Члены Собора обратились с благодарственным посланием к советскому правительству, а также распространили «Обращение ко всем христианам мира» с призывом к победе над фашизмом. Интронизация Патриарха Сергия состоялась 12 сентября, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в Богоявленском патриаршем соборе. Перед началом Божественной литургии настоятель собора протоиерей Николай Колчицкий огласил деяние Архиерейского Собора об избрании митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Киевский и Галицкий Николай поднес избранному куколь с херувимами. При пении «Аксиос» Патриарх Сергий возложил его на себя. Патриарх Сергий обратился ко всем находящимся в тот день в храме с такими словами о решении Собора: «Наша Русская Церковь этим актом получила всю полноту канонического возглавления, управления и молитвенного предстательства. Но не во внешней красоте и величии сила Христовой Церкви. Церковь, как багряницею, украшается кровью мучеников, подвигами преподобных, великими трудами святителей и других угодников Божиих, поэтому я призываю всех верных чад Церкви к подвигам христианской жизни, чтобы наша Православная Церковь облеклась в красоту христианских добродетелей». Именно в этих словах, а не в советском политическом этикете сопровождавших Архиерейский Собор документов, было главное послание Церкви сердцам православным: нет высшей ценности, чем жизнь по вере! В тот же день прозвучало и слово архиепископа Саратовского Григория (Чукова), который говорил о Патриархе Сергии как о духовном преемнике святителя Тихона: «В сознании всех верующих русских людей Православная Русская Церковь по-прежнему осталась патриаршей. Не пошли русские православные люди за обновленцами, за григорианцами, за иосиф­лянами, автокефалистами и другими самочинными собраниями, которые возглавляли властолюбивые епископы и их приспешники… Тяжелый крест выпал на долю митрополита Сергия; скорбен был путь, которым пришлось идти ему — второму Местоблюстителю: и епископы не все признавали его, и в народе враги Церкви старались возбудить против него злые слухи.

http://e-vestnik.ru/history/izbranie_pat...

— Есть ли среди духовных лиц, которые будут находиться в Сочи во все время проведения Олимпиады, какие-либо известные имена? — Известных имен мы сознательно старались избегать, чтобы не смущать никого из верующих и не создавать ситуацию, при которой кто-то может спросить, почему, к примеру, в его Олимпийской деревне живет не такой известный муфтий, как в соседней. Прежде всего мы подходили к выбору священнослужителей с точки зрения их профессионализма, опыта, знаний. Так, святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично отобрал священников Московского Патриархата, которые максимально соответствуют и требованиям Международного олимпийского комитета, и тем функциям, которые должны выполнять. Это священники из Екатеринодарской и Московской епархий. Вместе с нашей Олимпийской сборной в Сочи едет протоиерей Николай Соколов, настоятель храма во имя святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Он традиционно окормляет нашу сборную, и он и в этот раз будет сопровождать их на состязания. — Сообщалось, что Межрелигиозный совет подготовил для Олимпиады-2014 информационные буклеты. Что в них будет? — Мы хотим поделиться с гостями Олимпиады нашим многовековым российским опытом выстраивания гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений. В нашей стране мирно уживаются разные культуры, разные народы, разные религии — их представители вместе работают, вместе трудятся, и это не приводит к постоянным конфликтам. Конечно, есть экстремисты, которые пытаются взорвать ситуацию изнутри, но большинство россиян даже в мыслях не допускает разжигания розни на национальной или на религиозной почве. Это просто нехарактерно для нашей страны. Буклеты будут посвящены этике межрелигиозных отношений, там будет рассказываться о традиционных религиях, чтобы человек, взяв эту брошюрку, смог узнать больше не только о своей вере, но и познакомиться с религиозными традициями народов мира. — Насколько важна спортсменам духовная поддержка во время соревнований? — Рано или поздно спортсмен достигает предела своих физических возможностей. Допинговые скандалы последнего времени происходят из-за того, что многие просто не знают, как победить иначе. А ответ очень простой: победу одерживает тот, у кого сила духа больше и вера в победу крепче. Чем это достигается?

http://pravmir.ru/svyashhennik-roman-bog...

