Не «чело» и не «век» И все же – что все-таки значит слово человек? Не скрою, по этому поводу существует несколько точек зрения, однако мне ближе та, что высказана А.С. Шишковым, возводящим его этимологию непосредственно к понятию слово: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно), что таким образом подчеркивается главное отличие людей как существ словесных, мыслящих словами, от всего живого, сотворенного Богом. Эту же мысль находим мы и в письме ученого схиигумена Парфения (Агеева) к М.П. Погодину, датированном 8 апреля 1869 года: «А от чего произошли слова: словянин, словяне и человек? Это все произошло от слова: словесный, потому что все животные безсловесные. Еще не более 500 лет писали: «словек», и не более 250 лет писали: «чловек»; это видно в требнике Петра Могилы. А потом начали произносить: «человек». Вот и в известном «Полном славянорусском словаре» протоиерея Григория Дьяченко читаем: «Самое славянорусское название «человек», по исследованию профессора Казанской Духовной Академии А. Некрасова (в «Православном Собеседнике»), образовалось из «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, – следовательно, – указывает на дар слова как на отличительную способность человека». Эта мысль блестяще развита у Шишкова: «Бог сотворил человека бедным, слабым, но дал ему дар слова: тогда нагота его покрылась великолепными одеждами; бедность его превратилась в обладание всеми сокровищами земными; слабость его облеклась в броню силы и твердости. Все ему покорилось; он повелевает всеми животными, борется с ветром, спорит с огнем, разверзает каменные недра гор, наводняет сушу, осушает глубину. Таков есть дар слова или то, что разумеем мы под именем языка и словесности. Если бы Творец во гневе своем отнял от нас его, тогда бы все исчезло, общежитие, науки, художества, и человек, лишась величия своего и славы, сделалось бы самое несчастное и беднейшее животное». Да, все мы обретаемся в стихии Слова, или Логоса, если называть по-гречески. И даже когда подолгу молчим, не перестаем мыслить, а это происходит – пусть незаметно для нас самих – лишь посредством слова. И не только те из нас, кто привычно эти слова произносят, но даже и лишенные этой способности, орфоэпии, кого называют немыми. Ведь это для них бежит строчка на экране телевизора и так замечательно трудятся сурдопереводчики, а еще не первый век оттискиваются особым образом книги. А как замечательна эта их способность читать по чужим губам.

