51 Архиепископ Глеб (Смирнов Иван Иванович, 1913–1987) происходил из семьи священника, получил техническое образование и занимался административно-технической работой в Рязани и Рязанской обл. В 1953 г. рукоположен во диакона, а в 1957 г. принял сан священника. Служил в храмах Рязани, а также в с. Михайлово и Летово Рязанской епархии. С 1973 г. – настоятель Борисоглебского кафедрального собора в Рязани и секретарь епархиального управления. В 1976 г. пострижен в монашество и вскоре хиротонисан во епископа Орловского и Брянского. Скончался в сане архиепископа, погребен в с. Летово Рязанской обл. 52 Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь был основан в XIX в. в Эстонии на месте явления Пресвятой Богородицы и обретения Ее образа Успения. На торжественном открытии монастыря в 1891 г. присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский , который покровительствовал обители. Монастырь никогда не закрывался. С 1968 г. до настоящего времени обителью управляет игуменья Варвара (Трофимова). 53 Блаженная монахиня Екатерина (Малков-Панина Екатерина Васильевна) родилась 15 мая 1889 г. в Финляндии в семье военного инженера. В 1900 г. семья переехала в Гатчину, а затем в Петербург. В 1912 г. Екатерина по окончании естественного факультета Бесстужевских курсов работала в Энтомологическом обществе. В 1914 г. окончила курсы сестер милосердия и служила в госпитале. В 1919 г. с родителями переехала в Эстонию и в 1922 г. поступила в число послушниц Пюхтицкого монастыря. Долгое время жила в Гефсиманском скиту. В 1942 г. вынуждена была покинуть обитель, чтобы дохаживать престарелых родителей. После их кончины в 1948 г. вернулась в монастырь и жила в богадельне. Юродствовала, обладала даром прозорливости. 5 апреля 1966 г. пострижена в мантию с сохранением прежнего имени. Скончалась 5 мая 1968 г. 54 В 1957 г. в Псково-Печерский монастырь прибыли 7 человек братии Ново-Валаамского монастыря (в 1939 г. древний Валаамский Спасо-Преображенский монастырь был эвакуирован с островов Ладожского озера в Финляндию). Это были старцы: иеросхимо-нах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов), схимонах Герман (Соколов), игумен Геннадий, иеросхимонах Иоанн и монах Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Уравнение – превращение привилегий некоторых классов в общие права всех. Павел [превращал] равенство прав [в] общее бесправие. Учреждения без идей – чистый произвол. Планы [Павла возникали] из недобрых источников, либо из превратного политического понимания, либо из личного мотива. Всех более страдали неопределенностью и произволом отношения землевладельцев к крепостным крестьянам. По первоначальному своему значению крепостной крестьянин был тяглый хлебопашец, обязанный тянуть государственное тягло, и как государственный тяглец должен был иметь от своего владельца поземельный надел, с которого мог бы тянуть государственное тягло. Но небрежное и неразумное законодательство после Уложения, особенно при Петре Великом, не умело оградить крепостного крестьянского труда от барского произвола, и во второй половине XVIII в. стали нередки случаи, когда барин совершенно обезземеливал своих крестьян, сажал их на ежедневную барщину и выдавал им месячину, месячное пропитание, как бесхозяйным дворовым холопам, платя за них подати. Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времен дяди Тома. Павел был первый из государей изучаемой эпохи, который попытался определить эти отношения точным законом. По указу 5 апреля 1797 г. определена была нормальная мера крестьянского труда в пользу землевладельца; этой мерой назначены были три дня в неделю, больше чего помещик не мог требовать работы от крестьянина. Этим воспрещалось обезземеление крестьян. Но эта деятельность в уравнительном и устроительном направлении лишена была достаточной твердости и последовательности; причиной тому было воспитание, полученное императором, его отношения к предшественнице – матери, а больше