— Нет, у нас таких мыслей совсем нет. Мы живем духовной жизнью. В то время как наши ступни на земле, наши мысли на небе. — То есть можно так сказать, что копты полностью интегрировались в египетское общество? — Если мы живем в Египте, мы являемся одним целым с остальными египтянами, если живем в Канаде, мы часть канадского общества и так далее. В Канаде, например, сейчас 55 коптских церквей, 80 священников, епископ. Копты сегодня присутствуют практически в 80 странах. В некоторых государствах их немного, как в Литве или Эстонии. Там от силы проживают 2-3 семьи. Однако в некоторых других странах уже тысячи семей, как, например, в Америке или Судане, Кении и Южной Африке. Для любого копта, где бы он ни находился, жизнь и земная деятельность будут уступать мыслям о небе. Это главный смысл — мы ищем свое место на небе. — Кстати, а нет ли в планах появления коптского храма в России? — Мы бы хотели, чтобы в России появилась церковь, в которой проводились бы богослужения для проживающих там коптов. Этот вопрос мы намерены обсудить с российской стороной. — Это и будет главной целью вашего визита в Россию? — Нет, нет. Визит — это в первую очередь возможность выразить свое уважение и признательность патриарху Кириллу и знакомство с ним. Я в свою очередь приглашу его посетить Египет. Я ценю роль России в ее отношениях с Египтом, а также позицию президента Путина и российского государства по поддержке Египта в период кризиса. В третьих, я хочу посетить Россию, так как она имеет довольно яркую христианскую историю. Ее церкви, духовность… Очень хочу посетить Россию. — Ваш визит в Москву называют историческим. Ведь фактически активизируется контакт между предстоятелем Коптской церкви и патриархом Московским и всея Руси. Возможно ли сближение между двумя Церквями? — Мы стремимся к этому. Между нашими церквями ведется диалог. Мы пытаемся прийти к единому пониманию, и мы уже очень близки друг к другу. — Надеетесь на объединение церквей в будущем? — Мы назовем это — единство в многообразии. У каждой церкви останется своя церковная иерархия, но все мы сможем молиться вместе. Я мечтаю о том дне, когда все мы, православные церкви, соберемся для нашего единства.

http://pravmir.ru/koptskiy-patriarh-myi-...

В новом выпуске программы «Райсовет» откровенный разговор с супругами священников в неформальной атмосфере. — С.15; Вопрос номера: Священники говорят, что служат Богу. Но разве Богу нужны слуги? [Мы собираемся в храмах для участия в богослужениях, а людей, которые их совершают, — епископов, священников и диаконов, — называем священнослужителями. Получается, они служат Богу. Но в чем смысл этого служения? И разве всемогущему Богу нужны слуги?]. Отвечает диакон Игорь Цуканов. Фото: Артема Воробьева, Любови Фоминой, Софии Середа // Фома. октябрь 2022. — С.16-22. — (рубрика « Вопрос номера »). Реклама: С.23. Патриарх Кирилл. О священническом призвании и «выгорании» Из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 21 декабря 2017 года. Заголовок дан редакцией. [«...Глубоко убежден, что слова молитв Евхаристии должны со временем стать образом мысли священника, дыханием его сердца даже тогда, когда он не находится в алтаре. Это требует от литургисающего труда, усердия и неизменного сосредоточенного внимания к каждому слову и действию, но как можно проникнуться этими словами, не служа часто? Особенно важно это при начале священнического служения. Если всякий раз при совершении Евхаристии священник содержит в уме и в сердце нужды и просьбы тех, кто стоит за его спиною и от лица кого он возносит к Богу благодарения и мольбы, если он сам уповает при этом не на свои способности, а исключительно на Божие милосердие и всемогущество, то служба Божия никогда не утратит в его сознании своей освящающей силы...»]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. октябрь 2022. — С.24-25. — (рубрика « Вопрос номера »). Преподобномученица Мария родилась 7 июля 1890 года в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье зажиточного крестьянина Ивана Шашина и имела двойную фамилию, по отцу и по матери — Мамонтова-Шашина. Местные жители славились благочестием, и в селе было построено пять храмов. Образование Мария получила в сельской школе. После смерти отца она стала работать по найму, однако сердце ее склонялось к иному, не мирскому пути, и в 1914 году она поступила в Колычевский Казанский монастырь, находившийся в восемнадцати верстах от уездного города Егорьевска.

