Булыгин И. А. Указ. соч. С. 311–318. Башнин Н. В. Указ. соч. книги вологодских монастырей… С. 267. Переписные книги вологодских монастырей… С. 262–270. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв.: сводный каталог. М., 1958. 216. С. 69–70. ф. 281, 2619. Каштанов С. М. Актовая археография. М., 1998 .   Черкасова М. С. Указ. соч. С. 279–283. По справочнику П. М. Строева, был настоятелем в 1696–1703 гг. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 760).   Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря… С. 96–97; Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский… С. 73.[ И. Н. Переписные книги коломенских монастырей…. С. 121 (Спасо-Преображенский монастырь)   Книги переписные Вологодского уезду Обнорской волости Спасова Нуромского монастыря переписи стольника Василья Ивановича Кошелева 1701-го году   1701-го октября в 23 день подал книги Вологоцкого архиепископа подьячей Яков (Л. 1701-го сентября в 30 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу за приписью дьяка Герасима Патапиева стольник Василей Иванович Кошелев приехав Вологодского уезду Обнорской волости в Спасов Нуромской монастырь. И в нем церкви Божии, и в церквах святые иконы, и ризы, и книги, и священные сосуды, и всякую церковную утварь, и в казенном анбаре великих государей жалованные грамоты и всякие крепости, и всякую казенную монастырскую рухлядь, запечатав и из-за печати, и всякие того монастыря заводы пересмотря все налицо переписывал. А что по переписке явилось, и то писано в сей книге ниже сего. Того монастыря игумен Патрикей, казначей монах Афанасий з братьею сказали: переписные книги того монастыря в пожарное время згорели в прошлом 208 году, и после того переписки не бывало.   (Л. 27 об.) В Вологодском уезде в Обнорской волости монастырь Всемилостиваго Спаса Нуромской на реке Нурме. А в нем церковь во имя Происхождения Честнаго и Животворящаго креста Господня холодная шатровая. А в церкви царские двери, и сень, и столпцы резные золочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

И по той Памяти Вологодскому рассыльщику Ивашку Ташлыкову велено в Корнильеве монастыре сказать, чтоб они те мосты мостили и мостовое брали против Указа, кроме Посланников и гонцов и служилых людей, с иноземцев и с торговых всяких чинов людей против Указа. И в 7193/1685 году, Февраля в 15 день, по Нашему Великих Государей Указу послана Наша Государская грамота на Вологду к Стольнику Нашему и Воеводам Борису Змеову с товарищами, велено сыскать повальным обыском всякими чинов людьми в правду: в вотчинах Корнильева монастыря мосты мостят и строят одни ли их монастырские крестьяне, и мостовщину с проезжих людей до 7156 и с 7156 года они берут ли, и по чём с телеги и с конного и пешего человека? И писали к Нам, Великим Государям они, Борис с товарищами и прислали обыски за руками. А в обыске Вологодского уезда, Обнорской волости, Живоначальной Троицы, Павлова Спасова Нуромского Инокентьева, Никольского Озерского монастырей, да разных помещиков и вотчинников, старост и крестьян, и Обнорского яма ямщиков, всего сто сорок пять человек, сказали по Евангельской заповеди Господней: В Вологодском уезде в Обнорской, да в Комельской волостях по Московской большой дороге, в вотчинах Корнильева монастыря на двадцати восьми вёрстах мосты мостят и строят одного того Корнильева монастыря крестьяне, и мостовщину за все мосты на одном мосту в селе Грязивицах на большом Ржавце проезжие люди исстари до 7156 года давали, а с 7156 года и доныне берут в монастырскую казну с товарной телеги по две и по три и по четыре деньги, а с конного по две и по одной деньге, а с пешего по деньге и по полуденьге с человека. В обыске же Преосвященного Гаврила, Архиепископа Вологодского и Белозерского Налешского волока староста с крестьянами всего шестьдесят пять человек сказали: что по 7156 год они, Архиепископские крестьяне, по Московской большой дороге разных поместий и вотчин Корнильева монастыря с крестьянами мосты мостили; а с 7156 года те мосты мостят одни Корнильева монастыря крестьяне, и мостовое собирают в тот монастырь на большом Ржавце в селе Грязивицах, а на скольких вёрстах их мосты мостят и почему мостового собирают, про то не ведают; потому что Корнильева монастыря вотчина от них в дальнем расстоянии, вёрстах в двадцати, и в тридцати, и в сорок.