В доношении Звенигородского духовного правления в Московскую духовную консисторию от 18 сентября 1764 г. говорится, что в селе Васильевском " ... в трапезе вновь теплый придел во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы ... построен и церковным боголепием и прочими всеми потребностями удовольствован и ни в чем недостатка нет и ко освящению имеется в готовности " . Во время нашествия Наполеона, село Васильевское оказалось на территории, занятой неприятелем. Церковь во время нашествия неприятельского была разграблена. 1813 г. церковь исправлена и 16 января освящен главный алтарь (настоящая), а придел не освящен " в связи со скудостью в утвари " . После раздела имущества, состоявшегося в 1822 году, село Васильевское отошло И.А. Яковлеву - отцу Александра Ивановича Герцена. А.И. Герцен в автобиографическом сочинении " Былое и думы " предстаёт перед нами сознательным врагом Царя и Церкви. Вся его жизнь была положена на борьбу с русским самодержавием. В Васильевском он провёл детство и юность. Кроме Васильевского, И.А. Яковлев владел в этих местах селом Покровское и деревней Раево. 1850 г. Сообщение клировой ведомости: " Церковь каменная с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Обновления Храма Воскресения Христова, в пределе теплом во имя Владимирския Божия Матери. Утварию посредственна. Причта издавна положено два священника, один дьякон и четыре причетника и в 1814 г. один священник и два причетника убавлены. Земли при сей церкви усадебной одна десятина, пахотной и сенокосной тридцать две десятины. На содержание священно-церковнослужителей постоянного оклада нет, содержание их скудно. Здания, принадлежащие сей церкви - богадельня устроена когда и кем и на сколько человек неизвестно. " По наследству имение Васильевское перешло дочери Александра Никитича и Александры Сергеевны Паниных - Софье Александровне, бывшей замужем за князем Григорием Алексеевичем Щербатовым. Григорий Алексеевич Щербатов (1819-1881), выпускник юридического ф-та С.-Петербургского университета, возглавлял Цензурный комитет, являлся куратором Санкт-Петербургского университета, председателем Агрономического общества. В 1854-1855 гг. Г.А. Щербатов участвовал в обороне Севастополя в составе ополчения. Супруга Г.А. Щербатова - Софья Александровна, урождённая Панина, - занималась в основном благотворительной деятельностью. Во время их владения имением Васильевским была поновлена церковь Воскресения словущего.

http://sobory.ru/article/?object=06552

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» . Празднование этой иконе было установлено в 1688 году. Сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, страдала от раны в боку. На молитве она услышала голос: «Почему ты не прибегаешь к общей для всех Целительнице?» И при этом была указана икона Богородицы в храме Преображения, именуемая «Всех скорбящих Радость». Евфимия отслужила там молебен и получила исцеление. Другая икона прославилась в Петербурге. В 1888 году, 23 июля, в часовню ударила молния, разрушила и разбила столб, к которому была прикреплена кружка для пожертвований. Но святыня сохранилась невредимою, а из кружки 12 мелких медных полушек прилепились к иконе: так она с ними и осталась. После на этом месте был выстроен (за Невской заставой у Стеклянного завода) чудный храм, в котором помещена была чудотворная икона. На ней Заступница изображена в полный рост с распростертыми в стороны руками, как бы обнимающими страждущих; внизу направо и налево от Нее больные, бедные, нагие, старые. Ангелы сверху их покрывают. По сторонам главы Богородицы – надписи: «Нагим одеяние», «Больным исцеление». Праздник иконе 24 октября; в С. – Петербурге – 23 июля. АХТЫРСКАЯ икона Божией Матери называется так по имени города Ахтырки Харьковской губернии 52 . Она изображает Божию Матерь молящеюся пред Распятием Спасителя и Сына Ее. Обретена была священником этого города Василием Даниловым в 1739 году, во время кошения им травы на огороде. Три