Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Макариева пуст. была упразднена до 1764 г. и в дальнейшем существовала как погост. В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенский храм сгорел, но деревянный сруб, устроенный в подклете храма над погребением святого, не пострадал. После пожара некий местный житель хотел вскрыть погребение М., но ослеп в наказание. В 1786 г. над мощами М. был построен новый деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был возведен каменный Преображенский храм, освященный в 1821 г. Храм имел 3 престола: в честь Преображения Господня, во имя прп. Павла Обнорского и во имя святых Космы и Дамиана. В 1907 г. деревянный храм вновь сгорел, и на его месте в 1909-1912 гг. возвели деревянный холодный храм, освященный во имя прп. Макария Писемского в 1912 г. В подклете церкви над погребением М. находилась рака святого. В 1916 г. на раке под пеленой хранился посох преподобного. Существовала молитва святому, составленная ок. 1750 г. (ЖСв: Русские святые/Ред.: С. И. Смирнов. Кн. 2. Доп. М., 1916. С. 98). Гробница с иконой М., установленная в Преображенском храме, имела символический характер. В кон. 30-х гг. XX в., в период массового закрытия сельских храмов в Буйском р-не, приход в бывш. Макариевой пуст. сохранился. В 1951 г. Макариевский храм был закрыт, прекращен доступ к мощам святого. Часть икон перенесли в Преображенскую ц., которая в 50-80-х гг. XX в. оставалась одной из немногих действующих в Буйском р-не. В дек. 1990 г. по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Воскресенский кафедральный собор в Кострому была перевезена рака М. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленский собор Анастасиина монастыря, где она находится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Следует отметить, что на протяжении семи десятилетий не велось систематизированного исследования по архитектуре монастыря. Более полному исследованию подверглась иконопись Павло-Обнорского монастыря, включая иконы Дионисия. В настоящий момент идет постепенное восстановление монастыря. Данный этап нацелен на укрепление и сохранение существующих построек, воссоздание их внешнего облик. Пьянкова Н.С. Павло-Обнорский монастырь. Историческая записка.  http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=73&pn=1 Павло-Обнорский Троицкий монастырь. РФ: с. Юношеское, Ростиловское с/п, Грязовецкий р., Вологодская обл. Монастырь был основан в 1414 г. преподобным Павлом. В 1538 г. разграблен и сожжен татарами. В писцовых книгах 1628-1630 г.г. описан так: " Монастырь Павлов на речке Нурме; в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского; другая церковь Успения Богородицы с трапезой; третья церковь преподобнаго Сергия Радонежскаго; все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение блаженныя памяти государя царя и великаго князя Василья Иоанновича. На монастыре келья игуменская, келья казенная и 20 келий братских " . В переписных книгах стольника Петра Голохвастова и подьячего Ивана Саблина 1678 г. значится, что Троицкая церковь имела три главы и при ней был придел Иоанно-Предтеченский, что над церковью Павла Обнорского была каменная колокольня и что существовали две кельи казенные каменные, кельи игуменские деревянные и 17 келий братских деревянных. Согласно описи монастыря 1683 года, монастырь имел в то время в Вологде два собственных " двора " (подворья): один - " за городом в овинковской улице " , а другой двор - " внутри города, в Вознесенском приходе, на Мостовой улице, у Живого моста " . В монастыре имелось пять церквей. Троицкая соборная церковь, строилась попечением великого князя Василия III в 1505-1516 г. (освящена в 1520 г. ?), каменная, одноэтажная, холодная. Престол в честь Святой Троицы (освящён вновь после ремонта храма 1 октября 1866 г.). Иконостас в храме был четырехъярусный, в нём находилось 25 образов из древнего иконостаса, сгоревшего во время пожара 1767 г.

