600 т.; см.: Fouilloux. 2011). Инициаторами ее создания стали А. де Любак , Ж. Даниелу и другие исследователи, немало способствовавшие «патристическому возрождению» в сер. XX в. В подобном ключе разрабатывается немецкая серия «Христианские источники» (Fontes Christiani; издается с 1991, более 100 т.). Среди других национальных серий, как правило сопровождающих издания оригинальных текстов современными переводами, выделяются итал. «Патристическая библиотека» (Biblioteca patristica; издается с 1984); 2 испан. серии: «Библиотека христианских авторов» (Biblioteca de autores cristianos; издается с 1949) и «Христианские источники» (Fuentes patrísticas; издается с 1989); 2 английские серии: «Классическая библиотека Д. Лоэба» (Loeb Classical Library; издается с 1911, 523 т.; греческая и латинская серии, содержат наряду с классическими текстами некоторые патристические памятники), «Оксфордские раннехристианские тексты» (Oxford Early Christian Texts; издается с 1970); нем. серии: «Тексты и исследования по истории древнехристианской литературы» (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur=TU; издается с 1882), «Патристические тексты и исследования при участии Патристической комиссии Академии наук ФРГ» (Patristische Texte und Studien im Auftrug der Patristischen Komission der Akademie der Wissenschaften=PTS; издается с 1964, вышло 77 т., в частности «Ареопагитики» и творения прп. Иоанна Дамаскина ). Др. масштабным проектом издания патристики стали серии «Христианского корпуса» (Corpus Christianorum), инициированного бельг. бенедиктинцами (см.: Leemans. 2003). Первоначально, в 1951 г., был опубликован индекс для ориентации в обширной издательской и исследовательской истории патристических текстов для лат. авторов и памятников - «Ключ по латинским отцам» (Clavis Patrum Latinorum. Turnhout, 19953=CPL), ставший универсальным указателем с общепринятой системой нумерации отдельных произведений или групп текстов. Позднее появился аналогичный указатель по греч.

http://pravenc.ru/text/2579786.html

  Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.338–340.   Лебедев А.П.  Церковная история в свете предания: Исследования по истории древней Церкви.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.107–111.   Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997  .     Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.     Лопарев Хр.М. Бл. Иероним//Странник. – 1905. – 2.   Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века/Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999.   Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.     Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.176–177.   Макарий, митрополит. Православно–догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.197–200.   Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2000. – Т. 1. С. 197–200.   Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6.    Остроумов С.И. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима о греческих апологетах. – М., 1886.   Полянский Е. Я. Библиологические занятия блаженного Иеронима. (Речь пред защитой магистерской диссертации). – Казань, 1908.   Полянский Е.Я. Творения блаженного Иеронима как источник для библейской археологии.  – Казань, 1908.   Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.     Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.322–325.   Серафимов А. Из переписки бл. Иеронима//Чтения Общества любителей духовного просвещения. – 1875. – 2.

http://bogoslov.ru/person/2860735

  Игорь Цветков, протоиерей. Литургические элементы в “Дидахи” и “Апологии” св. Иустина Философа//Православный собеседник. – Казань,  2003. – 1(4).   Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 60 – 70.   Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.41–48.   История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .     Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.40–46.   Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригена включительно: Историко–догматическое исследование.  – СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского, 1877.  С. 77–92   Катанский А.Л. Догматическое учение о Семи Таинствах в творениях древнейших Отцов и пимателей церкви до Оригена включительно. М.: Паломник, 2002.. С.77–92.   Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.88–91.   Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.103–120.   Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.351–352.   Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.     Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко–римском мире при Константине Великом. – М., 1994. С.97–99.   Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. С.269–274.   Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.57–61.   Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.21.   Мансуров Сергей, священник. Очерки из истории Церкви. – М.: Издательство Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С.120–122, 137–144.

