В «Агаде» – Столица Иудейская и параллель «женщина», у которой «умер сын». У Бунина – «Вдова» («Столица Иудейская») – Библейский смысл, которого нет в притче, но еще и – «бездетная вдова», смысл, открывающийся в Православном толковании Библии. Сравнение с «бездетной вдовой» принадлежит не Библии, а проф. Лопухину, но в точности соответствует «духу» Библии. В поэтическом смысле «бездетная вдова» – предел одиночества, скорби, двойное одиночество – и вдовство, и бездетность. Что же касается самого предмета в споре, цитируемом О.А. Бердниковой: «Я толкую это в том смысле, что звезды уподобляются слезам Господа, Который проливает их, и они текут по небосклону» («Известный критик Ф.Д. Батюшков в письме 84-85], «Марья Вал. Ватсон утверждает, что плачут сами звезды и их-то слезы текут по небосклону» [Там же]. Так что же происходит на небосклоне: «текут» ли сами звезды? «текут» ли слезы из звезд (и это! о стихах Бунина)? Недаром, Бунин отметил: «всегда очень точно говорю то, что говорю». В 4-й строке сказано: «звезды светили и плакал… козленок», в 7-й строке «звезды слезами текут». Точный смысл образа, следующий: что есть звезды? Звезды – это свет, «течет» ли свет с небосклона? - «Течет», безусловно, «льется» даже, можно сказать, но для того, чтобы свет «тек», звездам не обязательно двигаться, достаточно – мерцать. Это пример простой и точной логики, по преимуществу свойственной творческой манере Бунина, и явственной, если читать «медленно и погружено» (Ф. 102]. И еще, надо обратить пристальное внимание на знаки препинания. Плакала вдова – «двоеточие» – названа «причина» плача (умер ребенок) «точка» (высказывание завершено). Второй источник плача (старец-сосед) «запятая» образ плача (прижимая к глазам рукава) «запятая» (! высказывание не завершено) образ плача получает дальнейшее развитие: звезды светили – (это не самостоятельная деталь, это развитие образа плача, и – «запятая», тому свидетель) – «запятая» обозначено место третьего плача (закут) и третий источник плача (козленок) «точка». «Пробел» между строфами, говорит о том, что в стихотворении – две самостоятельные части (не значит не связанные, но – самостоятельные), «пробел» говорит о том, что вторая строфа, являясь естественным продолжением первой, претендует и не на «продолжение» смысла, но на «новый» смысл. «Пробел» заставляет, требует обратить внимание на источник плача (смену? источника плача), «плачущая вдова», потерявшая ребенка – это один смысл, и другой смысл – «плачущая мать» – «точка», высказывание завершено, причина плача не указана; (Плачущий ночью к слезам побуждает другого) «двоеточие» (здесь поистине «говорящий» знак не препинания, а воскрешения смысла) показано, как это «призывание» происходит: образ плача (звезды текут) «запятая» Источник плача (Плачет Господь) «запятая» образ плача (рукава прижимая).

http://bogoslov.ru/article/5031162

Когда посланные вернулись с корзиною и царевна увидала ребенка, она полюбила его за его величину и красоту. Таково было попечение Господа Бога о Моисее... Когда ему минуло три года, Господь даровал ему необыкновенный для таких лет рост, а к красоте его никто не только не был в состоянии относиться равнодушно, но все при виде Моисея непременно выражали свое изумление. Случалось также, что, когда ребенка несли по улице, многих из прохожих поражал взгляд его настолько, что они оставляли дела свои и в изумлении останавливались, глядя ему вслед, настолько сильно его детская красота и миловидность приковывали внимание всех» кн. II, гл. 9, п. 5–6]. О том же в Агаде: «Полюбила Моисея дочь фараона, как мать – родного сына. Ни на шаг не отпускала она его из дворца, ласкала, лелеяла, красотою его налюбоваться не могла. И кто, бывало, ни взглянет на него, не в силах оторвать глаз от лица его» с. 51, Шемот-Раба, 1]. Иосиф Прекрасный спас братьев своих и отца от голодной смерти, призвав их в Египет. Моисей красотою своею спасся в Египте и потом спас народ свой от египтян, выведя его из земли рабства и вернув на землю отцов. По древнему преданию при бегстве в Египет Младенец Иисус был спасен от разбойничьей руки Своей красотою. Когда разбойник увидел красоту Младенца, он велел товарищам своим не причинять Ему никакого зла. «Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал: – Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца. Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников» Жития святых, 26 декабря, с. 720]. Говорят, что это именно тот разбойник, который покается, вися на кресте по правую сторону Прекраснейшего из сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вопросы для повторения 1 . Какое значение имеет вторая часть Кн. пр. Исайи? 