священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Обращение к гадалкам, целителям, экстрасенсам, колдунам есть общение с темной силой, если даже люди это не сознают. Существует множество свидетельств очень печальных последствий такого обращения. Слово Божие предостерегает: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» ( Втор. 18:10–13 ). Недавно мне рассказал близкий мне священник, которого приглашали освящать квартиру люди малоцерковные. У них болел внук, и они обратились к гадалке. Она была у них в доме. Больному лучше не стало. Трудно сказать, какие бы они предприняли шаги, если бы не случилось одно событие. Вскоре был повод сделать семейную фотографию. Когда напечатали, то увидели на снимке среди членов семьи неизвестную им женщину. Они испугались и решили освятить квартиру. Как Церковь относится к «ясновидящей» Ванге? иеромонах Иов (Гумеров) Литература о Ванге довольно обширна. Однако знакомство с многочисленными публикациями удивляет однообразием. Всё сводится в основном к внешним событиям и эмоциональным впечатлениям. Всякая оценка предполагает внимательное и строгое отношение к фактам, насколько они доступны. К сожалению, даже самые подробные книги, написанные племянницей Ванги Красимирой Стояновой, нарочито неполные. «Некоторые случаи так фантастичны и выходят за рамки здравого смысла, что я не осмелилась включить их в книгу» (К. Стоянова. Ванга ясновидящая и исцеляющая, М.,1998, с.9). Но даже, несмотря на такую цензуру, воспоминания племянницы, жившей вместе с Вангой, многое приоткрывают. Родители её – Панде Сурчев и Параскева – были земледельцами. Родилась она в Струмице (Македония). Девочка появилась на свет семимесячной и очень слабой. Согласно местной традиции новорожденному не давали имени, пока не было твердой уверенности, что ребенок будет жить. Поэтому девочка некоторое время оставалась без имени. Выбор имени определял местный народный обычай: выходили на улицу и спрашивали первого встречного. Бабушка новорожденной вышла из дома и от первой повстречавшейся женщины услышала имя Андромаха. Недовольная им, она спросила другую женщину. Та сказала ей – Вангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В доме Григория Т. Сидорова на молебне чувствовал себя свободно, но и там малое преткновение: бес блудный крайне ярился на меня, свирепел, борол изо всех сил. На молебне в минной мастерской противление врага громадное, но наконец благодатию Божиею я одолел, возведши очи в горы, отнюдуже прииде помощь моя [ Пс.120:1 ], громко прокричав молитвы водосвятную и благодарственную. Враг убежал. За всенощною несколько раз чудеса милосердия силы Божией во мне (пред паримиями). Светские люди, или большая часть их, и многие, многие священные, то есть из духовенства, работающие миру и плоти и суете житейской, не испечены на огне искушений, не очищены, не просвещены, не утверждены и потому недостойны Бога, от них же первый я. Ибо грех облагает как чешуею души их, как мрачным облаком проникает их, как смрадный воздух. Но, когда искушения частые и сильные как огнем искусят их, очистят, просветлят, отделят нечистоту греха от души, от всех сил ее и от всех телесных органов, тогда она делается приятною Богу и Господь вселяется в ней, как в Своем доме. Ибо сказано: Мы придем к нему и обитель у него сотворим [ Ин.14:23 ]. Или: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом ... и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель [ 2Кор.6:16–18 ]. Вечер. На вечерней панихиде Параскевы Ал. Семеновой благодатию Божиею я дерзнул и выговорил на окончательном пении ектении весь возглас: Яко Ты ecu воскресение... И как мне было весело, отрадно, что я одолел прелесть вражию! Слава Господу, водерзновившему меня, малодушного и боязливого! Слава Богу! Я видел настоятеля во время всенощной в общении с нами, то есть стоящим в церкви. Пред волей Божией, святой, всеблагой, премудрой, совершенной, животворной, мы, человеки, должны всегда благоговеть и всеми силами стараться ее исполнять и других понуждать и убеждать к исполнению ее. Воля Божия есть освящение ваше... [ 1Фес.4:3 ]. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [ Лев.19:2 ]. То, что не воля Божия, есть беда и гибель. О, высота, высота, на которую возвел и возводит нас, верующих, Господь Иисус Христос Своим вочеловечением! О, блаженство неизреченное, которого удостоит Он любящих Его и исполняющих заповеди Его! О, блаженное бессмертие, о вечное ликование со святыми в облаках небесных, которое многие уже получили, хотя не вполне до общего воскресения, и другие еще ожидают его и вторят ежедневно: Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Да и о.