При обители есть богадельня на 5 человек. Ближайшая к монастырю железнодорожная станция «Сухона» Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги находится в 15 верстах от него. Павло-Обнорский Комельский монастырь в Грязовецком уезде. Павло-Обнорский монастырь находится в 15 верстах от уездного города Грязовца, на левом берегу реки Нурмы. Обитель расположена в красивой, живописной долине, окруженной со всех сторон отлогими горами и представляющей из себя уютный, мирный уголок. Основана она в 1414 году прп. Павлом Обнорским, учеником Сергия Радонежского. Наделенный имениями и различными богатыми вкладами от великих князей и прочих знатных благотворителей, монастырь на первых порах быстро достиг значительного благосостояния. Но в течение XVI–XVIII веков монастырь неоднократно испытывал тяжелые бедствия: горел и подвергался разграблению от казанских татар и разбойничьих шаек. Все это тяжело отзывалось на благосостоянии обители. Но она всякий раз, хотя и с большими усилиями, оправлялась от разорения и сумела с честью выйти из всех выпавших на ее долю испытаний. И в настоящее время она производит приятное впечатление своим благоустроенным видом. Управляет ею архимандрит. Храмов в обители четыре. Главный соборный храм Троицкий, в связи с которым находится второй храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Третий храм в честь Успения Божией Матери и четвертый – в честь Корсунской иконы Божией Матери с приделами во имя прп. Павла Обнорского и во имя Св. прп. Сергия Радонежского. В последнем храме почивают под спудом мощи прп. Павла Обнорского; над ними устроена рака из чистого серебра с резным золоченым балдахином. Здесь же находятся две местночтимые иконы: Корсунской Божией Матери и прп. Павла Обнорского. Из других достопримечательностей в монастыре хранятся: медный литой восьмиконечный крест, принадлежавший прп. Павлу Обнорскому, данный ему Св. прп. Сергием Радонежским; кроме того, сохраняется дупло того дерева, в котором прп. Павел жил 3 года. За монастырской оградой с востока и запада возвышаются два высоких холма с зеленеющими елями. На восточном холме находится так называемый «скитский» храм. Западный холм называется Голгофой: здесь устроена деревянная часовня во имя крестных страданий Спасителя. На юго-запад от монастыря находится другая часовня, поставленная над колодцем, выкопанным руками прп. Павла на том месте, где стояла его уединенная келия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Заключим смиренный труд наш глубоко-знаменательным увещанием св. апостола Павла: тем же убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех , терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе.( Евр.13:1–3 ). Алексей Воскресенский 2 Житие Преподобного Павла приводится здесь в сокращении. Желающих ознакомиться с ним в более подробном изложении отсылаем к изданной монастырем книжке: «Преподобный Павел Обнорский, Вологодский чудотворец и основанная им Свято-Троицкая общежительная обитель». (СПБ. 1912 г.). 3 В память этого духовного содружества их указом Вологодской Духовной Консистории от 21 июля 1905 г. за 5882 установлены ежегодные крестные ходы: в день Св. Троицы – из Спасо-Нуромской церкви в обитель преп. Павла, а 1 августа из монастыря в Спасо-Нуромскую церковь . 5 Сказание о нем помещается здесь вследствие того, что Преподобный, придя в 1491 г. в Комельский лес до основания своей обители неоднократно посещал обитель Преподобного Павла для молитвы перед его гробом и для беседы с подвизавшимися здесь братиями. 7 С 1497 по 1501 г. г. – период его Комельского отшельничества – преп. Корнилий, вероятно, очень часто бывал в Павловой обители, как ближайшей к нему, как для причащения Св. Тайн, так и для молитвы и духовного общения с иноками ее. 9 См. книжку, составленную И. Суворовым: Николаевский Коряжемский монастырь. Изд. 2-е исправл. и дополн., Вологда, 1908 г. 11 П. Строев, «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» (СПБ, 1877 г., табл. 746). 