председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; с) Легойда Владимир Романович, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; т) Потемкин Андрей Владимирович, и.о. генерального директора Художественно-производственного предприятия «Софрино». 2) К участию в работе оргкомитета по мере необходимости приглашать Преосвященных тех кафедр, где совершал свое служение святитель Тихон до избрания на Патриарший престол.   ЖУРНАЛ 22 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Воскресенского Дионисия, управляющего делами Московской Патриархии, о подготовке празднования в 2025 году 400-летия со дня основания Успенского Вышенского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Учредить организационный комитет празднования 400-летия со дня основания Успенского Вышенского монастыря под почетным председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и в следующем составе (по должности):   ЖУРНАЛ 23 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению:   ЖУРНАЛ 24 СЛУШАЛИ: Прошение ректора Перервинской духовной семинарии иеромонаха Аполлинария (Панина) в сопровождении рапорта протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, об открытии магистерской программы в упомянутой семинарии. Справка: Священный Синод определил 15 октября 2018 года (журнал 89), что новые магистерские программы в духовных учебных заведениях впредь будут открываться по решению Священного Синода на основании представления Учебного комитета и прошения епархиального архиерея, в ведении которого находится духовное учебное заведение. ПОСТАНОВИЛИ: С одобрения епархиального архиерея Московской епархии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открыть в Перервинской духовной семинарии магистерскую программу по профилю «Правовые и хозяйственные аспекты деятельности религиозных организаций».

http://patriarchia.ru/db/text/5910999.ht...

Сестру Настю священномученик Вениамин знал с конца 1917 года: мама ее, Евдокия Гордеевна, скончалась 2 июля, и сиротка стала ежедневно до работы бывать в крестовой церкви за ранней литургией. При служении митрополита она подавала ему в пономарке кадило. Хорошо знал священномученик по крестовой церкви и сестру Нину. Видя любовь к Богу этих двух сестер, митрополит Вениамин и отец Гурий предложили им поселиться на подворье и жить под руководством отца Варсонофия. Затем постоянно стали жить на подворье сестра Шура (Александра Андреевна Литовченко; 1896 – 21 октября 1978), сестра Елена (Елена Васильевна Белова; скончалась в ссылке в Чимкенте 26 июля 1932 года в возрасте 28 лет). Самой молодой была сестра Женя – Евгения Иосифовна Фалькевич (1910–16 декабря 1966). Она до последних дней ухаживала за болящим игуменом Варсонофием в Новгороде, куда вместе с ним переехала в 1933 году. Близка к ним была и Наталья Николаевна Копреева (1900 – 17 августа 1986). В Петергофе она постоянно не жила, поэтому и избежала впоследствии ареста и гонений. Старшей была сестра Нина, а хором руководила сестра Настя. Тайный монашеский постриг они приняли гораздо позже петергофского периода жизни, в конце 1930-х годов. В Петергофе же, живя, по существу, монашеской жизнью, они были простыми послушницами. Остальные сестры до конца дней своих не имели даже иноческого пострига. Но образ жизни их был иноческим по существу. Все, кто их знал, говорили о том, каким светлым и радостным было общение с ними. Сестра Настя не имела музыкального образования, но обладала хорошим слухом. И Господь ей помог. Она очень умело управляла хором из двенадцати молодых девушек. В состав хора входили: Александра Жиганова, Ольга Панина, сестры Мария и Антонина Галактионовы, сестры Нина и Мария Климовы, сестры Елизавета и Клавдия Ковалевские, Мария Алексеева, Наталия Базанова, Мария Петрова, Нина Волкова. Пели просто, по гласам, но очень молитвенно. Даже находясь в преклонном возрасте, Александра Ивановна Жиганова помнила наизусть все воскресные стихиры, догматики и другие песнопения, не говоря уже о тропарях и кондаках.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