года икона стояла в его доме, а после нескольких чудес от нее была перенесена в храм Покрова Божией Матери. Но против священника началось гонение. Синодом и от царицы Елисаветы было назначено следствие; но оно полностью подтвердило всю правду знамений: отец Василий был освобожден от судебного за ним надзора; и икона, через пять лет после ее обретения, была особым указом объявлена чудотворною. А в скорости совершилось новое знамение. Баронесса, вдова, Елизавета фон Вейдель на пути в С. – Петербург заболела в Ахтырке. Глубоко верующая, она горячо молилась пред святою иконою об исцелении. Но Божия Матерь явилась ей во сне и объявила, что она умрет через пять дней. Болящая со скорбью напомнила Богородице, что у нее две сиротки девочки. Но Заступница сказала: «О детях твоих не заботься: Я буду для них попечительницею». И даже повелела матери раздать все имущество бедным. Раба Божия сообщила все духовнику и повиновалась. В назначенный день она скончалась. А девочки ее были взяты царицею ко двору и в свое время были выданы замуж: одна за графа Панина, а другая за графа Чернышева. В списке чудес это знамение было уже записано под номером 209. Празднуется икона 3 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Рано проявилась у Павла склонность к военному. Имеется свидетельство владыки Платона, что великий князь был склонен к военным наукам и «пленен всякой наружностью, в глаза бросающейся». Порошин записывает 6 января 1765 г., что перед шествованием императрицы за церковным собором на «сделанную против дворца Иордань», Павел смотрел из окошка дворца с гр. Орловым на полки гвардии, маршировавшие на Иордань. «Как поравнялся полк семеновский, то хулил Его Высочество графу Григорию Григорьичу, что солдаты маршируют худо». Развитию его военных способностей помогал брат Панина, Петр, генерал аншеф. В отроческие годы для Павла императрица-мать была только государыней, которую он ходил поздравлять в определенные дни и встречался, главным образом, в церкви и на придворных собраниях. Конечно, императрица Екатерина II была в курсе его учения и воспитания, но в подробности такового не входила. Радовалась она его успехам. Получив, когда ему было 14 лет, письмо хорошо написанное и проникнутое благородными чувствами, она, по свидетельству П. Щебальского, поспешнла написать его воспитателю: «Вот письмо красноречивое, мужественное, благородное и полное таких чувств, какие я желаю в нем всегда видеть. Я не решаюсь верить, чтоб он сам это написал, потому что это почти слишком хорошо для его возраста; но вы уверяете, – и я верю, и поздравляю вас...» С годами положение цесаревича осложнялось. Наверное, находились близкие к нему люди, внушавшие ему, что престол принадлежит ему, а не матери. Известно, что Панин именно так представлял себе положсние по достижении Павлом совершеннолетия. Порошин указывает, что Панин иногда, в присутствии Павла, не одобрял тогдашнее управление государством. К 1770 г. относятся следующия строки Щебальского: «Иностранные посланники уже говорят, как о деле давно известном, «о духе противоречия» цесаревича в отношении Государыни. В следующем году в Петербурге произошел какой-то уличный безпорядок: о нем тотчас полетели во все стороны Европы депеши с объяснением, что чернь хочет низвергнуть Императрицу и возвести на престол цесаревича.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Панин отвечает: «Я обязан в. в-ству прямодушно сказать, что от сегодня до завтра никак невозможно вдруг учредить непременный Совет или конференцию для течения дел и их отправления, да и сие на первый год истинно не нужно, а может быть затруднительно в рассуждении скорости времени, ибо на такое основание много дней пройти может в едином распоряжении обряда, по которому вести дела и их отправление. Итак, на единый завтрашний день не изволите ль, в. и. в-ство, назначить в своих покоях чрезвычайное собрание, каковы в царствование ваше уже бывали и каковы и прежде при предках ваших бывали по