В Нижнем Ландехе имеются две земских школы мужская и женская; в мужской обучается более 100 мальчиков ежегодно, в женской в 1897 г. училось 25 девочек. В д. Макарове с 1895 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 29. В д. Воронятах есть школа грамоты; в школе в 1897 г. было 12 мальчиков. Никулинский приход Село Никулино находится в 46 вер. от уездного города и в 170 от губернского. Село Никулино среди народа известно под именем «Николы Нового» в отличие от Якушевской церкви, которую называют «Никола Старый». Отсюда можно заключить, что церковь в Никулине построена позднее, чем в Якушеве, но когда именно, сведений о том не сохранилось. Существующий в настоящее время в Никулине храм построен в 1814 г. на средства прихожан. Престолов в этом храме три: главный во имя Вознесения Господня, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по ценности украшений или древности не имеется. Причта в приходе по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 22 дес., сенокосной 3 дес. и неудобной, поросшей кустарником, 12 дес. 1,278 с.; особого плана на землю нет, а значится она в плане помещичьей земли. Приход состоит из села Никулина и деревень: Иванова (2 вер. от церкви), Макарова (2 вер.), Казакова (6 вер.), Матюшни (6 вер.), Куналищ (8 вер.), Козлихи (3 вер.), Щетинина (4 вер.), Михалихи (3 вер.), Есина (4 вер.), Луполовой (3 вер.), Митина (2 вер.), Верещагина (2 вер.), сельца Гагина (5 вер.), Панина (2 вер.), Башкина (1 вер.), Гмызина (1 вер.), Курникова (3 вер.), Ильина (3 вер.), Серкова (3 вер.), Больших Прудков (4 вер.), Хмельничной (3 вер.), Малых Прудков (6 вер.), Алексеевки (2 вер.), Голчиной (2 вер.), Никитина (7 вер.) и Кулигина (7 вер.), а всего село и 26 деревень, в них по клировым ведомостям числится 317 дворов, 789 душ муж. пола и 1,040 женского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

1222 Проект Валуева обратил на себя Высочайшее внимание. Для рассмотрения законодательных предположений проекта, по воле государя, был учрежден особый временный комитет из духовных и светских членов под председательством графа Панина. Комитет открыл свои заседания в марте 1864 года, окончил в мае. По Высочайшей воле труды комитета сообщены были на рассмотрение московского митрополита Филарета и затем удостоены Высочайшего одобрения в 16 день августа того же 1864 года. 1223 Приведение в действие выработанных комитетом мер положено было производить «постепенно», – сначала касающихся общегражданских прав раскольников. Собственно, в царствование Александра II был издан один закон – о браках раскольников, определявший их права по происхождению и имуществу. Комиссия для раз- 246 работки предначертаний комитета по этому вопросу была образована в 1868 году, 1224 самый же закон издан 19 апреля 1874 года. 1225 Им установлена запись браков раскольников в особые метрические книги; она ведется при волостных правлениях, полицейских управлениях, в столицах же – участковыми приставами, 1226 по формам, утвержденным министром внутренних дел, 1227 причем «исполнение соблюдаемых между раскольниками брачных обрядов ведению полицейских чинов не подлежит»; чрез эту запись «браки раскольников приобретают в гражданском отношении силу и последствия законного брака; 1228 дети раскольников от таких браков беспрепятственно записываются полицией в метрику о родившихся и признаются законными; 1229 венчание в церкви дозволяется лишь с присягою брачующихся «быть в правоверии». 1230 После издания закона о браках раскольников, «для всестороннего обсуждения» остальных предначертаний комитета 1864 года, в 1875 году была учреждена при министерстве внутренних дел новая комиссия из чинов разных ведомств под председательством князя Лобанова-Ростовского. Открыв свои заседания в марте, она окончила их в июне. 1231 Роль комиссии была, по преимуществу, редакционная; её определения в большинстве повторили существенные предначертания комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

