Лишившись супруги и пристроив детей, он счел свою задачу выполненною, и решил удалиться в стены обители, где мог бы в мире закончить дни своей жизни. Однако, прежде нежели сделать этот шаг, иерей Божий предпринял поездку в Киев и Москву, как для того, чтобы поклониться благодатным святыням этих градов, так, между прочим, и для того, чтобы в мудром совете подвизавшихся там старцев найти для себя прямое указание, что намерение его совпадает с волею Божиею. До самой смерти своей с чувством особого духовного утешения он воспоминал об этом далеком путешествии и до самой смерти благоговейно хранил у себя образок св. Николая, данный ему на благословение известным Гефсиманским старцем иеромонахом Варнавою. По возвращении в свою епархию о. Александр удалился в Павло-Обнорский монастырь. Жизнь его в монастыре служила образцом для братии. Неизменно исполнительный к своим обязанностям, он не опускал богослужений даже и тогда, когда заканчивал чреду своего священнослужения. В тишине своей келлии он проводил время за чтением книг, выписывая в течение нескольких лет журнал «Душеполезное Чтение», питая чувство глубоко благоговейного уважения к святителю Феофану Затворнику , о. Иоанну Кронштадтскому и преосвященному Виссариону Костромскому, он постоянно имел пред глазами литографированные изображения их. В высшей степени воздержный и нетребовательный, он довольствовался малым и даже свою 130-рублевую пенсию уделял ближайшим своим родственникам. Духовный мир не был для него отвлеченным; он жил в нем всем существом своим, и близость к себе преподобного Павла исповедывал с дерзновением. Даже мысленно он уже никогда не покушался оставлять его обители, и когда однажды покойный преосвященный Алексий сделал было распоряжение послать о. Александра в Николо-Озерский женский монастырь для священнослужения, вот что писал он владыке: «единственное мое желание и конечная цель поступления в монастырь – было удаление от мира, духовный мир, сосредоточение в себе и приготовление к неизбежному и скорому переходу в будущую жизнь (мне 72 года); все это, по милости Божией, я нашел, живя в Павло-Обнорском монастыре. Радуюсь этому и благодарю Господа Бога и от всего сердца прошу Его остаться в таком состоянии при обители». В заключение он просил преосвященного отменить сделанное им относительно его распоряжение, и архипастырь уважил желание и просьбу старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЕВ ПИСЕМСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Писемский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2011 г. Макариев Писемский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2011 г. (Костромской митрополии), находится в Макариевом погосте Буйского р-на Костромской обл. По преданию, не подтвержденному источниками, мон-рь основан ок. 1400 г. прп. Макарием Писемским, который считается пострижеником прп. Сергия Радонежского. По благословению прп. Сергия он поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы), поставил келью и часовню. Через нек-рое время преподобный вместе с немногочисленной братией перешел на новое место, вверх по течению реки. На холмистом берегу были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня, кельи, хозяйственные службы. Первоначальное место поселения подвижника впосл. называли «старая пустынь». По легенде, ок. 20 лет на Письме вместе с прп. Макарием подвизался прп. Павел Обнорский . Видимо, это предание сложилось позднее, когда М. П. м. был приписан к Павлову Обнорскому монастырю . Обитель упомянута как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича , выданной Обнорскому мон-рю. Время кончины прп. Макария неизвестно. Считается, что он был похоронен в подклете Преображенского храма. Впервые М. П. м. упоминается в писцовой книге 1629-1630 гг. как «Павлова Вологоцкого монастыря вотчина монастырек Макарьева пустыня на реке Писме». В обители стояли 2 небольших «клетских» храма - летний Преображенский и зимний Благовещенский, «а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение монастырское вотчинное, у монастыря двор коровей» (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. М., 1912. Отд. 3-й для Костромской и Плесской десятин. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. вместо этих храмов была построена деревянная Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. упоминается рака над местом погребения основателя, «на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная». Рядом с храмом стояли деревянная шатровая колокольня («а на ней четыре колокола небольших»), 2 братские кельи («а промеж ими сени рубленные с чуланы»), размещались хозяйственные службы, в т. ч. «изба столовая», «сушило деревянное», погреб, скотный двор; имелись 4 улья, 12 коров, 8 «подтелков да осмеро молодых телят», 10 овец и др. (Опись Павло-Обнорского монастыря. 1865. Стб. 306-308).

