Пение тропаря: «Благообразный Иосиф», после положения Плащаницы на приготовленном месте, будет гармонировать и с самым содержанием тропаря, в котором говорится, что благообразный Иосиф, сняв с древа Пречистое тело и обвив его чистою Плащаницею «во гробе нове покрыв, положи». Эта практика, или обряд выноса Плащаницы на вечерни, при пении стихир на стиховне, заслуживает полного внимания со стороны нынешних духовных властей и священников не только потому, что умилительная картина несения Плащаницы на головах священников, при стройном мелодичном пении возвышенных и прекрасных стихир на стиховне, производит на молящихся глубокое религиозное впечатление, которое задевает за самые чувствительные струны их сердца и вызывает у них искренние слезы, но и потому еще, что этот обряд вполне согласен с практикою Церквей восточных, от которой наша богослужебная практика находилась в полной зависимости в течение всей истории богослужения в нашей Церкви и от влияния которой, хотя и негласного, не освободилась, как показывает и описываемый нами обычай, доселе. Данная практика, будучи во многом согласна с практикою Церквей восточных, одобрялась и знаменитейшим первосвятителем русской Церкви покойным митрополитом Московским Филаретом (Моск. епарх. ведом. 1876 г. 50 стр. 441), многими русскими иерархами, издававшими своя распоряжения относительно настоящего обычая, когда вынос Плащаницы приходилось делать не праздник Благовещения, случающийся в Великую Пятницу (Литов. епарх. вед. 1877 г. 9 стр. 67; Изв. по Казан. епарх. 1877 г. 1 стр. 15; 3 стр. 64; Моск. епарх. вед. 1870 г. 14; Астрах. епарх. вед. 1877 г. 10; Яросл. епарх. вед. 1877 г. 2; Тавр. епарх вед. 1877 г. Мин. епарх. вед. 1877 г. 2, Рязан. епарх. вед. 1877 г. 14; Харьков. епарх. вед. 1877 г. стр. 168; Смолен. епарх. вед. 1877 г. 4; Сам. епарх. вед. 1877 г. 5; Тамб. епарх. вед. 1877 г. 5; Тульск. епарх. вед. 1877 г. 4) и, наконец, даже официально утверждена с некоторыми особенностями Св. Правительствующим Синодом в 1855 году особенным указом (Никольск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В заключение трапезования о. миссионер И. М. Жаров предложил пропеть вечную память великим ратоборцам на ниве Христовой Павлу Прусскому и оптинскому старцу Амвросию, которые сослужили великую службу своим учением делу миссии. Оо. съезда пропели вечную память. После трапезы от лица участников съезда председателем и руководителем В. М. Скворцовым была послана телеграмма преосвященному Вениамину следующего содержания: „Сегодня вознесши молитвы у гробниц оптинских старцев, козельский миссионерский съезд закончил с несомненной пользой свои заседания и долгом считает принести вашему преосвященству чувства своей сыновней признательности за ваше отеческое попечение о преуспеянии миссии вверенного вам пастырства“. Его преосвященство почтил участников съезда своей ответной телеграммой такого содержания: „Сердечно благодарю глубокоуважаемого Василия Михайловича и всех протоиереев и иереев за понесённые труды в козельском миссионерском съезде; молитвенно призываю на всех Божие благословение. Епископ Вениамин“. Библиография К. П. [Рец. на:]: Критическое обозрение противо-раскольнических бесед, помещённых в епархиальных ведомостях//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 145–158 В первую половину нынешнего года некоторые епархиальные издания поместили на своих страницах частицу тех бесед, которые ведутся миссионерствующей братией. По предметам эти беседы можно распределить следующим образом: 1) О вседержительстве Божием (Астраханские епарх. ведом. 1), 2) собеседования с глаголемыми старообрядцами в селе Губернском о неодолённости Церкви Христовой, её постоянном пребывании до пришествия Христа Спасителя и её постоянной святости (Екатеринбур. епарх. вед. 5), о том же предмете беседа с приемлющими австрийское священство старообрядцами в зале Екатеринославской духовной семинарии (Екатериносл. епарх. вед. 14–15), 3) „Беседы православного миссионера К, А. Картушина с защитником австрийского лже-священства К. Перетрухиным (Донские епарх. вед. 9, 10, 14 и 17), о том же предмете и с ним же беседа миссионера-свящ. С. Шалкинского в селе Орехове (Екатериносл. епарх. ведом. 9); о незаконности действий митр. Амвросия в Белой Кринице (Астрахан. епарх. ведом. 