4 ноября. День народного единства . [В этот день чествуется Казанская икона Божией Матери — та самая икона, с которой воины русского ополчения шли освобождать Москву от польских захватчиков и перед которой русское воинство молилось перед решающим штурмом... Штурм увенчался успехом, поляки были выбиты из Кремля. 25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери]. Ил.: Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год. Филипп Москвитин. 2009. — С.5; 27 ноября. День матери. [«Материнская любовь все покрывает и все угашает. Если ребенок что-то повредит, что-то сломает или сделает что-то плохое, мать его сразу прощает, потому что он ее чадо. Так, если ты любишь своего ближнего материнской любовью, то оправдываешь все его слабости и не видишь его прегрешений, а если и видишь, то сразу прощаешь. Тогда твое сердце переполняется любовью, потому что ты делаешься подражателем Христа, Который всех нас терпит». Старец Паисий Святогорец ]. Фото Валерии Ушаковой. — С.5. Даты ноября: 20 ноября. 76 лет Патриарху Кириллу. [«... главная задача Церкви — это человеческое сердце, это изменение человеческой личности. И если изменится человек к лучшему — изменится весь мир. И нет другого способа и никакой другой методологии повлиять на изменение мира к лучшему, как изменить человеческое сердце». Из слова на праздничном концерте в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя по случаю 70-летия Его Святейшества, 22 ноября 2016 года ]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. — С.6-7. — (рубрика « Даты ноября »). К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Останемся? [Сегодня мы все чаще сталкиваемся с обстоятельствами, которые нам трудно рационально объяснить. Это порождает сомнения и тревогу. Достоевский, переживая подобные чувства, писал, что в эти минуты его спасает вера во Христа, «прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее» Которого нет и не может быть. «Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Конечно, с богословской точки зрения — истина вне Христа невозможна. «Он зовет не просто оставаться с Собой в настоящем, а идти вместе с Ним к иному будущему. И Сам же становится дорогой: Я есть путь и истина и жизнь (Ин 14:6)». «И как бы бесконечны ни были сомнения, как бы ни загоняли они в угол, все они неизменно разбиваются о невозможность противопоставить что-то Истине. Не хитросплетению холодных отвлеченных умозаключений, а опыту живого общения со Христом»]. Фото священника Андрея Рассанова//Фома. ноябрь 2022. — С.8-9. — (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-235...

— Как Православная Церковь в Сирии живет в эти трудные времена? — Богослужения продолжаются и в кафедральном соборе, и в храме Димитрия Солунского Дамаска, и в уцелевших храмах по всей стране. Это чрезвычайно важно, ведь тем остаткам христианских общин, которые не могут уехать, особенно нужна поддержка и помощь. Церковь для них стала единственным пристанищем. Уже в 2-3 километрах от здания Антиохийской Патриархии идут постоянные перестрелки. Церкви разрушены в Алеппо, Хомсе, где вообще не осталось больше христиан. Ситуация осложняется еще и тем, что мы не знаем точно, что происходит — некоторые регионы захвачены боевиками, в том числе те, где расположены крупные христианские центры, храмы и монастыри. О судьбе их насельников ничего не известно. Мы можем только молиться и уповать на милость Божию. Церковь по своим каналам оказывает помощь беженцам. При Антиохийском Патриархате существует структура, которая занимается распределением гуманитарной помощи, которая поступает от Красного Креста и от России, в том числе от Русской Церкви. Церковь не делает различий между христианами и мусульманами и помогает всем, делает все, что возможно. — Какая помощь необходима населению? — Не хватает самого необходимого — еды и лекарств. Полностью разрушена система железных дорог в стране, большой удар нанесен по медицинской промышленности. Если раньше Сирия обеспечивала себя медикаментами, то сейчас все предприятия закрыты. Захвачен боевиками и вывезен в Турцию стратегический запас зерна. Сирийцы с огромной радостью принимают любую помощь, тем более что россияне очень горячо откликнулись на призыв о помощи. Как уже сообщалось в СМИ, за две недели было собрано 70 тонн гуманитарной помощи и более 3 миллионов рублей. Новую партию груза два самолета МЧС отправят 24 апреля. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Русская Православная Церковь и дальше будет собирать средства, продукты и лекарства. Все зависит от того, как будет дальше развиваться ситуация. Могу заметить, что народ не унывает. Сирийцы считают, что если противоборствующие стороны сядут за стол переговоров и, главное, прекратиться помощь боевикам из-за границы — конфликт можно было бы уладить в течение месяца.

http://e-vestnik.ru/interviews/siria_gla...

