8 из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. В перечислении пропущено колено Даново (вместо него включено колено Левиино, которое традиционно в перечне колен не упоминалось). По мнению многих толкователей, причина пропуска состоит в том, что именно из колена Данова имеет произойти лжемессия-антихрист.  В еврейской религиозной литературе колено Даново нередко пользуется плохой репутацией. В Агаде о данитах говорится как о грешниках, связанных с богохульством и идолопоклонством. 67 67 Ср. аналогичные свидетельства в Библии: Лев. 24, 11; Суд. 18, 30; 3 Цар. 12, 29; Ам. 8, 14.  Из «Заветов двенадцати патриархов» мы узнаем, что князем данитов является сатана (VII, 5, 6). В «Таргуме Иерушалаим» 68  на Втор. 25, 18 упоминается, что во времена Моисея колено Даново служило идолам, а в мидрашах сказано, что эмблемой этого колена была змея.   68 Другое название «Таргум Ионафана» (I век по Р. Х.) . В Пятикнижии Дан назван «львом от Васана» (Втор. 33, 22), в чем можно усмотреть противопоставление Христу, Который назван «Львом от колена Иудина» (Апок. 5, 5). Символично также, что Васан 69  в древности был местом обитания рефаимов – народа враждебного Богу и народу Божию.  69 Историческая область в северо-восточном Израиле,  на восточном берегу Иордана, включающая в себя Голанские высоты.     Рефаимы были великанами, людьми огромного роста и физической силы: кровать последнего васанского царя Ога, побежденного Моисеем, имела размеры 9 х 4 локтей, или  4,5 х 2 метра (Втор. 3, 11). 70 70 Некоторые отождествляли рефаимов с допотопными исполинами (евр. «нефилим» – , от (нафал) — «падать», «погибать», «разрушаться», «впадать в беду» — см. Быт. 6, 4), но это ошибочно, так как те исполины погибли при потопе, именно ради них посланном на землю.   Рефаимы воевали против Моисея, а позже сохранившиеся их потомки и против Давида. Впоследствии, когда рефаимы уже исчезли с лица земли, это слово стали употреблять в общем смысле, как символ погибших враждебных Богу царей-идолопоклонников. Так, у пророка Исаии рефаимами названы пребывающие в глубинах преисподней могущественные языческие цари и властители мира (Ис. 14, 9; также Ис. 26, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В пастырском послании к Титу Павел предостерег критян от того, чтобы прислушиваться к ουδακος μθοις κα ντολας νθρπων, «иудейским мифам и человеческим заповедям» (Тит. 1:14) . Казалось бы, автор предостерегает зрителей от неправильного понимания иудеями Писания в агаде и галахе, их толкований и соблюдения. Этот отрывок из Тита о еврейских баснях неоднократно цитируется отцами Церкви. Мы исследуем употребление Оригеном термина «еврейские басни». Мы кратко разберем здесь и другие уничижительные примеры употребления слова «миф» в Новом Завете, хотя и без определения «еврейский». В другом пастырском послании мы слышим предостережение против τος δ βεβλους κα γραδεις μθους, «негодных же и бабьих мифов», которых следует «избегать» (1 Тим. 4:7). В настоящем исследовании я хотел бы сосредоточиться на использовании Оригеном слова «миф» в его Гомилиях на книгу Бытия и в других текстах и сравнить те места, где толкованиям дается уничижительная оценка­ как «мифам», с теми же местами в Бытии Рабба. Наше исследование будет проходить на двух уровнях. Первый уровень — это предполагаемое содержание еврейского «мифа», — то, что Ориген не готов принимать и, следовательно, называет «мифом». Во-вторых, я бы хотел очень кратко призвать к переоценке функции и статуса библейских историй в целом в еврейских и христианских традициях. В 2 Пет. 1:16, книге, на которую одним из первых ссылается сам Ориген (Grant 1963, 228), автор утверждает, что источником повествования о силе Иисуса являются «не хитросплетенные басни» (NEB — σεσοφισμνοις μθοις), а его собственное свидетельство очевидца. В этом коротком­ вступительном отрывке мы упомянули три из пяти вариантов употребления слова «миф» в Новом Завете, все они встречаются в поздних отрывках (т.е. Тит. 1:14; 1 Тим. 4:7; 2 Пет. 1:16). Добавим еще одно словоупотребление из 2-го пастырского послания Тимофею, которое противопоставляет mythos и alethos: κα π μν τς ληθεας τν κον ποστρψουσιν π δ τος μθους κτραπσονται, «вместо того чтобы прислушаться к истине, люди обратятся к мифу» (2 Тим. 4:4).

