В отличие от др. светских праздников К. д. имели частное значение и праздновались только в кругу лиц, имеющих отношение к ордену. Литургический аспект К. д. заключался в посещении кавалерами ордена богослужения в придворной или орденской церкви. Торжественное богослужение, непосредственно относящееся к К. д., включало Божественную литургию и молебен, в отдельных случаях ограничивалось только молебном, к-рый мог совершаться и в дворцовых помещениях. Светская часть мероприятий К. д. состояла из процессии с участием императора, имп. приема, трапезы. Кроме знаков ордена кавалеры в К. д. могли надевать также орденское одеяние - орденские статуты предписывают делать это в К. д. орденов св. ап. Андрея Первозванного, блгв. кн. Александра Невского, св. Анны и вмц. Екатерины. Празднование К. д. отменено с упразднением всех орденов Российской империи декретом 16 (29) декабря 1917 г. Лит.: Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статутов. СПб., 1891; Кузнецов А. А. Ордена и медали России. М., 1985; Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991; Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 г. СПб., 1993; Агеева О. Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой//ОИ. 2006. 2 (март-апр.). С. 11-26. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/text/1319746.html

Вера Агеева, инструктор организации российских юных разведчиков: Существует проб?лема «подросток и любая система, с которой он сталкивается, — семья, школа, Церковь». Для подростка любая система подразумевает ограничение его свободы, поэтому он воспринимает ее агрессивно. Здесь важна роль как родителей, так и священника, который должен быть и лидером, и другом. Также важно и окружение подростка, поскольку в этом возрасте ему иногда хочется делать все наперекор авторитетам. Поэтому нужно создавать в лоне Церкви православные организации, которые могли бы давать подростку соответствующее окружение, чтобы он видел, что православие — это не только то, что ему сверху предлагается родителями, взрослыми, священниками, но и то, что является естественным образом жизни его сверстников. Таким организациям нужна помощь и со стороны Церкви, и со стороны родителей. Алексей Шестаков, руководитель православного Молодежного центра в городе Нижний Новгород: Кто из нас может сказать, что знает современного подростка? Как мы разговариваем с ними: на равных или с патерналистской позиции— «Сейчас я научу тебя жизни!»? Я стараюсь проповедовать среди подростков и в школе, и на улице. Конечно, вопросов у меня возникает больше, чем ответов. Подросток ценит честного, умного человека, который готов признаться в том, что чего-то не знает. В разговоре с подростком необходимо выйти на определенный уровень сердечности, сохраняя при этом собственную идентичность, в том числе и христианскую, но ни в коем случае нельзя занимать позицию — сейчас я в два счета научу тебя, как жить и верить. При этом надо задаваться вопросом: какую веру мы им передаем? Имеем ли мы сами реальный опыт встречи с Христом, о чем мы можем рассказать горячо, ярко и современно? Имеет ли наша проповедь, наше понимание православия и церковности, нравственного и святоотеческого наследия практическую ценность для подростка? Церковь для подростков: что делать? Иерей Димитрий Симонов: Из своего подросткового опыта я помню, что мне необходимо было общение с единоверцами. Мне повезло с классным руководителем — мы с ним вместе даже ходили в воскресную школу для взрослых. Это был ценный опыт, но мне хотелось молодежной среды, и я ее нашел сначала в клубе «Чайка», а затем в своей молодежной общине, где стал алтарником. Поэтому, став священником, я на своем приходе создал подобную молодежную общину.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/75...

