После блаженного преставления ко Господу святителя Тихона, Патриарха Всероссийского , в 1925 году Церковь длительное время вдовствовала, и не было никаких признаков того, что государство намерено сделать некие шаги в направлении значимого смягчения своей позиции в отношении религии. Тяжелую миссию церковного управления в этих обстоятельствах взял на себя митрополит Сергий (Страгородский) (в миру Иван Николаевич Страгородский; 11 (23) января 1867, Арзамас, Нижегородская губерния — 15 мая 1944, Москва). Усердный миссионер, выдающийся богослов и видный церковный деятель дореволюционного времени, он был назначен заместителем Местоблюстителя в декабре 1925 года. Однако вскоре попал в заключение и возобновил свою деятельность только в 1927 году, когда и выступил с «Декларацией митрополита Сергия», вызвавшей отторжение со стороны части духовенства и верующих по причине содержавшихся в документе заявлений, которые свидетельствовали об уступках или поиске компромисса в отношении советского режима. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил в свое время по этому поводу: «У него не было ни власти, ни иных возможностей вступить в непосредственный конфликт с государством, потому что такой конфликт завершился бы просто его физическим устранением. Ему нужно было оставаться в некоем диалоге с государством и максимально использовать самые малые возможности для того, чтобы остановить руку гонителей» 1 . Двадцать седьмого декабря 1936 года Патриархией был издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего престола Православной Российской Церкви к заместителю Патриаршего местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)». Шло время, страдания Церкви не прекращались. Наступил 1941 год, и началась Великая Отечественная война. С самого начала противостояния с безжалостным противником митрополит Сергий как истинный патриот незамедлительно выступил с обращением, в котором доходящими до глубины сердца словами соединил для русского человека неразрывность православной веры и родной истории: «Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину.

http://e-vestnik.ru/history/izbranie_pat...

Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения. Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42). Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).  Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей. Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др. Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Это великие слова. Святой Дух совершенствует творение Божие, значит, совершенствует и нас. Над этими словами нужно задуматься, что они означают. Сегодня человечеству, как никогда, кажется, что оно достигло самого большого могущества, какое только возможно достигнуть. Действительно, чудеса науки и техники превосходят всякое человеческое воображение, и многим кажется: «Вот он, человек-творец! Вот он, создающий умные машины! Вот он, создающий искусственный интеллект! Что же может быть сильнее его?» Но мы знаем: все это пройдет, потому что без Меня ничего творить не можете (см. Ин 15:5), как говорит Сам Господь. Для того чтобы наши труды, наше творчество приводили к добрым последствиям, чтобы они не исчезали бесследно, мы должны свои творческие усилия сочетать с помощью Божией, призывая Господа в помощь. И если наши человеческие деяния будут оплодотворяться силой Святого Духа, то это будет подлинное творчество, великая синергия, то есть соединение двух начал — Божественного и человеческого. Именно такое творчество и может привести к счастью и благополучию род человеческий«. Из слова в День Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре, 19 июня 2016 года ]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. — С.6-7. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Вот в чем вопрос. [Был в советские времена длинный и не очень смешной анекдот про то, как американец шел мимо яблоневого сада, увидел под деревом нашего мужичка, который прилег отдохнуть, и между ними завязался диалог, в котором американец пытался убедить нашего, что надо собрать яблоки, продать, на следующий год посадить новые деревья, и в конце концов всё это даст возможность скопить состояние. А мужичок каждый раз его спрашивал: «Собрать? А зачем? Продать? А зачем?» и т. д. И под конец, когда американец выдал свой последний аргумент: «Ну как, ты станешь богатым, у тебя всё будет, и тебе не нужно будет ничего делать», окончательно сразил его ответом: «Да я и так ничего не делаю». Этот анекдот напомнили мне недавно в разговоре об образовании, которое сегодня, с одной стороны, очевидно слабо справляется с ответом на глобальные «зачем?» учеников, а с другой — и само вызывает вопрос: а зачем, собственно, оно нужно? Человек должен искать истину, понимая, что она есть, и не у каждого своя, а для всех одна, абсолютная.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-242-...