В июле 1991 года, в дни перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, храм посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. B cehmябpe 1991 года в соборе и на прилегающей территории начались реставрационно-восстановительные работы, которые продолжаются по сей день. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=291 Ярмарочный Александро-Невский собор построен в русском стиле по плану архитектора Килевейна в 1864-81 гг., в память посещения Нижнего Новгорода и ярмарки государем императором Александром Николаевичем и императрицею Марией Александровною в 1858 г. Освящен он был 20 июля 1881 г. в высочайшем присутствии государя императора Александра Александровича, императрицы Марии Федоровны, цесаревича Николая Александровича и других особ императорской фамилии. Храм этот строился на пожертвования и собранные с ярмарочного купечества деньги и стоил до полумиллиона. В нем четыре престола, из коих три расположены в ряд: главный – во имя св. и благов. князя Александра Невского, правый придельный – во имя св. равноапост. Марии Магдалины и левый – во имя св. Николая Мирликийского; четвертый престол, в западной части собора, на хорах (где устроена теплая церковь) – во имя преп. Макария Желтоводского. Из древностей в этом соборе замечательны иконы: распятие Господня, в виде креста, в серебряном окладе; Господа Вседержителя, св. Николая, преп. Макария Желтоводского и др.; напрестольный крест 1673 г., большое напрестольное Евангелие. Все эти древности приобретены из упраздненного Макарьевского Желтоводского мужского монастыря. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Нужда в новом вместительном соборе на Стрелке, в заокской части Нижнего Новгорода, сделалась очевидной к середине XIX века. Староярмарочный Спасский собор уже не мог вместить в себя всех гостей ярмарки, и в 1856 году было принято решение возвести ещё один, долженствовавший, кстати, увековечить посещение ярмарки молодым государем Александром II. Сбор пожертвований на строительство храма продолжался десять лет, общая сумма составила более четырёхсотпятидесяти тысяч рублей. Ещё до окончания сбора губернский архитектор Р. Я. Килевейн составил проект храма, а в 1864 году был заложен первый камень в основание будущего здания. Вскоре выяснилось, что килевейновский храм спроектирован слишком непрочным, и проект пришлось дорабатывать, в чём принимал непосредственное участие Лев Владимирович Даль, сын известного лингвиста Владимира Даля. Проект был составлен к концу 1867 года. 11 августа 1868 года состоялась повторная закладка в основание первого камня будущего собора на Стрелке.