Иоанн откровенно рассказывает о себе самом, что он не дерзал сначала просить непременного исполнения своих молитв. Целую четверть века он молился за просящих без уверенности в исполнении; а предавал после молитвы все в волю Божию. И лишь после известного совета Параскевы Ковригиной увидел новое послушание себе, но и то сначала «тогда я почти испугался: как я могу – думал я – иметь такое дерзновение?» Он и то пугался! А ведь до встречи с Параскевой он уже подвизался не менее 20 лет. И все же не дерзал, пока не увидел особой воли Божией на это дерзновение. А мы, еще младенцы по вере, а по жизни грешники: как же нам дерзать? Поучительный пример смирения нам следует видеть в книге Деяний. «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известным всем... и напал страх на всех их» ( Деян.19:11–17 ). Потому нам нужно «величать имя Господа», с силою проявлявшегося в о.Иоанне; но самим не быть дерзкими. Он достиг этого дара не только за свою веру, но и за святость, да и многолетнюю. А мы?!. В заключении о чудесах последнее слово. Интеллигентные люди, а особенно неверующие, не имеют сил отрицать факты чудес о.Иоанна, но не хотят и принимать их за чудеса. Тогда они начинают объяснять их естественными силами воздействия на больных личности о.Иоанна, его властностью, внушением. И будто бы болезнь или «беснование», – а по их словам «истерия», нервное заболевание, – исчезает. Я не имею никакого желания спорить с такими формами неверия (хотя и мог бы, но не желаю, – ради бесплодности препирательства с этими людьми!). Мы знаем из Евангелия и Деяний, что чудеса были от Христа и апостолов. Были и в наши времена. Нам важнее: как смотрит на такие явление Само Слово Божие? Оно считает и называет их именно чудесами. И нам довольно!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием — из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского — из Русского; или московской школы: «Распятие» работы Дионисия — из Третьяковки, датированное 1500 годом. Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном. В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста? Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря «золотому подножию, к престолу приделанному» (Пар. 9:18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: «и помажь им, — сказал Господь, — жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:26-29). Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24) Креста, «принеся в жертву Себя Самого» (Евр. 7:27) и, таким образом, «сделавшись Первосвященником навек» (Евр. 6:20), утвердил в Своем лице «священство непреходящее» (Евр. 7:24). Так и утверждается в «Православном исповедании Восточных Патриархов»: «На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого» (М., 1900, стр. 38). Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания. — поясняет св. Дмитрий Ростовский.

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

– Разве ты не читаешь Евангелие? Не говорится ли там: «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Мф. 5,41 ). Сказано не о том, кто попросит, а о том, кто принудит. Или: «Отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» ( Лк. 6,29 ). Не надо пытаться составить свое собственное Евангелие. – А если другой хочет меня обворовать? – Правильное чувство – это ощущение вины за то, что ты не заметил нужды ближнего, не дал ему необходимого и тем самым подтолкнул его к воровству. Раньше нужно было бы об этом подумать. Все люди – братья по плоти, а мы, христиане, – братья и по плоти, и по духу. Хорошо ли обижать своего брата? У меня три-четыре квартиры, загородный дом, а у него нет ничего. Это справедливо? Это правильно? Не должен ли я с ним поделиться? Если материальные блага распределяются не по Евангелию, то придет час, когда их распределят с помощью ножа. Потом, конечно, по промыслу Всеблагого Бога, люди снова обратятся к Евангелию. 127 – Геронда, если человек – мошенник или, скажем, лодырь, должен ли я давать ему милостыню? – Заслуживаем ли мы сами тех даров и той милостыни, которую нам посылает Бог ? Нравимся ли мы Богу? Но Бог, несмотря ни на что, дает нам то, в чем мы нуждаемся. А иначе что же выходит, мы должны помогать только тому, кто нам понравится? Что говорит псалом? «Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам». 128 …Скупые люди – это «копилки». Их содержимым воспользуются потом другие. А сами они, по своему неразумию, теряют возможность получить награду за милостыню, оказанную какому-нибудь несчастному. 129 – Геронда, не знаю почему, но я как-то особенно почитаю Святую Параскеву Пятницу. – А я – Святую Варвару. Когда меня забирали в армию, я молился Святой, чтобы она мне помогла не убить на войне ни одного человека. И действительно, меня определили в связисты. Это была редкая должность, и все интересовались, какими знакомствами я воспользовался, чтобы ее получить. Когда я говорил, что у меня нет никаких связей, мне не верили. Наконец говорю: «Да, есть у меня одно знакомство». – «Какое?» – спрашивают. – «Бог». (Старец засмеялся.)

