Таким образом, лесковский «рождественский рассказ» «Запечатленный Ангел» – этот, по слову А.А. Измайлова, «Василий Блаженный в письменности» – явился образцом «редкого отеческого художества», которое возможно только при условии высочайшей нравственности, красоты духовной самого художника, творца прекрасного, вдали от суеты и корысти.  Знаменательна в повести фигура отшельника Памвы, который «весь любовью одушевлён». Образ жизни в лесном ските смиренного «анахорита», «беззавистного и безгневного» отца Памвы: «согруби ему – он благословит, прибей его – он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением!» – напоминает житие аскета-пустынника преподобного Серафима Саровского, с его тяжёлым и скорбным и в то же время благодатным путём подвигов молитвы и самоотречения. Как замечал знаток древнерусской религиозности Г.П. Федотов: «найдётся иногда лесной скиток или келья затворника, где не угасает молитва. Преп. Серафим распечатал синодальную печать, положенную на русскую святость, и один взошёл на икону, среди святителей, из числа новейших подвижников. Оптина Пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия». Также и старец Памва в рассказе Лескова толкует о грядущем «распечатлении» Ангела: « Он в душе человеческой живёт, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать … » Этими словами святого отшельника – героя своей повести – Лесков спустя 140 лет после создания «Запечатленного Ангела» подаёт нам надежду на любовь и милосердие Божие. Писатель ободряет нас, сегодняшних, загоняемых в электронный концлагерь, с его ужасающей перспективой нанесения «печати зверя». То, что многие считали жутким кошмаром, на наших глазах превращается в реальность и совсем уж близко к воплощению: «всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откровение. 13: 17). Но святому Иоанну Богослову в его видении предстали также «победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откровение. 15: 2). И один из семи Ангелов, исполнивши волю Божию, открыл святому Иоанну: «Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдёт в погибель» (17: 8); «и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые, избранные и верные» (Откровение. 17: 14). 

http://bogoslov.ru/article/3726249

(Бесед. о милост.). О древних христианах также известно, что в дни праздничные они обыкновенно посещали больных и заключенных в темницах, и старались различными средствами облегчить участь их, не смотря на то, что подобные посещения нередко были не безопасны. В дни праздничные христиане прежних времен оказывали милости должникам и рабам, первым прощая долги, последним давая свободу; устраивали в домах своих трапезы для нищих. Так, о преподобном Исаии есть известие, что он во дни субботние и воскресные устроил в своем доме три и даже четыре трапезы для бедных. (Жит. преп. Памвы, «Чет.-Мин.»). Проводя таким образом дни праздничные, мы будем, по заповеди, святить их. Такое празднование будет достойно христианина и не останется без награждения, ибо, по словам Иоанна лествичника , за благочестивое провождение праздничных дней «Бог ущедряет дарами рабов Своих». («Лествица», настав. к пастыр., гл. 3, стр. 378). 4. Святоотеческие свидетельства о достойном препровождении воскресного дня I. «Будем праздновать, учит св. Григорий Богослов , не пышно, но божественно, не наш праздник, но праздник Владыки нашего, не праздник немощетвования, но праздник уврачевания... Не будем составлять лики, пресыщать зрение, оглашать слух свирелами, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание... Не будем вдаваться в козлогласование и пьянство, с которыми сопряжены любодеяния и студодеяния (Римл. XIII, 13); ибо от худых учителей и уроки худы, или лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны». (См. «Твор. св. отцов» в русск. переводе 1844 г. ч. III, стр. 236). II. «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя (для общественного Богослужения) только один – и ты тратишь его на мирские занятия»! (Св. Златоуст о св. евхар.). III. «Агнец Божий заклан для вас; кровь Господня предлагается на жертвеннике; серафимы преклоняют колена пред алтарем, а вы остаетесь без почтения; вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь в себе благодать вашего Бога»! (Там же). IV. «Пусть никто не уклоняется от празднества святой литургии в день воскресный, и никто не пренебрегает служением Богу дома, в то время, когда другие идут в церковь ». ( Блаженный Августин in. psalm.). 5. Об освящении и покое воскресного дня I. Воскресный покой с исторической стороны. В след за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (2, 1 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