16 Указ Вологодской дух. консистории от 17 декабря 1843 г. 6729, в архиве Павло-Обнорского монастыря. Читать далее Источник: Сказания о преподобном Павле Обнорском, Сергии Нуромском и других угодниках Божиих/Алексей Воскресенский. – Изд. Павло-Обнорского монастыря. - Вологда: Тип. Губ. правления, 1914. – 74 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Верхне-Никульском у отца Павла тоже были проблемы – власти хотели закрыть храм. Но тут сыграли свою роль особенности его поведения и его жизненный опыт. Во время своих странствий он многому научился. В том числе умел принимать отел коров. А в Верхне-Никульском (наверное, промыслительно!) зимний отел коров в колхозе никогда не проходил без трудностей. И как только начинался отел, председатель колхоза посылал: «Идите за отцом Павлом! Просите, чтоб пришел». И отец Павел, конечно, им помогал. И поэтому местные власти его уважали. А когда был сенокос, отец Павел становился впереди всех косцов и шел вместе со всеми. Конечно, такого человека не могли не считать своим, а потому и препятствий в богослужении не чинили. Так он и сохранял свой храм. К нему много ездило людей, в том числе и из Москвы: многие ученые были его прихожанами и духовными чадами. Вспоминаю забавную деталь: отец Павел рассказывал, как причащал своих, церковнослужителей. Была у него одна алтарница, возрастом лет за 90. И вот подходит она к Чаше, а имени своего назвать не может – забыла! «Мать, назови имя!» – говорит ей отец Павел. А она только молчит. Тогда он сам называет ее имя и причащает... Потом я уехал из Ярославля в Петербург, тогдашний Ленинград, стал служить на Смоленском кладбище. Отец Павел, приезжая сюда, всегда навещал меня, бывал за службой и дома. Помню, дали ему сан архимандрита. И вот подходит ко мне одна наша прихожанка (у него здесь тоже были духовные чада) по имени Елизавета и говорит: «Батюшка! Отец Павел просит: дай ему какую-нибудь митру. А то его архимандритом сделали, а шапки-то никакой и нету, чтобы надеть». Я нашел свою старую митру и послал ему. И так он до конца своих дней в ней и прослужил. И с этой же Елизаветой он передал мне, незадолго до своей смерти, икону Павла Обнорского, которая хранится теперь у меня дома. И которая, надеюсь, перейдет к моему внуку, – ведь он тоже назван Павлом в честь преподобного Павла Обнорского. Что связывало отца Павла и митрополита Никодима? Я думаю, связывала их, прежде всего, духовная любовь, какое-то особое понимание друг друга. И еще – оба они служили Церкви Божией. Один высоко на свещнице, как архиерей, другой – как скромный монах, приходской провинциальный батюшка. А в сущности – как старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

В XVII веке, во время бурного развития торговли Московского государства с Западной Европой через Вологду, Великий Устюг и Архангельск, в Новинках открываются торговые дома иностранных купцов. В исторических документах упоминается наличие в окрестностях деревянного храма Петра и Павла «немецкой слободы». В 1772 году вместо обветшалой деревянной Петропавловской церкви возводится каменная. По форме постройки – одноэтажный храм барочной формы – она схожа с Владимирской холодной церковью. Колокольня приятных пропорций состояла из четырехгранной и восьмигранной призм, а верх ее был подобен завершению главной части храма. Среди мотивов убранства церкви появляются некоторые новшества: фигурные пилястры, зигзагообразные наличники над окнами и прочее. В храме имелось три придела – Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме села Кобылино. Рядом с Петропавловской церковью размещался казенный дом для причта. Помимо жителей Новинок храм Петра и Павла посещали также больные из расположенной поблизости губернской земской больницы (ныне горбольница В 1871 году к храму была приписана больничная домовая церковь во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». 30 января 1930 года под предлогом ненадлежащего содержания культового здания и малочисленности прихода, постановлением президиума окрисполкома был расторгнут договор на пользование храмом с православной общиной святых апостолов Петра и Павла. Интересно, что исторические документы того времени, наоборот, отмечают рост числа прихожан: в 1923 году община состояла из 70 человек, в 1926 – из 103. 6 апреля 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета принято специальное решение о разборке под нужды строительства церковных оград и церквей, непригодных к использованию под культурные цели. Комиссия в составе представителей городского коммунального и административного отделов, окрпрофсоюза, техностроя и губмузея нашла возможным в числе прочих храмов разобрать и Петропавловскую церковь. Планам этим не суждено было сбыться, однако здание лишилось завершения и колокольни. Были конфискованы и отправлены на переплавку 11 храмовых колоколов общим весом более 115 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=01094

