Деятельность др. монастырских муз. теоретиков выражалась в поисках путей совершенствования систем записи певч. произведений. В «Сказании о зарембах» (2-я пол. XVII в.) сообщается, что одним из разработчиков улучшенной системы был игумен вологодского Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря Памва ( Парфентьев. 2009. С. 58). Он упоминается также в ярославском сборнике, выполненном по заказу черного диакона Лаврентия в 30-х гг. XVII в. В рукопись кроме певческих книг, списанных с «переводов» «московскаго дьякона» Луки, помещен Обиход «игумена Памевы», который «с его переводу списан» (ГАЯО. Колл. ркп. Оп. 1. 459(97). Л. 192 об.). Список Обихода, выполненный Памвой, отражает богослужебно-певческие реалии мон-ря. В нем нередко указывается, что поет «лик» или «головщик», что «изволит настоятель» или совершает во время службы «игумен». Примером же муз. творчества Памвы является его вариант развода формулы ( фиты ), приведенный в др. сборнике в сравнении с разводом усольского распевщика Ивана (Исаии) Лукошкова (РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 600. Л. 90). Среди теоретиков-дидаскалов наиболее известными были монахи Александр Мезенец , Александр Печерский и др. Примером того, как могло осуществляться взаимодействие между придворными и монастырскими мастерами пения, а также свидетельством существования тесной связи между центрами искусства того или иного региона является деятельность придворного диак. Фомы, который во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. служил «у царя Ивана Васильевича в слободе в Александрове» (см., напр.: Парфентьева. 2013. С. 95). С кон. 60-х гг. XVI в. диак. Фома, приняв постриг и получив иноческое имя Филарет, проживал в Троице-Сергиевом мон-ре. Благодаря хорошему знанию певч. дела он стал руководителем монастырского хора: со 2-й пол. 70-х гг. XVI в. Филарет «уставщиком бысть больше четыредесяти лет» (Канон и житие преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевы Лавры, радонежскому чудотворцу, с присовокуплением жития его. М., 1855. Л. 63). За 40 лет мастер несомненно многое из своего опыта, приобретенного за время пения при царском дворе, передал хору, обогатив тем самым существовавшие в мон-ре традиции.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Последующая история небольшой обители на Письме, затерянной в лесах костромского Заволжья, известна нам плохо. Скорее всего, уже в XV веке монастырь стали называть Макариево-Писемским или Макарьевой пустынью. Примерно в середине XVI века он утратил самостоятельность и был приписан к находящемуся поблизости Павлову Обнорскому монастырю (тем самым, спустя столько лет после кончины преподобных Макария и Павла, основанные ими обители объединились). Древнейшее описание монастыря сохранилось в писцовой книге 1629 года, где говорилось: «Павлова Вологодского монастыря вотчина монастырей Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображения Христова, да другая церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы древяны клецки...» Таким образом, в первой трети XVII века на высоком берегу над Письмой стояли два небольших, так называемых «клетских» храма, зимний и летний, вокруг которых находились кельи и другие строения, обнесенные деревянной оградой. Через какое-то время взамен клетских церквей был возведен шатровый храм. В описании Павлова Обнорского монастыря за 1683 год говорится: «Да Павлова ж монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке на Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом Павла Обнорского чудотворца, верхи шатровые... да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест... да у гробницы решетка железная». После 1721 года Макарьева пустынь была обращена в приход. На месте обители возник церковный погост, называвшийся «Макарий на Письме» (или «Макарьева пустынь»), на котором находились храмы, дома церковнослужителей и приходское кладбище. В конце второго десятилетия XIX века на погосте возвели каменный Спасо-Преображенский храм, один из приделов которого был посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Выдержанный в стиле классицизма пятиглавый храм освятили в 1821 году. Неподалеку от него, в низине, стоял второй, деревянный храм, также посвященный Преображению Господню (скорее всего, он находился на месте первоначальной церкви, построенной преподобным Макарием), возведенный в 1786 году на месте более древнего, погибшего при пожаре. В подклете деревянного храма покоились под спудом мощи преподобного Макария, к раке которого непрерывно шли богомольны из Буйского и соседних уездов. При раке святого хранились принадлежавший ему деревянный посох и молитва преподобному, написанная на длинном свитке. Вблизи храма находился колодец, выкопанный основателем обители, и богомольцы после службы при раке обычно приходили к этому колодцу. В 1907 году деревянная церковь сгорела. Взамен ее над местом упокоения мощей преподобного Макария в 1909 году выстроили новый деревянный шатровый храм.

