25 июля 1941 года, на основании письменного распоряжения Управления по делам искусств СНК РСФСР, экспонаты и ценности Загорского государственного историко­художественного музея-заповедника (42 ящика) были доставлены в Москву его директором Иваном Захаровичем Птицыным и переданы «на временное хранение» Государственному историческому В столице ценности Загорского музея-заповедника были перевезены в речной порт и складированы на огромную баржу 3805. Это было настоящее плавучее хранилище, которому предстояло перевозить на восток эвакуированные коллекции ряда крупнейших художественных музеев Москвы: Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея. Транспортировка музейных ценностей водным путем была предпринята не случайно, поскольку железнодорожные составы, перевозившие грузы, часто подвергались бомбардировке с воздуха. Кроме того, простаивание по пути следования эшелонов на станциях создавало угрозу хищения ценностей из вагонов. Выбранный способ движения по реке почти исключал подобные риски. Погрузка музейных ценностей на баржу шла в чрезвычайно напряженной обстановке, так как за три дня до прибытия экспонатов — 22 июля 1941 года — фашистская авиация произвела первый налет на Москву, Калинин, Рязань и ряд других городов. На территорию Северного порта столицы и Западного порта в конце июля было сброшено большое количество зажигательных и несколько фугасных бомб. В тушении возникавших пожаров участвовали портовые команды противовоздушной обороны, состоявшие из рабочих Несколько дней баржа 3805 медленно плыла старым водным путем, который шел 180 километров по Москве-реке и затем по Оке до Горького. По дороге имелось несколько устаревших шлюзов и открытых плесов с разными глубинами и разной пропускной способностью. Благополучно преодолев назначенный путь, к началу сентября 1941 года мощи преподобного Сергия Радонежского вместе с эвакуированными музейными экспонатами прибыли в Горький. Огромная баржа стояла у причала древнего Нижнего Новгорода, дожидаясь погрузки прибывшей сюда ранее из Ленинграда коллекции Государственного Русского музея. Известно, что преподобный Сергий Радонежский однажды посещал Нижний Новгород. В 1365 году преподобный Сергий по благословению Митрополита Московского и всея Руси Алексия пришел сюда с целью смирить Нижегородского князя Бориса Константиновича, вернуть Нижегородский престол князю Дмитрию Константиновичу, а главное — заключить крепкий политический и духовный союз между Москвой и Нижним Теперь, спустя почти 600 лет, преподобный Сергий посетил своими честными мощами и благословил Нижегородскую землю. Ненастным сентябрьским вечером к барже подошел мощный буксир и повел ее вверх по Волге и Каме к месту назначения —

http://patriarchia.ru/db/text/5944634.ht...

И сейчас на многих примерах я убеждаюсь, что это действительно так. Хороший пример тоже заразителен. Константин Малофеев родился в подмосковном Пущине в  1974 году. В 1996 году окончил Московский Государственный Университет им. Ломоносова по специальности «юрист». С 2003 по 2005 годы работал начальником Управления корпоративных финансов инвестиционно-банковского департамента АКБ «МДМ». С 2005 года — учредитель и  управляющий партнер инвестиционной компании Marshall Capital Partners. Член советов директоров ОАО «Связьинвест» и ОАО «Ростелеком». Основатель Благотворительного фонда Святителя Василия Великого. О Фонде Святителя Василия Великого Созданный Константином Малофеевым Благотворительный фонд Святителя Василия Великого принимает активное участие в движении за безопасный Интернет. Стал одним из учредителей «Лиги безопасного интернета». Фонд оказывает помощь тяжелобольным детям, оплачивая операции и лечение малышей с врожденными пороками сердца, детей-сирот и других малоимущих пациентов. Для Центра им. Бакулева Фондом закуплено оборудование, которое успешно и продуктивно используется во время работы выездных бригад. В рамках программы «Сердце ребенка» Фонд проводит специальные акции и проекты, направленные на просвещение и поддержку родителей детей с врожденными пороками сердца. Фонд поддержал строительство и оснащение дошкольного образовательного учреждения в городе Сямжы Вологодской области, строительство которого было заморожено двадцать лет назад. Программа Фонда «Воспитание любви к Отечеству» включает в себя несколько больших и значимых проектов, которые посвящены православному образованию и просвещению. В нее входит создание анимационных исторических фильмов, поддержка президентских программ Российского фонда культуры, издание новых школьных учебников по русской литературе и истории. Главным проектом в этой области является поддержка и развитие Гимназии Святителя Василия Великого. Гимназия получила благословение на свою деятельность от покойного Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Сегодня гимназия расширяется. Начинается строительство нового здания гимназии на 400 человек.

http://foma.ru/konstantin-malofeev-obshh...