http://pravenc.ru/text/2561266.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОБНОРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дионисий, Ефрем, Герасим, Исаакий (+ 1538 ), насельники Павло-Обнорского Троицкого Комельского монастыря , преподобномученики Память 10 января (Вологод.) и в Соборе Вологодских святых При нашествии казанских татар на вологодские земли в январе 1538 года пострадали многие монастыри, в первую очередь на юге Вологодчины - в Комельской и Обнорской волостях. Одним из первых был разорён Иннокентиев Комельский Преображенский мужской монастырь , расположенный недалеко от Павло-Обнорской обители . Некоторым из местных крестьян удалось бежать, они сообщили о надвигающейся беде обнорским инокам, и почти все покинули обитель. Остались 10 человек - старики и те, кто " веры ради ко преподобному не хотяще оставити святаго того места " . Они собрались вместе и молились об избавлении от нападения. Престарелый монах-затворник Ефрем, который, " пребывая во святом том монастыри в постех и молитвах и в трудех седмьдесят лет неисходимо ис келия, в велице безмолвии пребысть " , задремал и увидел во сне преподобного Павла Обнорского , который предсказал разорение обители, мученическую кончину троих иноков и последующее восстановление монастыря. Ефрем рассказал о своем видении другим, после чего ещё несколько насельников ушли в лес, но к середине дня вернулись в надежде, что в тот день татары не нападут. Во время вечернего чтения часов в трапезной старец Даниил увидел приближавшихся к монастырю конных татар. Монахи стали прощаться друг с другом и " начаша на себе схимы налагати " . Дионисию , выбежавшему из трапезной, татары отрубили голову. Двое других иноков скрылись в трапезной под печью, монаху Ферапонту удалось выйти из трапезной незамеченным. Пятеро монахов были жестоко избиты в церкви, где они укрылись. Затем татары бросились искать добычу в кельях. В одной из келий находился Ефрем с двумя иноками, вероятно своими келейниками Миной и Митрофаном. После долгого истязания Ефрему перерубили шею, Митрофан был убит, Мине пробили голову. Пострадали также миряне, пытавшиеся укрыться за монастырскими стенами. Татары разграбили и сожгли обитель, уцелели лишь Троицкая церковь и строившееся тогда каменное здание Успенского собора.

http://drevo-info.ru/articles/13673692.h...

По благословению преподобного Сергия и с согласия митрополита Фотия , в 1414 году преподобный Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название Павло-Обнорского . Написав для братии строгий устав монастырской жизни, преподобный поручил управление новой обителью своему ученику Алексию, а сам по-прежнему продолжал жить в уединенной келлии на горе, оставаясь при этом чутким и добрым наставником для всех, кто нуждался в его целительной помощи. Преставился преподобный Павел в 1429 году, 112 лет от роду. Последние слова его были: " Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития " . Мощи преподобного Павла Обнорского под спудом в часовне в его честь. Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь Житие святого написано около 1546 года. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Молитвословия Тропарь, глас 1 : Божественною любовию от юности распалаем, Павле преподобне,/вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа единаго возлюбил еси/и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/со зверьми жити весь Христу./Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/даром чудес и по преставлении обогати тя./Темже вопием ти:/моли непрестанно о всех нас,//честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак, глас 8 : Все твое умное желание к Богу вперив,/и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению./Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./Темже вси вопием ти://радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Использованные материалы Редакция текста от: 15.09.2019 16:12:36 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8616.html

