Возрождение культа равноапостольных К. и Мефодия в XIX в. в Польше не получило такого масштаба, как в др. слав. странах. В 1873 г. была заложена греко-католич. церковь во имя св. братьев в Сахрыни (близ Грубешова, ныне Хрубешув, Польша), в 80-х гг. XIX в. в честь святых названа польск. католич. семинария в Детройте (США). Однако до XX в. в Польше не было католич. храмов, освященных во имя К. и Мефодия. Нет сведений и о посвящении до ХХ в. слав. первоучителям польск. правосл. храмов: только в 1970 г. в их честь была освящена 1-я церковь (Вроцлав), в к-рой богослужение первоначально шло на польск. языке, в наст. время иногда используются церковнославянский или греческий. Братьям посвящены домовый храм в резиденции епископа Белостокского и Гданьского (Белосток), храмы в г. Бяла-Подляска (1989) и г. Сандомир (2013), действует Кирилло-Мефодиев монастырь в Уйковице (1984). В 1989 г. было основано правосл. братство во имя К. и Мефодия, к-рое открыло начальную школу (2007), детский сад (2008) и 2 гимназии (2013). Почитание в католической Церкви Свидетельств сохранения слав. богослужения и зарождения почитания К. в Риме сразу же после его смерти не сохранилось. Поминовение святых К. и Мефодия под 9 марта внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (дата заимствована из польск. богослужебных книг; см.: Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum... auctore Caesare Baronio Sorano. Venetiis, 1587. P. 114-117). Распространение почитания святых К. и Мефодия в Римско-католической Церкви относится к XIX в.; оно было связано с ростом национального самосознания слав. народов, формированием идеологии панславизма. Сторонники этой идеологии подчеркивали общее историческое и культурное наследие славян, важность сохранения слав. языков, выступали за национальное самоопределение слав. народов, против герм., итал., венг. и греч. господства. Для участников Славянского конгресса в Праге (1848) К. и Мефодий являлись символами единства слав. народов. Наряду с культурными и политическими об-вами имена слав. просветителей принимали религ. орг-ции. Так, в 1850 г. в Моравии теолог свящ. Франтишек Сушил основал об-во «Наследие святых Кирилла и Мефодия», в 1851 г. в Словении Антон Мартин Сломшек, еп. Лаванта, организовал братство во имя К. и Мефодия, члены которого должны были молиться о единстве Церкви. Ведущим деятелем католического панславизма был хорват. еп. Й. Штроссмайер, который помогал проведению крупных юбилейных торжеств в память о К. и Мефодии.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Мефодий и Константин отправились в Моравию, и там стали распространять православную веру. Славяне с радостью их слушали; но римские и немецкие проповедники завидовали Мефодию и Константину. Они нажаловались на братьев в Риме, где жил папа, считавшийся духовным начальником моравских христиан. Братья сами поехали в Рим, и там оправдались перед папой от немецких клеветников. В Риме Константин умер, в 869 году. Умирая, он говорил Мефодию: «Брат! мы с тобою были, как дружная пара волов, возделывающих одну ниву; и вот я падаю на борозде, рано окончив день свой. Знаю, ты полюбил уединение на горе Олимпе; но умоляю тебя, не оставляй дела нашего, ты им угодишь Богу!» Перед самой смертью Константин постригся в схиму и принял имя Кирилла. В поучение крещеным Славянам он оставил девяносто пять написанных им притчей, и они расходились и читались между Славянами. По смерти брата, Мефодий возвратился в Моравию. С помощью своих учеников он продолжал утверждать православную веру между Славянами. Завистливым немецким епископам удалось было сослать Мефодия в заточение на два с половиной года. Но римский папа узнал про такое насилие, оправдал Мефодия и сделал моравским епископом. К концу жизни Мефодия, Моравия имела уже двести своих славянских священников. Проповедь Мефодия и его учеников расходилась более и более между всеми славянскими народами, Славяне, жившие в Паннонии (нынче Венгрия) обращены к христианству Мефодием в одно время с Моравами. В чешском городе Праге, по убеждению Мефодия, сперва крестилась Людмила, супруга Чешского князя Боривоя; вскоре и Чехи с князем своим приняли святое крещение. Один польский князь, владевший около реки Вислы, насмехался было над христианской верой; но скоро, по увещанию Мефодия, он сам крестился, и православная вера стала проходить к Полякам. Эту же веру Мефодий утвердил у Славян, живших в Далмации при Адриатическом море. Наконец Сербы и Хорваты приняли из Царьграда православное учение и богослужение на славянском языке от учеников Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