С фронта приходили благодарные письма бойцов: « Кроме удовольствия и радостей, доставленных нижним чинам содержимым подарков, не меньшую радость всем нам доставляет та память и внимание, которые наше общество оказывает нашей доблестной армии в это время тяжелых испытаний». Кроме помощи фронту, земство поддерживало семьи крестьян, ушедших на войну. Беднейшим и безлошадным помогали засеять поля, чтобы было пропитанье на следующий год. Вернувшихся из армии увечных обучали ремеслам, чтобы они могли работать, содержать семью. В городах все эти проблемы решал Союз городов, объединявший муниципальных деятелей. Через 7 месяцев после начала войны в ведении Союза городов было 912 госпиталей с 75 000 коек в 242 городах страны. Койки для раненых были выделены в городских больницах, под лазареты переоборудовались школьные здания, помещения учреждений, банков, фирм. Благотворители целиком оплачивали содержание, питание, лечение раненых. Например, в Петрограде страховое общество «Россия» предоставило свое помещение для лазарета на 2000 коек, крупнейшая кожевенная фирма Брусницыных – для лазарета на 250 коек, Азовско-Донской банк содержал лазарет на 32 койки, Учетный и ссудный банк – на 50 коек, Вольное экономическое общество – на 90 коек, Технологический институт – на 140 коек. Ряд больниц содержался частными лицами. Так, в Петрограде графиня Софья Панина создала лазарет на 162 койки, прихожане церкви Иоанна Предтечи на Лиговской – на 35 коек. В Петрограде благотворительные столовые кормили 6 000 человек. Многодетные семьи получали бесплатные обеды, детям до года бесплатно выдавалось пастеризованное молоко. В ряде попечительств нуждавшимся еженедельно выдавали «сухие пайки». В паек для взрослого (стоимостью 6 коп.) входили 120 грамм свежей капусты, полтора кг картофеля, две свеклы, луковица, 120 грамм крупы, 450 грамм хлеба, а в детский – 100 грамм манной крупы, 0,5 литра молока, яйцо и булка. По инициативе Верховного совета в конце 1914 года была проведена благотворительная лотерея для оказания помощи жертвам войны. Выпущены билеты на сумму 20 000 руб.; чистый доход составил 16 800 000 млн руб., из них 1 000 000 руб. был передан Красному Кресту, 3 000 000 – Татианинскому комитету, 1 000 000 – санитарному складу императрицы Александры Федоровны, остальное раздали иным благотворительным учреждениям.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/25/istori...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2005 9 мин., 01.04.2005     Пролог: (на заставке – фото Сергея Титова) Иван Бунин . Новый храм : Стихотворение, 1907 г. («По алтарям, пустым и белым…»)//Фома. - – 2005. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »). Содержание: С.4. Анонсы: - С.4-5. Вопрос номер один: (на заставке – фото ИТАР-ТАСС/Валерий Бодряшкин) Пускать ли священников в школу?// Фома. - – 2005. – С.6-8. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос отвечают: Александр Абрамов , директор школы г. Москва. – С.7; Игорь Ксенофонтов , зам. декана филологического факультета Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского. – С.7; Наталия Белохвостикова , актриса, народная артистка России. – С.7; Ирина Панина , преподаватель русского языка и литературы гимназии города Коломны. – С.8; Олег Паринов , ученик десятого класса гимназии города Липецка. – С.8; Священник Иоанн Коваль , клирик храма Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в Люблино (Москва), преподаватель основ православной культуры в частной школе «Московиты». – С.8. Социальная реклама : - С.9. Заблуждения и пародоксы: Чарльз Дарвин: атеист или христианин? Автор - Галина Муравник. Ил.: Карикатуры на Ч. Дарвина 1871-1872 гг. , документальные фото//Фома. - – 2005. – С.10-13. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). Тема номера: Приход и прихожане: (на заставке – фото Евгения Глобенко)   Куда приходят прихожане. О приходской жизни с протоиереем Димитрием Смирновым беседовал Роман Маханьков. Фото Вячеслава Лагуткина, Андрея Радкевича, Игоря Палкина, Сергея Титова//Фома. - – 2005. – С.16-21. – (рубрика «Тема номера: Приход и прихожане»). Имеется биографическая справка «Протоиерей Дмитрий Смирнов…» (С.16).   Официально ( Из Устава Русской Православной Церкви )//Фома. - – 2005. – С.17,18,21. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»). Неслышащий – да услышит. Слово Божие – языком жестов. Автор - Елена Меркулова. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – 2005. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-29-i...