http://pravoslavie.ru/37370.html

Выше мы уже отметили, что источниками для составления всех жизнеописаний послужили данные, находящиеся в архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне: монахологии (регистрационные книги монахов), дневники и записные книжки, письма насельников, официальная документация и др. Кроме того, была использована информация из уже изданных книг насельников нашего монастыря: иеросхимонаха Сергия (Веснина), игумена Парфения (Агеева) , схимонаха Селевкия (Трофимова), архимандрита Михаила (Козлова), иеросхимонаха Арсения (Минина) , схимонаха Денасия (Юшкова) и др., которые и сами оказались достойными данного издания. Также в книгу вошел ряд материалов из периодических изданий русских афонских обителей: Пантелеимоновской – «Душеполезный собеседник», Андреевской – «Наставление и утешение святой веры христианской», Ильинской – «Нравственно-аскетические издания». Широко использовалась уже существующая литература по Афону: очерки, исследования и литературные произведения разных авторов. Мы хорошо представляем себе, что предложенный труд далек от литературного совершенства, но все равно желаем предложить его на суд читателей, уверенные в том, что о монахах должны писать в первую очередь монахи. Именно монахи могут передать ту изюминку монашеской жизни, которая открывает в жизнеописании подвижника главную мысль – действие благодати Божией. Ученый интересуется фактами, журналист – эффектами и идеями, а монах видит прежде всего действие Святого Духа, а это главное в жизнеописании подвижника. И методы у них разные: если ученые используют метод критического анализа фактов, то монах, описывающий историю жизни другого монаха, в первую очередь старается показать, как Промысел Божий неотступно действует, влияет на судьбы человеческие, как отеческая любовь и забота Создателя непрерывно направляют и исправляют каждого подвижника на пути ко спасению. Для исполнения этой задачи недостаточно только перечисления следующих друг за другом исторических событий. И даже глубокий анализ этих фактов не приведет нас к заданной цели, если мы не учтем тех событий, которые во время научного исследования мы часто склонны игнорировать и которые мы называем сверхъестественными, чудесными событиями. И действительно, как быть научно корректным и одновременно принимать во внимание недоказуемые естественным образом происшествия в жизни подвижников? Как не смутить академически настроенного читателя, предлагая ему сновидения, видения, прозорливые предсказания и другие подобные явления из жизни подвижника как истинный факт? Как найти золотую середину между научным и метафизическим? Как сделать так, чтобы нас не упрекнули в смешивании предметов знания и веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибыв на Святую Гору Афон, Петр, прежде всего, нашел себе старца-духовника, которому мог всецело довериться с пользой душевной. В то время на Афоне славился жизнью свой подвижнической и опытностью русский иеросхимонах Арсений. Именно к отцу Арсению и привел Господь Петра Агеева. Отец Арсений родился в России на великой русской реке Волге в Нижегородской губернии: «Родившись от православных родителей, в святом крещении был наречен Алексеем. В отрочестве обучен чтению и письму… На 20-м году Алексей оставил дом свой, родителей и пошел странствовать Бога ради по российским монастырям. Придя в общежительную Песношскую пустынь Московской губернии, он решил там остаться, где положил начало монашеской жизни, определившись в число братии… Потом возымел желание идти за границу в молдавские монастыри, которые тогда славились великими старцами и подвижниками. Когда он открыл свое желание духовнику, духовник его благословил, хотя игумен не раз его отговаривал. Однако он отправился в путь. Придя в Киев и поклонившись св. мощам киевских чудотворцев, нашел там себе спутника по имени Никита (он был из Тульской губернии), который до самой смерти, более 40 лет, во всех скорбях, трудах и подвигах был ему соучастник. Взявши благословение от киевских чудотворцев, и помолившись им, отправились оба в путь. Придя в Молдавию и обойдя все молдавские монастыри и скиты, нашли себе духовного отца в Балашевском скиту, находившемся в 4-х часах хотьбы от города Буташани, которому предали себя в полное послушание. Вскоре духовный отец постриг их в монашество и нарек Алексею имя Авель, а спутнику и сотруднику его – имя Никандр. Через некоторое время наставник их, видя великие подвиги и смирение, понудил Авеля принять священство, “яко достойного и в Писании искусного”… Жили они так недолгое время (18 лет), и было обоим откровение от Бога, повелевающее им идти на Святую Афонскую Гору и там продолжить оставшуюся жизнь… В таком пути пробыли они более месяца, когда, наконец, дошли до Святой Горы. И что увидели они там? Жилища монашеские опустели, сады одичали и лесом заросли. Монастыри стоят запертые, а ополчение Царицы Небесной разбежалось по разным странам… Отцы наши взяли в скиту одну келлию и стали там жить: огород возделывали и ложечки делали. Так прожили все смутное время – более четырех лет… Вскоре оба постриглись в великую схиму. Отец Авель был наречен Арсением и принял схиму от одного схимонаха Арсения. Отец Никандр был наречен Николаем, принял схиму от отца Арсения. И стали они жить в скиту Святого Иоанна Предтечи во владениях Иверского монастыря. Когда умножилась братия в скиту… оставили скит и келлию и взяли келлию уединенную, от скита один час ходьбы, на холме, в самой непроходимой пустыни, во имя Святого Иоанна Златоуста » 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

12ж. Рассказы об обращениях из раскола Большое количество книг посвящено автобиографическим описаниям обращения из раскола ( «Опыт обращения из раскола» ). Почти любая из них весьма назидательна и свидетельствует о напряженных внутренних духовных поисках, иногда сопровождавшихся чудесным действием Промысла Божия. Тем не менее, на общем высоком фоне отметим воспоминания архим. Павла Прусского «Из воспоминаний инока Павла (Прусского)» и «Из сызранских воспоминаний игумена Павла» . Кроме того, нельзя не упомянуть совершенно замечательную по своим литературным и церковно-археологическим достоинствам книгу «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле» схиигум. Парфения (Агеева) . В первом томе инок Парфений (так он себя называет) подробно описывает свое пребывание в расколе и вообще состояние поповцев первой половины XIX в., а также причины и обстоятельства выхода из раскола и самого автора, и ряда его друзей и сомолитвенников. Книга написана чрезвычайно умилительно; ее чтение принесет большую пользу не только ради знаний о расколе, но и для собственной души. Драгоценнейшие страницы книги посвящены Афону, его обычаям, монастырям и скитам; афонскому великорусскому и малороссийскому монашеству. Автор оказался на Афоне в момент возвращения Свято-Пантелеимонова монастыря от греков к русским, причем рассказывает об этом событии как свидетель. Будучи горячим любителем богослужения, инок Парфений тщательно указывает его местные особенности в разных странах, где ему приходилось бывать, в том числе в разных местах Афона, Святой Земли и в Константинополе. Из остальных случаев обращения раскольников выделим описанное Н.И. Субботиным «Присоединение к православию раскольничьих епископов и других членов так называемой белокриницкой иерархии» , случившееся в 1865 г. Книга начинается так: «В православной Российской церкви недавно совершилось событие, которое останется памятным в её летописях: из раскольнической мнимой иерархии три епископа, с несколькими другими лицами из того же духовенства, уразумев заблуждения раскола и незаконность носимых ими мнимо-священных званий, изъявили желание присоединиться к церкви православной и принять её на правилах единоверия».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

