Известен случай, когда блаженная Ксения заботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца. Приходит она как-то к своей давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот, ты тут сидишь, да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева весьма смущенно восприняла эту нелепицу, однако послушалась блаженной и пошла. На одной из улиц Васильевского острова, у самого кладбища, она увидела толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто эта женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев во всем случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика себе и, несмотря на усиленные старания найти отца, должна была в конечном счете усыновить младенца. Она взяла его в свой дом, бывший дом блаженной, и воспитала по всей строгости христианской жизни. Этот приемный сын до глубокой старости содержал и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына. Ксения всегда принимала участие в устроении жизни благочестивых христиан. Она часто бывала в семье Голубевых, состоявшей из матери-вдовы и ее семнадцатилетней дочери. Блаженная Ксения очень любила эту девушку за ее кроткий, тихий нрав и доброе сердце. Однажды она неожиданно появилась в дверях их дома как раз в тот момент, когда мать и дочь в столовой готовили кофе. Обращаясь к дочери, Ксения сказала: «Эх, красавица, ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорей туда!» Девушка была весьма смущена услышанным. «Как так?! — возразила она. — У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж, да еще жену хоронит?» Услышав все эти возражения, Ксения стала сердито настаивать: «Иди!» На кладбище мать с дочерью увидели похоронную процессию. Хоронили молодую жену одного доктора, скончавшуюся при родах. Молодой вдовец все время безутешно рыдал, а увидев могильный холм над прахом супруги, лишился чувств и свалился на руки едва успевшим подбежать Голубевым. Когда он пришел к себя, мать и дочь как могли старались утешить несчастного. Так состоялось их знакомство. Через некоторое время оно возобновилось, а год спустя молодой человек сделал дочери Голубевой предложение. Брак их оказался счастливым. Быть может, не без молитвенного заступления блаженной прозорливицы прожили они долгую тихую и благочестивую жизнь и, умирая, заповедали чтить память ее и следить за ее могилкой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Отлучить или прославить. Часть V. Византийская параскевастика В продолжение цикла статей о религиозной жизни в армии портал " Богослов.Ru " публикует статью, посвященную применяемой в Византийской империи параскевастике — разделу военных искусств, отвечающему за поддержание боеспособности воинов и подготовку к войне. О том, как тесно христианство и язычество могут переплетаться накануне решающих сражений в стане христианской армии, повествует постоянный автор портала И. Петровский. Статья I Крылатое выражение римского историка Корнелия Непота (94-24 до Р.Х.) «si vis pacem, para bellum» давно уже стало афоризмом . Помимо широкой известности, эта фраза отображает и весьма любопытные социально-исторические перемены в жизни древнего общества. Данный афоризм мог появиться только в лоне достаточно развитой политической культуры. Эволюция конфликта, от примитивных бытовых стычек с соседним стойбищем до походов на огромные расстояния во имя стратегических интересов, привела к пониманию того, что мир и война — это не случайности, а настоящее искусство. Чем более сложной становилась внешняя политика государства, тем больше усилий требовалось для поддержания его мирного существования. Привычный статус-кво, когда общество либо воюет, либо живет мирной жизнью, изменился. Появляется новое состояние: мир и война одновременно. В наше время эта идея стала столь популярной, что легла в основу французской концепции «Вооруженного мира» ( Paix armée), английской консервативной доктрины «К миру через силу» (Peace through strength) и даже принципа «Pax Americana» времен холодной войны. Развитие данной идеи в древнем обществе также имело существенные следствия. Воин постепенно начинает выделяться из среды хлебороба, пастуха или охотника, а война становится настоящей наукой. В греко-римском мире, со свойственным ему академизмом, к ней подошли обстоятельно. Появляется целая литература, связанная с военным искусством: тактика , стратегикон , полиоркетика и, конечно же, искусство искусств, параскевастика .

