В самом деле облик Христа оказался весьма непохож на то представление о Мессии, которое сложилось в Израиле. В средневековом «Диспуте Нахманида» (1263 г.) раввин так будет объяснять, почему невозможно признать Мессию в Назаретском плотнике: «Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что «он будет владеть от моря до моря и от реки до концов земли» (Пс. 71, 8). У Ешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них… А в агаде говорится: «Скажут мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «да погубит его нашествие саранчи». Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе». А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее» (Диспут Нахманида. — Иерусалим-Москва, 1992, с. 32-33). В талмудическом трактате Берахот (34b) приводятся слова рабби Шемуэля: «нет никакого различия между настоящим временем и мессианским, кроме порабощения народов» (цит. по: J. Eisenberg, A. Abecassis. A Bible ouverte. vol. 2. Et Dieu crea Eve — Paris, 1979, p. 25). Иоанн Креститель, похоже, не хотел быть вестником такого времени и такого царства… 109 «В этом месте Христос открывает тайну Илии-Иоанна» (Фрилинг Р. Христианство и перевоплощение. М., 1997, с. 83). 110 «Итак, среди иудеев была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. Предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею — не потому, что он был Илия, но потому, что он совершил служение его… Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред Моим вторым пришествием; но и ныне пришел Илия, — называя этим именем Иоанна… Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения» (св. Иоанн Златоуст. 17 Беседа на Еванг. от Матф., 557-560). «И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Потому об Иоанне сказано, что он предъидет пред Господом в духе и силе Илии, так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. Что же значат слова «в духе и силе Илии»? То, что Иоанн будет проходить то же самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия, так Илия будет предтечею второго» (он же, 4 Беседа на 2 Посл. Фесс., 2, 487-488). 111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Обетование-клятва Ангела Ягве содержит в себе мессианский смысл. И благословятся в семени твоем, – клянется Ягве, – все народы земли. Это толковал еще св. апостол Павел: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы, о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос ( Гал. 3:16 ). Т.е., благословение всем народам придет, собственно, не от потомков Авраама (иудеев, арабов), а от Христа. Поразительно, что сами иудеи и арабы еще и по сей день не приняли Христа, следуя Моисею и Мухаммеду. Благословение – всем народам, исполнение клятвенного обетования Ангела Ягве – во Христе-Мессии. Мессианское значение клятвы Божией усматривается даже в Мидрашах (иудейском толковании Св. Писания). Так, Мидраш Рабба, широко обсуждая слова клятвы «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего», утверждает: «в дни Мессии, Израиль будет подобен песку морскому» 666 . Следуя апостолу Павлу, мессиански понимали клятву Ангела Ягве и святые отцы Церкви. Блаж. Августин: «Таким образом, это обетование Божие о призвании народов в семени Авраама после всесожжения, означавшего Христа, подтверждено еще и клятвою. Часто обещал Бог прежде, но никогда не клялся. А что значит клятва истинного и праведного Бога, как не подтверждение обетования и некоторый укор неверующим?» 667 . 8.12. Сказание Агады Удивительное описание жертвоприношения Исаака приведено в Агаде: «Лежал Исаак на жертвеннике, устремив взор в глубину небес. И не в силах был Авраам оторвать глаз от сына; и плакали эти старые глаза слезами беспредельного горя и отчаяния. Вот он взял в руку нож... Не дрогнет его рука, пока четвертая часть крови не выйдет из тела сына. Но сатана оттолкнул руку Авраама, и нож, падая, со звоном ударился о камни жертвенника. Нагнулся Авраам за ножом, но в это мгновение потрясающий вопль вырвался из груди его, глаза, полные невыразимой скорби, поднялись к небесам, и голос его зазвучал: Подъемлю к горам очи мои – Откуда придет помощь моя?