На протяжении многих столетий, благодаря великим царским и великокняжеским вкладам и некоторыми пожертвованиями недвижимых имуществ от частных лиц, монастырь обогащается и благоустраивается. Уже в XVI столетии Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь, несмотря на удалённость от столицы и разорение в 1538 году казанскими татарами, стал обретать известность и экономическое благополучие. Среди жертвователей и паломников были богатые люди, вельможи и великокняжеские особы. Монастырь многим был обязан щедротам Великого князя Василия III Иоанновича, благодаря которым в обители высился красивейший каменный храм во имя Святой Троицы. В 1528 году здесь побывал и сам жертвователь со своей второй супругой Еленой Глинской «и милостыню велию давал ,…и велел молиться о чадородии». После царского паломничества 25 августа 1530 года у них родился сын Иоанн Васильевич. Не оставлял обитель своими пожертвованиями и сам наследник – «богодарованный» сын Василия III – Иоанн IV, позже прозванный Грозным. В мае 1545 года он и сам посетил монастырь и те места, где его покойный родитель молился о даровании наследника престола. В последствии к Павло-Обнорскому монастырю благоволили члены Императорской семьи Дома Романовых. В июле 1912 года обитель посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, прославившаяся при своей жизни благотворительностью. Монаршая власть постоянно интересовалась жизнью Павло-Обнорской обители. Последний великий вклад, до закрытия монастыря, был сделан семьей Дома Романовых, после пожара в монастыре, который случился в ночь с 25 на 26 августа 1909 года после всенощного бдения, в храме, где находились мощи преподобного Павла, и потушить который удалось только после четырнадцатичасовой борьбы с огнем. На средства Николая II Александровича и царицы Александры Фёдоровны в монастыре над мощами преподобного Павла Обнорского была сооружена серебряная рака с мраморной сенью. 31 мая 1910 года храм был вновь освящен. Старейший документальный источник по истории Павло-Обнорского монастыря - писцовая книга Гавриила Коробьина и подъячего Федора Стогова 1628-1630 гг., в которой говорится: «Монастырь Павлов на речке Нурме, в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь Преподобнаго Сергия Радонежского, все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение…»

http://sobory.ru/article/?object=02736

В Патерике автор описал “бывшаа во обители отца Пафнутиа и ученика его отца Иосифа, и елика от них слышахом и от ученик их, сущих в их обителех” 33 . Со ссылкой на “отца Иосифа” говорится о преподобном Макарии Калязинском 34 , приводятся “Повести отца Пафнутия” и его учеников 35 . Интересно, что в Патерике приводится повествование с заголовком “Поведа на отец Паисея Ярославов” 36 . Учеником старца Паисия был “Нил пореклу Майков” 37 , то есть преподобный Нил Сорский (†1508; пам. 7 мая). О связях старца Паисия с Иосифо-Волоколамской обителью свидетельствует также и то, что он при преподобном Иосифе дал книжный вклад в обитель. В монастырской описи среди Евангелий форматом в четверть указано: “Еуангелие старое в два столпца, а дал его Паисея Ярославов, бывший игумен Троецкой Сергиева монастыря” 38 . Старец рассказывает о Волоколамском подвижнике иноке Никандре, который во время Угорского стояния в 1480 году пострадал от татар, мучивших его и требовавших отречения от православной веры. При этом автор замечает: “Ему же и аз много время сожительствовах” 39 . Несомненно присутствует в Патерике тема золотоордынского ига, очевидцем которого автор мог быть в детском возрасте. Со ссылкой на преподобного Иосифа говорится о подвижнике из Боровского монастыря, который чудесно избежал татарского плена, поскольку всегда постился также и по понедельникам 40 . Перу старца Досифея (Топоркова) А. В. Пигин относит Повесть о видении Антония Галичанина, ранний список которой был им переписан 41 . Временем ее написания являются 20-е годы XVI века. В первой части повести автор говорит о видении старцу Антонию из Павло-Обнорского монастыря, которому в загробном мире были показаны его грехи. Вторая часть представляет исповедь старца. Исследователь допускает возможность посещения автором Павло-Обнорского монастыря. Созданная в Волоколамском монастыре Повесть позднее была включена в состав жития преподобного Павла Обнорского 42 , ее содержание “близко рассказам Патерика” 43 . Старец Досифей в Патерике пишет, что преподобного Иосифа “надгробными словесы почтохом и мало объявихом о жительстве его” 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

