1173 2 Софийская летопись под 1488 годом, – в Собрании летописей VI, 238: «тое же зимы биша попов Новугородских по торгу кнутьем, присла бо их из Новагорода к великому князю владыка Генадей, что пьяни поругалися святым иконам, и посла их (великий князь) опять ко владыце». 1174 Грамота великого князя к Геннадию, вместе с повторяющей её грамотой к нему митрополита, в Актах Истории т. I, и в Памятниках Павлова 1175 В послании к Иоасафу ростовскому он пишет: «и молитвами Пречистыя Богородицы и его (великого князя) государской грозой с его бояры (наместниками) того есмя обыскали накрепко»... 1176 Геннадий в послании к Зосиме от Октября 1490 года, – Акты Экспедиции т. I, стр. 479, и Памятники Павлова col. 768. 1179 «Та беда стала, по словам Геннадия, с тех мест, как Курицын из Угорския земли приехал» – в указанном послании к Зосиме стр. 480 col. 2 fin. (Посланный в Венгрию в 1482 году, – Никоновская летопись VI, 117, Курицын возвратился из неё неизвестно когда до 1488 года, – Карамзин к т. VI примечание 273. Ср. Сборник Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, в. V, М. 1893г., стр. 291 и 296). 1180 Зосима был по прозванию Брадатый. В 1471 году великий князь Иван Васильевич, отправляясь на Новгород, взял с собой дьяка своей матери Стефана Бородатого, умевшего говорить по русским летописям, чтобы он мог вычислить Новгородцам их измены прежним великим князьям. Учёный дьяк, может быть, был брат или вообще родственник Зосимы. 1183 Послание Геннадия к Зосиме в Актах Экспедиции т. I, и у Павлова в Памятниках I, послание к собору епископов у Павлова II. Они писаны после поставления Зосимы в митрополиты, что было 26 Сентября 1490 года, и до собора на еретиков, который имел место 17 Октября того же года. Митрополит предлагал Геннадию прислать повольную грамоту не на одно только поставление епископа коломенского, но вообще с изъявлением своего согласия на все дела, имеющие быть совершаемыми митрополитом соборно, так чтобы эта общая повольная грамота, быв дана однажды, устраняла нужду в частных повольных грамотах на каждый отдельный случай. Такая грамота дана была Геннадием митрополиту Геронтию, и Зосима предлагал архиепископу только возобновить её на его – митрополита собственное лицо. В послании к епископам Геннадий уверяет, что при Геронтии он не сам дал эту общую грамоту, а что она была взята с него; может быть, он говорит и правду, но мы знаем, что и другие тогдашние епископы давали такие грамоты (не зная, впрочем, – по собственному желанию или по требованию), – у Павлова и (архиепископ новгородский, после митрополит, Макарий дал такую грамоту митрополиту Иоасафу в 1539 году, – Акты Экспедиции т. 1, IV, стр. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мы, подобно рецензенту Церковного Вестника, не убеждены историческими доводами и соображениями проф. Павлова. Нам кажется, что его взгляды по данному вопросу нуждаются в серьезной проверке прежде, чем стать прочными научными выводами. Мы извиняемся пред проф. Павловым, что не можем представить своих соображений по этому вопросу теперь же, в виду сложности этого вопроса, и просим у него позволения возратиться к этому вопросу в другое время. Г. Лашкарев не доволен научными приемами проф. Павлова. По обычаю своему он не формулирует ясно своих взглядов на задачу и приемы науки православного церковного права; об них можно только догадыватьсяпо тем намекам, какие разсеяны в его рецензии. Г. Лашкарев находит неприложимыми к науке права православной церкви методы исторический и философский; эти методы, по его мнению, уместны только в науке католического церковного права. Под влиянием чувства католикофобии г. Лашкарев доходит в своих обличениях до смешного. Он видит например католическую точку зрения в следующих трех вопросах, разрешение которых имел в виду проф. Палов в своих исследованиях о Номоканоне при Требнике и о 50-й главе Кормчей: 1) откуда происходят те источники (Номоканон и 50 глава Кормчей), историческое происхождение которых неизвестно (было до исследований проф. Павлова) 2) каково было и остается их практическое значение и 3) как относятся они к содержанию основного канона церкви и насколько принадлежащие им особенные, своеобразные определения соответствуют потребностям современной церковной жизни или природе того канонического института (напр. брака), которого касаются (Христ. Чтен. 1890. Сент. 478. Сравн. в книге Павлова стр.4). Сколько нам известно, научные методы сами по себе не имеют вероисповедного характера, так же как и законы мышления. Приложение того или другого метода к исследованию зависит главным образом от