115 Среди чудес патр. Иова, помещенных в рукописи Саввино-Сторожевского монастыря 84 вслед за рассказом о погребении Иова, записано, между лрочим, чудо явления Иова Дионисию по поводу устроения последним гробницы. Иов явился Дионисию с такою речью: «поставили вы над гробом моим палатку не по моему приказу: мнй-де палатка строить не тем переводом». Упомянем еще кстати о чуде исцеления Иовом одного Старицкого жителя Ивана Иванова Тулупова, – вероятно какого-нибудь недальнего родственника инока Германа Тулупова. 118 Рук. Моск. Дух. Ак. 201. л. 7. Впрочем, таких рукописей, где находится список игуменов Троицкого монастыря много; напр., см. рук. Рум. муз. 365, л. 83, Рук. Каз. Ак. (бывш. Солов.). 585 (225). 122 В сборнике кн. Хилкова есть отписка, помеченная 1609 тодом и носящая такое надписание: «Отписка Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, келаря Авраамия и соборных старцев воевод князю Дмитрию Трубецкому с просьбою приказать Андрею Палицыну и воеводе Науму Плещееву быть у них в монастыре и о позволении взять на обмен из Московского Богоявленского монастыря «маленького» Осипа Панина (сбор. Хилкова стр. 122). Пометку этой отписки 1609 г. мы не иначе можем объяснить, как ошибкой, потому что ни Дионисий в это время не был Троицким архимандритом, ни князь Дмитрий Трубецкой не был «великие России державы Московского государства боярином и воеводой государем князем», как это значится в отписке. Отписку эту нужно отнести к тому времени, когда уже не было Ляпунова в живых, потому что в ней Троицкие власти пишут на имя одного Трубецкого (У Кедрова в исслед. «Авраамий Палицын», стр. 90, прим.). 125 В рук.Моск.Дух.Ак. есть «новая повесть о преславном российском царстве и великом государстве Московском», написанная не раньше второй половины декабря 1610 г. и не позже начала января 1611г. (см.Жур.Мин.Н.Прос.1887г., ноябрь стр.12).В ней автор обращается к русским людям («православным христианам всяких чинов людем, которые еще душ своих от Бога не отщетили») с увещаниями крепко стать (до крови) за правую веру, а в образец себе взять «крепкостоящий» город Смоленск и патриарха Гермогена.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

1901 г. Оп. 607. Д. 11. Дело о неисправности по службе св[ященника] с. Рогачева Дмитровского уезда Николая Климентова. 1901 г. Оп. 607. Д. 14. Жалоба крестьянина Андреева на священника села Княжева Можайского уезда Сергея Афонского. 1901 г. Оп. 609. Д. 9. По жалобе крестьянина Григория Дементьева на священника села Северного Коломенского уезда Василия Счастьева. 1903 г. Оп. 609. Д. 40. По жалобе землевладельца Сабинского на диакона села Рождествена Рузского уезда Александра Патокина. Оп. 610. Д. 11. По доносу крестьянина Панина на священника села Старой Сытни Серпуховского уезда Константина Чекалова. 1904 г. Оп. 610. Д. 18. Дело по жалобе прихожан церкви села Тарбеева Дмитровского уезда на священника Петра Мячикова. 1904–1905 гг. Оп. 610. Д. 43. Дело по прошению прихожан села Рыбалова Бронницкого уезда об отводе от них священника Николая Уклонского за нетрезвость и немиролюбие. 7 сентября 1904 – 30 мая 1905 гг. Оп. 610. Д. 44. По жалобе крестьянина Молчанова на священника села Язвица Волоколамского уезда Сергия Добролюбова. 2 октября 1904–4 июля 1905 гг. Оп. 611. Д. 17. Дело по жалобе крестьянина Берлюкова на священника села Дятлова Подольского уезда Алексея Беляева. 25 апреля 1905 – 16 января 1908 гг. Оп. 611. Д. 26. По жалобе крестьянина Комарова на священника Успенской церкви села Вышнегорода Верейского уезда Георгия Воздвиженского. 