(Патриарший музей церковного искусства при храме Христа Спасителя) Возможно, шитый покров 50-х гг. XVII в. из Павло-Обнорского мон-ря (ВГИАХМЗ) восходит к написанной на гробницу П. к его прославлению ростовой иконе (ок. 1547, не сохр.). П.- старец с окладистой седой бородой, недлинные волнистые седые волосы открывают высокий морщинистый лоб. На святом - монашеское облачение (охристая ряса, коричневая мантия, темно-голубая схима с куколем на плечах), в левой руке - опущенный вниз свиток, на первоначальное изображение правой руки с двуперстным перстосложением наложена выполненная из ткани рука с раскрытой ладонью. На кайме вышит общий тропарь преподобному с обращением «отче Павле», в верхней части над нимбом - образ Св. Троицы. Совр. икона, находящаяся на раке святого в Павло-Обнорском мон-ре, отличается жестом рук П. (ладонь правой руки раскрыта) и рисунком свитка. Чеканное ростовое изображение помещено в клейме на серебряной прорезной «рубашке» водосвятной чаши сер. XIX в. (1850 г.?, вологодский пробирный мастер), вероятно из Павло-Обнорского мон-ря (ВГИАХМЗ; опубл: Житие прп. Павла Обнорского чудотворца. Вологда, 2008. С. 39. Ил.). П. представлен прямолично, правой рукой благословляет, в левой - развернутый свиток; особенности внешности (длинные волнистые волосы, короткая челка, небольшая узкая борода) не характерны для большинства изображений святого, созданных в Вологде. Над входом в часовню, стоящую близ мон-ря, в кон. XIX в. находилась ростовая икона, на к-рой святой был показан со свитком в руках на фоне лесного пейзажа (известна по фотографии, ВГИАХМЗ). На небольших скорописных образках, предназначавшихся для паломников (икона кон. XIX в., собрание Л. Л. Полушкиной), святого писали тоже фронтально в рост, на фоне мон-ря. В 1676 г. образ П. упоминается в описи Корнилиева Комельского мон-ря в составе деисусных чинов, находившихся в приделе прп. Корнилия Комельского Введенского собора (напротив прп. Корнилий Комельский) и в теплой ц. прп. Антония Великого (Переписные книги.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