всяким чрезвычайным происшествиям, да и в самое время непременного кабинета импер. Анны I. А на сих основаниях и по сущей непорочности души моей во всех ее мыслях пред вами приемлю смелость представить нужду настоящего Совета в следующих персонах, чтоб они, рассуждая между собою, согласили разные предметы дел и постановили пред очами в. в-ства план первому на то движению, а именно граф Григорий Григорьевич (Орлов) по особливой доверенности к нему и его такой же должной привязанности к славе, пользе и спокойствию в. величества, как и по его главному управлению Артиллерийским корпусом». Потом Панин называет графа Захара Чернышева по его месту в Военной коллегии, генералов, которые могут быть назначены главнокомандующими, генерал-прокурора князя Вяземского для финансов, себя, Панина, и вице-канцлера князя Голицына, в заключение говорит: «И наконец, не соизволите ль указать тут же призвать фельдмаршала графа Разумовского, хотя бы сие только было в рассуждении знатности первого вашего класса, чем импрессия, особливо у других дворов, еще важнее и решительнее будет, ибо по обращению его при дворе его считают в доверенности у в. в-ства, а тем самым тем более удостоверятся о согласии и единодушии предпринятых мер вследствие держащегося совета». 4 ноября в 10 часов поутру по особливому ее и. в-ства повелению собрались ко двору назначенные накануне лица: граф Разумовский, князь Александр Мих. Голицын (генерал-аншеф), граф Никита Ив.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вторично имя Павла как политического соперника матери привлекло внимание многих весной 1763 года, когда в правительственных верхах был поднят вопрос о возможном браке Екатерины II. Императрица старалась показать, что свободна в выборе мужа и ей надлежит лишь сделать этот выбор, для чего потребуется время, но людям внимательным было очевидно: она мечтает о браке с Григорием Орловым. Бывший государственный канцлер Елизаветы, граф А. П. Бестужев-Рюмин, тяготясь долгим пребыванием не у дел, решился для приобретения доверия императрицы осуществить задуманный им план. По мысли Бестужева-Рюмина, собрание епископов должно было обратиться к Екатерине II с почтительной просьбой не давать проходить годам зрелого возраста в безбрачии и таким путем содействовать упрочению престолонаследия. Однако идея вторичного брака императрицы встретила сильную оппозицию вельмож. Особенно энергично возражал Н.И.Панин. Если верить английскому дипломату Гуннингу, обер-гофмейстер заявил, что ежели Екатерина уступит настояниям Орловых, он возведет на престол Павла 53 . В начале лета 1763 года в Москве заволновалась гвардия. Пронесся слух, что жизнь Павла в опасности, говорили даже о его смерти. Чтобы успокоить волнение, пришлось показать гвардейцам наследника – они наконец-то убедились, что он жив и невредим 54 . Любопытен комментарий, которым сопроводил описание этих замешательств в гвардии английский дипломат Букингэм: «Если великий князь достигнет совершеннолетия, то не подлежит сомнению, что появятся попытки возвести его на престол, и ревность матери его справедливо будет возбуждена» 55 . Забегая вперед, скажем, весною 1764 года прусский посланник при русском дворе известит Н. И. Панина о том, что до короля Пруссии дошли известия о готовящемся в России заговоре. В ответ Панин рассмеется и скажет, что именно он, Панин, а также гетман К. Г. Разумовский замышляют заговор с целью возвести на престол Павла. Едва ли эти сведения могли вызвать улыбку у императрицы, ревниво оберегающей престол от малейших покушений с чьей бы то ни было стороны. А между тем реальная опасность для власти императрицы действительно исходила прежде всего от Паниных, готовых легально возбудить вопрос о престолонаследии, как только к этому представится подходящий момент.