Несмотря на сухой канцеляризм языка, в акте осмотра ясно ощущается тревога, охватившая искусствоведов Игоря Грабаря и Александра Анисимова. «Икона покрыта густым слоем потемневшей, вскипевшей олифы, на которой появились грибообразные наросты и вспученности, начавшие сдирать живопись и вызывать осыпь краски. На лике Богоматери по щеке в вертикальном направлении легко заметно вздутие. По левой стороне доски имеются трещины, когда-то заделанные… Фон весь покрыт мелкими выпадами от гвоздей». Легендарная икона, воспетая в древних сказаниях, заступница, спасавшая Русь от вражеских набегов и внутренних усобиц, теперь, как и вся страна, лежала в руинах. Создание Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в июне 1918 года совпало с началом Гражданской войны. Сам факт существования такой комиссии в стране, раздираемой враждой и ненавистью, был чудом, а работа искусствоведов и реставраторов — научным и человеческим подвигом. Большевики видели в ней орудие наступления на Церковь, а Церковь — средство спасения религиозных святынь от революционного террора и вандализма. Лето и осень искусствовед Александр Иванович Анисимов вместе с коллегами провёл в храмах Москвы и Владимирской области, а затем в Кирилло-Белозерском монастыре. Доступ к святыням открывала грамота Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Завершали её слова: «Желая успеха этому полезному для Святой Церкви начинанию, призываю благословение Божие на тружеников науки». Из письма Анисимова Игорю Грабарю: «Местный викарий епископ Варсонофий отнёсся к нам вполне любезно и разумно. На другой день по нашем приезде „Успение“ Рублёва было вынуто из иконостаса, перенесено в архиерейский дом и освобождено от оклада. А на третьи сутки начались работы по расчистке и проклейке. (…) С епископом мы очень ладим, как я Вам и предсказывал. (…) Я предложил ему отобрать из вещей, вышедших из употребления, все достойные охраны и устроить специальное древлехранилище, отдав на это половину своего большого и хорошего дома. И он отозвался очень сочувственно, и кое-что мы уже начали приводить в исполнение». Из письма тому же адресату десять дней спустя: «В эту субботу был арестован епископ Варсонофий в момент возвращения со мною в экипаже из Гориц. На рассвете следующего дня он был выведен с игуменией Ферапонтова монастыря, двумя горожанами и двумя крестьянами в поле и расстрелян. Расстрел произвели присланные из Череповца красноармейцы. Стреляли в спину. Передают, что епископ был убит только седьмым залпом и в ожидании смерти всё время молился с поднятыми к небу руками и призывал к миру. (…) Жизнь здесь, и раньше не весёлая, превратилась в какой-то кошмар: чувствуешь себя запертым в тесный зловонный зверинец, где принуждён испытывать все ужасы соседства с существами, коим нет имени. Но закончить работу необходимо».

http://pravmir.ru/delo-o-restavracii/

Протоиерей Иоанн Восторгов, посетивший Японию, писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово „Николай“, и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался „Николай“, и даже само православие называлось именем „Николай“„. Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси (31.01.1865 — 7.04.1925) “Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — эти слова характеризуют тот трудный период в истории Русской Православной Церкви, когда на патриаршее служение был призван святитель Тихон (Белавин). Еще в годы обучения в СПбДА товарищи называли его «патриархом». «Сколько я ни напрягаю память, не могу вспомнить, откуда пошло это наименование. Одно утверждаю — в нем не было ничего шуточного. Пред товарищами высилась необычайная личность по своим умственным и, главное, нравственным свойствам. Называя Василия Ивановича патриархом, товарищи этим самым подчеркивали его выдающееся положение в своей среде», — вспоминал впоследствии один из сокурсников. До переломного 1917-го будущий святитель преподавал в Тульской Духовной семинарии, уже в епископском сане вел блестящую миссионерскую деятельность в Северной Америке, после чего был направлен на Ярославскую и Ростовскую кафедры, затем — на Виленскую. Но все это было лишь подготовкой, накоплением бесценного опыта перед восшествием на Патриарший престол. Жребий 5(18) ноября 1917 года определил, что из трех кандидатов на Русскую Голгофу должен был взойти именно святитель Тихон. Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) (17.03.1863 — 10.08.1936) Богослов, философ  В будущем один из трех кандидатов в 1917 году на патриарший престол, Алексей Павлович Храповицкий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, несмотря на препятствия родных, сразу после окончания гимназии, что случалось редко в истории дореволюционных духовных школ.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/10/6...