23 июня 1905 – 14 июня 1906 гг. Оп. 611. Д. 33. О диаконе села Сляднева Рузского уезда Димитрия Друганова. 18 июля 1905 г. Оп. 611. Д. 51. О священнике села Середнякова Московского уезда Алексее Терковском, учинившем в метрической выписи по воинской повинности, о рождении, крещении журнала ложную отметку о смерти. Оп. 611. Д. 54. По жалобе крестьянина Егора Ермолаева на священника села Верзилива Серпуховского уезда Николая Беляева . 30 сентября 1905–7 октября 1905 г. Оп. 611. Д. 57. По жалобе крестьянина Орлова на священника села Мышкина Можайского уезда Петра Востокова. 11 октября 1905 – 18 декабря 1906 гг. Оп. 612. Д. 21. По жалобе крестьянки Балалайкиной на диакона Сретенской города Серпухова церкви Ивана Соколова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанна Иерусалимского большого креста. 20 февраля 1799 года, по случаю обручения великой княжны, Александры Павловны, с эрцгерцогом Иосифом, Амвросию пожалован был орден св. Апостола Андрея Первозванного, по которому присвоен ему орден и св. Анны I класса 136 . Преосвященный Амвросий постоянно был отличаем в продолжении трех царствований: во 2-ю половину царствования Екатерины, в царствование Павла и Александра Павловича. Но более всего, мы должны обратить внимание на отношения Павла к митрополиту Московскому Платону, который был его законоучителем. До восшествия своего на престол, Павел питал уважение и дружбу к Платону. Они находились в постоянной переписке, и Павел, и обе великие княгини, особенно Мария, извещали Платона о всякой своей радости и горе. Письма эти носят на себе печать доверия и дружбы наследника престола к своему прежнему наставнику. Извещая, например, Платона о рождении Александра Павловича, Павел писал ему: «поделите со мною радость мою, Вы, участвующий во всем том, что до меня касаться может, Вы, знавший чувства мои и притом расположение мое к отечеству моему» 137 . Павел извещает Платона о беременности великой княгини и просит его порадоваться вместе с ним 138 ; он просит Платона разделить с ним скорбь по случаю смерти Панина 139 , почти каждое письмо свое к Платону, Павел заключает уверением его в своей к нему дружбе и просьбой его дружбы для себя. «Прошу быть уверенным», пишет к нему Павел 27 мая 1774 года, «в дружбе моей к вам. По желании вас видеть, как можно скорее, остаюсь на веки вашим верным другом» 140 . «Чрезмерно радуюсь», писал он в другой раз, «что нахожу случай уверить Ваше Преосвященство в кратких словах о совершенном моем к вам уважении и отменном почитании, какое я во всю жизнь к вам буду иметь, а вас прошу сохранить ко мне вашу дружбу» 141 . О дружбе, существовавшей между великим князем и Платоном, знали все, и потому тотчас по восшествии первого на престол нашлись люди, которые, опасаясь, по словам Платонова жизнеписателя, что он подчинит императора своему влиянию, постарались расстроить эту дружбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

По окончании всех войн России с Францией и по возвращении союзных войск из-за границы 435 стали жить у нас по соседству Голицыны: князь Дмитрий Владимирович и жена его Татьяна Васильевна. Ни в одном из наших русских княжеских родов не было столько замечательных лиц, как в Голицыных; но в Москве всех известнее князь Дмитрий Владимирович и князь Сергий Михайлович. Князь Дмитрий Владимирович был брат Екатерины Владимировны Апраксиной и Софьи Владимировны Строгановой; он имел еще старшего брата Бориса Владимировича, который был очень хорош собой, умен и по своему времени получил воспитание, как немногие. Мать этих Голицыных княгиня Наталья Петровна, про которую я уже и рассказывала, 436 кроме того, что женщина от природы очень умная, была и