РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 9 (22) Преподобномученик Андроник (Суриков) Преподобномученик Андроник родился 5 октября 1885 года в селе Огрызково Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ивана Сурикова и в крещении наречен был Андреем. Образование Андрей получил в церковноприходской школе; в 1902 году он поступил в Можайский Лужецкий монастырь, где подвизался на различных послушаниях, но главным образом на клиросном. В 1916 году Андрей был призван на фронт и служил рядовым в 52-м пехотном полку. В 1917 году воинское начальство отпустило его на полевые работы, в 1918 году он был демобилизован и вернулся в Лужецкий монастырь и был пострижен в монашество с именем Андроник. В 1920 году монах Андроник был переведен в Московский Симонов монастырь и 20 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. В 1924 году он был награжден двойным орарем. В 1928 году в том же монастыре он был рукоположен во иеромонаха. После закрытия в 1929 году Симонова монастыря, отец Андроник был переведен в Успенскую, что в Крутицах церковь, где прослужил до 28 декабря 1930 года. Тогда в Москве было арестовано более трехсот священнослужителей, монахов, монахинь и православных мирян, и среди них иеромонах Андроник. Их обвинили в «активной антисоветской деятельности, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “братств” и “сестричеств”, оказании помощи ссыльным единомышленникам, произнесении проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения...» 31 декабря следователь допросил священника, и тот, отвечая на его вопросы, сказал: «В политических партиях я никогда не состоял и не состою. Знакомых членов антисоветских партий у меня нет... Знакомства я ни с кем не веду, веду замкнутый образ жизни, так что я ни к кому не хожу, и ко мне никто не ходит». Тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Андроника к трем годам ссылки в Северный край, и он был выслан в город Пинегу Архангельской области и работал здесь на лесоповале. После окончания ссылки, в 1934 году он поселился на родине в селе Огрызково, которое вошло тогда в состав Шаховского района Московской области. 27 ноября 1935 года епископ Волоколамский Иоанн (Широков) определил отца Андроника на должность псаломщика к Николаевской церкви села Холмец Шаховского района.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/845/Andr...

И много других гнилых слов, не христианских, говорил мне возбужденный о. архимандрит. Я же, нежданно услышавши это из уст того, который именуется старцем, спеша в церковь , мог отвечать только следующее: «Не могу ничего сказать по поводу сего, св. отец»! Затем поклонился, попросил прощения и быстро возвратился в церковь для исполнения своего послушания». 18 Борьба братии Немецкой лавры с Дионисием Романо усилилась после смерти князя Григория Гики, когда он лишился поддержки правительства. О. Андроник, избранный братиею с благословения митрополита Софрония в помощники настоятеля, был самым сильным борцом против него. Борьба окончилась низложением Дионисия в конце 1856 г. Настоятелем лавры избран был благочестивый старец архимандрит Герасим. Вскоре после этого, именно 7 октября 1857 г. определением собора Нямецкой лавры, о. Андроник назначен был управляющим лаврских имений в Бессарабии. Он приготовлялся уже к отъезду в Бессарабию. «Но Всеведущий Господь, промышляющий о нас по неисповедимым судьбам своим, повествует о. Андроник, задержали покамест отправление в Бессарабию. Я страшно заболел горлом, так что несколько времени положительно не мог говорить». «Тогда определением собора в январе 1858 г. назначен был управляющим, как нам известно, иеромонах Феофан Кристя, каковое назначение было делом Божиим, замечает о. Андроник, как это все будет видно и отчасти уже и видно», 19 а о. Андроник, выздоровев, ревностно помогал настоящему настоятелю архимандриту Герасиму восстановлять порядки, расстроенные предшествующим игуменом, ставленником правительства. С грустью взирал о. Андроник на нынешнее состояние лавры, когда порядки, заведенные прежними блаженными старцами, и особенно Паисием, в виду враждебности правительства к церкви, нарушались. Не раз задумывался он над вопросом, что ожидает впереди этот значительный монастырь, который служил доселе народу образцом самоотвержения, являлся ему на помощь в годину тяжких испытаний и общественных бедствий, и образовал многих достойных мужей в древнее время, как Григорий Цамблак, его игумен, бывший уполномоченный молдавского митрополита на Флорентийском соборе и впоследствии митрополитом Волыно-Литовским; как Феоктист, Георгий и Варлаам, молдавские митрополиты, и в недавнее сравнительно время Паисий