2 . Епархия входит в иерархическую структуру Русской Православной Церкви. Епархию возглавляет Епархиальный архиерей. 3 . Епархия осуществляет свою деятельность в соответствии с Каноническим уставом об управлении Русской Православной Церкви, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), Уставом Московской Патриархии, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси и Епархиального архиерея и настоящим Уставом. Епархия соблюдает законодательство Российской Федерации и нормативно-правовые акты надлежащих государственных органов 4 . В своей внутренней деятельности Епархия руководствуется Каноническим уставом об управлении Русской Православной Церкви, постановлениями Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода, Указами Патриарха Московского и всея Руси и Епархиального архиерея, решениями Епархиального собрания и Епархиального совета. 5 . Епархия является юридическим лицом и обладает правами и обязанностями в соответствии с законодательством Российской Федерации при соблюдении канонических правил и внутренних установлений Русской Православной Церкви. 6 . Епархия имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. 7 . Епархия может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 8 . При изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Епархия в месячный срок уведомляет об этом регистрирующий орган. Епархия ежегодно информирует государственный орган, зарегистрировавший Епархию, о продолжении своей деятельности. 9 . Епархия не участвует в деятельности политических партий и политических движений и не оказывает им материальную и иную помощь. 10 . Епархия имеет возможность участвовать в рассмотрении государственными органами и органами местного самоуправления вопросов, относящихся к деятельности Епархии, с учетом территории, на которую распространяется её деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность Константина и Мефодия в Моравии была совершенно противоположна деятельности их предшественников, латино-немецких священников. Константин и Мефодий все свои силы, всю жизнь свою отдавали на пользу своей паствы. Немецкое духовенство, с его латинским богослужением, держало Славянский народ в невежестве и незнании христианского учения. Константин и Мефодий, напротив, установили богослужение на понятном народу славянском языке. Чтением Евангелия и проповедью на языке народном они старались уяснить новым христианам истины веры, примером же собственной благочестивой и самоотверженной, жизни согревали сердца к исполнению закона евангельского. Латино-немецкое духовенство намеренно не допускало славянского богослужения, намеренно задерживало просвещение, чтобы сделать невозможным для природных Славян доступ к церковным должностям и навсегда удержать власть в своих руках; напротив, первым делом Константина и Мефодия было приготовить себе помощников, священнослужителей и учителей веры из среды самих Славян. Константин и Мефодий заводили училища, в которых и сами и чрез своих сотрудников обучали детей славянскому чтению и письму, Священному Писанию и церковным службам. Из этих училищ вышло не мало достойных учеников, которые и по смерти Константина и Мефодия продолжали их дело, утверждали и распространяли славянское просвещение во всех Славянских землях. Наконец, св. братья ходили по городам и селам Моравии, даже самым отдаленным, везде проповедовали Евангелие и крестили язычников. Повсюду народ с радостию встречал их проповедь и принимал славянское богослужение и славянских священников, а прежние немецкие священники оставались без прихожан. Латино-немецкое духовенство, из рук которого ускользала церковная власть, не хотело без борьбы потерять свое выгодное положение. Не имея возможности противодействовать славянским просветителям собственною силою, оно обратилось с жалобою на них к Римскому папе, выставляя славянское богослужение, введенное Константином и Мефодием, новизною, противною церковным преданиям и законам. Папа потребовал Константина и Мефодия к себе на суд. В то время еще не было разделения церквей Восточной – Греческой и Западной – Римской; поэтому Римский папа был для Константина и Мефодия таким же законным епископом, как и Константинопольский патриарх; кроме того, Моравия издавна была подчинена в церковном отношении именно Римскому папе. Поэтому Константин и Мефодий сочли своим долгом повиноваться его требованию и отправились в Рим, чтобы оправдаться от взведенных на них обвинений. Взяв с собою славянские книги, мощи св. Климента, они двинулись с несколькими из своих учеников в далекий и трудный путь. Им