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-234...

В современном российском законодательстве необходимы дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей в соответствии с традиционными нравственными установками, включая право на определение мировоззрения ребенка, его религиозной практики, способов проведения им досуга, видов соразмерного его силам домашнего труда, пределов доступа к информации, способов удерживания от опасных поступков и так далее. Церковь приветствует создание сильных родительских общественных организаций, которые были бы способны на деле защитить интересы крепкой счастливой многодетной семьи. Говоря об этом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Помощь семье — это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы все должны понять, что крепкая семья — это действительно залог нашего будущего». Говоря о том, что необходимо сделать на государственном уровне, Русская Православная Церковь приступила и к осуществлению собственных многочисленных проектов, направленных на оказание помощи многодетным и нуждающимся семьям. Цитируя Святейшего Патриарха, скажу, что задачей Церкви стало «поставить тему многодетной семьи в центр нашей приходской жизни». Ежегодно открывается несколько новых церковных приютов для беременных и матерей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаются церковно-общественные центры защиты семьи и материнства, священнослужители ведут предабортное консультирование в женских консультациях, для многодетных и нуждающихся семей работают досуговые центры, кружки и секции при приходах, реализуются экспериментальные обучающие программы в 10-11 классах «Нравственные основы семейной жизни», разрабатывается детальная программа церковной помощи многодетным семьям и многое другое. Определенно можно сказать, что при условии государственной поддержки развитие этих видов церковной деятельности сможет принести более значительный вклад в общее дело поддержки материнства и многодетной семьи. Очень надеюсь, что с Божией помощью, совместными усилиями нам удастся преодолеть существующие трудности и вернуть многодетным семьям не только достойное материальное положение, но и заслуженное общественное признание и уважение. Благодарю за внимание. Многодетным семьям обещают дать деньги и льготы. А зачем? Олег Ефимов: На форуме «Россия многодетная» голос Церкви прозвучал мощно

http://pravmir.ru/mitropolit-merkurij-se...

— И мы всегда находим им работу, — поясняет Анна. — Людям так важно почувствовать свою нужность. Например, огород вскопать или прополоть. А зимой снег чистить. Территория храма большая — каждому найдется работа. Некоторые бездомные заходят в храм во внебогослужебное время, чтобы о чем-то поговорить с дежурным священником. Анна регулярно подает за многих из них записки в алтарь.   — Хорошо, что они понимают, что приходят не ко мне, а в храм, что здесь им помогает Господь, — говорит Анна.   Такие неравнодушные люди, как Анна, вносят значимый вклад в развитие социального служения Церкви. Благодаря им расширяются возможности для изыскания ресурсов, для реагирования на вызовы времени независимо от сложности поставленных задач, например на последствия событий на Украине. Поддержка беженцев С началом спецоперации сотни тысяч жителей Донбасса, Юго-Востока Украины и Белгородской области были вынуждены покинуть свои дома и искать прибежища в регионах России. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь сразу же включилась в работу по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Русская Православная Церковь проводит мероприятия по поддержке людей, пострадавших от военного конфликта, по нескольким направлениям.   Во-первых, это целевые сборы пожертвований и гуманитарной помощи для нуждающихся, а также доставка груза в приграничные с зоной спецоперации регионы. Сборы средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям по благословению Его Святейшества прошли весной и осенью 2022 года. На призыв Предстоятеля откликнулись все епархии России. Собранная Московской митрополией гуманитарная помощь (продукты питания, одежда и обувь, средства гигиены, бытовые и канцелярские принадлежности и прочее) исчисляется десятками тонн.   Другое направление — помощь Церкви (социальных отделов, приходов, благочиний, сестричеств, добровольческих организаций при благочиниях и храмах) конкретным храмам, детским домам, госпиталям и другим социальным учреждениям в прифронтовых регионах.  

http://e-vestnik.ru/reports/pomogi_chelo...