78 . Брат пришел к старцу и спросил его: – Как у тебя дела, отче? – Плохо, – ответил старец. – Почему, авва? – спросил брат. – Потому, – ответил старец, – что вот уже восемнадцать лет я предстою пред Богом и каждый день проклинаю сам себя: «Прокляты уклоняющийся от заповедей Твоих» ( Пс 118. 21 ). Услышав это, брат ушел: он получил большую пользу от смирения старца. 79 . Старец сказал: «Если ты пребываешь в пустыне и безмолвствуешь, не воображай, что ты делаешь что-то великое. Лучше представь, что тебя, как собаку, отогнали от народа и посадили на привязь, чтобы ты не кусался и не бросался на людей». 80 . Старец сказал: «Если ты живешь в пустыне и увидишь, что Бог печется о тебе, пусть не возвышается твое сердце. Потому что Господь отнимет Свою помощь от тебя. Но лучше скажи себе: «По малодушию и слабости моей Бог творит со мной милость, чтобы я терпел и не впал в небрежение " ». 81 . Старец сказал: «Если ты услышишь о великой жизни святых отцов и возгоришься им подражать, приступи к делу. Но призывай имя Господа, чтобы Он укрепил тебя на дело, которое ты избрал. И если, с помощью Божией, ты его окончишь, то будь благодарен Тому, Кто помог тебе. А если не сможешь довести его до конца, то познай свою слабость и беспомощность, укори себя и смири свой помысел «даже до дня смертного», считай, что ты ни к чему не годен, ничтожен и нетерпелив. Всегда обличай свою душу за то, что она начала и не смогла окончить. Вот тогда сможешь спастись и ты». 82 . Пришел однажды авва Макарий Египетский из Скита на Нитрийскую гору на праздник аввы Памвы. Старцы говорят ему: – Отче, скажи братьям слово. И он рассказал: «Я до сих пор еще не стал монахом, но я видел монахов. Жил я как-то в своей келье в Скиту, и меня беспокоили помыслы: «Пойди в пустыню и посмотри, что ты там увидишь». Но я продолжал бороться с этим помыслом пять лет, на случай, если он от бесов. Помысел, однако же, оставался, и я пошел в пустыню. Там я нашел пресное озеро, а посреди его – остров. Пустынные звери пришли к нему на водопой. И среди них я увидел двух нагих людей. Меня охватил страх: я подумал, что это духи. Но они увидели, что я боюсь, и заговорили со мной:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Преподобный Памва имел такой обычай: когда кто-нибудь просил у него совета о чем-либо, он отвечал: " повремени немного и поручи дело свое Богу, " и никогда никому не давал своего совета прежде, пока сам не испросил у Господа, чтобы Он внушил ему, что он должен посоветовать просящему у него совета. Этот обычай Памвы ему самому такую принес пользу, что когда сам он лежал уже больным на смертном одре, то сказал: " не могу припомнить себе ни одного моего слова, о котором бы должен я пожалеть и покаяться в неразумном произнесении оного. " Действительно Бог, спрашивающему Его с верой, дает ответ в глубине души его, по слову псалмопевца: " Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое " (Пс. 9:38). Тот, кто не полагает предварительно в основу своих намерений и дел Божьего благословения и Его святой воли, тот не имеет в делах успеха. Самое сознание нашего отношения к своему Господу обязывает нас испрашивать у него благословения на все дела свои и тщательно взвешивать их — угодны ли они Богу. Мужество при исполнении христианских обязанностей Второй признак истинного благочестия и усердия поступать согласно воле Божьей есть не страшиться встречающихся при этом бедствий и неприятностей, но добровольно переносить их, и даже их желать. Последнее оправдывается тем, что Господь Бог ближе Своей благодатью к тем, которые находятся в печали и многих страданиях, нежели к тем, которые постоянно благоденствуют во всем и не знают нужды. Господь не только любит убогих и нуждающихся, но благословляет и тех, которые им благодетельствуют. Давид, ублажая их, говорит: " Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его " (Пс. 40:2–4). По толкованию святых Иоанна Златоуста и Амвросия, Бог болящих или находящихся в скорбях и печали посещает и услаждает их невзгоды различными радостями и милостью Своей, наподобие того, как бы Сам Он, Господь, постилал для них постель для удобнейшего им лежания, как это делают иногда милосердные женщины, услуживая больным — поправляя их постель, и тем доставляя им облегчение в болезни и успокаивая их своим состраданием и любовью. Сама Пречистая