великая мастерица устраивать свои дела. Муж ее, бригадир в отставке, очень простоватый был человек с большим состоянием, которое от дурного управления было запутано и приносило плохой доход. Чтоб устроить дела, княгиня Наталья Петровна продала половину имения, заплатила долги и так хорошо все обделала, что когда умерла, почти что ста лет от роду, то оставила с лишком шестнадцать тысяч душ. Нахожу, что я мало рассказала про эту очень известную в свое время женщину, и потому при случае доскажу о ней все, что припомню. Отец ее, граф Петр Григорьевич, имел еще братьев Григория и Захара, которые оба с молодых лет вертелись при дворе Елизаветы Петровны, и великая княгиня Екатерина Алексеевна (впоследствии Екатерина II) оказывала им явное предпочтение, и из-за этого они очень пострадали и одно время даже были удалены от двора. Впоследствии, при Екатерине, им зато очень повезло, и все три брата пошли очень высоко. Был еще и четвертый, которого по имени назвать не умею; он умер молод при Елизавете, 437 не будучи женат, а остальные братья стали важными особами: Петр Григорьевич был посланником при нескольких дворах 438 и долгое время находился при версальском и дочерей своих, Дарью и Наталью, воспитал в чужих краях. Дарья Петровна была за графом Иваном Петровичем Салтыковым, сыном известного Петра Семеновича, при котором мой свекор, Александр Данилович Яньков, был адъютантом. Граф Иван Петрович всегда был очень расположен к моему свекру, помня, как тот с ним возился в молодости, и до конца его жизни находился с ним в наилучших дружественных отношениях; ему принадлежало село Марфино, которое он и отдал в приданое за своею дочерью, вышедшею за графа Григория Владимировича Орлова. Сестра его, графиня Софья Владимировна, вышла за графа Панина, и так Марфино почему-то и перешло в род Паниных. Ивана Петровича да Дарью Петровну я знавала, и мы с мужем раза с два бывали у них в Марфине и в Москве, в то время как он был главнокомандующим; и муж, и жена – оба умерли в начале 1800-х годов, и вскорости один после другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Именным указом имп. Николая I от 10 апр. 1832 г. было объявлено решение о строительстве на месте М. А. м. храма Христа Спасителя. Поиском места для переноса обители ведал митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) . В 1832-1837 гг. предлагалось 2 места для перевода мон-ря: Бородинское поле и Измайловский о-в в Москве. От 1-го отказались почти сразу, после отзыва вдовы ген.-майора А. А. Тучкова, а переписка относительно Измайловского о-ва затянулась на 5 лет: в числе прочего принимались во внимание ценность памятников царского дворца в Измайлове и тот факт, что они принадлежали дворцовому ведомству, а не мон-рю. Решение о переносе М. А. м. в с. Красное было принято 25 марта 1837 г., после того как даниловский архим. Гавриил (Воскресенский) осмотрел ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Красном. Переезд сестер 17 окт. 1837 г. сопровождался крестным ходом через Мясницкую ул. и Красные ворота. Митр. Филарет встречал крестный ход на новом месте; в мон-ре хранилась «переходная» икона святых Филарета, Осии и Феодота, в надписи на обороте к-рой говорилось об основании мон-ря 7 июля 1837 г. и его переносе в том же году по благословению митр. Филарета (ЦГИА СССР. Ф. 796. Оп. 113. Д. 598; Токмаков. 1896. С. 45-49). После разборки зданий М. А. м. были проведены раскопки, в результате к-рых найдены 3 каменных гроба, нательные кресты и монеты XV-XVII вв., остатки кладбища с надгробиями кон. XVI - нач. XVII в. В более ранних слоях обнаружены редкие монеты IX в., на глубине 3 саж. (6,4 м) - кости мамонтов ( Токмаков. 