25 Все сомнения о времени кончины Св. Мефодия разрешает Паннон. Житие Свят. Мефодия. Мефодий в вербное воскресение в последний раз, уже больной, беседовал с паствою и тогда же сказал: «поберегите меня, дети, до третьего дня.» и утром третьего дня, 6 Апреля 885 г., скончался. Так говорит биограф. Пасха 885 г. была 11 Апреля, вербное воскресенье 4 Апреля. След., третий день после 4-го Апр. был 6 Апр. 885 г. Биограф Климента говорит о 24 годах архиеписковства Мефодиева; это обмолвка языка; надлежало сказать, что Мефодий трудился у Славян всего 24 года. Райградский настоятель в 1062 г. доносил, что Мефодий 2 июня 884 г. освящал Берненскую церковь (Kopitar, Glagolita § 36). В Остромировом и Ассемановом Евангелиях XI в. Память Св. Мефодия 6 Апреля; тоже в Прологе 13 и Апостоле 14 в. Но в поздних 11 мая. 26 Биограф Климента: ,.занимавших церковные должности было до 200, в том числе учители Горазд, природный Морав, -искусный в обоих языках, Славянском и Греческом, красноречивый Климент, Лаврентий, Наум и Ангеляр.» Папа пишет: «Пресвитерам, диаконам, другим клирикам, какого бы чина ни были , Славянам ли , или другого какого племени, находящимся в той области, повелеваем быть в подчинении и повиновении во всем помянутому Собрату нашему . Архиепископу нашему.» Ер. 247, ad Sventopulcum an. 880, сл. Ер. 190, 194. 27 В Далмации Собор 925 г. запрещал Славянскую службу. Собор 1059 г. положил «впередь никто не смей совершать таин на Славян. языке, а только на Латинском и Греческом; никто из людей того языка (Славянскаго) не должен быть возводим на священные степени». В оправдание сего говорили, что «Готкие буквы изобретены некиим еретиком Мефодием, который много писал на том же Славянском языке (in eadem Slavonica) против правила кафолической веры.» Славян. Священники, для которых храмы были затворены, принесли жалобу П. Александру. Тот отвечал: ,,ради Ариан, изобретателей сей письменности, никак не могу позволить службу на их языке». (Thomae archid. Spalat. + 268 hist. Salonit. Episc.). С чего взяли называть Мефодия и Далматских Славян Арианами? С того же , с чего еще в 9 в. называли Славянских просветителей Арианами , т. е. за догмат о происхождении Св. Духа. Впрочем, в Митрополии Диоклейской, по близости ея к Греческой Церкви, Паписты долго не могли преодолеть Славян. Тот же П. Александр (Epist. 4 ad Petrum Dalmatiae et Slavoniae Archiep.) в 1062 г. писал: «пекись о монастырях как Латинян, так и Греков или Славян: ты знаешь, что это одна Церковь . »

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ватиканское кощунство над памятью славянских первоучителей Память 11/24 мая 23.05.2020 3579 Время на чтение 8 минут К о дню памяти с вяты х равноапостольны х первоучите лей и просветител ей славянски х Мефодия и Кирилл а , мы публикуем статью выдающегося русского публициста, журналиста, литературного критика, общественного деятеля Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887). Статья была впервые опубликована в «Московских Ведомостях» (18 85 . 28 июня 17 7 ). Публикацию, специально для Русской Народной Линии , подготовил профессор А.Д. Каплин. + + + Ватиканское кощунство над памятью славянских первоучител ей Что может быть лживее и кощунственнее польско-ватиканской игры памятью славянских апостолов Кирилла и Мефодия? Дело их было постоянно гонимо Римом. Мефодий был едва не отлучен от церкви папой за то, что он и брат его призвали славянский язык к славословию Бога. Тысячелетие протекло с тех пор. Посев обоих братьев взошел, но не для Запада, который тогда откололся от Востока. Посев обоих братьев взошел на Востоке, и именно в русском народе, где главным образом утвердилась Православная Церковь, и Православная Церковь изначала чествует обоих братьев равноапостольными. В недавнее время оба святые брата вспомнились в заглохших народностях славянских, и в них почувствовалось некоторое оживление. Хоругвь Мефодия стала как бы символом духовного единения славян. И вот когда это почувствовалось во всех концах славянского мира, обнаружилось в нем тяготение на Восток и к России. Славянский съезд в Москве в 1867 году всполошил врагов православия и России. Вскоре придуман был изумительный по своей наглости способ попытаться обезсилить значение обоих славянских апостолов. Продолжать откровенно проклинать их значило бы усилить их значение на Востоке и способствовать тяготению славянских народностей к их знамени, которое свободно и торжественно развевается в России. Придумано было, напротив, отверженных римскою церковью славянских апостолов вдруг усвоить ей и канонизировать.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/23/...