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ягве, хотя и запределен твари, связан с ней силой своего животворящего Слова . Словом Сущий создал мир и Словом же пересоздаст его, когда наступит час Царства Божия. Бог сотворил не только мир и людей, но и Церковь Свою, Свой народ, предназначенный служить Ему. Однако в Свое Царство Он введет все племена земли, которые будут призваны народом Божиим к почитанию Единого. Израиль был наказан за то, что он, избранник, не исполнил возложенных на него задач. Ныне же Господь возвращает ему Свою милость и вновь призывает на служение. В знак этого Он устрояет новый исход из рабства в землю обетованную, где предназначено воссиять Новому Иерусалиму, Граду Господню. Страждущий Служитель Господень (евр. Ягве) — сложный и многогранный образ в пророчествах Второисайи. В нем слиты черты гонимой Церкви, народа Божия, пророка-посланника и Самого Мессии — Пророка-Первосвященника, Который Своими страданиями искупит мир от власти греха. Вопросы для повторения 1. Какое значение имеет вторая часть Кн. пр. Исайи? 2. Что отличает эту часть от пророчеств Исайи VIII века? 3. Как принято именовать св. автора второй части? 4. Каким образом он связан с пр. Исайей? 5. Какие исторические события совпали с началом служения автора второй части Кн. пр. Исайи? 6. Каковы литературные особенности писаний Второисайи? 7. В чем заключаются основные черты его богословия? Приложение: Из манифеста царя Кира о взятии Вавилона Набонид удалил древние идолы богов… Он отменил враждебным образом ежедневные жертвы. Он совершенно придал забвению почитание Мардука, царя богов. Он всегда творил зло своему городу… Правил он жестоко… Мардук, великий владыка, защитник своего народа, будучи доволен добрыми делами Кураша (Кира), велел ему выступить против своего города Вавилона… Он предал в его руки Набонида, который не почитал его. Все жители Вавилона и всей страны Шумер и Аккад, князья и наместники склонились перед ним в поклоне… Они с радостью приветствовали его как владыку мира… Когда я вступил в Вавилон дружелюбно и установил место правления во дворце… Мардук, великий владыка (побудил) прекраснодушных жителей Вавилона (любить меня)… В Ашшур, и Сузы, Агаде, Эшнунну, Замбан, Мне-Турну, Дер, вплоть до страны гутиев я вернул в свои места в эти священные города на той стороне Тигра, в святилища, которые в течение долгого времени были в руинах. (Пер. М. А. Дандамаева. ХДВ. 1980, с. 19–20) §16 Второисайя (продолжение)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Это непереводимо, при всех попытках перевода смысл ускользает. Даже греческое Ð ên, славянское Сый, Сущий – не более, чем туманный отсвет смысла, никак не его полнота. Если прочие «имена» Божии обозначают Его свойства, то тетраграмма имеет отношение не к свойствам, а к самой сущности Божией. Архимандрит Феофан переводит hyha rwa hyha как «Я есмь, Который есмь», считая, что «глаголу hvh никакого другого значения кроме как «быть», «существовать» усвоено быть не может» 19 . «В этом общем определении Бога как Сущего, в качестве необходимого содержания, implicite заключаются все те свойства божественного бытия, которые обычно различными экзегетами выдвигаются поочередно и разрозненно: самопричинность, неизменность, свобода, самотождественность и т.д.» 20 . В Еврейской Энциклопедии 21 читаем: «Так называемый «тетраграмматон», т.е. четырехбуквенное изображение имени Господа,.. является отличительным личным именем Бога Израиля». И там же: «Из имён Божиих выделяется по своей святости и важности имя hvhy… В галахе и агаде оно известно под названием dhvymh ,w, т.