе Игоре, Георгии, в иночестве Гаврииле, благоверном великом князе Киевском Страдальческая смерть благов. князя Игоря была делом своеволия народного, воспитанного слабостями князей. Князь Игорь, сын Олега Святославича Черниговского, в крещении Георгий 30 , в 1146 г. вступил на престол великокняжеский, по смерти брата Всеволода. Хотя последний объявил его своим наследником, но воля Ольговича мало значила для России. – Ольговичей не любили, а дела Всеволода до того раздражали Киевлян, что только изворотливый ум Всеволода мог до времени удерживать возмущение. Потому вслед за тем, как Игорь вступил на престол, Киевляне просили в князя избавить их от тиунов Всеволода. Игорь обещал сменить грабителей-судей; но, не исполнив в скорости обещания, усилил неудовольствие народа. Киевляне тайно дали знать кн. Изяславу Мстиславичу, внуку любимого Мономаха, что они готовы признать его великим князем. Игорь знал опасность и требовал у родичей, князей Черниговских, помощи. Те торговались, требовали выгодных городов и удовлетворённые собрались на помощь. Но их медленность дала время заговорщикам обдумать и принять меры к исполнению плана. Потому, когда Игорь и его союзники приготовились к битве, вдруг увидели, что хоругвь Изяслава развевается в полках Киевских и Игорь остался с одними наёмными помощниками. После несчастной битвы пленный Игорь заключён был сперва в Выдубицкий монастырь, потом в оковах отослан в Переяславский Ивановский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Те торговались, требовали выгодных городов и удовлетворенные собрались на помощь. Но их медленность дала время заговорщикам обдумать и принять меры к исполнению плана. Потому, когда Игорь и его союзники приготовились к битве: вдруг увидели, что хоругвь Изяслава развевается в полках киевских и Игорь остался с одними наемными помощниками. После несчастной битвы пленный Игорь заключен был сперва в выдубицкий монастырь, потом в оковах отослан в переяславский ивановский монастырь. – Так едва неделю пробыл он на великокняжеском престоле. Мечты власти исчезли. Лишенный всего, оставленный всеми, томимый оковами, Игорь обратился к себе самому, к своей вечности. В прошедшем мало было у него веселых дней, но были и дела не лёгкие для совести. Брат Всеволод, восходя на киевский престол (1139 г.), обещал Игорю Чернигов, а отдал двоюродному брату его Владимиру; Игорь не раз брался за оружие, чтобы отнять Чернигов у Владимира, но успеха не было. В 1141 г. он и брат Святослав настойчиво требовали у в. князя черниговских волостей, отказываясь от киевской; хотели отнять у Вячеслава Переяславль, обещанный им, – но были отражены; только блаженный Николай Святоша уговорил двоюродных братьев прекратить вражду; Игорю даны были три города на Днепре, в том числе Рогачев. В 1143 г. Игорь принимал участие в войне брата Всеволода с галицким князем, – мир заключили на том условии, что галицкий князь будет помогать Игорю в добывании Киева, по смерти Всеволода; через год – опять война с галицким князем, по расчетам Ольговича Всеволода, не слишком дорожившего совестью. 333 – Так проходила жизнь в тревогах суеты, в ссорах и шуме военном, – грехи плодились. Из-за чего? В душе пусто и холодно. – Отец Игоря, известный Олег, не был наставником благочестия: но в числе ближайших родичей Игоря дяди Ярослав и Давид святой жизни, двоюродный брат Николай–Святоша – высокий подвижник. Было, у кого учиться и благочестью. Потому-то Игорь, даже в счастливое время, среди блеска и суеты, иногда желал расстаться с тревожным светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Игорь на этот раз соединился с печенегами и собрал большое войско. Греки испугались и предложили Игорю значительный выкуп с тем, чтобы он заключил с ними новый торговый договор. Игорь согласился. Однакоже заключенный им договор был менее выгоден для русских, чем договор Олега. Мирный договор Игоря с греками сохранился до нашего времени. Из него, между прочим, видно, что при Игоре в Киеве была уже довольно многочисленная христианская община. Киевские христиане пользовались свободою. Они имели церковь св. пророка Илии, в которой, следовательно, открыто собирались к богослужению. Когда был заключен договор с русскими, то греческий царь, в присутствии русских послов, дал присягу у себя в Царь-граде на верность договору. Потом