VII. Судьба славянской церкви в Моравии и Паннонии при учениках святых Кирилла и Мефодия Главные ученики святых братьев; Горазд, нареченный преемник Мефодия, но не епископ. Недостаток участия к нему со стороны Святополка. Вихинг на моравской архиепископии. Письмо папы Стефана V к Святополку и его commonitorum легатам в Моравии. Критика по отношению к этим документам. Объяснение дела Вихинга в Риме, его и папских легатов в Моравии. Житие Климента белицкого, критические замечания о нем. Борьба учеников Мефодия с Вихингом и латино-немецким духовенством. Вопрос о filioque. Первое изгнание учеников Мефодия, торжество Вихинга. Борьба Святополка с Арнульфом, изгнание Вихинга, поворот Святополка в пользу народной церкви, запоздалость его. Смерть Святополка и суждения о нем. Сыновья Святополка. Моймир. Вторжения угров в Паннонию. Вражда Арнульфа и немцев к Моравии, союзники Арнульфа и враги Моравии среди соседних славян, ослабление моравского государства, попытка Моймира оградить его независимость, союз с уграми. Забота о народной церкви в Моравии. Восстановление моравской иерархии и козни немцев против Моравии. Завоевание Моравии уграми, упадок славяно-моравской церкви. второе рассеяние учеников святых братьев. Сохранность и живучесть дела славянских первоучителей На учениках святых первоучителей славянских исполнилось евангельское слово: ученик не выше учителя: если Меня гнали, будут гнать и вас. Если Константин терпел от врагов славянской церкви и славянского богослужения, если Мефодия преследовали, истязали, томили в заключении, то что могло ожидать учеников святых первоучителей? Что могло ожидать и устроенную ими славянскую церковь в Моравии и Паннонии? Громкий плач учеников и паствы святого Мефодия на похоронах любимого учителя и пастыря был плачем не только о великой утрате, но вместе как бы и о своей предчувствуемой участи, также – участи всего великого дела, которое создано для Моравии и Паннонии трудами святых первоучителей и которое сдал на руки ученикам почивший учитель и архипастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Между тем в Моравии, интригами немцев во время путешествие Мефодия, Произведены были сильные политические волнения. Князь Ростислав, главный покровитель славянских проповедников был низвергнут с престола, заточен в тюрьму, и потом умерщвлен. Святополк, ставший в зависимость от немецкого императора Людовика, вместе с тем стал поддаваться и влиянию немецкого духовенства. Вследствие этого св. Мефодий, по возвращении из Рима, не мог найти себе места в Моравии. Он нашел па некоторое время приют себе у паннонского князя Коцела, который принял его с радостью и уважением. Но когда и Паннония должна была подчиниться власти Святополка и немцев, немецким епископам удалось наконец (872 г.) отправить Мефодия в заточение, и продержать его там два года с половиной. Одна-кож, когда папа Иоанн узнал об этом своеволии немецких епископов, он нашел свои побуждения заступиться за св. Мефодия, и стал грозить немецким епископам запрещением совершать богослужение – до тех пор, пока они не освободят Мефодия; он также написал в защиту Мефодия письма к самому императору Людовику и князю Святополку. В 874 г. св. Мефодий был освобожден из заточения, и объявлен моравским архиепископом, – чем уже преграждаем был немецким епископам всякий повод простирать свои притязание на Моравию. С этого времени деятельность св. Мефодия получила еще больший успех. Он ревностно заботился о приготовлении учеников, которые бы могли продолжать его дело после него, и всюду поставлял священников из природных славян, им самим образованных. К концу его жизни Моравия уже имела до 200 своих священников. Счастливые успехи славянской проповеди св. Мефодия в Моравии и Паннонии имели влияние и на соседние славянские страны. Богемский князь Боривой, отдавший за Святополка свою сестру в замужество, и вступивший с ним и в политический союз, призвал к себе св. Мефодия и крестился со своею женою Людмилою в 874 году. Вслед за князем крестилась значительная часть народа. Боривой и св. Людмила ознаменовали свое усердие к вере построением нескольких храмов, ревностными заботами о распространении христианства в народе, и окончили свою жизнь в монастырских подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Теперь настало время просветительной деятельности Мефодия. Евангелие быстро распространялось в Славянской земле и святое учение приносило обильные плоды. Язычество и суеверие исчезало и Государство святостию цвело. Злобы своей к св. Мефодию не покидали его враги. Они