науч. конф. Екат., 1999. С. 114-116; Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екат., 2000; Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения: Мат-лы науч. конф. Пермь, 2001; Чагин Г. Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии: Избр. тр. Пермь, 2002; Религия в истории г. Перми (до 1917 г.): Мат-лы ист. слушаний, посвящ. 280-летию г. Перми. Пермь, 2003; Баргтейл А. История еврейской общины Перми. Пермь, 20042; Религиозные организации и верующие Прикамья в годы Великой Отеч. войны: Мат-лы науч.-практ. конф. Пермь, 2005; Агеева Е. А. Старообрядческий епископ Геннадий: Между властью духовной и светской//ВЦИ. 2007. 4(8). С. 189-213; Горюнов Д. В. Прогноз и эволюция неопротестантских объединений в Пермском регионе//Будущее религии: из настоящего в грядущее: Сб. мат-лов круглого стола. Н. Новг., 2008. С. 57-61; он же. «Нетрадиционные» религии Пермского края: общая характеристика//Религия и право. М., 2009. 4. С. 32-35; он же. Новые религии Пермского края (тенденции развития)//Проблемы рос. самосознания. Религ., нравственные и правовые аспекты культуры: Тр. науч.-практ. конф. М.; Пермь, 2012. Ч. 2. С. 102-106; он же. Эволюция и адаптация новых религ. организаций в Пермском регионе//Проблемы гражданского единства рос. нации: Мат-лы к Межрегион. науч.-практ. конф.-диалогу. Пермь, 2016. С. 215-221; он же. Новые религии в пространстве г. Перми//Совр. город: власть, управление, экономика. Пермь, 2018. Т. 1. С. 181-189; Традиционные религии Прикамья. Пермь, 20093; Народы Пермского края: Истоки. Становление. Развитие. Пермь, 2010; Религиозный атлас Пермского края. Пермь, 2010; Глушаев А. Л. Антирелигиозная кампания 1954 г.: мобилизационные практики и повседневность//Вестн. Пермского ун-та. Сер.: История. 2011. 2(16). С. 120-129; он же. «Без проповедников, в углу бараков…»: протестантские «барачные общины» в Пермском Прикамье 1940-1950-х гг.//Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. Т. 30. 3/4. С. 257-283; он же. Спецпоселенцы и религ.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Устоять и победить! Отклик на доклад Института экономических стратегий РАН и Клуба православных предпринимателей по вопросам преображения России 20.04.2011 851 Время на чтение 8 минут Членам Спасо-Преображенской общины и всем патриотам, кто горячо любит Россию и желает ее возрождения От редакции. Доклад Клуба православных предпринимателей «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы» получил неоднозначный отклик, но, вместе с тем, по нашему мнению, заслуживает конструктивного обсуждения, попытку чего и делает протоиерей Александр Половинкин, чей отклик на доклад мы и представляем. Введение В праздник Благовещения Богородицы вышел важнейший документ России - доклад о стратегии нашего дальнейшего развития. Он содержит видение ключевых проблем России, духовно-нравственных основ предстоящих системных перемен и возможностей развития. Доклад представляет собой обобщение комплекса материалов, подготовленных экспертным сообществом Клуба православных предпринимателей. В докладе учтены основные программные документы законодательных и исполнительных органов РФ, позиция Русской Православной Церкви в отношении курса модернизации страны, опубликованные материалы РАН по социально-экономическому и научно-техническому развитию России; результаты отраслевых исследований, прогнозные материалы Института экономических стратегий РАН, Международной академии исследований будущего, ООН и других международных и российских организаций. Доклад подготовлен под руководством А.И. Агеева - Генерального директора указанного института и руководителя Клуба православных предпринимателей. Цель доклада - стимулировать обсуждение духовно-нравственных основ предстоящих перемен, выработка стратегических инициатив для развития страны. Краткое изложение доклада в его электронной версии: «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы» . Каждое положение и предложение в докладе имеет подробные пояснения авторов, с которыми можно ознакомиться на сайтах www/kpp-russia.ru и www.inesnet.ru.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/21/...

