ПСРЛ. Т. 2. Стб. 706—707; Т. 15. Стб. 230. Там же. Т. 1. Стб. 706, 707; см. также: Тихомиров ?. ?.Указ. соч. С. 303. Воронин ?. ?.Житие Леонтия ростовского и византийско-русские отношения второй половины XII в.//ВВ. М., 1963. Т. 23. С. 30. Голубинскии Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 334. Патерик. С. 76. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457. Воронин ?. ?.К вопросу о начале ростово-суздальского летописания//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 22. Приселков М. Д.Очерки. . . С. 139. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 180—181. Великие минеи четьи. Октябрь, 19—31. СПб., 1880. 29 октября. Стб. 2026—2027. Приселков М. Д.Очерки. С. 291, 309. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445 (припоминание под 1222 г.); Т. 2. Стб. 228 (1096 г.). Приселков М. Д.Очерки. . . С. 309—310, 324. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Срезневский И. И.Древние памятники русского языка и письма. СПб., 1882. Стб. 39. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347. Последнее комментированное издание грамот Смоленской епископии: Российское законодательство X—XX вв., М., 1984. Т. I. С. 212—223. Исследование документов: Щапов Я. Н.Смоленский устав князя Ростислава Мстйславича//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 37—47; Он же.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. С. 136—150; Поппэ А.Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 59—71; Рорре A.Fundacja biskupstwa smolenskiego//Przeglad historyczny. 1966. Т. 57, ?. 4. S. 538—557; Рорре А. D.Dziedzicena Rusi//Kwartalnik historyczny. 1967. Z. 1. S. 4—15; Алексеев Л. В.Устав Ростислава Смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли//Slowianie w dziejach Europy. Poznan, 1974. С. 85—113; Он же.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 20—25. «Том же лете поставлен бысть епископ Василиць Переяславлю, а другого Кузму поставиша епископом в Галич» (ПСРЛ. Т. 25. С. 63; см. также: СПб 1856. Т. 7. С. 66).

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Феодорец был казнен в 1169 г. Эта правильная дата, содержащаяся в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 356), приводится выше и самим митр. Макарием (c. 297). Черниговский епископ Порфирий упоминается уже в 1177 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 606). Объединение Белгородской и Юрьевской кафедр в кон. XII в. было временным (Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. С. 37). В источниках имени Владимира нет, да и вряд ли оно было возможно, так как в нач. XIII в. оно еще не было крещальным (см. коммент. Ярослав Изяславич и Ярослав Георгиевич Туровский, о котором упоминает Слово о мнихе Мартыне, не могут быть отождествлены, как полагает владыка Макарий, потому что Изяслав Мстиславич, отец Ярослава Изяславича, в крещении получил имя не Георгий, а Пантелеимон (Назаренко А. В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого//Отечественная история. 1993. 2. С. 65–70, 75. Прим. 23). Очевидно, имеется в виду Ярослав Юрьевич, упоминаемый как князь пинский (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 631). Есть вероятные данные, что преемниками Лазаря были епископы Афанасий и Иоанн (Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. 3. Ч. 1. С. 224; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. С. 212). Попытку реконструировать эти запутанные события, связанные с именем Иоасафа см. в книге: Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 202–203. Прим. 10. Правильно: 1183 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 201). Имени Марии в Ипатьевской летописи нет (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 612). По крайней мере, Димитриевский монастырь надо признать суздальским, так как Владимирский епископ Симон говорит о Поликарпе, пожелавшем «игуменити у святаго Дмитриа»: «...А не бы тебе принудил и князь, и аз» (Киево-Печерский Патерик. Слово 14). Если так, то и в Космодемьянском монастыре приходится, скорее всего, видеть владимирскую же обитель, игумен которой Арсений упоминается в связи с гибелью Андрея Боголюбского в 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 591). После исследования В. О. Ключевского (Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871) житие прп. Евфросинии Суздальской датируется 2-й четв. XVI в. (Дмитриева Р. П. Григорий (XVI в.)//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 169–172).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Кирик ставит перед владыкой острый вопрос. В середине XII в. вокруг него шли ожесточенные споры, пророй перераставшие в неустроения. В 1157 г. со своего поста был смещен ростово-суздальский епископ Нестор, который запрещал мясоедение по Господским праздникам (ПСРЛ. Т. 9. С. 210–211). Его преемник Леонтий был смещен по той же причине в 1159 г., а после возвращения на кафедру в 1162 г. продолжал проведение жесткой бескомпромиссной линии, распространяя жесткие аскетические правила на всех мирян. Оппонентом Леонтия выступил сменивший в 1164 г. Леона самозванный епископ владимирский Федорец, который выступал активным сторонником отмены ограничений, если среда и пятница попадали на Господские и Богородичные праздники (там же. С. 221; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349, 352; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520). В обличении ереси Федорца принял участие Константинопольский патриарх Лука Хрисо- верг. В его послании, адресованном Андрею Боголюбскому, включено разрешение мясоедения для мирян, тогда как для монахов по главным церковным праздникам рекомендовались сыр и яица в пост (ПСРЛ. Т. IX. С. 228). Но когда в соответствие с подобными рекомендациями киево-печерский игумен Поликарп ввел соответствующую практику, то попал под запрещение митрополита (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354). Г. Подскальски считает раздел о постах в грамоте Луки Хрисоверга вставкою (см. работу указ. автора. С. 78), ибо он входит в пространную редакцию памятника (РИБ. Т. VI. СПб., 1906. Стб. 73– 74. Краткая версия известна по списку РНБ. Кир.