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Мы видели, что Петр III имел свидание с шлюссельбургским заточником, участь которого не была после этого облегчена. Екатерина на другой же день своего царствования, 29 июня, уже сделала распоряжение насчет немедленного свидания своего с Иваном. Генерал-майор Силин от этого числа получил указ из Петергофа: «Вскоре по получении сего имеете, ежели можно, того же дни, а по крайней мере на другой день, безыменного колодника, содержащегося в Шлюссельбургской крепости под вашим смотрением, вывезти сами из оной в Кексгольм; а в Шлюссельбурге, в самой оной крепости, очистить внутренней крепости самые лучшие покои и прибрать, по крайней мере по лучшей опрятности, оные, которые, изготовив, содержать до указу». 4 июля из деревни Мордя, лежащей в 30 верстах от Шлюссельбурга, Силин доносил, что их разбило на озере бурею и они с арестантом находятся в означенной деревне, дожидаясь новых судов из Шлюссельбурга, на которых и поплывут в Кексгольм. При личном свидании своем с Иваном Екатерина убедилась, как нелепы были толки людей, не видавших Ивана и думавших, что Екатерина может скрепить свои права на престол, выйдя замуж за правнука царя Иоанна Алексеевич а. Иван был отвезен обратно в Шлюссельбург в прежнее помещение, приготовленное было для Петра III. Арестант был поручен надзору двоих офицеров – Власьева и Чекина, а коменданту шлюссельбургскому Бередникову не велено было вмешиваться в их дела; Власьев и Чекин должны были непосредственно обращаться к Никите Ив. Панину, который дал им инструкцию: «Разговоры вам употреблять с арестантом такие, чтоб в нем возбуждать склонность к духовному чину, т. е. к монашеству, и что ему тогда имя надобно будет переменить, а называть его будут вместо Григорья Гервасий. Ежели случится, чтоб кто пришел с командою или один, хотя б то был и комендант, без именного повеленья или без письменного от меня (Панина) приказа и захотел арестанта у вас взять, то оного никому не отдавать и почитать все то за подлог или неприятельскую руку. Буде же так оная сильна будет рука, что спастись не можно, то и арестанта умертвить, а живого никому его в руки не отдавать».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Ист. — стат. Петербург. 6. С. 92. О поведении Вениамина во время пугачевского восстания см.: Прав. соб. 1859. 2. С. 205–210; письмо Панина: Русс. ст. 1870. 1; письма Екатерины Вениамину (после 1774 г.): Сборник. 26. С. 21, 28. 623 О политике Екатерины II в отношении старообрядцев см. т. 2. 624 О кратком правлении Павла I и о нем самом см.: Кобеко Д. Ф. Цесаревич Павел Петрович. СПб., 1891; Шильдер Н. Император Павел I. СПб., 1901; Шумигорский Е. С. Император Павел I: Жизнь и царствование. СПб., 1907 (он же, в РБС). Особенно ценна работа: Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. СПб., 1916. Среди воспоминаний о времени Павла I важны: Саблуков. Записки, в: Русс. арх. 1869; Адам Чарторижский. Мемуары. М., 1912. Т. 1. 625 Клочков. С. 272. Уже при Екатерине II Сенат утратил свое привилегированное положение, которым он обладал при Петре Великом и отчасти при Елизавете, став, в сущности, административным и юридическим учреждением. Павел I еще более укрепил положение генерал–прокурора в Сенате; см.: Филиппов А. Н. Учебник истории русского права. 1 (Юрьев, 1912. 4–е изд.). С. 692–698. 626 Клочков. Ук. соч. С. 272; Благовидов. Ук. соч. С. 297–300. 627 Русс. арх. 1895. 1. С. 300, 311. 628 Каталог, в: Чтения. 1917. 2. Смесь. С. 17–22; Доброклонский. 4. С. 141–142. Критические высказывания Платона Левшина по поводу подобных наград см.: БВ. 1913. 1. С. 238; Русс. арх. 1868. 4. С. 463; Ист. — стат. Петербург. 6. С. 352; Снегирев. 1891. С. 238, 240. 629 Каталог, в: Чтения. 1917. 2. С. 17; Русс. арх. 1869. С. 1589. 630 Благовидов. С. 298; Клочков. С. 282; Русс. арх. 1892. 1. С. 493; 1895. 3. С. 300 (слухи о якобы предстоявшем назначении Амвросия Подобедова патриархом). 631 ПСЗ. 25. 18273. 632 Записки А. А. Яковлева, в: Памятники новой русской литературы. 