http://bogoslov.ru/article/6168970

Из зала: — Ого!.. Да, именно! Поразмышляйте над этим. Это так. Невозможно называть пропаганду искусством, нужно разделять это в сердце, это, безусловно, разные вещи. Если я делаю что-то ради правды, в которую верю, а не для того, чтобы кого-то переубедить, то я предоставляю свидетельство, которым делюсь с другим человеком. А если я вдалбливаю ему в мозги, что он должен быть добродетельным и верить в спасение, то я — плохой катехизатор. Из этого искусство не возникнет — возникнет сакро-китч. И у нас очень много сакро-китча во всех вероисповеданиях, к сожалению. Это слабость сегодняшней культуры веры. «Наилучший из миров» Итак, сейчас я быстренько расскажу вам кое-что, может, пошире заявленной темы, потому что мне хотелось бы пробудить в вас чувство, которое у христиан в последнее время как бы слегка угасло. Чувствуя, сколько зла мы натворили в истории, мы забыли о некоторых неопровержимых фактах. Христианство создало самую лучшую цивилизацию, которая была когда-либо в истории. И независимо от наших великих грехов мы создали нечто, чего никогда не было ранее. Раньше люди голодали, люди уничтожали друг друга, люди жили в скотских условиях, и только с XIX века целый цикл развития, который начался с евангелизации Европы, привёл к этому необыкновенному миру, о котором Лейбниц богословски сказал «наилучший из миров», а Вольтер над этим издевался. Теперь Вольтер победил, а мы не видим, что создали при этом исключительно глубокие ценности, которые выросли из христианства: права человека, понятия равенства, братства. Всё это христианские идеалы! Свобода — это то, что предложило христианство. Ни одна другая цивилизация о свободе не говорила. Несколько дней назад я спорил об этом на польском телевидении, как раз после визита Патриарха, и кто-то мне сказал: «Верно, но вы, христиане, не учитываете вклада евреев и мусульман в формирование Европы». Конечно же, учитываем, но не преувеличиваем пропорции этого вклада. Евреи внесли огромный вклад, но в первую очередь в лице еврейской составляющей христианства, потому что мы не на Агаде и не на Каббале построили Европу (хотя я и очень уважаю эти книги).

http://pravmir.ru/svidetelstvo-pravdy-ks...

Народ полюбил Закон. Но эта влюбленность оказалась как раз неуместной, запоздалой. Если ребенок начинает капризничать у самых дверей школы, до которой он был долго и небеспроблемно веден педагогом, если он не отпускает сего «провожатого», не желает оказаться один на один с учителем, то он рискует остаться неучем. Всем нам знакомы детские слезы на пороге школы, когда родители уходят, оставляя малыша наедине с учителями. Если эти слезы воспринять слишком всерьез, если уступить минутному детскому капризу, то мы лишь повредим ребенку, лишим его будущего. Бывает также, что рассказы «дядьки» отличаются от тех азов «научности», которые преподаются в школе. И тогда тоже в ребенке может возникнуть конфликт, и не исключено, что он просто отвергнет рассказ мало знакомого ему учителя, предпочтя остаться при россказнях любимого им педагога. Педагог сам признается: пора оставить меня, не все рассказанное мною нужно понимать буквально: И дах им заповеди не добры ( Иез. 20, 25 ; слав. перевод) 17 . Но влюбленный ребенок стоит на своем и запрещает исправлять даже очевидные помарки и опечатки в хранимых «педагогических» записках. В общем, однажды бунт Израиля против воли Бога оказался успешным. Так неожиданно и так разительно разошлись замыслы Бога и Израиля, что тот не поверил, что воля Бога может быть такой . И с тех пор уже много столетий иудеи говорят: «Последователи Иешу были людьми не искушенными в законе, а потому легковерными и падкими на чудеса. Ведь с точки зрения иудаизма мессия не обязан обладать сверхестественными способностями. Он должен происходить из царской династии Давида и принести еврейскому народу освобождение от чужеземного ига. Вовсе не дело мессии заботиться о спасении душ своей паствы» 18 . «Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что он Будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли ( Пс. 71:8 ). У Иешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них… А в Агаде говорится: «Скажут мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «да погубит его нашествие саранчи».