всего природа, с какой он появился на свет. Науки плохо давались ему, и книги дивили его своей безустанной размножаемостью. Под руководством Никиты Панина Павел получил не особенно выдержанное воспитание, а натянутые отношения к матери неблагоприятно подействовали на его характер Павел был не только удален от правительственных дел, но и от собственных детей, принужден был заключиться в Гатчине, создавши здесь себе тесный мирок, в котором он и вращался до конца царствования материи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но... 1) академик Л. В. Даль употребление этого способа рубки видел не более 30 лет тому назад и потому, за неимением других доказательств, считал «более вероятным, что эта церковь ... построена в XVI веке» 267 2); замечательно, что из трех приведенных нами в сем описании писцов (составителей писцовых книг: 1583, 1628 – 1629, и после 1645 гг.), ни один не упоминает, чтобы Лазаревская церковь была построена самим основателем монастыря. Между тем в подобных случаях писцы, если не всегда, то не редко означили, что такое то здание построено именно основателем... Возьмем, наприм., первого писца Андрея Плещеева, описавшего Муромский и Палеостровский монастыри; при описании Лазаревской церкви перваго монастыря он не говорит – кем она построена, тогда как при описании палеостровских зданий означает – кем они построены: «в Палеостровском острове, на Онеге озере, пишет Плещеев, монастырь общей Рожественской Пречистыя Богородицы, да церковь Николы Чудотворца, да церковь теплая – Илья Пророк, с трапезою, древянные, а церкви поставления и церковное строение преподобнаго игумена Корнилия...» 268 Дальнейшие писцы, при описании Палеостровскаго монастыря всегда означали постройку преподобнаго. Так «в отдельных книгах во 7098 (1590) году, августа 5 дня написано: на Палеостровском острову, на Онеге озере, церковь Рожества Пресвятыя Богородицы, да церковь – Никола Чудотворец, да церковь теплая – Илья Пророк, с трапезою, деревянная, а церкви поставленные и церковное строение прежнего игумена Корнилия...» 269 . «В писцовых книгах письма и меры Петра Воейкова, да дьяка Ив. Лонского, 124 и 125 (1616–17) гг... написано: на Вспальевском острову, на Онеге озере, монастырь Рожественской общей, а на монастыре церковь Рожества Пречистые Богородицы, верх шатровой высок; церковь Николая Чудотворца клецки, церковь теплая – Илья Пророк, с трапезою, – все три церкви древянныя... строение старинное, прежняго игумена Корнилия…» 270 . В писцовых же книгах Никиты Панина с подъячими Раковым и Копыловым 1628–1629 гг. упоминается, что Рождественская « церковь изгорела во 134 (1626) году» 271 , две же другие – «Николы Чудотворца, древянна, клецки, с трапезою, в верх на каменное дело», да «св. пророка Ильи древяная, теплая, с трапезою и с келарскою, верх шатрово» 272 , – продолжали еще существовать и, по всей вероятности, существовали почти весь XVII в., т. е. до самаго сожжения их раскольниками; по крайней мере дальнейшие писцы, описывая монастырь, не упоминают, чтобы церкви эти были построены вновь... Следовательно, если согласиться с мнением, относительно основания Палеостровского монастыря в конце XII века, то окажется, что церхви эти существовали более четырех с половиною веков; если же монастырь основан позже – в начале XIV или конце XIII вена, так и тогда получится более трехсот лет...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переговорив с Алексеем Орловым на дороге, Дашкова возвратилась домой и в страшном волнений легла в постель, чтоб не возбуждать подозрения в прислуге. Вдруг сильный удар в дверь с улицы заставил ее затрепетать. Она вскочила с постели и велела впустить, кто бы ни стучался. Вошел неизвестный молодой человек и объявил, что он Федор Орлов. «Я пришел, – сказал он, – спросить, не слишком ли рано ехать брату к императрице, полезно ли ее беспокоить преждевременным призывом в Петербург?» При этих словах Дашкова вышла из себя. «Вы потеряли самое