е. имя собственное» 22 . К такому явному произношению имени Божия прибегал первосвященник в день Искупления. Очень важно, что по иудейскому учению явное произношение имени Божия «станет доступно всем людям только в мессианскую эру» 23 .Эта тайна имени Божия открыта христианам в имени «Иисус». «Всякий, кто призовет имя Господне (hvhy), спасется» ( Иоиль 2:32 ). Какое имя? «И Говорил Бог Моисею, и сказал ему: Я Господь (hvhy). Явился Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» (hvhy) не открылся им» ( Исх. 6:2–3 ). Это-то чудное ( Суд. 13:18 ), непереводимое, таинственное, невместимое тварным бытием имя – hvhy. Только призывая это имя всем умом, всем сердцем, всей жизнью, можно спастись. Его невозможно призывать механически. Призывать по имени значит знать того, кого призываешь, значит иметь общение с ним. Звать по имени – иметь какую-то глубокую внутреннюю связь с носителем этого имени. В свете работ священника Павла Флоренского , А.Ф. Лосева и других исследователей стихии имени, феномена имени в современную эпоху предстает очень рельефным древнее значение имен. Открывающий мне свое имя дает мне в какой-то степени право на обладание своей личностью. Это – не магия, это – путь к экзистенциальной сердцевине носителя имени. Только если собеседники знают имена друг друга, возможен диалог. А что такое вся история взаимоотношений Бога и человека, как не диалог – прерывавшийся человеком и восстанавливавшийся Богом – диалог Того, Кто каждого называет по имени ( Ис. 45:3–4 ) и того, кто призывает спасительное Имя ( Иоиль 2:32 )? 24

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Скорее всего особых событий и не было. Но как важно было для него это время. Без уединения, без этой безызвестности, без пастушеского уничижения и простоты бывшего сына фараона так ничего значимого и не было бы. Без пустынного приготовления не могло бы быть великого Божьего призвания. Когда он взялся своими силами освобождать свой народ, не получилось ничего. Взяться за это надлежало Богу, а Моисею для этого надо было совершенно умалиться, ослабеть. Не в силе сына фараонова, не в премудрости Египетской, а в немощи и простоте синайского пастуха явился Бог , освобождающий Свой народ. Св. Григорий Нисский : «Моисей выбрал уединенную жизнь в горах, вдали от базарной толчеи, и стал пасти овец в пустыне» «О жизни Моисея», Повествование, 19]. Это было время его просветления и очищения. Св. Василий Великий : «А что в продолжение целой жизни требуется упражнение в Божием слове, показывает жизнь Моисея, который в первое сорокалетие изучал египетскую мудрость, а во второе сорокалетие, под видом пастушеской жизни удалившись в пустыню, упражнялся в созерцании существующаго, и таким образом уже после второго сорокалетия удостоившись Божия явления, против воли призван человеколюбием Божиим к попечению о людях» Толк, на пр. Исаию, предисл., с. 224–225]. Не случайно и то, что Моисей стал именно пастухом. Пастырь народа проходил школу пастуха овец. Климент Александрийский : «Вот почему Моисей бежал из Египта и сделался пастухом стад, готовясь таким образом принять пастырскую власть над народом. Для того, кто должен позднее руководить прирученными людьми, пастушеское искусство служит своего рода приготовительной школой царских обязанностей, подобно тому как охота учит воинов боевому искусству» т. 1, «Строматы», гл. 23]. Мысль Климента Александрийского прекрасно иллюстрируется в Агаде: «Моисей пас овец у Иофора. Однажды убежал из стада козленок. Моисей побежал за ним и догнал его в ущелье, у источника, из которого козленок с жадностью пил. Бедняжка, – сказал Моисей, – тебя мучила жажда, а я об этом и не подумал. А как ты устал теперь! Дав козленку напиться, он положил его себе на плечо и понес к стаду. В это время раздался Голос: Тот, в ком столько любви и состраданья к стаду овечьему, достоин стать пастырем стада Божьего» с. 53, Шкмот-Раба, 2]. 6 Семьдесят толковников передают имя как Σεπφωρα (Сепфора). Так это имя перешло и на славянский, и русский языки. 