По рассмотрении вернете обратно, и я возвращу их Ире. Это у нее память о храме, при котором она трудилась. Все убранство из искусственных цветов – ее работа. На одном из снимков, в группе, стоит Ира с покрытой головой, белым платком. Нынешнее оформление храма несколько видоизменено после отъезда Вл[адыки] Нестора. Нынешний Настоятель храма – архим[андрит] Пекинской духовной миссии. По церкви Дома Милос[ердия] 3 фотографии. 1 фотограф[ия] Николаевского собора, самого старого храма, построенного во время постройки жел[езной] дор[оги]. Бревенчатый в старорусском стиле. Его предположено разобрать и вывезти для сборки в Союз. На фоне собора, на переднем его плане, Иверская Часовня в память снесенной здесь, но, по слухам, как будто ее тоже снесли. Против собора на красивом огороженном участке Кит[айского?] Ген[консульства?] японцы построили капище шинтоистской веры, где перед этим т. н. храмом проводились церемонии. Так как верхушки храма у собора нет, я посылаю снимок брата Иры с женой и сыном, снятых на фоне собора, у которого виден верх. В этом соборе настоятелем был о. Леонид Викторов 56 , который после смерти его жены был рукоположен во епископы Влад[ыкой] Нестором. Викторов, племянник Воскресенского (или Вознесенского), что был на восьмом пом[ощником] бригадира на сель[ско]хоз[яйствен]н[ых] работах. Забыл, как точно его имя, кажется Ал. Павл. (Иван) 57 . Еп[ископ] Викторов назначен в Киев[скую] Дух[овную] Акад[емию] и скоро должен выехать к месту назначения. Он Киевской Академии. Дорогой Владыка, как Ваше здоровье? Прошло ли чувство слабости и утомляемости? Мое здоровье тоже ухудшается, часто стало болеть сердце, быстро чувствую утомляемость. Я не ожидал такого склада жизни, как оказалось, и потому чувствую неудовлетворенность, что очень тяготит меня. Я охотно ехал в Кург[анскую] обл[асть], т. к. знал старую Сибирь, но зима этого года (кроме обстоятельств) приняла меня сурово, и я жалею, что выбрал этот район. Владыка, пишите о себе чаще, хотя совсем коротенько. Желаю Вам здоровья и сил на многие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Родом Торопчанин, богатый купец; пострижен при жизни преподобного Антония. Подвергался сильным искушениям от бесов в затворе. Сказание о нем у преподобного Нестора (Викторов, Патерик Печерский, стр. 13). Память 14 февраля. Мощи в Антониевой пещере. Часть мощей перенесена в Торопец игуменом Кудина монастыря Иосифом в 1711 г., и положена в Благовещенской церкви. 83. Преподобные отцы Авраамий и Феофил чудотворцы Почивают в Антониевой пещере. Житие их не известно. 84. Преподобный Сисой постник В каноне называется «просиявшим в посте». Мощи в Антониевой пещере. Память 21 сентября. 85. Преподобный Никита и Лаврентий затворник О преп. Лаврентии упоминает черноризец Поликарп в послании к Акиндину (Викторов, Патерик Печерский, стр. 86). О преподобном Никите ничего не известно. Мощи обоих в Феодосиевой пещере. Память 28 августа. 86. Преподобные отцы Феофил и Пимен постники Преподобный Пимен был игуменом с 1132 года до 1141 года. При нем подвизались св. князь Святоша, преподобные Спиридон и Никодим. Спиридон при нем пострижен. Кальнофойский пишет о мощах его: «кости св. инока Пимена». О Феофане ничего не известно. Память Пимена, почивающего в пещере Феодосиевой, 28 августа. 87. Преподобные отцы Онуфрий и Анатолий О жизни их ничего не известно, только Кальнофойский называет преподобного Онуфрия «старцем и чудотворцем», а канон Печерский – «любителем молчания». Мощи его в Антониевой пещере. Память 21 июля. 88. Преподобные отцы Исаия и Сильвестр Кальнофойский называет Исаию «старцем трудолюбивым». Ум. 15 мая, 1115 года. Память в день преставления (Филарет, Р. Св., май, стр. 106). Память преподобного Сильвестра 2 января. Мощи обоих почивают в Антониевой пещере, а житие их не известно. 