Величковский и молдавские митрополиты Иаков Стамати и Софроний Миклеско, валахский Григорий и другие церковные учители и писатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15. В великой Антиохии был юный серебряник по имени Андроник, который взял себе в жены дочь тоже серебряника Иоанна, имя которой Афанасия, что значит бессмертная, ибо поистине она была бессмертна по делам и разуму. Андроник и Афанасия были весьма богаты, но благочестивы и исполнены благих дел. Житие их было таково: доход от среброделия и имущества своего они делили на три части: одну – для бедных, другую – для монахов, а третью – на свое содержание и торговлю; и весь город любил Андроника ради кротости его. Познал он жену свою, и она родила ему сына, которого он назвал Иоанном. Еще зачала и родила Афанасия дочь, и он назвал ее Мариею; и боле положил Андроник не приближаться к жене своей, все же попечение его было вместе с другими христолюбивыми мужами и женами о больных и бедных. В воскресенье же, понедельник, среду и пятницу с вечера до утра пребывали Андроник и Афанасия в церкви. По прошествии двенадцати лет, однажды приходит Афанасия домой после утрени из церкви, идет посмотреть детей своих и находит их стонущими. Встревожившись, берет Афанасия детей, кладет на постель и прижимает к груди своей, а когда пришел Андроник и позвал ее, полагая, что она еще спит, Афанасия сказала ему: не гневайся, господин мой, дети наши больны. Обнаружив у детей горячку и воздохнув, сказал: воля Господня да будет! Потом пошел за город помолиться святому мученику Иулиану, где были погребены родители его, пробыв там до шестого часа дня (двенадцати – по нашему). Когда же возвратился Андроник, то услышал плач и вопли в доме своем и увидел, что едва ли не весь город собрался у него, ибо умерли дети его. Посмотрев на них, лежавших вместе, вошел он в молельню свою и, повергшись пред Спасителем, произнес: наг изыдох от чрева матере моее, наг и отиду тамо: Господь даде, Господь опят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено во веки ( Иов. 1:21 ). Жена же его от великой скорби желала умереть, говоря: пусть умру и я с чадами моими. К выносу детей собрался весь город, пришел сам патриарх с клиром своим, и положили детей у святого Иулиана вместе с предками их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Отец Андроник узнал об открытии Глинской пустыни в 1948 году от местных монахинь. Ему даже показали фотографию ее нового настоятеля отца Серафима. Отец Андроник стал просить начальника отпустить его в монастырь. Тот, сильно привязавшись к батюшке, уговаривал его остаться, обещал досмотреть его до смерти и похоронить. Но после настойчивых просьб отца Андроника вынужден был согласиться. Он просил старца обязательно сообщить ему в случае нужды (обещал выслать помощь) или приехать к нему, как к сыну. Его жена дала отцу Андронику денег на дорогу, и он отправился в Глинскую пустынь. Так закончился для подвижника период скитаний и заключений – период тяжелейших испытаний и страданий за Христа. Велико значение этого времени для истории Церкви. Ведь именно там, в лагерях, знакомились многие и многие из русской интеллигенции и простого народа с истинной, глубокой, живой верой тех, кого мы сейчас знаем как новомучеников и исповедников Российских, и перенимали у них эту веру. В этом – великое значение подвига исповедников. «Так лагерными тропами соединились судьбы Русской Церкви и русской интеллигенции – соединение беспримерное, если взглянуть на всю нашу историю, и гораздо более тесное, чем в Оптиной пустыни...» В лице подвижников (в их числе и отец Андроник) «Русская Церковь окормляла своих чад в лагерях – ученых и неученых, верующих и неверующих, партийных и беспартийных». Упоминавшийся нами православный поэт Александр Солодовников вспоминал, что старец Андроник очень повлиял на него своим истинно христианским смирением, явился одним из «светящихся людей», укрепивших его веру. И сколько таких людей, испытавших благодатное влияние старца! О том ведает один Господь. ...