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

РГБ, ф. 285, 46, л. 11 об. Павлович Е. А. Указ. соч. С. 36. книги вологодских монастырей XVI – XVIII вв.: Исследование и тексты/Изд. подгот. О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин, М. С. Черкасова при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, С. Н. Смольникова, И. Н. Шаминой. Вологда, 2011.С. 262, 263. ф. 1209, кн. 14727, л. 534 об. – 535. книги вологодских монастырей… С. 265. архив Вологодской области (далее – ГА ВО), ф. 1260. Там же, ф. 1260, 2484. СПб ИИ РАН, ф. 117 (Коллекция Савваитова), 580. ВО, ф. 1260, оп. 1, 2811. же, оп. 1, т. 2, 3442; Вологодский государственный историко-архивный и художественный музей-заповедник, ф. 2, оп. 1, кн. 91, л. 240. ВО, ф. 1260, оп. 1, т. 3, 3793. книги вологодских монастырей... С. 267–269. ВО, ф. 1260, оп. 1, т. 4, 5934. РГАДА, ф. 281, 2619. Опубликована: Назаров В. Д. Из истории аграрной политики царизма в XVI в.//Советские архивы. 1968. 3. С. 106–107, 112–114; Зимин А. А . Опричнина. М., 2001. С. 416–431. Черкасова М. С. Указ. соч. С. 64. ф. 281, 3056, 3115, 3006, 2984, 3132, 3227. Черкасова М. С . Указ. соч. С. 279. Писцовые и переписные книги Вологды XVII – начала XVIII века. Т. 3/Сост. И. В. Пугач. Вологда, 2018. С. 109. Писцовые и переписные книги XVII – начала XVIII века. Т. 2/Сост. И. В. Пугач, М. С. Черкасова. М., 2008. Суворов И. Указ. соч . С. 666–668. Датировка И. А. Булыгина: Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977. С. 35. Говорова А. Н . Житие преподобномученика Симона Воломского//Вестник церковной истории. 2008. 4(12). С. 5–60; Шамина И. Н . Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь//Вестник церковной истории. 2009. 1/2(13/14). С. 26–99; Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1792 годов//Вестник церковной истории. 2010. 1/2 (17/18). С. 17–107; Переписные книги вологодских монастырей… С. 137–200, 248–260 (описания Спасо-Каменного и Сямженского Евфимьева монастырей); Шамина И. Н. Документы по истории Григориева Пельшемского монастыря XVII – начала XVIII в.//Вестник церковной истории. 2011. 3/4 (23/24). С. 30–63; Башнин Н. В . Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиева Глушицкого монастыря 1702 г.//Вестник церковной истории. 2013. 3/4 (31/32) . С. 138–177; Шамина И. Н . Переписная книга Успенской Семигородней пустыни Вологодского уезда 1702 г.//Вестник церковной истории. 2017 1/2(45/46). С. 99–111;

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

2.Евангелие на простой бумаге, печатанное в 1636 году; обложено серебряной позлащённой доскою и украшено крупным жемчугом и камнями. 3.Евангелие на простой бумаге, печатанное 1657 года; украшено серебряной доскою с таковыми же позлащёнными клеймами. 4.Евангелие на такой же бумаге и в том же году печатанное; одето травчатым золотым бархатом с пятью серебряными прорезными клеймами. 5.Евангелие, писанное полууставом на полуалександрийской бумаге; когда писано, неизвестно. 6.Два Апостола, писанные полууставом; когда писаны, неизвестно. 7.Крест напрестольный серебряный, чеканный, позолоченный, с шестью финифтяными изображениями, оправленными в французские стразы с надписью: «делан сей крест 1784 года; переделан 1851 года, при игумене Анатолии». 