Одиннадцать лет провел Петр в академии. Переступив школьный порог девятилетним мальчиком, он вышел из стен родной академии двадцатилетним юношей. За Валдайскими горами («горе-горы» называли их тогда) начинались болотистые земли. Лошади едва тащились. Колеса вязли в непролазной грязи. Петербург замаячил впереди, и мысли заняли дела предстоящие. Когда императрица выбрала Платона в законоучители к государю наследнику, иеромонах посчитал для себя главной задачей дать церковное воспитание Павлу Петровичу. При дворе (в церковной среде было известно о том) превозносились взгляды Вольтера, Дидро, Д’Аламбера; в присутствии императрицы нередко раздавались не только либеральные, но и кощунственные речи о христианстве и Церкви. И таковое можно было услышать не только при дворе. Вслед за Екатериной II и ее двором потянулись за идеями французских философов и другие русские аристократы. «Раз как-то, – вспоминал писатель Д.И.Фонвизин, близкий друг Н.И.Панина, служивший у него секретарем, – попал я на обед к одному графу, считавшемуся умным просвещенным человеком. Он был уже старых лет и все дозволял себе, потому что ничему не верил. Сей старый грешник отвергал даже бытие Божие. За обедом ему вздумалось открыть свой образ мыслей, или, лучше сказать, свое безбожие, при молодых людях, бывших за столом, и при слугах. Рассуждения его были софистические и безумие явное, но со всем тем поколебали душу мою» 44 . Сам Фонвизин на первых порах увлечен был общим потоком и был не чужд некоторого вольнодумства 45 . Было ясно, на нападки антицерковников необходимо отвечать только укреплением веры. Корень зла гнездился в существовавшем в России воспитании. Одни хранили верность преданиям и правилам старины, другие преклонялись пред блеском чужеземных мыслей. Люди старинных преданий верили – опыт житейский лучше всякого учения, – и большей частью предоставляли своих детей матери-природе. Они жили по пословице: лишь бы здоров был Иванушка да счастлив, а ум будет – всему научится 46 . «Просвещенные» же родители возлагали свои надежды на иноземных учителей. Большинство из них стало приглашать к себе гувернеров, не разбирая ни нравственных их достоинств, ни их познаний. Толпы иноземцев, нисколько не приготовленные к важному делу воспитания, явились на Руси с предложениями своих корыстных услуг, и им-то родители стали вверять будущую надежду отечества. 47

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

3. Канонизация святых и богослужебные тексты В течение десяти лет сонм святых Церкви Русской пополнился новыми именами. К Собору Новомучеников и исповедников Церкви Русской было причислено пятнадцать имен пострадавших в годы гонений: священник Александр Адрианов (+1918), священник Александр Флегинский (+1918), священник Василий Холмогоров (+1938), священник Владимир Пиксанов (+1918), священник Константин Верецкий (+1918), священник Михаил Лисицын (+1918), священник Михаил Троицкий (+1938), священник Николай Чернышев (+1919), священник Павел Дернов и его сыновья Борис, Григорий и Симеон (+1918), монахиня Елена (Коробкова; +1938), Александра Булгакова (+1938), Варвара Чернышева (+1918). К Архиерейскому Собору 2016 года был собран и изучен библиографический материал о жизни и подвиге святительского служения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Большое народное почитание святителя в Болгарии, где прошла вторая половина его жизни, стало основанием для прославления владыки Серафима в лике святых. Святитель Серафим (Соболев) прославлен Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года при участии делегации Болгарского Патриархата. За десять лет к местному почитанию причислено семь святых: преподобная Арсения (Себрякова); преподобные Никита и Феофан, подвижники Рославльских лесов; блаженная Екатерина (Малков-Панина) и блаженный Иоанн Кочетовский. В Православной Церкви Молдовы благословлено местное почитание святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони) и блаженной Агафьи (Маранчук). Обретены мощи следующих угодников Божиих: святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони); священномученика Никодима (Кононова; +1919), епископа Белгородского; священномученика Александра Флегинского (+1918); священномученика Григория Смирнова (+1918); священномученика Николая Чернышева (+1919); священномученика Павла Аношкина (+1918); мученицы Варвары Чернышевой (+1919); преподобноисповедницы Фамари (Марджановой; +1936); преподобного Матфея Яранского (+1927); блаженной Агафьи (Маранчук; +1843); блаженной Екатерины (Малков-Паниной; +1968); блаженного Иоанна Кочетовского (+1886).