Кирилл составил азбуку для славян («сложил письмена») и завершил перевод Евангелия. В основу литературного славянского языка братья положили солунскую городскую речь славян, живших в Фессалонике. Они ввели богослужение византийского типа на славянском языке, перевели с греческого языка помимо Евангелия «Апостол» и «Псалтирь», создали первую славянскую церковь и первые славянские молитвы. Мефодий перевёл на славянский язык сборник церковных и гражданских законов – «Номоканон». В 866 или в 867 г. братья отправились в Рим, посетив по пути славянское княжество Паннонию. По повелению паннонского князя Коцела, изучившего «славянское письмо», они в течение шести месяцев обучили этому письму около 50 учеников. В Риме папа Адриан II (867872) велел отслужить литургию на славянском языке и признал «славянские книги». После смерти Кирилла в Риме (869 г.) Мефодий продолжил миссионерскую деятельность в Паннонии, вновь посетил Рим, где получил сан епископа Паннонского. В 870 г. после вторжения Людовика Немецкого в Моравию Мефодия обвинили в том, что он проповедовал на территории, вверенной католическим епископам. Его осудили и заключили в тюрьму. Через два с половиной года Мефодий был освобожден по требованию папы Uoahha VIII , который назначил его архиепископом Моравии. В период гонений он написал «Канон Дмитрию Солунскому» «Светильнику светообразну ... в отечестве своим». До последних дней своей жизни Мефодий вел борьбу за распространение славянской письменности. Книжное наследие Кирилла и Мефодия было воспринято не только их многочисленными учениками, но и последующими церковными деятелями южных славян. Епископ Константин Преславский, написавший в память о своем учителе «Службу Мефодия», назвал его «великим пастырем», совершившим подвиги и подвергшимся гонениям во имя истинной веры. Создатель охридской духовной школы Климент Охридский, сопровождавший Кирилла и Мефодия в Паннонии, Венеции и Риме, посвятил своим учителям «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Он сравнил Мефодия с библейскими персонажами Самсоном, Гедеоном, Иисусом Навиным и отметил «ум и добродетели» младшего брата, который «вверх возлетал, как орел, духовными крылами». По его мнению, главная заслуга Кирилла и Мефодия заключалась в том, что эти «преславные учителя славянского языка, сотворившие письмена ему», «просветили буквами и научили учеников церковной службе». Русский летописец Нестор, изложивший западнославянское «Сказание о преложении книг Кириллом и Мефодием», также отметил факт создания ими славянской азбуки (для «моравов первоначально созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских и у болгар дунайских») и введения богослужения на «словеньскым языке». Великим просветителям был посвящён «Гимн в честь Кирилла и Мефодия», написанный П.И. Чайковским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этой точки зрения угорское вторжение и завоевание Паннонии и Моравии представляется даже явлением, не совсем злосчастным, имевшим то не безвыгодное для славян последствие, что задержало дальнейшее занятие славянских земель и покорение славян немцами. Отпор назад, данный уграми немцам, оставил славянам возможность сохранить черты народной самобытности там, где им грозило неизбежное подавление немцами. Некоторые исследователи, называя Горазда архиепископом моравским, представляют дело так, будто он стал им по смерти Мефодия, быв им самим посвящен в архиерейский сан. Так думал преосвященный Филарет («Святые южных славян» под 27 июля), ссылаясь особенно на греческий список болгарских архиепископов, изданный у Дю-Канжа (Familiae ang. Byzant. сар. 28, р. 174), где говорится: Γορσδος χειροτονηθες παρ Μεθδιν. Так думает и Лавровский, ссылаясь на то же свидетельство. Но свидетельство Дю-Канжева списка в данном случае не заслуживает доверия, потому что этот список поздний, составленный, как справедливо полагают, не ранее половины XII века и представляет