По сообщению Жития преподобного Павла Обнорского, монастырь подвергся нападению 14 января (в списке РНБ. Соф. 1493 указана дата 17 января). Ефрем скончался через 10 дней после набега, вслед за ним умерли от ран старцы Герасим и Исаакий ; Мина после долгой болезни поправился (здесь в житийном рассказе противоречие: в видении Ефрему преподобный Павел говорил о гибели, помимо самого Ефрема, ещё двух человек; на деле мученическую смерть приняли по крайней мере четверо монахов). В соответствии с предсказанием преподобного Павла монастырь вскоре был отстроен заново. Сведения о мученической кончине обнорских иноков содержатся во многих списках Жития преподобного Павла Обнорского XVII-XIX вв. , в чуде 20-м " О нахождении варваров и о пленении обители преподобного " . Согласно архим. Леониду (Кавелину), память Обнорских преподобномучеников, погребённых в Павловом Обнорском монастыре, отмечалась " 10 января , купно с преп. Павлом " . Канонизация Дионисия, Ефрема, Герасима (под именем Иеронима) и Исаакия совершилась включением их имён в Собор Вологодских святых . Память 10 января в календарях англоязычной версии портала Православие.Ru и на сайте Свято-Троицкой Русской Православной Церкви (приход Московской Патриархии в г. Балтиморе, США обозначена как: " Monk-martyr Ephraim, elder of Obnora, and six monks of Obnora whose relics are incorrupt " и " Martyred Elder Ephraim and six incorrupt monks of Obnora " - то есть: " Прмч. Ефрема, старца Обнорского, и шести монахов Обнорских чьи мощи почивают нетленными " . Число " шесть " - ошибочно, что проясняется краткой справкой " Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь " на портале Тульский некрополь: " прмчч. Обнорские Ефрем, Герасим, Иероним, Исаакий, Дионисий и Митрофан " . В этом списке добавлено имя Митрофана, также убитого татарами, однако не включённого в Собор Вологодских святых; Герасим же фигурирует дважды - под своим подлинным именем и под ошибочным " Иероним " . Литература Использованные материалы   См., напр.: ГИМ. Увар. 1247 (107) (134); РГБ. Собр. Никифорова. 407; Муз. 1817, 8188; РНБ. Соф. 1470, 1473 и др.

http://drevo-info.ru/articles/13673692.h...

Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966) и др. П. и подвизавшийся поблизости его «собеседник», прп. Сергий Нуромский, часто изображались вместе, как в сюжетных циклах, так и на отдельных иконах и среди избранных святых. В описи Димитриева Прилуцкого мон-ря 1688 г. упоминается образ Св. Троицы «невелик ветох» с прп. Сергием и П. на полях; судя по описи Спасо-Нуромского мон-ря 1615 г., там имелась икона «на одной дске три образа Спас во облаце, Сергий чудотворец, Павел Обнорский на празелени, пядница большая»; в описи 1678 г. той же обители отмечен перевезенный в часовню на большую дорогу «образ, местной, Сергия и Павла преподобных чудотворцов», находившийся ранее в теплой ц. Рождества Христова (Переписные книги. 2011. С. 70, 263, 266). В 1701-1702 гг. упомянуто изображение святых вместе в ц. свт. Николая Чудотворца с. Никольского, хоругвь с их образами «на белом железе» у правого клироса в холодной ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Фроловском - в вотчинах Павлова Обнорского мон-ря ( Шамина. 2010. С. 23, 35). К этому изводу относится образ 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова), на к-ром прп. Сергий Нуромский и П. изображены в молении Господу Вседержителю. Святые представлены вместе в клейме на вертикальной перекладине бронзового памятного креста (1997, скульптор А. В. Климков), установленного на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде. В сер. XVII - нач. XVIII в. в Павловой Обнорской обители и ее вотчинах было неск. икон П. и прп. Сергия Радонежского: в местном ряду иконостаса Троицкого собора (Переписные книги. 2011. С. 273); «месной образ Пресвятые Богородицы с превечным Младенцем, моление преподобных чюдотворцов, Сергия, Радонежского чюдотворца, и Павла, Обнорского чюдотворца, на красках» в паперти ц. во имя П. и образы «преподобных чюдотворцев, Сергия Радонежского и Павла, Обнорского чюдотворца, во облаце Святая Троица» в Успенской ц. и трапезной ( Шамина. 2010. С. 57, 58). Известно парное изображение П.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

