Вместе с размножением пустынных монастырей на северо-восточной окраине Руси в первой половине XVI века усилилась здесь и агиобиографическая производительность. Некоторые древние списки жития Димитрия Прилуцкого представляют другую, вообще более краткую редакцию в сравнении с текстом его в макарьевских минеях. В этой редакции есть признаки, которые приводят к предположению, что это – первоначальный текст жития, написанного игуменом Макарием около половины XV века и переделанного впоследствии. Встречаем в ней выражения, указывающие на первого биографа и опущенные в позднейшей переделке 388 . Ряд чудес в ней прерывается рассказом о Димитрие Шемяке, а в редакции макарьевских миней продолжается пятью новыми чудесами, и в одном из них рассказано о построении третьей соборной церкви в монастыре. Это, по всей вероятности, церковь , построенная, как гласит сохранившаяся надпись, в 1542 году 389 . Эта позднейшая распространенная и дополненная редакция жития с похвалой святому обыкновенно сопровождается в рукописях особым длинным похвальным словом, составляющим третью редакцию жития. Биографические известия в нем выписаны из сочинения игумена Макария, а предисловие из Пахомиева жития Сергия 390 . Обе переделки древней биографии составлены, по-видимому, в конце первой половины XVI века и дают мало нового. К тому же времени относится житие князя-инока Игнатия, погребенного в Прилуцком монастыре. Биограф, монах этого монастыря Логгин, в краткой повести, чуждой риторических украшений, сообщил немногие сведения о князе и чудесах его по смерти до половины XVI века 391 . На время появления жития Павла Обнорского бросает свет состав его в разных списках. В древнейших оно оканчивается рассказом о преемнике Павла, игумене Алесее 392 . В других к житию прибавлено отдельное «сказание» о 19 посмертных чудесах святого 393 . Наконец, в третьей группе списков к этим чудесам присоединен ряд новых, начинающийся повестью о разорении монастыря казанскими татарами в 1538 году; между этими чудесами помещен рассказ о построении нового храма в монастыре в 1546 году 394 . В рукописях это житие начинает появляться не раньше 2-й четверти XVI века Из всего этого можно только заключить, что оно составлено незадолго до 1538 года и вскоре было дополнено новыми статьями. Отделенный столетием от святого, биограф успел еще воспользоваться не только рассказами многолетних старцев, но и «списаниями яже от древних, видевших святаго». Около половины XVI века была уже составлена краткая редакция жития Павла У ней были, по-видимому, и другие источники кроме пространной биографии: о странствованиях Павла по монастырям и пустыням и о создании им обители на Обноре она сообщает любопытные известия, которых нет в последней 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Омск. Церковь Павла Комельского на Шепелевском кладбище. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Павла Обнорского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1902. Год утраты:приблизительно 1940 Адрес: Россия, Омская область, Омск, улица 5 Армии, 133. Координаты: 55.001786, 73.382703 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Шепелевское кладбище было устроено в середине XIX века на западной окраине Омска, за Бутырским форштадтом. Церковь была возведена напротив ворот кладбища в течение нескольких месяцев 1902 года. Средства на постройку храма были пожертвованы чиновничьей вдовой Бобровой и другими благотворителями. Средства собирались и благотворительными духовными концертами. Церковь краснокирпичная, одноэтажная, в форме " корабля " , зального типа с восьмигранным барабаном под низким куполом с луковичной главкой и изящной шатровой колокольней. Стены храма прорезаны арочными окнами, фланкируемы лопатками и оформленными нишами по краям от южного входа. Каждая грань деревянного барабана имеет килевидное завершение. Перед западным входом был пристроен деревянный тамбур. Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками. Колокольня: ярус звона восьмигранный с арочными проемами. До революции храм не имел своего причта, был приписан к Омскому Успенскому собору. В 1920-е годы община была " тихоновской " ориентации. С 1926 по 1928 годы приход храма составлял от 150 до 201 прихожанина. Храм закрыли в начале 1930-х годов и в 1940-е годы снесли. Сейчас на месте кладбища и храма построены корпуса завода. Наталья Лебедева " Церковь во имя Святого Павла Комельского Чудотворца в г. Омске "http://Сайт " Памятники культового зодчества Омского Прииртышья " .  http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/pavla.htm В состав Успенского собора входит приписная кладбищенская церковь на Шепелевском городском кладбище, зданием каменная, с одним престолом во имя преподобного Павла, Комельского чудотворца, построенная на средства чиновничьей вдовы Бобровой и на пожертвования граждан г. Омска в 1902 г. При церкви имеется причтового капитала 150 руб. Дохода при сей церкви в 1909 г. поступило 1878 руб. 70 коп. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37834