приходилось проходить через другие славянские земли: Паннонскую, Хорватскую и Далматскую. В этих землях они останавливались, проповедывали, учили и крестили народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горский и Невоструев, архиепископ Черниговский Филарет, профессор Воронов и др., и, если бы не был выведен на иную дорогу не по своей воле, то, при своем трудолюбии и добросовестности, несомненно, закончил бы эту обещанную им серею трудов по изучению древнеболгарской письменности с полным успехом и бесспорно с громадною е пользою для дела. Перемена профессорской скромной аудитории на народную – в храмах и на площадях открыла возможность почившему владыке уже в услышание многих, по собственному влечению и по назначению от начальства, громче заявлять о своих задушевных убеждениях и воззрениях. Так, по поводу празднования тысячелетия кончины св. Мефодия, епископа Моравского, архимандрит Антоний на площади города Казани, во время молебствия в 1895 году 6 апреля, говорил следующее: «Протекла со дня кончины св. Мефодия ровно одна тысяча лет, и смотрите, какой плод принесла великая идея святых братьев, в какой многочисленный народ разрослась малая горсть их учеников... Но не без препятствий совершилось это возрастание великого древа Церкви всеславянской. После смерти святого Мефодия, ученики его, после тяжких преследовании, были совсем изгнаны из Моравии. Казалось бы, что с этим вместе полагался и конец славянскому просвещению, славянскому росту, славянской самобытности. Так оно и было, действительно, для славян Моравских и Панонских, но не для всего славянства. Ученики св. Мефодия глубоко внедрили в сердце своем завет своего великого учителя – не оставлять дела религиозно-национального просвещения славян и, изгнанные из Моравии, ревностно продолжали это святое дело у славян болгарских, принявших святых изгнанников с величайшей радостью и глубокой почтительностью. Семя славянского просвещения быстро дало зеленеющие, роскошные ростки. Начало X века, при книголюбе – царе Симеоне, было блестящим временем в истории развития славянской письменности и, по справедливости, названо «расцветом» её 7 . С большей выразительностью, полнотой и силой убеждения епископ Антоний об основных заветах святых славянских первоучителей братьев Кирилла и Мефодия витийствовал в квартире покойного славянского деятеля В.В.Комарова пред начатием издания «Славянских Известий» 15 января 1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Иерархия ценностей до сих пор находит себе прочную защиту в той крепости, которая НАТО не по зубам - в церковно-славянском языке. Если будем верны церковно-славянскому языку - этому современному, живому, вечно юному воплощению Кирилловского труда, то никто не сможет нас одолеть. Алексей Поповкин, для Русской Народной Линии Неделя Крестопоклонная, 2019 г. от Рождества Христова. Примечания: 1. В современном сборнике ««В начале было слово» [Каталог выставки]: Посвящается 1150-летию моравской миссии святых Кирилла и Мефодия. - М.-СПб., 2013». содержится несколько статей об иконографии Свв. Первоучителей Славянских: С. П. Брюн. Просветители славян у престола Святого Петра. - С.29-37 (дискуссионная статья) ;Т.П. Геров. Изображения святых учителей славян Кирилла и Мефодия - С. 39 - 53; Д.Д.Чешмеджиев. Изображения святых Кирилла и Мефодия в искусстве эпохи Болгарского возрождения. - С.55 - 63; И. А. Шалина. Традиции почитания на Руси Кирилла и Мефодия и особенности их иконографии. - С. 65 - 87; А.П. Иванникова. Особенности иконографии Нового времени. Почитание святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в России в XVIII - начале XX века. - С. 89 - 111. 2. Празднование дня Святых Кирилла и Мефодия в Новгородской Духовной семинарии//Калужские Епархиальные ведомости. 1863. 31 мая. С. 180. 3. Серафимов В., свящ.; Фомин М. Описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге... СПб.1865.С.78. 4. Примечание редакции к ст.: Виноградский В. Н. Фрески подземной базилики св. Климента в Риме//Сборник на 1866 год, изд. Обществом древнерусского искусства, при Московском Публичном музее. М. 1866. С. 171. 5. Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века. С вариантами из списков Забелина и Филимонова. Подлинный текст Софийского списка XVI века. М. 1873. С. 72-73. 6. Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку г. Филиппова. М. Тип. университетская. 1874. С. 271. 7. Хозяйственные и промышленные известия. Некролог.:.. Григорий Иванович Ширяев [+4 мая 1875 г.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/06/...