дорогое время, – закричала она, – что тут думать о беспокойстве императрицы! Лучше привезти ее в обмороке в Петербург, чем подвергать заточению в монастырь или возведению на эшафот вместе со всеми нами». Молодой Орлов ушел, уверяя Дашкову, что брат его немедленно поедет в Петергоф. Можно сказать, что, принимая все это невыдуманным, отчего не допустить догадку, что вожди предприятия, не любя Дашковой и не доверяя сестре фаворитки, внутренне смеялись над распоряжениями Дашковой, когда уже они давно были решены между ними и Екатериной, что Григорий Орлов пришел к ней потому, что искал Панина, что встреча с Алексеем Орловым, возвращавшимся от Рославлева, была случайная, что, наконец, младший Орлов пришел ночью к Дашковой за тем только, чтоб узнать, что делает и думает другая Романовна, не затеяла ли чего-нибудь в пользу близких родственников, а если верна императрице, то не замыслила ли, незваная, непрошеная, вмешаться в дело? Но оставим догадки и обратим внимание на свидетельства неоспоримые: в списке наград за участие в событии 28 июня назначено: «Гетману, князю Волконскому, Панину по 5000 пенсиона» и непосредственно за ними: «Дашковой 12000». Кроме того, от 5 августа сохранилась записка Екатерины: «Выдать княгине Катерине Дашковой за ее ко мне и к отечеству отменные заслуги 24000 рублей». Екатерина занимала в Петергофе павильон Монплезир. В шесть часов утра 28 июня она была разбужена Алексеем Орловым, который вошел в ее комнату и сказал совершенно спокойным голосом: «Пора вставать: все готово для вашего провозглашения».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Приведя эти воспоминания, Сергей Алексеевич добавил: «За служение молебнов на дому в те времена запросто можно было отправиться в ссылку». Рядом с домом Филатовых располагался дом, хозяйкой которого была Татьяна Федоровна Панина († 27 октября 1941 г.). Она была старостой и летнего, и зимнего храмов. Её сын, Николай Васильевич Панин (1906–1933), полюбил отца Варсонофия и выразил желание принять монашество. Постригал его в 1926 году архимандрит Лев (Егоров) и дал ему имя Нектарий. Вскоре юный монах получил сан иеродиакона и стал усердно помогать батюшке по храму. Отец Нектарий страдал бронхиальной астмой, от которой и скончался 30 марта 1933 года в ссылке близ Алма-Аты на станции Или в возрасте 27 лет. Образовалась дружная духовная семья, которой мудро руководил отец Варсонофий, имевший дар рассуждения и утешения. Это был плод его сердечной умной молитвы. Из живого общения со старцами в Оптиной пустыни и на Валааме он знал, каким должно быть старческое окормление человеческих сердец. Обретя сердечной умной молитвой путь ко Господу, он примером своей жизни стремился вести по нему и своих духовных чад. Утверждал он их на том пути кротким и ласковым с ними обращением. Поучал и наставлял отец Варсонофий редко. Запомнилось его любимое изречение: « Любовь и кротость и зверя делают человеком». Избегал он делать и какие-либо замечания. Если во время утреннего или вечернего правила сестры, бывало, рассмеются, батюшка ласково им скажет: «Сестры, начнем сначала». Знаменательно то, что, имея дар рассуждения и дар прозорливости, отец Варсонофий, внимательно выслушав обращающегося к нему с вопросом, затем обыкновенно ласково говорил ему: «Я пирожок ни с чем». И Господь по молитве отца Варсонофия устраивал все так, что вопрошавший постепенно получал нужный ответ на беспокоивший его вопрос. Проповеди в храме отец Варсонофий говорил крайне редко. В Великий Пяток проповедь положена по Уставу, поэтому, предварительно написав её, он затем и оглашал написанное. Одна из этих проповедей сохранилась и ниже она приводится. Беседы же с сестрами по воскресным дням отец Варсонофий вел. Тезисы одной из них будут рассмотрены далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Обе сестры со временем пожалованы фрейлинами. Чернышева пользовалась дружбой великой княгини Екатерины Алексеевны, и проводила с нею критическую ночь