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Господь сказал эти слова и взошел на небо. Святая Фотина также извещена была Христом об ожидающих ее страданиях и немедленно же в сопровождении множества христиан отправилась из Карфагена в Рим. Когда она вошла в Рим, то пришел в движение весь город, и все говорили: «кто сия?» Она же безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем был приведен в Рим и сын ее Фотин, носивший прежде имя Виктора, вместе с Севастианом и взятыми с ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде его явившись к Нерону с сыном своим Иосиею и христианами, пришедшими с нею из Карфагена. Нерон спросил святую: — Для чего вы пришли к нам? — Для того, — ответила Фотина, — чтобы научить тебя чтить Христа. В это время бывшие при императоре сказали ему: — Градоначальник Севастиан и воевода Виктор, которые не веруют в богов, пришли из Атталии. — Пусть приведут их ко мне, — повелел Нерон. И когда они были приведены, то он спросил их: — Правда ли то, что я слышал о вас? — Всё то, что ты слышал о нас, царь, — ответили они, — истинная правда. Тогда Нерон, обратившись к святым женам, спросил их: — Согласны ли вы отречься от Христа вашего или желаете умереть за Него? — О, царь! — отвечали святые жены, обратив взоры свои к небу, — никогда не будет того, чтобы мы отреклись от веры во Христа и от той любви, которую имеем к Нему. — А как ваши имена? — спросил император. — Я, — отвечала святая Фотина, — от Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сёстры же мои называются так: первая, родившаяся после меня, — Анастасией, вторая — Фото, третья — Фотидой, четвертая — Параскевой, а пятая — Кириакией, а имена сыновей моих такие: имя старшего, который Господом моим назван Фотином, — Виктор, младшего же Иосия. — Итак, все ли вы, — сказал на это Нерон, — согласны подвергнуться мучениям и умереть за Назорея Христа? — Все мы, — ответила святая Фотина, — с радостью и веселием готовы умереть за Него и все этого желаем. Тогда Нерон велел железными молотками раздробить им кисти рук. Принесена была наковальня, и нечестивые мучители, положив на нее руки святых, стали бить по ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Среди них были: Мария Магдалина, Мария (мать Иакова и Иосии) и Саломия, мать сынов Заведеевых (апостолов Иакова и Иоанна). Так как была пятница – по-гречески «параскеви,» что значит приготовление, т.е. день перед субботой, а суббота та была «великим днем», так как совпадала с первым днем Пасхи, то, дабы не оставлять на крестах тела распятых, члены синедриона просили Пилата «перебить у них голени» (кость ниже колена). Из всех видов казни распятие на кресте было самым мучительным. Распятые не могли сразу умереть, а много дней мучились, подтягиваясь на пробитых руках и ногах, чтобы вдохнуть воздуха. В конце концов умирали как правило от удушия, не имея больше сил подтягиваться на кресте. Для ускорения смерти распятым перебивали голени. Получив разрешение Пилата, воины перебили голени у разбойников, которые были еще живы. «Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили Ему голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.» Очевидно, что это истечение крови с водой было вызвано лихорадочным состоянием, которое испытывают умирающие через распятие. Тем не менее в этом событии апостол Иоанн видит чудесное явление, подчеркивая, что «видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» ( Иоан. 19:35 ). Чистейшее тело Богочеловека не было подвергнуто закону разложения обыкновенного человеческого тела. С самой минуты смерти оно начало входить в то состояние, которое окончилось Воскресением Его в новом, прославленном, одухотворенном виде. Святые Отцы объясняют, что истечение крови и воды символически означает обновление верующих в таинствах крещения и евхаристии: «Водою мы рождаемся, а кровью и телом питаемся» (Апостол Иоанн напоминает об этом в своем послании: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом ... Три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь» ( 1Иоан. 5:6–8 ). В том, что воины не перебили голеней Иисуса, апостол Иоанн видит исполнение повеления Писания относительно заклания пасхального агнца: «Кость его да не сокрушится» ( Исх. 12:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

44. Мелкая монета. 45. Стефан Яворский (1658-1722) митрополит Рязанский, местоблюститель патриаршего престола, был один из самых видных деятелей Петровского времени; известен как проповедник. С св. Димитрием он познакомился в 1684 г. 46. Вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича, скончавшегося в 1696 году. 47. Празднование в честь Толгской иконы Божьей Матери совершается 8 августа. Толгский монастырь находится в 9 верстах от Ярославля на Волге; основан в 1314 г. Ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном) на месте явления ему иконы. 48. Св. Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах. 49. 22 апреля 1757 г. св. Димитрий причислен к лику святых. По поручению Св. Синода, Арсений, митрополит Ростовский, тогда же написал жизнеописание святого, а служба ему составлена Амвросием, епископом Переяславским, впоследствии архиепископом Московским. 