той задачи, какую поставил исследователь для своего научного труда. По крайней мере доселе православные канонисты употребляли в своих исследованиях метод исторический, не подозревая, что они погрешают против догматов православной веры (Иоанна, Опыт курса I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Личное дело Об исповеднике веры Иване Павлове 21.02.2020 1175 Время на чтение 6 минут Летом 2019 г., накануне 100-летнего юбилея архимандрита Кирилла (Павлова), сотрудники Центрального архива Минобороны РФ обнаружили пакет уникальных документов военного времени: личное дело кандидата в члены ВКП(б) красноармейца Ивана Дмитриевича Павлова (имя отца Кирилла до пострига). Документы проливают свет на некоторые неизвестные ранее детали боевого пути всероссийского старца в годы Великой Отечественной войны. Автобиография Ивана Павлова Годом ранее в архиве Троице-Сергиевой Лавры была обнаружена редкая видеозапись отца Кирилла, сделанная в 90-е гг. XX века в Свято-Даниловском монастыре. В неформальной обстановке, за чашкой чая старец не без юмора вспоминает о том, как в годы войны был «половинным» партийцем – кандидатом в члены партии. И как затем, найдя в полуразрушенном сталинградском доме Евангелие, он никогда больше с ним не расставался. Когда истек кандидатский срок – он отказался стать коммунистом, назвав себя верующим христианином. Известно, что политическую работу в Сталинграде курировал Н.С. Хрущев, отличавшийся партийным усердием и негативным отношением к Церкви: фронтовые газеты периода Сталинградской битвы пестрят сообщениями о вступлении в партию солдат и офицеров – «прямо в разгар боя, в минуты наивысшего напряжения». Хрестоматийная фраза «если умру – считайте меня коммунистом» возникла в годы войны. Церковь была все еще гонима: известная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), после которой в отношениях начнется «оттепель», состоится только в сентябре 1943 г. Анкета вступающего в кандидаты члена ВКП(б) Ивана Дмитриевича Павлова от 06.02.1943 Отказ вступить в партию и назвать себя христианином в условиях гонений на Церковь, да еще в военное время, когда изменников Родины казнили без суда и следствия, означало почти верную гибель. Защитник легендарного Дома Павлова Илья Воронов после войны рассказывал киножурналу «Летописец России» о том, как сотрудничая с Особым отделом, был свидетелем расстрела на месте бойца, который всего лишь начал роптать на то, что их бросили защищать «развалины».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/21/lichno...

Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена дневнику архимандрита Гурия (Егорова) — впоследствии выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви послевоенного периода — и его письмам отцам Александро-Невского братства и духовным чадам. Эти письма были написаны из дома предварительного заключения и тюремной больницы в Петрограде (июнь 1922 — июнь 1923 гг.), из ссылки в Усть-Цильме (июль-октябрь 1923 г.) и по пути следования в Туркестан (октябрь-декабрь 1923 г.). Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена истории возвращения мощей преподобного Сергия Радонежского, изъятых богоборческой властью в 1919 г. Рака с мощами преподобного была возвращена Церкви в год открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г., когда наместником был назначен архимандрит Гурий (Егоров) — впоследствии выдающийся архипастырь Русской Православной Церкви послевоенного периода. Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена открытию Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. Обитель преподобного Сергия Радонежского была закрыта богоборческой властью в 1920 г. Честь возродить монашескую жизнь в Лавре после 26-летнего вынужденного перерыва выпала архимандриту Гурию (Егорову) — впоследствии выдающемуся архипастырю Русской Православной Церкви послевоенного периода. С дневниковой точностью в статье описывается шаг за шагом трепетный процесс открытия Лавры на Пасху 1946 г. В продолжении биографического очерка магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова рассказывается о жизни митрополита Гурия (Егорова). от перевода на Саратовскую кафедру в 1953 году до блаженной кончины в 1965 году. Публикуем биографический очерк магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова, посвящённый архиерею XX века — митрополиту Гурию (Егорову). Первая часть материала посвящена жизни владыки Гурия от рождения до перевода на Саратовскую кафедру в 1953 году. На этот период пришлись как интенсивная миссионерская деятельность, так и неоднократные аресты, тюремное заключение и ссылка.