http://azbyka.ru/tajna-izrailya

«Видя, что приговор над ним скреплен печатью Всевышнего, очертил вокруг себя Моисей тесный круг и, стоя на середине его, воззвал к Господу, говоря: Владыка мира! Я не тронусь отсюда, пока ты не отменишь приговора Твоего! Возложил на себя Моисей вретище и облекся во вретище, в пепел вывалянное, и дотоль возносил моления и мольбы свои к Господу, пока небо, и земля, и весь строй мироздания не пошатнулись при мысли: не пришло ли Господу желание мир заново перестроить? Нет, – прозвучал Глас Небесный, – еще не явилось желание у Всевышнего мир перестроить, но – в Его руке душа всего живущего. Что в этот час сделал Господь? Провозгласил у каждых ворот каждого из семи небес, чтобы не восприяли молитвы Моисея и не возносили её пред Ним, потому что приговор над Моисеем уже скреплен Печатью Всевышнего. Когда же голос молитвы Моисеевой усилился и стал достигать всё большей высоты, призвал Господь Ангелов Служения и сказал: «Наискорей сойдите и замкните все врата Небесные» с. 89]. В Агаде описывается, что, не смогши изменить Божие определение, Моисей умоляет Бога оставить его хотя бы как зверя полевого, питающегося на полях Ханаанских, или как птицу, летающую над её просторами, или пусть хотя бы кости его, как кости Иосифа, будут внесены туда. Но Бог неумолим. Ни живой, ни мертвый, ни как зверь, ни как птица Моисей не войдет в Землю, к которой он привел свой народ. Не знавшая никаких преград волна жизни Моисеевой разбилась о камень скалы. Моисей еще крепок. Ему сто двадцать лет, но жизненные силы не истощены. Моисею было сто двадцать лет... но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась ( Втор. 34:7 ). Это не дряхлый старик с угасающей жизнью. Он жив, может и хочет жить. Св. Григорий Нисский : «Время не причинило вреда его красоте, не омрачило сияния его глаз ( Втор. 34:7 ), не ослабило благодать, озаряющую его лицо. Он всегда был таким, как и прежде, и при всех естественных изменениях его красота оставалась неизменной» Жизнь Моисея Законодателя, Повествование, п. 76]. Крепость сил делала невозможность войти в Ханаанскую землю особо горькой, но непритупленная острота зрения позволяет ему увидеть вожделенную цель своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В Агаде противоположные стремления правды и милости хотя бы отделены от Бога и персонифицированы в ангелах. Но в протестантской схоластике они сражаются между собой в Отце. В-третьих, если юридически мыслящие богословы так озабочены сохранением «справедливости», то разве можно назвать «справедливой» казнь Безвинного? И разве согласуется с откровением «Бог есть любовь» такой стиль мысли? Представьте, что мне досадили некоторые люди, я совершенно справедливо рассердился на этих… в общем, грешников. Но затем я решил все-таки их простить. Я решил изменить свое отношение к ним и не гневаться за их безобразия и их недостойные поступки по отношению ко мне, а сказать, что я более не буду поминать им былого. И вот для того, чтобы засвидетельствовать им свое прощение, я беру своего сына, убиваю его, а затем посылаю моим обидчикам телеграмму: вот, я на вас больше не сержусь, потому что убил своего любимого сына. Сумасшедшая картина? Но разве не так рисуют своим слушателям Бога и голгофские события протестантские проповедники? Средневеково-схоластические способы объяснения Евангелия, уже оставленные католическими богословами, сегодня популяризируют ультрасовременные протестантские глашатаи: «Божия праведность требует справедливого наказания за все преступления грешника. Отпустить виновного на свободу, согласно библейскому понятию права, – есть преступление против справедливости… Примирение стало основанием для оправдания. Приняв примирительную жертву Иисуса, Бог может, наконец, сделать то, что давно желал сделать – помиловать грешника. Теперь у Него есть юридически законное право объявить грешника праведным. Жертва Иисуса удовлетворяет Божье требование святости и праведности. На основании заместительной жертвы Иисуса Бог в небесном судебном зале провозгласил человечество оправданным, помилованным, прощенным и восстановленным. Оправдание – это судебный акт, совершенный на небесах на основании примирения… Грех осужден, и святой Божий гнев по поводу греха умиротворен», – пишет