8.Крест серебряный, позолоченный; верх и бока сканного дела, а низ гладкий, с надписью: «лета 7140 (1632) года, февраля 28 дня, положил сей крест в дом Живоначальной Троицы на престол Павлова монастыря игумен Алимпей, Селижарова монастыря постриженник» 47 . 9.Крест чёрного дерева; на нём Распятие серебряное, чеканное с таковыми же предстоящими; украшен семью цветными камнями. 10.Ризы старинные парчи зелёной с серебряными разводами; оплечье шито золотом и серебром по чёрному бархату; сзади вышита Живоначальная Троица, а спереди Знамение Божией Матери. 11.Покров на раку преподобного в рост, с изображением его; шит шелками, а свет золотом и серебром; вокруг вышиты золотом и серебром тропарь и кодак преподобному, XI. Келлии и службы монастырские; строения вне монастыря 1.Настоятельские келлии, каменные: они состоят, как выше сказано, в связи с Успенской церковью. Весь корпус, кроме четверика церкви, выдающегося вперёд на восток 4½ сажени, имеет длины 12½, ширины 11½ сажен. Он имеет два этажа, но размер и фасад его трёхэтажный. Внизу только две жилых комнаты; всё прочее пространство занято подвалом. В среднем этаже только одна небольшая комната, занимаемая настоятельской кухней; все прочее пусто. В вернем этаже, кроме передних послушнических, кладовых и чуланов, собственно настоятелем занимаются четыре комнаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1636 же году царь писал к строителю Павлова Обнорского монастыря: «Ведомо нам учинилось, что в Павлове монастыре многое нестроение, пьянство и самовольство, в монастыре держат питье пьяное и табак, близ монастыря поделали харчевни, и бани, брагу продают; старцы в бани и харчевни и в волости к крестьянам по пирам и по братчинам к пиву ходят беспрестанно, бражничают и бесчинствуют, и всякое нестроение чинится»; царь приказывает строителю унимать монахов и прибавляет: «Да и крестьяне пиво варили бы вовремя, когда пашни не пашут, и то понемногу с явкою, чтоб мужики не гуляли и не пропивались». Мы видели обращение Логина с архимандритом Дионисием в Троицком Сергиеве монастыре; понятно, что строители незначительных монастырей могли подвергаться еще большим насилиям уже прямо вследствие отсутствия общественной безопасности: так, в 1613 году строитель Стародубо-Ряполовского Хотимльского монастыря бил челом, что приехал к нему в монастырь монах Гермоген; силою взял церковные ключи, потому что приехал со многими людьми, с своим родом и племенем, захватил монастырскую казну, вотчиною владеет, живет не по монастырскому чину, строителя бранит и бьет. Если слабость общественного устройства допускала насилия, то мы не должны удивляться, встречая случаи самоуправства: в 1628 году бил челом монах Лаврентий, что прислан он был в Шую от суздальского архиепископа Иосифа собирать пошлины, и велел взять дворника Троицкого монастыря, иконника Ивана Яковлева, в великом духовном деле; но троицкий слуга Горчаков, собравшись со многими незнаемыми людьми, пришел на архиепископский двор, архиепископа и его, монаха Лаврентия, бранил неподобною бранью, неудобь сказаемо, Ивана иконника у него отбил, пограбил пошлинные деньги, разрубил ларец топором, прибил самого Лаврентия и покинул замертво; ночью, после этого грабежа, Горчаков опять пришел к архиепископскому двору и стрелял из пищалей в окна. Горчаков же в свою очередь бил челом, что Лаврентий, сказавши на иконника Ивана Яковлева духовное дело, посадил его в цепь да в железа и вымучил на нем 200 рублей; он, Горчаков, пришел к Лаврентию с упреками, зачем он так делает, а Лаврентий, собравшись со многими людьми незнаемыми, его, Горчакова, бил, увечил, топором изрубил и монастырских денег полтораста рублей отнял.