Реклама: Подписка на журнал «Фома». С.15-16. Реклама радио «Вера»: С.17. Вопрос номера: Почему Господь пришел в мир как младенец, а не как сложившийся, взрослый человек? [Вера в то, что Бог пришел на землю как ребенок и, подобно всем детям, поначалу ничего не знал и не умел, с трудом укладывается в сознание. Знал ли маленький Иисус, что Он Бог? Может быть, Он только казался ребенком, а на самом деле им не был? Или Бог соединился с человеком Иисусом не сразу, а когда Тот вырос? Давайте разбираться]. Отвечает диакон Игорь Цуканов. Рисунки Анны Таненбаум // Фома. декабрь 2022. — С.18-24. — (рубрика « Вопрос номера »). Реклама: С.25 Патриарх Кирилл. Почему Повелитель Вселенной родился... в пещере для скота ? [«...Избрав для таинства нашего спасения последнюю нищету, Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающей гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца...». Из Рождественского послания 2016 года ]. Заголовок дан редакцией. Фото Олега Варова /Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси//Фома. декабрь 2022. — С.26-27. — (рубрика « Вопрос номера »). Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала «Фома» в УоиТиве — новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона ha QR-koд и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов// Фома. декабрь 2022. — С.28-29. — (рубрика « Смотрите новые видео от  „ Фомы “»). В материале предложены три видео: Жёны священников: наши правила жизни. [Супруги священников откровенно беседуют о том, из чего складывается их жизнь, что делает ее наполненной, а ответы на какие вопросы до сих пор найти сложно]. — С.28;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 года владыка Вениамин был назначен главой новообразованной Пензенской митрополии с титулом Пензенский и Нижнеломовский (журнал 64). Первого августа за Божественной литургией в Серафимо-Дивеевском монастыре Нижегородской области Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел преосвященного епископа Вениамина в сан митрополита. Наиболее значимой вехой в истории епархии и истории города Пензы стало возрождение Спасского кафедрального собора, строительство которого было инициировано митрополитом Вениамином. Собор и другие новопостроенные владыкой храмы заметно изменили облик Пензы, город вернул себе древний колорит. Благодаря достигнутому взаимопониманию между ГТРК и епархией получили жизнь совместные проекты на радио и телевидении, в которых митрополит Вениамин принимал активное участие. Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 года Его Высокопреосвященство был назначен митрополитом Рязанским и Михайловским (журнал 126), а 22 октября 2015 года — главой Оренбургской митрополии и управляющим Оренбургской епархией с титулом Оренбургский и Саракташский (журнал 62). Митрополит Вениамин вел большую просветительскую и образовательную деятельность. Благодаря его активной позиции к концу 2020 года процент родителей, выбравших для своих детей, обучающихся в четвертом классе, модуль «Основы православной культуры», вырос в Оренбургской епархии с 4 до 73 процентов. Митрополит Вениамин хорошо понимал специфику многонационального региона и вел успешный диалог с представителями других конфессий. Его Высокопреосвященство организовывал тесное взаимодействие с органами власти и бизнес-­сообществом, осуществлял идеи и проекты, в которых нужны были помощники и сотрудники, и он имел талант их находить. При этом сам архипастырь утверждал, что главное для него — это молитва. Отличительной чертой его литургисании было неспешное, вдумчивое поминание у жертвенника дорогих сердцу владыки живых и усопших. Обладая исключительной памятью, он никого не забывал помянуть пред Богом.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

С начала специальной военной операции на Украине в 2022 году отец Михаил трижды побывал в зоне боевых действий. Четвертая его командировка закончилась трагически. Шестого ноября 2022 года на самом опасном направлении — Херсонском — он получил смертельное ранение от разорвавшегося в трех метрах от него реактивного снаряда. За гражданский подвиг отцу Михаилу Президентом России В. В. Путиным посмертно присвоено высшее звание в стране — Герой России, а за духовный он награжден Святейшим Патриархом Кириллом орденом Славы и чести (I степени) также посмерт­но. Отпевание Героя России, кавалера ордена Славы и чести протоиерея Михаила Васильева в кафед­ральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве 9 нояб­ря 2022 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении сонма архиереев и  многочисленного духовенства, прибывщего со всех концов страны. В слове, посвященном памяти почившего священнослужителя, Святейший Владыка сказал: «Отец Михаил многое успел сделать. Но все его деяния, которые были постоянно связаны с опасностями, были одновременно посвящены и Церкви, и своей Родине. А ведь это сочетание любви к Родине и к Церкви является идеалом для христианина; он воплотил его в своей жизни и остался верен этому идеалу даже до смерти». Погребен протоиерей Михаил Васильев за алтарем храма во имя великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца во Власихе, — храма, где он начинал священническое служение и которому отдал всю свою жизнь. Совершая богослужения в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, отец Михаил Васильев постоянно видел перед собой слова Господа нашего Иисуса Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13), написанные над алтарной преградой. Эта заповедь Спасителя стала для него самой главной. Вечная память!                                                                                              Протоиерей Андрей Милкин,                настоятель  храма во имя великомученика Димитрия Солунского на Благуше