5); 4) из бесед миссионера с глаголемым старообрядцем о единоверии (Екатеринб. еп. вед. 3–4), почему именуемые старообрядцы, отделяющиеся от св. Церкви, будто бы по любви своей к старым обрядам, не присоединяются к единоверию? (там же 1–2); 5) собеседование с старообрядцами епархиального миссионера в Воскресенской на площади церкви г. Костромы 17 февраля о лице и существе последнего антихриста и о его происхождении (Костр. епарх. вед. 10); 6) о книжном исправлении, бывшем при патр. Никоне (Екатеринб. епарх. вед. 1–2); 7) о клятвах 10 соборов 1656, 1666–1667 гг. (Екатериносл. еп. вед. 6–8); 8) 6-я беседа миссионера-свящ. П. Шалкинского в селе Максимовке, Вольского уезда, с беспоповским начетчиком Т. Худошиным о перстосложении (Сарат. еп. вед. 6–7) и 9) о молении за царя (Астрах. епарх. вед. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 820 Опис. син. арх. 486. Ист. моск. еп. упр. II, кн, 1. прим. 130–131. Ворон. епарх. вед. 1868 г. стр. 123. 824 Ук. коломенской консистории 1746 г. о строении орловского правления. Орловск. епарх. вед. 1868 г. стр. 1567–1569. Строение правления в ворон. епархии. Ворон, епарх. вед 1867 г. 11. стр. 365. Ист. м. епарх. упр. 1, прим. 316. 227. II, кн. 1, прим. 223 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

1886 г., для испытания учеников, окончивших курс в церковно-приходских школах и школах грамоты и желающих получить свидетельство на льготу IV-ro разряда по отбывании воинской повинности, и пользуются теми же правами, кои предоставлены упомянутыми правилами членам Епарх. Училищного Совета, причем участвовать в производстве испытаний могут лишь те из членов, кои получили образование по крайней мере в уездных училищах и равных им учебных заведениях, или хотя не получили такого образования, но состоят или состояли на государственной службе в классных чинах; уездные отделения обязаны составлять ежегодные отчеты о церк.-прих. школах и школах грамоты, на основании донесений священников-наблюдателей и личных наблюдений членов отделения, и представлять сии отчеты в Епарх. Училищ. Совет не позже 1 августа, причем к этим отчетам должны быть приложены подлинные донесения священников-наблюдателей (§6) 430 . Кроме того, уездные отделения Епарх. Училищных Советов должны сообщать в подлежащие Земские Управы подробные сведения о расходовании пособий, назначаемых земскими собраниями церковно-приход. школам (опр. Син. от 1888 г. 431 . Заседания уездного отделения бывают очередные, в определенные членами отделения сроки, и чрезвычайные, по назначению председателя (§8). Из своей среды члены отделения избирают секретаря и казначея (§7). Постановления уездного отделения утверждаются Епарх. Архиереем, по представлениям Епарх. Совета, за исключением тех, которые будут предоставлены Епарх. властью на окончательное решение уездных отделений (§9). Порядок хранения, расходования и отчетности уездных отделений в денежных суммах определяется Епарх. Советом, с утверждения Епарх. преосвященного (§10) 432 . Для постоянного и ближайшего контроля за действиями окружных священников-наблюдателей, – заведующих школами и учащих и личных объяснений им установлены особые епархиальные наблюдатели, или инспекторы церковно-прих. Школ – из лиц с академическим по преимуществу образованием. На содержание сей инспекции, согласно Высоч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

862 Любопытно перечисление даров, данных Феодосию Яновскому Сильвестром казанским, в Объявлении о винах Феодосия. Издан. в кн Ф. Прокопович, прилож. 866 Киевск. епарх. вед. 1862 г. стр. 515–516. Нам случалось встречать несколько подобных реестров в архиве Седмиозерной пустыни. 883 Наприм. за ярополческим дух. правлением в 1749 г. недоимки считалось 168 р. 88 к., а в 1750 г. она возросла уже до 311 р. 67 к. Владим епарх. ведом. 1868 г.: Ист. семинар. стр. 1111. 884 Недоимка числившаяся за ярополческим правлением и в 1749 г. доходившая до 301 р., в 1751 г. уменьшилась до 255 р.; но в 1759 г. ее снова было 387 р 63 к., а в 1761 – 397 р. 93 к. Влад. епарх. вед. 1868 г. стр. 1111–1112 897 Последующий очерк составлен по Ист. моск. епарх. управ. и статье: Киевская консистория в XVIII в. (Киевск. епарх. вед. 1862 г.). факты из др. источников будем цитовать подробно. Заметим, что московская и Киевская консистории наиболее типичны между всеми другими консисториями и составляют даже прототипы всех их. 898 Ист. моск. епарх. упр. II, кн. 1, примеч. 71. В 1744 г. последовал и сенатский указ о содержании во всех судебных местах мужеского и женского пола отдельно. П. С. 3. 