До нашего времени сохранилось несколько исторических документов, в которых упоминается Макариева пустынь. В XVII веке она принадлежала Павло-Обнорскому Троицкому монастырю (на территории современного Грязовецкого района Вологодской области). В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года говорится: " До Павлова ж монастыря пустыня Макариева в Костромском уезде, в Шачебольском стану, на реке на Письме, а в Пустыне церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом преподобного Павла Обнорского Чудотворца, верхи шатровые... Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в середине висит крест… Да у гробницы решетка железная " . История Макариевой пустыни связана с предками известного русского писателя А.Ф. Писемского. Хотя сам писатель и родился в селе Раменье Чухломского уезда, но его отец и дед являлись уроженцами бывшего Буйского уезда. В своей автобиографии А.Ф.Писемский ссылается на двух " знаменитых " предков. Один из них - думный дворянин, дипломат при дворе царя Ивана Грозного Федор Андреевич Писемский. Другой предок Писемского, о котором сообщает писатель в своей автобиографии, был монах, живший в XV веке, причисленный Церковью к лику святых под именем преподобного Макария Писемского. Он, как отмечал писатель, и основал Макариеву пустынь. Макариева пустынь была небогатым монастырем, не имела в своей собственности ни крестьян, ни земли. До каких пор пустынь оставалась монастырем - точных сведений не сохранилось. В документах в 1703 году упоминается игумен-строитель Макариевой пустыни Тимофей; очевидно, в то время пустынь считалась еще монастырем. В петровские времена малобратственные монастыри были упразднены, в том числе и Макариева обитель: в 1721 году пустынь упоминается уже как приходская церковь с одним монахом. В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел: при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось чудо - над могилой старца " не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, все это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой " . В 1786 году над святыми мощами взамен сгоревшей церкви построили новый деревянный храм с престолами в честь Преображения Господня и во имя преподобного Павла Обнорского и святых Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

К началу ХХ столетия внутри каменной монастырской ограды со Святыми вратами, построенной во второй половине XIX века, находились четыре храма, два двухэтажных братских корпуса и трехэтажный настоятельский корпус. Каменные храмы, слитые воедино в центре обители, создавали впечатление величественного и грандиозного строения. К Свято-Троицкому собору примыкали церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Павла Обнорского с придельными храмами прп. Сергия Радонежского и иконы Божией Матери Корсунской. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери с надстроенной колокольней составляла единую совокупность строений с трапезной и настоятельскими кельями. В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. Принимались в школу мальчики в возрасте 10-15 лет. Летом 1912 г. закончились работы по ликвидации страшного пожара, произошедшего в 1909 году. В 1914 году обитель отмечает юбилей – 500 лет со дня основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря. В 1920 годы Павло-Обнорский монастырь разделил общую участь православных монастырей России. Он был упразднен, а монахи изгнаны из его стен. Обитель закрыли Великим постом 12 апреля 1924 года. Многие из иноков подверглись гонениям. Решением президиума Грязовецкого исполкома было предложено организовать в помещениях Павло-Обнорского монастыря: …в одной церкви - народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь - класс, а в двух остальных - маслодельная артель. Помещение, где жили монахи - общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета. Судьбы монахов сложились по-разному, но все они в той или иной форме продолжали духовное служение. Одна общая черта есть в жизни всех Павло-Обнорских подвижников – после закрытия монастыря рано или поздно им пришлось вступить на путь скитаний. Павло-Обнорские монахи выбирали разные пути. Последний игумен, архимандрит Никон, нелегально проживал у духовных детей, некоторое время служил в храме г. Любима, а затем пошел по пути создания тайного монастыря. Позднее он был приговорен к 10 годам тюрьмы и в последний день 1941 года умер в Соль-Илецкой тюрьме, близ Оренбурга. Подвижник игумен Михаил Лаков, хотя и был арестован сразу после закрытия монастыря, однако был отпущен на свободу и впоследствии оказался в селе Чернецкое, Грязовецкого района, где служил в храме Успения Божией Матери почти до самой смерти. Казначей обители иеромонах Николай (в миру Александр Иванович Воропанов) служил в Спасо-Нуромском приходе Грязовецкого района, затем в церкви г. Данилова, был репрессирован и после отбытия ссылки служил в церкви Вознесения г. Тутаева. В 1941 году он был вновь арестован и расстрелян. Такова же судьба и другого подвижника – иеромонаха Иерофея (мирское имя Никандр Арсеньевич Глазков), который был также репрессирован, после служил в церкви Введения Пресвятой Богородицы в г. Любиме, в проповедях открыто обличал безбожную власть и был приговорен в 1937 году к расстрелу.