В аргументах противников передачи Благовещенской церкви отдельное место занимает их беспокойство в связи с расположенными на первом этаже памятниками фельдмаршалу князю А.М. Голицыну, изображающего нагого гения славы, и полуобнаженного юноши в надгробии графа Н.И. Панина. Как указывается в протестных заявлениях, эти памятники якобы имеют особо " смутительный " характер для верующих, и в связи с этим могут быть недоступны посетителям в условиях действующего храма. Данное мнение приводится в качестве чуть ли не главного аргумента невозможности передачи здания Благовещенской церкви монастырю. Смеем заверить, что музейные объекты останутся на своих местах без изменения их внешнего вида, и все желающие смогут производить их осмотр. В договорах о передаче религиозной организации в пользование надгробных памятников предусматривается невозможность перемещения, изменения внешнего вида переданных объектов. В связи с многочисленными последними заявлениями директора музея городской скульптуры В.Н Тимофеева, тиражируемыми СМИ, о том, что музей " выбрасывают " на улицу, бесценные надгробные памятники усыпальницы " пострадают " или " станут недоступными " для посетителей, а епархия и лавра не готовы идти на переговоры, считаем необходимым подчеркнуть следующее. Все последние годы музей не готов был рассматривать хоть какие-то компромиссные варианты использования храма, в связи с нежеланием признавать церковь-усыпальницу, имеющую историко-культурную ценность, одновременно духовной ценностью и культовым сооружением. Напротив, табличка с надписью " пантеон " на здании Благовещенской церкви и ограда вокруг нее, отделяющая здание Благовещенской от всех остальных зданий лаврского каре, появились уже после возрождения в Лавре монастырской жизни. При этом долгие годы после официальной передачи монастыря Санкт-Петербургской епархии братия обители ждала переезда из занимаемых зданий станции переливания крови, предприятия " Прометей " и других учреждений, проявляя при этом большое терпение и понимание.

http://religare.ru/2_107096.html

7.     иеродиакона Родиона (Ларионова), помощника ректора Московской духовной академии, клирика академического храма в честь Покрова Божией Матери, (8 марта); 8.     диакона Александра Лисовского, сотрудника Управления делами Московской Патриархии, клирика храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке, (10 марта); 9.     диакона Николая Конюхова, учащегося 5-го курса Сретенской духовной семинарии, (14 марта); 10. иеродиакона Наума (Саломатина), клирика Заиконоспасского монастыря. (17 марта); 11. диакона Игоря Борило, клирика подворья Антиохийского Патриархата в Москве, (23 марта); 12. протодиакона Александра Михеева, клирика храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, (24 марта); 13. диакона Евгения Суслова, клирика храма Живоначальной Троицы в Останкино, (31 марта); 14. иеродиакона Илария (Ануфриева), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, несущего послушание иподиакона Его Святейшества, (7 апреля); 15. иеродиакона Силуана (Волобуева), насельника Заиконоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы, (14 апреля); 16. диакона Димитрия Сафронова, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой Горе, (28 апреля); 17. иеродиакона Силуана (Никитина), насельника Сретенского ставропигиального монастыря, (4 мая); 18. протодиакона Андрея Марущака, клирика Храма Христа Спасителя (5 мая); 19. диакона Максима Крижевского, клирика храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево, (6 мая); 20. иеродиакона Аполлинария (Панина), учащегося Московской духовной академии, (7 мая); 21. иеродиакона Иова (Чернышева), насельника Николо-Угрешского монастыря, (22 мая); 22. диакона Андрея Щенникова, клирика храма священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе, (13 июня); 23. диакона Александра Акулина, клирика храма Космы и Дамиана в Космодемьянском, (17 мая); 24. диакона Антония Смирнова, учащегося магистратуры при Сретенской духовной семинарии, (7 июля); 25. иеродиакона Афанасия (Иванова), учащегося I курса аспирантуры Московской духовной академии, (21 июля);