2 . Что отличает эту часть от пророчеств Ucaйu VIII века? 3 . Как принято именовать св. автора второй части? 4 . Каким образом он связан с пр. Исайей? 5 . Какие исторические события совпали с началом служения автора второй части Кн. пр. Исайи? 6 . Каковы литературные особенности писаний Второисайи? 7 . В чем заключаются основные черты его богословия? ПРИЛОЖЕНИЕ к § 15 Из манифеста царя Кира о взятии Вавилона Набонид удалил древние идолы богов... Он отменил враждебным образом ежедневные жертвы. Он совершенно придал забвению почитание Мардука, царя богов. Он всегда творил зло своему городу... Правил он жестоко... Мардук, великий владыка, защитник своего народа, будучи доволен добрыми делами Кураша (Кира), велел ему выступить против своего города Вавилона... Он предал в его руки Набонида, который не почитал его. Все жители Вавилона и всей страны Шумер и Аккад, князья и наместники склонились перед ним в поклоне... Они с радостью приветствовали его как владыку мира... Когда я вступил в Вавилон дружелюбно и установил место правления во дворце... Мардук, великий владыка (побудил) прекраснодушных жителей Вавилона (любить меня)... В Ашшур, и Сузы, Агаде, Эшнунну, Замбан, Мне-Турну, Дер, вплоть до страны гутиев я вернул в свои места в эти священные города на той стороне Тигра, в святилища, которые в течение долгого времени были в руинах. (Пер. М. А. Дандамаева. ХДВ. 1980, с. 19–20) § 16. Второисайя (продолжение) 1. Мессианское Откровение о страждущем Служителе Господнем запечатлено в четырех гимнах Второисайи. Слово «Служитель» (евр. Эвед – слуга, раб, работник) в синодальном тексте переведено как Отрок, поскольку в древней Руси отроками именовались царские служители 8 . В первом гимне (42,1–7) Он представлен как Мессия, Посланник Сущего, Который будет совершать Свое служение не земной силой, а духом кротости (ср. Мф. 11:29 ). Он утвердит Закон Предвечного не только для Израиля, но и для всего мира («островами» в ст. 4 именуется Западный мир – Греческий архипелаг). Спасение, которое несет Бог через Служителя, изображено у пророка как новое творение . К самой теме творения Второисайя возвращается неоднократно (он 16 раз употребляет слово «бара» – создать). В истории человечества действует тот же Бог, Который создал Вселенную. Мессия изображен в первом гимне как Пастырь Израиля и «свет язычников» (ср. Лк. 2:29–32 ): Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

п. До какой мелочности и скрупулезности доходят эти трактаты – можно судить по тому, что, напр., одних постановлений насчет запрещенной пищи насчитывается в Талмуде слишком 3000; касательно умовения рук – до 100; касательно соления мяса до 200; относительно субботнего покоя 949, из коих одно запрещает еврею даже плевать по воздуху в субботу, так как это действие подходит на веяние неочищенной ржи. Агада – другая сторона содержания Талмуда – состоит из разных рассказов, притчей, сентенций, аллегорий, уясняющих предписания галахи и располагающих к их выполнению, и может быть названа стороною повествовательною (агада – рассказ). Но как в галахе много мелочности и скрупулезности, так в агаде много разных бредней, басней и сказок, вообще нелепостей, какие может созидать только самый недалекий ум и самая дикая и уродливая фантазия (такова, напр., агата о кончине Моисея, о Шамире и Соломоне и др.). Mipы творил Шехина от вечности, но они были не совершенны, и он разрушал их всякий раз тотчас после сотворения, пока, наконец, не сотворил настоящего мipa, оказавшегося совершенным и вполне угодным ему. Он сотворен собственно для того, чтобы приложить к делу закон обрезания; без этого Шехине не зачем было бы и творить мip. Шехина сотворил также и человека, но собственно только евреи должны считаться происходящими от Бога, все же прочие народы происходят от семидесяти низших божеств, живущих на семи планетах, – особенно же от Шатана (он же и Левиафан) и Лилиты. Души евреев сотворены Богом прежде создания мipa, который назначался для их обладания, – сотворены все вместе (в количестве 600 тысяч), посредством особого процесса в самом божеском существе, весьма близкого к естественному рождению. Сотворивши души евреев, Бог и промышляет собственно только о евреях; все прочие народы состоят под управлением тех семидесяти князей, или богов, от которых они произошли. Хотя язычники взяли теперь верх над евреями и управляют ими, но придет Мессия и настоящий порядок вещей изменится. Воцарению Мессии будет предшествовать междоусобная война Гога и Магога, в которой будут истреблены все язычники, за исключением лишь некоторых, которые будут оставлены для того, чтобы служить рабами в царстве Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