http://bogoslov.ru/article/4501812

Так как эти постройки были крайне тесны и не могли в своих стенах вместить первых насельниц обители, то многие из молодых сестер, особенно из ближайших селений, проводя скудную жизнь в обители, на ночлег уходили в ближайшее селение Пайгарму. Как проходила жизнь этих пустынножительниц. Сколько тревог, волнений и лишений выпало на их долю, об этом и говорить не следует; достаточно представить себе, как эти слабые, беззащитные женщины, поселившись в глухой, пустынной местности, где, по общему убеждению, бродили целые шайки людей подозрительных и злых, должны были снискивать себе скудное пропитание, никем и ничем не защищенные ни от злых людей, ни даже от хищных зверей; чего, чего ни пришлось передумать, перечувствовать этим беззащитным женщинам! Нельзя не благоговеть, не преклоняться пред энергией этих кротких и благочестивых женщин. Видно, что живая, сердечная вера и твердая надежда на Бога всецело владели их душами и руководили их жизнью, и потому они не знали препятствий, не видели врагов, помня слова Свящ. Писания: «Господь – защититель живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое» ( Пс.26:1–3 ). И надежда на Бога, одушевлявшая и укреплявшая первых строительниц новой обители, не была тщетною. Видимо Господь помогал подвижницам, и св. покровительница сего места, мученица Параскева, очевидно, не оставляла их своим молитвенным предстательством пред Богом, являя иногда свое участие и покровительство в сонных видениях некоторым из них. Такого именно видения удостоилась инокиня Анисия, помощница начальницы, в тяжелые минуты ее раздумья и решимости даже оставить новую обитель в виду ее неустройства и крайней скудости жизни в ней, с намерением вернуться в прежнюю свою, вполне благоустроенную Керенскую обитель. Когда Анисия томилась раздумьем, ей во сне явилась св. Параскева и показала Анисии много благоустроенных на горе келлий (в том именно месте, где ныне находится здание с келлиями для инокинь) и, между прочим, обширную трапезную комнату, в которой за большим столом, по обе его стороны, сидели монашествующие сестры, а на переднем конце стола сидела женщина необычайной красоты, в голубом одеянии, которая, вставши с своего места, подошла к Анисии и сказала: «нет вам доли уходить отсюда, я – ваша Покровительница».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По воспоминаниям А.К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 г. встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР. Сразу же внимание его было обращено к храму святой Параскевы. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать храм и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII в, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведённое Барановским, дали неожиданные результаты. Храм совсем не был похож на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., во времена написания «Слова о полку Игореве». Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943-1955 г.г. Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали храм святой Параскевы. В 1955-1962 г.г. продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счёт фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения - одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 г., по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 г., храм был открыт как музей.

http://sobory.ru/article/?object=01657

В ответ на ее слова проконсул велит разорвать на ней одежду и бить ее воловьими жилами. Молча переносит мученица страшные удары. Уязвленный любовью к ней проконсул, не теряя надежды добиться согласия стать его женой, прекращает истязание и снова убеждает стать спутницей его жизни. Но Параскева не удостоила его ответа: она уже всё сказала ему. Одержимость темной страстью быстро вылилась в проконсуле в жесточайшую ненависть к девушке, в нем закипел гнев... «Мне ли ты не отвечаешь, злая христианка», – закричал он. Параскева в ответ плюет ему в лицо. Не на него плюет, а на его предложение, на искушение бесовское. Этим поступком она пресекла возможность дальнейших его разговоров. И она достигла цели: рассвирепевший проконсул велел ее повесить и строгать тело ее железными когтями... Еле дышащую страдалицу снимают и относят в темницу, где является ей Христос. Вскоре подвергли ее новому жестокому допросу, и проконсул в бессильной злобе, видя невозможность победить мученицу, велел усечь ей голову мечом. Так отошла мчц. Параскева ко Господу победительницей и предстоит ныне в обителях радости молящейся о всех, почитающих распятого и воскресшего Спасителя мира. Подобными исповедниками и мучениками освещен в двадцатом столетии небосклон нашей страдалицы Руси – России Православной. Ими-то и определяется жизнь Христовой Церкви на земле. Аминь. Неделя 24-я по Пятидесятнице «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя»... «Не бойся, только веруй». Что означает слово «вера»? На этот вопрос отвечает нам ап. Павел: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». О вере поучает нас сегодняшнее Евангельское чтение. К Спасителю подошел начальник еврейской синагоги Иаир. Убитый скорбью о предсмертном состоянии любимой дочери он пал к стопам Иисуса и просил войти в его дом – исцелить на смертном одре лежащую. Спаситель знал, что больная должна умереть до Его вхождения в дом Иаира. И вот что для укрепления веры Иаира