Скоро после того, с юга нынешней России прислали послов в Царьград Хазары. Этот народ, пришлый из Азии, жил тогда между Черным, Азовским и Каспийским морями. Под его властью проживало в этих местах много и Славян. Хазары просили греческого императора Михаила прислать к ним ученого мужа, чтобы он научил их истинной вере. Император послал к Хазарам Мефодия и своего бывшего товарища по ученью, Константина. Он сказал братьям: «вы оба родом из Солуня, а Солуняне умеют хорошо говорить по-славянски». Но братья выучились еще и Хазарскому языку. Итак Мефодий и Константин явились к Хазарам, многих Хазар и Славян научили православной вере. Воротившись от Хазар, Мефодий и Константин старались обращать ко Христовой вере своих сооттичей, македонских Славян. Они проповедывали Славянам христианское учение на родном славянском языке; и Славяне потому охотно принимали крещение. Так в округе одного города Брегальницы (недалеко от Солуня) Константин окрестил четыре с половиной тысячи Славян. В это же время Константин решился переводить Священное Писание и богослужебные книги с греческого на славянский язык. И ныне все славянские народы говорят языками несколько похожими один на другой; а в девятом столетии по Рождестве Христове эти языки были очень схожи друг с другом, и все славянские народы говорили совсем понятно друг для друга; только у них не было еще своей азбуки. И вот Константин изобрел одну славянскую азбуку. При помощи брата Мефодия он начал переводить священные и богослужебные книги на язык болгарских Славян. На этом древнем болгарском языке совершается и ныне православная служба и читается Священное Писание в наших церквах. Болгарских Славян начал обращать в христианство Мефодий. Сперва он просветил Христовым учением болгарского царя Богориса. Для царя он изобразил на стене картину страшного суда, объяснил ее, и Богорис крестился; а через семь лет и весь болгарский народ принял христианство. После того Мефодий и Константин были отправлены императором к моравским князьям. Эти славянские князья прислали послов сказать греческому императору: «народ наш желает держаться христианской веры; но мы не имеем учителей, умеющих объяснять закон Божий на нашем родном языке. Просим тебя, государь, пришли нам учителя и епископа. Мы знаем, что от вас закон добрый исходит на другие страны». Без сомнения, моравские Славяне узнали, что у Болгар богослужение православное совершалось в то время уже на славянском языке. А между тем Моравы были недовольны разными римскими и немецкими проповедниками, желавшими обратить их к христианству. Эти проповедники говорили свои проповеди и совершали церковную службу на непонятном для Славян латинском языке. А Славяне не понимали латинского языка; римские же и немецкие проповедники хотели его навязать им насильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Шестой день. Поучение 1-е. Св. Мефодий, архиепископ Моравский. (Заслуги для славян св. братьев Кирилла и Мефодия). I. Св. равноапостольный Мефодий, память коего совершается ныне, вместе с братом своим Кириллом (память его 14 Февр.), был учителем славян, к племени которых принадлежим и мы, русские, в христианской вере. Он происходил от знатной фамилии в г. Солуни. Получив образование в родном городе, он был правителем одной славянской области в Македонии. Но сердце его не лежало к миру и его тщетным удовольствиям. После 10 лет службы он удалился в Полихрониев монастырь на горе Олимпе, куда вскоре прибыл брат его св. Константин. В 857 г. оба брата были вызваны на проповедь славянам. Для того, чтобы успешнее совершить это великое и св. дело, св. братья составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги и впервые ввели у славян богослужение на их родном языке. По наветам немецких епископов св. братья вызваны были в Рим, как проповедники Евангелия на славянском языке, тогда как, по мнению тех, слово Божие должно читать только на тех трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом. Папа Адриан оправдал свв. братьев. Св. Кирилл вследствие непрестанных изнурительных трудов сильно занемог в Риме и вскоре здесь и скончался, а св. Мефодий был возведен в сан архиепископа Паннонии или Моравии и возвратился к своей пастве, где и служил просвещению славян до конца жизни. Он скончался в 885 году. II. В день памяти св. равноапостольного Мефодия, с которым неразлучно и приснопамятное имя брата его Кирилла, побеседуем о заслугах свв. братьев для славян, и в том числе и нас русских, принадлежащих к славянскому племени. а) Святые братья