http://sobory.ru/article/?object=09442

Жизненный путь глушицкого святого описан в Житии, но не только на основании этого памятника можно судить о строительной деятельности прп. Дионисия. До нас дошла духовная грамота святого, которая, как отметил Г. В. Семенченко, одновременно является первой описью монастыря, затребованной Ростовским епископом Ефремом Об этом говорит «явка» ему этой грамоты 11 января 1436 г. Описей монастырского имущества Дионисиево-Глушицкого монастыря за 2-ю половину XV в.— 1-ю четверть XVII в. до нас не дошло. На данный момент за XVII — начало XX в. известно 14 сохранившихся описей (рукописи 1683 г. и 1775 г. изданы) и выявлены упоминания о 15 аналогичных документах И. А. Булыгин представил перечень монастырских описаний 1701–1705 г. В него включены документы по 213 монастырям, пустыням и церквям, из Вологодской епархии упомянуты описания 11 обителей. Булыгин составил перечень на основании рукописей из РГАДА: ф. 237 (Монастырский приказ), оп. 1, ч. 1, д. 13, 14, 17, 18, 21–25, 27–34, 36–38а, 40; оп. 1, ч. 3, д. 6375. Но в этой работе учтены не все описания монастырей и пустынь, которых к этому времени в России насчитывалось около 700 Как показала М. С. Черкасова, в Вологодской епархии описанию должны были подвергнуться 32 степенных и нестепенных монастыря, а их описания находятся не только в РГАДА, но и в Государственном архиве Вологодской области И. Н. Шамина осуществила публикацию описей вологодских монастырей начала XVIII в. Увидели свет описи Спасо-Преображенского Иннокентиева Комельского монастыря, Григорьева Пельшемского Лопотова 1701 г., Троицкого Павлова Обнорского монастыря 1701/02 г. В 2011 г. авторским коллективом под руководством М. С. Черкасовой были опубликованы описи начала XVIII в. Спасо-Каменного и Сямженского Евфимиева монастырей К этой совокупности публикаций имеется возможность добавить еще одно описание. В РГАДА после долгих поисков мною была найдена опись Дионисиево-Глушицкого монастыря 1701 г. и его вотчины 1702 г. Эти документы содержатся в сборнике, состоящем из переписи монастырских дворов в Вологде, описей Спасо-Нуромского и Александрова Куштского монастырей. Описание Глушицкой обители и ее вотчины находится в конце рукописи, причем часть листов с описью монастырских деревень утрачена В названии архивного дела Глушицкий монастырь не упомянут, что и затруднило выявление документа.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

в половине XVI века, вероятно около 1546 года, когда при копании рвов для основания церкви обретены мощи его нетленными (Ундольский, «Библиогр. Розыскания», стр. 70). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Сергиева, покороче, риза преподобническая, испод вохра с белилом; в руках обеих свиток, а в нем написано: «Не скорбите, братие, аще кто в месте сем претерпит, то надейся на милость Божию: не оставит его, аще и грешен будет, отдастся ему» (Филимонов, стр. 247). 249. Преподобный Сергий Нурменский Обнорский игумен, ученик святаго Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 октября в 7 день Родом Грек и постриженник Афонский, пользовался наставлениями великого Сергия Радонежского и основал свою обитель в дубраве Комельской тогда, когда преп. Павел жил еще на берегу Грязовицы, в дупле липы. В последствии услышав, что недалеко от него появился новый подвижник, Сергий пошел навестить Павла и увидел, что стая лесных птиц вилась около чудного отшельника; мелкие пташки сидели на голове и на плечах старца и он кормил их из рук. Тут же стоял медведь; лисица и зайцы бегали вокруг, не враждуя между собою и не боясь медведя. Так в лице праведника возобновилось первобытное владычество человека, еще не согрешившего, над созданною для него тварию! Искренняя духовная любовь соединяла двух великих пустынножителей до блаженной их кончины. Преп. Сергий был духовником преп. Павла и подал ему совет к основанию монастыря. Ум. 7 октября 1412 г. Мощи почивают под спудом в нижней церкви монастыря его, теперь (по упразднении обители) приходской села Нуромского, а 60 верстах от Вологды. В том же храме сохранились две старинные иконы преп. Сергия: одна из них весьма древняя, окружена изображениями событий из жизни угодника Божия и чудес его. На другой иконе, писанной в начале прошедшего столетия, представлен и самый монастырь в том виде, как он тогда был (Мои «Путевые письма с Севера», стр. 12–13). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, брада аки Александра Свирского , власы с ушей повились, риза преподобническая» (Филимонов, стр. 168). Ряд иноков преемственно передавали один другому в продолжении столетия повесть о жизни святого Сергия и только в половине XVI в., последний из них, игумен Павлова Обнорского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

раке и значится в монастырской описи 1643 года. («Описание Комельского монастыря», Вологда 1855, стр. 2). В одном списке жития Корнилия уцелела заметка, что оно написано в 1589 году, «рукою многогрешного Нафанаила Корнильевскаго» (Ключевский стр. 303). 248. Преподобный Павел игумен иже на Обноре реце, во обители Святыя Троицы бысть ученик святаго Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 месяца генваря в 10 день Родился в Москве в 1317 году и в ранней юности, отрекшись от мира, постригся в 1338 году в Христорождественском монастыре на Волге, а оттуда перешел в обитель преп. Сергия Радонежского (Верюжский, стр. 234–236). Он трудился несколько времени в обители Троицкой, потом с благословения преп. Сергия провел 15 лет в отшельнической келье, в лесу; наконец, ища совершенного безмолвия, удалился на север, переходил с места на место, прожил три года в диком лесу Комельском, над речкою Грязовицею, в дупле старой липы. В 1414 году, уже в глубокой старости, основал он, с благословения св. митрополита Фотия, монастырь на берегу реки Нурмы. Поручив настоятельство ученику своемю Алексию, сам преп. Павел по-прежнему жил отшельником на горе, в своей келье и приходил к братии на молитву только по субботам и дням воскресным. В эти дни разделял он с братией трапезу, но вкушал только хлеб с водою и овощами; ни масла, ни молока, ни рыбы он никогда не вкушал. Здесь дивный подвижник достиг редкой старости – ста двенадцати лет, из которых слишком девяности провел в подвигах монашества и ум. 10 января 1429 года. Мощи его почивают под спудом, в соборном храме Павлова Обнорского монастыря. На серебряной раке его, устроенной в 1878 г., лежит медный осьмиконечный крест – благословение чудотворца Сергия Радонежского. В церкви замечательна икона чудного пустынножителя Павла, писанная преп. Дионисием Глушицким. В трапезе Павловской церкви хранится в стеклянном футляре остаток липового дупла, в котором преп. Павел обитал три года по подобию пернатых, вместе с ними славословя Отца небесного в необозримой дебраве; внутри дупла около четырех аршин в окружности. На Московском соборе, 1547 года, преп. Павел вместе с другими угодниками Божиими, причислен к лику святых; служба ему составлена в 1548 году. (Верюжский, стр. 234–265). Житие преп. Павла написано неизвестным,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Смерть Д. Г. во всех источниках отнесена к 18 окт., но различаются указания на год. Согласно Типографской летописи, святитель скончался в 6935 (1427) г., при этом сообщается, что он «пас Церковь Божию 7 лет и 5 месяцев»; в таком случае Д. Г. преставился в 1425 г., что, по-видимому, является правильной датой. 6933 (1425) год фигурирует в нек-рых списках «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря», в частности в сб. РНБ. Соф. 1457, сер. XVI в. Др. встречающиеся даты (напр., 6903 (1395)) являются результатом описок. Д. Г. был погребен в ростовском кафедральном Успенском соборе. Почитание О местном почитании Д. Г. в Спасо-Каменном мон-ре во 2-й трети XV в. свидетельствует уже цитировавшаяся запись в сб. творений свт. Григория Богослова. В записи отмечается, что «преподобныи игоумен Дионисии... житиемь преизящен и разоум глоубочаишь имоущь»; «многаго же его ради смиренья и глоубочаишаго разоума и добродетелнаго его ради жития... епископомь поставлен бысть градоу Ростовоу» (РНБ. Погод. 