http://sobory.ru/article/?object=01787

В этот день в Патриарший собор принесены наиболее почитаемые святыни Донской митрополии:  икона Божией Матери «Донская»  из Ростовского кафедрального собора и мощи  святого праведного Павла Таганрогского , почивающие в Никольском храме Таганрога.  Песнопения Литургии исполнил Большой митрополичий хор духовенства под управлением протодиакона Ростовского кафедрального собора Владимира Зубрицкого. По окончании Литургии под колокольный звон возглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, властям, воинству, казачеству, народу и всем православным христианам. Участников торжеств  приветствовал губернатор Ростовской области Василий Голубев. Глава региона подчеркнул, что «на казачьей земле православные ценности всегда были и будут на первом месте». «Создание Донской митрополии было логичным ответом на запрос общества», — сказал он и добавил: «За пять лет сотрудничество государства и Церкви укрепилось в самых разных направлениях, главным образом – в сфере духовного образования и воспитания нравственности». Василий Голубев остановился на некоторых значительных результатах деятельности митрополии в социальной сфере, образовании, восстановлении исторических памятников и духовных традиций и отметил, что «движущей силой всех преобразований, укрепления взаимодействия власти и Церкви является деятельная позиция Донской митрополии и ее главы». «Деятельность Донской митрополии способствует укреплению единства жителей нашей многонациональной области, сохранению гражданского мира и семейных ценностей. Поэтому Церковь находила и будет находить в Ростовской области поддержку», — завершил свое слово Василий Голубев. Знака губернатора Ростовской области «За милосердие и благотворительность» были удостоены настоятель Покровского храма г. Красный Сулин Шахтинской епархии протоиерей Александр Минин, настоятель Никольского храма г. Таганрога Ростовской епархии протоиерей Алексий Лысиков, настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, г. Ростова-на-Дону протоиерей Сергий Красников, настоятель прихода святого Георгия Победоносца села Сандата Волгодонской епархии иерей Алексий Климентов, настоятель храма Царственных Страстотерпцев поселка Красный Сад Ростовской епархии иерей Андрей Мнацаганов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Из Тобольска основная часть посольства вместе с членами Миссии отбыли 3 февраля 1715 года и прибыли в Пекин в начале 1716 года. 14 июня 1728 года был подписан знаменитый Кяхтинский трактат между Россией и Китаем. В нем подводились итоги более чем вековых отношений между империями. Пятая статья этого трактата определила статус и условия пребывания Миссии в Пекине. Китайская сторона не только разрешала проведение работы Миссии, но и обязывалась содержать ее на свой счет. Это оказалось впоследствии спасительным для Миссии, ибо случались времена, когда от Синода в течение нескольких лет не было никаких поступлений на ее содержание. Православный Китай сегодня Сейчас на территории Китая есть четыре церкви, принадлежащие Китайской автономной Православной Церкви, однако, к сожалению, службы в них не ведутся, так как нет ни одного священника-китайца. По законам Китая лица, не являющиеся гражданами страны, не имеют права заниматься религиозной деятельностью. Торжества по случаю круглой даты проводили совместно Институт китайско-христианских отношений, Китайский университет Гонконга и местное православное братство святых апостолов Петра и Павла при храме в Гонконге во главе с настоятелем протоиереем Дионисием Поздняевым . В числе гостей и участников торжеств присутствовали представители разных регионов, стран и национальностей, приехали крупные ученые-китаисты со стороны России и ученые-русисты из Китая, а так же православное священство Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. Общее фото участников торжеств Русскую делегацию возглавил викарий Хабаровской епархии, проректор Хабаровской духовной семинарии епископ Бикинский Ефрем (Просянок) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Ефрем после посещения часовни, устроенной внутри стены Почетным и особо ожидаемым гостем стал один из старейших китайских православных клириков 87-летний митрофорный протоиерей Михаил Ли (Австралийско-Новозеландская епархия Русской Православной Церкви Заграницей). Он был рукоположен епископом Виктором (Святиным) полвека назад в Китае. Протоиерей Михаил Ли

http://pravmir.ru/300-let-pravoslavija-v...

Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году, по прошествии четырех веков, в 1922 году был закрыт, одновременно был закрыт для богослужений и Смоленский собор. К середине 1930-х годов в обители не осталось действующих храмов. Здесь располагались отдельные музейные экспозиции, а также иные учреждения. В монастырских помещениях были устроены коммунальные квартиры. Некрополь был осквернен и практически полностью уничтожен. Лишь в  1943—1944 гг. на территории монастыря началась деятельность Духовных школ, в 1944 г. был открыт надвратный Преображенский храм, годом позже Успенский. В обители расположились Издательский отдел и Хозяйственное управление Московской Патриархии. С 1964 г. Новодевичий монастырь стал резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских (до 1971 г. — митрополита Пимена (Извекова), будущего Патриарха Московского и всея Руси, в 1971–77 гг. — митрополита Серафима (Никитина), с 1977 г. и до сего дня — митрополита Ювеналия), чьим кафедральным храмом стала Успенская церковь. Здесь же начало работу Епархиальное управление. Начиная с 1977 г., когда я вступил в управление Московской епархией, мне и Московскому епархиальному управлению довелось поддерживать отношения соработничества и добрососедства с находившимся в монастыре филиалом Государственного исторического музея. Насколько я помню, не было никаких проблем и сложностей, которые бы наши взаимоотношения омрачали, в том числе и после возобновления монашеской жизни в обители в 1994 году. Новодевичий монастырь для всех православных людей является величайшей святыней, к которой на протяжении четырех веков до ее разорения, всегда относились с трепетной заботой и вниманием. Известие о возвращении монастыря Церкви я воспринял как рождественский подарок всем православным людям. Хочу заметить, что Новодевичий монастырь — последняя из московских обителей, до сих пор не возвращенная Церкви! От многих людей, представителей духовенства, работников науки и культуры, прихожан монастыря я получил горячие поздравления с этой новостью и выражение готовности всесторонне помогать в сохранении и восстановлении обители.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