Кирилл и Мефодий первые проповедывали христианскую веру нашим предкам славянам на их родном славянском языке; они первые передали им слово Божие и научили их совершать службы церковные на родном, понятном, славянском языке, тогда как другие западные проповедники христианства того времени учили славян молиться на чуждых, непонятных славянам языках, утверждая при этом, что можно славить Бога только на трех языках – еврейском, греческом и латинском. «И ради быша словене слышати величия Божия на своем языке», замечает древнейший летописец славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Другие ученики Святых братьев тоже были выгнаны из Моравии. До 200 учеников Святых братьев – подготовленных для дела славянского просвещения, были изгнаны из Моравии. Их продавали в Венеции евреям в рабство, откуда их выкупил один византийский сановник и отвел их в Константинополь, а из Константинополя часть из них сумела пробраться в Болгарию. Немало моравян тоже перебрались под защиту Болгарии. Так, св. Горазд добрался до юго-западной части страны (нынешняя Албания), в гор. Белград (теперь гор. Берат), где основал монастырь и там же скончался. Мощи его находятся в городе Берате (Протоиерей Димитър Калев, Свети Горазд, славянски просветител, C., 1970). Дело Святых братьев в Моравии было уничтожено. Лишившись внутренней духовной опоры, Моравия погибла в 905/6 гг. от нашествия венгров. В 1885 г. тысячелетие со смерти св. Мефодия в 885 г. было отмечено во всех славянских странах. Юбилей послужил поводом для возрождения движения к возврату к Православию среди чехов. После Первой мировой войны образовалась Чехословацкая Православная Церковь , как дочерняя Церковь св. Сербской Православной Церкви, с предстоятелем Епископом Гораздом Богемским и Мораво-Силезийским. В 1929 г. Чехословацкое правительство признало Православную Церковь Чехии и Моравии в качестве юридического лица. Во время Второй мировой войны и оккупации Чехословакии Германией, за поддержку оказанную Чехословацкой Православной Церковью антигитлеровскому сопротивлению – предоставление убежища чешским патриотам, немецкие оккупанты запретили Чехословацкую Православную Церковь , арестовали и 1942 г. расстреляли Епископа Горазда, трех священников и 260 православных чешских, моравских и словацких христиан. После Второй мировой войны Чехословацкая Православная Церковь была восстановлена в 1951 г. Чехословацкая Православная Церковь в 1994 г. канонизировала Епископа Горазда как священномученика. Память 22 августа/4 сентября. Моравская миссия Святых братьев Кирилла и Мефодия длилась 22 года и была трагически уничтожена. Однако дело свв. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия христианского просвещения славянских народов и их обращения в святую православную веру не погибло. Его поднял св. Царь Борис. Болгария спасла их дело. Борьба Св. Царя Бориса за учреждение самостоятельной Болгарской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опустивши всею православной церковью чтимого св. мученика Акакия, он вписал вместо него муч. Пахомия, который пострадал от турок в 1780г. , но этот мученик никогда не был канонизирован церковью и не включен в число святых, чтимых православной церковью. Чтится ли местно, на о. Патмосе, где он пострадал, и это неизвестно; да если бы и чтилась там его память, то все-таки следовало в начале поместить имя святого, известного всей православной церкви, а потом уже и имя местного чтимого угодника Божия, но еще не прославленного церковью святого. Составитель упомянутого календаря руководился, вероятно, тем, что св. Пахомий был родом русский, и – вот, где не следовало бы, он высказал свой патриотизм… Но на этом основании можно включить в число святых и всех знаменитых русских мужей, кончина которых случилась 7 апреля. 9 мая: у Суворина: св. Николая чудотворца и пр. Исайи; у Овсянникова: св. Николая чудотворца, в календаре для бумажника, св. Николая и пр. Исайи; в календаре для всех: пр. Исайи, мученика Христофора, и перенесение мощей св. Николая; в календаре при Пчеле: пр. Исайи и муч. Христофора и – к удивлению опущено имя глубоко чтимого не только церковью русскою, но и всею христиан. вселенною св. Николая чудотворца!! 11 мая: у Суворина св. Кирилла и Мефодия, у Овсянникова: св. Мефодия и Константина (т.е. Кирилла философа; св. Кирилл был назван при крещении Константином ; но кто его знает под этим именем, тогда как имена св. равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия известны всякому, даже малограмотному крестьянину); в календаре для бумажника: Мефодия и Кирилла; в календаре для всех: обновление Царя града и св. Мефодия и Константина (вм. Кирилла); в календаре при Пчеле: Токия? (т.е. Мокия) и Мефодия (и хотя достаточно было места для напечатания имени св. Кирилла, но его имя, дорогое для всех славян, – опущено; в если это имя, составляющее честь и славу славян опущено, то к чему под 7-м апреля был упомянут малоизвестный Пахомий, хотя и русский по происхождению? ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