Игорь Цуканов. «Мы были у самых врат смерти». Как мучился и переносил изоляцию святитель Иоанн Златоуст . [Клевета и изгнание с египетской кафедры, ссылка на окраины страны, грубое обращение охранников, холод и изнурительные болезни... Всё это довелось пережить на склоне лет Иоанну Златоусту. Тем не менее он находил в себе силы благодарить Бога за всё, что пережил сам, и еще утешал в письмах свою верную помощницу — диакониссу Олимпиаду. Советы святителя Иоанна, как не отчаиваться в трудных обстоятельствах, пригодятся и нам сегодня]. Ил.: Святитель Иоанн Златоуст. Иконография; Путь в ссылку. Фото Павла Каюкова; Иоанн Златоуст был архиепископом Константинополя — столицы Восточной Римской империи. Константинополь. Фото; Императрица Евдоксия судит архиепископа Иоанна и заключает его в темницу. Миниатюра, Эфиопия, XVII b.; Одним из мест ссылки святителя Иоанна была Армения. Фото; Иоанн Златоуст отправляется в изгнание. Книжная миниатюра, Византия, 985; Храм Иоанна Златоуста в Каманах в Абхазии. Здесь святитель умер, не выдержав тяжелых условий ссылки. Фото; Перенос мощей Иоанна Златоуста. Миниатюра, Византия, XI в.//Фома. март 2021. — С.22-29. — (раздел « Вера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает народный художник России Иван Глазунов //Фома. март 2021. — С.98-99/3-я стр. обложки/. — (рубрика « Эпилог »). Протоиерей Димитрий Харцыз . « У меня котик умер, я его отпеть хочу ». Удивительная история из жизни священника. Подготовила Анастасия Спирина . Фото Бориса Корчевникова//Фома. март 2021. — С.30-31. — (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Филарет (Пряхин) . 29.08.1880-7.03.1942. Ил.: Игумен Филарет (Пряхин). Фото из следственного дела; Строители Беломорско-Балтийского канала. Фото Александра Родченко//Фома. март 2021. — С.32-35. — (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

Патриарх Кирилл . Иуда: что случилось в душе апостола, который предал Христа. Из проповеди после утрени Великого Четверга в Заиконоспасском монастыре г. Москвы, 1 мая 2013 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Поцелуй Иуды. Джеймс Тиссо, 1894. Фото пресс-службы Патриарха московского и всея Руси//Фома. апрель 2021. — С.28-29. — (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Суть вещей : В 2021 году в России празднуется 800-летие святого князя Александра Невского Икона святого благоверного князя Александра Невского. [Инфографика] . Время создания иконы : XIX bek; Где находится : Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург. Изначально находилась в одной из старообрядческих церквей или часовен в окрестностях Санкт-Петербурга; Святой : Прославление святого Александра Невского совершилось на Московском Соборе 1547 года; Благоверный : Название лика святых из правителей. Перед смертью Александр принял монашество с именем Алексий; Князь : Князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252, 1257-1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263); Невский : Это наименование он получил после победы над шведами в Невской битве 15 июля 1240 года; Князь Александр (1220-1263) прославился как полководец и дипломат: — Невская битва (1240) и Ледовое побоище на Чудском озере (1242). Причислен к лику святых. Мощи находятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Фото Марии Федоровой и фото СПбДА; От простого монаха до великого князя: как менялась иконография образа святого: С амые ранние изображения святого относятся к середине XVI beka. Чаще всего на них князь предстает в виде монаха (Ил.1. Икона XVI beka). В 1724 году было издано распоряжение Синода, предписывающее писать «святого образ в одеждах великокняжеских» (Ил.2. Икона 1740 года). Старообрядцы же продолжали писать его как схимника; Икона Святого благоверного князя Александра Невского (с пояснениями ее отдельных частей и сюжетов, включенных в изобразительный ряд). На иконе изображена битва войска Новгородского князя Александра Невского со шведами на реке Неве в 1240 году. Князь Александр изображен в правой части иконы в монашеском одеянии. ПодготовилКирилл Баглай. Редакция благодарит Государственный музей истории религии за помощь в подготовке материала//Фома. апрель 2021. — С.30-31. — (раздел « Вера », рубрика « Школа „Фомы“. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-216-...