7 И взял Иофор, тесть Моисея, Сепфору, жену Моисееву, пред тем возвращенную, и двух сынов ее... Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 2. – 2008. - 472 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пребывание Авраама в Харране, как несовершенный исход его из Халдеи, духовно осмысливается и в Агаде. «Авраам, оставаясь в Харране, подобен был сосуду, наполненному благовонным елеем, но закупоренному и лежащему без употребления, почему аромата его и не слышно. Откройте сосуд, дайте ему движение с места на место, – и тогда только обнаружится сила его благоухания» 397 . Толкование о Халдее, Харране и Ханаане как трех различных духовных состояниях, приводится прп. Максимом Исповедником : «Тот, кто еще преисполнен страстными желаниями плоти, обитает пока, как идолопоклонник и творец идолов, в земле халдеев. Когда же он становится [способным] хоть немного различать вещи и чувствовать надлежащим образом способы [существования] естества, то он, оставив землю халдеев, переходит в Харран Месопотамский ( Быт. 11:28–31 ), т.е. в промежуточное состояние между добродетелью и пороком, когда чувство еще не становится чистым от обольщения [плотскими вещами]. Это и есть Харран. Если же он, возвышаясь над чувством, достигает соразмерного понимания блага, то тогда уже устремляется в землю благую, т.е. в состояние, свободное от всякого зла и неведения. Эту землю неложный Бог показал и обещал дать в награду, любящим Его» 398 . Итак, три духовных состояния. Ур Халдейский – идолопоклонство, мир страсти, плоть. Харран Месопотамский – чувство, уходящее от порока и не просвещенное добродетелью и духом. Земля Обетованная – бесстрастие и жизнь в духе. Такое духовное осмысление библейской географии восходит к александрийской экзегетической традиции. Так о «Халдее», как земле духовного идолопоклонства, говорил Ориген , а еще ранее – Филон Александрийский истолковывал «Харран», как промежуточное состояние между «мнением» (δξα) и «знанием» (επιστμη). Подобные размышления мы находим у св. Григория Паламы . Так, у него говорится: «Но еще прежде, чем он [Авраам. – Г.Ф.] бежал от сожительства с нечестивыми, Бог говорит Аврааму: Пойди из земли твоей... в землю (не которую Я дам тебе, но) которую Я укажу тебе, этими словами, как бы, указывая на иную, духовную землю» 399 . Авраам бежит от сожительства с нечестивыми, т.е. оставляет родство и дом свой [ветхого человека] в Харране. От земли же нечестия, от мира греха он ушел еще ранее из Ура Халдейского, впереди – «иная, духовная земля», Ханаан, жительство в Царствии Божием и в Духе Его. 1.6. Суть Богоявления Аврааму в Уре Халдейском

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Такое объяснение проблематично, т. к. наиболее ранний свидетель этой традиции, Афраат, писал в 330-340 гг., т. е. на неск. десятилетий позже Порфирия. Помимо большого количества цитат и аллюзий, разбросанных по мн. его сочинениям, Книга пророка Даниила занимает особое место в его соч. «О войнах». Афраат использует образный язык Книги пророка Даниила для предсказания поражения царя Персии Шапура II от рим. христ. имп. Константина Великого ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 183-238). Первых трех зверей Афраат толкует так же, как в «западной» традиции: Вавилон, Мидо-Персидское царство и Александр Македонский; 4-й зверь - это «сыновья Исава», т. е. Рим, но, продолжает Афраат, «по воцарении Александра Македонского явилось царство греков, так как и сам Александр из греков. Хотя видение третьего зверя исполнилось на нем, однако третий и четвертый един» (Ibid. Col. 220). По-видимому, Афраат пытался совместить 2 интерпретации, в одной из к-рых 4-е царство - Греция, а в другой - Рим. Он считал, что небольшой рог - это Антиох, но при этом отвергал понимание народа святых как иудеев: «Получили ли сыны Израиля Царство Всевышнего? Да не будет! Взошел ли этот народ на облака небесные? [Нет,] они лишились этого» (Ibid. Col. 225). Обозначение Афраатом римлян как «сыновей Исава» имеет параллель в Агаде , где оно получило отрицательную коннотацию ( Pierre M. -J. [Comment.]