Рассмотрим обоснование и перспективы реализации внесенного пакета законопроектов. Обоснование 1) Российское законодательство санкционирует массовое убийство ни в чем неповинных нерожденных детей, вводя при этом мораторий на смертную казнь. Это противоречит не только общечеловеческим нравственным нормам, но и международно-правовым стандартам в сфере защиты материнства и детства. Согласно пункту 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека «материнство и младенчество дают право на особое обеспечение и помощь». Это положение было развито в Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которой «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как  до , так и  после рождения». Тем самым Конвенция ООН о правах ребенка признает право ребенка на жизнь неотъемлемым правом, подлежащим обеспечению в максимально возможной степени. Организация Объединенных Наций также нигде не оказывает поддержку абортам или деятельности, связанной с абортами. Набор услуг по охране репродуктивного здоровья не включает аборты. В 1994 году на проходившей в Каире Международной конференции по народонаселению и развитию по вопросу об абортах было признано, что каждая страна имеет суверенное право самостоятельно определять свою политику в области народонаселения, включая и правовой статус абортов. 2) Российское законодательство вынуждает субсидировать это массовое убийство нерожденных тех граждан России, кто выступает против абортов, но ежемесячно платит взносы в ФОМС. На это обратил внимание Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая в январе в рамках Рождественских парламентских встреч, он отметил, что считает «морально оправданным выведение операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которая поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, кто категорически не приемлет аборты». Следует подчеркнуть, что это не только миллионы представителей религиозных объединений, но и большинство тех россиян, кто полагает, что жизнь начинается с момента зачатия. По данным репрезентативных опросов Фонда общественного мнения, в целом в России эту точку зрения разделяет около 70% населения (см. приложение).

http://pravmir.ru/tserkov-i-duma-pravite...

Смирнов: После освобождения Ленинградской области от оккупации немцев вам приходилось по поручению Патриарха выезжать на территорию области и осматривать храмы? Протоиерей Николай Ломакин: Не по поручению Патриарха Алексия, тогда был Патриархом Сергий , а по поручению управляющего епархией митрополита Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси . Смирнов: Скажите, пожалуйста, свидетель, где вы пробыли период блокады Ленинграда? Протоиерей Николай Ломакин: Безвыездно в Ленинграде. Смирнов: Если не ошибаюсь, вы награждены медалью «За оборону Ленинграда»? Ответ: Да, за участие в героической обороне Ленинграда, как раз в день моего рождения, я удостоен этой высокой правительственной награды. Священники блокадного города, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» 18 октября 1942 г. Сидят слева направо: прот. М. Славнитский, прот. П. Тарасов, митр. Алексий, прот. В. Румянцев, прот. Н. Ломакин. Стоят: Л. Парийский, протодиак. С. Дмитриев, диак. И. Пискунов, свящ. С. Румянцев, прот. В. Дубровицкий, свящ. Л. Егоровский, прот. Ф. Поляков Смирнов: Скажите, свидетель, в начале блокады Ленинграда в каком храме вы служили? Ответ: В начале блокады я был настоятелем Георгиевского кладбища, был настоятелем Никольской церкви этого кладбища. Смирнов: Следовательно, это была кладбищенская церковь? Ответ: Да. Смирнов: Может быть, вы расскажете Трибуналу о своих наблюдениях, сделанных в период службы в этой церкви? Ответ: В 1941 году и в начале 1942 года я был настоятелем кладбищенской церкви. Здесь я наблюдал следующие трагические картины, о которых хотел бы сейчас подробно рассказать Трибуналу. Спустя несколько дней после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз я был свидетелем огромного увеличения числа отпеваний умерших. Это были дети, женщины и престарелые люди, погибшие в результате вероломных налетов немецкой авиации на город, — мирные жители нашего города. Первые жертвы на углу Невского и Лиговского пр. Сентябрь 1941. Фото: Д. Трахтенберг Если до войны количество умерших колебалось от 30 до 50 человек в день, то во время войны цифра эта быстро увеличилась до нескольких сот в день. Не было физической возможности внести умерших в храм. Вокруг храма образовалась громадная очередь ящиков и гробов, наполненных кусками человеческого мяса, изуродованными трупами мирных жителей граждан г. Ленинграда, погибших в результате варварских налетов немецкой авиации.