http://sobory.ru/article/?object=02736

Вот такая небольшая история. С тех пор я много узнал о Павле Обнорском и мы почитаем этого святого. Мои предки были настоятелями церкви в селе Высоком ныне Жирятинского района Брянской области. И непонятно, откуда взялась эта редкая икона Павла Обнорского. р.Б.Алла 25 октября 2014, 18:03 Где-то 12-13 лет назад духовный отец подарил мне икону с изображением на ней прпп.Павла Обнорского и Макария Писемского и благословил найти и прочитать их жития.В интернете нашла лишь краткое жизнеописание великих подвижников,учеников прп.Сергия Радонежского и тропари им,кои читаю еженедельно.И вот через столько лет Господь дозволил узнать, как подвизался прп.Павел.Удивительный святой!И с какой добротой и любовью говорит о нем игумен.Сколько полезного для спасения души в данной статье.Спаси Бог! Иулиания 25 октября 2014, 16:44 Спаси Господи за тепло! Такое светлое и нужное нам всем интервью с батюшкой, особенно последние слова отца Амфилохия... Светлана 24 октября 2014, 23:40 Даже запах листвы почувствовала, так легко стало! Спасибо! Александра 24 октября 2014, 22:40 Уважаемая Редакция, спасибо за статью и за утешение :-) Дайте, пожалуйста, реквизиты монастыря, спасибо!!! р.Б. Александра Лариса 24 октября 2014, 20:55 Елена, западные украинцы, которые сейчас в России, не убивают восточных украинцев на Украине (физически не могут быть в двух местах). У нас в России тоже немало маньяков, что же, говорить о том, что все русские - убийцы? Статья очень понравилась. елена 24 октября 2014, 14:24 Да статья замечательная,только вот насчет ребят с Западной Украины-Богобоязненных и православных,те которые сейчас убивают ребят на Востоке Украины ,ведь добровольцами идут на войну-убивать только с Западной Украины и отличаются особой ненавистью к русским и восточным украинцам татиана 24 октября 2014, 14:06 Чудо, что за беседа! Так все ясно и ни одного штампа. Спасибо, Петр. Наталья 24 октября 2014, 14:02 Была в паломничестве по Вологодской епархии шесть лет назад, были в Обнорском монастыре. Тихая и уединённая благодатная обитель, бедный монастырь, что очень по- русски, и не снуют паломнические толпы, что тоже неплохо для монашеской молитвы. Спаси Господь игумена Амфилохия с братией!

http://pravoslavie.ru/74581.html

В свою очередь те черты, которые отмечены в житиях, вышедших из северо-восточного края, делаются понятными, если мы примем во внимание, что в том же краю развилось другое направление, которое так значительно отличалось от „иосифлянства» и даже резко и сознательно восставало против принципов последнего; Кириллов и другие белозерские монастыри были его главным средоточием; центральная роль Кириллова монастыря рисуется и во многих северных житиях; из Кириллова вышел и глава „заволжских старцев» Нил, основавший неподалеку от него собственный скит. И в данном случае я не могу считать случайностью, что те жития, в которыхъ не выставляется на первый план внешнее, обрядовое подвижничество, а более или менее ясно говорится о внутреннем совершенствовании, об очищении сердца, об искоренении злых и развитии добрых мыслей, желаний и чувств, – что эти жития создавались в тех же областях, где идеал внутреннего совершенства нашел себе выражение в известных учительных произведениях Нила Сорского или Иннокентия Охлебинина. В этом отношении особенно интересно житие Павла Обнорского, многие места которого, трактующие о борьбе с помыслами, очень напоминают Устав Нила. Даже такие отдельные выражения, характеризующие благочестивую жизнь подвижников, как „умное делание», встречающееся в некоторых из этих житий, мы находим у Нила в его Уставе и у Иннокентия в „Надсловии» к этому последнему: мысленное, сердечное, умное делание, сердечное и умное, внутреннее хранение, умное внимание, мысленное, умное блюдение 410 . Культ безмолвия, самоуглубления, стремление удалиться от всяких тревог мира сего, находящий себе в данной группе житий более ясное выражение (вспомним жития Павла Обнорского, Дионисия Глушицкого, Григория Пельшемского, Антония Сийского) также находят себе соответствие в проповеди самоуглубления, которую мы находим главным образом у Нила, и в стремлении его и его последователей уходить в более глухие и отдаленные места, устраняться от практических интересов, которых не чуждались „иосифляне», принимавшие нередко участие в политических делах; культ скитской жизни, выдвинутый главным образом Нилом и Иннокентием, был лишь более значительным выражением того же настроения. С точки зрения указанных отношений интересным является изложенный в своем месте эпизод о трех заволжских старцах в житии Даниила Переяславского. Не случайно эти старцы, умеющие „помыслы разсужати», опытные в распознавании и оценке душевных чувств и желаний, приходят из-за Волги, где развивалось учение о помыслах, о самонаблюдении, развивалось умение следить за собой и своими мыслями, критическая оценка „помыслов»; данный эпизод, думаю я, лишний раз освещает такое, „психологическое», направление заволжского подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По устроении собственной обители преподобный Павел не забыл о своем друге; со своей стороны, и преподобный Макарий устроенную им на Письме пустынь не почитал чужою обители Павловой. Единомыслие в разумении человеческой жизни и пользы уединения и безмолвия сближало обоих отшельников, почему в основание устроенных им обителей положены были, вероятно, общие начала монастырского жития. Но разную судьбу имели обители духовных друзей: обитель Обнорская сделалась многолюдной, а Писемская обитель оставалась небольшой пустынью. Однако связь между ними не прерывалась. Грамоты царей Иоанна Грозного (1566 г.) и Михаила Феодоровича (1625 г.) называют Макариеву пустынь в Шачебальском стану приписною к Павло-Обнорскому монастырю. В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года упоминается образ преподобного Макария и преподобного Павла — значит местное почитание подвижника в то время уже началось. О самом монастыре в описи говорится: «Да Павлова же монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке Письме, а в пустыни церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом преподобного Павла, Обнорского чудотворца, верхи шатровые. Да в том же приделе гробница прп. Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине висит крест». При гробе прп. Макария совершилось такое чудо. В конце XVIII столетия сгорела церковь, под которой был устроен деревянный сруб над могилой преподобного, и на том месте, где находился этот сруб, не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла; все это место покрыто было необыкновенной росой. После пожара один любопытный зритель захотел вскрыть надгробие и посмотреть, что там находится. За это он был наказан слепотой. В настоящее время мощи преподобного покоятся под спудом. На гробнице находится икона преподобного Макария; под пеленою лежит его посох. От 1750 года хранится молитва преподобному. Павел Обнорский, Комельский, преподобный Преподобный Павел родился в 1317 году в Москве и по рождении принадлежал к благородной и благочестивой семье. Молодые годы свои он проводил под руководством богобоязненных родителей, крепко державшихся в жизни обычаев и порядков, освященных Православной Церковью. С детства отличался кротостью и смирением. Шумные детские игры, резвый смех, сладкие кушанья никогда не были ему привлекательны. Постоянное посещение церковных служб и внимательное слушание церковных молитвословий рано приучили Павла к сосредоточенности. Пост, бдение, молитва с отроческих лет вошли в его жизненные привычки и наклонности. Юный подвижник был очень милосерд и подавал обильную милостыню нищим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Юношеское. Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь. Павло-Обнорский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной , Павла Обнорского Год основания:1414. Ссылки:   Адрес: Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское, Павло-Обнорский монастырь Координаты: 58.761538, 40.337349 Проезд:1. От автовокзала города Грязовца на автобусе до деревни Косиково. Далее пешком 4 км по указателю. 2. На личном автомобиле из Вологды или Грязовца до поворота по указателю " Юношеское " , далее 4 километра. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Павло-Обнорский монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Грязовца, на берегу реки Нурмы, притоке реки Обноры. Основан пр. Павлом Обнорским (см. 10 января) в конце XIV века. Соборный храм в честь Святой Троицы построен в 1505-1516 годах; возобновлен в 1880 году. В приделе пр. Павла почивают под спудом святые мощи его; над ними — рака из чистого серебра под резной вызолоченной сенью. В монастыре находятся: чудотворная Корсунская икона Божией Матери в храме ее имени, особо чтимый храмовой образ Успения Божией Матери в Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ пр. Павла, писанный с него пр. Дионисием Глушицким, а также дупло того дерева, в котором подвизался пр. Павел; хранившийся в монастыре восьмиконечный крест (благословение пр. Сергия) расплавился во время пожара в 1909 году. Над колодцем, ископанным пр. Павлом, воздвигнута часовня. В 1911 году монастырь обращен в общежительный, с сохранением назначенного ему ежегодного содержания (712 рублей 38 копеек). При монастыре странноприимный дом. Монастырю принадлежит находящийся от него в 50 саженях на высоком холме Воскресенский скит, основанный в 1867 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Реконструкция монастыря, приводящая его в соответствие с изменившейся ситуацией – неизбежный процесс, периодически повторяющийся на всем протяжении истории памятника. Вопрос в том, чтобы при реконструкции не терялись накопленные ценности. Процесс сложения архитектурного комплекса Павло-Обнорского монастыря занял 5 столетий. Единое стилистическое решение комплекса сформировалось к концу XIX века. Павло-Обнорский монастырь – один из древнейших монастырей Вологодской области, несправедливо был вычеркнут из истории края на десятилетия.