В Талмуде и мидрашах мы находим ясные следы также и зогарической идеи зефиротов или представление божественных свойств под формой тварно-личных посредников (ангелов). Агада говорит о правосудии и милосердии, приурочивая их к двум ветхозаветным именам Божиим – Иегова и Элогим, между тем, как Само Божество остается без имени 284 . Оба эти свойства Божии представляются отдельными от Божества существами, совершающими самостоятельные действия, например, изгнание из рая Адама и Евы 285 ; при творении мира Бог держит совет с силами – милосердной и правосудной, которые вступают в спор между собой, причем, победа остается на стороне первой 286 . Приводим, наконец, еще три места, взаимно себя дополняющие и объясняюшие. В Мишне сказано, что мир создан десятью изречениями Божиими 287 , в Агаде эти десять творческих слов представляются в форме тварно-личных ангелов; как личные носители божественных свойств, эти десять ангелов-слов являются советниками Бога при творении мира и посредниками самого творения, причем, как самое число их (10), так и названия совпадают с зогарическими зефиротами 288 . В Талмуде мы находим указания и на Метатрона. «Один еретик, – читаем в одном месте, – спросил раввина: «Почему написано ( Исх.24:1 ): Бог сказал Моисею: приступи ко Господу? Если это был Сам Господь, то Он должен бы сказать: подойди ко Мне». Раввин отвечал: «Это был Метатрон, коего имя как имя Бога, ибо написано об ангеле Иеговы (Метатроне): имя Мое в нем " » ( Исх.23:21 ) 289 . В другом месте о Метатроне говорится, что он занимается на небе обучением умерших детей Закону 290 . Библейское выражение «глас Божий», по мнению раввинов Бен Азайя и Бен Сомы, указывает на Метатрона 291 . Метатрон, далее, называется слугой и министром Божиим, мироправителем или князем мира (princeps mundi 292 , ;( как и в книге Зогар, он один имеет jus sedendi в Верховном Совете Божием, в то время, как другие ангелы должны стоять; он ведет книгу жизни и записывает заслуги евреев 293 ; Метатрон называется также «князем лица (Божия)» 294 , первородным сыном Божиим 295 , и, как и в Зогаре, является первейшим и высшим носителем Шехины Божией 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Народ полюбил Закон. Но эта влюбленность оказалась как раз неуместной, запоздалой. Если ребенок начинает капризничать на пороге школы, до которой он был долго и небеспроблемно веден педагогом, если он не отпускает сего «провожатого», не желает остаться один на один с учителем, то он рискует остаться неучем. Всем нам знакомы детские слезы на пороге школы, когда родители уходят, оставляя малыша наедине с учителями. Если эти слезы воспринять слишком всерьез, если уступить минутному детскому капризу, то мы лишь повредим ребенку, лишим его будущего. Бывает также, что рассказы «дядьки» отличаются от тех азов «научности», что преподаются в школе. И тогда тоже в ребенке может возникнуть конфликт, и он может отвергнуть рассказ малознакомого ему учителя, предпочтя остаться при россказнях любимого им педагога. Педагог сам признается: пора оставить меня, не все расказанное мною нужно понимать буквально: «Дах им заповеди не добры» (Иез. 20,25; слав. перевод) . Но влюбленный ребенок стоит на своем и запрещает исправлять даже очевидные помарки и опечатки в хранимых «педагогических» записках. В общем, однажды бунт Израиля против воли Бога оказался успешным. Так неожиданно и так разительно разошлись замыслы Бога Израиля, что тот не поверил, что воля Бога может быть такой. И с тех пор уже много столетий иудеи говорят: «Последователи Иешу были людьми не искушенными в законе, а потому легковерными и падкими на чудеса. Ведь с точки зрения иудаизма мессия не обязан обладать сверхестественными способностями. Он должен происходить из царской династии Давида и принести еврейскому народу освобождение от чужеземного ига. Вовсе не дело мессии заботиться о спасении душ своей паствы» . «Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что „он будет владеть от моря до моря и от реки до концов земли“ (Пс. 71, 8). У Иешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них… А в агаде говорится: „Скажут мессии-властителю: „Такое-то государство взбунтовалось против тебя“, а он скажет: „да погубит его нашествие саранчи“. Скажут ему: „Такая-то область не подчиняется тебе“. А он скажет: „Нашествие диких зверей истребит ее““ .