А к тому времени, наконец, и сами Моравские славяне ясно сознали всю несправедливость тех усилий, с какими немецкие епископы старались удержать их под своей властью. Они прогнали от себя этих епископов и просили папу прислать к ним Мефодия. Просьба их была исполнена; Мефодий сделался архиепископ Моравским, – и «от того дня, – по словам жизнеописателя, – вельми начат рости Божие учение… и Моравска область пространити начат» (Паннон. житие Мефодия). Но ненависть и своекорыстие немецких епископов не могли оставить св. Мефодия в этих мирных трудах его на пользу веры и государства Славян. Они донесли папе, что Мефодий отступил от истинной веры, что он неправильно учит о св. Троице и что само славянское богослужение он совершает, потому что не желает признавать зависимости от Римского престола. Поверив этой клевете, папа запретил Мефодию совершенно славянское богослужение и самого его потребовал в Рим, чтобы испытать веру его. Снова должен был маститый старец отправиться в Рим, чтобы защищать там свое святое дело. Доказав свое правоверие и получив от папы разрешение совершать богослужение на славянском языке, он возвратился в Моравию. – Но изобретательность немцев еще не истощилась. Они распространили в народе молву, будто греческий император и патриарх сильно гневаются на св. Мефодия за его сближение с папой. Когда же и эта ложь их изобличалась, они вторично обратились к князю Святополку, и вторично успели вооружить его против Мефодия. Так, до самой кончины своей (6 апреля 885 года), св. Мефодий должен был терпеть гонения и скорби за свои апостольские труды; и поистине, только его неослабная энергия и сильная воля, подкрепляемые Божественной помощью, могли при таких обстоятельствах довершить дело перевода Св. Писания на славянский язык, и отстоять славянское богослужение против всех ухищрений со стороны врагов его. Таков образ великих первонаставников славянских, ссв. Кирилла и Мефодия. О, если бы этот величественный образ навсегда запечатлелся в сердцах наших и все черты его сделались для нас, как можно дороже и привлекательнее! Тогда, несомненно, для нас облегчилось бы и выполнение указанной заповеди ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Мы с тобой были как дружная пара волов, возделывающих одну ниву, говорил Кирилл и вот я падаю на бразде, рано кончая день свой. Не оставляй начатого дела, так как подвигом этим ты можешь более спастись. Благословив всех находящихся около него, Кирилл скончался, имея от роду 42 года, 14-го Февраля 869 года. Тело св. Кирилла погребено было Папою в Риме, в храме св. Климента, и там покоится и до ныне. Похоронив Кирилла, Мефодий отправился опять в Славянские земли, именно в Моравию. Обрадовался Ростислав, при виде святого учителя, но радость его была не долга. В войне с Немцами Ростислав был взят в плен и там лишен зрения. Престолом Моравии овладел племянник его Святополк, человек порочной жизни. По проискам тех же немецких бискупов, Святополк стал вредить Мефодию в деле Христовой веры и Мефодий удалился в Паннонию, область князя Коцела, в 870-м году. Коцел с любовию принял Мефодия в Масбурге. Любовь князя к Мефодию выразилась тем, что Папа по просьбе князя, посвятил Мефодия в сан Епископа Паннонии. Деятельность Мефодия теперь еще более усилилась. Священники теперь поставлялись только из славян, повсюду отправлялось Богослужение на их языке. Ненависть немецких бискупов к св. Мефодию проявилась еще более. Они оклеветали его пред Германским Императором и Моравским Князем, что будто бы деятельность и вообще нахождение Мефодия в Славянской земле приносит вред и смуту в народе. Не смотря на просьбы князя Коцела, святого сослали в заточение в Швабию, в Германии. Два года пробыл в этом заточении святой муж. Папа Иоанн, видя в этом оскорбление себя, писал Людвигу и Карломану, что Мефодий понапрасну содержится в заточении, что в его учении ничего нет противного христианской религии. При этом Папа Немецким бискупам запретил священнослужение, а Мефодию возвратил