Село Кузьминки находилось на территории современной Липецкой области, недалеко от Липецка. Ныне село Ленино в Липецкой области, фактически вошло в состав Липецка. Монашеское имя деда Дугина Ивана Ануфриева. Воронежская старина. Вып. 8. Воронеж, 1909. С. 287. Палея Толковая. М., 2002. С. 13. Там же. С. 57. Там же. С. 120. Город Сокольск вошел в черту современного Липецка. В настоящее время территория города Таврова и его верфей вошла в состав Воронежа Змаевич Матвей Христофорович (Матия Крстов) – черногорец, участник Гангутского сражения, сподвижник Петра I. Полное собрание законов Российской империи. Т. 8. С. 301–302. Ныне село Колыбельское в Липецкой области. В 1729 г. он находился при гетмане Данииле Апостоле, в конце 1730 расследовал донос на Апостола, а в 1734 г. в связи со смертью гетмана получил вновь указ ехать на Украину. ПСЗ. Т. 8. С. 284–285. 5567. Агеева О. Г. Императрица Всероссийская Анна Иоанновна. М., 2015. С. 41–41. ПСЗ. Т. 8. С. T. 8. С. 465–466. 5761. Курукин И. В., Никулина Е. А.Повседневная жизнь Тайной канцелярии. М., 2008. С. 50, 63. «Доношения» священника Саввы Дугина   1 1728 г. (в составе документа 1731 г., июля 10 и позднее).– Справки из бывшего Преображенского приказа и Московской адмиралтейской канторы о «доношении» С. И. Дугина на управителя Липских заводов стольника С. Я. Коровина и сокольского поповского старосту священника церкви в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Никиту Комягина   (Л. 167). По справке в бывшем Преображенском приказе. В прошлом 728-м году июня в 17 день во оной приказ прислан из Воронежской губернской канцелярии при отписке Сокольского уезду села Кузминки покровской поп Сава Дугин, да Липских заводов управитель стольник Степан Коровин, да города Сокольска церковной поповской староста церкви Казанские Богородицы поп Никита Комягин. А при той отписке доношение вышеписанного попа Дугина за ево рукою. А в отписке написано. Оное-де доношение на Воронеж в губернской канцелярии получено июня 1-го дня того ж году. Подписано к подаче в оною канцелярию о государственных нужных и важных делах. А в том доношении написано. Майя-де 25-го дня того ж году был он, Сава, в Липской завоцкой канторе и уведомился от мастеровых людей и от прочих об оном Коровине, что он касается блаженные и вечнодостойные памяти его императорского величества интересу множество. И не токмо интересу, но не какое действо чинит. И ныне чинит ко измене, также и к руганию на его императорское величество и к трате российскому войску и кораблям, и о истреблении заводов и мастеровых людей, также и богохулении и чина священнического и смертноубивстве, и протчих важных дел, в чем он ясно докажет. И он же знает, что вышеписанной церковной староста Комякин утаил у себя многое число зборные казны.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

XIX в., «Сщмч. протопоп Аввакум и другие старообрядческие святые» кон. XIX в. (происходит из семьи егорьевских купцов Кутаковых), предположительно Молдавскую икону Божией Матери кон. XIX - нач. XX в. (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 162-163, 166, 170. Кат. 112, 113, 116, 120). Гусляки изготовляли также настенные листы, стилистика к-рых близка к иконной (Русский рисованный лубок кон. XVIII - нач. ХХ в.: Из собр. ГИМ. М., 1992. С. 34-36). Известно загарское литье (иногда называемое гуслицким), развивавшееся в 9 селениях Новинской вол. Богородского у. (волость не входила в Г.) и отличавшееся невысоким качеством изделий. Попытки отливать образа предпринимались и в Г.- в Костине, Анциферове, но эти образа не пользовались спросом, как «слеповатые». Е. А. Агеева, Э. П. И. Православные и единоверческие храмы в Г. По данным летописи Воскресенской ц. в Ильинском Погосте, с нач. XVII в. в селе существовал деревянный Ильинский храм, многократно перестраивавшийся и сгоревший в ночь на 21 сент. 1857 г. В 1852 г. за ветхостью в селе был упразднен древний Никольский деревянный зимний храм. С XVII в. известен Благовещенский храм в с. Хотеичи, сгоревший в 1811 г., к 1823 г. на его месте была воздвигнута существующая ныне Троицкая ц. В 1822 г. в с. Гуслица было начато строительство обширного каменного храма в честь Воскресения Христова. Церковь, вмещавшая 2 тыс. молящихся, была освящена 21 сент. 1840 г. Московским митр. св. Филаретом (Дроздовым) , в 1857 г. к ней была пристроена колокольня. Возведение монументального Воскресенского храма преследовало цель борьбы со старообрядчеством в Г. Этой же цели служило учреждение в 1858 г. Гуслицкого муж. мон-ря в честь Преображения Господня. Однако значительных результатов эти меры не принесли. По данным летописи Воскресенского храма, число старообрядцев в Ильинском Погосте в 3 раза превышало численность православных, последние, по словам священника, к церковной службе были «холодны вовсе» ( Артёмова.