Житие этого святого мужа ставило перед Великой княгиней старый и неизменно актуальный вопрос — о духовной результативности бытия человека, стремящегося с детства соблюдать заповеди Спасителя, не отступая от главной — о любви. Именно так была выстроена жизнь святого подвижника, что находило отражение не только в явных откликах горнего мира на мольбы святого, но и в скупых свидетельствах о непреклонном авторитете св. Корнилия у братии . Воздав молитвенное поклонение Комельскому преподобному, Великая княгиня продолжала прерванный путь. Войдя в храм, где почивал прп. Павел Обнорский, приложившись к кресту и приняв окропление водой, она проследовала к недавно пожалованной Их Императорскими Величествами освященной высокохудожественной раке угодника, где стояла в течение краткого молебна. По совершении его вологодский епископ Преосвященный Александр, сердечно поприветствовав царственную паломницу, преподнес ей св. икону прп. Павла в среброзлащенном окладе и цате, в стиле XV beka, исполненную Оловянниковыми, предварительно освященную на раке чудотворца. До начала всенощного бдения Ее Высочество внимательно осмотрела новоосвященный храм (а утром Троицкий собор и Предтеченскую церковь), царскую раку прп. Павла и выразила желание прийти в рощу за рекой Нурмою, где некогда стояла убогая келья Павла Обнорского, выкопавшего здесь колодец, над которым были поставлены две скромные деревянные часовни. К шести часам, когда начался благовест ко всенощной, Великая княгиня вошла в храм и встала возле раки преподобного. По желанию Великой княгини всенощная совершалась как обычно, по уставу. И несмотря на то что служба продолжалась пять часов, Елисавета Феодоровна отстояла всю всенощную, отдыхая лишь во время чтения кафизм. «Глубокое молитвенное чувство, — писал автор статьи, — выражавшееся во всех движениях Царственной Паломницы, были красноречивым уроком и назиданием для всех присутствующих, как подобает в дому Божий жити» . В пять часов утра 1 августа царственная паломница в сопровождении преосв. Александра отбыла в бывшую Спасо-Нуромскую обитель, где почивал прп. Сергий Нуромский — ученик преподобного Сергия Радонежского, духовный отец, друг и собеседник прп. Павла Обнорского. После молитвы на Нурме Великая княгиня в 7 утра возвратилась в монастырь. Во время литургии священник обратился к Елисаве-те Феодоровне с проникновенным словом, где отметил, что она, чужая нам по происхождению, необыкновенно близка и дорога по духу святого православия, служа для верующих образцом высокого благочестия и неисчислимыми дарами милосердия. По окончании литургии начался крестный ход, в котором приняла участие Великая княгиня, неся в руках Корсунскую икону Богоматери. В память о посещении ею монастыря Елисавета Феодоровна принесла в дар на раку преподобного Павла шелковый покров красного цвета, оставив обители свой фотопортрет с дарственной надписью, а в иконно-книжной монастырской лавке на значительную сумму приобрела образки преподобного .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОГОДСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вологодский Петропавловский храм, 2011 год. Фото Дмитрия Иванова с сайта sobory.ru Вологодский храм в честь апостолов Петра и Павла в Новинках (восстанавливается) Деревянный храм Петра и Павла первоначально находился на правом берегу реки Золотухи при впадении ее в реку Вологду. В 1565 году, с началом строительства Иоанном Грозным Вологодского кремля, было снесено все, что мешало строительству и являлось нежелательным в фортификационном отношении. Церковь и дома церковного причта были перенесены на окраину города, на правый берег реки Вологда. Так возникла слобода Новинки. Географически слобода располагалась между местечком Рощенье (от нынешней площади Революции до речной пристани) и селом Кобылино по Московской дороге. Название слободы постепенно перешло к ее главной улице - Новинковской (ныне часть Советского проспекта). Вологодский Петропавловский храм, 1914 год. Фото П. Павлова из кн. Дунаева Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда В 1772 году вместо обветшалой деревянной Петропавловской церкви возводится каменная. По форме постройки - одноэтажный храм барочной формы - она схожа с Владимирской холодной церковью . Колокольня приятных пропорций состояла из четырехгранной и восьмигранной призм, а верх ее был подобен завершению главной части храма. Среди мотивов убранства церкви появляются некоторые новшества: фигурные пилястры, зигзагообразные наличники над окнами и прочее. В храме имелось три придела: Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме села Кобылино. Рядом с Петропавловской церковью размещался казенный дом для причта. Помимо жителей Новинок храм Петра и Павла посещали также больные из расположенной поблизости губернской земской больницы (ныне горбольница 1). В 1871 году к храму была приписана больничная домовая церковь во имя Иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " .

http://drevo-info.ru/articles/13672707.h...

В неск. верстах от кельи П. находился мон-рь, основанный в 1389 г. учеником прп. Сергия Радонежского, пострижеником Св. Горы Афон Сергием Нуромским. Сведения об общении старцев есть только в Житии прп. Сергия Нуромского, в то время как биограф П. обошел вниманием этот сюжет. П. избрал Сергия своим духовным наставником, причащался и исповедовался у него: «Преподобный же Павел великий причащение имея Святых Животворящих Таин… преподобного Сергия Обнорского и Нуромского чудотворца, исповедая вся своя помышления. Бяше бо преподобный Сергий великому Павлу духовный отец» (РГБ. Ф. 285. 46. Л. 12-12 об.). Однажды П. вышел из кельи в лес, а когда вернулся, то «обрете келию свою отверсту, до основания разметану» (Там же. Л. 13). П. пошел к Сергию поделиться своим несчастьем, духовник успокоил и обнадежил его. Вернувшись, П. нашел келью нетронутой. В Житии Сергия Нуромского описан и другой интересный сюжет - о кормлении птиц подвижником. Однажды, навещая друга, прп. Сергий «обрете великого Павла, вне келия стояща, кормяща из рук птицы. Обретающихся ту множество же иных птиц малых, седящих на главе преподобного Павла и на плещах его. Вкупе же предстоят ему великий зверь, яже глаголется медведь, и лисица со зайцем». О дружбе подвижника с лесными зверями упоминает и Житие П. (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского. 2005. С. 83). В пасхальную ночь П. услышал колокольный звон, к-рый доносился будто бы с противоположного берега Нурмы. В Житии Сергия Нуромского говорится, что П. рассказал об этом видении духовному отцу. По свидетельству Жития П., святой сообщил о чуде братии, к-рая к этому времени, очевидно, начала собираться и селиться возле его кельи. Было принято решение о строительстве церкви и основании мон-ря. П. отправился вместе с монахом из числа братии в Москву и просил у митр. Фотия благословенную грамоту на создание ц. во имя Святой Живоначальной Троицы. В нек-рых пересказах Жития названо имя сопровождавшего П. монаха, ставшего впосл. его учеником,- Алексия, постриженика прп. Сергия Нуромского (ЖСв. Янв. С. 307-308; см. также: Каган. 1988).