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Кир в «Манифесте» говорил: «От [……] до Ашшура и Суз, Агаде, Эшнунны, Замбана, Метурну, до пределов страны Кути, городов [по ту сторону] Тигра, жилища которых были основаны в глубокой древности, богов, живших в них, я вернул на их места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех их людей и вернул в их селения. И богов Шумера и Аккада, которых Набонид во гневе владыки богов перенес в Вавилон, по приказанию бога Мардука, великого господина, я благополучно поместил в их чертоги, жилище радости сердца». Осуществление этой меры, имевшей первостепенное значение для судеб создаваемой им Персидской империи, Кир начал тотчас же после завоевания Вавилона. «С кислиму по аддару – месяц (с 25 ноября 539 г. по 23 марта 538 г.) боги страны Аккад, которых Набонид свез в Вавилон, вернулись в свои резиденции», – сообщает вавилонская хроника. Этот шаг вызвал всеобщее одобрение вавилонян. Он символизировал возврат к миру и привычному порядку, а кроме того, послужил поводом для нескончаемых религиозных церемоний и праздников по случаю проводов из Вавилона и встречи в соответствующих городах возвращавшихся богов. Но под шумок этих торжеств Кир выполнил свое обещание вавилонским пленникам – рабам: он даровал им свободу и право вернуться на родину. Это была вторая горькая пилюля, которую пришлось проглотить вавилонской олигархии, но перечить Киру она не посмела. Более того, в «Манифесте», как мы только что видели, освобождение пленников было объявлено осуществлением воли бога Мардука. Кир понимал, что далеко не все пленники смогут и пожелают вернуться на родину, что многие из них останутся в Вавилонии, где они родились и обжились. Но теперь они стали не рабами, а свободными людьми, обязанными свободой Киру. Так и случилось. В Вавилонии осталось много евреев, сирийцев и других бывших пленников, ставших опорой персидского владычества в стране. Вавилонянам Кир обещал избавление от ига Набонида и его клевретов. За словами последовали дела. Ликвидация режима Набонида прежде всего коснулась вопросов религии. Здесь Кир предоставил олигархии полную свободу действий. От имени Кира храмы, перестроенные Набонидом, сносились и возводились заново в том виде, в каком они были при Навуходоносоре II. Одновременно восстанавливался прежний ритуал богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мидраш на Быт.39:11 , объясняя историю Иосифа и жены Пентефрия тем обстоятельством, что кроме их в то время никого не было в доме, прибавляет, что это было время «театрального представления», разумея под этим богослужение в храме Озириса. Негодование против театра, как учреждения в самом корне языческого и враждебного иудейству, нашло для себя выражение и в талмудической агаде. Иерусалимский талмуд (Berach. cap. IX) причиною землетрясения считает гнев Божий за то, что «Он посмотрел некогда на землю и увидел возвышающиеся здания театров и цирков и рядом с ними развалины своего святилшца». Нужно прибавить, что такой взгляд на театр имел основание. Древние театры были именно посвящены богам, имевшим в них свои алтари, на которых приносились языческие жертвы. С другой стороны, на сценах греко-римских театров открыто смеялись над всякою нравственностью и прославляли самые постыдные пороки. Достаточно припомнить, что Овидий называл древнеримских мимов imitantes turpia, а Цицерон (ad Fam. XII, 18) упрекал себя самого за то, что ходил смотреть их представление. Удивительно ли, что взгляд Цицерона и Овидии разделяли евреи, в особенности, когда они узнали, что в стенах языческих театров нередко осмеивались их собственные обычаи н их священнейшие верования 78 . Такое же этно-психическое отвращения к театру питают доныве все семиты, стоящие в стороне от европейской цивилизации. Так называемый новейший египетский театр, на который ссылались Евальд и Бетхер, принадлежит к области мифов. Правда, в свое время Измаил-паша завел было оперу в Каире, и это была одна из первостепенных сцен, так как хедив, не жалея денег, приглашал лучших артистов из Европы; но опера не тоже, что драма. Кроме того, публика, посещавшая каирскую оперу, состояла почти исключительно из европейцев, а туземцы арабы попадали в неё в виде исключение. Но и эта европейская опера на востоке давно уже не существует; а кроме её во всем семитическом мире нет и не бывало театров. Даже слов театр, актер в семитических языках нет и никогда не было 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