Дева Богородица и Христос Господь доставляют большое утешение и облегчение находящимся в болезнях и печалях, если только будут достойны они в душах своих такого посещения и принятия благодатного небесного дара и заступления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Этот преподобный между многими иными великими добродетелями отличался еще совершенным презрением к золоту и серебру. Когда святая Мелания римлянка , повсюду раздавая всё свое богатое имущество нуждающимся Христа ради, прибыла в Александрию, то, услышав о святом Памве, пришла к нему вместе со странноприимцем пресвитером Исидором александрийским; она принесла с собою триста литр серебра и просила Памву взять себе, сколько хочет, из принесенного ею серебра. Но он даже не взглянул на него и не перестал рукодельничать, – он плел рогожку, – а только ответил ей: – Да вознаградит тебя Господь за твое усердие, которое ты имеешь к Нему. Когда же она продолжала настойчиво просить его взять сколько-нибудь, преподобный сказал служащему ему брату: – Возьми, что дают, с осторожностью и снеси и раздай братьям в Ливии 4707 и на островах: они очень бедствуют, так как земля у них бесплодна, а братьям египетских монастырей ничего не давай, потому что их земля плодородна, и они могут иметь достаток от своего труда. Тогда блаженная Мелания отдала всё принесенное серебро тому брату для раздачи бедным и сказала преподобному Памве: – Отче, заметь, сколько я даю серебра: триста литр. Он же ответил ей: – Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла: неужели «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы» ( Ис.40:12 ) не знает о количестве твоего серебра? Если б ты мне давала серебро, то, разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств ( Мк.12:42 ); так молчи, не воструби перед собой! ( Мф.6:2 ) К преподобному Памве пришел однажды отец Пиор и принес с собою небольшой кусок черствого хлеба. На вопрос Памвы: – Зачем, отец, ты принес с собой хлеба? Пиор отвечал: – Чтоб не стеснить тебя. (То есть чтоб не обидеть тебя хлебом, а есть свой). Через несколько дней преподобный Памва отправился к отцу Пиору, захватив с собою кусок своего черствого хлеба, обмакнув его в воде. Увидев это, Пиор спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Три дела мы видели у преп. аввы Памвы: алкание каждый день, молчание и рукоделие», сказал препод. Пимен. Исполнение дел есть истинное учение Преп. Памва, будучи неграмотен, захотел учиться грамоте, – и когда учитель его прочитал ему первый стих 38-го псалма: «рек, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим», то преподобный не захотел слушать прочих стихов и отошел, говоря: «довольно для меня и первого стиха, чтоб изучить его самым делом»; – и потом сознавался, что в течение девятнадцати лет едва привык на деле выполнять то, чему поучает тот стих. Богу надобно давать сокровища без счету Блаженная Мелания, принесшая ему триста лир серебра, просила их пересчитать. Преп. Памва отвечал: «Бог, Которому ты принесла, не требует знать количества принесенного серебра: измеряяй землю горстью и поставляяй горы в мериле, не знает ли количества серебра твоего; если бы ты мне то подавала, то должна бы сказать о количестве его; а так как ты даешь Богу, Который и две лепты вдовицы не призрел, но принял их более многих богатств, то молчи и не воструби пред собою». ( Ис. 40, 12 ; Мар. 22, 42 ; Мат. б, 2). Не должно ничем отягощать ближнего Идя к отцу Пиору, Памва взял с собою кусок хлеба и омочил его в воду. «Для чего ты это сделал?» спросил его Пиор. «Для того, чтобы не только хлебом, но и водою не отягощать тебя». Мирянин должен приветствовать духовное лицо Видя, что миряне не обращают внимания на мимо проходящих монахов, преподобный сказал им: «встаньте и целуйте монахов, почитая их, чтобы они вас благословили: ибо они часто беседуют с Богом и уста их святы. Должно скорбеть о грехе ближнего Увидевши жену распутную и разубранную, преподобный начал плакать. На вопрос причины слез, он отвечал: «по двум причинам плачу: во-первых, о погибели души жены этой, во-вторых, о том, что я менее имею попечения о душе, нежели она о теле. Она, желая угодить людям, так украсила себя; а я не стараюсь украсить душу, чтобы угодить Богу“. Смех бывает безгрешен Преп. Памва никогда не смеялся; бесы, желая рассмешить его, зацепили однажды веревкою перо и влекли, как тяжкую колоду, крича к другим: «помогите!» Когда же бесы на смех Памвы изъявили торжество свое над ним, то он сказал им: «я смеюсь вашему бессилию, вас так много, а одного пера не можете сдвинуть с места». Ответ должен быть не скор