89. Преподобный Прохор лебедник Родом из Смоленска. Он не ел хлеба, а собирая лебеду, растирал ее и готовил из нее хлеб и тем питался. Во время сильного голода он кормил нуждающихся тем же хлебом из лебеды и давал им золу вместо соли; то и другое оказывалось приятным на вкус. Сказание о нем помещено в послании черноризца Поликарпа к Акиндину (Викторов, Патерик Печерский, стр. 116). Ум. 1103 г. февраля 10 (Словарь Ист. о Росс. Св., стр. 234). Память 10 февраля. Мощи в Антониевой пещере. 90. Преподобные отцы Иосиф и Агафон

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

г) Вяземский П. И. кн. Обзор московских книгохранилищ. СПб, 1877. 82 . Муром. Благовещенский, на Старом Городище, монастырь. Строев И. М. Библиологический Словарь. 33 . Николаевский Вяжицкий монастырь, близ Новгорода. Строев И. М. Библиологический словарь. 34. Николаевский Корельский монастырь, в 34 в. от Архангельска. Строев И. М. Библиологический словарь. 35. Нилов Столбенский монастырь, Бл. Осташкова, Тверской губ. Строев И. М. Библиологический словарь. —22— 36. Новгород. Духовная Семинария. Строев И. М. Библиологический словарь. Софийский собор. а) Куприянов И. К. Исторический очерк Софийской библиотеки. Изв. Акад. Наук, т. V, 1856. б) Куприянов И. К. Обозрение пергаментных рукописей Новгородской Софийской б-ки. Изв. Акад. Наук, т. V, с. 367–71, Т. VI, 1857, вып. I, с. 34–66; вып. VI, 276–320, и отдельно, 1857 г. СПб. в) Куприянов И. Описание замечат. Псалтири. ЖМНПр. 1855, т. LXXXVIII. г) Смирнов Ф. Описание 24-х рукописных сборников Новгородской Софийской Б-ки XVI в. СПБ. 1865 г. Летописи занятий Археографической Комиссии, в. III, с. 1–106 (Описание перечневое). д) Тиханов П. Н. Каталог российских рукописных книг, находящихся в б-ке новгородского Софийского собора. СПб. 1881. Изд. Общ. Люб. Древн. Письмен. XII. е) Куприянов И. Указание на некоторые рукописи Новгородских церквей и монастырей. ЖМНПр. 1853, 12, с. 122–130, и отд. Спб. 1853. ж) Арх. Макарий. Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях. М. 1861. Чтения ОИДР. 1861, кн. 2, 1–40. 37. Н.-Новгород. Духовная Семинария. Викторов А. Е. Описи… Северной России. Благовещенский монастырь. Викторов А. Е. Описи... Северной России. 38. Новоторжский Борисо-Глебский монастырь. Викторов А. Е. Описи... Северной России. 39. Нежин. Историко-филологический Институт. a) Петухов Е. В. Заметки о некоторых рукописях. хранящихся в б-ке Историко-филологического Института кн. Безбородко. Киев, 1895. См. т. XV Известий Историко-филол. Института кн. Безбородко в Нежине. (Неб. собр. ркп. C. П. Шевырева).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Московской Синодальной Библиотеке есть между рукописями в 4 листа служба Преподобному Димитрию и полное житие его, сочинённые Спасо-Прилуцкого монастыря Иеромонахом Лонгином. Спасо-Радогожская пустынь См. Радогожская Спасская. Спасо-Раевский Кезинский монастырь или на Кезе См. Кезинский Спасо-Раевский. Спасо-Ренская пустынь Мужская, упразднённая и обращённая в приходскую церковь , до Штатов 1764 года была приписана к Антониеву Краснохолмскому Николаевскому Бежецкому монастырю; крестьян имелось за нею 11 душ. Спасо-Суздальский Евфимиев монастырь См. Евфимиев, или Спасо-Евфимиев (см. ч. IV, стр. 98). Спасо-Суморин Тотемский монастырь См. Тотемский Спасо-Суморин. Спасо-Северский