писали к Греческому Императору и Патриарху, что Мефодий сблизился с Римским престолом. Греческий Император вызвал Мефодия в Константинополь для объяснения. Радовались было враги Мефодия успеху, но напрасно. Император встретил св. мужа торжественно и отпустил его обратно в Моравию с дарами, при чем даны были священные сосуды для церквей, облачения и другие предметы священного богослужения. Возвратясь в Моравию, Мефодий занялся переводом священных книг на славянский язык, коих не успел окончить его брат. Он перевел все книги ветхого завета, за исключением книги Маккавеев; набирал детей и обучал их славянскому языку. Следовательно он положил первое основание начальной школы в Моравии. От Хорватии и Далматии до границ Польши Славяне слушали слово Божие на родном своем языке. Вслед за сим Чешский князь Боривой и супруга его Людмила приняли св. крещение в древней столице Велеграде, а за ними и весь чешский народ. Доселе еще живы памятники чистой веры Богемии: храм св. Климента под Прагою и храм св. Георгия в замке, построены князем Боривоем и его супругою. Шестьнадцать лет святой муж трудился, по кончине своего брата Кирилла, в Славянской земле. Как видно выше, много он перетерпел при распространении святого Христова учения в стране языческой, даже жизнь его в некоторых местах была в опасности, но доброе дело восторжествовало и теперь мы видим и пользуемся плодами св. мужей Кирилла и Мефодия и будем пользоваться этими плодами долго, долго… Чувствуя свою кончину, св. Мефодий дальнейшее ведение дела Христова препоручил ученику своему Горазду и о Бозе почил 6-го Апреля 885 года в Велеграде, древней столице Моравии, и похоронен в великой Моравской церкви, на левой сторону, за алтарем Св. Богородицы (этот Велеград разорен Венграми в 904 году; находился от нынешнего Велеграда в пяти верстах). По кончине св. мужа, поднялась целая буря нападений на учеников его и его учение. Папа Иоанн X, по проискам немцев, объявил учение Кирилла и Мефодия ересью, запретил богослужение славянское и для совершения его запретил поставлять священников. Теснимые отовсюду ученики св. Мефодия удалились в Болгарию и там по примеру св. мужей служили святому делу Христа. Из Болгарии, при принятии Христовой веры в России, перешли к нам и Славянские письмена. Школы основанныя в Моравии и Болгарии св. мужами и их учениками были прародительницами школ, устроенных св. Князем Владимиром, Ярославом и теперешних церковно-приходских и народных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изгнанные из Моравии, ученики Мефодия направляются в Болгарию. Они надеялись найти в ней успокоение, окольными путями пробирались туда, стараясь избегать людей, терпя недостаток в пище и одежде; в случае опасности расходились по разным местам, по Божьему изволению, чтобы больше стран окрестных просветилось светом Евангелия. В Болгарии они были представлены князю Богорису и с радостью приняты им. Сюда пересажена была из Моравии начальная славянская литература, впоследствии принесшая в Болгарии успешный плод. Оставим теперь учеников св. Мефодия в Болгарии под покровительством сына и преемника Богориса, царя Симеона. Кирилло-мефодиевский вопрос вместе с этим бегством учеников Мефодия вступил во вторую стадию развития, нашедши среди южных славян весьма благоприятную почву для распространения просветительного дела свв. братьев. Церковная смута в Моравии не ограничилась, однако, рассказанными событиями. Нужно думать, что в Рим стали доходить жалобы на самовольные действия Викинга, приверженцы же бывшего архиепископа ссылались на избрание Горазда в преемники Мефодию. Папа вследствие этого отправил в Моравию специальную миссию из трех лиц: епископа Доминика и пресвитеров Иоанна и Стефана. Они должны были осведомиться об истинном положении дел и принять меры к разрешению вопроса о преемнике Мефодия. В инструкции, данной этим послам, в общем повторены главные положения приведенного выше письма к Святополку. Выдвинут только один новый пункт касательно Горазда. По мнению папы, Мефодий не имел права назначать себе заместителя, а потому Горазд не может заведовать высшим управлением Церковью. Ему следует явиться в Рим для выяснения своего дела 156 . Но борьба получила такое напряжение, о каком, по-видимому, папа не имел представления. После насильственного изгнания учеников Мефодия основанной им национальной Церкви нанесен был смертельный удар. Викинг семь лет стоял во главе Моравско-паннонской Церкви, и Римская Церковь не поднимала более голоса в защиту учеников и приверженцев Мефодия. В 892 г. открылась война между Святополком