989. Л. 349 об.- 352). Имя «священного Дионисия» внесено в Ростовский соборный синодик (РГБ. Ф. 344. 99. Л. 29 об., список 1642 г.; Титов. 1903. С. 6, 10, 29, 47). Вероятно, Д. Г. упомянут в синодике Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря : «Помяни Господи… митрополита Фотиа, митрополита Филиппа, митрополита Феодосиа, епископа Дионисиа, архимандрита Феодора, преподобнаго отца нашего Павла» (ГИМ. Барс. 952. Л. 6 об.- 7, кон. XV в.). В ряде рукописных святцев XVII-XVIII вв. Д. Г. (уже с прозвищем Грек) упоминается под 18 октября как святой ( Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 42-43; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Канонизация Д. Г. совершилась включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (празд. установлено в 1964). Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2; Т. 20. Ч. 1; Т. 24 (по указ.); Лихачёв Н. П. Летописи и записи в рукописях и на книгах как генеалогический материал//ИРГО. СПб., 1900. Вып. 1. С. 135-141; Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 6, 10, 29, 47; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. СПб., 2003; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисиев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 35-38, 117, 154, 234-244, 246, 248, 262, 265, 281-282.

http://pravenc.ru/text/178453.html

До нашего времени сохранилось несколько исторических документов, в которых упоминается Макариева пустынь. В XVII веке она принадлежала Павло-Обнорскому Троицкому монастырю (на территории современного Грязовецкого района Вологодской области). В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года говорится: " До Павлова ж монастыря пустыня Макариева в Костромском уезде, в Шачебольском стану, на реке на Письме, а в Пустыне церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом преподобного Павла Обнорского Чудотворца, верхи шатровые... Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в середине висит крест… Да у гробницы решетка железная " . История Макариевой пустыни связана с предками известного русского писателя А.Ф. Писемского. Хотя сам писатель и родился в селе Раменье Чухломского уезда, но его отец и дед являлись уроженцами бывшего Буйского уезда. В своей автобиографии А.Ф.Писемский ссылается на двух " знаменитых " предков. Один из них - думный дворянин, дипломат при дворе царя Ивана Грозного Федор Андреевич Писемский. Другой предок Писемского, о котором сообщает писатель в своей автобиографии, был монах, живший в XV веке, причисленный Церковью к лику святых под именем преподобного Макария Писемского. Он, как отмечал писатель, и основал Макариеву пустынь. Макариева пустынь была небогатым монастырем, не имела в своей собственности ни крестьян, ни земли. До каких пор пустынь оставалась монастырем - точных сведений не сохранилось. В документах в 1703 году упоминается игумен-строитель Макариевой пустыни Тимофей; очевидно, в то время пустынь считалась еще монастырем. В петровские времена малобратственные монастыри были упразднены, в том числе и Макариева обитель: в 1721 году пустынь упоминается уже как приходская церковь с одним монахом. В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел: при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось чудо - над могилой старца " не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, все это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой " . В 1786 году над святыми мощами взамен сгоревшей церкви построили новый деревянный храм с престолами в честь Преображения Господня и во имя преподобного Павла Обнорского и святых Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_6.html

