Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Коломенские Спасо-Преображенский, Голутвин, Бобренев и Брусенский монастыри по переписной книге 1701 г.   Описание монастырей Российского государства и их вотчин в 1701–1705 гг. составлялось в связи с передачей управления духовными корпорациями в 1701 г. из приказов Большого Дворца и Патриаршего разряда воссозданному Монастырскому приказу. Это была попытка Петровского правительства провести частичную секуляризацию церковно-монастырского землевладения и хозяйства. Первое упоминание об этом описании и характеристика значения переписных книг содержатся в работе М. И. Горчакова Большое внимание этому виду источников уделил И. А. Булыгин. Он рассмотрел механизм работы Монастырского приказа по проведению переписи, установил время этого процесса – 1701–1705 гг. Работа над изучением переписных книг 1701–1705 гг. продолжается. Описания церковно-монастырских владений начала XVIII в. изучала Н. В. Соколова. Она проанализировала организационные принципы и практику проведения переписи в Нижегородском уезде О. Н. Адаменко изучила опись Спасо-Каменного монастыря 1702 г. Большое внимание переписи начала XVIII в. уделила М. С. Черкасова. Она рассмотрела механизм проведения этого описания в Вологодском уезде и выявила 3 книги в составе фонда Монастырского приказа РГАДА, а также несколько рукописей в Государственном архиве Вологодской области. Черкасова рассмотрела различные социально-экономические вопросы, на которые дает ответ источник В другой своей работе М. С. Черкасова изучила монастырские архивы, зафиксированные в переписных книгах, в том числе начала XVIII в. В 2011 г. увидело свет издание, посвященное переписным книгам вологодских монастырей. В нем опубликованы переписные книги Спасо-Каменного и Сямженского Евфимьева монастырей 1701–1702 гг. Н. В. Башнин в фонде Монастырского приказа РГАДА обнаружил еще одну, четвертую книгу, где содержатся описания вологодских монастырей: Дионисиева Глушицкого, Спасо-Нуромского и Александрова Куштского. Исследователь изучил и опубликовал переписную книгу Дионисиева Глушицкого монастыря Мною были изучены и опубликованы переписные книги вологодских Иннокентиева Комельского, Павлова Обнорского и Григориева Пельшемского Лопотова монастырей, Семигородней пустыни А. Н. Говорова опубликована переписную книгу Симоно-Воломского монастыря Устюжской епархии

http://sedmitza.ru/lib/text/7758339/

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. XXI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) († 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского ( 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Приходо-расходная книга вологодского Павлова Обнорского монастыря 1694 года Вологодский Павлов Обнорский монастырь был основан в 1414 г. учеником прп. Сергия Радонежского прп. Павлом на реке Нурме в южной части Вологодского уезда. В XVI–XVIII вв. это был один из крупнейших землевладельцев не только в данном регионе, но и в Вологодском уезде в целом. В 1678 г. во владении Павлова Обнорского монастыря находились 9 сел: Никольское (Никольское на Пенье) и Фроловское в Вологодском уезде; Крутое, Инжевор, Зиновьево и Каргач в Пошехонском уезде; Скалино и Богданово в Ярославском и Покровское в Костромском уезде. К ним тянули 122 деревни . Монастырю принадлежала также Макариевская пустынь на реке Письме в Костромском уезде . В 1694 г. в монастыре была установлена архимандрития. По челобитью «вологжан вкладчиков всяких чинов людей, и того монастыря братии, служек и служебников и вотчинных крестьян, духовнаго чину и мирского» архимандритом стал переведенный из Вологодского Сямского Рождественского монастыря игумен Сергий . По числу пострижеников Павлов Обнорский монастырь являлся наиболее крупным из обителей южной части Вологодского уезда. В 1687 г. в его стенах в жили 60 монахов . Большинство составляли выходцы из местных крестьян (41 человек), 5 человек были священниками или детьми священников, 4 – служками и служебниками . Одним из основных источников для изучения хозяйства Павлова Обнорского монастыря и его организации в конце XVII в. является публикуемая ниже приходо-расходная книга 1694 г. Это второй известный на сегодняшний день документ такого рода. Более ранняя приходо-расходная книга Павлова Обнорского монастыря 1586 г. опубликована в 37-м томе «Русской исторической библиотеки» Документ хранится в РГАДА (ф. 237, оп. 1, ч. 1, 8). Он написан скорописью на 84 листах в четверку, л. 1 и л. 84 частично утрачены. На л. 84 об. запись: «В сеи книге восемдесят четыре листа. Канцелярист Иван Сергеев». Нумерация листов черными чернилами в правом верхнем углу. Обложка картонная, отреставрирована. Листы 1, 2, 83 и 84 также отреставрированы и наклеены на бумагу. По листам скрепы: «К сим книгам Живоначалныя Троицы Павлова манастыря ермонах Герасим вместо казначия старца Левонтия по ево велению руку приложил». Скрепа позволяет сделать вывод, что приходо-расходную книгу вел не казначей, а иеромонах Герасим .