и Арнульфом, тогда епископ Викинг нашел неудобным оставаться более в Моравии и перешел на службу к Арнульфу, который сначала сделал его своим канцлером, а потом, в 898 г., содействовал к назначению его Пассавским епископом 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Вихинг – епископ Нитры, но под властью Мефодия. Церковные отношения далматинских хорватов к Византии и Риму при Седеславе, Бранимире и епископе Феодосие, совпадающие по времени с делом Мефодия в Риме и связь их с последним. Последние сношения папы Uoahha VIII с Болгарией. Возвращение Мефодия в Моравию. Было ли обнародовано принесенное им папское письмо к Святополку? Недостаток внимания его к Мефодию и попустительство латино-немецкой партии. Новые козни ее во главе с Вихингом против Мефодия. Затруднительное положение папы, письмо его к Мефодию, обличение лживости Вихинга и его союзников на церковно-народном собрании. Путешествие Мефодия в Царьград; благосклонный прием здесь. Оставление в Царьграде двух учеников славянских книг. Вероятность посещения Мефодием Болгарии. Возвращение в Моравию. Перевод всей Библии , Номоканона и отеческих творений. Некоторое улучшение отношений Святополка к Мефодию и к славянской церкви. Вероятность посещения Мефодием возвращенной Святополком Паннонии. Отлучение Вихинга и его сторонников. Свидание Мефодия с угорским князем: достоверность и значение события. Последние дни жизни Мефодия; прощание с учениками и народом, назначение Горазда преемником. Кончина и погребение. Оставшись один по смерти брата, Мефодий думал теперь лишь о том, чтобы исполнить предсмертную просьбу брата и продолжать его подвиг христианского просвещения славян. В Риме не спешили его отпустить. Внимание римского двора занято было теперь делами с Царьградом и Болгарией. Первые принимали благоприятный для Рима оборот, вследствие известного уже нам посольства из Царьграда с примирительными предложениями и с деяниями собора 867 года, отдаваемыми на суд Рима в видах приобрести содействие его в деле изгнания Фотия. После перевода этих деяний на латинский язык и обсуждения их, в мае или начале июня 869 года составился в Риме, в церкви св. Петра собор в присутствии тридцати епископов и на нем прежде всего отвергнуть Константинопольский собор 867 года, деяния его, принесенные из Царьграда, сожжены; Фотий осужден и отлучен с тем, что если он покорится соборному приговору, то может быть принят в общение с церковью, как мирянин; а за этим решено, что все, подписавшиеся под определениями собора 867 года, могут быть снова приняты в лоно церкви, только под условием исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

172 В житии сказано просто советник. Но само собой понятно, что советник этот был княжеским советником, т.е. членом княжеского совета, княжеской думы. 175 Как нелегко было это – можно заключить из того, что перед кончиной Мефодия между ближайшими учениками его знающим латинский язык оказался один Горазд. 176 Вероятно, этот пресвитер Иоанн, как пресвитер латинский, не был и сам чужд тем наговорам против Мефодия, плодом которых были колебания Святополка относительно чистоты веры последнего. 177 О Семизисне, как спутнике Мефодия, говорится в приводимом ниже послании папы к Святополку. Там же говорится и о присланном Святополком для рукоположения в епископы Вихинге, без упоминания, впрочем, о том, когда прибыл Вихинг: теперь ли вместе с Мефодием и Семизисном или прежде – с пресвитером Иоанном. Первое – вероятнее, по ходу речи в послании. Конец 879 года, как время прибытия Мефодия, определяется датой послания 879 год. Послание это, вызывавшее Мефодия в Рим, датировано от июня 879 года. Посчитав время на доставку его в Моравию, затем на сборы Мефодия в Рим, хотя и немедленные, затем на самый путь его в Рим, подойдем к концу 879 года, но едва ли далее ноября или даже октября, ибо папа требовал скорейшего прибытия Мефодия. 178 А Constantino quodam Philosopho repertos. Это quodam понимают различно. Одни переводят его в смысле некиим, некоторым, каким-то, и видят здесь намеренно неуважительное отношение папы к Константину, намеренное игнорирование славного имени его, будто бы мало известного папе. Другие (например, Голубинский) находят, что в средневековой латыни quidam употреблялось в смысле не только кто-то, неизвестный, но и в противоположном смысле – такой-то, известный. У третьих quodam есть наречие и означает некогда, как переводит Бильбасов. По месту, где стоит здесь quodam, оно едва ли может быть наречием. Но как ни переводить quodam, едва ли следует видеть в нем намеренно-неуважительное или