82 Например.в благословенной грамоте 1590 года, предписывается священникам и диаконам, чтобы они, «положа антиминсы (т. е. новые, освященные Архиереем), старые антиминсы тех престолов полагали в исподе, а новые антиминсы на верху старых антиминсов». (Акт. Арх. Экспед. т. 1, 346, стр. 419). 83 В благословенной грамоте Патриарха Иосифа на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, где ныне существует приходская Воскресенская церковь , в которой почивают мощи преподобного Сильвестра, 7156 (1648) сентября 25-го дня, сказано: « церковь Воскресения Христова покрыть на ново, и в церкви престол поставить нов, а старую кровлю тоя церкви и престол велеть вывести в поле, в чисте месте огнем спалить, а старой антиминс велеть заделать в новом престоле в десном столбце от восточныя страны». (Церковь села Воскресенского на Обноре, где прежде был мужский монастырь. Ярославль 1862 г., стр. 65). В благословенной грамоте Калужского Крутицкого Митрополита Павла, данной в 1675 году на освящение церкви Троицкого монастыря в селе Запрудном, сказало: «а старого престола антиминс велеть заделать в новый престол в десной столбец «(Чт. в Имп. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1865, кн. 4, стр. 93). В благословенной грамоте Митрополита Ростовского и Ярославского Ионы, данной в 7195 (1686) году декабря 16-го на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, сказано: «а старую церковь разобрать, и во едино место скласть и огородить, чтобы никакая нечистота не прикасалась, а с престола святый антиминс положить нового престола в восточную страну в правый столбец, а индитию и срачицу, свив старым препоясанием, положить под престол, а верхнюю деку и столбцы сохранить под церковию в земле и о всем учинить так, как в большом Требнике напечатано». ( Церковь села Воскресенского, на Обноре. Ярославль 1862, стр. 73). 84 Так, в храмозданной грамоте Митрополита Суждальского и Юрьевского Илариона, данной году февраля 25-го на построение церкви Богоявления, сказано: «а старой церкви антиминс с престола велеть священнику снять и положить в новой церкви под престолом, в среднем кресце, на десной стране вытесав ящиком». (Богоявленская слобода Мстера, Владимирской губ. Вяземского уезда, состав. И. Голышев. Владимир. 1865, стр. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Адрес монастыря: 162010, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Юношеское. Святые Мощи Павла Комельского (Обнорского) , келейника преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря, покоятся в этом, основанном им, монастыре. В монастыре почивают святые мощи преподобномучеников Обнорских: Ефрема, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана. В монастыре находится кладезь, выкопанный преподобным Павлом Обнорским. Месторасположение захоронений и источника: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Корнильево, быв. Корнилиево-Комельский монастырь. Святые мощи преподобного Корнилия Комельского почивают под спудом в бывшей Комельской обители. Его имя среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Преподобные Кассиан Комельский, Вологодский, и Лаврентий Комельский были учениками преподобного Корнилия Комельского. Их святые мощи также покоились в этой обители. Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. На источниках были сооружены даже больницы с ваннами для лечения целебными водами, которые особенно помогали при кожных заболеваниях, при цинге, при параличе. Хотя больница, как и сам монастырь, разрушена, источник преподобного Корнилия сохранился, и сегодня из толстой трубы под мощным напором вырывается вода. Кирилловский р-н [ править править код ] В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении. Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник. В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Спасо-Нуромский монастырь имел и своих покровителей из числа местных помещиков. Так, землевладельцы Нарбековы считали обитель «издавна своим прародительским строением» и заступались за нее, когда в 1670-х гг. ее стали притеснять власти расположенного неподалеку Корнилиева Комельского . К 1719 г. в вотчине Спасо-Нуромского монастыря насчитывалось 14 деревень: Боброво, Початково, Тимонино, Дядинское, Чижово, Лукино, Олферово, Савино, Высокое, Поповкино, Шабаново, Сидоровское, Мартюково, Мышкино. К 1764 г. в них жили 403 человека (мужского пола). В том же 1764 г. Спасо-Нуромский монастырь был закрыт, его насельники переведены в Павлов Обнорский монастырь, а соборная церковь обращена в приходскую. Оба деревянных храма были разобраны, некоторое время из монастырских зданий сохранялась лишь часовня, устроенная на месте встреч прп. Сергия Нуромского и Павла Обнорского.   