http://bogoslov.ru/person/2929482

Августин Блаженный , Аврелий. Исповедь. М. Сергеенко (пер.). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. Августин Блаженный . Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви.М.: Сибирская Благозвонница, 2011. Августин Блаженный . Христианская наука или основания священной герменевтики и церковного красноречия. Религиозно-философская библиотека. СПб.: BIBLIOnOLIE, 2006. Августин, Аврелий. О Троице. А. А. Тащиан (пер.). Патристика: тексты и исследования. Краснодар: Глагол, 2004. Августин, Блаженный . Творения. О граде Божием. Книги I–XIII. XIV–XXII. С. И. Еремеев (ред.). т. 3–4.: СПб.: Алетейа, 1998 (труднодоступная книга как и несколько других букинистических изданий этого творения). – Прим. перев. Кирилл Александрийский Из четырех Отцов церкви, чьи творения я цитирую чаще всего в этой книге,  Кирилл Александрийский является наименее доступным. Ввиду того, что Кирилл не вошел в серию NPNF, им пренебрегали в течение почти всего двадцатого столетия. В последнее время ученые начали осознавать важность трудов этого автора, что привело к значительному росту его творений в переводных изданиях. Знакомство с Кириллом хорошо начинать со следующих работ (в каждой из них имеются пространные и полезные вступления наряду с переводами нескольких важных текстов): McGuckin, John A. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy.Supplements to Vigiliae Christianae 23. Leiden: E. J. Brill, 1994. Russell, Norman, ed. Cyril of Alexandria. The Early Church Fathers. London: Routledge, 2000. Wickham, Lionel R., ed. St. Cyril of Alexandria: Select Letters. Oxford Early Christian Texts. Oxford: Oxford University Press, 1983. В мягкой обложке можно приобрести две небольшие работы Кирилла, написанные им в ходе христологического спора: Cyril of Alexandria. On the Unity of Christ. Trans. John A. McGuckin. Popular Patristics Series. Crestwood, N. Y.: St. Vladimirs Seminary Press, 1995. Cyril of Alexandria. Against Those Who Are Unwilling to Confess That the Holy Virgin Is Theotokos. Trans. George Dion Dragas. Patristic and Ecclesiastical Texts and Translations. Rollingsford, N. H.: Orthodox Research Institute, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Во Франции была издана «Patrologia Oruenmalis» («Патрология Ориентались»), в которой были собраны сочинения, написанные святыми отцами вне греко-римской культуры – в Сирии, Египте, Эфиопии, Грузии, Армении и других странах мира. Среди западных изданий патристических памятников следует также упомянуть: Венское, Берлинское, Лейпцигское, Кембриджское. В результате деятельности «Оксфордского движения» вышли в свет две серии переводов на английский язык: «Доникейские отцы» (10 томов) и «Никейские и посленикейские отцы» (28 томов). Следует также упомянуть популярное патристическое исследование на французском языке профессора Свято- Сергиевского института в Париже О. Клемана «Истоки: Богословие отцов древней Церкви. Тексты и комментарии», Париж, 1986 г. Соответствующими современному уровню патристической науки являются: монография J. Quasten «Patrology», в четырех томах, впервые изданная на английском языке в 1950 году, и серия «Sources Chretiennes» («Христианские источники» – аннотированное критическое издание святоотеческих текстов с параллельным французским переводом), издаваемая с середины XX века по сей день. § 2. На востоке Зачатки патрологии имеются в «Церковной истории» еп. Евсевия Кесарийского (†340 г.), в которой сообщаются некоторые сведения о сочинениях церковных писателей, предшествовавших еп. Евсевию по времени. Уже с начала V века на востоке стали составлять извлечения из святоотеческих писаний для общего назидания. Преп. Иоанн Дамаскин († ок. 780 г.) составил «Священные параллели», своего рода богословский словарь, содержащий изречения из Священного Писания и святых отцов и учителей Церкви о предметах веры. Патриарх Фотий (†890 г.) в своей «Библиотеке» («Μυριβιβλον» – «Тысячекнижие») говорит о трехстах церковных сочинениях. Он пересказывает содержание сочинений, иногда приводит обширные выдержки, а иногда рассуждает о подлинности сочинений. Большой вклад в дело отцеведения на востоке внес преп. Никодим Святогорец (1748–1809 гг.). Он собрал ряд святоотеческих творений и привел их в порядок, а затем они были напечатаны в 1782 году в городе Венеции под общим названием «Филокалия» («Добротолюбие»).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Завершинский Ю. Пневматология святого Григория Паламы и святоотеческая традиция//Альфа и Омега. – М., 1999. – 1 (19).  Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.301–313. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.70–75, 129–131, 233–235,244, 247. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997. С.285–288. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном предании. – М.: Издательство Свято–Тихоновского Богословского института, 2000.  – гл. 7. Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихновский Богословский институт, 2003. С.260–263, 288–291. История эстетической мысли.   Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.153–156. Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к " Истории вселенских соборов " .– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Раздел: Монофелитство и шестой Вселенский собор. Гл. IБ). Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.415–426. Кекелидзе  К.С. Сведения грузинских источников о Максиме Исповеднике//Кекелидзе К.С.  Этюды по истории древнегрузинской литературы.  – Тбилиси, 1961. – Т. 7. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.232–235. Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.360–362. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.    Кузнецов А.В. Государство и церковь в богословии Максима Исповедника//Проблемы исторического познания. – М., 1999. Лаут Э. От христологии к образу Христа: преподобный Максим Исповедник о Преображении Господнем//Альфа и Омега. – М., 2002. – 3 (33).