По благословению временно управлявшего (с марта по май 1924) Ярославской епархией Угличского еп. сщмч. Серафима (Самойловича ; впосл. архиепископ) был образован местный орган управления Л. в.- церковный совет, состоявший из 4 человек во главе с настоятелем Богоявленского собора прот. Лавром Орловым. В марте 1925 г. Л. в. возглавил переведенный с Лукояновской кафедры (см. ст. Лукояновское викариатство Нижегородской епархии) еп. Сергий (Мельников). Его секретарем и иподиаконом служил переехавший вместе с епископом из Лукоянова Михаил Гундяев (впосл. протоиерей, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ). Еп. Сергий принял в Любиме братию закрытого в 1924 г. Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря , а 25 мая 1925 г. рукоположил во иерея бывш. насельника этой обители иеродиак. прмч. Иерофея (Глазкова) . Иером. Иерофей был назначен настоятелем любимской кладбищенской Введенской ц. Еп. Сергий управлял викариатством до ареста в кон. мая 1925 г. С сент. 1925 г. церковный совет Л. в. возглавлял новый настоятель Богоявленского собора прот. Павел Милославов. В 1926 г. Любимским архиереем был назначен освобожденный из заключения и проживавший в Ярославле еп. Варлаам (Ряшенцев) . 13 июля 1927 г. заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) он был возведен в сан архиепископа и определен на Пермскую кафедру, но к месту служения не поехал и 24 нояб. того же года был уволен на покой. В кон. дек. 1927 г. архиеп. Варлаам был назначен временно управляющим Л. в. 6 февр. 1928 г. он вместе с группой архиереев во главе с Ярославским митр. Агафангелом (Преображенским) вышел из подчинения митр. Сергию, 11 апр. того же года последний отстранил его от управления викариатством с запрещением в священнослужении. 30 мая 1928 г. запрещение с архиеп. Варлаама было снято, он вернулся к управлению Л. в., в том же году во время болезни митр. Агафангела он временно управлял Ярославской епархией. С июля 1929 г. архиеп. Варлаам кроме Любимского управлял также Ростовским викариатством Ярославской епархии, но 7 сент. он был арестован, после чего Л. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2561036.html

17 июня 1866 г. П. был назначен, а 21 авг. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. 27 нояб. 1867 г. освятил нижний храм (прмч. Галактиона Вологодского) новопостроенной Знаменской ц. вологодского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря , куда были перенесены мощи святых Галактиона и Иоасафа Каменского. 18 дек. 1867 г. Вологда отметила 100-летие со дня рождения митр. Евгения (Болховитинова) , занимавшего в 1808-1813 гг. Вологодскую кафедру: епископ служил заупокойную литургию в кафедральном соборе и произнес проповедь. В 1868 г. подготовил и 15-17 авг. возглавил празднование 300-летия вологодского Софийского собора (заложен в 1568) «с небывалым в Вологде торжеством», задумал реконструкцию соборной колокольни (осуществлена в 1870). 5-7 июля 1869 г. освятил главный и боковые престолы скитского Воскресенского храма, устроенного близ Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря его настоятелем игум. Иоасафом (Толстошеевым). С 7 июля 1869 г. епископ Псковский и Порховский, настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Возглавил празднование 400-летия основания Псково-Печерской обители (1873) и 300-летия обороны Пскова и Псково-Печерского мон-ря при их осаде войсками польского кор. Стефана Батория (1581). Архиерейские служения по случаю юбилеев 1881 г. состоялись: 8 сент.- в Троицком кафедральном соборе Пскова и 8 нояб.- в Михайловском храме Псково-Печерского мон-ря. В июле 1878 г. принимал в Пскове и Псково-Печерском мон-ре великих князей Сергея и Павла Александровичей, Константина и Дмитрия Константиновичей. Один из основателей Псковского археологического об-ва. Присутствовал на 1-м чрезвычайном собрании об-ва 26 окт. 1880 г., преподнес 500-рублевый 5-процентный билет Государственного банка в основной фонд об-ва и 100-рублевую облигацию в качестве членского взноса. 16 нояб. 1880 г. избран почетным членом об-ва. Павел (Доброхотов), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Фотография. 1892 г.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010