«И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его… И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас…» (Исх. 12:7,13). Почему наши предки не были автоматически избавлены от по–следней казни? И почему им потребовалось убивать агнцев, чтобы спастись? Возможно, потому, что эта казнь была Божьим судом за грех человека. Библия объясняет, что возмездие за грех — смерть (Иез. 18:4), и так же как и египтяне, мы, евреи, были виновны в грехе (И. Нав. 24:14). Мы заслуживаем суда Божьего, но в Его милости и любви Бог принимает замену — смерть пасхального агнца, т. е. агнец умирает вместо нас. Он вкусил смерть — наказание Божье, которое должно было бы излиться на нас. В Пасхальную ночь Бог помиловал нас от суда, который мы заслуживали. Он освободил нас от рабства фараона и все это — через смерть Пасхального Божьего Агнца. Это — картина великого искупления через смерть другого Агнца, Йешуа Мессии. Так же, как наши предки, мы (евреи или не евреи) являемся рабами великого фараона — греха и, как следствие, заслуживаем наказания. Но по великой милости и любви Бог приготовил замену: Агнца Божия — Йешуа Мессию. Йешуа умер за нас, также как древние пасхальные агнцы умирали ради искупления людей. Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Пророк Исайя предсказал за много веков вперед смерть Йешуа:«Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелилисъ… Он истязаем был… как овца, веден Он был на заклание… и за преступление народа Моего претерпел наказание…» (Ис. 53:5, 7, 8). Бог хочет спасти нас от суда и освободить от рабства греха через смерть и воскресение Йешуа Мессии. И сейчас, как и наши предки, мы должны принять кровь Пасхального Агнца, чтобы ангел–губитель не коснулся нашей жизни. Пасхальные предметы Все предметы на Пасхальном столе рассказывают историю искупления. Первый предмет называется КАРПАС. Обычно это небольшой кусочек луковицы или кусочек вареного картофеля карпас является символом жизни, но перед тем, как съесть, его макают в соленую воду. Таким образом, макая в воду карпас, мы вспоминаем, что жизнь без искупления — это жизнь, погруженная в слезы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Но наши предки и старцы, духовные христиане, как известно, никогда не были согласны с таким буквальным толкованием: под чашей Господней, говорят они, нужно разуметь страдания за веру, за истину; это не буквенная, не видимая, а иносказательная, духовная чаша. Бесовская же чаша это есть буквальная, видимая, пасхальная еврейская чаша, а также чаша обрядовых христиан, происходящая от еврейской пасхальной чаши. Смотрите, какая большая разница между нашими старцами и обрядовыми христианами! По толкованию старцев выходит, что пасхальная еврейская жертва и чаша есть установление бесовское, то есть установлены не Иеговой, а бесами или языческими богами, так, как языческие боги называются в Писание бесами. Выходит, следовательно, что чаша еврейская и вообще все обряды и законы еврейские о жертвах, о Пасхе, о крещениях, содержащиеся в Пятикнижии Моисея, суть законы и обряды бесовские, Ваала, Молоха и Ремфана, а не Иеговы. Что под бесами нужно разуметь древних языческих богов, это видно из следующих текстов: «Богами чуждыми они (израильтяне) раздражили Его (Иегову) и мерзостями своими разгневали Его, приносили жертвы бесам, а не Иегове, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей» ( Втор.32:16 ), Здесь слово «бесы» означает: «языческие боги». Точно такое же значение имеет слово «бесы» и у пр. Варуха (4:7): «раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Иегове». Равным образом и в Псалме 105:36–38, под словом «бесы» разумеются древние языческие боги, идолы языческие: «Евреи служили истуканам языческим и приносили сыновей своих в жертву бесам, в жертву идолам ханаанским – и осквернилась земля кровью». Втор.12:31 : «язычники сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим». 