Новгородский монастырь См. Новгородско-Северский Спасский. Спасо-Ярославский монастырь Мужской упразднённый, Ярославской Епархии находится в самом городе Ярославле, в полуденной стороне при реке Которосли, которая протекая не более сорока саженей от оного монастыря, в конце города за крепостью впадает в Волгу. Положение места возвышенно, а от реки Которосли несколько полого. Когда 55 , по какому случаю и по чьему дозволению построен, неизвестно. В переписных 7135 (1627), 7136 (1628), 7137 (1629) годов книгах показано, что этот Спасов монастырь и в нём церкви, а в церквах образа и прочие строения есть прежних Государей и Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, а иное строено монастырской казной. В настоящее время здания в этом монастыре все каменные, покрытые железом. Примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, от которой монастырь и название своё получил, освящена в лето 7024 (1516) при Благоверном Великом Князе Василии Иоанновиче и при Митрополите Варлааме всея России, а построена Архимандритом Ионой. По правую сторону к оной соборной церкви пристроены две церкви вместе: а) Входа Господня в Иерусалим; б) Святых Благоверных Князей Феодора и чад его, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Церкви сии расписаны стенным письмом Греческого художества;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Начало XX века явилось нелегким периодом в жизни насельниц Спасо-Евфросиниевской обители. В 1925 (по другим источникам – в 1924) году монастырь был закрыт, и все здания, принадлежавшие ему, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер, и все они оказались изгнанными из монастыря. Сестры рассеялись по Полоцку и его окрестностям. Многим из них пришлось ютиться по частным домам, сараям и баням. Часть насельниц обители во главе с игуменией Еленой (Волковой) переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, получивший название Пеньки. Осенью 1928 года полоцкие монахини были изгнаны и из Пеньков. Во время Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован, однако в этот период в Полоцкой епархии наблюдалось некоторое оживление церковной жизни. Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря стали возвращаться в свою обитель. В одном из ее корпусов находилось немецкое командование, но несмотря на это монахиням разрешили поселиться в корпусе за Кресто-Воздвиженским собором. Часть монастырской территории, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались военнопленные. Известно, что в это время игумения Елевферия (Новикова) с сестрами добились разрешения на возвращение в монастырь мощей преподобной Евфросинии, находившихся с начала войны в Витебской Свято-Покровской церкви. После освобождения Полоцка в 1944 году из-за повреждения значительной части городского жилого фонда расселение горожан осуществлялось и в бывших монашеских корпусах Спасо-Евфросиниевского монастыря. В дальнейшем под руководством игумении Елевферии (Новиковой) жизнь обители постепенно начала устраиваться, возрастало число сестер. Однако уже в 1955 году городские власти издали указ, запрещавший прописывать в монастыре новых сестер. Вскоре игумения Елевферия почила о Господе, и городская администрация распорядилась закрыть Спасо-Евфросиниевскую обитель, а насельниц переместить в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Одиннадцать сестер из пятидесяти приняли это условие и переехали в Жировичи. Остальные пожелали совершать свой монашеский подвиг в Полоцке у мощей преподобной Евфросинии и были вынуждены жить в домах мирских людей.