http://sobory.ru/article/?object=02736

Павлов Обнорский монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Последним настоятелем (с 1903) был архим. Никон (Чулков; 1862-1941), из вологодских мещан, поступивший в мон-рь летом 1893 г. Он являлся также духовником братии и богомольцев. 10 февр. 1903 г. была учреждена и 18 февр. открыта павло-обнорская школа иконописи под рук. послушника Антония Чекина (в постриге иером. Павел), сына надворного советника, которая разместилась в здании настоятельского корпуса. Первый курс составил 15 учеников, ее окончили более 60 учеников, но в 1906 г. занятия прекратились. Школа была закрыта по указу консистории от 7 марта 1907 г. (ГАВО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 104. Л. 36 об., 45). К 1914 г. при обители предполагалось вновь открыть школу древневизантийской церковной живописи. Активно развивалась издательская деятельность, на нижнем ярусе колокольни находился иконно-книжный склад. В 1908 г. началась постройка 2-этажной гостиницы (сохр.). В соборе с 1905 г. шли ремонтные работы. Сень над ракой прп. Павла Обнорского. 1911–1912 гг. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Сень над ракой прп. Павла Обнорского. 1911–1912 гг. Фотография. 10-е гг. ХХ в. В ночь на 26 авг. 1909 г. во время пожара Корсунский храм выгорел, пострадал и Троицкий собор. Хранившийся в мон-ре крест прп. Сергия расплавился в огне, сгорели икона прп. Павла письма прп. Дионисия и серебряная рака прп. Павла. По нек-рым данным, во время этого пожара погиб и хранившийся в мон-ре фрагмент липы, в дупле к-рой жил прп. Павел Обнорский ( Воскресенский. Св.-Троицкий Павлов-Обнорский мон-рь. 1914. С. 22). Средства на восстановление П. О. м. собирали по всей России. Иконостасные, штукатурные и живописные работы осуществлял А. М. Баженов на сумму 20 250 р. 31 мая 1910 г. викарий Вологодской епархии еп. Вельский сщмч. Антоний (Быстров) освятил Троицкий храм. Имп. Николай II Александрович пожертвовал новую серебряную раку для мощей прп. Павла. От старой раки сохранились изображения главы и рук преподобного, уцелевшие во время пожара. Над ней была установлена беломраморная сень, прорезанная 4 арками и завершенная бронзовым шатром. За изготовлением сени и раки «в древнерусском стиле XV в.» по проекту худож.-архит. С. И. Вашкова наблюдал начальник Царскосельского дворцового правления кн. М. С. Путятин. Работы велись в 1911-1912 гг. товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья» в Москве. На раке находились изображения Феодоровской иконы Божией Матери, небесных покровителей царской семьи, прп. Сергия, фрагменты жития прп. Павла. С Афона пожертвовали иконы Иверскую и вмч. Пантелеимона вместо утраченных. Была изготовлена также копия креста, написаны образ прп. Павла и Корсунская икона Божией Матери. Из г. Любима в храм поступила Феодоровская икона Божией Матери XVII в.- наподобие чтимой в мон-ре Тихвинской, в честь к-рой предполагалось освятить нижний скитский храм, из Белгорода - икона свт. Иоасафа, из Пошехонского у.- икона свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Вологда. Церковь Петра и Павла в Новинках. Петропавловская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь Петра и Павла ранее находилась на правом берегу р.Золотухи при впадении ее в р.Вологду. С началом строительства Иоанном Грозным Вологодского кремля, в 1565 году, было снесено все, что мешало строительству и являлось нежелательным в фортификационном отношении. Церковь и дома церковного причта были перенесены на окраину города, на правый берег р.Вологда. Так возникла слобода Новинки. Географически слобода располагалась между Рощеньем и селом Кобылино по Московской дороге. Каменный храм построен в 1772 году в стиле вологодского барокко. Имелись три придела - Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме с.Кобылино. Он существовал в 17 веке, может, и позднее, но в камне не был отстроен. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы. Деревянный храм Святых апостолов Петра и Павла в Новинках возведен в 1560-70-х годах, хотя построен намного раньше и не в Новинковской слободе, а в районе между устьем реки Золотухи и зданием Вологодского духовного училища (бывшая вечерняя школа 1). В 1560-х годах Иван Грозный начинает масштабные работы по сооружению Вологодского кремля. Для строительства крепостной стены и башен нужны были свободные территории, поэтому монарх приказывает разобрать часть деревянных домов и церквей и перевести их на новое место – вниз по течению реки Вологды. Местность, куда была перевезена церковь Петра и Павла, получила наименование Новинковской слободы или Новинок. Топоним, ныне не употребляющийся, говорит о самом факте освоения новой территории. Географически слобода располагалась между местечком Рощенье (от нынешней площади Революции до речной пристани) и селом Кобылино по Московской дороге. Название слободы постепенно перешло к ее главной улице – Новинковской (ныне часть Советского проспекта).