4Цар.23:10 : «Иосия осквернил Тофет, чтобы никто (из евреев) не проводил (более) сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху». Итак, бесы, по Писанию, суть языческие боги Молох, Ваал и Ремфан; чаша бесовская это значит чаша, установленная этими древними языческими богами. Называя еврейскую пасхальную чашу бесовской чашей, ап. Павел был, следовательно, убежден, что еврейская пасхальная жертва и другие обряды и законы Пятикнижия установлены не Иеговой, а Молохом, Ремфаном и Ваалом, иначе говоря, все еврейские обряды и законы Пятикнижия заимствованы евреями у язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

213 См. Деян.1:9–11 : «… Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». 216 Показав, т.е., выделив евхаристический хлеб из ряда обычных предметов, представив его как жертву пред Лице Божие, как Первосвященник Нового Завета. 217 Господь совершает действия согласно ритуалу пасхальной еврейской трапезы. Благодарение и благословение предполагают произнесение особых молитв перед принятием праздничной пищи. 218 Мф.26:26 : «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое». Вариант перевода: «Возьмите этот преломляемый для вас хлеб, который есть Тело Мое, и вкусите его ради прощения ваших грехов». 219 «растворив (смешав, соединив)» – в древности вино перед употреблением разбавляли водой. На Евхаристии в освящённое вино (Кровь Христову), по примеру Христа, вливают т.н. «теплоту» – небольшое количество тёплой воды. 220 Мф.26:27–28 : «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». В конце праздничной трапезы апостолам была предложена чаша с вином. Это вино Христос назвал Своей Кровью ( Мф.26:28 ). Вариант перевода: «Испейте из этой чаши все, ибо это вино есть Кровь Моя – Кровь Нового Завета, которая проливается (предлагается вам) ради прощения ваших грехов». 221 Ср.: 1Кор.11:26 : «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Полное изречение Христа, цитируемое св. Василием Великим , сохранило Предание Церкви. Спаситель, как Господин Субботы, завещал, чтобы за новозаветной евхаристической Трапезой, всегда пасхальной по своему характеру, Его ученики вспоминали уже не исход евреев из Египта и заключение первого (ветхого) завета, как это и поныне делают за пасхальной трапезой иудеи, а историю Его спасительной смерти, воскресения и будущего второго пришествия. Христос совершил свой переход (исход) от земли на Небо. Во второе Его пришествие будет совершен переход (исход) всей Полноты Церкви, на встречу Христу, грядущего на облаках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Все сие показывает, что сохранившееся в православии последование Велико-Субботней Пасхальной службы является типичной особенностью древнейших литургических памятников. Чем ближе по времени к эпохе апостольской, а значит, и ко Христу, тем яснее становится существо православия, как обиталище Христовой истины и красоты. Святые дни Пасхальной радости более, чем когда либо, дают переживать сказанное псалмопевцем: «Господь – Пастырь мой. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мной трапезу в виду врагов моих, умастил елеем главу мою; чаша моя преисполнена» ( Пс.22:1–5 ). «Трапеза в виду врагов» есть Сам Господь, Жертва живая, Пасха новая и таинственная… Ея полнота откроется в жизни будущего века. Но и здесь на земле, в красотах Пасхальной ночи, дано верующим предвкушать вечную радость ея небесной голубизны, ея золотого сияния. Приложение. Краткий словарь некоторых литургических терминов АКАФИСТ (греч. κθιστος μος) значит в буквальном переводе «неседальная песнь». Т.е. такая служба, во время которой сидеть не полагается. Акафист состоит из ряда икосов (см. это слово) и соотв. числа кондаков (см). Икос заканчивается кратким славословием святого («радуйся» и т.