Кое-кто даже приносил с собой камертон, чтобы проверить, не сфальшивил ли знаменитый протодиакон. А потом писали ему письма вроде тех, что цитирует в своих воспоминаниях дочь Розова: «Вчера все, находящиеся в соборе… были поражены Вашим могучим голосом и чеканным Вашим прочтением Анафемы. Вы по исполнению и голосу второй Шаляпин». Внешность отца Константина соответствовала его голосу. Современники описывали его как могучего богатыря, почти великана (ростом в два аршина 14 вершков, то есть примерно 2,04 метра), с пышными и длинными волосами. Конечно, он производил впечатление. А московское духовенство ценило отца Константина за внимательность и благоговейное служение. Он всегда внимательно готовился к службе, заранее прочитывал положенное в этот день евангельское чтение и тщательно расставлял в нем смысловые акценты. «Уроками богослужебного чтения» от протодиакона Розова воспользовался, например, епископ Алексий (Симанский), в 1945 году избранный Патриархом Московским и всея Руси. Он вспоминал, что Розов читал не в «обычной, общепринятой манере хроматического повышения тона и усиления голоса от фразы к фразе», а выделял самые значимые слова. Иногда отец Константин подключался и к тем частям службы, где диакон обычно бездействует,— например, читал Шестопсалмие, да так ясно и выразительно, что даже те, кто привык в это время выходить на улицу, оставались в храме. Другой современник Розова вспоминал, что тот удивлял «не только силой своего голоса, но и умением справляться с ним». Это бывало особенно заметно, когда отец Константин встраивался в хор: «Такой громадный голос на фоне четырех несильных голосов квинтета не казался чудовищным и был в крепкой и сладкоголосой спайке с “товарищами” по квинтету». Скоро война Незадолго до начала Первой мировой войны отец Константин сопровождал группу из нескольких священников в Лейпциг. Целью было освятить храм-памятник в честь русских воинов, погибших в 1813 году в «битве народов» под Лейпцигом — крупнейшем на тот момент сражении мировой истории, в котором союзные армии России, Пруссии, Австрии и Швеции разгромили Наполеона. Один из членов миссии, генерал Жилинский, беспокоился, как бы во время службы протодиакон не оглушил германского императора BuльreльмaII. «Скажите Розову,— просил он,— чтобы не кричал. У Вильгельма больны уши». Протодиакон, узнав об этом, обиделся: «Зачем же тогда меня взяли? Что ж, шепотом мне служить, что ли?» В итоге никаких уступок немцам решили не делать, а служить «по-настоящему, по-российскому». На службе в Лейпциге отец Константин превзошел самого себя, вспоминал глава миссии, протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский: голос Розова «заполнил весь храм; его раскаты, качаясь и переливаясь, замирали в высоком куполе». Немецкий император не только не рассердился, а был в восхищении. Когда на обратном пути русский Синодальный хор выступал в Берлине, Вильгельм приехал на концерт и, входя в зал, первым делом поинтересовался, будет ли петь протодиакон Розов.

http://foma.ru/velikij-arhidiakon-chelov...