http://bogoslov.ru/person/2952050

Одной из причин необходимости хорошо знать труды св. отцов является их историческая важность для формирования и развития православного богословия. Именно в борьбе против ариан и духоборцев свт. Афанасий Великий и свв. отцы-Каппадокийцы точно определили всю триадологию; именно благодаря борьбе свт. Кирилла Александрийского против несториан, и св. отцов Халкидона против монофизитов и преп. Максима Исповедника против мноэнергистов и монофелитов, была определена православная христология. Поэтому без точного изучения св. отцов практически невозможно понять в глубине православное богословие о Святой Троице, Святом Духе и о Христе. 5. Необходимость ссылок на св. отцов в процессе богословствования на практике Необходимо ссылаться на св. отцов не только для познания в богословии, но также и для самого практического занятия богословием. В практическом занятии православным богословием принято ссылаться на Св. Писание, на литургические тексты, на Соборы и на св. отцов, поскольку, как мы уже сказали, Православное богословие всегда интегрировано в Традицию и Традиция (Предание) включает в себя все вышеперечисленное. Цитируя св. отцов, богослов показывает тем самым, что он не выражается как некий изолированный индивид, беря в качестве отправной точки, центра и [источника для] ссылки свое «Я», свое сознание, свое мышление, и что он тем самым не рассматривает самого себя в качестве авторитета, но что свой взгляд он добавляет к этой совокупности, которая его превосходит и которой он обязан своим вдохновением и в которой находит свое оправдание, ценность и авторитет которой он утверждает. Православная богословская мысль не есть мысль инвидидулистическая, но мысль соборная, кафолическая (от kath’olon: «в соответствии со всем») где каждый член, и не только сейчас, но и в всей истории, в Теле Христовом, Которое составляет Церковь , солидарно с другими членами от них зависят его деятельность и функции. Св. отцы для богослова служат одновременно нормами, проводниками, вехами и точками опоры. Богослов, цитируя св. отцов и уступая им место, свидетельствует о своем смирении, о своем повиновении учению Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

свт. Григорий Богослов , увещевая готовящихся к Крещению, пишет: " Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даём совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности " . (Слово 40 На святое крещение: ) «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7,5) . А.П. Лопухин , текстолог-библеист Б.Мецгер и др. говорят, что о «посте» добавлено в аскетических целях. Ни латинский ни древне-армянский тексты Нового Завета вставки «посте и» не знают. В патристической литературе упоминание о посте в этой апостольской фразе встречается, начиная лишь с преп. Иоанна Дамаскина . Поучение Новгородского архиепископа Илии: 13 марта 1166г: «А от жен не отлучайте по нуже, оже сами не изволят по свету подружий своих. А нам повелено есть тако, еже чистей недели и старстней и въсрсней до конча,о тех трех недель возхбраняйте. А се слышал же есмь, оже друзии попы глаголют детем своим: «оли се говенье не лежите с женамим, тьже дадим причастие», тъ того нетуть. А вы, попове будуче, одже въсхочете служити коли, то и на много дний отлучаетеся от попадий своих? И оли то попом будя, аже нъ простьчи, то любо будя, то любо си будут и в говении не ублюлися от женъ, дайтепритчащение: в своей бо жене нетут греха». Вопрос монаха Кирика новгородскому еп. Нифонту (12в): " Я спрашивал, можно ли дать причащение тому, кто не воздерживался от жены великим постом. Разгневался (еп. Нифонт). " Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это " (Вопрошения Кирика, 57//Смирнов С. Древне-русский духовник. Исследование из истории церковного быта. М., 1914, сс. 113-114) «Прочтох же ему из некоторые заповедей аще в неделю или в суботу и в пяток лежет человек и зачнется детя, то будет любо тать, любо блудник, любо разбойник, любо трепетив, а родителема епитимея два лета, и рече ми – а тыи книгы годятся сжещи» (Вопрошания Кирика и ответы еп.Нифонта. Публ.: Смирнов. Материалы с.7

http://azbyka.ru/detforum/threads/kak-ot...