http://sobory.ru/article/?object=00287

Михаил опрометью бросился из дома. - Вкрутите лампы поярче, застелите этот стол клеенкой и протрите ее спиртом, — стал распоряжаться Игорь, — поставьте на огонь кастрюлю с водой для кипячения инструментов, затем, отец Аркадий, не мешайте нам, самая большая помощь от вас будет, если Вы с Михаилом Юрьевичем пойдете откроете храм и станете усердно молиться о благополучном исходе операции. Уже более двух часов отец Аркадий и Михаил истово молились в храме, нет-нет да и тревожно поглядывая через церковные окна на рядом стоящий дом Михаила. Прервав молитву, они обернулись на скрип церковной двери, в храм, пошатываясь от усталости, вошел Игорь. Он прошел прямо на клирос и сразу присел на скамейку. - Ну что, Игорь, не тяни, ради Бога. - Все слава Богу, мальчик спит после операции. Может, хоть кагорчику нальете, не могу отойти от напряжения, — как-то жалостливо попросил Игорь. - Молодец, Игорь, ну и молодец, — воскликнул отец Аркадий и пошел в «пономарку» за кагором. Михаил стоял, переминаясь с ноги на ногу. Он давно уже хотел что-нибудь сказать, но волнение перехватило горло. Наконец он справился с собой и с дрожью в голосе проговорил: - Игорь Львович, простите меня ради Христа, если сможете. Огромная Вам благодарность за сына. - Бог с Вами, Михаил Юрьевич, я на Вас нисколько не сержусь, ну, идите к сыну, скоро увидимся. Его все равно надо в больницу часика через два везти. Михаил пошел было к выходу, но, сделав два нерешительных шага, вновь повернулся к Игорю: - Я хочу Вам, Игорь Львович, признаться, что моя бабушка по матери была еврейка. Сказав это, Михаил облегченно вздохнул и быстро зашагал к дверям храма. Уже отпивая из ковшичка кагор, Игорь подмигнул отцу Аркадию и рассмеялся: - Я всегда, Аркадий, подозревал, что истинные антисемиты могут быть только еврейского происхождения. Самара, март 2003 г Командировка в иную реальность Светлой памяти моего тестя, протоиерея Иоанна Державина, посвящается Вызов к главному редактору Андрея Агапова радостно взволновал. Ему до смерти надоело сидеть в отделе писем «Сельских новостей». Хотелось настоящей работы: репортажей с целины, статей о покорении Севера, ну, словом, куда-нибудь в гущу событий, где жизнь бурлит, где есть, о чем писать. Василий Федорович встретил Андрея, предложил присесть к столу. Он долго протирал очки носовым платком, рассматривая на свет, наконец, водрузив их на свой большой мясистый красный нос, взял со стола бумагу, мельком взглянул на нее, затем, отложив в сторону, снова снял очки и тогда уже обратился к Андрею:

http://azbyka.ru/fiction/neprikajannoe-j...

– Давай отойдем в сторонку. Когда они отошли, Игорь зашептал: – Ты думай, что говоришь, Аркаша, ты ведь ровным счетом ничего не смыслишь в этом. Я же говорю, что аппендицит с перитонитом, там уже в кишечнике гной, поэтому и такая высокая температура. Даже в стационарных условиях это считается сложной операцией, а здесь – никаких условий. Если мальчик умрет, меня же в тюрьму посадят, ты это понимаешь? – Но если ты не будешь делать операцию, мальчик все равно умрет, сможешь ли ты простить себе свое бездействие? Это у них единственный сын, и больше детей не будет, да и этого они вымолили у Бога, так как страдали бесплодием. Сделай все, что можешь, Игорь. Вот тебе мое пастырское благословение, спаси ребенка и родителей. – Хорошо, – согласился Игорь, – тогда не будем терять время, есть на селе человек с медицинским образованием? – повернулся он к родителям мальчика. – Мне нужен ассистент во время операции. – Есть, есть! – закричала обрадованная жена Михаила. – Наш ветеринар Екатерина Федоровна, беги, Миша, за ней. Михаил опрометью бросился