Инок Всеволод (Филипьев) Дни отпевания и погребения брата Иосифа, 11–12 ноября (н. ст.) 1997 г. Отклик на мученическую смерть Иосифа Мы были потрясены обстоятельствами мученической кончины брата Иосифа и поначалу как бы возмущены: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь сию» ( Откр.8:10 ). Но вскоре возрадовались внутренней тихой радостью о появлении нового светильника перед Престолом Господним, наипаче же о том, что его мученической смертью был посрамлен сатана, показавший свое бессилие этим убийством. «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр.8:11 ). Здесь, в России, обагренной кровью новомучеников, и где голос крови каждого из умученных за Христа вопиет к небу, мученичество как бы последнее и единое для всех поприще, к которому призывает нас Господь. Незадолго до кончины брата Иосифа, в Петрограде был зверски убит священник нашей Церкви о. Александр Жарков, чуть раньше избит другой батюшка – о. Павел Катунин в Белгородской области... «Мы гонимы, но не оставлены» ( 2Кор.4:9 ), ибо Господь не оставляет нас. Дорогие прихожане Свято-Иоанно-Предтеченского собора! Спаси вас, Господи, за присланный вами альбом с фотографиями, посвященный брату Иосифу, мы постараемся показать его как можно большему числу верующих здесь, в России. Владыка Вениамин передает вам свое епископское благословение. У нас ежедневно за литургией поминается «убиенный Иосиф», и мы чаем иметь его предстателем пред Богом за нас, грешных. Епископ Вениамин с братией и духовными чадами 10/23 января 1998 г., Св. Григория, еп. Нисского, Преп. Павла Обнорского, Екатеринодар Знамение свечей Чтец Даниил Олсон поехал на машине из Вашингтона в СвятоТроицкий монастырь в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк, чтобы помолиться на могиле Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя мироточивой иконы Иверской Божией Матери по случаю сорокового дня его кончины. Он приехал в монастырь в понедельник к вечеру, 8-го декабря 1998 года, и, к своему огорчению, узнал, что панихида уже была совершена. Даниил рассчитывал на то, что панихида состоится во вторник, так как в нашей вашингтонской церкви было объявлено, что сороковой день падает на 9-е декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Однако не только к этим подвижникам враждебно отнеслась Авнежская волость. Однажды сюда пришел преподобный Дмитрий Прилуцкий. На берегу реки Лежи он поставил церковь в честь Воскресения Христова, но жители Авнеги подняли ропот на святого и сказали ему: «Отче, не угодно нам твое здесь пребывание». Святой Дмитрий навсегда покинул эти земли и поселился близ Вологды, где основал знаменитый Спасо–Прилуцкий монастырь. Гораздо милосерднее людей, помраченных ненавистью и алчностью, к подвижникам относились дикие звери. В древних патериках есть много рассказов о дружбе древних святых со львами, гиенами и даже с крокодилами. На берегу реки Иордан в Палестине жил один подвижник, который часто останавливался на ночлег в львином логовище. Однажды, найдя двух львенков в пещере, он принес их в своем плаще в церковь . «Если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, – сказал он, – то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь – скорее мы боимся их» ( Иоанн Мосх . Луг духовный. С. 24). Святость подвижников восстанавливала утраченную райскую гармонию в окружавшем их мире, и хищные звери переставали враждовать с человеком. Преподобный Павел Обнорский, словно птица, три года жил в дупле старой липы. Однажды, когда преподобный Сергий Нуромский пришел навестить своего друга, он увидел такую картину: святой Павел стоял около кельи и кормил птиц, а множество маленьких птичек сидели на голове и плечах старца. Неподалеку же мирно стояли огромный медведь, лисица и заяц и дожидались своей очереди. А страшная гиена (так писал агиограф) кротко ходила вместе с ослом и не нападала ни на кого, по заповеди святого. В XIX веке остаток липы подвижника хранился в Успенском храме Обнорского монастыря перед иконой преподобного Павла. В Евангелии есть притча, в которой Спаситель говорит, как человек должен относиться к своей повседневной жизни: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; И Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф.6:26–27 ). «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33–34 ). Русские святые, стремясь жить по Евангелию, буквально воплощали в своей жизни заповеди Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, в синодальном издании житий святых нет ссылок на подлинные исторические житийные памятники, где исследователь мог бы найти те признаки и черты, которые его интересуют. Только в трудах агиографов он натыкается на драгоценные для него крупицы, хотя и там жития рассматриваются не с точки зрения аскетики и мистики, а с исторической, литературной, бытовой и др. Такие ценные для нас выдержки из жития св. Павла Обнорского находим у проф. Кадлубовского. Они взяты из подлинного жития, написанного в первой половине XVI века. Эти черты рисуют образ великого исихаста, ибо наша «Северная Фиваида» ничем не уступала своему африканскому первообразу. Насельники девственных лесов Заволжья по духовной силе, мощи своих подвижников, по высоте их достижений были равны отцам первых веков христианства. Но как знойная африканская природа с ее ярким, синим небом, сочными красками, жгучим солнцем и бесподобными лунными ночами отличается от акварельных, нежных тонов нашей северной природы, с голубой гладью ее озер и мягкими оттенками ее лиственных лесов с их изумрудной зеленью ранней весной и богатой гаммой золотых красно-коричневых тонов в сентябре, – таким же образом отличается святость отцов египетской пустыни – стихийно-бурная и могучая, как лава, извергающаяся из вулкана, эта святость, подобно яркости южной природы, отличается от нашей святости, тихой, величавой и кристально-светлой, как светел и ясен лучезарный и тихий вечер русской весны. Но как тут, так и там, то же «умное делание», то же безмолвие. Вот те цитаты, которые взяты у Кадлубовского, касательно преп. Павла: «Блаженный Павел смирен сый умом, и ненавидяй славы и чести от человек, безмолвие же любя, Боголюбец сый, и во мнозе времени моляше святаго Сергиа яко да повелит ему в уединении пребывати», О Павле рассказывается, что он пребывал «поя и моляся присно и ума зрительное очища». Он заботился о чистоте своих помыслов «да не прилипнет ум его никаких же земных вещей». Ниже читаем, как он «со усердием присно моляшеся Богови, тщаливо трудяшеся, зрительное ума очищая». Перед своей кончиною Павел окончательно «безмолствовати начат, всего человеческаго жительства ошаяся, в молитве же и внимании к Богу ум свой присно имеа, зрительное очищая и свет Божественнаго разума сбираа в сердци своем и чистотою его созерцаа славу Господню, тем сосуд избран бысть Святому Духу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

    Веки XVI и XVII богаты отдельными святцами по иерусалимскому уставу, особенно богата ими белозерская библиотека (ныне в Петербургской духовной академии). Большая часть из них буквально сходны между собою и различаются главным образом большим или меньшим обилием русских святых. Из XVII в. дошло до нас не мало самостоятельных святцев, отличающихся большею полнотою сравнительно со святцами иерусалимского устава. В сем отношении из многих святцев, находящихся в разных библиотеках русских, более замечательны святцы импер. публичной библиотеки 51, полнейшие из всех виденных нами в России, затем святцы Московского музея Ундольского 237 1621 г., немного уступающие первым полнотою памятей, но превосходящие их многими особенностями. Те и другие много имеют и сходства, так что в основе их несомненно лежат другие древнейшие их святцы. Сии два экземпляра и другие подобные им, но менее полные святцы, составлялись, как видно из содержания их, частными лицами на основании обеих редакций месяцеслова Василия, полного пролога стишного, разных синаксарей в евангелиях, апостолах, уставах и других календарных памятников. В сих святцах внесены в число святых и такие, которые не находятся ни в греческих, ни в славянских календарных памятниках, но о которых есть сказания в прологах, взятые из патериков и т. п., или поучения и сказания их самих, напр. в святцах 237 4 янв. показана память св. Дорофея, потому что в сей день есть в прологах сказание о 70 апостолах, ему приписываемое; есть в них