Разделы портала «Азбука веры» ( 49  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Рассказы архим. Павла (Груздева) в аудиоформате. Военкомат из Мологи Груздевы, породненные с Мологским Афанасьевским монастырем, были частыми гостями у игуменьи Августы, особенно отец, Александр Иванович . И игуменья, чем могла, помогала большой груздевской семье: то семян даст для посева, то лошадь. Игуменья Августа и документы оформляла на Павла Груздева — так же, как и на других насельников монастыря. Но, бывало, год припишет или, наоборот, отнимет — кому для пенсии, кому еще для чего. По записи игумений Августы в паспорте Павла Александровича Груздева значился год рождения 1911 — и, 3 августа старого стиля. Но отец Павел говорил, что он родился 3 (16) января 1910 года, по другим сведениям — 10 (23) января 1910 г., во всяком случае, своим Ангелом он называл преподобного Павла Обнорского, и день Ангела праздновал 23 января по новому стилю. В доме Груздевых сохранился фотоальбом с выгравированной надписью: «В день Ангела 23 января 1959 года», подаренный отцу Павлу незадолго до его пострижения в монашество. А когда Павел Груздев принял постриг, то Ангелом его стал святитель Павел, патриарх Константинопольский (празднование 19 ноября н. ст.). Судя по всему, игуменья Августа убавила год с лишним Павлуше Груздеву для отсрочки призыва в армию. Но время призыва все-таки наступило — год 1928-29. Отец Павел вспоминал: «Игуменья говорит: – Павлуша, военкомат требует из Мологи. Ладно. Запрягли лучшего коня — Бархатного, Мане-фа на козлы села. Манефа в подряснике, белом апостольнике, в перчатках — на козлах, я — в подряснике хорошем, белый воротничок, белые обшлага, скуфейка бархатная была — в пролетке. Приехали в военкомат. Военком поглядел, говорит: «Это что за чудо?» – А это Груздев на призыв едет с монастыря. – Давайте с заднего хода! Начали беседовать, вопросы всякие задавать. – Война будет — пойдешь воевать? – А как же, я обязан. – А как? – А как Господь благословит. Повели меня испытывать, такие турники есть. «Полезай», — говорят. «Я не полезу». «Полезай!» «Нет, гобаться я не буду». (Гобаться — это значит, как куры на насесте).

http://azbyka.ru/fiction/rodnye-moi/

129. Дар царственного смирения смиренному отшельнику Не терял я надежды, выезжая из Петербурга, принять участие в торжествах освяще­ния в Павло-Обнорском монастыре трех престолов выгоревшего в 1909 году храма и див­ной, драгоценной раки, пожертвованной от щедрот Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы; но Бог не судил быть мне там: прибыв в Вологду, я разболелся; к обычным немощам моим прибавилась еще слабость сердца, и доктор решительно запре­тил мне поездку по проселочной дороге с больною печенью, а главное – предстоявшее пере­утомление в служениях. Пришлось подчиниться, тем более что небольшой опыт – проща­ния с духовенством – показал, что я на такой подвиг не гожусь. Не имея возможности отправиться в Павлов монастырь, я послал туда свое приветственное слово-послание, которое было прочитано преосвященным Антонием Вельским пред полиелеем на всенощном бдении. Вот это послание: “Возлюбленные о Господе отцы и братия и чада! Мир вам и Божие благословение! Приветствую вас в светлый день праздника обители Преподобного Павла приветствием любви и радости о Господе. Скорблю, что по немощам моим не могу принять личного участия в вашей радости, но сердцем сорадуюсь вам, духом разделяю молитвы ваши у гроба чудотворца Павла и не могу оставаться безмолвным в день вашей радости. От избытка сердца глаголют уста. А при невозможности беседовать усты к устам – сердце повелевает беседовать хотя письменным посланием. Дивен Бог во святых Своих! Дивен Он в явлениях благодати Своей во дни земнаго их странствования, дивен и по блаженном преставлении их на небо! Сегодня мы творим память Преподобного отца нашего Павла, Обнорского чудотворца, празднуя освящение храма его и священной раки, принесенной от щедрот Благочестивейшего и Богом возлюбленного Царя нашего и Его Благочестивейшей Супруги. Сегодня мысль наша невольно переносится за пять столетий, когда жил сей великий в своем смирении угодник Божий в тот благословенный век, когда около великого печальника родной нашей земли Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, собирались ревнители богоугождения, когда с его благодатного благословения сии ревнители устремлялись в северные пре­делы России, всюду зажигая благодатные огоньки духовной жизни, всюду разнося свет и тепло, коими и доселе жива наша русская православная душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