XIII том: «Летопись чудесных событий в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 г.» XIV том: «Афонское Добротолюбие». XV том: «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах». XVI том: «Духовники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне — отец Агафодор и отец Кирик». XVII том: «Жизнеописание и духовное наследие преподобного Аристоклия (Амвросиева)». XVIII том: «Жизнеописание и духовное наследие схимонаха Леона (Воскресенского)». XIX том: «Жизнеописание и литературное и духовное наследие схимонаха Амвросия (Болотова)». XX том: «Жизнеописание и духовное наследие преподобного Силуана (Антонова) Афонского». XXI–XXV тома будут содержать литературное наследие исторического характера старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, а именно описание Афона, Иерусалима и других святых мест Востока иеросхимонаха Серафима (Веснина), схиигумена Парфения (Агеева), схимонаха Селевкия (Трофимова), схиархимандрита Михаила (Козлова), схиархимандрита Макария (Сушкина), монаха Азария (Попцова), архимандрита Пантелеимона (Сапожникова), иеросхимонаха Парфения (Заблоцкого), иеросхимонаха Мины (Буданова), схимонаха Матфея (Ольшанского), иеросхимонаха Агафодора (Буданова), схимонаха Денасия (Юшкова), иеросхимонаха Владимира (Колесникова), схимонаха Амвросия (Болотова), монаха Мелетия (Фредерикса). Приложение 2 . Фотоальбомы об Афоне, подготовленные Пантелеимоновым монастырем К юбилейным торжествам монастырь выпускает в свет шесть уникальных иллюстрированных изданий о Святой горе: 1. Исторический фотоальбом Святой горы Афон Расположенные в хронологическом порядке исторические фотографии, сканированные из стеклянных негативов из монастырской фотомастерской. 2. Святая гора Афон Восемь сотен фотографий всех обителей Афона. 3. Святыни Святой горы Афон Восемь сотен фотографий с изображением икон, святых мощей и других святынь всего Афона. 4. Природа Святой горы Афон Восемь сотен фотографий с изображением уникальной природы Афона. 5. Русский Афон

http://e-vestnik.ru/church/panteleimonov...