Патриарх Кирилл. О Суде Божием. [«В Евангелии рассказывается о суде Божием, на который призваны все, и праведники будут поставлены с правой стороны, а грешники с левой, и Божественный суд отделит добро от зла, правду от лжи. Повествование о Страшном суде дает нам полное понимание того, что произойдет в конце человеческой истории, когда люди предстанут пред лицом Божиим. Никакая человеческая хитрость, никакая дипломатия, никакая человеческая власть, никакие газеты, журналы, телевизионные программы не смогут более определять, прав человек или виноват, хороший он или плохой. Но о чем же пойдет речь на том Последнем суде, когда Господь соберет народы от востока до запада, со всего мира? Пойдет ли речь о том, что в нашем обществе является значимым, о чем говорят по телевидению, пишут в газетах? Или о чем-то другом? Сегодняшнее Евангелие говорит: суд будет о другом, суд будет о нравственном состоянии человека. Суд Божий — благой и совершенный. Господь знает о каждом из нас больше, чем мы сами о себе знаем, и, конечно, гораздо больше, чем мы знаем о других. Поэтому результаты этого суда могут показаться совершенно неожиданными и не соответствовать нашей оценке того или иного человека. Для того чтобы суд Божий не посрамил нашу самонадеянность, нашу гордыню, мы должны еще и еще раз пропустить через разум и сердце великие Божии слова: Аз есмь истина и жизнь . Только Господь, как единственная абсолютная Истина, имеет возможность по-настоящему судить людей и выносить над ними Свой приговор. Тот самый, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, когда Он отделит овец от козлищ и поставит овец по правую руку, а козлищ — по левую. И это будет окончательное Божественное слово о каждом, кто когда-то пришел на эту землю и оставил на ней свой след». Из проповеди в Неделю о Страшном суде после литургии в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы, 23 февраля 2020 года ]. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси / / Фома. май 2023. — С.22-23. — (рубрика « Вопрос номера »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

Претендовал Фанар и на исторические юрисдикционные права в отношении Украинской Православной Церкви, несмотря на тот неоспоримый факт, что и Украинская Церковь, и Церкви прибалтийских стран управляются епископатом, поставленным и подчиняющимся Русской Церкви. Особо чувствительной темой взаимоотношений двух Церквей были контакты Фанара и греческой православной Архиепископии Северной и Южной Америки с руководством и представителями украинских самосвятов, объединенных в «Украинскую православную церковь в США и Южной Америке». Такие контакты заметно усилились после дарования Московским Патриархатом автокефалии Православной Церкви в Америке в апреле 1970 года. Глава Архиепископии архиепископ Иаков (Кукузис) встречался с представителем «Украинской православной церкви в США» «епископом» Мстиславом Скрипником, после чего в июле 1971 года состоялась встреча Мстислава с Патриархом Афинагором. Последний направил приветственное послание участникам так называемого VII coбopa Украинской православной церкви в США, состоявшегося в октябре 1971 года и избравшего Мстислава Скрипника «митрополитом» и главой раскольнической структуры. Патриарх Московский и всея Руси Пимен писал Патриарху Афинагору, что его весьма удивило обращение предстоятеля Константинопольской Церкви к Мстиславу Срипнику как к законному иерарху . В переписке двух предстоятелей звучали и проблемы, возникавшие во взаимоотношениях между приходами двух юрисдикций, как, например, в случае отказа со стороны старосты греческого прихода в Цюрихе и одновременно консула Греции господина К. Гертсоса признавать для православных греков действительность таинств Брака и Крещения, совершенных в храме Воскресения Христова в Цюрихе в составе Западноевропейского экзархата Московского Патриархата . В отдельных случаях, касавшихся отношений с лицами, пребывающими в расколе, Фанар демонстрировал верность церковным правилам и одергивал допустивших их нарушение иерархов. Большое напряжение в отношениях двух Патриархатов вызвало предоставление Русской Церковью в апреле 1970 года автокефального статуса Православной Церкви в Америке. Активная переписка между патриаршими престолами выявила непреодолимые разногласия в вопросах оценок исторического присутствия Русской Церкви на американском континенте, ее материнского права в отношении Североамериканской митрополии, правомочия Москвы принимать решение без предварительных консультаций с Фанаром и в отсутствие общеправославного решения по вопросу предоставления автокефалии . Участники переписки остались при своем мнении, а отказ Фанара признать Автокефальную Православную Церковь в Америке на долгие годы стал неразрешимой проблемой в повестке взаимоотношений Московского и Константинопольского Патриархатов.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/91...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010