Иерархическую власть над Моравиею. Это было в 874 году. Князья узнавши всю низость немецких бискупов, удалили их из своего государства и объявили Мефодия Архиепископом всей Моравии. Четыре бискупа, по предсказанию св. Мефодия, умерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мефодию, под конец его жизни, опять пришлось терпеть обиды от Немцев. Они завидовали, что Мефодия очень любят новокрещеные Славяне, и снова нажаловались на него папе. Они говорили в Риме, что не должно дозволять богослужения у Славян на славянском языке, что Мефодий учит Славян разной лжи. Мефодий снова поехал в Рим, и снова был там оправдан. Папа дозволил Славянам, находившимся под его церковной властью, читать Священное Писание и совершать церковную службу на славянском языке. Но все же Мефодию до самой смерти своей приходилось терпеть много разных обид от немецких епископов. Он умер в 885-м году, в моравском городе Велеграде. Православная церковь причла Кирилла и Мефодия к лику Святых. Память их празднуется одиннадцатого мая. Много потрудились преподобные Кирилл и Мефодий для просвещения славянских народов Христовым учением. До нашего времени все Славяне поминают труды своих первоучителей. Русский народ, правда, принял христианство только через сто три года по смерти Мефодия. Но с христианством он принял и все славянские священные книги, приготовленные трудами святых Кирилла и Мефодия. По ним молились наши предки с самого крещения Руси; по ним молимся и все мы ныне. Из букв, изобретенных преподобным Кириллом, составлена наша русская азбука. Через эти буквы мы учимся из русских книг, этими буквами мы, русские Славяне, пишем. И так, святые Кирилл и Мефодий должны почитаться нами, как и наши первые учители и просветители. Шестого апреля 1885 г. исполнилось ровно 1000 лет со дня кончины св. Мефодия, и по этому случаю вся Православная Русь торжественно праздновала день 6-го апреля: повсеместно в церквах были совершены крестные ходы и молебны: на всех колокольнях в этот день гудели колокола, как на Святой Неделе; с этого же дня положено при всех богослужениях поминать «иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла учителей словенских». Вместе с Россией и отдаленные братья наши – Славяне – также торжественно отпраздновали день кончины св. Мефодия. 15. Милосердие Напали неприятели на страну, где жил Филарет Милостивый, и ограбили жителей той страны. У Филарета осталось всего имущества – два рабочих вола, одна лошадь и корова с теленком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Волынская епархия (с резиденцией во Владимире Волынском). Смоленская епархия (выделена из Переяславской). До 1156 г., вероятно, в 1140-е гг. Галицкая епархия (выделена из Волынской). В течение XIV в. неоднократно выделялась в самостоятельную митрополию: в 1302–1303–1305 гг. с подчинением ей Туровской, Перемышльской, Владимиро-Волынской, Холмской, Луцкой епархий; ок. 1331–1347 гг.; в 1371–1391–1392 гг. с подчинением Перемышльской, Владимиро-Волынской, Холмской епархий. После 1187 г., возможно, в 1198 г. Рязанская епархия (выделена из Черниговской). Владимиро-Суздальская епархия (выделена из Ростовской). С 1381 г. архиепископия. 1219–1220 г. или, возможно, ранее – в 1117–1127 гг. Перемышльская епархия (выделена из Галицкой или Волынской). До 1238 г., возможно, в 1219–1220 г. Угровская епархия (выделена из Волынской); ок. 1240 г. перенесена в Холм, с этого времени называется Холмской. До 1288 г., вероятно, в 1220–1230-х гг. Луцкая епархия (выделена из Волынской). Сарская (Сарайская), с нач. XV в. – Крутицкая епархия. С 1269 г. включила в себя Переяславскую епархию. После 1250 г., ок. 1271 г. Тверская епархия (отделена от Владимиро-Суздальской). Ок. 1317 г. Литовская митрополия (выделена из Киевской митрополии), кафедра в Новогрудке; в период ок. 1317 – ок. 1328 г. в состав митрополии входили Туровская и Полоцкая епархии. В 1354– 1361 гг.– Волыно-Литовская митрополия, в состав которой входили Полоцкая, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Перемышльская, Галицкая епархии, а в 1415– 1419 гг.– Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Холмская, Смоленская, Туровская епархии. Суздальская епархия (выделена из Владимирской – митрополичьего диоцеза). В 1374–1407 гг. архиепископия. До 1365 г. и в 1374–1394 гг. (фактически до 1385 г.) в епархию входили также Нижний Новгород и Городец с их владениями. Ок. 1350 г. Коломенская епархия (выделена из Рязанской). Приложение 3 Архиереи Русской Православной Церкви (1240–1448) 2994 Киевские и всея Руси митрополиты Свт. Кирилл II (III)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