выпущено 9 томов (до буквы «O») и еще ряд томов готовится одновременно разными специалистами. Электронная версия словаря находится на стадии разработки. Планируется объединить усилия с калифорнийским центром TLG. С декабря 1998 г. сканы ранних томов TLL доступны через Internet Archive . Также следует отметить продукт из серии Corpus Christianorum – Library of Latin Texts (DVD – 9 дисков) (LLT). Библиотека латинских текстов (LLT) является ведущей в мире базой данных для латинских текстов. Она содержит тексты с начала латинской литературы (Ливий Андроник, 240 г. до н.э.) до текстов Второго Ватиканского Собора (1962-1965). Она охватывает все произведения из классического периода, важнейшие святоотеческие творения, очень обширный свод средневековой латинской литературы, а также произведения recentior latinitas. В ней представлены полные собрания сочинений таких писателей, как Цицерон, Вергилий, Августин, Иероним, Григорий Великий, Ансельм Кентерберийский, Бернард из Клерво и Фома Кемпийский. Тексты выбираются в зависимости от состояния текущих исследований, с исправлениями ошибок и неточностей. База данных включает в себя почти все произведения, опубликованные в CorpusChristianorum обеих серий Series Latina и Continuatio Mediaeualis, литературу античности (библиотека Scriptorum Romanorum Teubneriana) и 600 000 слов для современного периода. Значительное число работ были взяты из других коллекций, таких как Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, Sources Chrétiennes, Патрология Миня, Acta Sanctorum и Analecta Hymnica Medii Aevi . Подобная ей программа (CILF) CETEDOC Index of Latin Forms. Thesuarus firmarum totius latinitatis a Plauto usque ad saeculum XXum. 70 000 000 formarum. Включает всю латинскую лексику (классическую, патристическую, схоластику — в т.ч. всего Фому Аквината, латинские соборы) . Для библеистов незаменимыми являються программы Bible works , а также ее русифицированная версия BibleQuote 5.0 Bibliologia Edition. Возможности этой программы подробно описаны в статье прот.

http://bogoslov.ru/article/4379737

Основная часть исследования построена на последовательном сопоставлении ключевых положений персоналистских концепций упомянутых мыслителей с соответствующими категориями патристической мысли. Это сопоставление самым недвусмысленным образом демонстрирует порою совершенное различие современных персоналистских систем со святоотеческим пониманием обсуждаемых предметов. Впрочем, если бы Зизиулас или Яннарас не обращались к святым отцам за подтверждением своих идей, у Ж.-К. Ларше не было бы весомого основания для такого красноречивого сопоставления, однако греческие богословы неоднократно и самым прямым образом апеллируют к патристическому аргументу, настаивая на своей приверженности традиционному видению ключевых понятий — природы, сущности, ипостаси, лица и личности. При этом следует отдавать себе отчет в том, что последняя категория, в том виде, как она употребляется в современной философской и богословской мысли, неизвестна святоотеческому сознанию. В первом разделе Ж.-К. Ларше убедительно доказывает, что характер рассматриваемых концепций по своей природе является не богословским, а философским; идеи Яннараса и Зизиуласа он относит к области религиозной философии, а не церковной догматики. Герои исследования видятся нашему автору в широкой перспективе русских религиозных мыслителей, начиная с В.С. Соловьева, о. Павла Флоренского, прот. Сергия Булгакова и заканчивая поздними представителями так называемой «парижской богословской школы». Резоном для такой атрибуции служит выраженный авторский характер их публикаций, концептуальный и спекулятивный стиль, широкая опора на философскую литературу с многочисленными вкраплениями библейских и святоотеческих цитат, понятий и идей, которые привлекаются не в качестве нормативных источников, а как иллюстрации, призванные подтвердить авторские идеи. Базовыми источниками для них служат прежде всего философские тексты, причем преимущественно относящиеся к двадцатому веку, к традициям персонализма и экзистенциализма. Их проводниками выступают прежде всего Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, Э. Мунье и другие. Это дает основание Ж.-К. Ларше сделать промежуточный вывод: во-первых, в наших авторах нельзя признать адекватных выразителей православной идентичности, во-вторых, в их идеях нельзя увидеть чего-то принципиально нового с точки зрения современной философии.

http://bogoslov.ru/article/3274925

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010