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

У нас за последний месяц полностью уничтожены два храма —  Благовещенский в Горловке , который мы только освятили после Троицы, и теперь храм праведного Иоанна Кронштадтского. 25 августа  был уничтожен ещё один храм  праведного Иоанна Кронштадтского — в Донецке, на Трудовских. Мы эту беду переживаем все вместе. С нами переживает вся Церковь — архиереи и духовенство, Блаженнейший владыка Онуфрий, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все молятся о том, чтобы у нас хватило терпения и мужества перенести все эти страдания и при этом остаться христианами. Конечно, хочется что-то сделать, даже руками эту войну остановить, если бы это было возможно! Хочется сказать этим солдатам, которые друг в друга стреляют: обнимитесь, бросьте автоматы, начните друг с другом разговаривать, страну строить, сохраните детей, женщин, стариков! Но они уже не слышат. Уже столько убийств, столько крови, столько взаимной ненависти, что даже когда говоришь кому-то об этом, в тебя готовы выстрелить только за то, что ты это сказал. Мы и сегодня это видели. Это тяжело. Но мы должны оставаться христианами. Мы должны идти по тому пути, по которому нас призвал идти Господь. Мы не должны унывать. Мы не должны переставать делать добрые дела. Мы не должны позволять ненависти поселиться в своём сердце! Аминь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 сентября, 2018 31 августа, 2018 23 апреля, 2018 23 апреля, 2018 2 мая, 2017 20 февраля, 2017 15 ноября, 2016 21 октября, 2016 22 августа, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили и обезглавили. В западной традиции есть предание, что Христофор начал искать самого сильного Бога, но не находил. А Христа он обрел в виде Мальчика который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим; Почитание на Руси : Святого Христофора на Руси почитали c XIII-XIV bekob. Когда начался старообрядческий раскол, изображать мученика Христофора с головой пса было запрещено. В некоторых храмах и монастырях иконы и росписи оставили как было (см. Ил.1 — Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый человеческий лик (Ил. 2 — Спасо-Преображенский собор, Ярославль). Врезка : В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников (во время путешествия к святому месту паломник идет с молитвой и таким образом несет в себе Христа) ; Икона Святой мученик Христофор (с пояснениями); Откуда взялась голова пса : Святого Христофора рано начали изображать с головой пса. В те времена верили, что люди с собачьими головами действительно существуют. Полудикие племена берберов в Западной Европе, которых охотно брали в армию Римской империи, во время боя для устрашения надевали на себя шкуры и головы животных. Скорее всего, святой Христофор был из этого племени. О происхождении головы пса есть и такое предание: император Деций, пытаясь добиться от Христофора поклонения идолам, подослал к нему двух блудниц. И святой, будучи очень красивым, просит Бога обезобразить его внешность; Авторы: Тимофей Китнис , Кирилл Баглай //Фома. февраль 2021. — С.22-23. — (раздел « Вера », рубрика « Школа „Фомы“. Суть вещей »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru .

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-214-...

Через четыре дня, 8 сентября 1943 года, в том самом здании в Чистом переулке состоялось заседание Архиерейского Собора, первого после 1918 года. «В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-­Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора» 3 . Собор открыл митрополит Сергий, выступивший с докладом о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Ленинградский Алексий произнес речь о долге христианина перед Церковью и Родиной в условиях противостояния с врагами Отечества, после чего перешел к вопросу об избрании Предстоятеля Церкви. Он сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Его слова были встречены полным одобрением присутствовавших, воскликнувших: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!»  Митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Архиерейским Собором была принята декларация об осуждении изменников веры и Отечества, осуждавшая тех представителей духовенства и мирян, которые опозорили себя сотрудничеством с оккупационными властями, предавали ближних и поддерживали фашистов, в том числе пользуясь их покровительством для учинения расколов.

http://e-vestnik.ru/history/izbranie_pat...