http://religare.ru/2_117103.html

Сидоровское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Сидоровское бывшего Нерехтского уезда- одно из наиболее интересных и богатых своими архитектурно-художественными произведениями сёл Костромской губернии. Наиболее ранее упоминание о селе относится к 1-й пол.17 в.,когда оно находилось в вотчине бояр Мстиславских. В 1620-1630-х гг. здесь стояли две деревянные церкви: шатровая Николая Чудотворца с приделом Димитрия Солунского и клетская Афанасия и Кирилла. В 1648 г. Сидоровское от Мстиславских перешло в поместье костромичам М.Е.Кандаурову и К.И.Дурнову. Не позднее нач. 18 в. село стало дворцовым и было одним из центров царского коневодства. Здесь разводили лошадей для царского двора, и потребность в лошадях была огромная, если учесть, например, что для выезда царя на богомолье требовалось 2000 лошадей. В Сидоровском была своя Конюшенная канцелярия, подчинявшаяся Конюшенному приказу в Москве. Природные условия в этом селе с его лугами по Волге были удобны для коневодства. Помимо коневодства жители села занимались рыбной ловлей и платили за это денежный оброк. Здесь была и своя отдельная Рыбная слобода, которая подчинялась также Конюшенному приказу. В 1720 г. было начато строительство каменной церкви. При начале строительства ей дали наименование во имя Смоленской иконы Божией Матери, но в 1724 г. она была переосвящена во имя Николая Чудотворца: " понеже в том селе Сидоровском настоящая церковь издревле была во имя Николая Чудотворца " ... Приделы здесь были: во имя Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла и Димитрия Мироточивого. Очевидно, в 1-й пол. 18 в. была сооружена сохранявшаяся до недавнего времени на центральной площади села кирпичная палатка. Первоначально она, возможно, служила церковной сторожкой, а позднее в ней размещалось волостное правление. Когда в 1767 г. Екатерина Вторая путешествовала по Волге, она дворцовое село Сидоровское пожаловала Владимиру Григорьевичу Орлову, брату знаменитых Григория и Алексея Григорьевичей Орловых, возведших Императрицу на престол. Дочь В.Г.Орлова, Софья Владимировна вышла замуж за Никиту Петровича Панина, и Сидоровское как приданое перешло к нему. Частью деревень у села владел также Григорий Григорьевич Орлов, фаворит Екатерины Второй. Потомкам Орловых село принадлежало вплоть до 1917 года. В 1-й пол.19 в. в Сидоровском была выстроена Успенская часовня, а около сер. 19 в. господский усадебный дом.

http://sobory.ru/article/?object=03096

1860 год выдался нелегким для государя. Александр Николаевич по характеру был добр и мягок, а управление огромной империей вынуждало его постоянно к принятию решений, к выбору, результат коего нес зачастую крушение многих надежд, а иногда случался и жестоким. И потому в ночных молитвах своих царь просил Всевышнего вразумить его и придать ему твердости. Судьба не спрашивает нас, готовы ли мы к несению того или иного бремени, а просто взваливает его на наши плечи — и тащи, покуда достанет сил… Год начался болезнью и кончиною верного помощника генерала Ростовцева, твердою рукою проводящего в главной редакционной комиссии курс на освобождение крестьян с землею. Радости крепостников не было предела. Уступая им, государь поставил на место Ростовцева графа Панина, одного из ярых противников эмансипации. Мало кто знал, что Александр Николаевич при назначении объявил графу свою твердую волю: вести дело в комиссии так, как было при Ростовцеве, и верноподданный граф мгновенно переменил фронт. К счастью, к этому времени в Петербург из длительного плавания вернулся великий князь Константин Николаевич, на которого у государя были определенные виды. В один из майских дней 1860 года в квартиру студента Александра Скабичевского, отсыпавшегося после вчерашней пирушки, вбежал некто странный в серо-зеленом халате и таком же колпаке. Хозяин оторвался от горшка с огуречным рассолом, принесенным сердобольной кухаркой, уставился на нежданного гостя и вдруг посерьезнел, спустил ноги с кровати. Хмель сошел. — Писарев! Ты?! Как же так? - Ты один? — отрывисто бросил гость и сосредоточенно оглядел комнату и крошечную прихожую Скабичевского, давно, впрочем, ему известные.— У тебя никого нет? — Да кто у меня может быть…— растерянно начал Скабичевский, не зная, что делать. Но гость точно был друг Дмитрий, правда, пожелтевший лицом, с неряшливой, клочковатой бородкою, в нелепой одежде и с совершенно дикими глазами. — Стой! — застыл вдруг Писарев. Медленно двинулся к входной двери и распахнул ее. С лестницы потянуло запахом кислых щей,— Они где-то здесь…