Публикуемая переписная книга монастыря 1701–1702 гг. позволяет увидеть, что представлял собой монастырь в начале XVIII в. – сюжет, пока не освещенный в историографии. Описание монастырей Российского государства в 1701–1705 проводилось по инициативе правительства Петра I в связи с передачей дел воссозданному в 1701 г. Монастырскому приказу. Вместе с монастырями описывались также архиерейские дома и приходские церкви. Это была попытка петровского правительства провести частичную секуляризацию церковно-монастырского землевладения и хозяйства. Дошедшие до наших дней переписные книги этого времени хранятся преимущественно в фонде Монастырского приказа (РГАДА, ф. 237). На сегодняшний день лишь небольшая их часть введена в научный оборот. В отличие от других регионов, описи имущества и переписные книги монастырей Вологодского уезда изучены гораздо лучше. Многие описания, в том числе 1701–1702 гг., опубликованы: Иннокентиева Комельского, Павлова Обнорского, Спасо-Каменного, Сямженского Евфимьева, Григориева Пельшемского, Дионисиева Глушицкого монастырей, Симоно-Воломской и Семигородней Публикация переписной книги Спасо-Нуромского монастыря сделает этот список более полным.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Сам Стефан скончался 14 июля 1406 г. Учеником Сергия Радонежского был Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Желая пустынного уединения, Сергий Нуромский отправляется в Вологодские края, где основывает Спасо–Преображенский монастырь на реке Нурме, притоке Обноры. Житие святого составлено в конце XVI в. Умер Сергии Нуромский 7 октября 1412 г. Предание называет учеником Сергия Радонежского также Сильвестра Обнорского, основателя Воскресенского монастыря на реке Обноре. Глухие записи о преподобном сохранились от второй половины XVII в.  Считается, что Сильвестр скончался 25 апреля 1379 г. К ученикам Сергия Радонежского причисляют знаменитого Павла Обнорского, проведшего в Троице–Сергиевом монастыре 15 лет. По его житию, изучение которого еще далеко от завершения , Павел, стремившийся к молчанию и уединению, отпросился уйти в пустынные места. После долгих странствий он остановился в Комельском лесу, на реке Грязовице, где прожил еще три года в дупле липового дерева. Оттуда перешел на берег реки Нурмы, в 4 верстах от СпасоНуромского монастыря. Здесь его нашел Сергий Нуромский в ситуации, весьма впечатляющей: Павел кормил птиц, сидящих у него на голове и плечах, а по соседству мирно сидели медведь, лисицы, зайцы и другие звери, ожидая своей пищи. В 1414 г. Павел, по благословению митрополита Фотия, основал в долине Нурмы Троицкий монастырь по общежительному уставу. Преподобный преставился 10 января 1429 г. в возрасте 112 лет (!). Монастырская колонизация Белозерского края связана с именами преподобных Кирилла и Ферапонта. Житие Кирилла  сообщает биографические данные о святом: в миру Козьма был родственником знатного вельможи Тимофея Васильевича Вельяминова, у которого он служил казначеем. Вельяминов возражал против желания Козьмы постричься в монахи, и только Стефану Махрищскому, оказавшемуся в это время в Москве, удалось убедить непреклонного родственника. Настоятель Симонова монастыря Федор постриг Козьму и нарек ему имя Кирилл. Новопостриженный инок Кирилл становится учеником старца Михаила  — следовательно, до 1384 г., так как зимой 1383/84 гг.