— А на какие средства сейчас ведется строительство? — На средства жертвователей, благотворителей. — Жертвователи — это какие-то компании или физические лица? — И те и другие. — Преимущественно россияне или местные жители, французы? — Основная часть денег идет из России. Есть, конечно, и французские жертвователи, но не крупные. Из опыта строительства храмов в разных странах могу рассказать, что, например, в Испании местная компания пожертвовала полмиллиона евро на строительство нашего храма в Мадриде. — Российское государство участвует непосредственно в финансировании? — Нет. — А сколько стоит строительство храма в Страсбурге? Вы могли бы озвучить сумму, хотя бы примерную? — Речь идет сегодня примерно о шести миллионах евро. Если брать сумму строительства, то это получается даже дешевле, чем построить храм в Москве. Во всяком случае, не дороже. Если раньше мы думали, что строить в России дешево, а за границей дорого, то сейчас наоборот. Это объясняется и более мягкими погодными условиями в Страсбурге, и очень высокими ценами на строительство в Москве. — Собраны ли уже деньги, необходимые на осуществление озвученных вами планов в Страсбурге — завершение основных строительных работ через год? — У нас нет свободных средств. Те небольшие средства, которые в наличии, их нужно уже выплачивать за определенные работы. Мы говорим сейчас о дефиците: нам реально нужны деньги, чтобы не произошло большой задержки в строительстве. И мы призываем всех, кто имеет такую возможность, пожертвовать на строительство храма Всех святых в Страсбурге, на границе Франции и Германии, где находятся важнейшие европейские организации. Призываем принять участие в этом историческом деле. Возведение этого храма — это и символ, и реальная нужда. Здесь немало людей, которые нуждаются в духовном окормлении. У нас в Страсбурге две общины: франкоязычная в составе Корсунской епархии Московского патриархата и приход Всех святых, который является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно патриарху Московскому и всея Руси. Они объединяют не только русских, но и французов, и украинцев, и представителей других национальностей. Приходят самые разные люди, которым нужен свой церковный дом — свой храм. Пока же помещения для богослужений снимаются, и это, конечно, не очень нормально. Для всех будет огромным подарком, когда откроются двери построенного храма.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-mark-na-st...

Если говорить о Болгарской Православной Церкви, то ее Предстоятель взошел на Патриарший престол в пору политической нестабильности в Болгарии. В то время, когда в резиденции Священного Синода в Софии делегаты Церковно-народного Собора избирали нового Патриарха, за ее стенами шли многотысячные демонстрации недовольных нынешним положением в стране. Таким образом, перед Святейшим Патриархом Неофитом и другими болгарскими иерархами сейчас стоит задача способствовать достижению мира и согласия в болгарском обществе. Еще одной важной проблемой, о которой болгарские архипастыри рассказывали Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время мирного визита Его Святейшества в Болгарию в апреле 2012 года, является развитие катехизации и религиозного образования, особенно в средней школе. Речь идет о расширении преподавания в средних общеобразовательных учреждениях Болгарии дисциплины «религия», которая присутствует в учебной программе с 1997 года. Что касается Православной Церкви в Америке, то в последние годы эта самая молодая из Поместных Церквей переживает трудный этап своей истории. Достаточно сказать, что за короткий период времени в ней сменилось уже три Предстоятеля. Среди задач, стоящих перед новоизбранным Блаженнейшим Митрополитом Тихоном, первоочередная — укрепление единства Американской Церкви. Необходимо и дальнейшее развитие миссии на Североамериканском континенте, где первые семена православной веры взрастили русские миссионеры. И в наши дни Северная Америка представляет собой, выражаясь евангельским языком, обширную ниву Христову, для возделывания которой требуется немало трудов и пастырского попечения. — Если говорить о развитии сотрудничества Православных Церквей с Русской Православной Церковью, какие задачи вы считаете приоритетными? — Конечно, приоритетом на сегодня является оказание помощи страждущим братьям на Востоке. Одной из первостепенных задач является донесение до мировой общественности информации об истинном положении дел в зонах локальных конфликтов, где происходит геноцид христиан.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

И тут, и там главным для Константинопольского Патриархата был имущественный вопрос. В Эстонии Константинопольскому Патриархату были нужны собственно не эстонские раскольники и не эмигрантский синод, а та собственность, которая по сговору с нарушениями эстонского законодательства была по реституции передана им государством.  И в случае с Украиной, и с Эстонией Священный Синод Русской Православной Церкви был вынужден разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Если говорить о различиях украинской и эстонской ситуации, то в Эстонии православное присутствие является исторически новым и небольшим по масштабу: первый епископ Ревельский появился в 1917 году. На Украине более многочисленные расколы, и их несколько. Значительную роль также играет униатский фактор. В Эстонии в этом отношении все проще.  Среди различий двух ситуаций также то, что Константинопольский Патриархат никогда не ставил задачей дать автокефалию ни Эстонской, ни Финляндской Церквам, которые принял в свою юрисдикцию. В случае с Украиной декларация автокефалии и обещание дать томос (указ по некоторому важному вопросу церковного устройства – прим. Baltnews) стали излюбленным тезисом Патриарха Варфоломея и президента Порошенко, который они непрестанно озвучивали в унисон.  – Какие контрмеры были предприняты Русской Православной Церковью против вмешательства в ее дела Константинопольского Патриархата в Эстонии в 1990-х годах? – Имели место переговоры с попыткой удержать Константинопольский Патриархат от восстановления юрисдикции в Эстонии, но они, к сожалению, не увенчались успехом. Последовал разрыв отношений, а затем – переговоры по их восстановлению, которые привели к достижению компромисса.  Как недавно справедливо заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, единственное средство для Церкви защитить себя от раскола – это себя от него оградить, что и делается путем разрыва канонического общения. – Каковы уроки, вынесенные Русской Православной Церковью после вторжения Константинополя на каноническую территорию Московского Патриархата в Эстонии?