8877. 905 Наприм. в костромской семинарии при преосв. Дамаскине (1758–1769). Р. Педаг. вестн. 1858. V: Корресп. из Рязани, стр. 25. 915 Платеж этих клировых денег и за катехизисы аккуратно обозначался в записных книгах о производствах при кафедре. Две таких книги есть в казанской академ. библиотеке 13 и 14) за 1785–1803 годы. 947 См. напр. Сказание Сухорукого о Вениамине казанском. Каз. губ. ведом. 1843 г. 44. стр. 265. Ист. моск. епарх. упр. II, кн. 2, 330–336; Об имуществе Амвросия 3.-Каменского. Жизн. Платона ч. II, 70 и друг. 952 Биогр. Алексеева в Душеп. чт. 1869 г. кн. 1, Ист. моск. епарх. упр. III, кн. 1. прим. стр. 176 и далее. 958 Издан, в Чтен. 1869 г. кн. III. На основании некоторых современных скандалов среди монашества, горячая голова Алексеева доходила даже до отрицания самого монашества (см. письм. XIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Когда приближался конец 30-дневному сроку, епарх города Рима Агрестий Хроматий призвал к себе Транквиллина, отца Маркеллина и Марка, и спросил его о сыновьях, — согласились ли они отступить от христианства. Транквиллин отвечал: — Не нахожу слов, чтобы благодарить тебя за твои благодеяния: если бы ты, по своей кротости, не остановил и не отдалил на столько дней смертный приговор моих сыновей, то и я лишился бы их, и сыновья мои лишились бы отца. Все родные, любящие друзья и, думаю, что и твоя светлость порадуется со мной, так как мертвым дана жизнь, скорбным веселие, печальным возвратилась радость. Тогда епарх, думая, что сыновья Транквиллина хотят поклониться богам, сказал: — Приходите в последний день и пусть сыновья твои произведут должное каждение фимиама богам. Услышав сие, Транквиллин сказал: — О светлейший муж! Если бы ты справедливо рассудил о том, что случилось со мною и сыновьями моими, то мог бы понять, как велико и сильно имя христианина. Епарх сказал: — Не беснуешься ли ты, Транквиллин? — До сих пор я бесновался и телом и душою, — отвечал Транквиллин, — но как только уверовал во Христа, тотчас же получил здоровье души и тела. — Как вижу, — сказал епарх, — я не для того отдалил казнь твоим сыновьям, чтобы ты отвратил их от их заблуждения, но, чтобы они тебя склонили к своему заблуждению! Транквиллин отвечал: — Умоляю твою светлость рассудить, какие дела следует называть заблуждением. Епарх сказал: — Скажи сам, что должно называть заблуждением. — Первое заблуждение, — отвечал Транквиллин, — заключается в том, чтобы оставить путь жизни и идти путем смерти. — Который же путь смерти? — спросил епарх. — Не думаешь ли ты, — отвечал Транквиллин, — что путь смерти — это давать имя божеств смертным людям и покланяться их изображениям из дерева и камня? Епарх возразил: — Разве не боги те, которым мы покланяемся? Транквиллин отвечал: — По истине, не подобает считать богами тех, о которых написано в ваших же книгах, что они во грехах рождены, имели неправедных, злых и беззаконных родителей, сами жили неправедно, беззаконно и лживо и во грехах умерли. Не было ли Бога на небесах даже прежде того времени, когда над Критянами царствовал Крон, который поедал плоть своих сыновей? или Крит имел своего царя, а небеса не имели Бога? Много заблуждаются те, кто думает, что Дий, сын Крона, который был человеком, находившимся во власти злобы и плотской похоти, обладает громом и мечет молнии. Кого только он не гнал, если и отца своего не пощадил, и какими грехами не осквернился, если родную сестру свою взял себе в жены? На торжищах, на улицах, в домах и везде говорится и повествуется в книгах о том, как нечестивая Гера тщеславится тем, что она сестра и жена Дия [ 8 ]. Не веришь ли ты, светлейший муж, что заблуждаешься, почитая богов, исполненных таких злодеяний, за которые римские законы осуждают человека на казнь и смерть? А ты таковых почитаешь и, оставляя Всесильного, царствующего на небесах Бога, говоришь камню: «ты бог мой» и дереву: «помоги мне!».