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Строгий отзыв царевича о своем источнике несправедлив: сам он не прибавил ни одной новой черты к рассказу Ионы, далеко не воспроизвел его обильного любопытными подробностями содержания и превзошел его разве риторикой, не везде удачной 449 . – В приписке к житию Сергия Нуромского, сделанной позднее, инок Иона говорит, что написал его в 1584 году, когда был. игуменом в Глушицком монастыре, куда Нуромская братия обратилась к нему с просьбой описать жизнь своего основателя. Уцелевшие в актах Глушицкого монастыря известия об игумене Ионе относятся к тому же 1584 г. и не позволяют определить, долго ли жил там биограф. Склад предисловия и приписки в этом житии не оставляют сомнения, что автор его тот же Сийский инок. В 1389 г. он уже из Сийского монастыря послан был на Вагу; там дела задержали его всю зиму, заставив долго пробыть в монастыре Варлаама: и здесь братия, давно скорбевшая, что некому написать житие основателя, умолила заезжего биографа воспользоваться «остатком древних отец» для жизнеописания Варлаама. Ни на Нурме ни на Ваге Иона не застал учеников основателей; этим объясняется скудость обеих биографий сравнительно с житием Антония. Но и немногие сведения о Сергие и Варлааме, записанные Ионой, получены им из надежных источников. В житии Сергия он перечисляет ряд иноков, преемственно передававших один другому в продолжение столетия повесть о жизни святого, пока около половины XVI в. последний из них, игумен Павлова Обнорского монастыря Протасий не записал предания в своих «свитках», которыми Иона пополнил изустные рассказы братии. На подобных источниках основано и житие Варлаама 450 . Житие Геннадия Костромского вместе; с службой ему написал ученик его в игумен основанного им монастыря Алексей. В наставлении к братии по поводу жития автор просит отвезти его труд на просмотр к царю Федору и митрополиту Дионисию: следовательно биография написана в 1584–1587 гг. Она отличается свежестью биографических черт и простотою изложения: автор владеет книжным языком, но мало заботится о риторике.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В ведомости, поданной в Консисторию от Павлова монастыря в 1758 году, по требованию Святейшего Синода, показан в монастыре, сверх вышеупомянутых зданий, ещё корпус каменного строения, в котором помещались – каретник, анбар, погреб и конюшня. В таком виде монастырь существовал до 1764 года. При составлении штатов в 1764 году в нём было: монашествующих с настоятелем 28 человек 40 ; монастырских слуг и крестьян 1964 души; пахотной земли в каждом поле во всех вотчинах на 2680 четвертей; сена на 2896 копен; лесу в длину на 9, в ширину на 7 вёрст; рыбной ловли: Ез Быстрой на реке Сухоне и Исток Векса на устье реки Вологды 41 . Х.Нынешнее состояние монастыря; здания церковные; достопримечательности ризницы В настоящее время пространство, занимаемое монастырём, представляет почти правильный четвероугольник, имеющий в окружности 277 сажен, обнесённый с восточной и северной, отчасти с западной и южной, сторон, каменной, вышиной в 4 аршина, оградой 42 . На трёх углах ограды возвышаются восьмиугольные, наполовину каменные и деревянные, с деревянными, покрытыми железом, куполами и шпицами башни. С прочих сторон монастырь ограждается каменными монастырскими зданиями, из которых одно, на юго-западном углу монастыря, заменяет четвертую башню. В монастырь ведут двои въездные ворота: с западной стороны – каменные, называемые святыми, с восточной – деревянные, уцелевшие от древности и бывшие, вероятно, на месте нынешних святых ворот 43 . Церкви в монастыре: 1.