http://sedmitza.ru/lib/text/4010548/

Житие Павла Обнорского – памятник агиографии, посвященный церковному деятелю конца XIV – начала XV в., основателю одного из первых на Руси общежительных монастырей – Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, находящегося на юге Вологодской области. Павел Обнорский, уроженец Москвы, постригся 22 лет в Рождественском монастыре на Прилуке, на левом берегу Волги в 10 верстах юго-западнее Углича. В 40-х гг. XV в. эта обитель была приписана Троице-Сергиеву монастырю (ААЭ, т. 1, 43), однако связь между ними существовала и раньше: Павел уходит к Сергию Радонежскому и 15 лет проводит в Троице-Сергиевом монастыре. Стремясь к молчанию и уединению, он живет как бы в пустыне, в отходной келье, а затем вообще уходит в поисках более уединенных мест. Основной вид Ж. не рассказывает о его странствиях, а сразу приводит Павла в Комельский лес, где он сначала селится в дупле липы, а затем переходит в более подходящее для основания монастыря место, строит келью и копает колодец. Место оказывается не столь уж уединенным: поселение там монаха вызывает протест – автор довольно глухо говорит сначала о бесах, досаждавших Павлу, а затем и о «ненаказанных людях», творивших ему пакости. Уединенный скит наполняется пришедшими к Павлу иноками и организуется как монастырь. Основание церкви и монастыря изложено в Ж. как чудо: Павел слышит ночью в своей келье колокольный звон, а на месте будущей церкви видит свет. Он отправляется в Москву к митрополиту Фотию (1409–1431 гг.) за разрешением на постройку церкви и монастыря. Однако Фотий сначала прогоняет его, но затем «по научению свыше» благословляет и дает милостыню. Игуменом монастыря назначается ученик Павла Алексей. В Ж. не приводится дата основания монастыря, но учредительная грамота Фотия датирована 1414 г. (АИ, т. 1, 357, с. 485). Первоначально Павло-Обнорский монастырь, как и целый ряд расположенных поблизости от него (Спасо-Преображенский Нуромский, Николо-Мокринский, Корнильев Комельский и др.), тяготели к Костроме, и только в XVI в., когда возросла политическая и экономическая роль Вологды, вошли в круг вологодских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Юношеское. Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь. Павло-Обнорский монастырь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Павло-Обнорский монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Грязовца, на берегу реки Нурмы, притоке реки Обноры. Основан пр. Павлом Обнорским (см. 10 января) в конце XIV века. Соборный храм в честь Святой Троицы построен в 1505-1516 годах; возобновлен в 1880 году. В приделе пр. Павла почивают под спудом святые мощи его; над ними — рака из чистого серебра под резной вызолоченной сенью. В монастыре находятся: чудотворная Корсунская икона Божией Матери в храме ее имени, особо чтимый храмовой образ Успения Божией Матери в Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ пр. Павла, писанный с него пр. Дионисием Глушицким, а также дупло того дерева, в котором подвизался пр. Павел; хранившийся в монастыре восьмиконечный крест (благословение пр. Сергия) расплавился во время пожара в 1909 году. Над колодцем, ископанным пр. Павлом, воздвигнута часовня. В 1911 году монастырь обращен в общежительный, с сохранением назначенного ему ежегодного содержания (712 рублей 38 копеек). При монастыре странноприимный дом. Монастырю принадлежит находящийся от него в 50 саженях на высоком холме Воскресенский скит, основанный в 1867 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Реконструкция монастыря, приводящая его в соответствие с изменившейся ситуацией – неизбежный процесс, периодически повторяющийся на всем протяжении истории памятника. Вопрос в том, чтобы при реконструкции не терялись накопленные ценности. Процесс сложения архитектурного комплекса Павло-Обнорского монастыря занял 5 столетий. Единое стилистическое решение комплекса сформировалось к концу XIX века. Павло-Обнорский монастырь – один из древнейших монастырей Вологодской области, несправедливо был вычеркнут из истории края на десятилетия. Монастырь расположен в 15 км к югу от города Грязовца в живописной долине реки Нурмы, сжатой со всех сторон «отлогими горами». Основана обитель в 1414 году учеником Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским и стояла в ряду таких как Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Спасо-Каменный, Спасо-Прилуцкий монастырей. На первом этапе существования Павлов монастырь был пустынной обителью, затерянной среди лесов Северной Фиваиды, как назвал Андрей Муравьев большую часть Вологодской области, усеянную монастырями и уединенными кельями иноческими.