Кроме того, следует отметить вклад ушедшего Папы в дело защиты христиан от дискриминации и преследований. К сожалению, приходится отметить, что явления становятся всё более угрожающими как на Ближнем Востоке, так и в других странах, в том числе в самой Европе, где христиане нередко становятся жертвами маргинализации и дискриминации. Папа Бенедикт XVI последовательно отстаивал интересы гонимых христиан на международной арене и в этом отношении был для нас хорошим союзником. Во время понтификата Бенедикта XVI произошло значительное улучшение отношений между Римско-католической Церковью и Русской Православной Церковью. В качестве председателя Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) несколько раз встречался с кардиналом Ратцингером и участвовал вместе с ним в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической Церковью. Митрополит Кирилл присутствовал на его интронизации в качестве римского понтифика и имел с ним беседу. Ну а после того, как я стал преемником Святейшего Патриарха Кирилла на посту главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, эстафета таких встреч перешла ко мне. Я имел возможность трижды встречаться и беседовать с Папой Бенедиктом XVI. Он всегда производил на меня впечатление очень мудрого, рассудительного человека, с большим уважением относящегося к Православной Церкви и заинтересованного в развитии добрых отношений между православными и католиками. — Что сегодня сближает позиции Русской Православной и Римско-католической Церквей? Какие здесь могут быть перспективы сотрудничества? — В последнее время всё более очевидной становится необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания традиционных христианских ценностей в современном секулярном обществе. По многим проблемам современного мира — таким как процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали— позиции Православной и Католической Церквей совпадают. И православные, и католики выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, не совместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности, и т.п.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

В 1989 году мало кто верил, что служители Церкви способны будут преобразить изуродованную, оскверненную за годы безбожия святую землю, где была явлена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. В Курской области были возрождены все старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери. Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, имеющий давнюю историю, в начале 90-х годов прошлого века был разрешен властями только по территории Коренной пустыни, затем — до села Долгое, отстоящего от монастыря на один километр. Ныне многотысячный крестный ход в девятую пятницу по Пасхе с молитвами провожает образ Заступницы от Знаменского мужского монастыря Курска до Коренной пустыни, а это около 30 километров. Большая исследовательская, поисковая работа, благословленная владыкой Ювеналием, предшествовала второму обретению мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II mopжecmbehho перенес их тогда из Санкт-Петербурга через Курск в Белгород. Важнейшем событием в жизни курского края стало открытие Курской духовной семинарии и православной гимназии, а также принятая губернатором Александром Руцким вместе с архиепископом Ювеналием программа факультативного изучения предмета «Основы православной культуры». Впервые в России этот предмет был введен в курских школах. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II om 25 фebpaля 2000 года владыка Ювеналий был возведен в сан митрополита. 17 августа 2004 года постановлением Священного Синода архиерей был почислен на покой по состоянию здоровья. В том же году принял великую схиму. Схимитрополит Ювеналий — почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель многих высоких церковных и государственных наград. Живя на покое в Курске, владыка Ювеналий преподал пастве немало уроков любви к Богу и людям, примеров благочестия и истинного христианского смирения. «В своей жизни я дорожил тем, что я — верующий человек и при всех испытаниях, которые мне были ниспосланы, сохранил веру в Бога, — признавался владыка Ювеналий. — Второе, я сохранил верность и уважение всем тем людям, которые достойно ведут себя в звании человека, и, конечно, надо иметь снисхождение к тем, кто согрешает, мы ведь все ошибаемся.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В этом году у входа в монастырь благодаря помощи благотворителей с Украины мы установили памятник апостолу Андрею Первозванному — в память предания о посещении святым апостолом Валаама. Также в этом году была завершена масштабная реставрация Спасо-Преображенского собора. Первоначально мы планировали закончить эту работу за два летних сезона, но фактически без малого на нее ушло пять лет, так как при проведении реставрации вскрылось много дефектов и различных строительных проблем. И здесь нужно отметить понимание, долготерпение и смирение наших благотворителей, которые на протяжении уже многих лет все проблемы монастыря воспринимают как свои, жертвенно идут на затраты по реставрации монастыря и иногда полностью берут на себя все расходы по восстановлению скитов и храмов, понимая, что это делается для Бога, для Церкви, для России. — Какие восстановительные работы планируется сделать в будущем? — В 2014 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил перед нами задачу: Валаам, как и встарь, должен стать Северным Афоном. Чтобы на тех островах, где это возможно, обустроить место молитвы и чтобы была возможность возродить все формы монашеского подвига: общежития, скита и пустынножительства. Хочется основы этого заложить уже сейчас, при жизни нашего поколения. Это очень непростая задача, потому что требуется не только восстановить или построить здания, но и воспитать братию, способную понести такой нелегкий крест. Одних человеческих усилий для этого недостаточно, без благодати Духа Святого, без помощи Божией это неосуществимо. — Как вы считаете, какую роль играет Церковь в современной России? — Это очень сложный вопрос. Всегда находятся люди, которые критически относятся к Церкви, не видят от нее общественной пользы или даже восстают против нее. Я думаю, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершенно прав, когда настаивает на том, чтобы социальное служение Церкви, ее просветительская и миссионерская деятельность усиливались. Сейчас для нас главное не восстановление храмов и разрушенных зданий, а восстановление душ.

http://e-vestnik.ru/church/episkop_troiz...

