Немцы опять восстали против Святителя и еще раз вооружили против него Святополка. Но как они ни преследовали Мефодия, – заключая его в темницу и моря голодом и холодом и пр. – при его жизни не могли уничтожить его проповеди . Напротив того, к концу жизни Святителя почти все славянския племена, начиная от Хорватии и Далматии до самых пределов Польши и России, слушали его славянскую службу и читали священное писание на родном языке. Те из них, которые доселе не были крещены, как напр. Чехи с их князем Боривоем, приняли святое крещение от самого Мефодия в 880 году. Само государство Моравское, широко раздвинутое Святополком, заключало в себе несколько разных славянских племен; а с распространением Моравского царства распространилась и святая вера. Вместе с этим, само собою разумеется, должны были распространяться и пределы Моравской архиепископии Мефодия, и тем шире и дальше, чем шире и дальше проникала его проповедь. Поскольку же, как мы видели, проповедники Кирилла и Мефодия достигали до самой Руси, или, как мы сказали, до нашей Волыни, то ничего нет удивительного, что при таких обстоятельствах, в составе одной из трех епархий, из коих состояла архиепископская область Моравской церкви Мефодия, могла входить также и земля Волынская. Не даром же, повторяем, сохранилось известие, что Моравская епархия св. Мефодия простиралась до рек Буга и Стыри. На конце дней своих Святитель Мефодий посетил Царьград, куда звал его Греческий Император, чтобы принять от него благословение, как от благовестника величайшего и знаменитейшего в то время. Мефодий с радостью прибыл в город, где провел лучшее время своей молодости, и одаренный царем и патриархом, возвратился в свою епархию, где вскоре скончался, 6-го Апреля 885 года, и погребен в Велеграде, ныне именуемом Старым Велеградом, в храме Пресвятой Богородицы, в стене – против алтаря. Умирая, Св. Мефодий назначил своим преемником одного из ближайших учеников своих, Горазда. Но Святополк, как мы видели, еще при жизни Мефодия, поддававшийся влиянию духовенства Немецкого, поставил после кончины Святителя на его место некоего Викинга немца, епископа Питры, который, с соизволения Святополка, подверг преследованиям Горазда и его сподвижников, а потом и совсем выгнал их из Моравии. Моравскую же епархию Мефодия Папа причислил сначала к округу Немецкого епископа Пассавского, а потом Пражского, пока наконец в 1026 году в Моравии не была основана новая уже чисто Латинская архиепископия в Ольмюце с латинским духовенством, латинскою службою и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Кирилл, изобретший алфавит славянский, и Св. Мефодий, купно с ним действовавший, по справедливости, суть Просветители народов Славянских. Они не только просветили их светом Веры и утвердили в вере; но и самую Веру утвердили среди них, передав им ее в письме, в переложении с греческаго на их родной и живой язык Славянский. – Если бы учение Веры не было переложено для Славян, с Греческого на язык Славянский, – оно удобно могло бы повредиться среди них, в их понятиях. Притом, легко, весьма легко бы сталось, что ревностные, не по разуму, в распространении Веры и навязчивые своими послугами, впрочем по своим корыстным целям, слуги папы могли бы увлечь всех Славян в сети лжеучений латинских; и – тем удобнее это, что, без грамотности, самые учители Славян были бы все во мраке невежества. Без грамоты, самая Вера в мире Славянском, незаключенная в письмена, могла бы затмиться и погаснуть, и, на место ее, опять водвориться тьма заблуждений языческих и магометанских. От всего этого Всеблагий Господь предохранил и оградил Славян, чрез Равноапостольных Просветителей их, давших им Слово Божие, в переложении на их язык, и самую грамотность, способствующую к усвоению им и сохранению учения Веры, и развитию общаго умственного просвещения. – Посему-то Св. Церковь Православная, истинная ценительница духовных дарований и достоинств, по всей справедливости, почитает Святых Кирилла и Мефодия Равноапостольными Просветителями народов Славянских. Много, невыразимо много благого сделали Св. Кирилл и Мефодий для народов Славянских, своими равноапостольскими трудами! Но так как мы – наша Русь, теперь Святая, есть один из народов Славянскаго мира; то почти всё, что сделано Равноапостольными для Славян, – сделано и для нас, сынов Руси Святой. Они, по истине, – и наши Просветители, наши Первоучители, давшие нам способ принять Веру Христову, чистую, православную, и сохранять ее во всей ее чистоте и святыне, – а, вместе с сим, и необходимое средство быть грамотными. Великое дело труда их – переложение Священных и Богослужебных книг на язык Славянский и глубокоразумное изобретение Азбуки Славянской есть и наше достояние, наше сокровище всевековое.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