памяти, повторяемые в один и тот же день, по неведению составителей, наприм. в тот же 237 11 января пр. Павла комельского и Павла обнорского. Но в них есть не мало и таких памятей, которых в те дни не найдено доселе в известных славянских памятниках. Собиратели, конечно, имели под руками такие славянские памятники, которые до нас не дошли. И действительно нередко приходилось находить в греческих рукописях неизвестные, но в означенных святцах также показанные памяти или перенесения известных святых на другие дни. Посему хотя нельзя вполне доверять составителям сих святцев, но нельзя пренебрегать оригинальными показаниями в них памятей. Общий недостаток святцев сего рода состоит в том, что в них многие памяти искажены отчасти переписчиками святцев, отчасти и потому, что сами составители пользовались искаженными славянскими памятниками, так что не мало стоило трудов и времени восстановлять смысл и значение многих памятей. Так как составители имели под руками разнородные памятники, то многие святые часто повторяются в сих святцах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Радуйся, пустынный предобрый гражданине. Радуйся, духовный купец, обретший многоценен бисер Христа Иисуса Сладчайшего. Радуйся, мудрый путеводителю, управляющий стадо твое от земли на горняя. Радуйся, известный охранителю бедствующих в пустыни сей греховней. Радуйся, истинный проповедниче покаяния. Радуйся, искусный кормчий плавающих в пучине житейских страстей и попечений. Радуйся, яко крестным знамением, аки мечем обоюду острым, безстудныя помыслы от диавола тебе находящия посекл еси. Радуйся, яко и от человек жезлом твоим бесы во адскую бездну низвергаеши. Радуйся, светило страну сию прежде непроходимую, собою просвещающее. Радуйся, звездо, греховную тьму, таящуюся в нас, светом учения твоего разгоняющая. Радуйся, угодниче Христов, дивный в чудесех и по отшествии твоем от мира сего лукаваго. Радуйся, яко и мы тобою мир с Богом имамы. Радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю! Кондак 8 Странное и велие чудо является притекающим к раце мощей твоих, блаженне отче Павле, пред ними бо и малое моление тебе приносяще, всяких болезней исцеление приемлем и в благоверии утверждающеся, упование на тя возлагаем, выну вопиюще Богу: Аллилуиа. Икос 8 Всем вся был еси, и ныне являешися, да всяко некия спасеши, по слову тезоименнаго ти апостола, богоносне отче Павле, и никакоже отступил еси от созданныя тобою обители, но поучением и наставлением наказуеши собранныя чада твоя, глаголющия и ныне тебе таковая: Радуйся, спасение и заступление наше у Бога. Радуйся, всем притекающим к раце мощей твоих вернаго исцеления подателю. Радуйся, яко любовь нелицемерную к Богу и ближнему стяжавый. Радуйся, яко тем апостол и пророк законную главизну исполнивый. Радуйся, яко учению тезоименнаго апостола Павла во всем последовал еси. Радуйся, яко от млада возраста Бога познал еси. Радуйся, яко от него словесных овец, извествованный учителем твоим Сергием, пастырь устроен был еси. Радуйся, яко в нищите и бедности от Господа прославленный. Радуйся, яко мраз и хлад терпеливо понесл еси. Радуйся, яко вся воздушныя перемены непоколеблемо претерпел еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Духовный христианский образ, как уже сказано, не может быть охвачен тем или другим образом внешнего мира в его единичной обособленности, но в значительной мере он может быть исчерпан или, по крайней мере, уяснен, раскрыт, воссоздан совокупностью земных образов, между которыми при отсутствии внешней связанности должна быть связь внутренняя на единстве чувства. Вереница образов непременно должна быть сцеплена единством плана и состава, она должна представлять собой гармоничную систему из отдельностей. Для своих художественных целей церковный песнопевец не довольствуется тем или другим цветком, тем или другим образом; он создает букеты и гирлянды из цветов, венки из образов, и венками, гирляндами и букетами он выражает красоты христианской чистоты, высоты, духовности, святости и небесного величия. Но тайна гармонического сочетания цветов и образов есть уже дело художественного вкуса и таланта; некрасивые и грубые узоры и безвкусие