105. 1676 г., июня 9. Расписка в приёме от архимандрита Чудова монастыря Павла в монастырскую казну Кириллова монастыря разного имущества монаха Никона 184 году, Июня в 9 день, по указу великого господина, святейшего Иоакима, патриарха московского и всея Росии, Чудова монастыря у архимандрита Павла Кирилова монастыря казначей старец Павел Кикин принял в монастырскую казну, по описке, после монаха Никона: Божия милосердия образов: Образ Спасов, оклад канфарен, венец не золочён. Да образ Корнилия Комельского, оклад канфарен. Образ Павла Обнорского, оклад канфарен. Образ Димитрия да Игнатия Прилуцких, оклад канфарен. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ Распятия Господня. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ Рождества Пречистой Богородицы, на краске. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Деисус, на листах. Образ Спасов на престоле, на затворах писаны святые; ветх. Книга Григория Анзианзина, печатная, в десть, печать мелкая московская. Книга триодь постная да триодь цветная, печатная, в десть. Два октоиха на восемь гласов, печатные, в десть. Книга требник, печатный, в десть. Книга пролог во весь год, расплетён надвое, печатный, в десть. Книга псалтырь со воследованием, печатная, в десть. Книга апостол печатный, в десть. Два служебника, печатные, в полдесть. Книга псалтырь, печатная, в полдесть. Коврик маленький. Два аналоя кожаных. Книга каноник печатный, в четверть. Две книги Жезл Правления, печатные, в десть. Книга письменная, в десть; в ней слова избранные разных святых; вторая половина Никона. Книга минея, месяц Февраль, печатная, в десть. Книга торжественник и соборник, печатный, в десть. Книга апостол толковый, письменный, в полдесть. Книга кормчая, письменная, в десть. Книга Григория Чудотворца , письменная, в полдесть. Книга многосложные послания, письменная, в полдесть. Книга апостол толковый, письменный, в полдесть. Книга Деяние толковое, письменное, в полдесть. Книга Исака Сирина, письменная, в четверть. Книга гранограф, письменная, в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Божественною любовию от юности распалаемь Павле преподобне, вся яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси. И сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, со зверьми жити, весь Христу: отонудуже и всевидящее око твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогати тя. Темже вопием ти: моли непрестанно о всех нас, честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак, глас 8: Все твое умное желание к Богу вперив, и тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився, и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тя прослави, и даром чудес обогати. Темже вси вопием ти: радуйся Павле преподобне, пустынный жителю. 426 Монастырь Рождества Христова, в Угличском уезде, на Прилуке, значился подведомым Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в позднейшее время. 427 Преподобный Павел проходил в Троицкой Сергиевой обители послушания на поварне и в трапезной. Благословляя св. Павла на пустынножительство, преподобный Сергий вручил ему животворящий крест, доселе хранящийся в Обнорской обители святого Павла. 428 Кириллов Белозерский монастырь, основанный преп. Кириллом (память его празднуется 9 июня), находится в уездном городе Кириллове, Новгородской губ., в 602 верстах от Новгорода; во времена св. Кирилла и Павла ближайший город в том крае – Белозерск – был в 37 верстах от монастыря. 429 Чухломской Авраамиев монастырь (великие пустыни) положения пояса Пресвятой Богородицы, находился в Галичском уезде, Костромской губ. Он основан преп. Авраамием Галичским . Вскоре же по основании преп. Авраамий покинул этот монастырь и в 13 верстах от него учредил Вочскую обитель, где и скончался в 1375 г. Память его празднуется 20 июля. 430 Ныне заштатный монастырь в Балахнинском уезде, Нижегородской губ., при селе (прежде городе) Городце, на левом берегу Волги; основан в 1164 г. великим князем Георгием Всеволодовичем. В монастыре хранится келия, в которой 4 ноября 1263 г. последовала кончина Александра Невского , возвращавшегося из орды. 431