25 июля 1941 года, на основании письменного распоряжения Управления по делам искусств СНК РСФСР, экспонаты и ценности Загорского государственного историко­художественного музея-заповедника (42 ящика) были доставлены в Москву его директором Иваном Захаровичем Птицыным и переданы «на временное хранение» Государственному историческому В столице ценности Загорского музея-заповедника были перевезены в речной порт и складированы на огромную баржу 3805. Это было настоящее плавучее хранилище, которому предстояло перевозить на восток эвакуированные коллекции ряда крупнейших художественных музеев Москвы: Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея. Транспортировка музейных ценностей водным путем была предпринята не случайно, поскольку железнодорожные составы, перевозившие грузы, часто подвергались бомбардировке с воздуха. Кроме того, простаивание по пути следования эшелонов на станциях создавало угрозу хищения ценностей из вагонов. Выбранный способ движения по реке почти исключал подобные риски. Погрузка музейных ценностей на баржу шла в чрезвычайно напряженной обстановке, так как за три дня до прибытия экспонатов — 22 июля 1941 года — фашистская авиация произвела первый налет на Москву, Калинин, Рязань и ряд других городов. На территорию Северного порта столицы и Западного порта в конце июля было сброшено большое количество зажигательных и несколько фугасных бомб. В тушении возникавших пожаров участвовали портовые команды противовоздушной обороны, состоявшие из рабочих Несколько дней баржа 3805 медленно плыла старым водным путем, который шел 180 километров по Москве-реке и затем по Оке до Горького. По дороге имелось несколько устаревших шлюзов и открытых плесов с разными глубинами и разной пропускной способностью. Благополучно преодолев назначенный путь, к началу сентября 1941 года мощи преподобного Сергия Радонежского вместе с эвакуированными музейными экспонатами прибыли в Горький. Огромная баржа стояла у причала древнего Нижнего Новгорода, дожидаясь погрузки прибывшей сюда ранее из Ленинграда коллекции Государственного Русского музея. Известно, что преподобный Сергий Радонежский однажды посещал Нижний Новгород. В 1365 году преподобный Сергий по благословению Митрополита Московского и всея Руси Алексия пришел сюда с целью смирить Нижегородского князя Бориса Константиновича, вернуть Нижегородский престол князю Дмитрию Константиновичу, а главное — заключить крепкий политический и духовный союз между Москвой и Нижним Теперь, спустя почти 600 лет, преподобный Сергий посетил своими честными мощами и благословил Нижегородскую землю. Ненастным сентябрьским вечером к барже подошел мощный буксир и повел ее вверх по Волге и Каме к месту назначения —

http://patriarchia.ru/db/text/5944634.ht...

Кое-кто даже приносил с собой камертон, чтобы проверить, не сфальшивил ли знаменитый протодиакон. А потом писали ему письма вроде тех, что цитирует в своих воспоминаниях дочь Розова: «Вчера все, находящиеся в соборе… были поражены Вашим могучим голосом и чеканным Вашим прочтением Анафемы. Вы по исполнению и голосу второй Шаляпин». Внешность отца Константина соответствовала его голосу. Современники описывали его как могучего богатыря, почти великана (ростом в два аршина 14 вершков, то есть примерно 2,04 метра), с пышными и длинными волосами. Конечно, он производил впечатление. А московское духовенство ценило отца Константина за внимательность и благоговейное служение. Он всегда внимательно готовился к службе, заранее прочитывал положенное в этот день евангельское чтение и тщательно расставлял в нем смысловые акценты. «Уроками богослужебного чтения» от протодиакона Розова воспользовался, например, епископ Алексий (Симанский), в 1945 году избранный Патриархом Московским и всея Руси. Он вспоминал, что Розов читал не в «обычной, общепринятой манере хроматического повышения тона и усиления голоса от фразы к фразе», а выделял самые значимые слова. Иногда отец Константин подключался и к тем частям службы, где диакон обычно бездействует,— например, читал Шестопсалмие, да так ясно и выразительно, что даже те, кто привык в это время выходить на улицу, оставались в храме. Другой современник Розова вспоминал, что тот удивлял «не только силой своего голоса, но и умением справляться с ним». Это бывало особенно заметно, когда отец Константин встраивался в хор: «Такой громадный голос на фоне четырех несильных голосов квинтета не казался чудовищным и был в крепкой и сладкоголосой спайке с “товарищами” по квинтету». Скоро война Незадолго до начала Первой мировой войны отец Константин сопровождал группу из нескольких священников в Лейпциг. Целью было освятить храм-памятник в честь русских воинов, погибших в 1813 году в «битве народов» под Лейпцигом — крупнейшем на тот момент сражении мировой истории, в котором союзные армии России, Пруссии, Австрии и Швеции разгромили Наполеона. Один из членов миссии, генерал Жилинский, беспокоился, как бы во время службы протодиакон не оглушил германского императора BuльreльмaII. «Скажите Розову,— просил он,— чтобы не кричал. У Вильгельма больны уши». Протодиакон, узнав об этом, обиделся: «Зачем же тогда меня взяли? Что ж, шепотом мне служить, что ли?» В итоге никаких уступок немцам решили не делать, а служить «по-настоящему, по-российскому». На службе в Лейпциге отец Константин превзошел самого себя, вспоминал глава миссии, протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский: голос Розова «заполнил весь храм; его раскаты, качаясь и переливаясь, замирали в высоком куполе». Немецкий император не только не рассердился, а был в восхищении. Когда на обратном пути русский Синодальный хор выступал в Берлине, Вильгельм приехал на концерт и, входя в зал, первым делом поинтересовался, будет ли петь протодиакон Розов.