http://bogoslov.ru/person/6171303

Господь же наш, имевший царство Свое не от мира сего: «Царство Мое, – говорит Он, – не от мира сего» ( Ин. 18:36 ), вместо мирского золотого венца имел на Своей голове терновый венец. Почему же говорится, что голова Его золотая? Толкователи Божественного Писания говорят, что так делается для изъявления нам Божией премудрости, устроившей наше спасение, ибо о Нем же говорит апостол: «Мы проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). Как на золото покупаются великие и предорогие вещи, так и Божия премудрость Христос, излив за нас Кровь Свою, купил нам освобождение от ада и наследие вечного царствия, по словам Писания: «Не тленным серебром или золотом искуплены, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18–19 ). И как золото преобладает над всем в мире сем, так и в мире премирном – Божия премудрость. Будучи проповедником Божией Премудрости, святой Иоанн, уста Сей златой Главы, поистине, и сам является золотым, поистине, Златоустый. А почему святой Иоанн Златоуст является устами Христовыми, это явно из следующего. Сказал некогда Бог пророку Своему Иеремии: «Если извлечешь драгоценное от недостойного, как уста Мои будешь» ( Иер. 15:19 ). В Сирском переводе это место читается так: «Если изведешь достойное от недостойного, как уста Мои будешь». «То есть, если сделаешь грешного человека праведным, если изведешь его из грехов на спасительную стезю покаяния, если отлучишь его от козлищ, от части шуей, и приведешь к овцам, которые встанут одесную Меня, если сделаешь это, будешь Моими устами», – говорит Господь Вседержитель. А так как святой Иоанн Златоуст , проповедник покаяния, привел своей проповедью к покаянию многих грешников и отлучил их от козлищ, присоединив к овцам Христовым, и ныне творит то же самое своими богодухновенными книгами, то он поистине является устами Христовыми. Уста Христовы словом воскрешали мертвых: дочь Иаира, сына вдовы, четверодневного Лазаря, которые были мертвы телом. Проповедующий же слово Божие и учащий покаянию воскрешает души, умершие грехами. Святой Григорий Двоеслов рассуждает об этом так: «Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва . Ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет иначе. Если хочешь убедиться на деле, что сказанное – истина, смотри: воскресил Бог Лазаря телесно, и что делал Лазарь после своего воскресения, Писание о том умолчало; воскресил Бог душу в Павле, и что сотворила душа Павлова? Своим учением соделала многие чудеса и силы». Так говорит святой Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кирова, директор Физиологического института имени И.П. Павлова АН СССР, директор Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова АМН СССР, генерал-полковник медицинской службы. Его дед Иосиф Иоакимович Орбели окончил знаменитую Лазаревскую духовную семинарию в Москве, которая являлась первоклассным учебным заведением того времени. Несмотря на большое желание получить медицинское или юридическое университетское образование, он поступил на духовную службу. Этого требовал не только устав семинарии, но и обет матери, данный Господу Богу. Иосиф возвратился в Тифлис и приступил к служению на ниве Божией. Со временем стал протоиреем в кафедральном Сионском соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы (или Сиони, как этот храм принято называть в Грузии), который считался главным храмом страны. Отец Иосиф был одним из самых известных законоучителей и проповедников своего времени. Сын батюшки Иосифа Абгар Иосифович окончил юридический факультет Петербургского университета, после чего был отозван отцом в Тифлис. Он женился на княжне Варваре Аргутинской. У них родились три сына: Рубен, Иосиф и Леон. Рубен стал знаменитым юристом, а затем археологом и основателем подводной археологии в СССР. Иосиф - известным востоковедом, директором Эрмитажа, академиком. Леон - выдающимся ученым-физиологом, учеником, соратником и последователем Ивана Петровича Павлова. Леон закончил 3-ю Тифлисскую православную гимназию в 1899 году. В 1904 закончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. На первом курсе обучения познакомился с великим русским физиологом И.П. Павловым, стал работать в его лаборатории, участник многочисленных опытов и исследований. Леон Орбели оставался ближайшим другом и соратником академика Павлова до последних дней его жизни. Еще будучи студентом, в 1903 году получил первую награду за труды по физиологии. С 1904 года Леон Абгарович - врач в Николаевском военном госпитале в Кронштадте, затем в Петербургском военно-морском госпитале.