В середине IX века святые братья Кирилл (в миру Константин) и Мефодий, родом греки, задумали облегчить славянам понимание христианского богослужения и перевели для них богослужебные книги с греческого языка на славянский. Так как у славян в то время не было еще письменности, то святые братья сами составили славянскую азбуку, взяв за образец греческую азбуку и дополнив ее недостающими буквами. Таким образом, богослужебные книги были переведены ими на славянский язык, а сами они стали апостолами – просветителями славян. § 3. Деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия Святые братья Кирилл († 869) и Мефодий († 885) были детьми знатного вельможи и родились в Солуни (Фессалониках) – главном городе Македонии, страны, населенной по преимуществу славянами. Старший брат Мефодий, после домашнего воспитания, занимал сначала военные, а потом административные должности, но впоследствии принял монашество, поселившись на горе Олимп. Младший брат Кирилл отличался блестящими способностями к учению, обучался словесным, философским и математическим наукам. Его ожидали почести в свете, но он не прельстился этим, а принял сан священника и место библиотекаря в библиотеке при храме св. Софии. Впоследствии св. Кирилл удалился к брату на Олимп. Предполагают, что в это время жизни на Олимпе святые братья и начали переводить богослужебные книги на славянский язык. Около 862 г. через посредничество Византийского императора Михаила III святые братья были приглашены моравским князем Ростиславом в Моравию для проповеди христианства. Здесь начинается главная деятельность святых Кирилла и Мефодия. В Великой Моравии и Паннонии (где ныне Венгрия, Чехия и Словакия) христианство было уже проповедано среди тамошних славян немецким, латинским духовенством. Но латинское духовенство совершало богослужение на чуждом славянам латинском языке. А так как латинский язык был непонятен славянам, то, конечно, проповедь немецкого духовенства оказалась безуспешной. Святые братья, начав учить славян Христовой вере, дали им священные и богослужебные книги на славянском языке. На славянском языке они стали совершать богослужение, а для обучения славян письменности стали заводить и школы. Христианство среди славян начало быстро распространяться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Он сам усердно трудился над переводом некоторых греческих книг на славянский язык. Так, напр., ему принадлежит перевод некоторых поучений св. Иоанна Златоуста , известный под именем Златоструя. Царь Симеон окружил себя людьми образованными, которые, под его руководством и по его указаниям, также трудились над переводом необходимых книг с греческого на славянский язык. В числе сподвижников царя Симеона были ближайшие ученики св. Мефодия, изгнанные из Моравии и нашедшие себе приют в Болгарии, напр., Климент, написавший много проповедей, и Константин, который переводил с греческого языка на болгарский творения отцов Церкви. При дворе царя Симеона жили и трудились над просвещением своего народа также и ученики учеников св. Мефодия, напр., Иоанн, написавший Шестоднев, или объяснения библейского рассказа о шестидневном творении мира, Григорий пресвитер и мн. др. Всеми этими сподвижниками болгарского царя Симеона было переведено великое множество греческих книг на славянский язык, что имело весьма благодетельное значение не только для южных славян, но также и для восточных, или русских. Значение трудов святых Мефодия и Кирилла для восточных славян. Солунские братья сами не проповедывали христианской веры между восточными, или русскими славянами. Только во время путешествия к хазарам они проходили чрез южную часть нашего отечества. Но нет никакого известия о том, чтобы они в это время обратили кого либо из русских в христианство. Изобретение славянской азбуки и перевод священных и богослужебных книг солунские братья также назначали не для восточных славян. Тем не менее труды их имели величайшее значение для восточных славян, или для истории нашего отечества. Особенно это должно сказать относительно изобретения славянской азбуки и перевода священных и богослужебных книг на славянский язык, чем восточные славяне воспользовались, быть может, даже более других своих соплеменников. Изобретение славянской азбуки и основанное на нем создание славянской письменности способствовало пробуждению среди всех вообще и, в особенности, среди восточных славян народного самосознания, сознания себя народом особым, способным к развитию наравне с другими народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Во второй половине IX века миссионерскими трудами св. братьев Кирилла и Мефодия почти между всеми славянскими племенами (кроме внутренних стран России и прибалтийских славян, до которых не дошла проповедь св. Кирилла и Мефодия) распространена была православная вера со славянским богослужением и обрядами восточной церкви. Но после св. Кирилла и Мефодия история христианства у юговосточных и западных Славян пошла особыми путями. Южные и восточные Славяне (русские, болгары и сербы с хорватами и словенцами) не только приняли православную веру от церкви греческой, но и вступили