Соборная во имя Живоначальной Троицы, каменная, холодная, одноэтажная в два света, увенчанная поверх круглого осмерика одной главой; строена попечением Великого Князя Василия IV Иоанновича, между 1505 и 1516 годами. Она полустолетием древнее Вологодского кафедрального собора. С западной стороны её устроен притвор или паперть, во всю ширину этой церкви и придельного к ней с северной стороны храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. Весь притвор имеет внутри длины 8 сажен, 2 аршина, ширины 2 сажени. Самая церковь имеет длины от входных западных дверей до иконостаса 4½ сажени, а с притвором и алтарём 10 сажен; ширины от южных дверей до северных 6 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископы освобождали некоторые монастыри и села от подчиненности им и предоставляли себе непосредственный суд над освобожденными, оставляя низший самосуд за ними. В некоторые монастыри и церкви с их владениями архиереи назначали особых приставов с различными правами, также недельщиков. Для некоторых местностей назначались определенные судебные сроки и т. п. 127 ). – Монастыри и монастырские вотчины, рассеянные по всем концам России, представляли еще более разнообразия и, так сказать, смешанности в судно-гражданской подчиненности, чем патриаршая и епархиальные области. Иные монастыри со своими вотчинами состояли под непосредственной гражданской подсудностью самого государя или Приказа Большого Дворца; другие зависели от патриарха; третьи –от епархиальных архиереев; четвертые – от других монастырей; пятые подлежали общим областным государственным судам. Иногда высшему суду Приказа Большого Дворца или епархиального архиерея подлежал только настоятель монастыря, а прочих лиц, принадлежащих к монастырю, судил настоятель; а иногда и настоятель и братия подсудны были прямо Приказу или архиерею, или боярам и приставам, посылаемым от них. Для суда над ними назначались сроки разнообразные, но были и бессрочные суды для некоторых. Далее, – весьма часто представляли удивительную рознь судебно-гражданские отношения одного и того же монастыря в различных вотчинных и поземельных его владениях. Возьмем для примера судебно-гражданские отношения Обнорского Павлова монастыря (в пределах нынешней Вологодской губернии, Грязовецкого уезда), – во все не особенно знаменитого в XVII стол. сравнительно с другими монастырями. Деревни, вотчины и пустоши, принадлежавшие ему, были раскинуты по всей северной России от востока до запада: они были в нынешних уездах Вологодском, Ярославском, Пошехонском и Костромском и Белозерских пределах 128 . Все эти владения шли чрезполосно. – Более знаменитые в то время монастыри имели несравненно более вотчин и во всех концах России. На всем пространстве своих владений монастыри пользовались неодинаковыми судебно-гражданскими правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Житие Адриана и Фераионта Монзенских принадлежит к числу любопытнейших источников для истории древнерусской колонизации, но испорчено противоречиями в хронологическом счете, какой ведет оно описываемым событиям. По недостатку известий едва ли возможно вполне разъяснить эти противоречия. Биограф приводит известие, что Ферапонт преставился в 1585 году, прожив в Монзенском монастыре 2 1 / 2 года 502 . Но но счету самого автора голод 1601 года был 13 лет спустя по смерти Ферапонта; точно так же по его счету Адриан скончался в 1619-м, чрез 30 лет по смерти Ферапонта; притом Монзенский монастырь основался не раньше 1595-го, когда собрат Адриана Пафнутий, сбиравшийся идти с ним на Монзу, сделался Чудовским архимандритом; наконец, по ходу рассказа в житии, Ферапонт был еще жив во время ссоры монзенской братии с игуменом Павлова Обнорского монастыря Иоилем, который занимал это место в 1597–1605 годах 503 . Биограф говорит, что кончил житие чрез 39 лет по смерти Ферапонта. Но оно написано много лет спустя по приходе автора в обитель, когда он стал уже строителем монастыря и иеромонахом; я он сам говорит, что пришел в монастырь в 1626-м. По-видимому, Ферапонт умер в 1598–1599 годах и хронологические