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Алексию в 1615 г.; см.: Барсов. 1871. С. 5). С сер. XVI в. насельники конфликтовали с соседними кижскими, а затем и сенногубскими крестьянами из-за земельных угодий. В 1568 г. в К. м. приехали писец и дозорщик А. Лихачёв с подьячим Л. Добрыниным, к-рые, стараясь разрешить конфликт, по царской грамоте отвели обители земли к северу на 5 верст «да до деревни Нятиной губы на 2 версты, предоставив право братии и на рыбную ловлю в Онеге безоброчно» (Там же. С. 8). С 1570 г. К. м. владел починком на р. Яндоме. В 1583 г. царь Иоанн Васильевич пожаловал К. м. земли на р. Роксе в дер. Юхновской в погосте Кижи Шаховской вол. Согласно писцовой книге А. Плещеева 1582/83 г., обители предоставлено «земли около монастыря на пять верст да деревня в Нятиной губе на две версты»; на р. Яндоме имелась монастырская мельница. Тяжбы К. м. с кижскими и сенногубскими крестьянами о землях и рыбных ловлях продолжались и позже, известны случаи нападения на игуменов (Там же. С. 34). В 1624 г. царь Михаил Феодорович пожаловал К. м. право беспошлинной покупки в Новгороде, Ладоге, Вологде, Белоозере, Каргополе, Холмогорах на 150 р. и провозе «хлеба, и соли, и рыбы, и кож, и масла, и на братию и слуг всякаго платья, и обуви». Согласно писцовым книгам Н. Панина и С. Копылова 1628-1629 гг., К. м. владел землями в округе на 5 верст, «да того ж монастыря угодья, рыбных ловел на Клименском острове в Онеге озере, да в леших озерка: в озерке Сусалге, в озерке в Естьнуском, в озерке в Рогмо наволоке, да в Черги», причем ловли не облагались оброком. На Онежском озере К. м. имел монастырский двор. Всего обитель владела 3 деревнями (Конда, Осиповщина и Рокса) с 5 монастырскими дворами, пустошью, 37 четями пахотной земли, сенокосом, 2-колесной мельницей с двором в устье р. Яндомы (Описание Клименецкого Николаевского мон-ря на Онежском озере, 1628-1629 гг.//РИБ. Т. 2. 169. С. 683-686). В 1639 г. царь Михаил Феодорович предписал новгородскому воеводе выдавать из дворцовых новгородских доходов на 19 насельников ругу по 5 р.

http://pravenc.ru/text/1841325.html

Образ свт. Николая в литург., погребальной и иконогр. традиции// Бугаевский. 2004. С. 413-438; она же. Типология древнерус. иконографии свт. Николая Мирликийского XI-XVI вв.// Бугаевский. 2011. С. 550-591; The Glory of Byzantium: Art and Culture of Middle Byzantine Era A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Гладышева Е. В. Иконогр. программа иконы «Никола» Алексы Петрова//Искусствознание. М., 1998. 1. С. 161-170; Саенкова Е. М. Сцены детства в житийных иконах свт. Николая и праздник его рождества 29 июля//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 81-88; Корзухина Г. В., Пескова А. А. Древнерус. энколпионы. СПб., 2003. С. 15, 188, 231-232; Бугаевский А. В., ред. «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004; он же, ред. Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире: Сб. ст. М., 2011; Образ свт. Николая Чудотворца в живописи, рукописной и старопечатной книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII-XXI вв.: Из собр. музеев и частных колл. сев.-зап. региона России: Кат. выст./Авт.-сост.: А. А. Рыбаков. М., 2004; Панина Н. Л. Икона в миниатюрах «Жития Николая Чудотворца» XVI в.// Бугаевский. 2004. С. 477-492; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557/Ed. H. С. Evans. N. Y., 2004; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005; Лёвочкин И. В. Образ свт. Николая Мирликийского в рус. книжной миниатюре (по мат-лам НИОР РГБ)//Свт. Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии/Отв. ред. и сост.: Г. С. Клокова, М. С. Крутова. М., 2006. С. 150-158; Свт. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX вв. из собр. ГРМ: Кат. выст. СПб., 2006; San Nicola: Splendori d " arte e d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006; Баччи М. Иконография свт. Николая: Итоги и перспективы исслед.// Бугаевский. 2011. С. 296-317; Василаки М. Св. Николай в поствизант. иконописи: Критская школа//Там же. С. 418-425; Чоффари Д. Латинские источники до X в.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