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Однако, он не выше первого, хотя и много потрудился; а не выше потому, что труды его сопровождались покоем и некоторым довольством. Но подождите терпеливо, пока Бог откроет мне истину; и я сообщу вам откровение Его, когда вы придете ко мне в другой раз». – Они ушли. А св. Памва молил Господа явить ему славу двух благочестивых братьев. Минуло несколько дней. Пустынники опять пришли к нему, и он сказал им: «говорю вам истину пред лицем Бога, а Он знает её. В раю я видел обоих братьев в одинаковой славе». – Выражаю сущность суждения Памвы. Первый брат совершенно исполнил совет Господа: «если хочешь быть совершен, то иди и продай имение твоё и раздай оное нищим, и последуй Мне». Второй совершенно подражал Господу, пришедшему послужить другим, а не принимать от них услуги. В обоих равны послушание Господу и крепость воли: равна и награда обоим. Второй, любвеобильный, был бы совершеннее и блаженнее первого – самоотверженного, если бы не имел никакой земной отрады. Итак, по рассуждению Памвы, вечное спасение состоит в зрелости внутреннего человека, постоянно послушного и подражающего Господу. Памва был неученый человек, но учил премудрости духовной жизни, потому что имел в себе то помазание от Святаго, которое учит всему ( 1Иоан.2:20 ), т. е. благодать Духа Святаго, просвещающую души. Наставляемый этим внутренним, непогрешимым учителем, он твердо верил в действительность обетовании Господа и в присутствие божественных сил в возрожденной душе, умел различать разные степени благоделания, и мерилом благочестия признавал не внешнюю уставную праведность, а сердечную любовь к Богу и ближнему. Послушаем ещё, как он наставлял других. Один пустынник спрашивал его: отец мой, почему злые духи препятствуют мне делать добро ближним? Святый авва отвечал ему: «не говори так, и не вини Бога во лжи. Говори лучше: я сам не хочу быть милосердым. Ведь, Бог сказал: даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию ( Лук.10:19 ). Почему же ты не попираешь этих злых духов»? – Верно слово святаго старца! Бог не лжет, когда говорит нам, что силою Его мы крепче диавола; и нам, получившим благодать Его, стыдно извиняться во грехах лишь наваждением бесовским: лучше бы с сокрушением сердечным признаваться, что мы сами не хотим пользоваться данною нам властию над духами злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Прежде всего блаженный Паисий ревностно проходил послушание, беспрекословно повинуясь отцу своему и во всем исполняя его волю, и при этом всё время вёл самый суровый образ жизни и как по степеням восходил в сердце своем все к большему совершенству в добродетелях. Преподобный же отец наш Памва, видя, что он предал себя всецело посту, и желая поощрить его на еще больший подвиг, однажды сказал ему: — Чадо Паисий, новоначальному иноку нужно с осторожностью хранить все чувства от преткновение и соблазнов, а особенно нужно соблюдать глаза от всякого любопытного взгляда; не нужно смотреть никому в лицо, но постоянно устремлять свои очи долу, а умом взирать на высоту и внутренними очами созерцать неизреченную благость Божию, славя и воспевая всесильного Господа. И вот блаженный Паисий, наставляемый подобными поучительными беседами, возгоревшись еще большею любовью к Богу, решил всё сказанное ему исполнить в точности, — и действительно, — в продолжение целых трех лет он со тщанием соблюдал заповедь — не смотреть на чужие лица, и с прилежанием предался чтению божественных книг, непрестанно внимая слову Божию и наставлениями его, всегда как водами, напояя душу свою; и был он, по слову Давида, как некий сад, насажденный при источнике вод, возрастая, процветая и принося во время свое сладкий плод, ибо вожделенно ему было сие псаломское вещание к Богу: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Псал. 118:103), по апостольскому увещанию, непрестанно молясь, постом же и бдением удручая тело свое, он порабощал его духу и в глубине сердца своего, как некое сокровище, хранил все свои добродетели. Преподобный же старец Памва, видя его преуспевающим, радовался такой добродетельной жизни его в Боге: отечески наблюдая за ним, он руководительно вёл его на дальнейшие подвиги; и благочестно наставляя на всякое благоугодное дело и познание, скоро соделал его искуснейшим из иноков. Когда настало время отшествия святого Памвы к небесному наследию, к каковому он так жаждал перейти, сей преподобный отец, благословив блаженного Паисия и изрекши про него не мало пророческих слов, перешел к вечной блаженной жизни, дабы воспринять там давно ожидаемые им неизреченные блага.