д.) Кондак – славословием Бога «аллилуйа». АНТИФОН (греч. ντιφωνον), буквально «противугласник». Попеременное пение отделов хвалебной песни двумя хорами или ликами. Отсюда и вообще всякая богослужебная песнь, которую полагается петь указанным образом, называется антифоном, хотя бы она исполнялась одним хором. Некоторые антифоны называются еще степенны, (ναβατμοι, лат. gradualia), ибо иудеи пели в древности тексты этих антифонов ( Пс.119–133 ) хорами, расположенными друг против друга по ступеням («степеням») храма. БОГОРОДИЧЕН ДОГМАТИК. (греч. θεοτιον). Песнь в честь Богородицы, в которой с похвалой Богородице соединено учение (догма – греч. δγμα) о личности Иисуса Христа, как Богочеловека и о сущности воплощения. На вечерне Богородичные догматики поются после стихир на «Господи воззвах» (см. слово «стихира»). Сами Богородичные догматики представляют тоже особую разновидность стихир. Они поются на все восемь гласов (см. слово «глас»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мк.14:12 . В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. В первый день опресноков. Праздник опресноков обыкновенно начинался на другой день Пасхи (см. объясн. 1 ст.), но и самый день Пасхи назывался опресночным, потому что пасхального агнца полагалось вкушать с пресным хлебом; также назывался сим днем и канун Пасхи, потому что начинали есть пресный хлеб с вечера этого дня. По толкованию Зигабена и Феофилакта, здесь разумеется день, предшествовавший Пасхе, т. е. 13-е число марта, четверг, и они говорят, что назван этот день так евангелистами, как канун сих дней. Подтверждение сему мнению находится в Евангелии Иоанна в словах: пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его страданий и смерти и пр. ( Ин.13:1 ), и то обстоятельство, что приготовление пасхального агнца начиналось некоторыми, особенно галилеянами, и в 13-й день Нисана (Хр. Чт. 1867 г.). Где хощещи, шедше уготоваем, да яси пасху (где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим). Приготовим, т. е. приготовим все, что полагается для совершения ее (Чит. в объясн. 1 ст.). Мк.14:13 . И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним, Мк.14:14 . и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Идите (пойдите) во град, т. е. Иерусалим, и срящет вас (встретится вам) человек в скудельнице воду нося (человек, несущий кувшин воды) и пр. Этот случай прямо показывает всеведение и всемогущество Господа. Он посылал апостолов из Вифании, где был в это время (ст. 3), и не мог видеть такой случайности, что ученики встретят человека с кувшином воды, и посылал, Своим всемогуществом располагая сего человека исполнить Его желание. Св. Златоуст замечает по сему поводу: „Для чего посылает к неизвестному лицу? Дабы и чрез сие показать, что Он мог не пострадать. Ибо если Он одними только словами расположил человека к тому, чтобы принять учеников; то чего бы не произвел в распинающих Его, если бы не захотел пострадать?“ Полагают, что человек тот был или Иосиф Аримафейский, или Никодим, или Иоанн-Марк, у которого верующие собирались по воскресении Господа. ( Деян.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Что св. евангелист Матфей в указанном месте под именем первого дня опресноков разумеет именно тот день, в который надлежало приготовить и вкусить пасху, а не тот, который следовал за ним и был великим, нарочитым, первым целодневным из семи дней опресночных, – это совершенно ясно подтверждается параллельными местами Евангелий св. Марка ( Мк. 14:12 ) и Луки ( Лк. 22:7 ). Сии Евангелия оба написаны после Матфеева, и потому, естественно, представлялось нужным точнее изложить в них то выражение евангелиста Матфея о дне пасхальном, какое неодинаково употребляемо было в древнейшие и в Апостольские времена. И вот, евангелист