http://sobory.ru/article/?object=01094

По сообщению епархиальных ведомостей " 26 августа 1909 г. в Павло-Обнорском третьеклассном мужском монастыре, Грязовецкого уезда, сгорел каменный одноэтажный тёплый храм, во имя Преподобного Павла Обнорского, построенный в 1870-х годах, и два придельных к нему: во имя Корсунской иконы Божией Матери и Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Причина пожара достоверно не выяснена. Пожар был замечен только утром , часов около пяти. Когда отперли храм, то там уже было всё объято пламенем и что-либо вынести из него не представлялось никакой возможности. Все, что находилось в этом храме, сгорело, как то: Св. Престолы, антиминсы, евангелия, сосуды, иконы, как в иконостасах, так и аналойные, и находившиеся в отдельных киотах, - из них четыре местно чтимые, некоторые со Св. мощами, - крест, принесенный Преподобным Павлом, рака Преподобного Павла, кроме вышеозначенных трёх - ещё три антиминса из скитской церкви, запасные Св. Дары для больных, лучшие ковчеги, кадила, подсвечники. Огонь не коснулся храма Св. Троицы с придельным во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а равно и пристроенной к нему ризницы. Храм этот находится в одной связи с храмом во имя Преподобного Павла. Все, что находилось в этом храме и ризнице, было вынесено в Успенскую церковь, которая находится в связи с настоятельским корпусом. Убытку от пожара понесено обителью свыше 50 тысяч руб. От раки Преподобного остались слитки серебра. Мощи Угодника Божия, почивающие под спудом, остались неприкосновенными. Решетки в окнах, а также и двери, и замки были целы, и подозрение в поджоге братия монастыря не высказывает; причиной пожара предполагают лампаду или кадильный уголь. " Об утраченной при пожаре раке преп. Павла также сообщалось в епархиальных ведомостях за 1878 г.: " Заказанная С.-Петербургскому придворному фабриканту художнику Сергею Федоровичу Верховцеву гробница для мощей св. препод. Павла, почивающих в Павлообнорском монастыре, близ г. Грязовца Вологодской губернии, окончена и будет доставлена в монастырь в последних числах Ноября сего 1878 года. " А 27 июня 1912 г., когда был освящён главный престол во вновь отстроенном храме во имя преп. Павла, освящена была также пожертвованная царской четой серебряная рака " художественной работы " , с мраморной сенью, над почивавшими под спудом мощами преп. Павла Обнорского. Освящение совершено епископом Вельским Антонием, в присутствии обер-прокурора Св. Синода В. К. Саблера, министра путей сообщения С. В. Рухлова, князя М. С. Путятина и вологодского губернатора М. Н. Шрамченко.

http://sobory.ru/article/?object=02736

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010