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Как относиться к этим чудесам? Некоторые современные библеисты, соглашающиеся с тем, что Христос действительно совершал чудеса, сомневаются в той части чудес, где говорится о воскрешениях. Эти ученые говорят: исцеления – да, какие-то другие поразительные действия – согласимся, но воскрешения – это благочестивое преувеличение первых христиан. Для меня же как раз в этом вопросе нет никаких сложностей. Что такое воскрешение мертвеца? Это включение организма. Вот был человек – и вот он умер (например, организм не справился с инфекцией). Разве сложно для Господа запустить вновь остановившуюся систему? Не сложнее ли, думаю я, такое чудо, как, скажем, исцеление слепорожденного? В этом случае орган зрения вообще не был сформирован, его нужно было создать на пустом месте. Да, победить смерть непросто, но даже современные врачи научились запускать организм, какое-то время пребывающий в состоянии клинической смерти. В случае с дочерью Иаира и сыном наинской вдовы смерть произошла несколько часов назад. Да, это серьезно, начались необратимые процессы в мозгу и тканях, но разве то, что необратимо для человека, таково для Бога? Во всяком случае, несколько часов с момента смерти – это не кажется безнадежной картиной. По-настоящему поразительным кажется воскрешение Лазаря на третий день, когда стадия разложения тела была в разгаре. Ниже мы поговорим обо всех этих историях подробней… …У меня в руках – воспоминания бывшего товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Жевахова. Жевахов приводит рассказ Оптинского иеромонаха отца Памвы. Прочитаем это свидетельство. «Эта история произошла с замечательным пастырем начала 19 века современником преподобного Серафима Саровского скромным сельским священником села Бартсурман, Симбирской губернии, отцом Алексеем Гневушевым. Про него Серафим Саровский говорил так: “Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих подвижников. Он, как звезда, горит на христианском небосклоне…” Вот что сообщает об этом пастыре знавший его Оптинский иеромонах:

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

«Не кичись правдою!» 16.08.2015 10:24:48 Светлана Коппел-Ковтун В нашей жизни много ошибок от недопонимания элементарных законов своей собственной природы и вообще природы вещей. Самомнение нам лжёт, и очень часто его ложь приводит нас в кабалу, которой можно было легко избежать, если бы просто поостеречься. Так монашеская или даже народная мудрость родила понимание взаимоотношения полов при столкновении, как соломы и спички: мол, попробуй-ка соломка не загореться, если к ней поднести спичку! Любому понятно, что, скорее загорится, чем нет. Это примерно, как «не суй пальцы в розетку». То же самое и с «не убий!» и прочими рекомендациями свыше — природа вещей такова, что если эти правила будешь нарушать — хорошего не жди. Помните, герой «Преступления и наказания» Достоевского прогорел именно на том, что не учёл особенностей своей природы? По уму он всё сделал верно, хоть и опоздал, хоть и подвернулась ему под топор нежданно Лизавета, но Раскольников управился со всеми трудностями и никем не был замечен. Вот только природа изменила ему после совершения преступления. Собственно само преступление было попыткой, способом преодоления человеческой природы, изобретённым в уме путём из «вши» в «настоящих людей». Достоевский предупреждает об иррациональности жизни, которая препятствует человеческим устремлениям логически-насильственно её переустроить. Квинтэссенция этой мысли заключена в словах Порфирия Петровича:  «Действительность и натура… есть важная вещь, и ух как иногда самый прозорливейший расчёт подсекают! ». Так и с кичением. «Не кичись правдою!» — это, конечно, не заповедь, а рекомендация литературного персонажа (отшельника Памвы) из рассказа Н. С. Лескова « Запечатленный ангел ». Дивные и неимоверно точные, нужные слова. Хоть и нет буквально такой заповеди, но произросла эта мудрость литературного старца из главных заповедей о любви к Богу и ближнему. Преподобный Макарий Египетский о кичении говорит так же: «Ибо действия благодати не неявны; и грех не может произвести оных, хотя бы и принял на себя личину добра.

http://radonezh.ru/analytics/ne-kichis-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010