греческие послы пришли в Киев, чтобы принять присягу от русских в том же. Давая клятву, Игорь призвал греческих послов на холм, где стоял идол Перуна. Князь и все русские язычники положили свое оружие, щиты, золото и клялись так: „если нарушим мир, нам не будет помощи от Перуна, пусть не защитят нас щиты наши, и будем побиты своими же мечами, стрелами и другим оружием, пусть будем рабами и в нынешний век и в будущий». Христианская же Русь присягала на верность договору с греками в своей церкви Свято-Ильинской. После примирения с греками, Игорь пошел собирать дань с древлян. Древляне выдали, сколько от них потребовал князь с дружиною. На пути в Киев Игорь остановился и сказал своей дружине: „идите вы домой с данью; а я вернусь, похожу еще“. Древляне, узнав, что Игорь возвратился к ним за новою данью, посоветовались с своим князем Малом и сказали: «повадится волк на овец, все стадо уничтожит; убьем лучше его». Так они и сделали. Напали неожиданно на Игоря, бывшего с малою дружиною, и жестоко убили его. Святая Ольга. Игорь оставил после себя малолетнего сына Святослава. За его малолетством, правление государством приняла в свои руки вдова Игоря – княгиня Ольга. Княгиня Ольга оказалась весьма мудрою правительницею русского государства (945–957 г.). Она, прежде всего, отомстила древлянам за смерть своего мужа, как того требовали обычаи времени, и снова подчинила древлян русскому государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

— Есть, есть, — закричала обрадованная жена Михаила, — наш ветеринар Екатерина Федоровна, беги, Миша, за ней. Михаил опрометью бросился из дома. — Вкрутите лампы поярче, застелите этот стол клеенкой и протрите ее спиртом, — стал распоряжаться Игорь, — поставьте на огонь кастрюлю с водой для кипячения инструментов, затем, отец Аркадий, не мешайте нам, самая большая помощь от вас будет, если Вы с Михаилом Юрьевичем пойдете откроете храм и станете усердно молиться о благополучном исходе операции. Уже более двух часов отец Аркадий и Михаил истово молились в храме, нет-нет да и тревожно поглядывая через церковные окна на рядом стоящий дом Михаила. Прервав молитву, они обернулись на скрип церковной двери, в храм, пошатываясь от усталости, вошел Игорь. Он прошел прямо на клирос и сразу присел на скамейку. — Ну что, Игорь, не тяни, ради Бога. — Все слава Богу, мальчик спит после операции. Может, хоть кагорчику нальете, не могу отойти от напряжения, — как-то жалостливо попросил Игорь. — Молодец, Игорь, ну и молодец, — воскликнул отец Аркадий и пошел в «пономарку» за кагором. Михаил стоял, переминаясь с ноги на ногу. Он давно уже хотел что-нибудь сказать, но волнение перехватило горло. Наконец он справился с собой и с дрожью в голосе проговорил: — Игорь Львович, простите меня ради Христа, если сможете. Огромная Вам благодарность за сына. — Бог с Вами, Михаил Юрьевич, я на Вас нисколько не сержусь, ну, идите к сыну, скоро увидимся. Его все равно надо в больницу часика через два везти. Михаил пошел было к выходу, но, сделав два нерешительных шага, вновь повернулся к Игорю: — Я хочу Вам, Игорь Львович, признаться, что моя бабушка по матери была еврейка. Сказав это, Михаил облегченно вздохнул и быстро зашагал к дверям храма. Уже отпивая из ковшичка кагор, Игорь подмигнул отцу Аркадию и рассмеялся: — Я всегда, Аркадий, подозревал, что истинные антисемиты могут быть только еврейского происхождения. Самара, март 2003 г. Выбор невесты Что чувствует молодой человек в день получения диплома учебного учреждения, в котором он провел свои лучшие годы юности? Наверное, все по-разному. Чувство свободы: долой семестры и зачеты, зубрежку и экзамены — перед тобою вся жизнь, и она прекрасна. А может, чувство легкой грусти расставания с необременительной и свободной жизнью студента, ведь впереди пугающее «завтра» с его заботами: работа, служба — ответственность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