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Так было в Павло-Обнорском монастыре, так было и в других пустынных монастырях. Трудовой характер пустынных монастырей стал твердой основой их дальнейшего развития. Более чем за 500 лет руками монахов на месте землянки Павла вырос настоящий «град небесный». Павло-Обнорский монастырь был расположен в живописной долине, сжатой со всех сторон отлогими горами. Троицкий собор воздвигнут в 1516 году, по преданию, в нем сохранялись иконы Дионисия (Ферапонтовского). С северной стороны к собору примыкала церковь Иоанна Предтечи, с южной – Казанская церковь с приделами Павла Комельского и Сергия Радонежского. Чуть поодаль располагалась теплая Успенская церковь, бывшая в древности трапезной, с примыкающими к ней настоятельскими покоями. Над ее алтарем возвышалась высокая трехъярусная колокольня. Монастырь был обнесен высокой каменной стеной с башнями, по бокам монастыря с востока и запада возвышались два огромных холма, насыпанные монахами при расчистке русла реки Обноры и обсаженные красивыми елями. На восточном холме был воздвигнут обширный двухэтажный скитский храм; на западном холме, называемом «Голгофа», устроена деревянная часовня, внутри которой находилось художественно выполненное скульптурное изображение Христа. У самого моста тоже была часовня, в которой стояло ведро воды с почерпалом для утоления жажды путников в знойный день. На стене находилась икона, изображающая Павла, в руках которого был свиток с надписью: «О если бы ведали всю силу любви». В 30-е и последующие годы все постройки и стены монастыря были взорваны или разбросаны, разорены древние кладбища, утрачена могила Павла Комельского. Никаких часовен и в помине не осталось. Сохранились в аварийном состоянии остатки Успенской и скитской церквей и кельи. Долгие годы сооружения монастыря использовались под детский дом, место получило название «Поселок “Юношеское”». Бледные, плохо одетые дети, разбитые рогатками окна, загаженные помещения остатков Успенской церкви, собака с подбитой лапой, шарахающаяся от каждого шага людей, – такова «мерзость запустения».

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

10. Преп. Павел Комельский (Обнорский, – 10 янв.). – Древнейшая редакция его жития составлена в XVI в., приблизительно около 1538 г., на основании «списаний, яже от древних, видевших святого и от инех многих, слышавших» об нем (Некрасов, Зарождение национал. литер. в север. Руси, ч. I: «О первичных редакциях жизнеописаний подвижн. север. Руси XV–XVII в.», Одесса, 1870, стр. 34; Ключевский, жития рус. святых, М. 1871, стр. 272). Потом эти редакции жития дополнялись сказаниями о посмертных чудесах преп. Павла и о позднейших событиях из истории его монастыря. Проложное чтение представляет лишь краткое изложение полной редакции этого жития и была известна уже в XVI в. (Ключевский, стр. 272). Русский пересказ подробного жития преп. Павла Обнорского см. у Муравьева, Русская Фиваида на Севере, Спб., 1855 г., стр. 469 и сл. (здесь и об обители преп. Павла); его же, Жития рус. святых, 1857 г., янв., стр. 151 и сл.; Филарет, Ж. свят., янв.; Верюжинский, Историч. сказание о жизни святых Вологод. епар., Вологда, 1880, стр. 232 и сл.; епископ Димитрий, Месяцеслов, янв., – Булгаков, Месяц. – В Проложном чтении о преп. Павле Обн. упоминается о пребывании его в монастыре преп. Кирилла Белозерского, – это допускает и преосвящ. Филарет в изложении его жития (Жит. св., изд. 1885 г., янв., стр. 107). Верюжский, в «Историч. сказан.» о жизни вологодских святых заявляет, что этого не могло быть, потому что «Павел скончавшись в 1429 г., последние 40 лет жизни, следовательно, с 1389 г. безвыходно провел в Обнорской пустыне, а Кириллов монастырь основан в 1397 г., осьмью годами позднее поселения Павла в Комельском лесу» (стр. 238 примеч.). Но это упоминание в Прологе о препод. Кирилле Белоз. и его обители, вслед за св. Сергием Радонежским и устроенной им обителью св. Троицы, во всяком случае весьма характерно: оно указывает на то время, когда Кириллов монастырь приобрел уже известность для всего севера, выпуская одного за другим основателей новых монастырей и пустынь в северных краях России (Иконников, о культурн. значении Византии в рус. истории, Киев. 1869 г., стр. 111–113), а вместе с тем указывает, на внутреннюю близость между собою главнейших устроителей монашества в этих краях. И преп. Кирилл Белоз. и преп. Павел Обнорский были учениками преп. Сергия и следовали в устройстве своих монастырей его учению и его уставам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010