1896. С. 98-99). Были также найдены чугунная квадратная плита с надписью: «1702 ce cosii дали по милости Вышняго князь Иван Петрович да князь Матвей Петрович Гагарины» и каменные надгробия кн. С. Ю. Щербатова († 1730), кнг. С. Ю. Мещерской († 1731), камер-коллежского советника В. А. Панина († 1757). На паперти монастырского собора находился памятник ген.-аншефу Ивану Васильевичу Панину († 1736) и его жене А. В. Эверлаковой (Паниной; † 1763), родителям Петра и Никиты Паниных. По описанию Малиновского, это был «четвероугольный памятник с белою урною и бронзовыми гербами». В зап. стене Алексиевской ц. имелось лепное надгробие ген.-аншефа кн. А. И. Шаховского († 1737). В мон-ре сохранялись надгробия: дядьки царевича Иоанна Алексеевича боярина Б. Г. Юшкова († 1713); игум. Феофании (Пашковой; † 1757); жены сенатора Ю. С. Нелединского-Мелецкого, урожд. кнж. А. М. Долгоруковой; князей Загряжских, Мещерских и Щербатовых ( Токмаков. 1896. С. 39; Малиновский. 1992. С. 135). Иконостас Преображенского собора после разборки мон-ря был передан в с. Бородино, икона прп. Алексия из местного ряда собора и икона св. Иоанна Крестителя из иконостаса трапезной отправлены в с. Новоспасское-Деденево Дмитровского у. (ЦГИАМ. Ф. 1175. Оп. 1. Д. 501). На новое место были перенесены чудотворные Грузинская икона Божией Матери из Алексиевской ц. и образ Божией Матери «Целительница» из Тихвинского придела ( Токмаков. 1896. С. 53).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

15 июля 1940 года церковь была закрыта под школу, но использовалась под нужды колхоза. В это время были утрачены многие иконы и церковные принадлежности. Когда церковь в 1992 году вернули верующим, она находилась в очень плачевном состоянии, что неудивительно, ведь помещение использовалось для хранения химических удобрений, которые не только уничтожили все росписи, но и разрушительно сказались на состоянии стен и пола. Тем не менее, благодаря стараниям первого настоятеля храма, ныне покойного архимандрита Поликарпа (Гришина), церковь Параскевы Пятницы не только вернула себе былое величие — она буквально преобразилась. Поначалу во время службы через разрушенную крышу на пол стекала дождевая вода. Не было отопления и бабушки во время службы откалывали с пола лёд. Но совместными усилиями архимандрита Поликарпа, жителей села и, конечно, благодетелей храм восстановили. Было возведено ограждение вокруг храма, построены новые ворота и ступени, отреставрирован фундамент. Дорога к храму сейчас красиво вымощена тротуарной плиткой, установлены фонари. Осуществилась и главная мечта архимандрита Поликарпа: возведён третий ярус с колокольней и позолоченным луковичным куполом. Теперь благовестный звон храма слышно издалека. Спустя время стали возвращаться в храм утерянные святыни. Сейчас здесь находятся почитаемые образы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших», скульптурный образ святителя Николая Чудотворца. Кроме того, многие прихожане приходят поклониться иконе святой великомученицы Параскевы Пятницы, с которой связана чудесная история. «Когда-то этот образ был написан для одной семьи — так сказать, семейная реликвия, — говорит отец Иоанн. — В годы советской власти в семью пришли красноармейцы и стреляли в мать семьи, но попали в икону, которую женщина прижала к груди. Тем самым мать осталась жива. В нынешнее время благочестивые родственники семьи передали нашему храму эту икону, как свидетеля чуда и напоминание о тех страшных годах». Есть у храма и свой заступник и молитвенник перед Богом. Это последний перед закрытием настоятель церкви Пётр Крестов. Он был арестован в 1938 году и погиб в заключении. Сегодня отец Пётр прославлен в Соборе новомучеников и исповедников рязанских как священномученик. Перед его иконой приходят помолиться многие жители Панина.