3461. БPATYXIH С., прот. (Кировская епархия). Некролог. – 1990, 3, 46. 3462. БРИТИКОВ В.Т., прот. (Сумская епархия). Некролог. – 1984, 8, 33. 3463. БУБУРУЗ П., прот. (Кишиневская епархия). Народный депутат СССР. – 3464. БУЛГАКОВ С. , прот. Богословие протоиерея Сергия Булгакова и античная философия/Диак. Г. Зяблицев. – 1992, 7, 52. 3465. БУЛГАКОВ С. , прот. Данное и искомое в богословии Сергия Булгакова (проблема методологии)/Л.А. Зандер. – 1992, 7, 44. 3466. БУЛГАКОВ С. , прот. Ты, Свет Невечерний, нас осияй. (К 45-летию со дня кончины)/Диак. А. Мумриков. – 1989, 10, 64. 3467. БУЛГАКОВ С. , проф. прот. Богословие протоиерея Сергия Булгакова и Церковное Предание. (Доклад на симпозиуме в Институте Восточных Церквей в Регенсбурге, Германия, 1994 год)/Свящ. Г. Зяблицев. – 1996, 10, 21. 3468. БУЛГАКОВ С. , проф. прот. Воспоминания/Прот. Г. Сериков. – 1996, 10, 27. 3469. БУЛГАКОВ С. , проф. прот. Духовное призвание профессора протоиерея Булгакова. (Слово на торжествах в честь 125-летия)/Архиеп. Паисий. – 1996, 10, 19. 3470. БУЛГАКОВ С. , проф. прот. Из воспоминаний о протоиерее Сергии В. Ильин. – 1996, 10, 24. 3471. БУЛГАКОВ С. , проф. прот. Из статьи Владимира Вейдле “Памяти отца Сергия”. – 1996, 10, 26. 3472. БУЛГАКОВ С. , проф.прот. Юбилейные торжества в г. Ливны (Орловско-Ливенской епархии). (К 125-летию со дня рождения)/Прот. И. Троицкий . – 1996, 10, 19. 3473. БУРЛЮК А., свящ. (Черниговская епархия). Некролог. – 1988, 11, 37. 3474. БУРНАЦЕВ М., свящ. (Ставропольская епархия). Некролог. – 1998, 4, 50. 3475. БУРОВ А., прот. (Рязанская епархия). Некролог. – 1986, 9, 30. 3476. БУТЕЙКО Г., прот. (Ворошиловградская епархия). Некролог. – 1986, 11, 30. 3477. БУТЬОК В.Г., прот. (Мукачевская епархия). Некролог. – 1984, 7, 39. 3478. БУЧКО Е., свящ. (Алма-Атинская епархия). Некролог. – 1989, 6, 28. 3479. БУШУРА М.Т., прот. (Черниговская епархия). Некролог. – 1985, 10, 28. 3480. БЫКОВ М., прот. (Черниговская епархия). Некролог. – 1989, 9, 31. 3481. БЫКОВЦЕВ И., прот. (Ворошиловградская епархия). Некролог. – 1988, 9, 64.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда изобретательные враги св. Мефодия придумали новую интригу; пущена была молва, что в Константинополе император и патриарх негодуют на Мефодия за его сношение с Римом. Мефодий, хотя и уверенный в расположении византийского правительства, должен был одна кож, для рассеяния неблагоприятных толков, путешествовать в Константинополь. Император и патриарх приняли с величайшим уважением как самого св. Мефодия, так и принесенный им славянский перевод св. книг. Когда наконец ни в Риме, ни в Константинополе интриги врагов Мефодия не достигли своей цели, они сумели выставить ему соперника в самой Моравии. Под конец жизни Мефодия, папа, по ходатайству Святополка, действовавшего под влиянием немцев, дал ему в помощники по управлению моравскою церковью шваба Вихинга, епископа нитравского. Этот Вихинг с своею партию стал все более и более входить в расположение к князю Святополку и восстановлять его против Мефодия и его учеников. В тяжелой борьбе с такими интригами св. Мефодий и кончил свою жизнь 6 апреля 885 года в Велеграде, – передав свою власть над моравскою церковью ученику своему Горазду, родом моравцу. NB. Св. Кирилл и Мефодий, во время своей миссионерской деятельности, обращались к Риму и давали папам отчет о своей деятельности. Не следует ли из этого, что они были приверженцами папизма и латинства – римско-католиками? Западная церковь действительно считает их в числе своих святых. Западные ученые стараются доказать, что миссионерская деятельность св. Кирилла и Мефодия принадлежит Риму, а не восточной церкви. В новейшее время на западе иезуитами во имя св. Кирилла и Мефодия составляются общества и издаются книги в духе латинской пропаганды. Нельзя не заметить, что все это делается нарочно, с целью – обаянием имен, свято чтимых южными н западными славянами, лучше расположить их к латинству, уверив их, что та вера, которую первоначально насадили у славян св. Кирилл и Мефодий, была латинская, и сами они были латиняне. Но это есть явная и злонамеренная ложь. Св. братья были воспитаны в духе восточной церкви, и вышли на свое миссионерское дело от восточной церкви, по благословению константинопольского патриарха Фотия, которого паписты не без основания считают первым врагом своих притязаний, и у которого св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010