http://pravenc.ru/text/168422.html

М., 2008; Махрова А. Г., Нефедова Т. Г., Трейвиш А. И. Московская обл. сегодня и завтра: Тенденции и перспективы пространственного развития. М., 2008; Татары Подмосковья. М., 2009; Беляков А. В. Чингисиды в России XV-XVII вв.: Просопографическое исслед. Рязань, 2011; Садур В. Г. Тюрки, татары, мусульмане: (Статьи, очерки, эссе). М., 2012; Валиуллин Я. Ф. У времени на виду: Мусульм. страницы Звенигородского края. М., 2014; История Московской обл.: 85 лет. М., 2014; Асадуллин Ф. А. Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы. М., 2015; Баутдинов Г. А. Первый мулла//Мещёра-край: Альм. по истории и культуре Мещёрского края. М., 2015. [Вып. 5.] С. 148-153; Рахимзянов Б. Р. Москва и татарский мир. СПб., 2016; Ситнов В. Ф. Вохна древлеправославная: Краеведческие мат-лы к истории бытования старообрядчества на Павловопосадской земле. Павловский Посад, 2016; Ислам в Московском регионе: Доклады межрегиональной конф. Орехово-Зуево, 25 мая 2017 г. М., 2017. Е. А. Агеева, Г. А. Баутдинов,О. А. Лиценбергер, В. Г. Пидгайко Архитектурное наследие 2-я пол. XIV - 1-я пол. XV в. Активное храмовое строительство началось на территории Московского княжества не ранее сер. XIV в. Во 2-й пол. XIV в. в Подмосковье были основаны монастыри: Троице-Сергиев (1345 - первый скит), Владычный (1360-1362) и Высоцкий (1374) в Серпухове, Николо-Угрешский (1380-1381), Николо-Пешношский (1361), Саввин Сторожевский (1378 или 1398). В нач. XV в. по заказу можайского кн. Андрея Димитриевича были основаны Лужецкий (1408) прп. Ферапонтом Белозерским и Колоцкий (1413) мон-ри. Единственный, целиком сохранившийся от XIV в. каменный храм - ц. свт. Николая Чудотворца в с. Каменском Наро-Фоминского района (2-я пол. XIV в., возможно, заказ вел. князя). Бесстолпный одноглавый кубообразный храм с 3-лопастной апсидой сложен из грубых квадров белого камня и прост по архитектуре. Украшением фасадов служит юж. килевидный перспективный портал. Стройный барабан главы со щелевидными окнами опирается на мощные угловые пилоны, между которыми словно зажато небольшое крестообразное пространство интерьера.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

1961); еп. Алипий (Хотовицкий; 14 авг.- 14 нояб. 1961); еп. Полтавский и Кременчугский Феодосий (Процюк ; 19 июля - 8 окт. 1965, в. у.); еп., затем архиеп., позднее митр. Симферопольский Леонтий (Гудимов ; 8 окт. 1965 - 7 окт. 1967; 31 мая 1973 - 19 февр. 1990, в. у.); еп. Симферопольский и Крымский Антоний (Вакарик ; 7 окт. 1967 - 31 мая 1973, в. у.); архиеп. Варлаам (Ильющенко ; 20 июля - 17 сент. 1990; в. у. Днепропетровской епархией 19 февр.- 19 июля 1990 в сане архиеп. Симферопольского и Крымского); митр. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак ; 20 сент.- 2 дек. 1990, в. у.); еп. Глеб (Савин ; 24 нояб. 1990 - 16 сент. 1992); еп. Кронид (Мищенко ; 19 сент. 1992 - 6 сент. 1993); митр. Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин ; 7 сент.