уклончивое отношение Uoahha VIII к памяти Константина, которого он вероятно знал лично во время Адриана, как скажем далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Естественно, что в Риме нашли нужным сперва повидать Мефодиева избранника, имевшего на своей стороне сочувствие всего славяно-моравского духовенства и народа, попытаться склонить его отступиться от учения Мефодия, принять filioque и вообще сделать его преданным сыном и союзником римской церкви, а через это прочно прикрепить непосредственно к Риму всю мораво-паннонскую церковь . В случае успеха в этом, такой преемник Мефодия был бы для Рима даже выгоднее Вихинга, епископа из немцев, неугодного местному духовенству, и народу мораво-паннонской церкви. Значение народных сочувствий должен был хорошо понимать и ценить папа Стефан, сам обязанный им и своим избранием на престол и сохранением этого престола. Но папским легатам, а затем и папе пришлось разочароваться в своей надежде сделать избранника Мефодия отступником его учения, склонить к такому отступничеству и других учеников святого Мефодия. Не может подлежать ни малейшему сомнению, что легаты, прибыв в Моравию в 886 году, встретили в среде учеников Мефодия решительный отпор своим требованиям относительно filioque, прекращения славянского богослужения, запрещения служения Горазду, вызова его в Рим на суд. Тяжкой была борьба эта для учеников Мефодия; тяжкая и участь ждала их. Черты той и другой открывает нам другой источник, к которому перейдем теперь для дальнейшей характеристики положения моравской церкви при учениках святого Мефодия. Другим источником сведении о судьбе славянской церкви в Моравии и Паннонии в первые годы по кончине святого Мефодия есть греческое «Житие св. Климента», одного из учеников его, впоследствии белицкого епископа в Болгарии, озаглавленное в изданиях так: Βος κα πολιτεα, ομολογα τε κα μερικ θαυμτων διγησις το ν γοις πατρς ημν Κλμεντος, αρχιειψκπου Βουλγρων, συγγραφες παρ το γιωττου κα αοιδμου αρχιεψκπου τς πρτης ουστινιανς κα πσης Βουλγαρας κυρου Θεοφυλκτου κα μαστορος των ρητρων χρηματσαντος ν Κονσταντνου πλει. 297 По вопросу об авторе жития и времени составления его, важному для определения степени достоверности сообщаемых им известий, высказаны исследователями различные мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Анафема же за презрение католической веры падет на главу того, кто объявил ее, ты же и народ твой, по суду Духа Святого, будете невинны, если только будете ненарушимо содержать веру, которую проповедует римская церковь ». Нет сомнения, что удивление папы – притворное, ибо он знал, что Мефодий и не мог учить иначе, чем он учил. Притворным удивлением папа хочет прикрыть то горькое сознание, что сама римская церковь при папах Адриане II и Иоанне VIII оправдала учение Мефодия и признала его правоверным. Замечательно, что папа воздерживается от более прямого пояснения, в чем именно состоит суеверие или лжеучение Мефодия, ибо это мнимое лжеучение состояло собственно в том, что Мефодий держится символа без filioque. А говорить о символе было совсем неудобно для папы. О лжеучении Мефодия папа предоставлял Святополку заключать из того, что выше изложил о римском учении касательно исхождения Св. Духа. Искреннее, кажется, был папа, когда удивлялся тому слуху, т.е. наговору о Мефодии, что последний предан вражде, а не миру. В свое время мы упоминали, что папа Иоанн VIII, соглашаясь с Востоком относительно незаконности прибавки в символе filioque, находил, однако же, нужным не поднимать споров из-за нее с теми, которые уже привыкли к ней, а ждать от времени устранения этой привычки. Мефодий, по самому положению своему, вынужден был бороться с последователями нового франко-немецкого догмата, который они хотели навязать и моравской церкви, как это делал Вихинг, подвергнутый за это отлучению. На взгляд папы, такой образ действий Мефодия, обжалованный Вихингом, казался возмутительным, оскорбляющим авторитет римской церкви, стоявшей теперь за filioque, и способным навлечь среди немецкой иерархии нарекания на самый Рим, где Мефодий поставлен на архиепископство и признан был правоверным. И вот, осуждая такой образ действий Мефодия, папа спешит снять наложенную им на Вихинга и др. последователей filioque анафему, и перенести ее на самого Мефодия, перенести с больной головы на здоровую. Идя далее, папа осуждает Мефодия за то, что он осмелился совершать божественные службы и таинства на славянском языке, чего впредь не делать он клятвенно обещался на священных мощах блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010