// Aphraate le Sage Persan. Les exposés. P., 1988. T. 1. P. 336. Note 24. (SC; 349)), в то время как Афраат предсказывал непобедимость Римского царства вплоть до Второго пришествия ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 233). При описании Римской державы он использует Дан 2. 40: «А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать», однако при этом испытывает трудности при попытке объяснения следующих стихов, где говорится о том, что железо будет смешано с глиной, т. е. предсказывается, по-видимому, ослабление или разделение Римского царства. По его мнению, поскольку, «собравшись в столицу, сыновья Исава держат совет и на нем поставляют главу государства», а «правящий царь уничтожал семя предшествующего ему царя, и они не преемствовали друг другу», то рим. царь не причастен семени человеческому, т. е. глине, но «смешивается он с корнем царства, что из железа» (Ibid. Col. 208-209).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Но в «Агаде» контаминация двух указанных сюжетов отсутствует. В мидраше речь идет лишь о событии «Сон Иакова и Божие ему обетование» (Быт 28: 10-17). Бунин, дает прямую отсылку к мидрашу, когда пишет «Харан» с одной «р», как в мидраше. В толковании Лопухина и в Синодальном переводе пишется «Харран». В Православном миропонимании существо этой главы, 32, состоит не в Богоборчестве, но в Благословении. Отсюда можно предположить логику поэтического движения всего цикла (в Православном миропонимании), был Иаков – стал Израиль. Была Тора – стал Новый Завет. Пламенники зажжены от Торы от первоначала Завета с Богом. Но обновлены Благословением Нового Завета. Однако важнейший элемент – «контаминация» двух событий жизни Иакова – отсутствует в источнике, можно ли говорить о переложении? Что касается формата (4) – «духи-покровители четырех царств «пленения и изгнания» Израиля (…) упорхнули духи, навевавшие на Иакова мрачные видения грядущих веков» (4) – очевидно, что формат не читается в контексте стихотворения, но прочитывается как необходимый элемент в контексте Стихи-1914 (пока отметим, в контексте хотя бы тех стихов, что мы разобрали «Плачь ночью»). Упомянутые в притче «мрачные видения» и «пленение и изгнание» как раз и станут реализацией (поводом) и Скорби, и Плача. Так, контаминирует ли Бунин два упомянутых события жизни Иакова? – Нет (!). Бунин «заимствует» (условное обозначение) принцип контаминации этих событий. – Откуда? Из Православного толкования глав книги Бытия: «При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного – Ангела Иеговы (Сущего), ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (Быт.48:16), Сына Божия» (А.П. Лопухин. Толковая Библия. Бытие. Глава 32). Сравним: «Она пришла с ангельскими воинствами, ибо Она была предувиденной Иаковом лествицей (Быт, 28, 12-15), которую окружает множество ангелов. Вспоминая здесь лествицу Иакова, кто-нибудь мог бы удивиться: почему ангелы не остались на ней неподвижно, но непрерывно восходили и нисходили? Уразумевши же, что та лествица была прообразом Девы Марии, по слову церковной песни: радуйся мосте, к небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде (Служба Благовещению, стих 1 на «Господи воззвав»), — он поймет, почему ангелы не оставались на лествице неподвижными. Ибо в молитвах неусыпающая Богородица (Прим.: Выражение кондака Успению Пресвятой Богородицы) повелевает ангелам вместе с Нею непрестанно помогать людям: восходя к Богу, возносить молитвы людей, а нисходя — приносить им от Бога помощь и благодеяния (Слово на Покров Пресвятой Богородицы 01/14 октября. – «Жития Святых» Святителя Димитрия Ростовского; http://www.pravoslavie.ru/put/49246.htm ).