http://sobory.ru/article/?object=17851

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить устав Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии.   ЖУРНАЛ 41 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении ректоров по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить протоиерея Владимира Чувикина от должности ректора Николо-Перервинской духовной семинарии, с выражением благодарности за понесенные труды и назначением почетным ректором Николо-Перервинской духовной семинарии, и назначить на должность ректора упомянутой семинарии сотрудника Учебного комитета Русской Православной Церкви иеромонаха Аполлинария (Панина). 2. Освободить игумена Иоанна (Рубина) от должности ректора Николо-Угрешской духовной семинарии в связи с истечением пятилетнего срока полномочий, с выражением благодарности за понесенные труды, и назначить на эту должность клирика Гатчинской епархии иеромонаха Кирилла (Зинковского).   ЖУРНАЛ 42 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о прошениях епархиальных архиереев, в сопровождении рапортов протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о назначении ректоров епархиальных семинарий в связи с истечением пятилетнего уставного срока полномочий. Справка: Согласно типовому уставу семинарий: «Ректор семинарии назначается на должность сроком на пять лет (освобождается от должности, в том числе досрочно) на основании указа епархиального архиерея в соответствии с определением Священного Синода (с правом переназначения ректора семинарии на новый срок без ограничения количества переназначений)». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Переназначить на пятилетний срок на должности ректоров: а. Барнаульской духовной семинарии — митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия; б. Белгородской духовной семинарии — протоиерея Алексия Куренкова; в. Донской духовной семинарии — протоиерея Тимофея Фетисова; г. Казанской духовной семинарии — митрополита Казанского и Татарстанского Феофана; д. Калужской духовной семинарии — митрополита Калужского и Боровского Климента; е. Коломенской духовной семинарии — епископа Зарайского Константина;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5664125...

Но это не могила. Это просто памятник митрополиту Вениамину. Где находится настоящая могила четырех новомучеников, никто не знает... Нет на воле в нашем городе и доступного для всех храма священномученика Вениамина. Только часовенка, спрятавшаяся в жилом доме невдалеке от Дома Евангелия, расположившегося в храме, который и должен был стать храмом в память новомучеников петроградских. Почему-то всегда, когда я бывал, там дули ледяные ветры, клубилась пыль, свиваясь в столбы у расположенных вокруг центров дианетики и прочих, подобных им учреждений. Зато на Никольском кладбище у креста-памятника почему-то всегда тепло. В разное время года, при разных ветрах и погодах бывал я здесь, но тепло было всегда... Сюда, в это духовное тепло, и идут православные люди, чтобы, осенив себя крестным знамением, произнести: «Святый, священномучиниче Вениамине, митрополит Петроградский, моли Бога о нас!» «Святый священномучениче Сергие, моли Бога о нас!» «Святые мученики Георгий и Иоанн, молите Бога о нас!» 1 Так назывался общественный Всероссийский комитет помощи голодающим (ВК Помгол), созданный летом 1921 года по инициативе патриарха Тихона, в состав которого входили Максим Горький, графиня Софья Панина, Вера Фигнер, бывший председатель II-й Государственной Думы Фёдор Головин, экономист Сергей Прокопович и его жена Екатерина Кускова, а также Л.Б. Каменев и А.И. Рыков и др. Постановлением Президиума ВЦИК от 27 августа 1921 года по указанию В.И Ленина ВК Помгол был распущен и образован ЦК Помгол – правительственная Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК. 11 Тогда после всенощной в Покрово-Коломенской церкви отслужили два акафиста перед чудотворными иконами Спасителя и Скорбящей Божией Матери, принесенными в храм, а потом совершили в час ночи крестный ход, и в два часа приступили к литургии. 51 Мы же вспомним здесь злобно-завистливые подсчеты богатств монастырей и церквей из статьи Галкина-Горева, о которой уже писали. 75 Григорий (Чуков), митрополит. Дневники 1918–1922 годов. (Последние годы святительства митрополита Вениамина.)//СПб ЕВ. [Вып.] 32. 2004. С. 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010