1860 г., мая 9. О крестьянском вопросе последние сведения такие. Крестьяне остаются во владении земли в таком виде, как это было в 1859 г. За это они обязаны работать на помещиков по два дня в неделю или платить оброк, который будет определён и будет высок. Все права помещиков над крестьянами уничтожаются. Такое состояние должно продолжиться на неопределённое время, пока сами помещики не войдут в соглашение с крестьянами об уступке им земли в полную собственность. Комитет пересилил Панина. Сергиевский 635 стал печатать перевод Макария, не спро- —575— сясь Николая Дмитриевича Лаврова 636 , который сначала очень было оскорбился, почитая этот перевод источником доходов для миссии по завещанию Макария. Но дело как-то уладилось. Митрополит разрешил печатание, никого не спросясь. Давно бы пора так действовать. Готовится преобразование по судебной части. Уничтожены будут канцелярии. Их дело будет только помечать решения. С 20 мая начнутся работы от Посада для железной дороги, для чего предназначено 6000 работников. Говорят, нравственное падение Русского Вестника уже совершилось. Талантливые писатели отказываются от участия в нём вследствие скупости Каткова и гордости Леонтьева 637 . А по-моему, причина в том, что русская публика не любит останавливаться на одном предмете и англомания теперь надоела. И сам Катков был англоманом совсем не по убеждению, а по расчёту. Что теперь и против убеждения своего редакторы помещают статьи, доказательством служит статья Евгении Тур о Свечиной. Редакторы не утерпели, чтобы не заметить, что не довольны статьёй, а поместили её. Гиляров 638 добивается профессорской кафедры в Московском университете. Соперником ему является профессор Московской семинарии священник Пётр Преображенский 639 , которого поддерживает Сергиевский. Так распространились слухи, что Гиляров передал новому поэту повести о нашей академии, то он печатно в Московских Ведомостях отрёкся от всякого участия в Современнике и от всяких сношений с его редакцией. С вашими мыслями о переводе св. Писания не могу вполне согласиться. Без сомнения объяснения и толкования при переводе будут важным пособием, но разве неизвестно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сидели в музыкальной гостиной. Луч яркого январского солнца освещал бок черного рояля, узкую полоску на ковре и высокую вазу севрского фарфора, подаренную великому князю императором Наполеоном III. Милютин здесь уже бывал — не раз слушал игру Константина Николаевича на виолончели — и потому чувствовал себя свободно. — Изволите видеть, ваше императорское высочество,— горячо докладывал он,— графу отчего-то не понравился текст манифеста, составленный мною и Самариным. Спрашиваю, что же именно неудовлетворительно — разводит руками, но в таком виде отказывается принять. — Да, мне он писал,— сказал Константин Николаевич, тяготясь необходимостью сказать неприятное человеку достойному. Обиду Милютина как не понять: манифест войдет в историю, а равно и имя его составителя. — Обычное стоеросовое упрямство! — в сердцах воскликнул Милютин,— Ваше высочество, объясните это государю! — Граф был у государя, который согласился, что текст — при всех благих намерениях авторов — написан мудрено. Мужики не поймут, а ведь именно они должны понять! Вы не обижайтесь, Николай Алексеевич, тут нужна другая рука,— мягко сказал великий князь. — Что ж, Валуеву дали переписывать? — с кривою улыбкою спросил Милютин. — Нет. Государь согласился просить московского митрополита взяться за это дело. Признайтесь, с его красноречием трудно тягаться. — Признаюсь,— с некоторым облегчением вздохнул Милютин, опасавшийся умного и ловкого Балуева.— А что именно ему позволено исправить? — Так…— сделал неопределенный жест великий князь.— Поправить некоторые выражения, добавить пафоса. Константин Николаевич лукавил. В письме графа Панина говорилось: «Государь полагается совершенно на высокий дар красноречия вашего высокопреосвященства и на ревностное усердие ваше к делу, столь важному для отечества, столь близкому к сердцу перваго пастыря нашей церкви. Руководимый сими чувствами и сим доверием, Государь представляет вашему высокопреосвященству сделать все те изменения или прибавления, кои бы вы признали соответствующими чувствам Его Величества и собственно вашим, для лучшего успеха в достижении предложенной цели…»