3 (1873). С. 102; ср. с. 91, 95. Филарет Дроздов, хорошо знавший Амвросия Подобедова, считал, что тот сумел удачно приспособиться к своеобразному характеру Павла I: «У государя был характер живой и сильная воля; при нем нужна была живость и находчивость; иногда указ требовал исполнения быстрого, но и изворотливости, чтобы не скомпрометировать правительство и подвергнуть себя гневу. На это был способен Амвросий. Он не имел сильных дарований, но был человек практический и живой… При новом государе (Александре I. — И. С.) Амвросий оказался неудовлетворительным. Тут шли преобразования, которым он не сочувствовал, и всегда был один со своим голосом, хотя в его зале собирался комитет… Он оказал большую услугу Церкви тем, что твердо сидел на своем месте» (Воспоминания и отзывы митр. Филарета, в: Русс. арх. 1906. 3. С. 216–217). Митрополит Филарет сказал однажды П. Бартеневу (издателю «Русского архива»): «Главная заслуга высокопреосвященного Амвросия в том, что в царствование императора Павла он охранял нашу Церковь от предположенных (?! — И. С.) нововведений» (Русс. арх. 1895. 1. С. 312). 633

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Он закончил свою просьбу словами: «Я и теперь утверждаю, что деревень от церквей отбирать не надлежало». Екатерина исполнила свое намерение: в мае 1763 года отправилась в Ростов. Погода была неблагоприятная. «Ветры, холод и непрестанные дожди с происходящею от того грязью отнимают у нас удовольствие, которое б могли мы при хорошем времени в пути иметь», – писала императрица Панину из Переяславля; из того же города она писала генерал-прокурору Глебову: «Я получила все ваши посылки и надеюсь последние доклады скоро к вам возвращать. Ненастье и скука в Переяславле равны; дом, в котором живу, очень велик и хорош и наполнен тараканами». Из Ростова Екатерина писала Панину: «Завтра будет перенесение мощей Св. Димитрия; вчерашний день еще чудеса были, женщина одна исцелилась, а преосвященной Сеченой хочет запечатовать раку, дабы мощей не украли; однако я просила, дабы подлый народ не подумал, что мощи от меня скрылись, оставить их еще несколько время снаружи». Заявление кн. Несвижского состояло в следующем: возвратясь из деревни, он встретился с Хитрово, который спросил его, что нового. «Какие у меня новости, когда я был в деревне», – отвечал Несвижский. «А у нас много новых вестей, только дурных, – сказал Хитрово, – первая новость – государыня поехала в Воскресенский монастырь для того, чтоб старый черт Бестужев удобнее мог в ее отсутствие производить начатое дело. Он написал прошение к государыне, чтоб вышла замуж за Григорья Орлова, и к этому прошению духовенство и несколько сенаторов подписались, а как дошло до Панина и Разумовского, то Панин спросил государыню, с ее ли позволения это делается, и получил в ответ, что нет. Однако Панин мог приметить из лица и поступков ее, что все происходило по ее повелению, и согласился с гетманом и Захаром Чернышевым уничтожить дело; для этого они пригласили к себе Репнина, Рославлевых, Ласунского, Пассека, Теплова, Борятинских, Каревых, Хованских Петра и Сергея, Петра Апраксина, Николая Ржевского и рассуждали, что дело нехорошее, отечеству вредное, всякий патриот должен вступиться, искоренить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

77 Браиловский женский монастырь был основан в 1635 г. в Виннице с целью поддержки Православия на Брацлавщине. В 1845 г. переведён из Винницы в город Браилов. Наибольшего расцвета достиг к концу XIX в. В 1930-е гг. монастырь был закрыт. В годы Второй мировой войны территория Браилова находилась в зоне оккупации Румынии, и в 1942 г. монашеская жизнь в обители возобновилась. В 1962 г. Браиловский женский монастырь был вновь закрыт. Перед закрытием им управляла игумения Глафира. В 1989 г. Браиловский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви и начал своё возрождение. 