— Если говорить о сложных взаимоотношениях, часто ведь обижаешь друг друга. Как простить? Марина Жукова: Могу очень простую технологию посоветовать — и когда обижаешь, и когда обижаешься. Это земные поклоны. Вот когда невозможно вспоминать что-то, тебя прямо выворачивает и бесит — пошел, земных поклончиков отбил, и как рукой сняло. И дальше живешь. — То есть ты обижаешь и ты же еще поклончики бьешь. Игорь Бурмистров: Конечно. Мучает-то это тебя. Она же очень разрушительная, эта обида. Когда не можешь простить и начинаешь это в себе лелеять. Это же не жизнь! — Игорь, а у вас какие есть практические советы?  Игорь Бурмистров: Ох, не знаю. Ну вот разве когда я пишу… Как сказал один мой друг, художник, — Бурмистров уходит в свое прошлое на этюды. Для меня это очень целительно. Матушка нашего духовника, приснопамятного священника Георгия Мицова, говорит: «Ты должен писать». Я отвечаю: «Матушка, да никому не нужны мои картины. Редко кто покупает». — «Дело не в этом». Я только сейчас понял, почему она так сказала. Чтобы я там нейтрализовывался! (смеется) — А вы очень активный по характеру? Марина Жукова: Да, Игорь феерический, человек-бомба. Мы часто шутим, раскладывая слова, как будто бы это была аббревиатура. И Бурмистров у нас — это «Бурный мистров». Очень порывистый, увлекающийся. Игорь Бурмистров: Помните, у апостола Павла — доброе, что хочу, не делаю, а худое, что не хочу, делаю. Так что можно декларировать что угодно, а сам потом такую по жизни отвесишь непоследовательность! Но есть у нас некая динамика. Марина стала нашим столпом, оплотом. Я могу увлечься чем-нибудь, меня прямо срывает. А Марина выступает удерживающим фактором. Игорь в мастерской — Вы говорили, что можете давить. А бывало, что вы меняли свое мнение в пользу мнения Марины?  Игорь Бурмистров: В семье? Да все по ее! (смеется) Есть немецкая поговорка, мы от друзей знаем: «Я в доме хозяин, как она скажет, так и будет!» (смеются оба) Ну зачем мне лезть в какие-то бытовые дрязги, зачем пытаться Марину изменить. У меня есть мои картины, это такая грандиозная свобода!

http://azbyka.ru/semya/feerichnyj-i-osno...

За сорок лет его преподавания огромное число студентов, будущих пастырей, получало через его лекции и беседы глубокое православное понимание не только истин Священного Писания , но и жизненный опыт, которым он щедро делился с ними. У Игоря Цезаревича был особый, неподражаемый стиль Лекций, в котором в библейскую историю вплеталась библейско-богословская психология. Вот воспоминания некоторых из них: «Игорь Цезаревич Миронович для меня всегда останется добрым наставником, прекрасным педагогом и самым лучшим преподавателем Санкт-Петербургской Духовной Академии из всех, каких я знал! Он очень внимательно, чутко, по-отечески относился к каждому студенту в отдельности, знал каждого студента по имени, можно сказать, «болел» за каждого из нас. Не будучи в священном сане, он наставлял нас не административно-дидактически, а из глубины своего духовного опыта, из любви ко всем нам. Даже у многих священников из числа преподавателей и начальствующих не было такого дара Божиего, как у Игоря Цезаревича!». В 2005-м году резолюцией Святейшего Патриарха Алексия II получил звание доцента. Преподавал Игорь Цезаревич почти до самой своей кончины. 17 июля 2011-го года, во время пребывания на лечении в украинском городе Винницы, Игорь Цезаревич перенёс второй инсульт. За день до кончины он причастился Святых Христовых Таин. Скончался Игорь Цезаревич 20 июля 2011-го года. Отпевание новопреставленного чтеца Игоря состоялось в Винницком храме преподобной Марии Египетской. Там же, в церковной ограде, по его завещанию – похоронить там, где его призовёт Господь – Игорь Цезаревич был погребен. Сейчас над его могилой, на горе над рекой Южный Буг, возведена каменная часовня в честь святого Архистратига Михаила, которого Игорь Цезаревич особо почитал. Игорь Цезаревич жил по Писанию. Он не записывал своих лекций, но оставил учеников... Знал год своего ухода, любил повторять строчку из 89 псалма: Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим, – добавлял: «Всё идёт по Писанию», – умер в 73 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В Оптиной пустыни о. Василий стал духовным отцом для многих членов нашей команды. Но еще до монастыря мы обращались к нему со словом: „батя“. Помню, мы были в Югославии на день Победы. Игр 9 мая у нас не было, но была с собой бутылка хорошего вина. Помялись мы и пошли к Игорю: „Батя, как благословишь?