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1808 г. 303 . Кроме приведенных постановлений о церковных свечах, было преподано несколько правил, касающихся епархиальных свечных заводов. Так, указом Синода, от 10-го июня 1886 г. за повелено, чтобы: 1) цены на свечи на епархиальных заводах назначались соответственно ценам на церковные свечи, выделываемые из чистого пчелиного воска на других заводах; 2) никакие денежные взыскания с церковных доходов за неисполнение требований о выборе свечей с епархиальных заводов, равно как ограничение приема пожертвований свечами от прихожан, не были допускаемы, а взамен того были бы употребляемы меры архипастырского воздействия к побуждению причтов, старост и прихожан к приобретению церк. свечей епарх. заводов: 3) приходо-расходные книги для управлений епарх. свечными заводами были выдаваемы из канцелярии преосвященного, за собственной его подписью и печатью и 4) сделанные управлениями свечных заводов займы у частных лиц были немедленно уплачены по принадлежности и впредь были воспрещены, долги же – епархиальным попечительствам о бедных духовного звания и прочим учреждениям епарх. ведомства, где таковые окажутся, также были погашаемы, причем на будущее время займы из сумм епарх. попечительства, согласно указу Синода, от 23 ноября 1868 г. за допускать не иначе, как с разрешения Синода 304 . Епархиальные свечные заводы, а равно и открываемые духовными учреждениями, с разрешения епарх. начальства, повсеместно (т.е. при церквах и отдельно от оных, в других местах), склады и лавки для продажи церковных свечей свободны от уплаты торговых сборов (циркул. Мин. Финансов, распублик. в опред. Син. от 18 февр.–9 мар. 93 г. 305 . – В виду недоброкачественности существующего в продаже лампадного масла Синод, определением от 11 ноября-7 дек. 1887 г., предложил епарх. преосвященным: не признают ли они возможным поручить наиболее достаточным монастырям или церквам, а также и епарх. свечным заводам выписывать непосредственно самим из заграницы лампадное оливковое масло в количестве, потребном для снабжения им всех церквей епархии 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Когда приближался конец 30-дневному сроку, епарх города Рима Агрестий Хроматий призвал к себе Транквиллина, отца Маркеллина и Марка, и спросил его о сыновьях, – согласились ли они отступить от христианства. Транквиллин отвечал: – Не нахожу слов, чтобы благодарить тебя за твои благодеяния: если бы ты, по своей кротости, не остановил и не отдалил на столько дней смертный приговор моих сыновей, то и я лишился бы их, и сыновья мои лишились бы отца. Все родные, любящие друзья и, думаю, что и твоя светлость порадуется со мной, так как мертвым дана жизнь, скорбным веселие, печальным возвратилась радость. Тогда епарх, думая, что сыновья Транквиллина хотят поклониться богам, сказал: – Приходите в последний день и пусть сыновья твои произведут должное каждение фимиама богам. Услышав сие, Транквиллин сказал: – О светлейший муж! Если бы ты справедливо рассудил о том, что случилось со мною и сыновьями моими, то мог бы понять, как велико и сильно имя христианина. Епарх сказал: – Не беснуешься ли ты, Транквиллин? – До сих пор я бесновался и телом и душою, – отвечал Транквиллин, – но как только уверовал во Христа, тотчас же получил здоровье души и тела. – Как вижу, – сказал епарх, – я не для того отдалил казнь твоим сыновьям, чтобы ты отвратил их от их заблуждения, но, чтобы они тебя склонили к своему заблуждению! Транквиллин отвечал: – Умоляю твою светлость рассудить, какие дела следует называть заблуждением. Епарх сказал: – Скажи сам, что должно называть заблуждением. – Первое заблуждение, – отвечал Транквиллин, – заключается в том, чтобы оставить путь жизни и идти путем смерти. – Который же путь смерти? – спросил епарх. – Не думаешь ли ты, – отвечал Транквиллин, – что путь смерти – это давать имя божеств смертным людям и поклоняться их изображениям из дерева и камня? Епарх возразил: – Разве не боги те, которым мы поклоняемся? Транквиллин отвечал: – Поистине, не подобает считать богами тех, о которых написано в ваших же книгах, что они во грехах рождены, имели неправедных, злых и беззаконных родителей, сами жили неправедно, беззаконно и лживо и во грехах умерли. Не было ли Бога на небесах даже прежде того времени, когда над Критянами царствовал Крон, который поедал плоть своих сыновей? Или Крит имел своего царя, а небеса не имели Бога? Много заблуждаются те, кто думает, что Дий, сын Крона, который был человеком, находившимся во власти злобы и плотской похоти, обладает громом и мечет молнии. Кого только он не гнал, если и отца своего не пощадил, и какими грехами не осквернился, если родную сестру свою взял себе в жены? На торжищах, на улицах, в домах и везде говорится и повествуется в книгах о том, как нечестивая Гера тщеславится тем, что она сестра и жена Дия 8493 . Не веришь ли ты, светлейший муж, что заблуждаешься, почитая богов, исполненных таких злодеяний, за которые римские законы осуждают человека на казнь и смерть? А ты таковых почитаешь и, оставляя Всесильного, царствующего на небесах Бога, говоришь камню: «Ты бог мой» и дереву: «Помоги мне!».