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Святой угодник Божий Павел Обнорский – Ангел-хранитель Павла Груздева ; еще юношей бывал о. Павел за богослужением в Павло-Обнорском монастыре. Частенько в Верхне-Никульском пел отец Павел стихиру из Павло-Обнорской обители: «Преподобный отче, измлада добродетели прилежно учился...» – напев был чисто Павло-Обнорский. Хранил о. Павел холщовую икону – живописное изображение на холсте преподобного Павла Обнорского, она была у него домашняя. Архимандрит Никон, наместник Павло-Обнорской обители, был духовником императрицы Марии Федоровны, «как к себе домой ходил к царской семье». Рассказывают, что именно императрица подарила архимандриту Никону старинный наперсный крест, который впоследствии – через многих людей – перешел к отцу Павлу. Вообще у царской семьи было особое отношение к Павло-Обнорскому монастырю. Архимандрит Никон, когда закрыли обитель и выгнали последних насельников, организовал недалеко от Павло-Обнорского монастыря в Первомайском районе близ села Кукобой православную общину. У них даже было три небольших заводика, они назывались коммуной или артелью (примерно то же самое, что Мологская Афанасьевская сельхозартель). Архимандрит Никон не благословлял своих духовных чад на монашество, сознавая дух времени, оберегал от связи с обновленцами. Потом разогнали и эту общину, многих арестовали, многие без паспортов скрывались в Тутаеве и Костроме. Архимандрит Никон долгое время жил в лесу, в октябре 1939 года его арестовали, дали лагерный срок. По рассказам, он умер в тюрьме, где-то в районе Курска. Иные говорят, что его расстреляли. В числе 13-ти человек, арестованных по «делу архиепископа Варлаама Ряшенцева », был священник из села Кукобой Первомайского района отец Александр (Покровский), близкий, к архимандриту Никону. Его также приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. В Леонтьевской церкви Павел Груздев бывал очень часто, на службах пел на клиросе. Псаломщиком Леонтьевской церкви служил в то время Дмитрий Иванович Смирнов, позднее – отец Дмитрий; помогала иеромонаху Николаю Любовь Васильевна Виноградова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Павло-Обнорский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Павло-Обнорский мужской монастырь - православный монастырь в Вологодской области основанный в начале XV века. Монастырь был закрыт в 1924 году, возвращен Церкви в 1994 г. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (звон колоколов с противоположного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Однако после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и дал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам. Его любимым собеседником и духовным отцом был Сергий Нуромский, в память об их встречах между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора. В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505—1516 годы), позднее царём монастырю были отписаны деревни в Костромском и Белозерском (вклад Семёна Шелешпальского). Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял паломничество по монастырям Севера для испрошения чадородия, побывав и в Павло-Обнорском монастыре. В 1538 году монастырь подвергся разрушению от казанских татар, которые разграбили и сожгли обитель, а также убили нескольких монахов. В 1546 году при постройке церкви Сергия Радонежского и Павла Обнорского была произведена попытка обрести мощи основателя обители, но согласно повелению Павла, представшего в сонном видении тогдашнему игумену Протасию, были оставлены почивать под спудом. В 1547 году Павел был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Павло-Обнорски...

Юношеское. Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1867. Адрес: Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское, Павло-Обнорский монастырь Координаты: 58.761123, 40.338362 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1994 году обитель была возвращена Церкви. В пустующем Павло-Обнорском монастыре начала возрождаться иноческая жизнь. Постепенно в нём стала обустраиваться духовная жизнь и налаживаться хозяйство. С 1994 до 2003 года монастырь  был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1998 года Высокопреосвященнейшим архиепископом  Вологодским и Великоустюжским Максимилианом  был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения. С 27 декабря 2003 года указом Синода — монастырь становится самостоятельным, а 8 июня 2004 года получает юридический статус. 23 января в обители совершается празднование памяти преподобного Павла Обнорского.  В 1529 году, во время своего путешествия по Северу, монастырь посетили Василий IV Иоаннович с Еленой Глинской и вскоре, в 1536 году, закладывается Успенский собор «о чем говорит надпись на храмозадатном кресте». В 1538 году татары сожгли монастырь «за исключением каменных строений» (в некоторых источниках – за исключением храмов), что говорит: во-первых, что строительство Успенского комплекса практически завершено, во-вторых, указывает на особую роль, предназначавшуюся Павлову монастырю, так как уже в 1539 году строительство Успенского трапезного комплекса почти завершено, что немыслимо без помощи центра после разграбления. После посещения Иваном Грозным монастыря в 1545 году по его повелению и при его содействии в 1546 году возводится храм над сенью преподобного Павла Обнорского. Итак, в XVI веке, Павло-Обнорский монастырь – крупный центр с комплексом каменных построек. Кроме трех храмов, по некоторым данным, к концу XVI века может быть отнесено и строительство корпуса к югу от Успенского собора (в настоящий момент сохранился первый ярус – каменные подвалы).

http://sobory.ru/article/?object=05789

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010