http://sobory.ru/article/?object=02736

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Дионисиев Глушицкий монастырь и его   Санкт-Петербургский исследователь Н. В. Башнин уже на протяжении 10 лет изучает историю вологодского Дионисиева Глушицкого монастыря. За это время он изучил обширный корпус общерусских источников и историографию, известные по данной тематике, а также работал над реконструкцией архива Дионисиево-Глушицкой духовной корпорации, состоявшей их двух близко расположенных монастырей в Заозерской части Вологодского уезда – Покровского и Вышедшая в конце 2016 г. монография Н. В. Башнина «Дионисиев Глушицкий монастырь и его архив в XV–XVII вв.» написана на основе кандидатской диссертации, которую автор творчески Исследователь попытался максимально полно выявить и систематизировать монастырскую документацию и реконструировать глушицкий архив. Монография состоит из двух значительных по объему частей. В 1-й части подробно рассматривается история Дионисиева Глушицкого монастыря в XV–XVII вв., во 2-й – в хронологическом порядке публикуются более 450 документов XV – середины XIX в. Исследовательская часть монографии включает в себя Введение и 4 главы. Во введении Н. В. Башнин анализирует труды по истории русских средневековых монастырей Севера. Он приходит к выводу, что работы по истории монастырей показывают специфику их существования. Тем не менее комплексного исследования, посвященного Глушицкому монастырю в XV–XVII вв., до сих пор не было. В незначительной степени рассмотрены вопросы о населении и расселении в монастырской вотчине и ряд других. Специально не рассматривалась духовная и культурная роль обители в регионе и государстве в целом. В 1-й главе исследования «Архив Дионисиево-Глушицкого монастыря в XV–XVII вв.» дан развернутый анализ истории формирования и документального состава этого архива. Н. В. Башнин выявил и учел все известные на сегодняшний день источники. Основная часть материалов – публично- и частно-правовые акты, делопроизводственные документы, приходно-расходные книги посельского старца и другая хозяйственная документация. За XV в. автор выявил 12 актов, за XVI – 1-ю половину XVII в. – 450 актов. Среди сохранившихся грамот большую часть составляют частно-правовые акты XVII в. Они характеризуют внутривотчинные и внутриобщинные отношения во владениях Глушицкого монастыря и его связь с вологодскими архиереями. Автор сравнивает сохранность актов Дионисиева Глушицкого монастыря и состояние документальной базы по другим обителям. В частности, он показал, что сохранность актов на недвижимость Глушицкого монастыря сопоставима с сохранностью актов Спасо-Прилуцкого и Павлова Обнорского монастырей (С. 75). Большое значение для истории монастыря представляют материалы писцового делопроизводства. Автором выявлены 6 таких источников.