перед возведением ее высочества на императорский престол 11 . Знаменитые сестры, храня живое, благоговейное воспоминание о чудесном устроении своей судьбы, делали важные пожертвования для Покровского храма, заключающего в себе Ахтырскую икону Божией Матери. Графиня А. Р. Чернышева построила вблизи него другой каменный во имя Рождества Христова храм с жилыми по обеим сторонам нового храма комнатами, где она нередко проживала по целым месяцам и хотела провести последние дни свои. В этом храме три картины – дар храмоздательницы – принадлежат кисти знаменитого испанского живописца Мурильо († 3 авг. 1682 г.) и приобретены за весьма дорогую цену. В соборный Покровский храм пожертвованы ею: напрестольное Евангелие (изд. Моск. 1759 г.), обложенное серебряными досками, весом 2 пуда 22 ф., и оцененное в 15,000 руб. ассигн., – сребровызолоченный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруд, а бриллиантовые знаки ордена св. великомученицы Екатерины, Высочайше пожалованные графине, возложены по ее желанию на ризу чудотворной иконы. Графиня М. Р. Панина прислала в дар Евангелие в 5000 р., весом 1 п. 30 ф., «ради ежедневного за упокой поминовения о душах в Бозе почивших родителей ее, коих тела ею же дочерью перенесены и положены в сию св. церковь 1770 года, мая 18-го дня». Но в следующем году и она погребена была в том же храме при гробах родителей ее 12 . Чернышева жила долго и старость свою проводила в Чичерске – местечке Могилевской губ., которое, по Высочайшему изволению, было на правах города, имело свою полицию, почтовую экспедицию и прочие учреждения, зависевшие во всем от графини. Она помещалась в деревянном флигеле, отстоявшем от графского замка или дворца на расстоянии одной версты, и за свою странную – затворническую жизнь называла себя чудачкою. Не легко было проникнуть к ней, пишет о. Мельхиседек. Надлежало, прежде всего, войти или въехать в решетчатые ворота. Они были, обыкновенно, отворены, но за ними неподалеку следовал высокий забор с калиткой, и тут поставлена была стража из шести человек. Как скоро показывался гость, стража начинала бить деревянными молотками в забор, для извещения графини. Затем новая преграда – другой забор с калиткою, запиравшеюся извнутри двора. На дворе перед флигелем разведен был цветник, и тут же на грядках росли: пшеница, рожь, просо, ячмень и т.п. Через сени вводили гостя в большую залу, окна которой снаружи все были закрыты глухими ставнями; она походила на моленную: до 12-ти лампад теплилось пред образами (из них большая часть – Богородичные), на аналое псалтирь читала вслух монахиня Агния, или одна из девиц, звучным и приятным голосом, а графиня слушала, покоясь по старости на софе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Даже и главы статей сходны с оглавлением ученика Александра. Есть немногие видоизменения, так напр. вместо: «о взыскании отрока», я написал: «разыскивание отрока», вместо: «о изшествии из дому матери своей», я написал: «удаление Илии из дому своей матери», прибавил только название глав, назвав 1-ю главу: «Жизнь преп. Иринарха до монашества», 2-ю «Жизнь преп. Иринарха в монашестве» и так далее. Монастырский список 1753 года, которым и пользовался при составлении сего жизнеописания, проверил с другим монастырским списком XVIII–XIX в., своим XVIII в, и списком крестьянина Груздева XIX в. Все они между собою сходны, кроме размещения чудес. В некоторых они написаны все по порядку, как при жизни совершившиеся, так и по смерти, в других сначала чудеса при жизни, потом преставление преп. Иринарха, и наконец чудеса по смерти, как и следует их расположить, как и я расположил. Приложенные здесь 6 изображений преп. Иринарха в житии рисованы безвозмездно иконописцем Иваном Ивановым Самойловым в 1855 году, крестьянином села Борисоглебских слобод, имения графа Панина, теперь уже умершим, а 6 на больших листах в 1862 году перерисованы безвозмездно же З. Фон-Берг с рисунков, написанных в том же 1855 году. Не