с ней в тесный иерархический союз; следствием этого было то, что они с течением времени более и более укреплялись в православии. Между тем западные славяне (поляки, чехи с моравами и словаками) мало-помалу стали усвоять неправославные римские нововведения, принимать латинское богослужение вместо славянского, западные обряды вместо восточных. Главной причиной этого было то, что западные славяне были слишком разобщены (через вторжение мадьяр в среду славянского мира в начале X века) с главными центрами восточного православия. Окруженные сильными западно-европейскими католическими народами, они подчинялись политическому, а за тем и религиозному влиянию последних. Распространению латинства между западными славянами немало также способствовало и то, что хотя все эти племена первоначально приняли христианство от греческой Церкви, но по иерархическому управлению они с самого начала стали в зависимость от римской церкви, неправославие которой было тогда (в IX веке) еще мало заметно. С течением времени римская Церковь стала более и более заражаться неправославными нововведениями, а вместе с тем стала отторгать от православия и все, подчиненные ее влиянию, христианские страны. Впрочем искоренение православия латинством в западных славянских странах совершалось медленно и с большим трудом. Славяне долее всех других западно-европейских народов отстаивали свою духовную самостоятельность против притязаний латинства. Рядом всевозможных насилий и интриг римская церковь успела, однако, постепенно почти всех западных славян, составляющих доныне более двадцати миллионов населения, преимущественно в австрийских владениях, отторгнуть от православия. Но при всех насилиях и хитростях латинская пропаганда между славянами и по настоящее время далеко не вполне достигла своей цели. Из западных славян, отторгнутых римской церковью от православия, немногие (поляки) сделались настоящими католиками; в большей же части других племен и доселе сохраняются в некоторой степени остатки древнего православного предания и вместе с тем поддерживается более чем у каких-либо других западных народов сочувствие к восточной церкви. Все это дает некоторые надежды на возвращение этих племен к древней православной вере. Общий взгляд на состояние христианства у юговосточных славян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дар Папе Адриану II Кирилл и Мефодий преподнесли мощи святителя Климента Римского, которые в свое время обрели в Херсонесе, а затем привезли с собой в Моравию. Понтифик с большим почетом встретил солунских братьев, приняв под свою защиту богослужение на славянском языке. Видимым знаком этого благословения стало возложение Папой славянских богослужебных книг на святой Престол с. 125]. Папа рукоположил Мефодия в священника, а его учеников – в пресвитеры и диаконы. В это же время слабый здоровьем Кирилл скончался, приняв перед смертью схиму. По благословению Папы Кирилл был погребен в Риме в храме святителя Климента с. 91-92]. После смерти Кирилла Папа Адриан II рукоположил Мефодия в сан архиепископа, сделав его своим легатом в Моравии и Паннонии с. 140]. Вернувшись в Моравию, Мефодий с учениками развернул бурную деятельность по распространению славянского богослужения и письменности и переводам священных и богословских текстов. Эти славянские переводы с греческого оригинала отличает тщательная обработка и тонкое авторское филологические чутье, одновременно свидетельствующее о глубоком знании богословской и литургической терминологии. Поистине, просветителями славян совместно с их учениками был проделан огромный труд, давший толчок и положивший начало интенсивному распространению богослужебного языка и книжной литературы среди славян. Кончина святого Мефодия в 885 году, захват Моравии венграми в 905 году и возвращение в регион немецкого духовенства сделали продолжение успешной миссии среди славян на этих землях невозможным. Четверо из изгнанных из Моравии учеников святого Мефодия – Климент, Наум, Савва и Ангелларий поселились в Болгарии, где князь Борис (852-889) оказал им всемерную помощь и поддержку с. 161]. А когда при царе Симеоне (893-927) Болгария достигла наивысшего политического могущества и культурного расцвета, дело святых апостолов славян продолжила целая плеяда выдающихся деятелей славянского просвещения. Это – Иоанн экзарх Болгарский, Климент Охридский, Наум Охридский, черноризец Храбр, Константин Преславский и Григорий Мних с. 16]. Последователи солунских братьев сами много переводили, писали собственные труды и обучали славянскому письму учеников. Рукописные сборники, составленные болгарскими переводчиками, составили сокровищницу святоотеческой богословской мысли и в большом количестве распространились среди славянских народов. Первой такой книгой стал составленный в Преславле по указанию царя Симеона с. 16-17] сборник, куда вошли труды двадцати христианских византийских писателей.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/01/cerkov...