из дома. – Вкрутите лампы поярче, застелите этот стол клеенкой и протрите ее спиртом, – стал распоряжаться Игорь. – Поставьте на огонь кастрюлю с водой для кипячения инструментов, затем, отец Аркадий, не мешайте нам, самая большая помощь от вас будет, если вы с Михаилом Юрьевичем пойдете откроете храм и станете усердно молиться о благополучном исходе операции. Уже более двух часов отец Аркадий и Михаил истово молились в храме, нет-нет да и поглядывая тревожно через церковные окна на рядом стоящий дом Михаила. Прервав молитву, они обернулись на скрип церковной двери: в храм, пошатываясь от усталости, вошел Игорь. Он прошел прямо на клирос и сразу присел на скамейку. – Ну что, Игорь, не тяни, ради Бога. – Все слава Богу, мальчик спит после операции. Может, хоть кагорчику нальете, не могу отойти от напряжения, – как-то жалостливо попросил Игорь. – Молодец, Игорь, ну и молодец! – воскликнул отец Аркадий и пошел в пономарку за кагором. Михаил стоял, переминаясь с ноги на ногу. Он давно уже хотел что-нибудь сказать, но волнение перехватило горло. Наконец он справился с собой и с дрожью в голосе проговорил:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Священник Игорь Розин О мученичестве отец Игорь говорил: «Это особый крест, посылаемый Богом. Из тысяч, может, одному только и даст Господь этот венец». Он был убит сатанистом, после того как совершил Божественную литургию и вернулся в храм, причастив больного. Убийца не оставил отцу Игорю шансов на жизнь, все три смертельных удара были нанесены профессионально: в печень, в сердце и сонную артерию. Кассеты в его сумке с проповедями о святых Царственных страстотерпцах и толкованиями Евангелия были залиты кровью. Он умер в храме, на руках своего сына, причастившись Святых Христовых Таин, даже не успев разоблачиться. Его последние слова были: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Святое крещение Игорь Розин принял в 36 лет, в 42 года — священный сан, а в 44 –мученическую кончину. Священническое служение его в Церкви продолжалось менее двух лет. Но духовная зрелость, как известно, определяется не продолжительностью пути, а достижением меры возраста Христова. Как удивительно действует Промысл Божий в приведении его к вере! Дважды мастер спорта по альпинизму, Игорь ходит в горы и на соревнованиях знакомится со своей будущей женой Екатериной, которая была крещёной, но так же, как и Игорь, неверующей. Вступив в брак, супруги переезжают в поселок Терскол — горнолыжный курорт в Приэльбрусье. К вере они приходят через тяжёлые непрекращающиеся болезни своих детей. Отчаявшись найти помощь у врачей, исстрадавшаяся мать решила последовать совету одной верующей женщины: «Води детей в храм, исповедуйтесь и причащайтесь». Каждое воскресенье она берёт всех своих детей и едет с ними — зимой в горах — за 130 километров в ближайший православный храм. Дети перестали болеть. С этого времени Екатерина всем сердцем принимает православие. Игорь же далеко не сразу становится верующим, проходя через глубокие размышления и сомнения. Одним из доводов, повлиявших на его решимость креститься, были слова его жены: «Мы умрём и будем с христианами, а где будешь ты? Неужели ты не хочешь быть вместе с нами?» Особенное впечатление произвело на Игоря одно видение во время тяжелой болезни его младшего сына, попавшего в реанимацию. Когда Игорь ночевал в машине возле больницы, ему приснилось, что бесы с воплями подняли машину вместе с ним на воздух. Игорь испугался и стал молиться. Тогда ему был показан огромный яркий Крест, при виде которого бесы поставили машину на землю и моментально исчезли. Позже, уже став священником, он говорил детям: «Вы привели меня к вере».