http://foma.ru/velikij-arhidiakon-chelov...

Кроме того, следует отметить вклад ушедшего Папы в дело защиты христиан от дискриминации и преследований. К сожалению, приходится отметить, что явления становятся всё более угрожающими как на Ближнем Востоке, так и в других странах, в том числе в самой Европе, где христиане нередко становятся жертвами маргинализации и дискриминации. Папа Бенедикт XVI последовательно отстаивал интересы гонимых христиан на международной арене и в этом отношении был для нас хорошим союзником. Во время понтификата Бенедикта XVI произошло значительное улучшение отношений между Римско-католической Церковью и Русской Православной Церковью. В качестве председателя Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) несколько раз встречался с кардиналом Ратцингером и участвовал вместе с ним в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической Церковью. Митрополит Кирилл присутствовал на его интронизации в качестве римского понтифика и имел с ним беседу. Ну а после того, как я стал преемником Святейшего Патриарха Кирилла на посту главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, эстафета таких встреч перешла ко мне. Я имел возможность трижды встречаться и беседовать с Папой Бенедиктом XVI. Он всегда производил на меня впечатление очень мудрого, рассудительного человека, с большим уважением относящегося к Православной Церкви и заинтересованного в развитии добрых отношений между православными и католиками. — Что сегодня сближает позиции Русской Православной и Римско-католической Церквей? Какие здесь могут быть перспективы сотрудничества? — В последнее время всё более очевидной становится необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания традиционных христианских ценностей в современном секулярном обществе. По многим проблемам современного мира — таким как процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали— позиции Православной и Католической Церквей совпадают. И православные, и католики выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, не совместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности, и т.п.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

— Кто становится владельцем здания храма или дополнительных помещений после перевода этой недвижимости в собственность Церкви? — Всё зависит от того, является ли передаваемый объект недвижимости объектом культурного наследия, каков его охранный статус. Если здание — объект культурного наследия федерального значения, то оно может передаваться в собственность только Русской Православной Церкви как централизованной религиозной организации. Если здание — объект культурного наследия регионального значения; выявленный объект культурного наследия; объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, или же не является таковыми, то оно может быть передано той религиозной организации, от которой поступило обращение о передаче такого имущества. — Сколько объектов уже удалось перевести в собственность Церкви? — За десять месяцев работы нашей службы Церкви были переданы три храма и один дом причта. В ближайших планах оформление еще пятидесяти семи объектов. В структуре службы имущественных отношений Русской Православной Церкви есть отдел, который занимается вопросами передачи имущества религиозного назначения в епархиях Русской Православной Церкви. Конечно, в основном епархии стараются решать имущественные вопросы самостоятельно, но, если вопрос сложный и требует вмешательства службы (например, при взаимодействии с Министерством обороны Российской Федерации или с Росимуществом и другими государственными органами власти), сотрудники отдела готовы оказать всю необходимую поддержку и помощь епархиям в проблемных ситуациях. Справка По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при финансово-хозяйственном управлении Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) создано новое структурное подразделение — служба имущественных отношений Русской Православной Церкви (резолюция от 02.04.2013 года В непосредственные полномочия службы входит организация и реализация мероприятий по решению вопросов, связанных с передачей имущества (недвижимого имущества) в собственность/пользование Русской Православной Церкви, а также решение иных имущественных вопросов. Служба осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2010 года 327ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

http://e-vestnik.ru/interviews/kak_vernu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010