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воспитывался Павлуша Груздев в монастыре, но дом и родных своих очень любил. «Домашний он был человек», – говорит об о. Павле его младший брат Александр (Шурка). И родня груздевская вся очень интересная. Вот, например, бабушка Марья Фоминишна, отцова мать – она была хозяйкой деревни. Так назывался человек, к которому все обращались за советом, – деревня Большой Борок и еще более десяти деревень – т. е. вся Кулига. На праздник, бывало, мать Александра Николаевна стряпает для гостей пироги, а бабушка: «Я для нищей братии готовлю». Браги поставит, хлеба напечет, за баней столик накроет, приглашает нищую братию. «У нас дома все родственники сидят, – рассказывал о. Павел, – а за баней чуть не пляска, братия гуляет с бабкой». Такой была Марья Фоминишна. Отец Павел все время потом поминал родителей ее – Фому и Анну, братьев и сестер – монахиню Евстолию, инокиню Елену, Феодора, Анну, Евдокию, Михаила, Параскеву, Илию и саму бабку Марию... Вообще Груздевы, породненные с Афанасьевским монастырем, были частыми гостями у игуменьи Августы, особенно отец, Александр Иванович . И игуменья, чем могла, помогала большой груздевской семье – то семян даст для посева, то лошадь. Игуменья Августа и документы оформляла на Павла Груздева – так же, как и на других насельников монастыря, но, бывало, год припишет или, наоборот, отнимет – кому для пенсии, кому еще для чего. По записи игумений Августы в паспорте Павла Александровича Груздева значился год рождения 1911-й, 3 августа. Но о. Павел говорил, что он родился 3 (16) января 1910 года, по другим сведениям – 10 (23) января 1910 г., во всяком случае, своим Ангелом он называл преподобного Павла Обнорского, и день Ангела праздновал 23 января по новому стилю. В доме Груздевых в Тутаеве сохранился фотоальбом с выгравированной надписью «в день Ангела 23 января 1959 года», подаренный отцу Павлу незадолго до его пострижения в монашество. А когда Павел Груздев принял постриг, то Ангелом его стал святитель Павел, патриарх Константинопольский (празднование 19 ноября н. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

В течение целых 15-ти лет игумену Алексию суждено было делить с преподобным Павлом труды и заботы по благоустроению обители. Будучи духовным отцом преподобного, Алексий в то же время был и самым послушливейшим учеником его, беззаветно подчинившим волю и разсуждение свое воле своего св. старца. Алексию же пришлось напутствовать Павла спасительными Таинствами Св. Церкви и в жизнь будущего века и предать тело его честному погребению. Напитанный млеком учений двух преподобных своих наставников, Сергия и Павла, соприкасавшийся с великими светильниками Церкви Российской – св. Фотием и преподобным Никоном Радонежским, блаженный Алексий и сам был великим подвижником благочестия. На нем почил дух отцев его. И как ни досточестно было дело внешнего благоустроения обители, которому приснопамятный игумен прилежал со тщанием, но не в этом только выражалась главнейшая его деятельность, конечною целью которой являлась пламенная забота о духовном преуспеянии чад своей паствы, которых он всех без исключения желал привести ко Христу в Его блаженное царство. Назидая братию примером собственной подвижнической жизни, Алексий назидал их и словом учения, рассказывая им о жизни и подвигах преподобных Сергия и Павла, и только благодаря этим рассказам его мы имеем житие первого из них. По отношению же ко второму духовному наставнику своему – преподобному Павлу, Алексий явился послушником его воли и по блаженном его успении, храня свято и оберегая ненарушимо все те заповеди и уставоположения, которые Павел преподал своей обители. В подвигах богоугождения приблизился Алексий ко вратам вечности спустя несколько лет по кончине преподобного Павла и с упованием на безмерное Божие милосердие предал дух свой в руце Божии, с точностью и неизвестно в каком именно году. Верный ученик возлег на вечный покой вкупе с своим св. учителем, погребенный близ гроба его. Память первого своего настоятеля обитель Павлова с благодарным к нему чувством хранила во все времена своего существования: в сгоревшем в 1909 году древнем обительском синодике он записан был следующим образом: «преподобного отца нашего игумена Алексия» как не записывался ни один из последующих настоятелей-игуменов здешних. Один этот факт с достаточною ясностью и вразумительностью свидетельствует, что