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Рязань. Церковь Николая Чудотворца. Николовысоковская церковь, Николы Долгошеи /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1566. Перестроена в 1902. Адрес: Рязань, ул. Павлова, 22а Координаты: 54.628714, 39.728122 Проезд:Пересечение улиц Каляева и Академика Павлова , на территории завода. Частично просматривается с улицы Академика Павлова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Река Трубеж изгибом ближе всего подступала к четной стороне Большой Мещанской (Каляева) улицы на протяжении от Бутырок, до задней стороны усадьбы Духовной семинарии (Десант. училище). Неширокая полоса благоустроенной земли, сады и огороды, оставалась до 1917 года между Большой Мещанской улицей на высоком берегу окско - трубежной поймы и кромками обрывов к речке в лугах. Городскую московскую магистраль, по-над р.Трубежом, издавна облюбовали горожане для жилых особняков и двух православных церквей: Николовысоковской (в народе «Николы Долгошеи» - 1566 г., перестроена в 1902 г.) и далее по улице - Борисоглебского собора (каменный с 1686 г.). Возле церкви Николы Долгошеи, на высоком берегу р. Трубеж, до 1779 г. стоял Архиерейский Богородицкий дом - усадьба Преосвященного Симона. Теперь по берегу могли быть террасы городских бульваров, наподобие тех, что у кремля и памятника С. Есенину, с видами на окские дали. Увы, идиллические виды Большой Мещанской, существовавшей до 1917 года, остались лишь на уникальном снимке фотографа - от перекрестка с бывшей Конюшенной (Каширина) улицей - минуя перекрестки с Никольской (Павлова) и Селезневской ( Пожалостина) улицами, до Сенной (Костюшко) площади и церкви Бориса и Глеба. Всю сторону старинных жилых кварталов Большой Мещанской, что к лугам, поглотил «почтовый 0дик». За бетонной оградой разросся гигант-завод, ранее называемый «деревообделочным». Старины почти не осталось и по другой, нечетной стороне Большой Мещанской улицы, так как застроена она теперь, жилыми многоэтажками военного монстра. Живописная некогда центральная въездная улица с московской стороны превратилась в скучные городские задворки с интенсивным грузовым движением.

http://sobory.ru/article/?object=20386

855 Повесть Симеона суздальского о восьмом соборе по редакции, читаемой в Воскресенской летописи, – Собрании летописей VIII, 100, во 2 Софийской летописи, – ibid. VI, 152, и в издании Новикова в Вивлиофике VI, 48, и Слово и сказание о составлении восьмого собора, – у A. Н. Попова в Историко-литературном обзоре стр. 362 fin.. 857 Находим его в одном из позднейших посланий и самого Ионы, именно – в послании к литовским епископам от 1460 года, – в Памятниках Павлова col. 650. 859 Густинская летопись под 1438 годом (заимствующая сведение, как нужно думать, из какого-нибудь польского историка, cfr митрополита Иону в послании к литовским епископам, – в Памятниках Павлова col. 649 fin., который представляет дело так, будто Исидор добыл бесчисленное множество злата, татьством пограбив святую церковь Пречистой Богородицы). 860 В виду сейчас сказанного мы вовсе не находим возможным дать веры позднейшему уверению и самого Василия Васильевича, будто он много возбранял Исидору ходить на собор (в послании к константинопольскому патриарху от 1441 года, – в Актах Истории т. стр. 73, у Павлова col. 531). В описании путешествия Исидорова на собор, принадлежащем неизвестному, княжеский посол Фома, сопровождавший митрополита, называется послом тверским. Но если бы было и несомненно, что Фома был посол тверской, а не московский, то в виду сказанного нельзя было бы понимать этого так, что великий князь, желая выразить Исидору неудовольствие на его путешествие, не дал ему своего посла, а должно было бы объяснять это другими, неизвестными нам причинами. Между тем Симеон суздальский в своей повести о соборе называет Фому послом московского великого князя Василия Васильевича, – у Павлова в Критических опытах, стр. 199 fin. (по всей вероятности, дело нужно понимать так, что великий князь, желая оказать любезность тверскому князю и сделать его соучастником в представительстве перед папой, распорядился, чтобы его – великого князя посол назначен был из бояр тверских и чтобы таким образом он был одновременно послом и его – великого князя и князя тверского).