1. Город Синоп — на южном берегу Черного моря. 2. Кончина священномученика Фоки последовала в 117 году. 3. 22 июля празднуется перенесение его честных мощей из Понта в Царьград. 1. Вертоградарь — содержатель сада или огорода, садовник. 2. Сие было около 320 года. 3. Здесь разумеются магометане — турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2.5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую). 8. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (12:41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Будучи после смерти родителей-христиан, воспитавших ее в строгом благочестии, обладательницей значительного богатства, Параскева употребила его не на дорогие наряды, не на удовольствия и роскошную жизнь, а на пропитание голодных, на призрение калек и нищих, на помощь странникам. Она отвергла все предложения сочетаться с ней браком, желая остаться чистой Христовой невестой, отдавая свои силы обращению ко Христу язычников – жителей города, в котором она жила. Успех ее проповеди озлобил многих, и вот – Параскева схвачена и после жестокого избиения ввергнута в темницу. Ее приводят на суд к проконсулу этой области. Никогда не скрывавшая своей веры, открыто выступавшая с проповедью о Христе, Параскева с «подобно солнцу сияющим лицом» явилась на суд. При виде ее проконсул сказал: «Эту девицу оклеветали! Она не может быть ни колдуньей, ни последовательницей какой-то темной секты бунтовщиков». Начинается допрос. На вопросы об имени, родителях, происхождении Параскева отвечает одним словом: «Я христианка». Для нее уже не существует всё то, к чему так привязан мир; для нее важно одно – состояние ее души, призванной к вечной радости со Христом; для нее выше всего принадлежность и верность Христу. И вот, в столкновении с миром – она своим ответом судьям сразу же опрокидывает ценности этого мира: «Христианка». Христос выше всего существующего; всё, что вне Христа – мираж и самообман. Пораженный ответами Параскевы и покоренный ее красотой проконсул, мягко указывая на то, что она нарушает порядок допроса, говорит ей: «Девица, принимая во внимание твои юность и красоту, мы оказываем тебе снисхождение – отвечай нам по существу вопросов». В ответ на это Параскева открывает уста для пламенной проповеди Христианства. Она объясняет, что первое ее имя – христианка – имя вечное, а имя Параскева-Пятница – временное. Поясняет, что благочестивые родители назвали ее так потому, что чтили пятницу как день страданий Христовых. Выслушав ее, проконсул, не вникая в смысл ее слов, плененный красотой ее, предлагает лишь небольшую формальность: принести жертву перед статуей идола, а затем – не дождавшись ее ответа – предлагает стать его женой. Для девушки открывалось завидное будущее: стать женой проконсула! Но Параскева, «имеющая ум Христов», не желает выгод этого блестящего предложения. «Красота тела отцветает» – с землей сравняется, а «красота души вечна»; «меня ты не жалей, а о себе подумай, что себе ты в вечности готовишь», – так ответила Параскева проконсулу, своему судье...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Двадцать восьмой день. Поучение 1-ое. Святая великомученица Параскева. (Утешения для гонимых за правду). I. Святая Параскева (III в.), память коей совершается ныне, была дочь благочестивых родителей, живших в городе Иконии (в Малой Азии). Они умерли, когда Параскева была еще в очень юных годах. Оставшееся после родителей богатое наследство Параскева употребила на дела благотворительности, помогала неимущим и принимала странников. Она старалась также распространять слово Божие среди язычников. В то время император Диоклитиан жестоко преследовал христианство . Сановник императорский, прибыв в Иконию и узнав о том, что Параскева исповедует христианство, заключил ее в темницу, а затем потребовал на суд. Когда святая мужественно отвергла предложение принести жертву идолам и обличила судий, правитель пришел в гнев и приказал предать ее истязаниям. Израненную, еле дышавшую Параскеву бросили в темницу. Но велико было удивление мучителей, когда на другой день, войдя в темницу, они нашли Параскеву спокойно молившеюся, и тело ее не носило следов страданий. Бог исцелил ее по ее молитве. Но правитель подумал иначе. «Видишь», сказал он, «боги наши помиловали тебя и возвратили к жизни; воздай же им благодарность». Святую повели в храм; но едва она вошла, как идолы с шумом упали с своих мест. Озлобленные язычники стали тогда просить правителя наказать Параскеву еще строже, чем накануне, за оскорбление идолов: сжечь ее на медленном огне. «Господи Боже», молилась святая во время мучений, «Ты трем отрокам охладил горячую печь, Ты избавил от огня мученицу Феклу; спаси и меня от рук мучителей моих». Молитва Параскевы была услышана: огонь не сделал ей никакого вреда. Множество язычников, видя это чудо, уверовали в Бога и восклицали: «велик Бог христианский». Волнение в народе испугало правителя и он велел прекратить мучения Параскевы, умертвив ее мечем. Так пострадала за веру Христову св. исповедница. II. Невозможно, братие, исчислить всех гонимых за правду, невозможно заметить все виды злости человеческой, искони изливаемой на праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010