творит Божия Премудрость. Многочисленный народ сопровождал Иисуса. Все знали, что Спаситель направляется в дом начальника синагоги; каждый желал видеть новое чудо. Народ теснил Его. В этой массе народа была женщина, страдавшая 12 лет неизлечимым недугом. Не смея ни остановить Спасителя, ни вслух просить Его о помощи, она помыслила в себе, что для исцеления достаточно лишь прикоснуться края одежды Божественного Учителя. И что же? Прикоснулась – и тотчас ощутила исцеление от болезни. Никто, даже ученики не заметили совершившегося чуда – это и было желание больной женщины. В простоте сердца она думала утаиться от Самого Спасителя. Но слава Божия не должна остаться в тайне. Нужно было и окружающему народу указать пример – как легко получить помощь от Всевышнего и вместе с тем подкрепить Иаира против ожидавшего его искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Ины стихиры на стиховне, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Приидите, православных соборы,/и лики составим в память преподобныя Параскевы,/та бо мирская оставльши, Евангельский слышавши глас,/и, вземши крест Христов, истинно последова Емуже/и уневестися, Христу,/и с мудрыми девами вниде во Небесный чертог,/моли о творящих память твою. Стих: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Безплотных житие в телеси вещнем имела еси,/преподобных житию поревновала еси,/родительную любовь преобидила еси, Божественней любве приобщися,/Евангельским велением последовала еси/и в дом безстрастия достигла еси,/моли о творящих память твою. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Чином постническим последова усердно,/и преподобным сожительница была еси,/удалившася мира и мирских,/и обогатися Божественными деяньми,/апостольскому учению последовавши,/и Христу приведеся невеста,/Небесною красотою украшенна,/моли о творящих память Твою. Слава, глас 6: Одесную Спаса предста,/дево преподобная Параскево,/одеяна добротою пощения/и преукрашена елеем чистоты,/и вопиющи к Христу в радости, свещу держащи:/во благоухание мира Твоего текох, Христе Боже,/яко уязвихся Твоею любовию аз,/не отлучи мене Чертога Твоего, Женише Небесный,/тоя молитвами и нас, Всесильне, спаси милостию Твоею. И ныне, Богородичен. Тропарь, глас 4: Пустынное и безмолвное житие возлюбивши,/и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши,/и Того благое иго во юности твоей вземши,/Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися,/постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями/углие страстей угасила еси, достославная Параскево:/и ныне в Небеснем чертозе/с мудрыми девами предстоящи Христу,/моли о нас почитающих честную память твою. Слава, и ныне, Богородичен: Еже от века утаенное: НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святыя дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Жениха возлюбивши, Творца и Бога,/жениха же тленнаго оставила еси, честная Параскево,/и, радующися, претерпела еси постныя подвиги:/темже и, венцы носящи, к Божественному чертогу возшла еси,/испрошающи всем грехов оставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Правильно, в язычестве сжигали человека, но чтобы проводить его в последний путь. Могилу и путь покрывали еловыми ветками. Почему именно еловыми, потому что ель имеет сакральный смысл, она забирает негативную энергию. То есть, человека когда хоронили, покрывали еловыми ветками, чтобы всю плохую энергетику ель забрала с собой, позже ее жгли. До сих пор мы хороним на кладбище человека как? Покрываем еловыми ветками, и весь путь тоже еловыми ветками, согласны? Это принесло языческий обряд, магия, обряд – как хотите, назовите. Дальше следующий факт. Параскева Пятница кто такая? Покровительница женщин, отмечают день именно пятницы, Макошь. Богиня Макошь – богиня судьбы, которая именно покровительница женщин, тоже пятница. Но Пятница тоже покровительница женщин, потому что в пятницу у женщины был как бы выходной-не выходной, женщина отдыхала, она не пряла, и по сей день считается, прочитайте: Параскева Пятница – покровительница рукоделия. Потому в этот день женщина не должна была прясти даже по церковному, это состыковка также. И православие, и язычество оно сплетено. Есть такой же еще святой Власий. Велес, потому что Велес покровительствует домашнему скоту. Ну никак не мог даже человек, который перешел в другую веру, отказаться от того, чтобы обращаться к своим старым богам, и ничего не пришлось православию, как просто взять их к себе. Макошь – Параскева Пятница, Власий – Велес. Так же и праздники. Ну не было в Православии масленицы, потому что это комоедица – чисто языческие обрядовые действия. До сих пор сжигаем куклу Мары в честь того, что темные боги перешли, начали властвовать светлые боги. До сих пор мы это делаем. Троица. Тоже мы украшаем березовыми ветками, это делалось раньше на Русальей неделе, потому что что такое береза? Как мы говорим, у нас в России женщину олицетворяет именно русская берёза. Страна как береза, именно береза, потому что сакральный смысл березы – это женщина. До сих пор почему завязывают веточки на березе женщины, потому что именно береза помогает женщине в ее женской силе, до сих пор ходят завязывать веточку те, кто хотят забеременеть. Мы в бане паримся каким именно веником? Не каким-то другим, а именно березовым.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/publichn...