В этот день предположено было произвести закладку храма во имя Свв. Мефодия и Кирилла, среди гор Казанских (на 2-й или 3-й), но состояние холодной погоды, доселе господствовавшей в Казани, а также неудобство путей сообщения, не позволили сделать этого великого дела и, может быть, к лучшему, ибо закладка произошла 13 мая, при большем стечении народа, а вместе с большим оживлением и удобством. Говорят, что на устроение этого храма теперь уже поступило более 12,000 рублей, из которых, кажется, первая тысяча пожертвована нашим милостивым Архипастырем, обратившимся по сему обстоятельству с весьма трогательным воззванием к православным жителям Казани. Для наблюдения за ходом дела по сему обстоятельству учрежден особый комитет под председательством Протоиерея Е. А. Малова. М. Торжество в женском духовном училище. Скромный, не публичный акт в Духовном Училище начался в 2 1 / 2 часа, когда прибыл в училищный зал Высокопреосвященнейший Палладий, встреченный училищным персоналом, Преосвященным Кириллом и немногими особами из высшего казанского общества. Воспитанницы пропели тропарь чествуемым святым в высшей степени стройно и умилительно. Первая речь читалась преподавателем И. Т. Горизонтовым, прекрасно представившим целую картину бытового положения славян во дни Свв. первоучителей их и благотворного изменения судеб славянства под влиянием просветительной деятельности Кирилла и Мефодия. Другой лектор-преподаватель П. И. Смирнов говорил о значении Кирилло-Мефодиевских переводческих трудов на просвещение вообще Славян и в особенности на религиозное, литературное и эстетическое развитие русского народа. Он заключил речь свою обращением к воспитанницам, горячо убеждая их влиять на народ чрез духовно-нравственные беседы, чтение и пение, как в качестве учительниц, так и во всех жизненных положениях. Как бы в доказательство своей живой готовности услаждать души православных исконно-русским приятным церковным пением, они сейчас-же пропели несколько гимнов в честь свв. Апостолов Славян, составл. по древнему распеву. Во время этого пения Высокопреосвященный Палладий раздавал всем воспитанницам образки свв. Мефодия и Кирилла и краткие описания жизни их. Потом пред кафедрою встали три воспитанницы и одна после другой прочли три стихотворения, в которых изливались чувства благоговейнейшего почтения к просветителям Славян и поэтически изображались благие последствия трудов Свв. Мефодия и Кирилла. Чтения закончились пением тропаря и кондака, пропетых особенно умилительно и мелодически стройно. Н. Торжество в доме Городской Думы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУЦКАЯ (ВОЛЫНСКАЯ) ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена, по всей вероятности, в 30-х гг. XIII в., отделена от Владимиро-Волынской епархии , в XIV в. входила в состав Галицкой митрополии (см. Галицкая епархия ). В XVI - нач. XVII в. епархия имела название «Луцкая и Острожская», после 1625 г. объединена с Владимиро-Волынской кафедрой, в 1702 г. окончательно перешла в унию. В 1799 г. была восстановлена правосл. Волынская епархия для всей территории Волыни (центр находился в Остроге, Житомире, Луцке), в 1922-1940 гг. епархия была разделена на Волынско-Кременецкую (на территории Польши) и Волынско-Житомирскую (в Украинской ССР). В мае 1944 г. восстановлена Луцкая и Волынская епархия (для всей Волыни), с 1 июля 1944 г.- Волынско-Ровенская епархия. 10 апр. 1990 г. разделена на епархии Ровенскую и Острожскую (на территории Ровенской (ныне Ровненская) обл.) и Луцкую и Волынскую (на территории Волынской обл.). В 1996 г. Луцко-Волынская епархия была разделена на Владимир-Волынскую и Ковельскую епархию и Луцкую и Берестечковскую епархию, с 2012 г. епархия имеет название «Волынская и Луцкая». Территория Л. е. включает Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский р-ны Волынской обл. Украины. Епархия разделена на благочиннические округа: Берестечковский, Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Колковский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский. Кафедральный город - Луцк. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы в Луцке. Правящий архиерей - митр. Нифонт (Солодуха ; с 25 авг. 1992 епископ Волынский, с 28 июля 1993 архиепископ Волынский, с 11 апр. 2001 митрополит Луцкий и Волынский, с 20 июля 2012 митрополит Волынский и Луцкий). В епархии насчитывается 410 приходов, 3 мон-ря (мужской и 2 женских), в клире состоят 329 священнослужителей (315 священников, 14 диаконов) При епархиальном управлении работают отделы: социальной помощи детям, издательский, миссионерский, по благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, религ. образования и катехизации, по делам молодежи, по делам пастырской опеки пенитенциарной системы, информационно-просветительский, паломнический, миссия «Церковь и культура», по делам семьи, юридический, по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений. История