Оформлены несколько витрин, рассказывающих об истории становления Патриаршества на Руси, о гонениях на Русскую Церковь в советский период. Посетители могут увидеть подлинные документы Союза воинствующих безбожников, значки, которые они носили, фотографии, антирелигиозную литературу и многое другое. Часть экспонатов музея посвящена Святейшему Патриарху Кириллу, его нижегородским корням и судьбам его деда — иерея Василия Гундяева и отца — протоиерея Михаила Гундяева, пострадавших за веру в эпоху богоборчества. Полномасштабное возрождение Реставрация Воскресенского собора проводилась в рамках развития паломническо-­туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров», который организован в 2018 году при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.   Первый этап реставрации — восстановление кровли и куполов храма — завершился в сентябре 2020 года. Седьмого марта 2021 года начался второй этап. Его проводила Ярославская художественная мастерская «Реставратор».   В 2019 году было проведено обследование, в котором участвовали архитекторы, химики-­технологи, искусствоведы и, конечно, художники-реставраторы. Специалисты выполнили пробные работы для определения техники росписи, материалов, изучили штукатурный и шпаклевочный слои. По результатам обследования был разработан проект реставрации. Для ЯХМ «Реставратор» комплексное обновление не является новшеством, но с таким грандиозным масштабом работ мастера столкнулись впервые. Перед началом и в период реставрации проводилась серьезная исследовательская работа. На основании исторических материалов мастера воссоздали пять икон: «Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн», «Успение Божией Матери», «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Рождество Христово». Они написаны в колорите и стиле сохранившихся в соборе образов, поэтому гармонично вписались в пространство храма. Было собрано много старинных фотографий. Они помогли в восстановлении, например, иконостасов, отличающихся необыкновенно изящной, тонкой резьбой.

http://e-vestnik.ru/church/zhemchuzhina_...

Музей Патриаршества  В 1932 году Воскресенский собор был закрыт, в нем устроили антирелигиозный музей. Из закрывшихся храмов города сюда были перенесены многие святыни, в том числе Животворящий Крест Господень — главная святыня Арзамаса. В мае 1944 года по ходатайству Патриарха Сергия (Страгородского) , уроженца города, храм был возвращен Церкви.   В советское время в соборе происходили лишь частичные поновления. В сентябре 2019 года здесь началась реставрация, коснувшаяся каждого уголка церковного здания. Кровля, купола, внутреннее убранство и фасады — все было приведено в порядок. Кроме того, появились системы отопления (и теперь службы здесь будут проходить круглогодично, а не только в теплое время), а также водоснабжения, электроосвещения, открывания окон, пожаротушения, водоотведения, заменены оконные блоки, установлены датчики температуры и влажности воздуха, тепловые завесы на входах в храм.  Был произведен ремонт покрытий всех крылец, лестниц (в том числе доломитовой лестницы — единственной сохранившейся со времени постройки собора), подклета с восстановлением исторической кирпичной кладки стен и сводов, проведением отсечной гидроизоляции стен, заменой полов и столярных заполнений окон. Здесь теперь располагается расширенная экспозиция единственного в стране Музея Русского Патриаршества. Она посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси от первого Патриарха Иова до теперешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Кирилла. Здесь представлены подлинные вещи Патриархов и современные реконструкции. Важно отметить, что основная часть экспонатов — подлинники. В их числе — облачения Предстоятелей советского периода, уникальные документы с подписями (к примеру, акафист, подписанный будущим Патриархом, митрополитом Сергием, в 1938 году). В экспозиции — подлинные антиминсы XVII века, подписанные Патриархами Никоном, Иоасафом. Кроме того, представлены антиминс, подписанный первым нижегородским митрополитом Филаретом, и антиминсы, относящиеся ко временам правления Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I.

http://e-vestnik.ru/church/zhemchuzhina_...