http://pravmir.ru/nyurnbergskij-process-...

    Татьяна Медведева 29 ноября 2023 г. 15:00 В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны слова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 22 ноября 2023 г. 15:00 В августе 2023 года отметил свой 50-летний юбилей Владимир Романович Легойда — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и. о. руководителя пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, главный редактор журнала «Фома», телеведущий, профессор МГИМО. «Журналу Московской Патриархии» Владимир Романович рассказал о своем становлении и воцерковлении, деятельности Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, журналистской работе и о людях, которые окружают его в жизни. PDF-bepcuя. диакон Александр Черепенин 13 ноября 2023 г. 16:00 Шестнадцатого июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю десятилетия возрождения древнейшей женской обители Москвы — Алексеевского монастыря, основанного в 1340 году родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, преподобными Иулианией и Евпраксией. О пути к вере, восстановлении монашеской жизни при храме Всех святых в Красном Селе и об итогах десятилетия монашеской жизни Алексеевской обители рассказывает руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Ксения (Чернега). PDF-bepcuя .

http://e-vestnik.ru/interviews/

Большая исследовательская, поисковая работа, благословленная владыкой Ювеналием, предшествовала второму обретению мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II mopжecmbehho перенес их тогда из Санкт-Петербурга через Курск в Белгород. Важнейшем событием в жизни курского края стало открытие Курской духовной семинарии и православной гимназии, а также принятая губернатором Александром Руцким вместе с архиепископом Ювеналием программа факультативного изучения предмета «Основы православной культуры». Впервые в России этот предмет был введен в курских школах. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II om 25 фebpaля 2000 года владыка Ювеналий был возведен в сан митрополита. 17 августа 2004 года постановлением Священного Синода архиерей был почислен на покой по состоянию здоровья. В том же году принял великую схиму. Схимитрополит Ювеналий — почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель многих высоких церковных и государственных наград. Живя на покое в Курске, владыка Ювеналий преподал пастве немало уроков любви к Богу и людям, примеров благочестия и истинного христианского смирения. «В своей жизни я дорожил тем, что я — верующий человек и при всех испытаниях, которые мне были ниспосланы, сохранил веру в Бога, — признавался владыка Ювеналий. — Второе, я сохранил верность и уважение всем тем людям, которые достойно ведут себя в звании человека, и, конечно, надо иметь снисхождение к тем, кто согрешает, мы ведь все ошибаемся. В жизни нужно хранить правду, то есть чистоту совести, пусть из-за неё мы страдаем, всё равно, правда в конце концов торжествует. Правдивость побеждает всякую ложь. Но её нужно вначале обрести, быть твердым и отстаивать её всегда, пусть это будет стоить нам самой жизни. Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души человека, и в этом не должно быть сомнений. Меня часто спрашивают, каким должен быть сегодня настоящий священник, ведь наша страна уже не та, что была прежде, и в России пришло время „новых русских“. А я всегда отвечаю: нам крепко надо держаться православных традиций, мы должны быть „старыми“, хотя и не закрытыми от новых добрых веяний. Ведь Христос, перед Которым мы со своей паствой каждый день предстоим, — вчера, нынче и завтра один и тот же».

http://e-vestnik.ru/obituaries/shimitrop...