желая, чтобы все это, подготовленное еще в 1855 году на месте, как-нибудь утратилось или предано было забвению и исполняя давнишнюю просьбу жителей села Борисоглебских слобод издать в свет все изображения преп. Иринарха с его трудами, при жизнеописании чрез напечатание отдельною книжкою по цене доступной и бедному классу людей, я решился обнародовать это чрез напечатание, стараясь сделать это издание с картинками, сколько возможно доступным по цене и бедному классу людей, дабы и богатые, и бедные, и близь живущие, и в отдалении от угодника Божиего Иринарха, видя наглядным образом великие труды и подвиги его умилялись душею, говоря так: «Вот как угодник Божий Иринарх с тою же плотию и кровию, как и мы, изнурял свою плоть постом, молитвами и великими трудами, коих, по смерти его, у нас на Руси еще никто не предпринимал, и предпримет ли кто».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Панины Василий Панин убит был в казанском походе 1530 года. Дмитрий Матвеевич, Фома и Андрей Панины находились рындами при Царевиче Иоанне Иоанновиче в 1569 и 1571 годах; Никита и Фёдор Панины упоминаются, в октябре 1572 года, на третией свадьбе Царя Uoahha IV . Никита Фёдорович за усердную службу пожалован, от Царя Михаила Феодоровича, в 1626 году, прибавкою ста тридцати рублей к окладу 168 ; из сыновей его, Василий Никитич († в сентябре 1674) находился думным дворянином при Царе Алексее Михайловиче; сын его Василий был стольником, сперва при Царице Марие Ильинишне, потом при Царе Феодоре Алексеевиче, а другой сын Никиты Фёдоровича, Иван Никитич, имел дочь Прасковью Ивановну, за князем Дмитрием Васильевичем Ромодановским и сына Ивана Ивановича, († 17 марта 1702), бывшего стольником, воеводою в Польше в 1666 году, и в Саранске в 1671 году, и сын коего, Алексей Иванович, служил генерал- майором и скончался 2-го марта 1762 года, а дочь, Фёкла Ивановна, была за генерал-майором князем Михайлом Юрьевичем Щербатовым. Андрей Тимофеевич был стольником при Царе Феодоре Алексеевиче. Из Древней Российской Вифлиотеки, мы видим, что 19 марта 1687 года патриарх Иоасаф отпевал Иллариона Панина, в церкви Святого Николая Чудотворца, что в Толмачах, за Москвою-рекою. Двенадцать Паниных владели населёнными имениями в 1699 году. Андрей Васильевич служил генерал-майором при Петре Великом; сестра его Дарья Васильевна была за князем Дмитрием Андреевичем Щербатовым; а брат, Иван Васильевич, храбрый воин и муж добродетельный (рождение 1673 † 11 мая 1736), находился, при Петре Великом, генерал-майором, а при Императрице Анне Иоанновне генерал-поручиком и сенатором. Он женат был на Аграфене Васильевне Эверлаковой (рождение 1688 † 20 августа 1753), имел двух дочерей: Александру Ивановну (рождение 1711 † 1786) за обер-шталмейстером князем Александром Борисовичем Куракиным; Анну Ивановну (рождение 1717 † 12 июня 1745), за действительным тайным советником Иваном Ивановичем Неплюевым, и двух сыновей: Никиту и Петра, которые оба прославив имя Паниных в русской истории, и оба возведены были Екатериною Великою, 22 сентября 1767 года, в Графское Российской Империи достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Хоть уже началась весна и днем текут ручьи, я успел еще сделать 17й поход на лыжах. С 21 по 25 марта у нас гостили Настя Заспелова и Леля Панина. Эли им очень обрадовалась. А я, проводив гостей, поехал с Эли в направлении Толгского монастыря и там катался на лыжах (18й тур). 