http://pravoslavie.ru/46531.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это был правдоискатель - светлый, хороший, активный, живой» Светлой памяти Игоря Вязовского и его семьи 13.12.2016 2618 Время на чтение 6 минут 9 декабря произошла трагедия – в поселке Ульяновка Ленинг радской области, в своем доме заживо сгорела почти вся семья Вязовских: папа Игорь, мама Анна и трое младших детей Настя – 12 лет, Паша –10 лет и Леночка – 5 лет. В живых осталась старшая дочь Даша, 14 лет. Писать эти строки трудно, настолько невероятно произошедшее для всех, кто знал журналиста, режиссера, кинодокументалиста Игоря Вязовского и его семью. Но эта трагедия для нас - и авторов, и читателей «Русской народной линии» - может стать тем ударом колокола, который пробудит души, задремавшие в уюте повседневности, напомнит, что «Господь близ есть, при дверех», покажет, насколько важен голос кинорежиссера, журналиста, каким был Игорь, в своем труде ищущего не себе славы, но правды Божьей. Игорь Анатольевич Вязовский родился в 1960 году, получил режиссерское образование, работал на телевидении города Сыктывкара, сотрудничал с православной газетой «Вера-Эском» . С юности Игорь шел путем веры, впитав ее от своей мамы, Нины Ивановны Вязовской. Затем мать и сын Вязовские переехали в Санкт-Петербург, где Игорь стал делать авторские документальные фильмы, создав творческую студию «Изографъ». После женитьбы Господь благословил супругов Вязовских детками, и они купили участок в поселке Ульянка, а Игорь принялся строить большой дом, в котором родились четверо из пяти его детей. При церковноприходской школе имени цесаревича Алексея в Ульяновке в 2015 году он организовал «Школу юного журналиста» , где ребята учились снимать репортажи о жизни поселка. Игоря хорошо знают на «Православном радио Санкт-Петербурга», где время от времени он делал свои передачи и последний год своей земной жизни трудился выпускающим редактором. На «Русской народной линии» Игорь оставил память о себе статьей «Он возвращал нам любовь» , в которой поделился воспоминаниями свидетелей, хорошо знавших батюшку Николая Гурьянова. Об этом всенародно почитаемом старце Игорь снял один из самых известных своих фильмов «Свете Тихий». После его просмотра остается тихий свет в душе, потому что режиссер не гнался за эффектными «чудесами», «пророчествами», окружавшими отца Николая в последние годы благодаря стараниям некоторых «чад», но отразил главное, чем привлекала людей личность старца – дар благодатной любви.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/13/et...

А самое главное – постоянно занимался их воспитанием. Много читал им, рассказывал про церковные праздники, знакомил с Писанием, с житиями святых. В конце жизни Игорь Дмитриевич служил уставщиком в Заиконоспасском монастыре. Он хорошо знал устав еще с тех пор, когда был алтарником в Елоховском соборе, – тогда и пригодилась его толстая тетрадь. Когда заболел, его назначили библиотекарем; он заказывал для монастыря книги, смотрел каталоги. После обширного инсульта Игорь Дмитриевич получил инвалидность. Долгие годы жил, превозмогая себя, – даже руку поднять ему было тяжело, но он ездил в метро на службу. Когда совсем не было сил, жена довозила на такси до ближайшего храма. Игорь Дмитриевич утверждал, что служба дает ему силы. Выходил из дома с палкой и со складным стульчиком. Пройдет несколько шагов – остановится, отдохнет. А после службы и причастия откладывал палку и стульчик, ехал домой другим человеком. Последний год своей жизни он 8 месяцев лежал, не мог даже есть за столом. Но к Пасхе собрался, ночную службу провел в храме, причастился. На Светлую седмицу уже не оставался в постели. Отслужили отдание Пасхи; в последнюю неделю перед Троицей Игорь Дмитриевич снова слег. На Троицу жена с утра собиралась в храм. Думала, муж еще спит. Умылась, вышла из ванной – а он стоит на коленях у своей кровати, голову на руки положил: он всегда так молился по утрам. Позвала его: «Игорь!» – не отвечает. Вызвала скорую; они приехали и констатировали смерть. Отпевали раба Божиего Игоря в Заиконоспасском монастыре, где он служил долгие годы. Игорь Дмитриевич отошел ко Господу в 70 лет. «Дние лет наших в нихже седмьдесят лет…» (Пс. 89: 10). Ни легкомысленная юность, ни стесненные бытовые условия, ни тяжкая болезнь не стали для него препятствием на пути ко Христу Ни легкомысленная юность, ни стесненные бытовые условия, ни тяжкая болезнь не стали для него препятствием на пути ко Христу. Игорь Дмитриевич использовал эти обстоятельства как точку опоры, оттолкнувшись от которой, обрел в своей жизни Бога и ушел к Нему во время тихой молитвы в великий праздничный день. Он сподобился кончины неболезненной, непостыдной, мирной – о чем и просит Господа каждый христианин.

http://pravoslavie.ru/154475.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010