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legoyda-etni...

Однако в сложившейся обстановке предпринимаемые меры кажутся ИППО недостаточными. Поэтому на пресс-конференции было объявлено о создании «Российского общественного центра ИППО защиты христиан». Задачами новой организации, идею создания которой одобрил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будет мониторинг населения в странах библейского региона, отстаивание прав христиан на влиятельных международных площадках, в том числе в Совете ООН по правам человека, Совете Европы, Европарламенте и в других влиятельных международных институтах. Новый центр намерен также сотрудничать с ЮНЕСКО в вопросах охраны памятников христианской культуры в регионе, доставлять гуманитарную помощь, поддерживать контакты с представителями христианских и иных религиозных общин в регионе и информировать российскую и мировую общественность о происходящем в Сирии. Не стать музеем развалин Выступая на пресс-конференции, прибывшие в Москву восточные иерархи отметили несколько моментов. Сирийцы-христиане, по их словам, являются коренными и очень древними жителями региона, у которых, к тому же, нет в мире другого государственного образования, кроме Сирии. Однако нынешние события провоцируют исход населения из страны. Несмотря на состоявшиеся обращения глав различных христианских конфессий, которые призывали жителей по возможности не покидать регион, люди продолжают уезжать, так что риск повторения иракского сценария, когда из страны за короткое время уехали полтора миллиона христиан, становится вероятнее. Такой же исход христианского населения начинается сейчас и в Египте. «Мы не хотим, чтобы Сирия стала музеем развалин», — отметил архиепископ Мар Силуан Петр Аль-Немех. Бомбы не различают вероисповедания Исторически сложилось так, что представители разных религий и конфессий проживали в Сирии бок о бок. В стране одинаково свободно строились христианские храмы и мечети. Нередки случаи, когда дети мусульман ходили в христианские школы. Проблем взаимоотношения между конфессиями на бытовом уровне не было. Нет их и сейчас — так как, почти в каждой семье, независимо от вероисповедания, — горе: разрушен дом, погиб или похищен кто-то из родственников.

http://pravmir.ru/vojna-v-sirii-svidetel...