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Говорится не совсем ясно, что из двух – канон или похвальное слово; cfr Востокова Румянцевский Музей лист 161, стр. 595. 1061 Феодосий, по фамилии Бывальцев (1 Софийская летопись под 1454 и 1466 годами), был поставлен в архиепископы ростовские из архимандритов московского Чудова монастыря в Июне месяце 1454 года (Типографская летопись стр. 258); в Чудовом монастыре он был архимандритом в продолжение 10 лет (его собственное сказание о чудеси при гробе св. Алексея, – Собрание летописей VI, 326 fin.). 1062 См. грамоту епископов, бывших в Москве при избрании Ионой Феодосия, к тверскому епископу Геннадию, в Актах Истории т. 1, и у Павлова, в Памятниках 1063 В непосредственно современном сказании: «Слово избрано от святых писаний еже на латыню» говорится, – у Попова в Историко-литературном обзоре стр. 393, не то, чтобы Феодосия избрали при жизни Ионы ради Григория, а то, что ради последнего поспешили с его – Феодосия поставлением. 1064 Помянутое «Слово избрано» ради эффекта представляет дело с грамотой Ионы на имя Феодосия не совсем так, как оно было, а именно – утверждает, будто грамота была написана Ионой тайно и будто она была обретена после его смерти, – у Попова стр. 393. 1065 9 Мая по Типографской летописи, 3 Мая по 1 и 2 Софийским летописям; представляется более вероятным первое число потому, что 9 Мая было 40-м днём по Ионе. 1066 Не присутствовали при посвящении и изъявили своё согласие на поставление посредством повольных грамот Иона новгородский и Геннадий тверской, – Никоновская летопись V, 288. Повольная и присяжная грамоты второго, с прописанием нашего обязательства, у Павлова в Памятниках, и (первая без конца и в Актах Истории т. I, О повольной грамоте первого, с тем же прописанием обязательства, в послании к нему митрополита от 8 Июля 1461 года, – Акты Истории т. I, и у Павлова 1067 Т. I, С восстановлением безымянности подлинника перепечатана в Памятниках Павлова, col. 873. 1068 Поступая до последней степени непохвально, издатели внесли в грамоту имя Феодосия без всяких оговорок, чем вводили исследователей в грубое заблуждение (и к великому прискорбию, поступают так вовсе не один раз).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

914–915; здесь же „слово наукы святительской к протопопу”, col. 915]. 960  Ibid. стр. 168 col. 2 [Ср. в святительских поучениях XV в., Памятники Павлова col. 917–919, 923–924]. 967  [Примеры княжеских браков в запрещённых церковными законами степенях родства и свойства приведены у Неволина (по Карамзину) в Истории российских гражданских законов, ч. I, стр. 192, примечание 658 (издание 1857г.)]. – (Сын Михаила Всеволодовича Черниговского Роман выдал свою дочь за Владимира Васильковича Волынского, – Ипатская летопись стр. 569; а брат Михаила Андрей женился на дочери Васильки, – ibid. стр. 562). 968  [См. грамоту Константинопольского патриарха Нифонта к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому в Русской Исторической Библиотеке т. VI, стр. 148–149]. 969  [Как вообще наша духовная иерархия в указанный период относилась к византийским церковным законам, устанавливавшим те или другие препятствия к браку, видно из известного соборного акта, которым признавалась действительность четвёртого брака царя Ивана Васильевича. С канонической точки зрения, эта уступка, конечно, более значительна, чем решение о нерасторжении брака, заключённого в 6-й или 5-й степени родства и свойства]. 973  Дмитриевский стр. 413. (По словам католика 1514г., русские смотрят на елеосвящение как на лекарство от болезни, а не от грехов, – Monimenta Turgenevii t. I, p. 125 col. 2). 974  Дмитриевский стр. 412 начало. [Красносельцев К истории православного богослужения, Казань 1889 г., стр. 80–103]. 980  В Памятниках Павлова col. 245, 250 и 251 [Ср. col. 257–259. В канонических вопросо-ответах, принадлежащих неизвестному и относящихся не позднее как к XV веку, читается вопросо-ответ: „Дьякона в стихори ли положить, а попа в ризах ли? Калиги надобе ли? – По старине, якоже есть обычай”. Памятники Павлова col. 866 § 46]. 981  У Павлова 108 и 245 [Ср. митрополит Фотий о погребении умерших напрасно, по греху, и от своих рук, – ibid. col. 379]. 982  И в настоящее время читается здесь замечание – в греческом евхологии: μετ τατα μνημονεει, ν βολεται, ζντων κα τεθνετων; в славянском служебнике: „таже поминает, яже хощет, живыя и мертвыя тайно”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010