http://pravoslavie.ru/66950.html

В 1918 г. постановлением Задонского уездного исполкома З. м. лишился юридических прав, постройки были национализированы: нек-рые изъяты для нужд города, гостиница передана отд-нию Союза увечных воинов, трапезная стала общегородской столовой. В янв. 1919 г. архим. Александр (Зеленёв) писал: «Топки нет. Служим в холодном храме, артезианский колодец не работает, потому что нефти нет, а из нашего старого монастырского не на чем качать воду, придется ходить с ведрами к Дону... Братию заставляли идти в лес и рубить дрова (по разнарядке от Советов). Братия ходили и нарубили 50 саж., а дали только 20. Теперь отвели 20 саж. сучьев и веток, но ведь такими ветками топят печи только осенью и весною, а не зимою в 25 градусов мороза. Всякие нужды терпим: и голод и холод, и всякого рода оскорбления» (Сов. газ. 1919. 11. С. 2). К февр. 1920 г. в пользовании братии оставались монастырские храмы, 60 монахов проживало в правом крыле трапезной и в примыкавшем к Тихоновской ц. здании. В течение 1920 г. реквизированная монастырская недвижимость была распределена между различными учреждениями города и уезда: уездный совет народного хозяйства занял гостиницу и хозяйственные постройки, отдел здравоохранения - архиерейский корпус, военный лазарет - архимандритский корпус, отдел народного образования - 2-этажное здание (между архимандритским и архиерейским корпусами), фильтрационный лагерь - учебные классы ДУ. Юж. угловая башня пустовала (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 11. Л. 8-9). Национализированные постройки братия арендовала, выплачивая за 23 кельи по 600 р. за каждую в ценах янв. 1921 г. (Там же. Д. 17. Л. 9; Д. 124 ОЦ. Л. 6). В кон. 1920 г. вместо архим. Александра (Зеленёва; причины оставления Задонска и дальнейшая судьба неизв.) в З. м. архиеп. Воронежским и Задонским Тихоном (Василевским) был назначен архим. Митрофан (Гринёв) , управлявший братией до епископской хиротонии в июне 1921 г. 14 дек. 1921 г. архиеп. Тихон утвердил в должности благочинного иером. Нафанаила (Панина), музыканта-самородка, редко расстававшегося в свободные часы со старинной скрипкой; он разучивал с хором обители новые песнопения (Аудиозапись беседы с жителем г. Задонска А. Г. Дмитриевым. Задонск, 26.06.2000 г.//Арх. авт.).

http://pravenc.ru/text/182467.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь не может быть капиталистической Размышления протодиакона Сергия Шалберова в связи с отпеванием артиста Андрея Панина 18.03.2013 2543 Время на чтение 3 минуты Надо честно признаться, что мы, служители, чаще всего совсем не знаем, что за человек нами отпевается – обычно мы видим покойного первый раз в жизни. Однако в молитве, которую священник торжественно читает над ним, приходится согласно окаменевшему уставу лицемерно называть покойного «чадом по духу». А между тем в центральной части отпевания в заупокойном кондаке «со святыми упокой» предполагается наличие хоть какой-то христианской веры в усопшем, хотя бы искры раскаяния ! Но теперь по желанию родственников иногда приходится хоронить даже явных безбожников! Увы, такова современная реальность – то, что когда-то дышало духом живым и истинным стало тяжелой и кощунственной косностью... От такого несоответствия обряда отпевания фактической церковной действительности часто коробит душу, но утешение нахожу лишь в одном – вдруг на кого-то из «зде оставшихся» равнодушно стоящих вокруг гроба родственников молитвами нашими снизойдет благодать Божия – и может те вразумятся, и перед лицом смерти повернутся к Богу? Regio eius religio (чье правление, того и религия) – вот действительная глубина вопроса, поднятого отцом Константином – тема эта куда шире прикладного значения отпевания некрещеного. В соборе, где был я когда-то смотрителем, на моих глазах разыгралась следующая интермедия. К назначенному часу венчания прибыла шикарно блистающая «пара гнедых»… Такой вот «неокапиталистический разгуляй», дешевая постпролетарская показуха, надменная кичливость своим богатством, своим нравственным уродством – смотрите и завидуйте, сколько у меня, выходца из коммунального полуподвала, теперь денег: сверхдлинный лимузин, облакоподобный кринолин на невесте от итальянского кутюрье, баснословной стоимости кольца с бриллиантовыми стразами, куклоподобные эльфы, подчеркнуто-театрально несущие длиннющий шлейф, забористое заморское шампанское, ручьями истекающее через край уже в церковном дворе, придворный духовой оркестр, ожидающий молодых в переулке и прочая… шелуха. Венчать их должен был приснопамятный отец Виктор Грозовский – кряжистый неколебимый пастырь, прошедший горнило хрущевских унижений и кощунств...

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/18/ce...