– Новый глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается традиционалистом в вопросах морали. На мой прямой вопрос об отношении Церкви Англии к однополым союзам, заданный в присутствии представителей поместных православных Церквей, прибывших на его интронизацию, он ответил: «Позиция Церкви Англии по вопросу брака совершенно однозначна. Это записано в наших канонах, и недавно мы вновь подтвердили, что брак есть пожизненный союз мужчины и женщины. При этом в нашем обществе мы как христиане признаем абсолютную ценность человеческой личности, сотворенной Богом. Мы не можем признать иные союзы, кроме брака, но мы, как и Спаситель по Своей благодати и милости, совершаем миссию среди людей, в их немощах. В пастырском служении мы стараемся являть любовь Христову людям таким, какие они есть. Однако мое личное убеждение неизменно: брак – это пожизненный союз мужчины и женщины». Архиепископ Джастин Уэлби поддерживает стремление большинства епископата своей Церкви противодействовать попыткам внедрения обрядов благословения подобных союзов. В Англиканской церкви по данному вопросу существуют серьезные разногласия, поэтому архиепископ призвал к созданию условий для открытого обсуждения проблемы, чтобы все вещи при этом назывались своими именами, а не с помощью намеков и аллегорий. Можно предполагать, что новый духовный лидер Англиканского содружества готов отстаивать библейское понимание семьи как брачного союза мужчины и женщины. Это, безусловно, может создать прочные основы для успешного взаимодействия между православными и англиканами в противостоянии опасным тенденциям современной общественной жизни. – Как вступление в должность нового архиепископа Кентерберийского повлияет на отношения англикан с православными? Появится ли перспектива развития взаимодействия Англиканской церкви с Московским патриархатом в каких-то вопросах? – Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Архиерейском соборе в феврале нынешнего года еще раз подчеркнул, что Русская православная церковь в межхристианских диалогах «стремится найти союзников в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей». Исходя из этого, одним из основных направлений развития диалога с Англиканской церковью является стремление объединить наши усилия в сфере защиты европейского христианского наследия в области отстаивания норм общественной нравственности, основанных на евангельском учении.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-ang...

Одни из них вполне справляются со своей функцией — представительством прихода или монастыря в интернете. Другие гордо называют себя всероссийскими и миссионерскими, но едва ли интересны широкому кругу пользователей в силу неумелой подачи материала, скудных технических средств и непрофессиональной работы создателей. Ведь не секрет, что большая часть православных сайтов делается энтузиастами своего дела, которые либо вообще ничего не получают за свою работу, либо довольствуются грошовым жалованьем и ответственность несут грошовую. Выступая перед духовенством Тульской епархии в марте 2009 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что православный приход должен строиться таким образом: священник, диакон, если нужно — регент, псаломщик, а также катехизатор и социальный работник, которые работали бы не в качестве добровольцев, но получали бы зарплату. «Для того чтобы организовать работу, нужен специалист», — отметил Святейший. Думаю, в разрезе интернет-миссии в каждой епархии должен появиться специалист по интернету. Ведь грамотно сделанный интернет-ресурс привлекает внимание к объекту или проблеме и способен при правильном подходе сдвинуть любое дело с мертвой точки Сколько часов в день вы проводите за компьютером? Вторая серия Пока собственный сайт есть даже не у каждой епархии, само понятие интернет-сайта претерпевает серьезные изменения. Сегодня все успешные интернет-проекты развиваются по принципу Web 2.0, который был впервые озвучен в 2005 году американским программистом Тимом О " Рейли. Согласно новой идеологии интернета, современные сайты создаются прежде всего при помощи самих пользователей. Таким образом создатели ресурса предлагают лишь техническую платформу для реализации идей и фантазий пользователей сайта. К примеру, популярнейший сайт YouTube предоставляет каждому пользователю возможность размещать в сети видеофайлы. Таким образом, сегодня на УоиТиве миллоны видеороликов, которые туда закачивают пользователи со всего мира. На подобном принципе основана работа популярных российских социальных сетей: «Одноклассники» и «В контакте».