30 марта в районе села Введенское я сделал свой 20й лыжный тур. Прошел 4 км, несмотря на то, что снег был влажный и прилипал. Всего за зиму 1968/69 г. я сделал 28 лыжных походов, в том числе побывал в деревне Терешковой Никульское в Тутаевском районе». Еще из записей митрополита Иоанна: «Эли очень любила сидеть на маленьком балкончике, освещенном солнцем, и наблюдать деревья, небо, цветы. Там 16 апреля она впервые услышала свист скворца и потом регулярно наблюдала их жизнь. Скворцы не захотели жить у нас и улетели. Говорят, что они напугались людей, которых видели на террасе. Мы не завешивали окон. Впрочем, думаю, не обошлось и без кошек! Под 6 июня она запишет, что видела скворцов в лесу летающими вместе со своим молодым поколением… …Участились наши геологические экскурсии: изучение морен и содержащихся в них валунов. Кульминацией этих работ был приезд, вместе с Ниной Дмитриевной, специалистов по четвертичным отложениям – Лидии Дмитриевны, Инны Сергеевны и Галины Андреевны. Мы совершали маршруты по обоим склонам долины реки Трубеж, на север до Нагорья». А вот как приезды в Переславль вспоминает бывшая студентка митрополита Иоанна инженер-геолог Галина Андреевна Осипова: «Мы поехали к нему в Переславль-Залесский, где он по приезде изза границы поселился в маленьком, более чем скромном домике напротив древней церкви. В Ташкенте последний раз мы встретились в 1948 году на улице Карла Маркса рядом с университетом. Очень обрадовались друг другу, поговорили и тепло расстались, как добрые старые знакомые. Меня нисколько не удивила его необычная черная монашеская одежда. Так как я уже знала, что он оставил геологию и ушел в священнослужители. Потом я надолго потеряла Константина Николаевича, жизнь разбросала нас в разные стороны. Нина Дмитриевна переехала в Москву, наша семья во Владивосток, а Константин Николаевич в сане митрополита многие годы находился за границей. В 1966 году, когда он находился в США, через Патриархию узнали его адрес. Я написала ему, и 14 января 1967 года получила от него первое письмо. С тех пор до декабря 1988 года наша переписка не прерывалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Император 31 октября 1801 г. писал послу в Лондоне графу С. Р. Воронцову: «Я буду стараться следовать преимущественно национальной системе, то есть системе, основанной на пользе государства, а не на пристрастии к той или иной державе, как это часто случалось. Если я найду это выгодным для России, я буду хорош с Францией, точно так же, как та же самая выгода России побуждает меня теперь поддерживать дружбу с Великобританией». Но вскоре граф В. П. Кочубей, заменивший в сентябре 1801 г. графа Панина, заметил первые признаки дружбы Царя в отношении Пруссии. Касательно Турции Император Александр стремился «поддерживать всеми силами государство, слабость и дурная администрация которого служат драгоценным ручательством безопасности». В январе 1801 г. последовало в Люневиле заключение Наполеоном мира с Австрией, по которому течение Эча и Рейна признаны границей Франции. 15 июля заключен им конкордат с папой Пием VII. В марте 1803 г. последовал Амьенский мир с Англией, обязавшейся вернуть о. Мальту ордену иоаннитов. В Европе, взбаламученной французской революцией, временно наступил мир. В мае 1802 г. Император Александр прибыл в Ригу. У заставы народ выпряг лошадей и вез экипаж в замок. 29 мая он прибыл в Мемель, где король Фридрих Вильгельм III произвел смотр прусским войскам. С этого времени, по словам друга Александра князя Адама Чарторыского, началось между Государем и королевой Луизой «платоническое кокетство», род связи, который особенно ему нравился. В 1806 г., вспоминая мемельское свидание, Чарторыский писал Императору Александру: «Интимная дружба, которая связала Ваше Императорское Величество с королем после нескольких дней знакомства, привела к тому, что Вы перестали рассматривать Пруссию как политическое государство, но увидели в ней дорогую Вам особу, по отношению к которой признали необходимым руководствоваться особыми обязательствами». С 1803 г. посол в Париже граф Морков обострил отношения с Францией. Он был отозван. Делами посольства стал ведать Убри. В 1804 г. пораженные и встревоженные европейские народы снова обратили свой взор на Францию. Там в знаменитом соборе Парижской Божией Матери папа Пий VII короновал в мае корсиканца Наполеона Бонапарта, избранного всенародным голосованием (плебисцитом) императором Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010