В бараке, в полутемных сенцах, Он исповедует. Епитрахилью – полотенце. Но сердце ведает, Как на тебя легко ложится Его рука. Как может дух омолодиться От старика... Глава 3. Глинская Пустынь Прибытие В 1948 году отец Андроник возвратился в Глинскую пустынь. По-видимому, предварительно он как-то списался с настоятелем отцом Серафимом, и тот посоветовал ему по приезде остановиться в Глухове, в семье его духовного сына Ивана Пискурева. Но отец Андроник, приехав в Глухов, по его собственным словам, бегом бежал в родную обитель. Когда он добрался до монастыря (тридцать километров пути), его вышел встречать как- то узнавший о его приближении настоятель с братией, с иконой Божией Матери в руках. Увидев их, батюшка упал в обморок – как он говорил, от усталости. Но по его недомолвкам похоже, что ему было какое-то видение – возможно, вновь явление Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 7. Андроник III и Кантакузин. Движение против служилой знати Первый из Палеологов, Михаил, был возведен на престол служилой знатью, враждебной Никейской династии, но держал знать в руках благодаря своей энергии и ореолу восстановителя древней империи. Второй из Палеологов на престоле, Андроник, начал с крутой реакции против политики отца, окружил себя двором из просвещенных бюрократов и книжных людей, враждовал с военной знатью и после ряда неудач и унижения империи был свергнут фракийской и македонской служилой аристократией, объединившейся под знаменами его внука. Андроник Младший, третий из Палеологов, все время был в руках военной знати, именно ее крупнейшего представителя Кантакузина, не смог получить свободу действий и предотвратить грядущее междоусобие. Реформы социального и государственного строя были немыслимы при таких условиях, и византийское правительство, хотя воинственное, преданное идее восстановления древней империи в прежних пределах, было бессильно против тех новых соседей, сербов и османов, которые создали крепкие национальные государства. Оно имело успехи, и крупные лишь там, где оно встречалось с совершенно расшатавшейся властью, опираясь на местное греческое население и на дипломатию Иоанна Кантакузина : в Восточном Архипелаге и в Северной Греции. Лично Андроник не возвышался над кругозором знатного воина, и его страстью была охота с собаками и соколами, а не государственные дела, которыми и завладел Кантакузин, его главный докладчик. Но недаром Андроник, как и другие Палеологи, изображался на своих обесцененных, тонких и вогнутых монетах не в царском облачении, но в воинских доспехах. Он не провел ни одного года без похода, обыкновенно принимая личное участие, не раз был ранен, сражаясь рядом с тем же Кантакузином. Последний не был любимцем-временщиком, как Музалон при Феодоре Ласкаре, но самостоятельною силою, тяжкою для царя и его семьи. Не говоря об уме и образовании, которыми Кантакузин превосходил царя, он или, вернее, его мать Феодора Палеологина были настолько богаты, что на своих фракийских вотчинах собирали войска и не раз содержали армию Андроника на свой счет. И Кантакузин с матерью умели использовать свое положение. Феодора затмила влиянием императрицу-мать, принимала послов и устраивала воинские предприятия. Иоанн Кантакузин не только вел войны и дипломатические переговоры лично и на свой страх, но стал фактически главою управления и даже подписывал бумаги красными царскими чернилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Павел «семь раз был в узах темничных», а св. церковь , прославляя апостол, труды св. Павла, восклицает: «кая темница не име тя юзника? Кая же церковь не имать тя витию?» (29 июня: Ипакои, по 3-й песни канона); но из всех темничных заключений ап. Павла более других известны его узы в Риме, вероятно, там сродники его, Андроник и Юния разделяли его узы, – так как они проживали в этом городе ( Puм. XVI, 7 ); во время каких уз (первых или вторых) с большею вероятностью можно предполагать, во время первых (62 г.). Освобожденные от темничного заключения Андроник и Юния с неменьшей ревностью проповедовали Евангелие в разных странах. Св. Андроник был епископом Паннонии (по мнению Ипполита и других). По многих трудах св. Андроник и Иуния скончались мирно, но из некоторых церковных песнопений службы в честь их можно предполагать, что они пострадали за имя Христово до смерти (8-й песнь канона, 8-й ст.). Память св. Андроника и Юнии в православной церкви совершается 17 мая, кроме того св. Андроник прославляется в службе 30 июля вместе с св. Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом и в службе собора св. 70 апостолов. В христианском месяцеслове (Киев, 1875 г. и др.) под 22 числом февраля обозначено: «обретете честных мощей св. мучеников во Евгении», в числе коих находятся мощи св. ап. Андроника, единого от 17-ти и Иунии помощницы его». Но в службе этого дня нет имен их. Об этом. обретении в Четьи Минеях рассказывается, что на месте, где были погребены тела св. мучеников, стали совершаться многие исцеления и чудеса. Святитель (вероятно, Константинопольский патриарх Фома) велел раскопать землю в этом месте, и обретено было много мощей (останков) неизвестных святых (мучеников). Вскоре после этого одному клирику (Николаю Каллиграфу), отличавшемуся добродетельной жизнью, было откровение, что среди обретенных мощей