- 19 окт. 1993, в. у.); митр. Ириней (Середний; с 19 окт. 1993 в сане архиепископа, с 19 июня 2002 в сане митрополита). Монастыри Действующие Самарский Пустынный Свято-Николаевский (муж., близ Новомосковска, основан во 2-й пол. XVI в., в 1791 приписан к архиерейскому дому, упразднен в 1928, возобновлен в 1995); днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери (жен., основан в 1866 как община, с 1877 мон-рь, закрыт в 1925, действовал в 1943-1959, возобновлен в 1997); марьевский во имя св. Иосифа Обручника (жен., в с. Марьевка Магдалиновского р-на, основан в 1873 как община, с 1886 мон-рь, закрыт в 1927, действовал в 1943-1960, восстановлен в 1998); Знаменский (жен., в с. Вербовском Васильковского р-на, учрежден в 1903 как община, с 1906 мон-рь, закрыт в 1927, в 1995 возрожден). Упраздненные, действовавшие на территории современной Д. и П. е. Кохановский Самарский во имя Св. Троицы (муж., близ с. Кохановка Павлоградского у., основан в 1885, в 20-х гг. XX в. упразднен); Светловская община во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова (жен., в с. Ивановка Павлоградского у., основана в 1897, закрыта в 20-х гг. XX в.). Е. А. Агеева, митр. Ириней (Середний) Другие конфессии, существующие на территории Днепропетровской обл. Заселение Днепропетровщины людьми разных национальностей и разного вероисповедания, а также активное распространение в посл. десятилетие ХХ в. на территории республик бывш. СССР многочисленных новых религ. образований сформировали сложную конфессиональную ситуацию в регионе. По данным обл. Совета по делам религий, в 2006 г. в Днепропетровской обл. действовали 469 зарегистрированных религ. орг-ций, принадлежавших к 43 конфессиям, с численностью верующих ок. 1 млн. чел., в т. ч. Украинская Православная Церковь - 528 тыс. верующих, Украинская православная церковь «Киевского патриархата» (филаретовский раскол) - 119 тыс., Украинская автокефальная православная церковь - 8 тыс., Украинская греко-католическая Церковь (см. Униаты ) - 7 тыс., евангельские христиане- баптисты - 98 тыс., христиане веры евангельской ( пятидесятники ) - 60 тыс., адвентисты седьмого дня - 47 тыс., мусульмане - 5 тыс., иудеи - 23 тыс., представители др. верований - ок. 105 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Первая деревянная Знаменская церковь сгорела 3 июля 1673 от молнии. Разрешение на построение новой деревянной церкви вместо сгоревшей последовало при первом Вятском Епископе Александре с выдачей храмозданной грамоты от 26 декабря 1674 года. В 1769 году по разрешению Преосвященного Варфоломея вместо ветхой старой церкви построена каменная церковь. В центре села высилось здание церкви, с высокой колокольни которой были видны необъятные леса. Троицкая церковь, построенная силами прихожан с 1769 по 1775 год, действовала до 1936 года. В конце XIX века это было волостное захолустное село. Оно делилось на три улицы: Верхний Конец, Нижний Конец и Мильонную улицу. В Нижнем Конце большими домами были почтовая станция Ашихмина, волостное правление. В Верхнем Конце были расположены бакалейная лавка купца Городилова, пивная, дома священников. А на Мильонной улице стоял кабак, здесь были магазины и пекарня Турсенева. В Нижнем Конце в здании почтовой станции в 1905 году была расположена библиотека. Храмы Слободского района. Краеведческие заметки/сост. О. В. Шкляева, Л. В. Агеева. - 2-е изд. Слободской, 2008, с. 8. Троицкая церковь каменная, построена в 1769 г. расстоянием от г. Вятки в 60 верстах, от уездного города в 40 верстах. Приписные церкви: кладбищенская Лазаревская, деревянная, построена в 1855 г., и в деревне Казани Казанско–Богородицкая, деревянная, построена в 1902 г. Молитвенный дом в деревне Мяконькой, деревянный, часовни деревянные в деревнях Усолье, Малоподгородской построена в 1883 году и Нижне-Самарской построена в 1891 г. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, квартиры для причта казенные. Земли усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 66 десятин; пахотной землею духовенство не пользуется, а пользуется только сенокосной в количестве 12 десятин. Братский денежный доход: священнику 536 руб. 13 коп., диакону 357 руб. 32 коп., псаломщику 178 руб. 71 коп. Руги собирают на причт до 180 пудов ржи 200 пудов овса. Прихожан православных русских 3226 муж. пола и 3434 жен. пола, старообрядцев 156 муж. пола и 192 жен. пола. Приход состоит из 124 селений расстоянием от 1 до 21 версты.

http://sobory.ru/article/?object=20491

А. В. Саввин Старообрядчество В А. о. зарегистрированы община Русской православной старообрядческой Церкви (старообрядцев Белокриницкой иерархии ) при храме Рождества Пресв. Богородицы в Астрахани и 1 община беспоповцев , признающих брак, в к-рую входят даниловцы и поморцы, община беспоповцев имеет молельный дом в Астрахани. Родоначальником староверия в Астраханском крае считают сосланного в Астрахань в 1653 г. костромского протопопа Даниила, единомышленника Аввакума . С 1683 г. в Н. Поволжье начали селиться бежавшие из Москвы стрельцы. В XVIII в. число старообрядцев и сектантов в крае росло, поскольку в эти труднодоступные и малонаселенные места, прозванные Разгуляем, ссылались или уезжали сами все несогласные с установлениями центральной власти. Об этом свидетельствует весьма значительное число уклонявшихся от исповеди в 1717-1722 гг.: в Астрахани - 2324 чел., в городах Астраханской епархии - 11 345 чел. По сообщениям епархиальных миссионеров, в XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Астрахани, где существовала община Белокриницкой иерархии (попечителями моленной много лет состояли купцы Шульгины) и беспоповщинские сообщества - безбрачников и сторонников брака, в Астраханском и Красноярском уездах, среди населения к-рых преобладали староверы, в Черноярском и Енотаевском уездах проживало примерно равное число староверов и сектантов. Все названные старообрядческие согласия были представлены и в ХХ в. Е. А. Агеева Католическая Церковь В Астрахани действует незарегистрированная община Русской Православной Церкви за границей, появившаяся после 1992 г. В 1995-1996 гг. священнослужители РПЦЗ совершали требы и богослужения не только в Астрахани, но и в области, с 1997 г. их деятельность ограничивается совершением богослужений в городской квартире в Астрахани. На территории А. о. имеет 1 общину, зарегистрированную 27 дек. 1991 г., и благотворительное отд-ние «Каритас-Астрахань». Первый католич. костел появился в Астрахани в авг. 1721 г., в 1760 г. вместо него построили каменный костел в честь Успения Божией Матери (в это время в Астрахани было ок. 400 католиков). В 1936 г. костел был закрыт, в советское время использовался как склад, возвращен католикам в 1991 г.

http://pravenc.ru/text/76738.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010