78 Козин Алексей Степанович (10.03.1908–18.11.1977) до Великой Отечественной войны жил с семьёй в Баку, работал слесарем, а потом бурильщиком на нефтяной скважине. В 1942–1945 гг. на фронте, несколько раз был ранен. После последнего тяжёлого ранения в плечо и контузии одна рука до конца жизни оставалась почти недействующей. По окончании войны Алексей Степанович переехал в Москву, где в 1949 г. он и его супруга Пелагия Васильевна (18.10.1909–29.04.2003) познакомились с отцом Иоанном и с тех пор сохраняли с ним близкие отношения. Когда батюшка вернулся из заключения и служил в Рязанской епархии, семья Козиных помогала ему восстанавливать разрушенные храмы. Алексей Степанович, несмотря на своё увечье, был отличным столяром, плотником, кровельщиком, а Пелагия Васильевна шила церковные облачения и священническую одежду. 81 Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь был основан в Эстонии на месте явления Пресвятой Богородицы и обретения Её образа Успения. На торжественном его открытии, в 1891 г., присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский . Монастырь никогда не закрывался. С 1968 г. до настоящего времени обителью управляет игумения Варвара (Трофимова). 82 Блаженная монахиня Екатерина (Малков-Панина Екатерина Васильевна) родилась 15 мая 1889 г. в Финляндии, в крепости Свеаборг, в семье военного инженера. В 1900 г. семья переехала в Гатчину, потом в Петербург. По окончании естественного факультета Бестужевских курсов, в 1912–1913 гг. работала в Энтомологическом обществе. В 1914 г. окончила курсы сестёр милосердия и служила раненым воинам. В 1919 г. с родителями переселилась в Эстонию. 5 июля 1922 г. Екатерина поступила в число послушниц Пюхтицкого монастыря. Долгое время жила в Гефсиманском скиту. С 1942 по 1948 г. дохаживала престарелых родителей. Вернувшись в монастырь, жила в богадельне. Юродствовала, обладала даром прозорливости. 5 апреля 1966 г. пострижена в мантию с сохранением прежнего имени. Скончалась 5 мая 1968 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Сам Браницкий в присутствии большого числа шляхты читал письмо из Петербурга, в котором его уверяли именем императрицы, что Штакельбергу запрещено употреблять силу. После этого он разослал всюду своей партии приказания презирать русские войска, освобождать отечество от ига России и спасать религию и свободу польскую. Религия служит побуждением ко всем ужасам, какие постигли в Украйне несчастное неуниатское духовенство, которое наконец я принужден защищать русским войском, ибо приказания Постоянного совета не были уважены. Браницкий запрещает всем признавать Совет. Высокомерие этого человека, его связи с партиею Чарторыйских, вооруженная шляхта и переряженные солдаты, которых он употреблял, насилия, им себе позволяемые, значительные денежные суммы, которые он тратит, а с моей стороны кротость, умеренность и недостаток денег для перевешивания подкупов, употребленных противною стороною, – все это произвело то, что неутомимые заботы королевские и мои не могли доставить нам ни малейшей уверенности, что у нас большинство сеймовых депутатов. Можете рассчитывать, что мы проиграем дело, и тогда придется прибегнуть к общей конфедерации вроде Радомской». Предписание Панина не употреблять открытой силы с русской стороны повело, по мнению Штакельберга, к следующим явлениям: в Гнезне Липский нанес удар саблею судье, который должен был председательствовать на выборах, прогнал благонамеренных и, поставивши солдат при церковных дверях, заставил провозгласить послом себя и своих приверженцев. В Ломже с позором прогнали русского офицера, который явился с декларациею императрицы. В Люблине граф Игнатий Потоцкий, распустивши по провинциям самые дурные слухи о русском дворе и его влиянии в Польше и возбудивши в шляхте ненависть к русским, ввел войско в город. Так как отряд русского войска находился близко, Потоцкий послал письмо к командующему офицеру с вопросом: есть ли у него приказ арестовать его, Потоцкого? Офицер отвел свой отряд от города. Тогда Потоцкий, видя, что взял верх, отправился в церковь доминиканцев и заставил выбрать в послы себя и еще пятерых из своей партии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010