Необходимо думать, что путешествие Лебедя к кагану и дальнейшие за тем события происходили после пребывания Мефодия у вождя угорского в придунайской стране. 257 Если этот вождь был именно Лебедь, то отказ его от власти над уграми, помимо того объяснения, какое дается на это в рассказе Порфирогенета, не объясняется ли еще и тем, что по предрасположению к христианской вере он устранился от политической деятельности в среду христиан из местных придунайских славян, с которыми еще более сошелся после свидания с Мефодием. Это, конечно, только предположения. Но надежнее общий вывод из всего разбора рассказа жития о свидании Мефодия с угорским королем в придунайской стране. Исследователи, признающие этот рассказ легендарным, допускают, однако же, что он мог быть «составлен под влиянием несомненного факта славянских влияний на религиозную и общественную жизнь венгров». 258 С большой уверенностью скажем со своей стороны, что эти влияния начались при Мефодии, при его непосредственном участии, по его непосредственному влиянию на посещенного им угорского вождя в придунайской стране, был ли то Лебедь или другой, подобный ему. Если бы влияние Мефодия, вообще влияние славянского христианства на угров продолжилось и продолжалось беспрепятственно, то угры могли бы приобщиться к славянскому христианству и ославяниться, как ославянились болгары на Дунае, также и азиаты, и завоеватели, как угры. Но Мефодий вскоре скончался, а в судьбе угров и их отношений со славянами наступили явления, не давшие развиться и окрепнуть славянским влияниям на угров, подорвавшие дело Мефодия и существование народной славянской церкви в самой Моравии. В последние годы жизни Мефодию предстояло совершить еще одно дело, имевшее послужить к упрочению самостоятельности славянской церкви в Моравии: это устройство народной высшей иерархии ее через учреждение епископских кафедр с епископами из моравских славян. Мы видели, что папа Иоанн VIII в письме к Святополку от 10 июня 880 года рекомендовал ему избрать, по усмотрению Мефодия, достойного священника или диакона и прислать в Рим для поставления его во епископа на вторую епископскую кафедру, какая должна быть открыта в моравско-паннонском архиепископском диоцезе сверх нитранской, на которую тогда был поставлен Вихинг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Образ Кирилла и Мефодия в современной русской Минее Приближение 1000-летия России в 1862 году усилило в стране интерес к тем, кто стоял у истоков славянской грамоты. Именно тогда было много сделано для прославления святых Кирилла и Мефодия. Епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров) составил в память Кирилла и Мефодия новое последование всей службы, при этом он бережно сохранил древний первоначальный текст. Эту службу включили в майскую Минею. Служба была отпечатана тиражом 35 тыс. экземпляров, включена в дополнительную Минею и была разослана по российским церквам, а также по храмам других славянских народов, которые использовали тогда русские богослужебные книги. Торжества 1862 года побудили митрополита Московского и Коломенского Филарета составить отдельную 1-ю песню канона 8-го гласа в честь Кирилла и Мефодия. Ее и ныне можно найти в майской Минее (Минея 1987: 411–412). Спустя два десятилетия — 6 апреля 1885 года — по всей России прошло празднование 1000-летия блаженной кончины святителя Мефодия. Тогда же составили акафист славянским апостолам. Служба просветителям была включена в Праздничную Минею: она стоит между майскими службами святителю Николаю и Константину и Елене (Минея 1994: 310 об. – 317 об.). Обратимся к современной служебной Минее, изданной в 80-х годах XX века по благословению патриарха Пимена и под руководством митрополита Питирима (см.: Минея 1987: 406–429). Какие темы стали главными в майской службе? На первом месте в службе Кириллу и Мефодию стоят темы света и просвещения. На первый взгляд может показаться, что это разные темы, но христианская традиция при слове «свет» имеет в виду не видимый физический свет, а Божественный, нетварный, фаворский, как его называют. И просвещение в христианской традиции — это не распространение образования и грамотности, а просвещение всего человека светом веры Христовой. Поэтому в службе читаем: Кирилл и Мефодий просветили «светом Евангелия» «языки словенские», они потрудились в просвещении славян «светом Боговедения» (Минея 1987: 407). На Литии в одной из стихир поется, что Кирилл и Мефодий просветили народы Крещением святым. (Минея 1987: 408). Конечно, в службе говорится, что святые братья просветили славян письменностью, но грамота была только средством для просвещения светом веры Христовой. О таком виде просвещения в тексте майской службы упоминается 21 раз.