“ И он благословил устроить праздник. Поехали мы на природу, накрыли стол и пели песни военных лет. Пел Игорь прекрасно. А Отечество и память военных лет — это для него было свято. У нас была сильная команда мастеров спорта, лидировавшая в те годы. И когда мы выматывались на чемпионатах, начальство посылало нас на месячный отдых к морю. И вот все едут к морю, а Игорь в Псково-Печерский монастырь, и месяц „вкалывает“ там на послушаниях. Мы любили в те годы собираться командой на домашние праздники. Соберемся и один вопрос: „А Игорь придет?“ Он был душою компании, хотя обычно сидел и молчал. Давно нет нашей команды, но мы по-прежнему собираемся вместе. Место сбора теперь — Оптина пустынь. И в дни памяти о. Василия мы бросаем все дела и едем на могилу нашего „бати“». Из воспоминаний врача Ольги Анатольевны Кисельковой: «В свое время Игорь Росляков был довольно известным человеком в Москве. Мне столько рассказывали о его дарованиях, что однажды, возвращаясь из гостей, я спросила знакомых: „Да когда же вы меня познакомите с вашим знаменитым Игорем?“ — „Как? — удивились они. — Ты же весь вечер сидела рядом с ним“. И тут я вспомнила гиганта в кожаной куртке, молча сидевшего весь вечер в углу. Говорил Игорь очень мало, но когда бросал реплику, чувствовалось, что это живой остроумный человек. Помню, мы вместе разговлялись на Пасху, а Игорь шутил: „Из поста надо выходить аккуратно. Положите мне, пожалуйста, еще пару котлет“. А в Оптиной эта гора мышц обтаяла буквально у меня на глазах. Я даже сказала: „Батюшка, благословите подкормить Игоря, а то он так похудел“. Принесла ему банку варенья, а он мне икону Державной Божией Матери подарил. В 1997 году мы гостили у родственников, и сын смотрел по телевизору матч сборной страны по ватерполо. „Вот, — говорю сыну, — о. Василий тоже в сборной играл“. Сын мне не поверил: „Ну, как о. Василий мог протыриться в сборную? Ты хоть знаешь, кого туда берут? Вечно ты, мам, что-нибудь выдумаешь!“ Только я хотела обидеться, как по телевизору забили гол, а комментатор воскликнул: „Да-а, такую игру мог прежде показать лишь мастер спорта Игорь Росляков!“ Сын был поражен: „Мам, а ведь правда!“ А я удивилась, как быстро „откликнулся“ о. Василий и поддержал мой родительский авторитет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Первым был прославлен в год тысячелетия Крещения Руси преподобный Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков). Вскоре после его прославления Игорь и приехал в монастырь. «Радуйся, земля Оптинская… — напишет он позже, — Ангелами место возлюбленное… Велия слава твоя! Красуйся, благословенная, и ликуй, яко Господь с тобою!» Возрождение Оптиной он сравнивает с воскресшим четырехдневным Лазарем, который был мертв, но ожил, был подвержен тлению, но восстал для проповеди Христовой. Подобно ему был подвержен разрушению и монастырь, но ныне воскрес для спасения многих душ. Игорь так полюбил Оптину, что даже не хотел возвращаться домой, но, не желая поступать по своей воле, обратился к одному из священников, и тот посоветовал ему все же съездить в Москву, чтобы успокоить мать и рассчитаться с мирскими делами. Дома Игорь объявил маме, что собирается оставить спорт и уехать в монастырь поработать. Анна Михайловна подумала, что он устраивается в монастырь журналистом, и не стала возражать. Игорь же решил поработать Господу и, если это будет Ему угодно, принять монашество. Вскоре после этого он снова приехал в Оптину Пустынь. Устроилось так, что его поселили в хибарке старца Амвросия, на той половине, где когда-то жил сам Старец. Проходя монастырские послушания, Игорь разгружал кирпичи, убирал мусор, трудился в иконной лавке, читал в храме Псалтирь, иногда дежурил на вахте, у монастырских ворот. Много приходилось полагать трудов смирения и терпения, но будущий монах не скорбел, а радовался, часто повторяя: «Мне должно трудить себя за грехи своя». 29 апреля 1989 года, в Страстную Субботу, Игоря приняли в братию. «Милость Божия дается даром, — писал он в своем дневнике, — но мы должны принести Господу все, что имеем». Послушник Игорь без всякой обиды и ропота переносил замечания и упреки. Он всегда был сосредоточен на покаянном размышлении и богомыслии, вспоминая страдания Христовы. «Взять крест и пойти за Христом означает готовность принять смерть за Него и пострадать, — говорил Игорь, — а кто имеет желание умереть за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и скорби, поношения и оскорбления».

http://pravmir.ru/mucheniki-optinskie-ob...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010