явные ошибки в известиях о первых болгарских архиепископах, к которым он причисляет и самого Мефодия, выражаясь, что он поставлен в епископы Паннонии папой Николаем, преемником Адриана. Не следует забывать, что ни в житии Мефодия, ни в житии Климента не говорится, чтобы Мефодий посвятил Горазда в епископа, а это необходимо сказано было бы, если бы так было. Оба жития называют Горазда пока только учеником Мефодия, назначенным в преемники Мефодию, но о епископском посвящении, о хиротонии, вообще о епископском сане Горазда при Мефодие не говорят. Да и странно думать, что Мефодий сам один, совершил посвящение Горазда: подобные примеры, если и были, то чрезвычайно редко, как явления совершенно исключительные. Не следует забывать еще, что папа Иоанн VIII, посвятив в 880 году Вихинга в епископы города Нитры, в качестве суффрагана или подчиненного Мефодию епископа, представлял себе поставление второго такого же епископа для моравско-паннонской архиепископии, с тем, что уже потом с двумя епископами Мефодий будет иметь возможность поставлять и других епископов на новые кафедры, какие могли бы открыться. Но поставление второго епископа не состоялось ни при жизни папы Иоанна, ни при его преемниках; а единственный викарий Мефодия Вихинг был во вражде с ним. Поэтому не с кем было Мефодию посвящать Горазда в епископы. Что касается известия чешской легенды о святых Людмиле и Вячеславе, упоминающего о семи епископах – викариях Мефодия (Fontes rertim Bohemicorum, edit. Paacky, p. 201), на которое также ссылается преосвященный Филарет, то оно давно и справедливо признано ошибочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Во время визита в 869 г. св. Кирилл скончался. Мефодий в 870 г. был  рукоположен Папой Адрианом во епископа Паннонского, и на территории соседней с Моравией Паннонии возникла самостоятельная епархия, непосредственно подчиненная Риму. Новое высокое положение миссионера не облегчило его деятельность. По возвращении в Моравию св. Мефодий был схвачен противниками и в течение двух с половиной лет содержался в заточении. Благодаря вмешательству Папы Иоанна VIII его освободили. Однако Папа запретил совершать богослужение на славянском языке. В 880 г. славянское богослужение было разрешено с серьезными ограничениями: Евангелие и Апостол читали сначала по-латыни, потом – по-славянски. В 885 г. св. Мефодий скончался. После его смерти Папа Стефан V окончательно запретил богослужебное использование славянского языка. Ученики св. Мефодия были изгнаны, некоторые из них проданы в рабство. Византийское христианство в Моравии стало угасать . Итог моравской миссии свв. Кирилла и Мефодия парадоксален. Формально она завершилась неудачей. Однако результаты моравской миссии не исчерпывались потерей для Византии Моравии. Через труды святых братьев было достигнуто духовное и культурное просвещение всего славянства. Константинополь вспомнил о кирилло-мефодьевском наследстве, когда столкнулся с притязаниями Рима в Болгарии . Бесценный опыт моравской миссии начнет осуществляться руками учеников свв. Кирилла и Мефодия, которые развернули в Болгарии широкую просветительскую и переводческую деятельность. По мнению Г.М. Прохорова, «учителям славян выпала редкая в истории удача – гораздо большая, чем Иерониму Стридонскому или Кириллу Каппадокийскому: они стали зачинателями целой семьи славянских национальных культур» . Создание центра духовного просвещения славян, переместившегося после кончины св. Мефодия из Великой Моравии в Болгарию, изменило разом всю обстановку в славянском мире и в Европе в целом. Единая вера и единый богослужебный и литературный язык спаяли славян и дали им возможность с новой силой осознать свое единство . Заложенные святыми братьями основы славянской письменности, включая Библию и литургические тексты, сыграли существенную роль в христианизации Руси. Значение святых Кирилла и Мефодия далеко превзошло их собственные усилия .