Марк прямо говорит об этом дне: в первый день опресноков, когда закаляли пасхального агнца·, а евангелист Лука (писавший после ев. Марка), еще точнее выражается: настал день опресноков, – не говорит: первый, чтобы кто не подумал, что речь идет о том первом дне опресноков, который так называется в книгах Моисеевых, – настал день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца. Следует обратить внимание на то, что в этом последнем свидетельстве не просто сказано: закалали, – как в Евангелии св. Марка, а выражено: надлежало закалать пасхального агнца. Это выражение удостоверяет в том, что по убеждению учеников Христовых, которое, без сомнения, разделяли с ними весьма многие современные им израильтяне, и особенно – соплеменники-галилеяне, пасху в год крестной смерти Иисуса Христа надлежало закалать именно в тот день, в который они, по повелению Господа, закалали и ели. Такое замечание весьма важно в том отношении, что, как видно из дальнейших повествований тех же Евангелистов, другие израильтяне, и особенно все иерусалимляне – совершали в этот год пасху уже на другой день после ее вкушения Иисусом Христом, в самый день Его распятия. Об этом, – что именно в день совершения иудеями пасхи, последует Его распятие, – предрек сам Христос, который, по свидетельству евангелиста Матфея ( Мф 26:1–2 ), за день до своей последней пасхальной вечери, – то есть, в среду, сказал ученикам своим: вы знаете что чрез два дня (в пятницу) будет Пасха: и Сын человеческий предан будет на распятие. С чем вполне согласно и свидетельство евангелиста Марка ( Мк. 14:1 ) о том же: чрез два дня была Пасха и опресноки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

д. Так как пасхальный агнец евреев закалался 14-го числа месяца нисана, и вечером того же дня съедался, следовательно тот четверг соответствовал, как почти всюду утверждается, 14-му нисана, следующий день – распятия было следовательно пятница 15 нисана, т. е. в первый день Пасхи евреев. Поразительное показание синоптиков» (первых трех Евангелистов), замечает автор, – „что Иисус Христос .заказал пасхального агнца в первый день опресночный, что резко противоречит тому обстоятельству, что евреи никогда не закалывали и не Ели пасхального агнца в первый день Пасхи, а всегда накануне этого дня, толкователи священного Писания объясняют тем, что под этим» (должно быть – под первым днем опресночным – первые три Евангелиста) „понимали именно 14-е, т. е. тот день, в который закалывали пасхального агнца. Но мы дальше докажем, что это объяснение совершенно ложно и положительно невозможно». Таким замечанием, снова затянув узел вопроса, говорит: „перейдем теперь к известиям Евангелия св. Иоанна. Там сначала говорится: гл. 13, ст. 1. 4: „Пред праздником пасхи (προ δ τς ορτς το πσχα), Иисус, зная», и прочее, – „встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и взяв полотенце, препоясался»... и т. д. – о умовении ног. Далее, тойже 13 главы стихи 21 – 29 содержат предсказание Спасителя (за тайною вечерию) о предательстве Иуды, с замечанием Евангелиста, что когда Иисус Христос сказал предателю: „что делаешь, делай скорее», – то некоторые думали, что Он говорит ему: купи, что нам нужно к празднику (ст. 29).» Гл. 18-я рассказывает о взятии Иисуса Христа (в ночь, после тайной вечери) и о Его суждении, потом 28-й стих гласит: „от Каиафы повели Иисуса в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Гл. 19, ст·. 13 – 14, гласит: „Пилат услышав эти слова, вывел вон Иисуса – сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: Се Царь ваш.» – Потом рассказывается о распятии и о смерти Иисуса Христа, и 31-й стих гласит: „Но как тогда была пятница; то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, (ибо та суббота была день великий), просили Пилата, чтобы перебить у них голени, и снять их».