В этом году у входа в монастырь благодаря помощи благотворителей с Украины мы установили памятник апостолу Андрею Первозванному — в память предания о посещении святым апостолом Валаама. Также в этом году была завершена масштабная реставрация Спасо-Преображенского собора. Первоначально мы планировали закончить эту работу за два летних сезона, но фактически без малого на нее ушло пять лет, так как при проведении реставрации вскрылось много дефектов и различных строительных проблем. И здесь нужно отметить понимание, долготерпение и смирение наших благотворителей, которые на протяжении уже многих лет все проблемы монастыря воспринимают как свои, жертвенно идут на затраты по реставрации монастыря и иногда полностью берут на себя все расходы по восстановлению скитов и храмов, понимая, что это делается для Бога, для Церкви, для России. — Какие восстановительные работы планируется сделать в будущем? — В 2014 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил перед нами задачу: Валаам, как и встарь, должен стать Северным Афоном. Чтобы на тех островах, где это возможно, обустроить место молитвы и чтобы была возможность возродить все формы монашеского подвига: общежития, скита и пустынножительства. Хочется основы этого заложить уже сейчас, при жизни нашего поколения. Это очень непростая задача, потому что требуется не только восстановить или построить здания, но и воспитать братию, способную понести такой нелегкий крест. Одних человеческих усилий для этого недостаточно, без благодати Духа Святого, без помощи Божией это неосуществимо. — Как вы считаете, какую роль играет Церковь в современной России? — Это очень сложный вопрос. Всегда находятся люди, которые критически относятся к Церкви, не видят от нее общественной пользы или даже восстают против нее. Я думаю, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершенно прав, когда настаивает на том, чтобы социальное служение Церкви, ее просветительская и миссионерская деятельность усиливались. Сейчас для нас главное не восстановление храмов и разрушенных зданий, а восстановление душ.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_t...

Оформлены несколько витрин, рассказывающих об истории становления Патриаршества на Руси, о гонениях на Русскую Церковь в советский период. Посетители могут увидеть подлинные документы Союза воинствующих безбожников, значки, которые они носили, фотографии, антирелигиозную литературу и многое другое. Часть экспонатов музея посвящена Святейшему Патриарху Кириллу, его нижегородским корням и судьбам его деда — иерея Василия Гундяева и отца — протоиерея Михаила Гундяева, пострадавших за веру в эпоху богоборчества. Полномасштабное возрождение Реставрация Воскресенского собора проводилась в рамках развития паломническо-­туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров», который организован в 2018 году при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.   Первый этап реставрации — восстановление кровли и куполов храма — завершился в сентябре 2020 года. Седьмого марта 2021 года начался второй этап. Его проводила Ярославская художественная мастерская «Реставратор».   В 2019 году было проведено обследование, в котором участвовали архитекторы, химики-­технологи, искусствоведы и, конечно, художники-реставраторы. Специалисты выполнили пробные работы для определения техники росписи, материалов, изучили штукатурный и шпаклевочный слои. По результатам обследования был разработан проект реставрации. Для ЯХМ «Реставратор» комплексное обновление не является новшеством, но с таким грандиозным масштабом работ мастера столкнулись впервые. Перед началом и в период реставрации проводилась серьезная исследовательская работа. На основании исторических материалов мастера воссоздали пять икон: «Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн», «Успение Божией Матери», «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Рождество Христово». Они написаны в колорите и стиле сохранившихся в соборе образов, поэтому гармонично вписались в пространство храма. Было собрано много старинных фотографий. Они помогли в восстановлении, например, иконостасов, отличающихся необыкновенно изящной, тонкой резьбой.

http://e-vestnik.ru/analytics/zhemchuzhi...