находятся мощи и ап. Андроника. На этом месте построен был величественный храм, в коем по молитвам св. апостолов совершались чудесные исцеления больных. «Божественный Андроник… и по кончине источает исцеления верою приступающим честному его храму, и всем испрошает верным велию милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Данником султана император еще не был, но положение сделалось унизительным и опасным. Во главе недовольных слабостью Иоанна стал его старший сын Андроник, лишенный прав на престол в пользу младшего брата Мануила. Возможно, что за ним стояли враги латинской партии, к которой принадлежали и Иоанн, и Мануил. Вместе с сыном султана, по имени Санджи, Андроник составил заговор свергнуть с престола обоих отцов – Иоанна и Мурада. По крайней мере, их в этом обвинили. Мурад ослепил Санджи и предложил Иоанну одинаково поступить с виновным сыном. Иоанн повиновался, но ослепление Андроника было неполное, из своей темницы в башне Анемы (доныне уцелевшей в развалинах Влахернского квартала) Андроник скрылся в Галату и с помощью генуэзцев, враждебных его отцу, и сербского Марка Кралевича с его дружиною даже захватил столицу после месячной осады. Отец и брат Андроника заняли его место в той же башне. Вместе с сыном Иоанном Андроник IV был коронован (1376), а отец его и брат томились в темнице три года, пока им не удалось бежать к Мураду. Султан является судьею между Палеологами, и по его требованию Андроник уступил отцу престол и скрылся в Галату к своим генуэзским друзьям (1379); через два года последовало примирение, по которому Андроник получил в удел города по северному берегу Мраморного моря и был объявлен престолонаследником, но умер раньше отца (1385). Тяжелая распря между членами царского дома разыгрывалась на фоне грандиозной борьбы Генуи с Венецией, в которую была вовлечена и Византия. При захвате Андроником престола жившие в Константинополе венецианцы были брошены в тюрьмы и остров Тенедос был отдан генуэзцам, но венецианцы на острове оказали энергичный отпор. Еще раз разгорелась ожесточенная война между обеими республиками, сначала на Леванте, затем в Италии; обе стороны шли на величайшие жертвы, пока Амедей Савойский не добился прекращения кровопролитной и разорительной войны, гибельной для латинских интересов на Востоке (1381). Тенедос был отдан Амедею. Истощенные войною республики не могли думать о борьбе с османами и поспешили заключить с Мурадом договоры; их предупредила торговая Рагуза, первой из западных государств заключившая с османами торговый договор (1365).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Иеромонах Андроник со своим первым духовником, архиепископом Новгородским Сергием (Голубцовым) Удивительно переплетение судеб этой большой духовной семьи. Отец Павел с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым сокрыли честную главу от поругания, Павел Голубцов (принявший впоследствии монашеский постриг с именем прп. Сергия и упокоившийся в его обители) участвовал в ее дальнейшем перенесении и возвращении в лавру, а отец Андроник собрал воедино бесценные свидетельства и донес до нас историю проявленной отваги и усердия в сохранении святыни. И всех членов этой семьи связал воедино преподобный Сергий. В годы обучения в семинарии Александр Трубачев познакомился с отцом Анатолием (Просвирниным, будущим архимандритом Иннокентием), который трудился в Издательском отделе Московской Патриархии. Получив от него рекомендацию, поступил на работу к архиепископу Питириму (Нечаеву, будущему митрополиту), руководившему Отделом в те годы. Об этом периоде у отца Андроника остались самые светлые воспоминания. «“Питиримовцы” всем были известны, на них на всех славный ярлык! – вспоминал брат отца Андроника Павел Васильевич Флоренский. – Если ты слышал фразу “работал в издательстве у Питирима”, – все сразу ясно. Тут и рекомендация, и репутация, и сразу все!» Игумен Андроник со своим духовником архимандритом Кириллом (Павловым) в Троице-Сергиевои лавре В 1980 году Александр Трубачев окончил Московскую духовную семинарию и в сентябре того же года поступил в братство Троице-Сергиевой лавры. 19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе лавры был пострижен в монашество с именем Андроник в честь преподобного Андроника Московского. Восприемником при постриге был духовник Троице-Сергеевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов). У него окормлялся отец Андроник в последующие годы своего служения в лавре. 1 мая того же года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры монах Андроник был рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, будущим митрополитом, в то время ректором МДАиС).