http://bogoslov.ru/article/5031162

Согласно Божественному Откровению все мировое движение имело свое начало. Св. Василий Великий от размышления о начале (А-точке) тут же переходит к мысли о конце (Ω-точке). «Предвозвещением же догматов о скончании и изменении мира, служит то, что предано нам, ныне, кратко в самых начатках богодухновенного учения: в начале сотвори Бог... Начавшееся со временем, по всей необходимости, и окончится во времени. Если имеет начало временное, то не сомневайся о конце» 22 . Блаж. Августин, размышляя о значении первого слова Библии, восходит от мысли о начале бытия мира (начале времени) к Источнику и Началу, т.е. причине бытия мира. »Что значит в начале, т.е. в начале ли времени, или в Начале – в самой Премудрости Божией, потому что и Сам Сын Божий назвал Себя началом, когда Ему было сказано: Ты Кто еси? и рече им: Начаток [τν ρχ], яко и глаголю вам (Ин. 8:25). Ибо есть Начало безначальное и Начало от другого Начала. Начало безначальное – один только Отец, почему мы и веруем, что все [произошло] от одного Начала, Сын же есть Начало в том смысле, что Он от Отца« 23 . Бог и Его Слово, рожденное в Нем, является Началом, давшим начало этому миру. Может ли человек рассуждать о том, что было «до начала»? Об этом, в соответствии с уже сказанным о значении буквы , так говорится в Агаде: «Повествование о сотворении мира начинается с буквы «бет» , имеющей начертание, открытое только с одной, передней стороны. Этим предуказано, что только то, что последовало «после» начала Божественного миростроительства, может быть доступно человеческому разумению« [Берешит-Раба,1;34, с. 9]. Если Агада говорит о невозможности постижения того, что было «до», то блаж. Августин предлагает этому, как бы, философское основание. Он говорит, что «и самое время есть творение, а потому и оно имеет начало и отнюдь не совечно Творцу» 24 . Время, как форма существования этого мира, появилось вместе с этим миром. Вопрос о «до» предполагает существование времени до начала, а до начала мира не было ни мира, ни времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вот что читаем о них у пророка Иеремии 477 : " засуха пойдет на воды его и оне изсякнут за то, что это – земля истуканов, похваляющаяся Емимами (в русск. идольскими страшилищами)». Мы думаем, что Емимами здесь называются дольменные грубые структуры, названные в одном месте LXX, как мы уже знаем, черепахами, и что пророк, угрожая засухою, имеет в виду обличить языческое верование, впоследствии перешедшее даже в Европу, что принесенная дольмену жертва может низвести дождь и росу. Потому-то впоследствии всякое место, богато орошенное водою, стали называть полем дома Ваала, т. е. его дольменов. Таким образом исполины-Емимы были в числе строителей дольменов, если эти последние прямо называются их именем. Те исполины, которые жили в Аммане, носили имя Зузимы, место обитания их в Быт. 14:5  названо Гамом; но новейшие исследователи считают возможным отождествить Гам с Амманом. 478 Иосиф Флавий 479 говорит, что исполинское дерево, при котором жил Авраам, вблизи Хеврона, называлось Огиг, что означало: исполинский и очень древний. Хотя у греков Огигом был сын Посейдона, беотийский автохфон, имевший женою дочь Океана; но на библейской земле названное Огигом дерево скорее могло напоминать царя васанского Ога – исполина, если не приточного царя Агага или Гога 480 богатыря. Если же Огигом могло назваться дерево, то тем более мегалитический памятник. Падение власти исполинов-рефаимов в Палестине имело место около времени Моисея. Разбитые первый раз еламитом Кодарлаомером, 481 заиорданские рефаимы были затем постепенно вытеснены из своей территории двумя противоположными давлениями: с одной (южной) стороны давлением на них двух небольших национальностей, Моава и Аммона, а с другой (северной) давлением Аммореев, первоначальное местожительство которых было в области Ермона. 482 Прибывшие в заиорданскую местность из Египта евреи застали здесь амморейское царство, разделившееся на два царства, из которых южное управлялось Сигоном, а северное Огом. Но и великаны-рефаимы, сыны Енаковы, люди велики и предолги ( Втор. 9:2 ), были в составе населения обоих царств; даже тогдашний царь Ог васанский принадлежал к племени рефаимов, а следовательно и Сигон также, потому что, по талмудической агаде, они были родными братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010