А тебе Бог сына послал. Брось все, беги на Смоленское кладбище». Параскева Ивановна подумала: «Какой может быть на кладбище сын, там же одни покойники?» Однако она вняла словам блаженной и пошла на кладбище, благо оно было рядом. Еще издали увидала Параскева толпу народа, услыхала крики. Оказалось, кучер-лихач на полном скаку сбил лошадью беременную женщину, которая разродилась мальчиком и тут же от страшного ушиба умерла. Никто не знал, что делать с младенцем. Параскева взяла мальчика к себе и усыновила, так как, несмотря на многие старания, найти отца или других родственников не удалось. Она вырастила мальчика, дала ему прекрасное образование и воспитание. Впоследствии он сделался видным чиновником и до самой смерти берег и покоил свою приемную мать, будучи для нее самым почтительным и горячо любящим сыном. С глубоким благоговением относился он также и к памяти рабы Божией блаженной Ксении, которая так много добра оказала его приемной матери и такое участие приняла в судьбе его, едва родившегося и уже оставшегося полным сиротой ребенка. После этого многие знакомые блаженной обратили внимание, что своими странными речами Ксения предсказывала людям, что с ними произойдет, и указывала при этом, как им надо поступать. В другой раз блаженная Ксения была в гостях у купчихи Крапивиной. Жалея молодую купчиху, столь радушно ее принимавшую, и предвидя близкую смерть последней, Ксения пожелала сказать ей о необходимости должного христианского приготовления к смерти. Посему, уходя, она во всеуслышание сказала между прочим: «Вот, зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Ни Крапивина, ни ее гости не придали какого-либо особого значения словам блаженной, однако в скором времени молодая и цветущая здоровьем Крапивина неожиданно заболела и скоропостижно скончалась. Тут только гости Крапивиной вспомнили слова блаженной: «зелена крапива, но скоро завянет» – и поняли, что этими словами она предсказала близкую кончину Крапивиной. А в 1761 году, перед Рождеством Христовым, она всполошила всю Петербургскую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От якщо люди б так жили, у нас не було б не треба було б зачиняти на на замок, жили б б один одному не робив зла, був би рай на Тому важливо, жити за цим законом. не того, чого ви б не щоб зробили вам. Так вчить Господь наш Христос. Не хочете, щоб вас обманювали, — не обманюйте; не хочете, щоб у вас щось вкрали, — не не хочете, щоб на вас кричали, — не З постарайтеся жити. нехай береже вас Господь!» Е.Ш. Акбулатов Його про продовжують навчання в вузах чого Кирил оглянув та Пресс-служба Московського (Скорочено. Повний текст див. на сайту) Фотоальбоми Первосвятительський до Успенського монастиря, св. Параскеви П " та дитячого в Красноярську Кирил каплицю св. Параскеви П " на та Красноярський дитячий за темою Митрополит взяв участь у у захисту прав — Африка екзарх для з особливостями розвитку У перший притулок для Служба «Милосердя» п " яти роботи проекту особливого дитинства Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] з ключовими словами будинки та притулки –   новини Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирил з ректором О.Г. Кирил з членом Бюро союзу А.Р. Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2464783...

Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь/содела Ангел/преподобным отроком,/халдеи же опаляющее веление Божие мучителя увеща вопити:/благословен еси, Боже отец наших. Исправляющи ты слово Жениха Христа,/Тому невозвратным желанием последовала еси, господоименитая Параскево, вопиющи:/благословен Бог отец наших. Доброты тлеющия, Параскево преподобная, небрегла еси,/смотряющи тамо сущаго воздаяния,/и прияла еси славу нестареющуюся, Божию красоту и веселие. Реки твоих словес медоточных, Параскево,/человеком души веселия Божественнаго исполняеши,/хвалословящим песньми Бога препрославленнаго. Богородичен: На Тебе содеяся великое, Дево Мати, таинство:/Сын Божий из чрева Твоего воплотися и всем явися,/Емуже, веселящеся, поем:/отцев Боже, благословен еси. Ин Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/попраша пламень дерзновенно,/и на росу огнь преложиша, вопиюще:/благословен еси, Господи Боже во веки. Зайде, якоже солнце, преподобная мати,/просвещаеши же чудесы верою теплою и любовию поющих:/благословен Бог отец наших. Исполнишася вся страны твоего благоухания во обретение мощей твоих,/имже верою пети повелеваеши, преподобная:/благословен Бог отец наших. Обретаешися, мати, хромым исправление,/ибо ногою болевый, скакая, вопияше, зовый немолчно:/благословен Бог отец наших. Богородичен: Се, Юже прорече, Дево, Духом Святым великий Исаия,/во чреве Бога заченши, родила еси:/и благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева. Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси/и праведнаго жертву водою попалил еси,/вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети,/Тя превозносим во вся веки. По законе отчи, закон отеческий, всеблаженная, истинно носящи,/демонская лица поплевала еси, Господне воображение благочестно лобызающи,/еже приим в мире, явившася от Девы Отроковицы:/Егоже превозносим во веки. Ум Божествен и Духа Пресвятаго гусль всесочетанна,/славий добропеснивый, верных похвала верховная,/Православия столпе и утверждение мудрое, церковное правило,/монахинь слава и всех преподобных удобрение явилася еси,/поющи Христа во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010