http://bogoslov.ru/article/1236057

О времени создания Жития равноап. Мефодия идут споры. Ряд ученых предполагают, что оно написано сразу после смерти слав. первоучителя (885), до приезда его учеников в Болгарию. Др. исследователи, прежде всего болгарские, на основании того, что запрещение слав. богослужения и изгнание всех сторонников равноап. Мефодия произошли сразу после его смерти, делают вывод, что это Житие создано в Болгарии. Возможно, оно возникло после приезда (не ранее конца осени или зимы 885) учеников Мефодия в Плиску как часть служебных циклов, посвященных слав. первоучителям. Житие равноап. Мефодия было создано вместе со службой и 2 канонами ему, авторами к-рых являются Климент Охридский и еп. Константин Преславский; тем не менее не все исследователи согласны, что автором Жития равноап. Мефодия также является Климент Охридский. Житие равноап. Мефодия строится по модели житий апостолов и высших иерархов. По сравнению с Житием равноап. Кирилла в нем отводится больше места деяниям святого, чем прениям на богословские темы. Тексты Житий отличаются и структурно и стилистически, хотя мн. палеослависты считают, что Житие равноап. Мефодия - своеобразное продолжение Жития равноап. Кирилла. Такие черты Жития равноап. Мефодия, как нестройная композиция, пространное введение, содержащее богословский обзор богоспасительной истории человечества, объясняют тем, что в текст частично включено исповедание веры, произнесенное равноап. Мефодием при поставлении его в Риме в архиепископа Моравского. Будучи связанными с визант. традицией, оба Жития противостоят ей по содержанию, в к-ром утверждается идея божественной предопределенности возникновения новой азбуки и письменности для слав. христ. народов. В Житии равноап. Кирилла создание алфавита и начальные переводы богослужебных текстов описаны как последние и самые значимые из его деяний. К ним он приступил после тяжелых и опасных миссий, прений с К-польским патриархом-иконоборцем Иоанном VII Грамматиком («Аннисом») и иноверцами. По Житию равноап. Мефодия, ему было предопределено стать иерархом 1-й слав. архиепископии и прославиться прежде всего как защитнику слав. вост. богослужения и строителю слав. Церкви, бескровному мученику за нее. В тексте отмечена и его переводческая деятельность, в т. ч. значительной части Свящ. Писания (обобщенное изложение основных проблем и истории исследования Житий равноапостольных Кирилла и Мефодия, перечень всех изданий и библиографию см.: Иванова М. 2003. С. 364-383).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Но оставались и сильные враги их, сосредоточившие свою вражду на личности святого Мефодия. Новые интриги их поднимаются уже с 879 года, в виде новых обвинений на Мефодия, занесенных в Рим, и наговоров на него перед самым князем Святополком. Мефодия обвиняли в том, что он учит и исповедует не согласно с римскою церковью и совершает божественную службу не на греческом или латинском языках, а на языке славянском. Существо первого обвинения выясняется из «Жития» Мефодия. Он замечает, что врагами-обвинителями Мефодия были те, которые «болели иопаторской ересью, т.е. учением о filioque. Было сказано, что это учение, явившееся в Испании в смысле догмата, усвоенное франко-немецкой иерархией, составляло теперь излюбленный догмат последней, почти навязанный ею Риму, откуда папа Николай I поручил именно франкским богословам защищать filioque против обличений со стороны Фотия и греков. Мефодий, как православный грек, отвергал filioque, держался никео-цареградского символа, который был пет или читаем и на славянском богослужении. В этом, без сомнения, и видело латино-немецкое духовенство несогласие Мефодия с учением римской церкви и за это, по неразумию, обвиняло Мефодия в ереси. Второе обвинение, касавшееся славянского богослужения, было