http://sobory.ru/article/?object=02736

– Всю жизнь блаженного Павла можно разделить на следующие три чаасти: 22 года он провел в родительском доме, 50 лет жил в разных монастырях и пустынях, то в уединении и безмолвии, то в монастырских трудах и послушаниях и 40 лет по прибытии своем в Комельский лес. Скоро Бог прославил своего угодника. Ученики его, привыкшие смотреть на пр. Павла как на ангела Божия еще при жизни, стали обращаться к нему как к угоднику Божию и просить его молитвенной помощи по его преставлении и по вере своей получали просимое. Молва о том привлекла в Обнорский монастырь множество посетителей, одержимых различными болезнями, и все они получали исцеление при гробе старца: слепые прозирали, глухие получали слух, бесноватые освобождались от злых духов; всякий молившийся и призывавпйй его с верою, каким бы ни был одержим недугом, получал исцеление и не только у самого гроба, но и вдали от монастыря. Но такова была тогда простота времени, что получившие исцеление не заявляли о том, кому следовало, а монастырские власти не старались собрать о них сведений и записать их, оттого большая часть чудес, совершившихся при гробе преподобного, были забыты и навсегда утратились для потомства. Уже много лет спустя по преставлении пр. Павла одному иноку Обнорской обители пришла благая мысль для общей пользы душевной составить запись о слышанных им от монастырских старцев и о виденых им самим необыкновенных событиях и чудесных исцелениях, совершившихся при гробе преподобного. В этой записи неизвестного нам инока значится 25 чудес, совершившихся в разные времена. Из содержания их видно, что пр. Павел и по кончине своей не раз являлся строгим охранителем общежительного устава в своей обители от недостойных иноков и монастырского достояния от воров. Так два брата Обнорской обители, прожив некоторое время в другом монастыре, возвратились в Павлову обитель с новыми привычками. Они стали варить себе пищу в своей келье, один из них пошел взять тайно хлеба из трапезы, другой остался в келье и хлопотал около горшка, но вдруг услышал голос: окаянные! зачем вы раззоряете монастырский устав? Он подумал было, что это мечта, но голос повторился и брат, пораженный ударом, пал в корчах, испуская пену из рта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

с при­делом преп. Павла Обнор. чудотв., верхи шатровые... Да в том же приделе гроб­ница преп. Макария, а на гробнице по­кров, сукно черное, в средине висит крест... Да у гробницы решетка желез­ная». Об этом преп. Макарие нигде не упоминается в житии святых; не был ли он одним из учеников преп. Сер­гия Радонежского и сотрудником преп. Павла Обнорского, а, может быть, он был учеником последнего. В описи обра­зов, между прочим, значится: «образ преп. Павла Обнорского и Макария Пи­семского чудотв. во облаце св. Троица». Таким образом существование пустыни должно отнести, если не к концу XІV ст., то во всяком случае к первой четверти XV ст. “Известия Археолог. Общ.”, 1865 г., V, 305. 1726 . Макариевская – Богоявленская – Луховская, иначе Красногорская – Болдырева или Булдырева, мужская пустынь, ныне село Бол­дырева Пустынь, Костромской губ., Юрьевецкого у., в 73 вер. к юго-зап. от Юрьевца и в 5 вер. к юго-вост. от г. Луха, по дороге в Гороховец, при впадении рч. Добрицы в р. Лух. Осно­вана преп. Макарием, Унженским чудотв., вероятно, в начале XV ст., когда он ушел из Печерского Нижегор. м-ря для безмолвия. Мало-по-малу стали соби­раться к нему ревнители благочестия и образовался общежительный м-рь. Устро­ив обитель и назначив игумена для братии, преп. Макарий снова ушел в пу­стынь и основал м-рь на «Желтых во­дах». “Ист. Росс. Иер.”, III, 461; V, 29, 30; Ратшин, 164; “Словарь ист. о свят.”, 175; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 159; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 198, 374; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 725 (строит. Нифонт, 1716 г.); “Ежегодник Владим. стат. Комит.”, III, Отд. I, 90; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 196. 