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Кафедра и резиденция: Борджоми. 10. Ванская и Багдатская епархия Высокопреосвещенный Антоний (Булухиа ). Митрополит Ванский и Багдатский. Рожд. 1956 г. Кафедра - Багдати. Резиденция: Багдати, Вани. 11. Гардабанская и Марткопская епархия Преосвещенный Яков (Иакобишвили). Епископ Гардабанский и Марткопский. Хорепископ Каталикоса-Патриарха. Рожд. 1962 г. Кафедра и: Марткопи. Резиденция: Тбилиси 12. Гурджаанская и Велисцихская епархия Преосвещенный Евфимий (Лежава). Епископ Гурджаанский и Велисцихский Рожд. 1953 г. Кафедра и резиденция: Гурджаани. 13. Дманисская и Агарак-Таширская епархия Высокопреосвещенный Зенон (Иараджули).Архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский. Рожд. 1972 г. Кафедра и резиденция: Дманиси. (Агарак-Ташири – северная часть современной Армении, провинция Ташир -Лори) 14. Зугдидская и Цаишская епархия Высокопреосвещенный Герасим (Шарашенидзе). Митрополит Зугдидский и Цаишский. Хорепископ Каталикоса-Патриарха. Рожд. 1958 г. Кафедра: Зугдиди, Цаиши. Резиденция: Зугдиди, Цаленджиха. 15. Кутаисская и Гаенатская епархия Высокопреосвещенный Калистрат (Маргалиташвили). Митрополит Кутаисский и Гаенатский Рожд. 1938 г. Кафедра и резиденция : Кутаиси, Гелати. 16. Манглисская и Цалкская епархия Высокопреосвещенный Анания (Джапаридзе).Митрополит Манглисский и Цалкский Рожд.1949 г. Кафедра и резиденция: Манглиси, Цалка. 17. Маргветская и Убисская епархия Высокопреосвещенный Вахтанг (Ахвледиани). Митрополин Маргветский и Убисский.Рожд. 1953 г. Кафедра: Зестафони. Резиденция: Зестафони, Харагаули. 18. Местийская и Верхне-Сванетская епархия Преосвещенный Иларион (Китиашвили). Епископ Местийский и Верхне-Сванетский. Рожд. 1957г. Кафедра и резиденция: Местиа. 19. Некресская епархия Высокопреосвещенный Сергий ( Чекуришвили). Митрополит Некресский. Рожд. 1959 г. Кафедра: Некреси, Кварели. Резиденция: Кварели, Лагодехи 20. Никордцминдская епархия Высокопреосвещенный Елисей (Джохадзе). Митрополит Никордцминдский Рожд. 1949 г. Кафедра: Никордцминда. Резиденция: Амбролаури, Они.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

ред. Н.Ф. Дубровин Книга 2 → Содержание Введение Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Отделение II а) Московская синодальная контора б) Грузино-имеретинская синодальная контора Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия Отделение IV. Контроль духовных дел. Управления хозяйственное и духовно-учебное Отделение V. Делопроизводство или канцелярии при главном духовном управлении Отделение VI. Следствия преобразований, произведенных при Императоре Николае I-м в главном духовном управлении Отделение VII. Постройка нового здания и открытие в нем св. синода Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке 1) Олонецкая епархия 2) Саратовская епархия 3) Новочеркасская епархия 4) Симбирская епархия 5) Полоцкая епархия 6) Пермское викариатство в Екатеринбурге 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию 8) Томская епархия 9) Викариатство тверское 10) Викариатство каменец-подольское 11) Викариатство рижское, обращенное потом в самостоятельную епархию 12) Херсонская епархия 13) Волынское викариатство в городе Остроге 14) Камчатская епархия 15) Воронежское викариатство 16) Кавказская епархия 18) Саратовское викариатство в г. Волгске 17) Епархии имеретинская и гурийская 19) Самарская епархия 20) Абхазская епархия 21) Казанское викариатство 22) Херсонское викариатство Отделение III. О западных епархиях Особенное положение о западных епархиях Новое разграничение некоторых епархий Западного края Штаты западных кафедр Смены архиереев в западных епархиях по особенным причинам Отделение IV. Присоединение Якутской области к камчатской епархии Отделение V. Повышение и понижение некоторых епархий в степенях Отделение VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010