Полного и детального жизнеописания схиигумена Парфения Агеева пока нет. Но оно возможно: он сам оставил о себе многочисленные подробности, книги, труды, публикации, а главное, пробужден сейчас живейший интерес к его внутреннему деланию, благодаря которому и состоялись сии великие творения. Пришло время осмыслить год за годом многотрудную жизнь отца Парфения, его служение во имя Божие, достопамятные достижения его как духовного писателя, полемиста, паломника и строителя. Схиигумен Парфений был выдающимся духовным творцом слова, оставившим нам в назидание свои объемные произведения. Возрастающая тяга к духовным сокровищам Отечества есть признак осознания своего исторического пути. Явление нашего времени есть острое желание насытиться духовными богатствами от течения великой православной реки. В наше время, когда вера колеблется, когда бесконечное количество сект и движений старается восполнить то, что было потеряно с отпадением от Православной Церкви, много людей оживает верой. Оживает и желает знать, прикасаться, преклоняться пред могучей духовной силой и духовным опытом Святой Руси. Поэтому так важно для нас сейчас знать и иметь под рукой наследие наших предков. Митропол ит А нтоний Сурожский в своей проповеди говорил: «Праздник святых – это день, когда мы радостным, ликующим сердцем говорим Богу: Господи, спасибо, что они жили, спасибо, что они явили нам пример того, как можно жить, спасибо, что через столетия до нас дошло животворное их слово!.. Спасибо вам…что вы так услышали глас Господень, так восприняли Его Евангелие, что стоите вы пред нами, как образ подлинного, истинного христианского жития!» 64 . Этими словами хочется выразить отцу Парфению благодарность, за то, что в своих произведениях он показал и явил нам образ служителей Божиих, преподобных, старцев-духовников и постников великих. Показал и описал все, что лицезрел, всю неописуемую Божию красоту, запечатленную в образе всех тех, кто шел «…чтобы принести в мир капельку Божественной любви…» 65 . Сергей Александрович Нилус писал: «Назначение и цель христианского писателя – быть служителем Слова, способствовать раскрытию в Нем заключенной единой истины в ее бесконечно разнообразных проявлениях в земной жизни христианина и тем вести христианскую душу по пути Православия от жизни временной в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Территория монастырского леса над пещерами была приведена в надлежащий порядок, лес обнесен большим тыновым забором. Церковь во имя Казанской Божией Матери была отремонтирована и освящена митрополитом Московским и Коломенским Филаретом 10 сентября 1857 года. Был выстроен деревянный корпус для иноков, ищущих большего уединения. По благословению отца Парфения был написан скитский устав. Та к трудами и молитвами отцов Венедикта (Протопопова) и Парфения (Агеева) было положено начало пещерного скита во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преосвященный Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, писал: «Всякий монастырь на Афоне есть свеща, горящая пред Богом чистейшим пламенем молитвы; а вся гора Афон, со сонмом святых храмов и обителей, являет в себе на земле отражение небесного свода…» 59 . Строитель Парфений (Агеев) принес эту чистейшую пламенную молитву в обитель Берлюковскую, а отцы афонские, прибывшие в Берлюковскую пустынь, неустанным трудом своим это делание продолжили. Пещеры созидались трудами иеросхимонаха Иринарха, иеросхимонаха Порфирия, схимонахов Николая-слепца, Арсения, Варлаама, Сосипатра, игумена Ионы, иеромонахов Вонифатия, Адриана, Феодорита, иеродиакона Савватия. Середина XIX века – время наибольшего расцвета пустыни, состоявшей в духовном общении со Святой Горой Афонской, монастырями Святой Земли, Соловецкой обителью и Киево-Печерской Успенской Лаврой. В 1863 году, при настоятеле иеромонахе Иосифе (Иванове), в Берлюковских пещерах заложили храм во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Об этом чуть подробнее. Московский купец Никита Васильевич Щенников, приехав в Берлюки к настоятелю отцу Иосифу и испросив аудиенции, рассказал, что в сновидении ему являлся Иоанн Предтеча и повелел устроить в нижней пещерной часовне Церковь во имя его. Этот недолгий разговор не имел практического продолжения, но когда Никита Васильевич приехал к настоятелю во второй раз и рассказал, что сон повторился, сомнения в том, что это знак Божий, отпали. А уже повествуя о третьем сновидении, купец Щенников привез огромное по тем временам пожертвование – 3000 рублей серебром на строительство пещерного храма и 1000 рублей серебром на иконостас. Результатом этой встречи стало прошение иеромонаха Иосифа к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету Дроздову .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

15 Антоний (Святогорец), иеромонах. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. М., 2001. 16 Андрей (Ковалевский), протоиерей. Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Святой Горе Афонской Пантелеимонова монастыря, и его присный ученик игумен Макарий. М., 2006. 18 Андрей (Ковалевский), протоиерей. Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Святой Горе Афонской Пантелеимонова монастыря, и его присный ученик игумен Макарий. М., 2006. 36 Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. 4-е изд. М., 1892. Слово 1, 7. 64 Сказание о жизни и о подвигах в бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в Енисейской губернии, в пределах города Ачинска. 6-е изд. Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. М., 1886. 71 Громыко М. М. Святой праведный Феодор Кузьмич – Александр I Благословенный. Исследование и материалы к житию. М., 2007. 74 Григорьев А. А. Парадоксы органической критики//Григорьев А. А. Эстетика и критика. М., 1980. 81 Из письма Дружинина А. В. к Тургеневу И. С. от 19 сентября 1858 года//Тургенев и круг «Современника»: Неизданные материалы. 1847–1861 годы. М.; Л., 1930. С. 215–218. 84 Книга о Промысле Божием, как он чрез православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами, бывшего инока Горы Афонской, а ныне Николаевской Берлюковской пустыни строителя Иеромонаха Парфения. М., 1857. 88 Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. 4-е изд. М.,1892. Слово особенное к пастырю. 9, 1. 91 Сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. М., 1863. 96 Семь писем митрополита Филарета к отцу Парфению, игумену Спасо-Преображенского монастыря//Душеполезное чтение. 1868. Ч. 2. 6. 98 Шевелкин Иван. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь и соседствующие с ним раскольники. Путевой очерк//Душеполезное чтение. 1864. 3. 110 Старшов Е. В. Об участии игумена Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря Парфения в постройке Зуевского Богородицерождественского храма. Доклад на церковно-научной конференции «Строитель спасения. К 130-летию схиигумена Парфения Агеева ». М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