один из лидеров «харизматического движения» швед Ульф Экман 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Изложенное в Библии событие опьянения Ноя является не просто эпизодом из его личной жизни. История Ноя глубоко символична и поучительна, она вскрывает последствия действия алкоголя на человека во все времена. В единую семью после потопных людей вино внесло разлад, проклятие, способствовало возникновению и развитию в человеке различных отрицательных черт характера: отсутствие сыновней любви, стыдливости, недостатка целомудрия и чистоты, развивало злословие. Хам увидел ту самую наготу, которую мучительно ощутили и наши прародители в раю тотчас после вкушения запрещенного плода. ( Быт.3:7 ). Впервые прозвучало страшное слово проклятия отца потомков своего сына. Опьянение Ноя внесло дисгармонию в мир, благословенный после очищения его волнами потопа. Вино и в наши дни вносит разногласия и ссоры в среду людей. Драматический вопрос всех времен о взаимоотношении отцов и детей, впервые поставленный в первой книге Библии, является актуальным и по сей день. Само имя Хам стало нарицательным, а производное от него существительное «хамство» сохранилось в жизни людей до нашего времени и очень часто является следствием выпитого вина. Так, вино при первом же своем употреблении, еще на заре человечества, показало подлинную свою противобожескую, разрушительную силу. Это настораживает сознание христианина, заставляет его быть предельно осмотрительным, чтобы в вине не утопить свою нравственную свободу, не потерять духовную чистоту. Примечание: Глубоко поучительна сохранившаяся в еврейском Талмуде (точнее в «Агаде» среди притч и сказаний учителей (таннаев) следующая легенда: «Посадил Ной первую виноградную лозу. Сатана пришел и спрашивает: – Что будет из этой посадки? – Виноградник, – отвечает Ной. – Не желаешь ли взять меня в компаньоны? Ной согласился. Что же сделал сатана? Привел к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью, и заколов их, поочередно полил виноградник их кровью. Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно те же природные свойства всех названных тварей: вначале он кроток как овечка, затем становится отважным, как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи, подобно свинье. («Агада» стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Это был бог утреннего солнца, милостивый, исцеляющий, прощающий, но, вместе с тем, он назывался воином Энлиля и был богом войны и охоты. Иной характер носила третья форма Солнечного божества Нергал (сумерийское имя; первоначально, может быть, Эн-уру-гал, «владыка обширного жилища»), центром культа его была Кута. Он олицетворял разрушительную силу солнечного жара, был богом войны, чумы, смерти и преисподней («обширного жилища»). Богом палящего солнца и, преимущественно, огня был Гирру иди Гибиль, «первородный сын Ану», освещавший тьму и исцелявший человечество от ран, – наносимых духами тьмы, от колдовства и волхований. Самостоятельной женской богиней пантеона была Истар (Иштар имя семитическое, этимология сомнительна), объединившая в себе многих древних сумерийских богинь, каковы Нина, Иннина, Анунит и др., а потому в разных местностях носившая различный характер. В Эрехе она считалась дочерью Ану, богиней вечерней звезды – Венеры, покровительницей чувственности; культ ее сопровождался развратными обрядами и оргиями. В Агаде она была богиней утренней звезды... Как планета Венера, она, естественно, была дочерью бога неба, но в то же время, имела отношение и к луне, а потому считалась иногда дочерью Сина и, как богиня яркой и заметной планеты, называлась царицей неба, водительницей звезд – воинств небесных, а затем богиней войны и охоты. В то же время, как богиня любви и женского плодородия, она была и покровительницей материнства, помощницей в родах, виновницей человеческого бытия (отсюда ее эпитет: «горшечница» и изображения с младенцем на руках). Как богиня плодородия, она ежегодно любит юного бога растительности и весны Таммуза (имя сумерийское), Думузи, который ежегодно умирает после кратковременного пышного расцвета, под разрушительным действием летних жаров. Истар оплакивает его и сходит в преисподнюю его разыскивать. Это представление имело чрезвычайное распространение во всем древен-восточном мире, в Вавилонии, кроме того, оно отразилось и на, изложении политических событии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