Музей Патриаршества  В 1932 году Воскресенский собор был закрыт, в нем устроили антирелигиозный музей. Из закрывшихся храмов города сюда были перенесены многие святыни, в том числе Животворящий Крест Господень — главная святыня Арзамаса. В мае 1944 года по ходатайству Патриарха Сергия (Страгородского) , уроженца города, храм был возвращен Церкви.   В советское время в соборе происходили лишь частичные поновления. В сентябре 2019 года здесь началась реставрация, коснувшаяся каждого уголка церковного здания. Кровля, купола, внутреннее убранство и фасады — все было приведено в порядок. Кроме того, появились системы отопления (и теперь службы здесь будут проходить круглогодично, а не только в теплое время), а также водоснабжения, электроосвещения, открывания окон, пожаротушения, водоотведения, заменены оконные блоки, установлены датчики температуры и влажности воздуха, тепловые завесы на входах в храм.  Был произведен ремонт покрытий всех крылец, лестниц (в том числе доломитовой лестницы — единственной сохранившейся со времени постройки собора), подклета с восстановлением исторической кирпичной кладки стен и сводов, проведением отсечной гидроизоляции стен, заменой полов и столярных заполнений окон. Здесь теперь располагается расширенная экспозиция единственного в стране Музея Русского Патриаршества. Она посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси от первого Патриарха Иова до теперешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Кирилла. Здесь представлены подлинные вещи Патриархов и современные реконструкции. Важно отметить, что основная часть экспонатов — подлинники. В их числе — облачения Предстоятелей советского периода, уникальные документы с подписями (к примеру, акафист, подписанный будущим Патриархом, митрополитом Сергием, в 1938 году). В экспозиции — подлинные антиминсы XVII века, подписанные Патриархами Никоном, Иоасафом. Кроме того, представлены антиминс, подписанный первым нижегородским митрополитом Филаретом, и антиминсы, относящиеся ко временам правления Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I.

http://e-vestnik.ru/analytics/zhemchuzhi...

В 2009 году нынешний Патриарх Константинопольский Варфоломей вновь восстановил прежний статус Архиепископии, выведя ее из состава греческой епархии и придав ей статус Экзархата. Но в новых документах уже не было никаких слов о временности этой структуры. Я думаю, что, при всей внешне кажущейся соборности и демократии управления Экзархатом, большинство его членов не имеет никакой реальной власти в принятии решений. Вся власть там была сосредоточена в руках небольшой группы мирян во главе с господином Н. Струве. Эти люди ненавидят Русскую Церковь, и для них абсолютно все равно, какое будущее будет уготовано Экзархату — лишь бы не вместе с Русской Церковью. Поэтому они примут любое решение Вселенского Патриарха и не будут его оспаривать. Я не думаю, что изменение в управлении этой части приходов Вселенского Патриархата вызовет какое-то обострение отношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. Еще раз повторю, что это внутреннее дело Стамбула. Другое дело, что Русская Православная Церковь всегда держалась мнения и говорила о том, что большинство приходов Экзархата должны вернуться в ее лоно и восстановить с ней каноническую связь. Русская Церковь никогда не признавала каноническую законность и правильность этой структуры, не прерывая, однако, по соображениям икономии, общения с ней и ожидая возвращения заблудшего сына. В апреле 2003 года покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  обратился с посланием к архипастырям, окормляющим русское рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции вернуться в лоно Матери-Церкви и войти в состав митрополичьего округа в Западной Европе, наделенного широкими правами самоуправления. Тогда личные интересы и страхи отдельных влиятельных лиц в руководстве Экзархата не позволили, к сожалению, этому случиться. Конечно же, у нас, слава Богу, есть евхаристическое общение, и наши контакты никогда не прерывались. Но это всегда была некая рана на теле Русской Православной Церкви — русские приходы, отторгнутые от Нее в тот момент, когда она была слаба. И эта боль не из-за того, что мы потеряли недвижимость или влияние, как это пытаются лживо представить некоторые. Вовсе нет. А боль от того, что наша история, наше наследие, традиция, созданная людьми — чадами Русской Церкви, постепенно, но последовательно стирается из памяти и жизни. Это грустно. Будущее Архиепископии неясно

http://pravmir.ru/arxiepiskopiya-russkix...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010