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Следует помнить, что начало дня (суток) у иудеев считается с вечера 18 00 . В это время в Палестине заходит Солнце, по крайней мере весной, и, таким образом, граница суток здесь – заход Солнца, а не полночь, как у нас. И потому, если сказано: «С четырнадцатого дня первого месяца с вечера ешьте пресный хлеб», – это означает, что опресночные дни и пасха начинаются с четырнадцатого нисана с вечера, то есть, сразу же после захода Солнца в конце дня 13-го нисана. Если рубежом между календарными датами считать полночь, то пасха и первый опресночный день начинаются вечером 13 нисана. Так же именно утверждает и Иосиф Флавий, еврейский историк I века. И до сих пор иудеи отмечают свои праздники, следуя ветхозаветной традиции, начиная совершать их всегда непременно с вечера, или по-нашему – накануне дня праздника. Наша Православная Церковь , хотя использует юлианский календарь, границу суток, однако, считает по ветхозаветной традиции – примерно с 18 00 часов вечера, а не в полночь. Естественно, что заход Солнца по местному времени колеблется в широком диапазоне и бывает в 18 00 часов только дважды в году: в весеннее и осеннее равноденствие. Богослужебное последование предстоящего дня начинается вечером с вечерни, как сказано: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54:18 ), и на вечернем входе священник молится: « Вечер и заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою...» , испрашивая благословение и помощь свыше на весь предстоящий день. Пасхального агнца по закону надлежало заколать «вечером при захождении солнца» ( Втор. 16:6 ), и приготовление к этому начиналось, конечно, заранее, может быть даже с утра. Поэтому, когда евангелисты пишут: «В первый день опресноков» (Мк), «в который надлежало заколать пасхального агнца» (Лк), то надо понимать, как изъясняет И. Златоуст, что «первым опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было заколать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Описанию Тайной вечери в синоптических Евангелиях предшествует рассказ о приготовлениях к ней. Его наиболее короткую версию мы находим в Евангелии от Матфея: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такомуто и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху ( Мф.26:17–19 ). У Марка эпизод изложен более подробно: В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху ( Мк.14:12–17 ). В отличие от Матфея Марк, писавший, как предполагается, для христиан, обращенных из язычества и мало знакомых с иудейскими обычаями, разъясняет, что первый день опресноков – это день, когда было принято вкушать пасхального агнца. Лука, чья читательская аудитория тоже состояла главным образом из бывших язычников, делает аналогичное разъяснение: «Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца». В своем рассказе Лука текстуально близок к Марку, однако вносит важное уточнение: двумя учениками, посланными в город, были Пётр и Иоанн ( Лк.22:7–13 ). Мы не знаем, кем был «такой-то», упоминаемый Матфеем. Не знаем ничего ни о человеке с кувшином воды, ни о хозяине дома, в который он нес этот кувшИн.Хождение за водой было обычным занятием женщин ( Быт.24:11–21 ; Исх.2:16 ; 1Цар.9:11 ; Ин.4:7 ); если это делали мужчины, значит, они были рабами или слугами ( Втор.29:11 ; Нав.9:21–27 ). Нет оснований полагать, что кувшин в руках мужчины был заранее оговоренным опознавательным знаком. Скорее, Марк и Лука упоминают об этой детали, подчеркивая способность Иисуса предсказывать события и видеть их на расстоянии. Вопрос о комнате в Евангелии от Марка в буквальном переводе с греческого звучит так: «Где моя комната (πο στιν τ κατλυμ μου), в которой буду есть пасху с учениками Моими?» У Луки местоимение «моя» отсутствует, Марк же отмечает, что у Иисуса в Иерусалиме – вероятно, в доме одного из друзей или тайных учеников – была Своя комната, о которой знал Он, но не знали ученики. Подобного рода «свои» комнаты в чужих домах были у пророков Илии и Елисея: у Илии была «горница, где он жил», в доме вдовы в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:19 ); у Елисея в доме женщинысонамитянки была «небольшая горница над стеною», где для него поставили «постель, и стол, и седалище, и светильник» ( 4Цар.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.  БЕСЕДА 81 1. Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели. Этот-то день евангелист Матфей и называет днем, предшествовавшим празднику опресноков, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу. А другой евангелист говорит так: “Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца]” (Лк. 22:7). “Настал”, то есть, приближался, был при дверях. Очевидно, евангелист упоминает об этом именно вечере, так как с вечера начинали совершать пасху. Потому каждый евангелист присовокупляет: когда закалали пасхального агнца. Приступив к Иисусу, ученики говорят Ему: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху”? И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома. Для чего же Христос совершил пасху? Для того, чтобы во всем, что Он совершал даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону. Но для чего именно посылает к неизвестному человеку? Чтобы и этим показать, что Он мог не пострадать. В самом деле, если Он одними только словами расположил сердце этого человека к тому, чтобы принять учеников, то чего не произвел бы в распинающих Его, если бы не хотел пострадать? И что Он сделал прежде, когда послал за ослом, то же делает и теперь. Там Он сказал: “Если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу” (Мф. 21:3); так и здесь говорит: “Учитель говорит: …у тебя совершу пасху”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010