А в этом культе, в Ассирии в особенности существовало верование, что сила побеждающего царства зависит от силы богов их, которые одолевают богов побежденных 1214 . Он приводит в пример побежденных городов и их побежденных богов взятие и разорение Емафа, Арпада, Сепарваима и Самарии. Емаф, или по Еврейски Хамат, в Ассирийской транскрипции Менана (см. Annales des rois d’Assyrië Inscript. de Sargon; p. 205) Кхамат, лежал на p. Оронте. В надписи Саргона говорится о насильственном переселении жителей этого города. Арпад лежал близь Емафа, что можно заключить из того, что он и пророком Исаией, и у Иеремии ( Иер. 49:23 ) упомянут вместе с Емафом. Комментарий на Исаию Спб. Дух. Ак., указывая, что Хамат вероятно соответствует нынешнему городу Хама, лежащему на половине пути течения Оронта от Баальбека (в Целе Сирии) до устья его, говорит между прочим об Арпаде, что этот последний город лежал на том месте, где ныне существуют развалины, носящие имя Тель-Арфада 1215 , Сепарваим, по указанию того же комментария и других авторов 1216 , один из древнейших городов мира, в котором якобы, по допотному сказанию, записанному у Бероза 1217 , сокрыты были Ноем-Ксисутрусом 1218 еще до потопа записи о допотопном мире. Одна половина этого города (имя его имеет форму двойственного числа), отделенная от другой каналом Агаде, или Аккад, как читал покойный Джордж Смитт, – была посвящена солнцу, Шамашу, божеству мужеского рода; а другая половина города посвящена была женской форме солнца, под именем Аннунит 1219 . Поэтому и Бероз и некоторые другие писатели называли Сеперваим Гелиополисом. Сепар или Сиппара, Ассир. Циппар, превращается, как указывает Сэр Генрих Роулинсон (X прил. к I кн. Геродота), постепенно в Сивра и позже в Сура. Ныне живущие в Вавилонии Арабы называют реку Евфрат Сура. Сэр Генрих Роулинсон упоминает еще, что близь развалин древнего двойного города Сиппары лежало позднейшее поселение с несколько измененным именем древнего города; комментарий же Спб. Дух. Акад. указывает, что развалины, носящие имя Сифейра, лежат ныне на берегу одного канала, проведенного из Евфрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Время происхождения Синедриона прямо указывается только в Талмуде. По его сообщению правительственную коллегию, власть которой наследовал после пленный Иерусалимский Синедрион, учредил Моисей во время странствования по пустыне. Когда народ стал высказывать неудовольствие, что у него нет мясной пищи, то Моисей, удрученный ропотом, воззвал к Богу: «я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня″. В ответ на это Господь сказал Моисею: «Собери Мне 70 мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою. Я сойду и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил″. Моисей исполнил это повеление, собрал 70 старейшин и поставил их перед скинией. И сошел Господь в облаке, и говорил с ними, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам 17 . По Талмуду это и есть торжественное учреждение Синедриона самим Богом 18 . С этого времени, по мнению раввинов, Синедрион существовал непрерывно. Так, по таргумам, он отправлял свои обязанности при Иисусе Навине, судьях и царях 19 . Саул даже сам был председателем Синедриона, а его сын Ионафан, вице-председателем 20 . В агаде о Шамире Синедрион восстанавливает в царском достоинстве Соломона. 21 Не прекращал он своего существования и за весь период разделения царств, 22 и даже в плену Вавилонском, 23 когда, по мнению таргумиста, даже сам Иегова нисходил в Синедрион. После плена Ездра дал ему правильную организацию и сам был его председателем. 24 Талмуду следуют и многие из древних ученых, как Сельден, Карпцов, Бюхер, Отто и др 25 . Сущность их взглядов можно представить в следующем виде. Семьдесят человек, которые вместе с Иаковом переселились в Египет, 26 естественно, сделались главами происшедших от них поколений; они решали спорные дела между евреями; они же, вероятно, и были теми надзирателями, от которых египтяне, приставники фараона, требовали отчета о ежедневных трудах евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010