3. Дивная судьба двух сирот 8 В 1748 году вдова барона Родиона Кондратьевича Фон-Вейделя (он служил генерал-поручиком и получив отставку, жил не богато в деревне Харьковской губ.) Елисавета Богдановна, урожденная Пассекова, искренно православная и набожная, на дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке. Озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в тамошнем Покровском храме пред чудотворною Ахтырскою иконой Пресвятой Богородицы об исцелении 9 . Во сне на 2 мая Божия Матерь объявляет ей, что она чрез пять дней оставит земную жизнь, и должна поэтому готовиться к смерти, а имение раздать нищим. Больная упомянула о двух дочерях, которых она покинет в малолетстве и без пропитания. «О детях твоих не заботься, – Я буду для них попечительницею», отвечала Богоматерь и повторила приказание раздать имение, дабы совершались молитвы. Баронесса объявила о бывшем ей видении своему духовнику, равно и другим лицам, и чрез пять дней действительно умерла. Затем вскоре и совершенно неожиданно обе малолетние ее дочери были потребованы к Высочайшему двору, и там воспитанные, в последствии выданы в замужество, одна (Анна Родионовна род. 1744 г.) за графа 3. Г. Чернышева, а другая (Марья Родионовна) за графа П. И. Панина. Этот драгоценный рассказ, помещенный в книге Филарета, архиепископа Черниговского 10 , мы можем несколько восполнить сведениями из рукописной автобиографии покойного архимандрита Новоиерусалимского монастыря о. Мельхиседека († 6 янв. 1853 г.). Императрица Елисавета Петровна, пишет он, – узнав от своих приближенных вельмож о благодатном сновидении баронессы и об оставшихся после нее сиротах, прозванных «дочерьми Богородицы », – сказала: «Нельзя Матери Божией, Царице небесной видимо быть тем, чем Она благоволила наречь Себя; это должна исполнить земная царица, Ее верная служительница. Итак я буду им вместо матери»! Когда, по Высочайшему повелению, сироты были из Харьковской губернии привезены в Петербург и представлены во дворец, государыня нежно целовала и прижимала их к своему сердцу, расположила остаться во дворце и дала им отличное воспитание «в страхе Господнем».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

П.И. Панин умер в Москве и по завещанию был похоронен у церкви в Дугино на родовом кладбище. Усадьба перешла в собственность его сына Никиты Петровича Панина (1770-1837), одного из образованнейших людей того времени, известного дипломата и вице-канцлера. В 1801 г., после дворцового переворота, он попал в опалу и более 30 лет, до конца жизни, прожил в Дугино. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. Панину удалось сохранить семейный архив, произведения искусства и др. ценности из своей усадьбы. Разорить усадьбу и окрестные деревни не позволили французским мародерам местные крестьяне, образовавшие несколько партизанских отрядов. Одним из них командовал отставной майор Семен Емельянов (крепостной Паниных, он был отдан в солдаты, участвовал в суворовских походах, за спасение полкового знамени был произведен в офицеры). Вошел в историю народной войны и подвиг старосты хутора Левшино Тимофея Архипова, сжегшего свою избу с 10 французами и ценой своей жизни спасшего от разграбления усадьбу Дугино и соседние деревни. После изгнания французов Н.П. Панин продолжил благоустройство своего имения. В ознаменование победы на его средства в соседнем имении Хотьково был построен новый большой каменный храм во имя Вознесения с приделами во имя великомучеников Параскевы и Никиты. В усадьбе Дугино в 1820-е гг. был построен великолепный усадебный дворец, расширен парк с каскадами прудов, было открыто одно из первых в губернии училище для дворовых мальчиков (до 20 человек), наиболее способные из них определялись затем для дальнейшего обучения в Смоленскую гимназию, по возвращении из которой назначались на различные должности. Усадьбу Дугино унаследовал старший сын, граф Александр Никитич Панин (1791-1850), получивший блестящее образование. В 1812 г. он вступил в ополчение, участвовал в Бородинском и др. сражениях, был в заграничном походе, выйдя в отставку, поселился в усадьбе Дугино. Он закончил строительство усадебного комплекса, получившего свою композиционную завершенность. По сторонам усадебного дворца были построены 2 больших двухэтажных флигеля, соединенных с ним одноэтажными галереями; 2 одноэтажных каменных здания, каждое из которых состояло из двух прямоугольных и одного изогнутого корпусов (этими изогнутыми частями зданий образовывалась полукруглая площадь, в центре которой находилась церковь).

http://sobory.ru/article/?object=39562

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010