http://sedmitza.ru/lib/text/7320451/

Н.И. Суворов I.Mecmonoлoжehue и название монастыря Павлов Обнорский, третьего класса, мужеский монастырь находится Вологодской епархии Грязовецкого уезда, в Обнорской волости, расстоянием от губернского города Вологды и от уездного Грязовца к югу, от первого в 57-ми, от другого в 15-ти, от Корнильева монастыря в 10-ти, от упразднённого Спасонуромского в 4-х, от большой Архангельской дороги в Москву, налево в 4-х вёрстах. Он расположен в глубокой лощине, сжатой со всех сторон отлогими, значительной высоты, горами, покрытыми мелким лесом, пашнями и частыми селениями; по самой лощине протекает река Нурма, которая, извиваясь с полуденной стороны около самых монастырских стен, сливается в восьми вёрстах от монастыря с речкой Великушей, и обе они, в дальнейшем слиянном течении своём, составляют реку Обнору, вливающуюся в 54-х вёрстах от монастыря, близ города Любима Ярославской губернии, в реку Кострому. Монастырь и в нынешнее время, будучи закрыт со всех сторон горами, становится видимым, и то не более как за пять вёрст, только с двух сторон, восточной и западной; а с прочих сторон самые высокие монастырские здания, заслонённые мелким лесом, открываются взору не прежде, как при самом спуске с гор к реке Нурме; в прежние же времена, когда эти горы покрыты были дремучими лесами и население вокруг монастыря не так было людно, как ныне, место это, по всей справедливости, как пишется в житии преподобного Павла и в церковных в честь его песнопениях, долженствовало быть «непроходимою дебрию». По имени основателя своего, монастырь называется Павловым, а по волости, в которой находится, Обнорским. II.Жuзhь преподобного Павла до основания монастыря Преподобный Павел родился в Москве в 1317 году при Московском удельном князе Георгии Данииловиче, при великом княжении Михаила Ярославича Тверского, от благородных, богатых и благочестивых родителей. Наследованный им от родителей и пребывавший в нём с самого младенчества дух благочестия, удалявший его от всех забав юности, кроме иных благородных упражнений, наипаче обнаруживался в сострадательности к бедным, которая простиралась до того, что он отдавал иногда верхнюю с себя одежду, когда нечего было ему подать нищим, и приходил домой в одной нижней. Родители его, будучи сами нищелюбивы и богаты, не возбраняли ему творить таковые дела милосердия. Когда он достиг юношеского возраста, родители начали делать ему частые предложения о браке; чтобы избавиться от этих предложений и всецело посвятить себя Богу, он тайно ушёл из родительского дома и скрылся в неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симонова пустынь (Белопашино). Церковь Спаса Преображения быв. Сойгинского монастыря. Сойгинский-Преображенский погост Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1740. Адрес: Архангельская обл., Ленский р-н, с.Белопашино Координаты: 61.643281, 48.111838 Проезд:от Котласа ходит " Заря " до пристани Сойга (рейсы нерегулярные). 1 км от а/д Яренск - Котлас (строящаяся), на правом берегу Вычегды Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Другие названия: Соежская пустынь, Сойгинский-Преображенский погост. Ныне - с.Белопашино Сойгинской с/а. Симонова пустынь была основана на глухом вычегодском берегу в 1537 г. иноком Корнилиева-Комельского монастыря преподобным Симоном Сойгинским, уроженцем Усолья (ныне Сольвычегодск). По дороге из грязовецких лесов и болот Симон вместе с товарищем - преподобным Лонгином (Логгином) Коряжемским, иноком соседнего Павло-Обнорского монастыря - ненадолго заглянули в Усолье, после чего удалились на левобережье Вычегды, где основали процветающую и поныне Коряжемскую обитель. Здесь пустынники бросили жребий - Лонгин остался опекать монастырь, а Симон отправился дальше вверх по Вычегде и поставил скит на правом берегу в устье речки Сойки (Сойгинки). Спасо-Преображенский Сойгинский монастырь просуществовал более 250 лет и был упразднен в 1791 (по другим данным - в 1792) году. Монастырские церкви были преобразованы в приходские. А было их: 1. Каменная, соборная Преображенская, холодная. Датируется 1540 г. 2. Каменная Рождества Богородицы, теплая. 3. Каменная колокольня. 4. Небольшая каменная (по другим данным - деревянная) во имя великомученицы Екатерины, в которой находились под спудом мощи преп. Симона. Ныне сохранилась лишь одна - Преображенская, перестроенная, вероятно, в 18 веке. Некоторый архаизм в облике, возможно, призван был сохранить память об исторической постройке 16 века. Не так давно сельчане попытались восстановить церковь, но безуспешно - пока одни на скромные сбережения и вспомоществование от Коряжемского монастыря закупали доски и рамы, выгребали многолетний хлам - их соседи выковыривали плиты из пола, а потом и рамы растащили себе в хозяйство. Чудом уцелел иконостас, но и за его судьбу неспокойно...

http://sobory.ru/article/?object=10622

Спас-Нурма. Нуромский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1389. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Спас-Нурма Координаты: 58.732396, 40.373168 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь эта обращена в приходскую в 1764 г., из монастыря того-же имени находившагося в 60 в. от г. Вологды и в 18 от Грязовца на берегу реки Нурмы и основаннаго в конце XIV или в начале XV столетия препод. Сергием Нуромским чудотворцем. Нынешняя приходская каменная церковь имеет два этажа и в них четыре престола: главный престол во имя Происхождения Честных Древ, другой во имя Николая мир-ликийскаго чудотворца, третий во имя препод. Сергия Нуромскаго; здесь почивают под спудом мощи преподобнаго. Из древних принадлежностей Спасонуромскаго монастыря сохранились до настоящего времени в нынешней церкви следующие предметы: посох препод. Сергия выкрашенный черною краскою, длиною в два аршину. Четыре иконы 1) Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста писанная в 1682 г. 2) преподобнаго Сергия Нуромскаго писанная в 1696 г. 3) Божией Матери писанная в 1692 г. Все эта три иконы с надписями; и 4) препод. Сергия Нуромскаго с изображением древняго вида монастыря писанная на кипарисной доске. Время написания неизвестно. Степановский И. К. Спасо-Нуромская церковь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 267-268. Мужской Сергиев Нуромский монастырь в честь Преображения Господня (недейств.), в пределах Вологодской епархии. Располагался в 3 верстах от Павло-Обнорского монастыря. Образовался около конца XIV-haчaлa XV века, по мере собрания иноков вокруг подвизавшегося в комельских лесах на берегу реки Нурмы преподобного Сергия Нуромского. Мощи основателя упокоились под спудом в храме обители, освященном в честь Преображения Господня. Настоятельство в монастыре было игуменское. Монастырь просуществовал до 1764 года, когда был упразднен в ходе секуляризации.

http://sobory.ru/article/?object=53930

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010