1727 . Макариевский, мужской, ны­не село Немда или Макарий Бесприход­ный, Костромской губ., Макарьевского у., в 65 вер. к юго-зап. от Макарьева, при р. Немде. Основан в 1609 г. жи­телями Коряковской волости в благодар­ность преп. Макарию Унженскому, чудесно защитившему их от разорения поляками. Через 100 лет, в 1708 г., м-рь упра­зднен. Оставшаяся церковь от м-ря – древней архитектуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Какое чудное, истинно благословенное Богом, место был Комельский лес, простиравшийся во всю южную полосу страны вологодской и рассекаемый пустынным течением Нурмы, Комелы и множеством других, впадающих в них, безвестных речек и ручьев! Эта сплошная масса вековых дерев, тянувшаяся во все стороны на несколько десятков верст, со своими непроходимыми чащами и болотами, по=видимому, была удобна только для жительства диких зверей, но в нее издалека стремились ангелоподобные люди кто с Москвы, кто из Переяславля и Ростова, а иные даже из отдаленного Афона, – чтобы найти в ней путь к небу. В пустынной тишине Комельского леса, под сенью столетних елей и сосен они ставили свои кущи и кельи, сделавшими потом духовными твердынями, или же подобно птицам небесным витали в дуплах дерев, день и ночь воссылая хвалу Богу. Подвижники сначала селились только по окраинам леса, но потом проникли и в самую дикую глушь пустыни, наполнив ее, подобно пустыням Египта и Палестины, иноческими обителями. Первый проложил дорогу в Комельский лес пр. Димитрий Прилуцкий, поселившийся было с учеником своим Пахомием на реке Леже (1370 г.), но вскоре изгнанный оттуда грубыми авнежцами 158 . Потом, в начале XV века, на южной окраине леса на берегу реки Нурмы являются обители учеников Сергия Радонежского – Сергия Нуромского и Павла Обнорского, – южнее их и немного ранее обитель пр. Сильвестра Обнорского, тоже ученика Сергиева (ныне в ярославской епархии). Несколько позднее их в самой средине Комельского леса заводит общежитие друг и собеседник Нила Сорского пр. Иннокентий Комельский, – а Авраамий и Коприй на Печенге; пр. Корнилий поселяется в разбойничьем вертепе (1497 г.) и обращает его в рассадник святых пустынножителей и основателей монастырей; старцы Онуфрий и Авксентий устрояют пустыню в Перцеве, наконец пр. Стефан Озерский и Арсений Комельский заключают собою многочисленный лик подвижников, просиявших в комельском лесу. А сколько в нем было еще таких, которые известны одному только Богу! Так процвела и украсилась святыми обителями дикая пустыня комельская! К сожалению многих из них не пощадил роковой для монастырей 1764 год, а в тяжелое время татарских нападений жития святых по большей части утратились, так что о пр. Иннокентии – ближайшем ученике и спутнике Нила Сорского 159 мы можем сказать весьма немногое, а других известны одни только имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Павел Комельский, ученик преподобного Сергия Радонежского, родился в Москве в 1317 году. С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в 22 года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии ). Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца. С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келлии, где пробыл 15 лет в затворе. Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединенной жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошел много пустыней, был у преподобного Авраамия Чухломского (память 20 июля) и, наконец, остановился в Комельском лесу. Над речкой Грязовицей, в дупле старой липы преподобный устроил себе маленькую келлию и прожил там три года в полном безмолвии, «не дая покоя телу, за еже получити будущий покой». Затем он перешел на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец. Дни его проходили в бдении и молитве. Пять дней в неделю он пребывал без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Широко распространилась молва об отшельнике и к нему стали приходить желавшие его духовного руководства. Несмотря на любовь к уединенной жизни, преподобный никогда и никому не отказывал в духовном утешении и наставлении. Здесь его посетил преподобный Сергий Нуромский, который, также ища уединения, по благословению своего наставника преподобного Сергия проводил свою подвижническую жизнь в тех местах. По благословению преподобного Сергия и с согласия митрополита Фотия в 1414 году преподобный Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Написав для братии строгий устав монастырской жизни, преподобный поручил управление новой обителью своему ученику Алексию, а сам по-прежнему продолжал жить в уединенной келлии на горе, оставаясь при этом чутким и добрым наставником для всех, кто нуждался в его целительной помощи. Преставился преподобный Павел 112 лет от роду. Последние слова его были: «Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития» .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010