http://pravoslavie.ru/46730.html

В Риме св. Кирилл скончался. Святого Мефодия рукоположили в сан епископа, чтобы обеспечить новорожденную Церковь славян иерархией. Незадолго до этого там уже были поставлены во священники несколько учеников святых Кирилла и Мефодия. По возвращении в Моравию св. Мефодий был схвачен противниками и в течение двух с половиной лет содержался в заточении. Благодаря вмешательству папы Иоанна VIII его освободили, и он получил возможность занять свое место на епископской кафедре. Поначалу папа Иоанн VIII запретил ему служение на славянском языке; 129 позже, однако, разрешение было даровано, и уже пожизненно. После смерти св. Мефодия ситуация опять изменилась: папа Стефан V запретил использование славянского языка. Ученики св. Мефодия были выдворены, и византийское христианство в Моравии стало угасать. Потеря Моравии обернулась обретением остального славянского мира. Ученики св. Мефодия начали просветительную и переводческую деятельность в Болгарии. Заложенные братьями основы славянской письменности, включая Библию и литургические тексты, сыграли существенную роль в христианизации Древней Руси. Значение святых Кирилла и Мефодия далеко превзошло их собственные усилия. Неудивительно, что в богослужебных текстах они именуются «равноапостольными», «просветителями славян». 130 Важно отметить отличительные черты славянской миссии. На них часто ссылаются как на ключевые элементы, присущие восточно-православным миссиям в целом. Первый элемент – это использование в богослужении родного языка. Проповедь Евангелия должна осуществляться на родном языке тех, к кому она обращена. Признается естественным право каждого человека молитвенно обращаться к Господу на своем языке. Наряду с этим делался упор на перевод Библии . Основанием для такого признания местных языков был православный взгляд на сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Как Господь смешал языки при строительстве Вавилонской башни и таким образом наказал человечество, так же чудо с языками на Пятидесятницу явилось знаком Божия благословения и желания осуществить искупление всех народов. Второе действие Бога не только как бы компенсирует первое, но еще и освящает «малые» языки, так что они становятся средством благословения и прославления Бога. 131

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

От нас зависит дать всем этим зародышам достигнуть полного развития”. Результат деятельности Кирилла и Мефодия в известной степени можно, стало быть, восстановить и в наше время. „Самопознание и просвещение в национальном духе-вот те условия, которыя начали и докончат процесс поднятия русской культуры на степень общечеловеческой дадут русскому народу выполнить задачу, завещанную славянству свв. братьями десять веков тому назад...” Мы приводили содержание речи г. Смирнова отрывочно, но, однако всякий видит, как она глубоко содержательна и достойна серьезного внимания, которым, к сожалению, не все подарили лектора, имея в виду неотчетливость его произношения. За то выслушавшие речь его до конца оценили ее по достоинству, что и выразили громкими аплодисментами. Акт закончился пением „Боже Царя храни” и гимна Свв. Кириллу и Мефодию. Е. Торжество во 2-й Казанской Гимназии. Задолго подготовившись к должному чествованию дня памяти Свв. Мефодия и Кирилла, Казанская 2-я Гимназия отпраздновала его с подобающим торжеством. Накануне праздника г. Директор Гимназии О. А. Имшеник, показывая ученикам изображения Святых Мефодия и Кирилла, сообщил краткие сведения о жизни и деятельности их и передал порядок празднования. Все ученики были у всенощной и за литургией вместе с наставниками Гимназии, кроме учеников VII класса, бывших в Кафедральном соборе. После поздней литургии, когда все лица, принадлежащие к Гимназии, собрались в зал, открыт был акт речью г. Директора, объяснившего кратко значение праздника. Ученики пропели „Христос воскресе» и затем преподаватель истории Н. В. Державин произнес речь о жизни и просветительной деятельности Свв. Кирилла и Мефодия. В своей речи он указал какое значение имела деятельность Святых братьев в общей истории славянства и в частности для Русских. В конце речи он между прочим выразил мысль, что Россия значительно была подготовлена к христианству трудами Апостолов Славян. Простота и ясность изложения, богатство и удачный подбор фактов были отличительными свойствами речи. По окончании этой речи, ученики пропели тропарь чествуемым Святым. Потом сказана была речь преподавателем Д. М. Львовым о значении трудов Кирилла и Мефодия для русской литературы. Ближайшим образом он определил это значение в конце речи, сказавши, что русская литература ведет свое начало от Свв. Кирилла и Мефодия. Они дали нам первые книги и определили характер русской литературы древнего периода; они создали литературный язык церковно-славянский, который, служа выражением божественных истин, в тоже время был связью племен, наречий и единства Славян. „Посему, заключил оратор, кому дорого образование, кому дорога Христова вера, для того память о Свв. Кирилле и Мефодии останется священною навсегда».