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6. В иночестве Анастасия, в 2009 году причислена к лику местночтимых святых в Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата. Дополнение о её присутствии на Кирилловском юбилее взято из: Празднование тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла в Санкт-Петербурге//Волынские Епарх. ведомости. 1869. Ч. неоф. С. 242. 7. Празднование тысячелетней годовщины от кончины Св. Кирилла, просветителя Славян//Киевские Епарх. ведомости. 1869. Раздел второй. С.178. 8. Празднование тысячелетней памяти... С. 57-58. 9. Черных Е.А. Восстановление официального почитания Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Российской Империи XIX века//CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Выпуск VIII. 2017.С. 110-111. 10. Празднование тысячелетия памяти Святого Кирилла - первоучителя славян 14 февраля 1869 г. в Москве... Там же . 11. Празднование в Новочеркасске тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла, просветителя славян.//Донские Епарх. ведомости. 1869. Отд. неоф. С. 133-134. 12.Тысящелетняя годовщина со времени преставления просветителя славян Св. Кирилла.//. Минские Епарх. ведомости. 1869. Отд. неоф. С. 85. 13. Приложение к III тому записок Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1869.С. 1-2. «Слух» оказался правдивым: Славянское общество в Одессе действительно было в скором времени основано. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/02/...

Синоду ежегодного отчета о состоянии церковно-приходских школ (§ 20 прав, о церк.-приход. школ. 13 июн. 1884 г.). Епархиальный Училищный Совет заведует школами церковно-приходскими и грамоты в епархии, заботясь, по указаниям Епарх. Преосвященного, о благоустроении существующих и об открытии и содержании новых школ. Епархиальный Училищный Совет состоит из председателя и постоянных девяти членов, епархиального наблюдателя школ церковноприходских и грамоты и члена от Министерства Народного Просвещения. Лица, оказавшие особо важные услуги церковно-школьному делу, могут быть назначаемы почетными членами Совета. Председатель Совета избирается Епарх. Преосвященным из имеющих священный сан лиц духовного звания, кои обладают высшим богословским образованием или доказали многолетними трудами свою педагогическую опытность. Председатель утверждается в должности Св. Синодом. Постоянные члены совета избираются из духовных и светских лиц и утверждаются Преосвященным. Епархиальный наблюдатель избирается Преосвященным и утверждается Св. Синодом (§§ 26–30. Пол. об управ, ц.-пр. шк. 26 фев. 1896 г.). Уездные отделения епарх. училищных советов заведуют школами церковно-приходскими и грамоты в уездах, соответствующих им в административных подразделениях. Уездное отделение состоит из председателя, восьми постоянных членов, уездного наблюдателя и местных благочинных, а также в заседания приглашаются: члены от земства и городского общества и местный инспектор народных училищ и земские участковые начальники. Уездные наблюдатели избираются отделением и сообщается об избранных трех кандидатах епарх. училищному совету, который представляет на утверждение Епархиального Преосвященного наиболее достойного из тех кандидатов или, в исключительных случаях, своего кандидата, причем к представлению прилагается и отзыв епарх. наблюдателя об избранном лице (там же § 36–40). Высшее наблюдение за преподаванием Закона Божия и религиозно-нравственным направлением и обучением в начальных народных училищах принадлежит местному епарх. Архиерею, который или сам обозревает оные, или поручает это особо назначаемым им для сего духовным лицам и, буде признает нужным, сообщает свои по сему предмету замечания и соображения непосредственно Министру Народного Просвещения (Пол. о нач. народ, уч. 25 мая 1874 г. ст. 17). Лица, коим Преосвященный вверяет наблюдение, по упомянутой ст. 17 положения за преподаванием Закона Божия и религиозно-нравственным направлением – называются блюстителями. Они ежегодно представляют Преосвященному отчеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010