заметки биографа не все точны; надежнее его указания на упоминаемые им лица. Написав биографию, он нослал в Прилуцкий Димитриев монастырь попросить у игумена Антония для поверки своего труда записок его о Монзенском монастыре, но узнал, что Антония уже нет на свете; следовательно, житие написано около 1644 года, когда умер Антоний 504 . Эти хронологические неточности отчасти объясняются источниками биографа. Поступив послушником в келью второго игумена Монзенского Григория, он прочитал у него «краткое писание» о начале монастыря. Потом в Прилуцком монастыре иг. Антоний, бывший духовником Адриана, дал ему писание, в котором «многа написана быша» о Монзенском монастыре и о Ферапонте. Биограф читал долго это писание, но не снял с него копии, а впоследствии оно утонуло на Двине вместе с другими вещами Антония. Было и другое писание о жизни и чудесах Ферапонта, составленное первым Монзенским игуменом, также Антонием по имени, перешедшим потом в Воскресенский Солигалтрот монастырь; но когда биограф явился к нему попросить этих записок, их автор с сердечным сокрушением объявил ему, что они сгорели вместе с его книгами в Солихаличе, Таким образом, биограф дополнял сообщенное Григорием краткое писание лишь изустными рассказами современников Ферапонта и тем, что удержалось в его памяти из записок Адрианова духовника Из последних чудес в житии видно, что автор стал потом игуменом монастыря; но по недостатку известий нет возможности угадать имя этого третьего Монзенского игумена. Интерес биографии увеличивается простотою изложения и состава, которая сообщает ей характер перноначальных необработанных записок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Иногда высшему суду Приказа Большого Дворца или епархиального архиерея подлежал только настоятель монастыря, a прочих лиц, принадлежащих к монастырю, судил настоятель; a иногда и настоятель и братия подсудны были прямо Приказу или архиерею, или боярам и приставам, посылаемым от них. Для суда над ними назначались сроки разнообразные, но были и бессрочные суды для некоторых. Далее,—весьма часто представляли удивительную рознь судебно-гражданские отношения одного и того же монастыря в различных вотчинных и поземельных его владениях. Возьмем для примера судебно-гражданские отношения Обнорского Павлова монастыря (в пределах нынешней вологодской губернии, грязовецкого уезда), — вовсе не особенно знаменитого в XVII стол. сравнительно с другими монастырями. Деревни, вотчины и пустоши, принадлежавшие ему, были раскинуты по всей северной России от востока до запада: они были в нынешних уездах Вологодском, Ярославском, Пошехонском и Костромском и Белозерских Все эти владения шли чрезполосно. - Более знаменитые в то время монастыри имели несравненно более вотчин и во всех концах России. Ha всем пространстве своих владений монастыри пользовались неодинаковыми судебно-гражданскими правами. Некоторые из их вотчин состояли под непосредственною зависимостию Приказа Большого Дворца, или посредственно — чрез бояр и приставов, срочных или постоянных; по другим вотчинам, в которых были монастырские села и церкви и которые находились не в той епархии, где был монастырь — владелец, он подчинялся в судебно-гражданском и даже церковном отношении местным епархиальным властям, в пределах которых находились его села и вотчины; в некоторых же владениях он был подсуден областным государственным судам. Конечно, и монастыри, подобно епархиальным архиереям и патриарху, стремились ввести единообразие своих прав во всех владениях, им принадлежащих. Но эти стремления не всегда удавались и не вдруг. Если же и удавалось некоторым монастырям поставить себя во всех своих владениях под зависимость одной судебно-гражданской власти, напр.

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010