простым повторением тех нападок на него, которые начались с первого появления святых братьев в Моравии. Все это понятно само собой: но не совсем понятно то неожиданное обстоятельство, что сам Святополк возымел какие-то сомнения относительно правоверия Мефодия, так что и сам отправил к папе своего посла пресвитера Иоанна венецианского с выражением своих колебаний и недоумений по этому предмету. Разъяснения этого обстоятельства необходимо искать в характере Святополка и тогдашних политических отношений его. Государь воинственный и предприимчивый, искусный, хотя и неразборчивый в средствах, политик, Святополк недалек был в понимании учения веры и уже поэтому способен был придти в недоразумение от наговоров врагов Мефодия относительно правоты учения его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Новейшая литература и издания текстов: CPGS 1810–1821 (подлинные), 1825–1830 (подложные сочинения). В TLG сочинения Мефодия пока не включены (за исключением отрывков из «О воскресении» в «Панарии» св. Епифания Кипрского , LXIV, и изложения «О сотворенном» в «Библиотеке» патр. Фотия). Рус. пер. с греч. Е. Ловягина : Св. Мефодий, еп. и мученик. Отец Церкви 3-го века. Полное собрание его творений, переведенных с греч. СПб., 1877 (21905 без измен.). Репринт изд. 1905: Св. Григорий Чудотворец ; Св. Мефодий Патарский . Творения. М., 1996 (Б-ка отцов и учителей Церкви, 4) (далее: Твор.). С. 1–287 второй пагинации. Рус. пер. архиеп. Михаила (Чуба) ряда творений свт. Мефодия со слав.: Извлечение из славянского сборника творений//БТ 2. . С. 143–205 (переизд. с многочисл. опечатками в греч. текстах и с опущением фотографий славянских рукописей: Твор. С. 292–364). Перевод «О свободе воли» указан ниже. Литература на русском языке (ценный Крит, разбор: БТ 10. 1973. С. 54–58): [Аноним.] Краткое историческое сведение о жизни и писаниях Святого священномученика Мефодия, Епископа Патарского//ХЧ. 1837. Ч. 2. С. 3–7; [Модестов С. С.] Св. Мефодий, еп. Патарский//ПрТСО 16. 1857. С. 158–209; Барсов. История первобытной проповеди. С. 314–329 (гомилетика); [Аноним.] Сведения о жизни и творениях святого священномученика Мефодия. СПб., 1893; Сагарда Н. И. , Бриллиантов А. И. [Отзывы о курсовом соч. студента СПб. дух. академии Л. Дмитриева на тему «Св. Мефодий Олимпийский и его богословие»]//ХЧ. 1911. Журналы заседаний Совета Академии. С. 462–466; Олейников Т. Учение св. Мефодия Патарского о девстве//Христианин. 1912. С. 331– 351 (и отд.: Сергиев Посад, 1912); Троицкий. Очерки. С. 473–476 (экклезиология); Оксиюк. Эсхатология. С. 197–216; Керн. Антропология. С. 128–129; Михаил (Чуб), еп. Аграфы в творениях св. сщмч. Мефодия//ЖМП. 1954. 6. С. 43–50; Он же. Святой сщмч. Мефодий и его богословие//БТ 10. 1973. С. 7–58; БТ 11. С. 5–54; Он же. К вопросу об источниках богословия св. сщмч. Мефодия: Священное Писание в творениях св. Мефодия//БТ 13. 1975. С. 172–180; Он же. Предание Церкви в богословии св. Мефодия//БТ 14. 1975. С. 126–133; Он же. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия//БТ 14.1975. С. 134–143. На общем фоне диссертаций в духовных академиях по святым отцам в советский период капитальные исследования еп. Михаила (Чуба) являются редким исключением и заслуживали бы переиздания в полном объеме. – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В 1788 году учреждена Епархия ОРЛОВСКАЯ самоместной, вместо Викарной Севской (смотри выше). В 1793 году учреждена МОЗДОКСКАЯ Епархия, Викарная Астраханская, но в 1799 упразднена. Епископ оной именовался Моздокским и Можарским. В 1795 году учреждена Епархия ПОДОЛЬСКАЯ. Архиереи оной сначала именовались Брацлавскими и Подольскими, а с 1799, – Подольскими и Брацлавскими (смотри выше). В 1796 году учреждена ЖИТОМИРСКАЯ Епархия, Викарная Минская, но в 1799 году упразднена. Архиерей