380 Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991, с. 82; Верещагин Е. М. Вновь найденное... с. 28–33. 381 Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы Римского, как отражение политических концепций... с. 14–20; Уханова Е. В. Культ св. Климента, папы Римского, в истории Византийской и Древнерусской церкви... с. 548–567. 385 Приселков М. Д., Фасмер М. Отрывки В. Н. Бенешевича по истории русской церкви XIV века (Посвящается В. Н. Бенешевичу)//Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. СПб, 1916. Т. XXI, кн. 1, с. 53. 386 [Иеросхимомонах Сергий (Симеон Веснин)]. Письма святогорца к друзьям своим о святой горе Афонской. М., 1895. Ч. I–III (продолжающаяся пагинация во всех трех частях), с. 86–87. 387 Сказание о странствовании и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле постриженника Святой горы Афонской инока Парфения [Петра Агеева]. Ч. I–IV. М., 1856. Ч. IV, с. 145. 390 См.: Ф. Б. Успенский. К истории культа мощей в средневековой Скандинавии (некоторые аспекты канонизации Олава Святого)//Славяно-германские исследования. М., 2000, т. 2; он же. Скандинавы – Варяги – Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002, с. 169–244. 391 См.: Den norsk-isländska skaldedigtningen/Reviderad av E. A. Kock. Lund, 1946. Bd. I, S. 152–153, строфа 5; ср. комментарий в кн.: Magemy H. Glaelognskvida av Toraren Lovtunge. Bidrag til nordisk filologi XII. Oslo, 1948, S. 23–24, прим. 68. He исключено, что Снорри Стурлусон привносит в рассказ о первых десятилетиях почитания мощей св. Олава некоторую долю художественного вымысла. Однако само существование скальдических стихов, датируемых приблизительно 1035 г., несомненно доказывает реальность культа нетленных мощей св. Олава. Более того, детальный рассказ Снорри, составленный в первой половине XIII в., отчетливо демонстрирует актуальность признака нетленности и в эту эпоху. 392 Ср.: Hoffmann Е. Die heilige Könige bei den Angelsachsen und den skandinavischen Völkem. Quelle und Forschungen zur Geschichte Schleswig-Holsteins. Bd. 69. Neumönster, 1975, S. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А вот мнение, которое, к слову, довелось как-то встретить у Святых Отцов, показалось и впрямь занимательным. Оно заключается в том, что отрицать совершенно очевидную внешнюю схожесть человека с высшими приматами неверно. Однако, выводы, которые при этом делаются, не имеют ничего общего с дарвинизмом. Обезьяны, полагают они, возможно, тупиковая ветвь древних людей, до такой степени погрязших во всевозможных страшных грехах, что неизбежно привело их к этой пугающей мутации. А что, в этом есть резон: как глянешь иной раз на манеры какого-нибудь самодостаточного (слово-то какое!) индивида, всерьёз полагающего себя хозяином жизни, у которого «всё схвачено», — ну, просто осталось сделать пару-другую коротеньких перебежек по направлению к давно заждавшейся его, призывно покачивающейся лиане… А теперь прошу вашего сугубого внимания. Итак, в азербайджанском человек, как вы теперь знаете, — это адом. Но и мужчина. В английском и немецком — man — то же самое. Похожая ситуация, некий мужской шовинизм, присутствует во многих иных языках. И только в русском человек — это и мужчина и женщина. Интересно, не правда ли? Ответ, как мне кажется, кроется в тексте Священного Писания: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:27-28 ). Мы услышали это откровение? Человек — это и мужчина и женщина. Этой сокровенной тайной владеет Библия, а ещё — святой великорусский язык, сохранивший, в отличие от всех иных, Божественное Откровение без каких-либо искажений… Отчего-то вспомнилась беседа героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в частности, слова Разумихина, сказанные им другу, Родиону Раскольникову: «Вот тут два с лишком листа немецкого текста, — по-моему, глупейшего шарлатанства: одним словом, рассматривается, человек ли женщина или не человек ? Ну и, разумеется, торжественно доказывается, что человек». «Над небом голубым...» Не знаю, был ли знаком Николай Васильевич Гоголь с откровениями А.С. Шишкова и схиигумена Парфения (Агеева), но как проникновенны его слова из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе нематериальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придёт в порядок и земное гражданство».

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010