Говоря о «соблазнах» Интернета, Михаил Прокопенко сказал, что не считает, что «те соблазны и искушения, которые есть в Интернете, чем-то принципиально отличаются от тех соблазнов и искушений, которые встречают человека в его реальной жизни». «Православный христианин, подключаясь к Интернету должен помнить, что он христианин и должен оставаться им везде — не только на молитве и в частной жизни, но и сидя перед монитором», — считает он. 18 февраля 1997 года в связи с открытием официального веб-сервера Русской Православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил пастве приветствие, начинавшееся со слов: «Дорогие братья и сестры во Христе, пользователи Интернета!». Приветствие заканчивалось словами: «Теперь сведения о текущих событиях в жизни Русской Православной Церкви, различных аспектах ее служения можно будет получать в неискаженном виде через наш официальный сервер в сети Интернет. Надеюсь, что это послужит благому делу умиротворения и поможет углубить понимание служения Церкви в мире. Призываю Божие благословение на всех пользователей нового информационного канала». В дальнейшем Патриарх направлял поздравления российскому Интернет-сообществу с различными праздниками. На сайте верующие могут задавать вопросы и получать ответы. В 2004 году, когда российскому Интернету исполнялось 10 лет, Учебный комитет при Священном Синоде и Московская Духовная академия вошли в состав оргкомитета празднования юбилея. По случаю этой знаменательной годовщины Алексий II также направлял свое поздравление. Виртуальная улыбка Будды Умиротворенные последователи буддизма, терпимо относящиеся ко всему, что не причиняет вреда, к Интернету относятся также очень тепло. Свои сайты есть у многих дацанов, у буддийских центров, у Фонда Далай-ламы и различных буддийских изданий. Официальный сайт Далай-ламы ( http://www.dalailama.com/ ) появился в декабре 2005 года. Тибетский духовный лидер в изгнании Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо открыл персональный сайт в Интернете, чтобы распространять свои миролюбивые идеи и отвечать на вопросы, заданные по электронной почте.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Свалка мелких самолюбий»? Общецерковная позиция по поводу интернета уже давно сформирована, и она довольно проста. Несмотря на все недостатки всемирной сети, Русская Православная Церковь признает интернет инструментом воздействия на общество. «Как любое другое средство коммуникации, интернет нейтрален, — подчеркивает руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский, — и только от нас — авторов и пользователей — зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства» («Церковный вестник», август, 2008). В то же время увлечение клириков прениями в сети, очевидно, уже стало не потенциальной, но реальной угрозой. 23 марта 2012 года, открывая очередное заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл оценил ситуацию в православном Рунете довольно критически: «Достаточно последить за дискуссиями в блогах, которые ведут верующие — как миряне, так и духовенство. Часто по прочтении в голове всплывает расхожая фраза: „эту бы энергию — да в благих целях!“». Предстоятель заметил, что клирики подчас слишком увлекаются полемикой с инакомыслящими и упражнениями в спорах, в ущерб миссионерству и пастырству. «Важно не только реагировать на многочисленные вызовы в информационной среде, но и предоставлять обществу информацию о реальных делах, которые в настоящее время осуществляются Церковью», — напомнил Патриарх. Весьма деликатные по форме, но резкие по сути высказывания Святейшего — показатель того, что, вопервых, наличие проблем в православном Рунете отрицать уже невозможно, а, вовторых, ответственность клириков за такое положение вещей очевидна. Действительно, де-факто именно лица в священном сане конт-ролируют все церковные сетевые проекты. Именно они в большинстве случаев задают тон интернет-дискуссиям, либо напрямую — выступая в роли блогера или автора сайта, либо косвенно — будучи редакторами, духовниками или покровителями того или иного сетевого проекта. И именно они зачастую переключают внимание верующих и неверующих с реальных проб-лем Церкви, с действительно острых духовных и общественно-политических вопросов на всевозможные медийные конфликты и мелочи светской жизни. Итог очевиден — основными темами последнего Великого поста в православном Рунете стал «панк-молебен» группы «Pussy riot» и «часы Патриарха». Ни тема оранжевой революции, ни события в Сирии, ни межэтнические конфликты в Москве, ни аморальные положения нового Закона о здоровье граждан, ни прогрессирующий развал системы образования не увлекли православных интернет-пользователей столь ощутимо.

http://aquaviva.ru/journal/batyushki-zhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010