оной именовался Житомирским. В 1793 году учреждена Епархия в новооткрытых Голиковым и Компанией островах на Восточном море в Северной Америке. Епархия сих почиталась Викарной Иркутской, и Епископ именовался КАДЬЯКСКИМ и прочих прилежащих к тому в Америке островов. В том же 1796 году учреждена Епархия МИНСКАЯ. Архиереи оной прежде именовались Минскими и Волынскими, Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря, а ныне, с 1799 года, Минскими и Литовскими, и также Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря. В 1799 году учреждена ВОЛЫНСКАЯ Епархия вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Епископы оной прежде именовались Житомирскими, а с 1799 года Волынскими Житомирскими (смотри выше). В 1799 году учреждена КАЛУЖСКАЯ Епархия вновь и поставлена первой в третьем классе Архиереям оной положено именоваться Калужскими и Боровскими (смотри выше). В 1799 году учреждена Епархия ПЕРМСКАЯ. Епископы именуются Пермскими и Екатеринбургскими (смотри выше). В том же 1799 году учреждена Епархия САРАТОВСКАЯ. Архиереи сперва именовались Саратовскими и Пензенскими, а с 1803 года – Пензенскими и Саратовскими. В том же 1799 году учреждена Епархия СЛОБОДСКАЯ УКРАИНСКАЯ. Архиереи оной именуются Слободскими Украинскими и Харьковскими. В том же 1799 году учреждена Епархия ОРЕНБУРГСКАЯ. Архиереи именуются Епископами Оренбургскими и Уфимскими. В том же 1799 году дан Казанскому Архиепископу Викарий, которому велено было именоваться Свияжским, но в 1802 году с переведением последнего Викария в Пермскую Епархию, Викарии Казанские отменены.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3386. ПАНТЕЛЕИМОН (ДОЛГАНОВ), архим. (Наместник Свято-Данилова монастыря в Москве). – 1986, 12, 19. 3387. ПЕЛАГЕЯ (АСОСКОВА), инокиня. (Рязанская епархия). Некролог. – 1998, 12, 36. 3388. ПИМЕН (ТИШКЕВИЧ), схиархим. (Одесский Успенский монастырь). Некролог. – 1984, 11, 38. 3389. РАФАИЛА (ЧЕПЕЛЬ), монахиня. (Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь). Некролог. – 1989, 3, 39. 3390. РОМАН (ТАМБЕРГ), архидиак. (эконом Московского Свято-Данилова монастыря). Некролог/Архим. Алексий (Поликарпов). – 1999, 3, 73. 3391. САВВА (СКИДАНЧУК), архим. (Львовская епархия).Некролог. – 1985, 3, 34. 3392. СЕРАФИМ (БЛOXIH), схиархим. (Рязанская епархия). Некролог. – 1990, 8, 43. 3393. СЕРАФИМ (ДАБИЖА), игум. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1986, 5, 25. 3394. СЕРАФИМ (КАЗАКОВ), схиархим. (Пензенская епархия). Некролог. – 1988, 12, 37. 3395. СЕРАФИМ (КРУПНОВ), архим. (Рязанская епархия). Некролог. – 1985, 10, 28. 3396. СЕРАФИМ (КУЗНЕЦОВ), игум. К 40-летию со дня кончины Прот. Г. Бирилов. – 1999, 7, 41. 3397. СЕРАФИМ (ТРЕТЬЯКОВ), игум. (г. Москва). Некролог. – 1995, 9–10, 47. 3398. СЕРАФИМ (ФУРСА), игум. (Ворошиловградская епархия). Некролог. – 1986, 10, 36. 3399. СЕРАФИМ (ШАНДРА), схиигум. (Мукачевская епархия).Некролог. – 1984, 2, 27. 3400. СЕРАФИМ (ШЛЫКОВ), игум. (г.Москва). Некролог. – 1991, 11, 41. 3401. СЕРАФИМ (ШУСТОВ), архим. (Ярославская епархия). Некролог. – 1985, 6, 26. 3402. СЕРАФИМА (ЧЕРНАЯ), игумения. (Настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря, г. Москва). Некролог/Архиеп.Григорий. – 2000, 2, 58. 3403. СЕРГИЙ (ПТАШИНСКИЙ), иером. (Московская епархия). Некролог. – 1990, 5, 35. 3404. СЕРГИЯ (СЛЕПЦОВА), монахиня. (Иркутская епархия). Некролог. – 1986, 11, 31. 3405. СТЕФАН (КОТЕЛЬНИКОВ), схиигум. (Воронежская епархия). Некролог/Свящ. М. Дронов . – 1989, 8, 36. 3406. СТЕФАН (ЛУЦЕНКО), иером. (Архангельская епархия). Некролог. – 1985, 5, 29. 3407. СОФРОНИЙ (САХАРОВ) , схиархим. (Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Великобритании). Духовное наследие схиархимандрита Софрония (Сахарова) /С. Чапнин. – 1996, 4–5, 45.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010