рисунка, конечно, свидетельствуют о художественной бездарности их творцов. Кроме образов, заимствованных из внешнего мира, для яркости изображения прославляемых святых авторы акафистов иногда пользуются сравнением их с более известными из ветхозаветных и новозаветных праведников: «Радуйся, Аврааме, не сына, но себе самаго в жертву Богу принесший» (ик. 12 акафиста Алексию, митрополиту [Московскому]); «Радуйся, Давиде российский» (ик. 5 акафиста князю Михаилу Тверскому); «Радуйся, Давидово раскаяние явивый» (ик. 2 акафиста Никите Столпнику); «Радуйся, Елисее сугубую благодать восприявый» (ик. 12 акафиста Алексию, митрополиту [Московскому]); «Радуйся, Израилю, молитвою укрепивыйся с Богом и благословение вечное от Него приемый» (там же); «Новаго тя Илию Фесвитянина познаваем» (ик. 7 акафиста Павлу Обнорскому; ик. 12 акафиста Алексию, митрополиту [Московскому]); «Новаго тя Иосифа незлобиваго разумеваем» (акафист князю Михаилу Тверскому); «Радуйся, яко Иов искушение крепко терпевый» (ик. 2 акафиста Никите Столпнику); «Радуйся, яко Иеремиа с плачем велиим люди устюжстии к Покаянию призвавый» (ик. 5 акафиста Прокопию Устюжскому); «Новаго тя Ноя, начальника ковчега душеспасительнаго веры Христовы во Иверии, познаем быти, Симоне Богоглаголиве» (ик. 7 акафиста Симону Кананиту); «Яко втораго Павла человеколюбие к себе призва» (ик. 1 акафист Никите Столпнику); «Радуйся, Петровы слезы источивый» (ик. 2 того же акафиста); «Радуйся, Самуиле, царем благословение подающий» (ик. 12 акафиста Алексию, митрополиту [Московскому]).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Люди разойдутся по своим деревням, многие больные, увечные, многие, которые теперь поддерживаются патриотическим духом, окажутся недовольными... Нужно об них подумать. И видно, что Хвостов это устроит. Он удивительно умен – не беда, что немного самоуверен, это не бросается в глаза – он энергичный, преданный человек, который жаждет помочь тебе и своему отечеству... Затем предстоит приготовиться заранее к выборам в Думу... дурные готовятся, хорошие также должны «canvass» (агитировать), как говорят в Англии»... «Он говорит, что старик его боится 206 , потому что стар и не может применяться к новым требованиям (как он сам мне это говорил) – он не сознает, что невозможно не считаться с новыми веяниями и их нельзя игнорировать. Дума существует – с этим ничего не поделаешь, а с таким хорошим работником старик отлично справится»... «Он знает способ, как поступить с печатью, и не будет заигрывать с ней, как Щ.»... «Он также понимает, что надо остерегаться Поливанова – с тех пор, как Гучков попал в Госуд. Совет – он не очень ему доверяет. Он видит и думает, как мы – все время почти он вел разговор сам». «Я всегда осторожна в своем выборе, но здесь у меня не было такого чувства, как когда Щ. мне представлялся»... «Дай Бог, чтобы я не ошиблась, и я искренне верю, что нет. Я помолилась прежде, чем принять его, так как немного боялась этого 207 . Он смотрит прямо в глаза»... «Хвостов меня освежил, я не падала духом, но жаждала, наконец, увидеть «человека», а тут я его видела и слышала! Вы оба вместе поддерживали бы друг друга»... Можно ли найти другой документ, столь образно показывающий экзальтированную наивность одной стороны и исключительное бахвальство другой... Царь не ответил сразу на четыре телеграммы о «Хвосте». В письме на другой день А.Ф. перечисляет еще раз все добродетели своего кандидата – вплоть до того, что это он просил «ремонтировать раку преп. Павла Обнорского»... «Это человек, а не баба, и такой, который не позволит никому нас затрагивать и сделает все, что в его силах, чтобы остановить нападки на нашего Друга – как он тогда их остановил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского и др., часть дупла липы, в к-ром молился прп. Павел. В храме Богоявления дер. Раменье Грязовецкого р-на хранится покров с его мощей. 24 окт. 2018 г. в мон-ре митр. Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) поставил во игумена обители о. Игнатия (Молчанова). Арх.: ГАВО. Ф. 521; Ф. 1260. Оп. 6. Ист.: Суворов Н. И. Опись ИИАО. 1864. Т. 5. Вып. 3. Стб. 162-190; Вып. 4. Стб. 250-308; Житие прп. Павла Обнорского//ВМЧ. Янв., дни 6-11. Стб. 509-558; Приходо-расходные книги Болдина Дорогобужского мон-ря. Пг., 1924. Стб. 1-12. (РИБ; 37); Из докладной записки председателя Грязовецкого уисполкома П. Е. Едемского Президиуму ВЦИК о закрытии мон-рей/Публ.: И. А. Кожевникова//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 84-88; Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Сост.: И. В. Азарова и др. СПб., 2005. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 428-432; Суворов Н. И. Крест прп. Сергия Радонежского в вологодском Павло-Обнорском мон-ре//ИИАО. 1861. Т. 3. Вып. 1. С. 142-144; он же. Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//Там же. 1864. Т. 5. Вып. 3. С. 162-190; Вып. 4. С. 260-308; он же. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866; Строев. Списки иерархов. Стб. 746-747; Верюжский. Вологодские святые. С. 232-266; Братановский А., свящ. Схиигум. Серафим, бывш. настоятель Павло-Обнорского мон-ря о. Иоасаф. Ярославль, 1885; Титов А. А. Описание рукописей Ростовского музея церк. древностей. Ярославль, 1889. Ч. 2. С. 41-45; Зверинский. Т. 2. С. 258-259; Степановский И. К. Вологодская старина. Вологда, 1890. С. 258-263; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 68-72; Лебедев А. К. Павло-Обнорский мон-рь//ПрибЦВед. 1897. 46. С. 1677-1682; он же. Св. обитель прп. Павла Обнорского. Вологда, 1898; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902. С. 202-209; Воскресенский А. К. Биогр. очерк настоятеля Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии игум.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. XXI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) († 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского ( 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).

http://pravenc.ru/text/2561304.html

26 февр. 1994 г. определением Синода РПЦ мон-рь возрожден как женский, его настоятельницей стала игум. Ангелина (Травина; 30 марта 2011 пострижена в великую схиму с именем Макария - в честь прп. Макария Писемского). 1 нояб. 1998 г. благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение Макариевского храма; был восстановлен находящийся неподалеку от храма колодец преподобного. 22 июня 2000 г. прошли торжества в честь 600-летия основания обители. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. Н. А. Зонтиков, Е. В. Романенко Иконография Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы на крышке раки с мощами прп. Макария Писемского. 10-е гг. ХХ в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы на крышке раки с мощами прп. Макария Писемского. 10-е гг. ХХ в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) Иконописные подлинники не содержат описания облика М. В описи Павлова-Обнорского мон-ря 1683 г. упоминаются 2 иконы с парными изображениями М. и прп. Павла Обнорского. Одна икона - «Образ преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского чудотворцов во облаце Святая Троица» - находилась в Преображенском храме Макариевой пуст. Буйского у. Костромской губ., другая - «Образ преподобных чудотворцов Павла и Макария, а промеж ими крест, а вверху Отечество» - в приделе прп. Павла Обнорского этого храма (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. 1865. Т. 5. Стб. 306-307). Возможно, ранние иконы М. сгорели во время пожара 1907 г., уничтожившего деревянный Преображенский храм, поэтому к кон. XX в. на территории Макариевой пуст. сохранилось несколько икон XIX в. с изображением М. В каменном Преображенском соборе (освящен в 1821) Макариева Писемского мон-ря находились 3 иконы XIX в. Одна (в металлическом окладе), с образом М., лежит на символической раке, другая (без оклада) - с изображением преподобных Павла Обнорского и М. и третья, выносная (в металлическом окладе),- с теми же парными святыми. Традиция парного изображения М. с прп. Павлом Обнорским была самой распространенной на протяжении несколько столетий. Так, на большинстве икон XIX - нач. XX в. преподобные изображены в рост. На одной из них над святыми (М.- справа, с непокрытой головой) изображен Вседержитель на облаках, у них в руках - лествицы.

http://pravenc.ru/text/2561304.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010