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Во время первого пребывания в Риме моравских миссионеров некоторые их них были посвящены в пресвитерский сан. Характерны монашеские имена некоторых учеников Святых братьев – св. Климента и св. Лаврентия, которые подчеркивают связь с римскими святыми – священномучениками Климентом, папой Римским и архидиаконом Лаврентием. Дело просвещения славян в христианскую веру во многом устояло благодаря св. Мефодию, благодаря силе его характера, его ума, его непреклонной воле и личного бесстрашия. Часто он оказывался в невыносимых условиях и в безысходных обстоятельствах, но не сгибался и не отступал перед ними, а упорно отстаивал Божие дело обращения славян в православную веру. После смерти своего брата Кирилла св. Мефодий возвратился из Рима в Блатненское княжество уже как папский легат, с письмами папы Адриана к князьям Блатненскому Коцелю, Моравскому Ростиславу и его племяннику Святополку, чем узаконивалась проповедь на словено-болгарском языке и статут Моравской миссии. Эти письма служили св. Мефодию как охранные грамоты. Св. Мефодий обосновался в Блатненском княжестве, так как в Моравии с августа 869 г. бушевала война с немцами. В Паннонии (Блатно) у Святых братьев было 70 учеников (Св. Климент Охридский, Житие св. Кирилла, XV; Св. Климепт Охридский, Житие св. Мефодия, VIII). Вскоре князь Коцель снова послал св. Мефодия в Рим с просьбой о его рукоположении в епископский сан для своего княжества. В Риме св. Мефодий был рукоположен во Архиепископа Паннонского и Моравского, а его ученики в священные степени. Однако, возводя Мефодия в архиерейский сан и провозглашая его административно Архиепископом, папа Адриан не дал ему паллиума (архиерейский омофор), что с точки зрения традиции Римской Церкви является знаком архиерейской власти. Лишая св. Мефодия паллиума, папа как бы ограничивал архиерейские полномочия св. Мефодия, чтобы держать его в подчинении себе. Возвращаясь обратно в славянские области средней Европы в 870 г., св. Мефодий остановился в Паннонии, в Блатненском княжестве князя Коцеля, так как в Моравии положение было напряженным. Как раз в это время племянник Моравского князя Ростислава, Нитранский князь Святополк во время охоты изменнически захватил в плен своего дядю и предал его немцам. Те отвели Ростислава в Баварию, где его судили как неверного вассала Германии и приговорили к смерти. Смертная казнь была заменена лишением зрения и заключением в одном Баварском монастыре, где князь Ростислав умер в 874 г. (Святая Чешская Православная Церковь канонизировала князя Ростислава в 1994 г. как равноапостольного, память в день святых Кирилла и Мефодия 11/24 мая.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Биограф Мефодия прибавляет, будто бы император после говорил: «Назначая Мефодия в князья славянские, я как будто предвидел, что он будет великим учителем славян и что ему нужно было узнать все их обычаи». Но после, когда Мефодий стал учителем славян, император был другой, а не тот, при котором он служил в мирских должностях. На воеводстве славянском Мефодий пробыл довольно много времени, приблизительно лет 8 пли 10. Но призвала мужа его судьба, и из генерала Мефодий стал монахом. Как и отчего последовал такой огромный переворот в его жизни, к сожалению, мы ничего не можем сказать. Биограф говорит, что он оставил княжение и постригся в монахи, «многи молвы узре безчинны в житии сем» 26 . Но что такое эти «молвы многи»: обыкновенное ли в подобных случаях общее место или имеет какой-нибудь определенный смысл? Могло быть, что призвали Мефодия в монашество его природные наклонности, которые в годы юности, вследствие особой житейской обстановки, заглушены были иными мечтами и помыслами, но которые потом, в более зрелом возрасте, сказались со всей неудержимой силой. Подобные превращения генералов в монахи в то особой настроенности время были вовсе не редкость, и поступок Мефодия не представлял собой слишком необычного события. Ища в монастыре не спокойного и теплого жития, а удаления от мира, лишении и трудов, он избрал для своего пребывания не какой-нибудь из богатых монастырей столицы и ее окрестностей, а один (неизвестный по имени) из пустынных монастырей, находившихся на лесистых склонах малоазийского Олимпа 27 . Настоящее имя Мефодия есть то, которое дано было ему при пострижении в монашество; но какое носил он имя до пострижения? Если бы мы знали это последнее, то, может быть, имели бы больше сведений о мирской его жизни. Недавно бывший генерал и правитель области начал с простого монастырского послушника и своей ревностью к трудам своего послушания и к подвигам, налагаемым обетами монашества, скоро стал приводить в удивление всю братию своего монастыря. Теперь-то, между прочим, было у Мефодия время восполнить недостаток первоначального воспитания, и он все свободное от прямых его обязанностей время отдал чтению книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010