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/11/6...

Организаторы принесения Даров и представитель афонского монастыря святого Павла также отметили, что Дары привозят, имея в виду не только православных христиан: Христос пришел ко всем — и к Дарам могут подойти все желающие вне зависимости от их вероисповедания. «Увидите vip-nponyck — смело зовите полицию!» Принесение в Россию Пояса Божией Матери и Честного Креста апостола Андрея Первозванного дали опыт организации подобных событий, так что, как заверили организации, проблем в связи с принесением Даров возникнуть не должно. Что касается Москвы, у Храма Христа Спасителя и внутри него будут дежурить сотрудники полиции, медицинские бригады, а также множество волонтеров. Для тех, кому особенно трудно стоять в многочасовой очереди — нездоровых, пожилых людей, беременных женщин и так далее — будет организована отдельная очередь.Кроме того, волонтеры будут высматривать таких людей в общей очереди и переводить в особую, чтобы те, кто слабее, не были лишены возможности прикоснуться к святыне. На вопрос одного из журналистов о возможности получения vip-nponycka заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Константин Блаженов ответил категорически: «Об изготовлении vip-nponyckob мне не известно». Руководитель организационного комитета по принесению Даров волхвов в пределы Русской Православной Церкви Сергей Рудов отметил, что во время принесения Пояса Богородицы такие пропуска были, но в небольшом количестве, а в этот раз принято решение о том, что их не будет вовсе. «Увидите vip-nponyck — смело зовите полицию!» — сказал Рудов. На всякий случай представитель Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь игумен Парамон (Голубка) напомнил, что во время принесения Креста апостола Андрея никаких vip-nponyckob не было, а «перед Богом никаких випов быть не может, потому что все люди равны». Волхвы: кто, сколько, откуда? Говоря об истории Даров волхвов, иеромонах Евфимий ответил на вопрос журналиста о том, кто такие волхвы.

http://pravmir.ru/afonskij-podarok-k-roz...

Отец Михаил сразу стал своим в гарнизоне Власихи. Глубокая вера, ревностное отношение к богослужению, умение найти подход к сердцам и генералов, и офицеров, и рядовых солдат и курсантов снискали ему уважение в среде военных. Его служение стало востребовано не только среди ракетчиков. Пути Господни привели отца Михаила еще и в воздушно-­десантные войска (ВДВ).   «Десантный батюшка», как прозвали его военнослужащие, никогда не отказывался от командировок вместе с окормляемыми подразделениями в горячие точки. Участвуя в миротворческих операциях как священник, он побывал в Абхазии, Боснии и Герцеговине, Киргизии, Сирии, а также участвовал в десантном марш-броске на Приштину (Косово) 12–15 июня 1999 года.   Особая страница в жизни отца Михаила — годы вооруженного конфликта на территории Чеченской Рес­публики. За время многочисленных командировок он крестил там более трех тысяч солдат и офицеров, постоянно исповедовал и причащал. Вот только исполнять свой священнический долг ему приходилось то в поле под открытым небом, то в окопе, то в походной церкви размером с армейскую палатку. С этим храмом он научился десантироваться с борта самолета. Получив образование в лучшем вузе страны, отец Михаил не удовлетворился этим. Он считал, что военный пастырь должен быть профессионалом и в бою. В 2005 году он, священник, окончил Высшие курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Полученные знания во многом пригодились ему в практической деятельности. Однажды отец Михаил узнал, что в Сокольниках есть заброшенная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при бывших казармах Саперного батальона, и загорелся желанием вернуть ее верующим. Он получил благословение на это начинание и в 2004 году стал настоятелем храма. За несколько лет здание, возведенное в предреволюционные годы и сильно пострадавшее в советское время, было полностью восстановлено и благоукрашено. В 2011 году Предстоятель Русской Православной Церкви совершил великое освящение воссозданного храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках — подворья Патриарха Московского и всея Руси при штабе воздушно-десантных вой­ск.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010