Французская пресса писала, что «такого не было тысячу лет», то есть попросту никогда. Никогда глава Русской православной церкви не посещал католическую столицу с официальным визитом по приглашению католических епископов, никогда не совершал молебен в кафедральном католическом храме. Но дело даже не только в этом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси в полном облачении стоит на амвоне одного из самых значимых и величественных храмов католического мира. На уровне ощущений, в том числе визуальных, бытовой церковной практики сделан огромный шаг к сближению двух ключевых христианских церквей. Стена, разделявшая наши церкви, если не разрушена, то больше не является собственно стеной, она перестала быть непроницаемой. История противостояния История отношений русского православия и католицизма лучше всего описывается как история противостояния. Не всегда острого, но всегда напряженного. По-настоящему острой, пожалуй, была ситуация на западных окраинах России в годы польского влияния. Насаждение католицизма, особенно в варианте униатства — сохранения большей части восточноправославного обряда при признании главенства Папы Римского, поставило под угрозу существование православия на Украине. Однако в итоге униатство не получило большого распространения, тем более что Российская империя, включившая Украину в свой состав, особых шансов ему не оставила. Были времена более мягкие и более строгие, но в основе политики империи оставалась твердая поддержка православия как основы религии русского народа. В Российской империи свободно действовали католические храмы, но только для тех, кто был католиком по рождению. Переход из православия в католицизм или другую веру считался преступлением. При этом католики не скрывали, что при первой удобной возможности снова развернут свою миссионерскую деятельность, или, как это называлось в России, прозелитизм (захват канонических территорий). Все это лишь усиливало напряжение и недоверие между церквями. Параллельно все большее значение приобретали догматические расхождения между церквями и множились расхождения обрядовые. Развитие церквей шло совершенно в разных условиях и в разных направлениях. Русское православие — замкнутое в границах русского мира и находящееся под влиянием и опекой государства — все больше воспринимало себя как последний оплот истинного христианства. А потому основой его стала богословская чистота и догматическая неизменность. Католичество варилось в бурном котле социальной, политической и религиозной жизни Европы, постоянно отстаивая свое место в драматичном противостоянии с другими христианскими религиями, властью и общественными движениями. Католичество одновременно и выстраивало социальный мир вокруг себя, и подстраивалось под него.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Широкое знание и понимание основ традиционной религиозной культуры — естественная часть образовательного процесса, которая станет большим подспорьем для саморазвития человека и общественного устройства. Однако мы сегодня наблюдаем тревожные явления, когда незначительный процент нашего народа, пользуясь недостаточной просвещенностью в области религиозной культуры, пугает людей вымышленными химерами, старается оставить тех, кто действительно проявляет интерес к духовному развитию и изучению своих корней, без права выбора, навязывает свое миропонимание. — Может быть, людям просто не хватает информации в этой сфере? — Да нет, информации много — она буквально на расстоянии вытянутой руки. Но вместе с тем есть объективный недостаток в системном информировании, поскольку этой теме недостаточно внимания уделяют СМИ. Но те родители, которые ищут информацию не только в СМИ, могут найти ее на нашем портале mosoroik.ru. Там публикуются не только последние новости, но и методическая литература, там можно посмотреть видеоуроки, узнать, где находится ближайшая к дому воскресная школа и многое другое. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совместно с телеканалом «Москва 24» был создан фильм в поддержку модуля «Основы православной культуры», который демонстрируется в школах на родительских собраниях. Для максимальной открытости церкви перед обществом была создана система ответственных от приходов столицы, прошли собрания для общественных методистов по подготовке и посещению родительских собраний в школах, были разработаны и напечатаны специальные методические материалы. Стоит отметить, что курс ОПК читают не священники, а профессиональные педагоги, вдохновленные многовековой культурой русского народа. Поэтому мы совместно с Московским институтом открытого образования организовали специальные курсы повышения квалификации. Преподаватель должен мыслить новыми категориями, уметь излагать предмет не по шаблону, поэтому мы поощряем экскурсии, викторины, творческие вечера, семейные гостиные и другие способы преподавания ОПК. Ведь этот курс, как и вообще весь курс «Основы религиозных культур и светской этики», не столько курс интеллектуальный, сколько мировоззренческий. Поэтому так важно подходить к нему серьезно и со всей ответственностью.

http://pravmir.ru/ieromonah-onisim-tret-...

Только в начале ХХ века это словосочетание вводится в церковные тексты. В 1917 году появляется фраза: «Русь Святая, храни веру православную». Обратите внимание — это уже после Февральской революции. Казалось бы, Русь провалилась в какую-то политическую пропасть, «слиняла», как говорит Розанов, в течение двух-трех дней, а в церковных текстах появляется словосочетание «Святая Русь». Когда нет уже никакой надежды на государство, на монархию, остается надежда на Святую Русь. А что такое Святая Русь? Святая Русь — это конкретные люди, которые стремятся исполнять заповеди, готовы к  мученичеству , исповедничеству, которые в последующие годы и стали мучениками и исповедниками. Интересно, что понятие «Святая Русь» и даже просто «Русь» не просто входит в церковную терминологию, но и приобретает каноническое значение. В 1943 году это слово, как известно, вводится в Патриарший титул. До этого Патриархи именовались Патриархами всея России, потом просто России, а в 1943 году появилось понятие «Русь». Причем каким образом? Когда в 1943 году было восстановлено Патриаршество, Патриарх не мог называться Патриархом всея России, потому что Россией тогда именовалась только часть Советского Союза — РСФСР. А «Русь» — понятие, которое должно было означать некое духовное пространство на территории всего Советского Союза. Не мог же Патриарх именоваться Патриархом Московским и всего Советского Союза, поэтому стал Патриархом Московским и всея Руси. И вот с 1943 года вся каноническая территория Московского Патриархата официально называется Русью, то есть всё советское, а теперь постсоветское пространство — это и есть Русь. Кроме того, Русь — это любое место на планете Земля, где служится литургия на церковнославянском языке и за литургией поминается Патриарх Московский и всея Руси. Таким образом, Русь, Святая Русь — широкое пространство, где живут и спасаются русские люди. Соответственно мы не можем говорить о том, что Русь или Святая Русь связывается с какими-то политическими системами, четкими границами, конкретной государственной властью. Зато мы можем сказать, что оно связано с определенной духовной задачей. И эта духовная задача до сих пор актуальна. Более того, она закреплена в конкретных терминах церковного права, в титуле Патриарха.

http://pravmir.ru/chto-takoe-svyataya-ru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010