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Из многочисленных пожертвований на пользу храма со стороны прихожан и посторонних лиц укажем на некоторые вклады. В 1842 году наследником преосв. Августина, архиепископа московского, тайным сов. Василием Гр. Некрасовым пожертвован принадлежавший его преосвященству наперсный золотой (без пробы) крест, четырехконечный, сквозной с лучами, в середине коего вставлен финифтяный кругло-продолговатый образок Вознесения Господня. Графиня А. С. Панина пожертвовала в 1868 г. дароносицу серебро-позолоченную, вес. 74 зол.; в июле 1872 г, покровы к свящ. сосудам. В память ее пожертвовано от князя и княгини Мещерских (1 ноября 1874 г.) Евангелие в серебро-позолоченном окладе с эмалью по малиновому бархату, вес. 3 ф 30 зол.; еще в разное время получены от них две драгоценные лампады к образу Иоанна воина, кадило серебро-позолоченное, весом 94 зол., подризник шелковый и на пользу причта капитал в 300 р. П. А. Муханова в 1871 г. устроила налойную пелену из зеленого бархата. В 1872 г. в заводе Д. Н. Самгина слит для церкви Иоанна воина благозвучный большой колокол, вес. 303 пуд. 30 ф., с означением имени протоиерея Борзецовского, собравшего на оный колокол значительную сумму денег. На крае колокола начертаны слова: «вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышат глас мой» (ср. Пс.54:18 ). В 1875 г. вновь устроена им по старому рисунку каменная ограда по северную сторону храма. Испытав во время производства этой работы крайний недостаток в деньгах, о. Иоанн много скорбел и молился. Приезжает Н. П. К–ая и предлагает ему на ограду тысячу руб. «А вы почему знаете мою нужду»? спросил ее удивленный старец. Она отвечала, что на 2-е число февраля во сне видела его сильно озабоченного неимением на окончательное построение ограды денег и обещала ему 1000 р. – «Нет, много, хотя бы половину», сказал он ей наяву и принял от нее не более 500 руб. (рассказ его самого). Радея о пользе храма, насколько в то же время он был бескорыстен, можем еще видеть из следующего. Завещанный в пользу Иоанновоинской церкви дом умершего прихожанина С.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

И Шерлей также внимательно следил за судьбою Панина. От 9 мая 1767 года до нас дошла любопытная записочка Бецкого к Екатерине, где выражается сильное нерасположение к Панину, сильное неудовольствие на его важное значение: «Вижу, что у вашего величества Никитка – велик человек, кланяться ему поеду сегодня, то же и другим присоветую». От конца того же мая Шерлей пишет своему министерству, что зависть Орловых к Панину вспыхнула с новою силою, что они ищут его погибели, употребляют все средства, чтобы очернить его в глазах императрицы. Внушают, что нельзя в одном лице соединить и надзор за воспитанием великого князя, и заведование иностранными делами, необходимо Панина назначить канцлером, а воспитание наследника поручить другому лицу, и указывали на Ив. Ив. Шувалова; но удаление Панина из дворца будет знаком его падения. Екатерина противится, старается мирить Панина с Орловым; и, к счастью Панина, опасно заболевает граф Алексей Орлов: если и останется жив, то будет принужден ехать лечиться за границу, а без него Григорий Орлов ничего не сделает. В начале 1768 года в Петербурге могли думать, что тяжелое польское дело окончено. «Теперь для нас настало время спокойствия», – сказал Панин Сольмсу. И в Варшаве король опять стал думать о преобразованиях. В конце февраля (5 марта н. с.) Станислав-Август писал императрице: «Так как все сделалось в Польше по вашему желанию, то все полезные Польше установления и все личные выгоды, мною полученные, составляют новое право на мою благодарность к в. и. в. Я признаю эти права и всегда буду признавать их так же открыто, как содействую исполнению ваших желаний. Неизменная прямота моего характера в то же время предписывает мне беспрестанно возобновлять пред в. в. настоятельные просьбы относительно предметов, которые, по моему убеждению, необходимы для счастья Польши. Оставьте мне надежду, что вы будете соглашаться на них постепенно, что от вас я получу рано или поздно эти бесценные блага». «Радуюсь, – отвечала Екатерина, – что я помогла республике получить конституцию, постоянную, неизменную и выгодную для всех сословий».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010