452 Обвинение иудеев в жестокой расправе над собственными пророками было стандартным приемом ведения полемики их христианскими оппонентами. В начале III в. Тертуллиан писал: «Одних своих пророков иудеи побили камнями, других изгнали, третьих предали разного рода смерти». Автор апокрифа, настойчиво стремясь доказать этот тезис, готов опираться на любые источники, даже если их сообщения расходятся с ветхозаветной традицией. «...побиваемы камнями бывали» – согласно Библии, во время исхода из Египта народ не раз роптал на Моисея, но только однажды, после возвращения разведчиков из земли ханаанской, дело едва не дошло до расправы над ним: «И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы... И сказало все общество: «побить их камнями!»» (Числа, 14:2,10). Однако версия о «частом побиении» великого законодателя его соплеменниками несет на себе отпечаток гротеска и, скорее всего, не принадлежит автору апокрифа. Еще до начала христианской эры вокруг этого пророка разгорелась острая греко-иудейская полемика, в результате которой к многочисленным народным и агадическим сказаниям о Моисее добавилась довольно значительная литература, включавшая истории, памфлеты и даже трагедии (как, например, драма трагика-эллиниста II в. до н. э. Иезекииля «Исход»). При этом иудеи всячески возвеличивали своего пророка, греки же, в противовес им, осыпали его насмешками. Бьющая не только по иудеям, но и по Моисею, реплика Ханании едва ли могла родиться в христианской среде и, вероятно, обязана своим происхождением какому-то греческому памфлетисту дохристианской эры. 453 Ни еврейская, ни христианские Библии не содержат никаких намеков на чьи-либо попытки или замыслы отравить Иисуса Навина. Возможно, такой сюжет существовал в одном из посвященных ему агадических сказаний, изобиловавших не слишком правдоподобными и даже фантастическими эпизодами. (В дошедшей до нас Агаде сохранились рассказы о женитьбе Иисуса Навина на Рахабе из Иерихона, о его препирательствах с солнцем, о том, как он на 36 часов задержал наступление субботы.) Но не менее вероятна и умышленная «подгонка фактов» христианским автором под тезис о расправе иудеев над собственными пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

прот. Олег Корытко Глава XI. Религия и культура Аккада §1 Общие замечания о культуре Аккада Около 2311 г. до н. э. большая часть шумерских городов была объединена под властью аккадского царя Саргона Великого, создавшего в результате завоеваний первую в истории Древнего мира империю – сильное централизованное государство – Аккадское царство. Аккадцы получили своё имя от названия города Аккадé (шумер. Агаде), отстроенного царём Саргоном и ставшего столицей государства во время его правления. В отличие от шумеров аккадцы были семитами. В 2137 г. до н. э. Аккадское царство было завоёвано пришедшими с севера воинственными горными племенами кутиев 250 , захвативших и разрушивших его столицу. При внуке Саргона Великого – Нарам-Суэне – Аккад вернул себе былое могущество. Нарам-Суэн, подобно своему славному деду, также стал героем поздних легенд и сказаний. Высшего же рассвета аккадское царство достигло в эпоху третьей династии Ура (ок. 2050–1950 гг. до н. э.). Затем наступила долгая эпоха раздробленности месопотамских городов-государств, закончившаяся образованием Вавилонского царства около 1700 г. до н. э. под властью Хаммурапи – царя из династии амореев 251 . Аккадцы появились в Верхней Месопотамии примерно в начале III тыс. до н. э., придя, как предполагают некоторые учёные, из пустынь Аравийского полуострова. Соседствуя с шумерами, со временем они переняли от них многие достижения культуры, в частности письменность, в основном сохранив то, что было создано шумерами, и приспособили это наследие к своей культуре и к своим потребностям. Так, например, шумерское чтение клинописных знаков они заменили на аккадское, оставив неизменным состав идеограмм (детерминативов), то есть знаков, обозначающих класс объектов, и несколько дополнив состав слоговых элементов. Месопотамия – родина верующих Месопотамия – регион, в котором происходят, согласно текстам Священного Писания , многие библейские события. Культура Междуречья явилась средой, из которой в буквальном смысле «вышел» отец всех верующих – Авраам. До своего призвания Богом он жил в городе Уре – в одном из крупнейших центров шумеро-аккадской цивилизации. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там ( Быт.11:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010