http://pravoslavie.ru/159467.html

Автократор наотрез отказался оплачивать кутежи легкомысленного соправителя, и он повел подчиненные отряды на Константинополь. Столичные граждане столь явно выказали нежелание впустить мятежников в город, что Андроник III отступил. Между войсками двух императоров возобновились стычки. Императоры обменивались инвективами – младший говорил, что дед не способен оборонять страну от врагов, а старший возмущался тем, что приходится иметь дело с соправителем, который ничего не хочет знать, кроме забав с ловчими птицами да собаками. 22 мая 1328 г. Андроник III подошел к столице. В ночь на 24 мая его сторонники внутри города открыли ворота, и, когда успокоенный речами Феодора Метохита Андроник II укладывался спать, солдаты его родственника и врага уже шагали по Месе. Став автократором, Андроник III дал волю своим наклонностям. Человек это был, несмотря на известную образованность и ум, невоздержанный и буйный. Отличаясь воинственностью, он не раз лично водил в бой конницу, а на своих монетах приказал изобразить себя в доспехах. Андроник III тяготился придворным этикетом, был очень самонадеян и верил в расположение к себе Бога до такой степени, что, уповая на него, воздерживался от услуг телохранителей. До 15 000 иперпиронов ежегодно он издерживал на охоту (после смерти Андроника Иоанн VI отменил эти траты). Реальное управление страной император разделил между собой и Кантакузинами – Иоанном и его матерью Феодорой. Год спустя после захвата власти василевс отправился на Восток выручать Никею, осажденную турками османского эмира Урхана. 10 июня 1329 г. в Малой Азии в бою при Филокрене войско Андроника III было разбито. Правда, на обратном пути императору удалось утвердиться на острове Хиос. Зимой 1330 г. Андроник III опасно заболел. Его мать Ксения и Сиргиан при слухах о возможной кончине василевса бежали, опасаясь Кантакузинов, в Фессалонику и заняли город. Однако император поправился, мятежники сложили оружие, а высвободившиеся войска были посланы воевать с Болгарией. На протяжении десяти последующих лет империя вела частые и кровопролитные войны во Фракии и Эгейском море, уже не пытаясь восстановить своего влияния в Малой Азии, где в марте 1331 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

28 августа 1982 года в Патриаршем Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во иеромонаха архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым). Так началось священническое служение в храмах Троице-Сергиевой обители, которое отец Андроник совмещал с работой у владыки Питирима. В годы работы в Издательском отделе Московской Патриархии отец Андроник принимал участие в подготовке к изданию так называемых «зеленых» богослужебных Миней. Это был колоссальный многолетний труд, и отец Андроник стал одним из тех, кто этот труд осуществил. Данные Минеи явились вкладом в подготовку к празднованию 1000-летия Крещения Руси, главным торжеством которого был Юбилейный Собор, проходивший в Троице-Сергиевой лавре, на котором прославили несколько русских подвижников. После проведения Собора встала проблема создания новых служб святым, и в 1989 году была создана Богослужебная комиссия, в которую включили игумена Андроника как имеющего большой опыт работы с богослужебными текстами. К тому времени он уже окончил Московскую духовную академию (в 1984 г.) со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского», где впервые была подробно разработана периодизация творчества П. А. Флоренского и дан обзор большинства его философских работ. Игумен Андроник (Трубачев) Отец Андроник занимал должность секретаря Комиссии более 30 лет. Он очень любил эту работу. Ближе к концу жизни, будучи уже больным и не имея возможности трудиться с соратниками на родном для него поприще, просил близких: «Дайте хотя бы посидеть с умными людьми». Плодами трудов и усилий батюшки стали такие гимнографические памятники, как служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, приуроченная к празднованию 1000-летия Крещения Руси, службы преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку, Пимену Московскому (Угрешскому), а также ряд тропарей и кондаков. Не оставлял отец Андроник и преподавательскую деятельность – с 1984 по 1990 год он трудился в Московских духовных школах.

http://pravoslavie.ru/159467.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010