Павлова обитель с любовию и благоговением воспоминала имя приснопамятного своего игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это, по всей вероятности, церковь , построенная, как гласит сохранившаяся надпись, в 1542 году 388 . Эта позднейшая распространенная и дополненная редакция жития с похвалой святому обыкновенно сопровождается в рукописях особым длинным похвальным, словом, составляющим третью редакцию жития. Биографические известия в нем выписаны из сочинения игумена Закария, а предисловие из Пахомиева жития Сергия 389 . Обе переделки древней биографии составлены по-видимому в конце первой половины XVI в. и дают мало нового. – К тому же времени относится житие князя-инока Игнатия, погребенного в Прилуцком монастыре. Биограф, монах этого монастыря Логгип в краткой повести, чуждой риторических украшений, сообщил немногие сведения о князе и чудесах его по смерти до половины XVI века 390 . На время появления жития Павла Обнорского бросает свет состав его в разных списках. В древнейших оно оканчивается рассказом о преемнике Павла, игумене Алексее 391 . В других к житию прибавлено отдельное «сказание» о 19 посмертных чудесах святого 392 . Наконец в третьей группе списков к этим чудесам присоединен ряд новых, начинающийся повестью о разорении монастыря Казанскими Татарами в 1538 году; между этими чудесами помещен рассказ о построении нового храма в монастыре в 1546 г. 393 . В рукописях это житие начинает появляться не раньше 2-ой четверти XVI века. Из всего этого можно только заключить, что оно составлено не задолго до 1338 г. и вскоре было дополнено новыми статьями. Отделенный столетием от святого, биограф успел еще воспользоваться не только рассказами многолетних старцев, но и «списаниями яже от древних, видевших святого». Около половины XVI в. была уже составлена краткая редакция жития Павла. У ней были по-видимому и другие источники кроме пространной биографии: о странствованиях Павла по монастырям и пустыням и о создании им обители на Обноре она сообщает любопытные известия, которых нет в последней 394 . Сравнивая конец жития Ферапонта с началом жития Мартиниана, легко заметить, что обе биографии белозерских подвижников написаны одной рукой и составляют одно целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

( < < back 1) ( < < back 2) собора св. Софии в Константинополе. ( < < back 1) ( < < back 2) разумеется святая великомученица Анастасия Узорешительница, приявшая мученическую кончину при Диоклитиане около 304 г. ( < < back 1) ( < < back 2) прекраснейшему (более) сынов человеческих, Христу. ( < < back 1) ( < < back 2) Геннадий патриаршествовал с 458 по 471 г. называлась в древности верхняя длинная, без рукавов одежда, покрывавшая тело со всех сторон, подобно той, какую носили Христос и Апостолы (2 Тим 4:13), почему церковь и приняла ее в число священных облачений. При этом у нас в России для удобства при священнодействиях передняя сторона ее обрезывается, в Греции же она и по сие время сохраняет древнюю форму, и св. Маркиан мог таким образом совершенно прикрывать ею наготу тела, пока не пришлось действовать при богослужении руками. ( < < back 1) ( < < back 2) помещении, где хранились запасные священные сосуды и священные облачения. ( < < back 1) ( < < back 2) разумеется святая великомученица Ирина, пострадавшая в Ефесе в конце I или начале II b., 5 мая. Память ее особенно чтилась в Константинополе, где ей было посвящено несколько великолепных храмов. ( < < back 1) ( < < back 2) Великий умер в 474 г. Так как, по житию, Верина окончила сооружение церкви при жизни мужа, и так как вышеупомянутое прекращение пожара по молитве св. Маркиана относят к 471 г., то смерть святого нужно полагать между 471–474 гг. ( < < back) Память преподобного Павла Комельского 1367 г. ( < < back) Троице-Сергиева лавра. ( < < back) Рождества Христова, в Угличском уезде, на Прилуке, значился подведомым Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в позднейшее время. ( < < back) Павел проходил в Троицкой Сергиевой обители послушания на поварне и в трапезной. Благословляя св. Павла на пустынножительство, преподобный Сергий вручил ему животворящий крест, доселе хранящийся в Обнорской обители святого Павла. ( < < back) Белозерский монастырь, основанный преп. Кириллом (память его празднуется 9 июня), находится в уездном городе Кириллове, Новгородской губ., в 602 верстах от Новгорода; во времена св. Кирилла и Павла ближайший город в том крае — Белозерск — был в 37 верстах от монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010