-Бел. 1270. Л. 219–221). Раздел действительно имеет много общего с такими древнерусскими поучениями, как «Слово о посте устава церковного Петра недостойного» и «Слове о посте и восстании церковному чину». Острота проблемы была вызвана тем, что главные церковные праздники приходились на даты, совпадающие с дохристианским календарем, сакральные дни в котором отмечались обильными пиршествами (см. об этом: Мильков В. В. Древнерусское еретичество в идейно-политической борьбе второй половины XII в.//Общественная мысль исследования и публикации. Вып. 1. М., 1989. С. 22–23). Как следствие, проблема пощения неизменно сопутствует антиязыческим поучениям (см.: Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества. М., 1913. 1, 4, 16, 23, 24, 29, 31). С подобного рода практикой боролись такие представители духовенства как Нестор и Леонтий. Рекомендации Нифонта, как и при решении других вопросов церковной дисциплины, компромиссны. Учитывалась необоримая практика отступлений от церковных установлений, если запреты касались глубоко традиционных праздников, и вековой привычкой отмечать их обильными трапезами и возлияниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Ставленник митрополита Мелхиседека (Паевского), объявившего самочинную автокефалию, но подчинявшегося обновленческому ВЦУ. 4255 Имя еп. Игнатия встречается в рукописном житии преподобного Авраамия Смоленского, в XIX в. хранившемся в библиотеке Смоленской семинарии, в котором сказано, что он рукоположил преподобного в иерейский сан. На эту рукопись ссылается автор «Историко-статистического описания Смоленской епархии» (СПб., 1864. С. 73). Но время жизни преподобного Авраамия относится к кон. XII – нач. XIII в. Следовательно, произошла ошибка, и эти данные следует отнести к тезоименитым епископам Игнатию и Лазарю, имена которых помещены ниже. Дата приведена по: Н.Д. Девятисотлетие... С. 31. Известно, что многие сведения у H. Н. Дурново почерпнуты им из утраченных ныне местных, епархиальных источников. Составители вынуждены оставить имя этого архиерея в списке (как и имя следующего), так как не выяснена мотивация H. Н. Дурново для их помещения в список. Возможно, он опирался не неизвестные ныне источники, тем более, что о наличии в Смоленске епископов раньше 1135 г. есть косвенные указания в грамоте князя Ростислава (см. выше). 4257 Первые сведения о поставлении смоленского епископа содержатся в летописях под 1137 г. Лаврентьевская лет.: «В лто 1137 Поставиша епископа Мануила скопца Смолиньску». (В год 1137 поставлен епископ Мануил-скопец в Смоленск.) (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 304). Никоновская лет. приводит 1136 г., как точную дату поставления (ПСРЛ. Т. 9. С. 160). В. Л. Янин отнес время поставления еп. Мануила к 1135 г., приведя убедительные суждения в пользу этой даты (Янин В. Л. Заметки о комплексе документов Смоленской епархии XII века//Историография. Источниковедение. Методы исторического исследования. M., 1994. С. 109). Упоминается в Ипатьевской лет. под 1147 г., как участник собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича (ПСРЛ. Т .2. Стб. 341–342). Упоминается в Воскресенской лет. под 1167 г. (дата ошибочная ?) (ПСРЛ. Т. 7. С. 79). В предварительных статьях Никоновской летописи приведен следующий список Смоленских архиереев: Мануил, Феофилакт, Парфений, Даниил, Михаил, Наассон, Мисаил (ПСРЛ. Т. 9. C. XXIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В старом труде «Историко-статистическое описание Минской епархии...» со ссылкой на Синодик Туровской Сторожевицкой Покровской церкви (вне сомнения, ныне утраченный) приводятся имена 23 туровских архиереев, записанных в смешанном порядке: архиепископ Иона (1522 ?), епископ Василий, епископ Даниил, епископ Димитрий, епископ Симеон (1072), архиепископ Петр, архиепископ Киприан, архиепископ Феодотий, епископ Арсений (1509), епископ Дионисий, епископ Иасон (Насон), епископ Исакий, епископ Феодосий (1389), епископ Алексий, епископ Иоаким (1144 или 1458), епископ Ефрем, епископ Иона (1566), епископ Вассиан (1498 или позднее), епископ Арсений, епископ Ефрем, епископ Симеон, епископ Тихон, архиепископ Симеон (Историко-статистическое описание Минской епархии, составленное ректором Минской духовной семинарии Архимандритом Николаем. СПб., 1864. С. 53–54). 4783 Епископы Туровские – Симеон, Игнатий, Иоаким и Георгий – упоминаются в Житии преподобного Мартина Туровского, у каждого из которых преподобный служил поваром (Мельников A. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 50). В этом перечне имен отсутствует имя епископа Кирилла. 4784 Лаврентьевская лет.: «В лто 1114 Том же лте поставиша Кирила епископомъ месца въ 6 днь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289–290). (В год 1114. В этот же год был поставлен Кирилл епископом 6 ноября.) Кафедра епископа не указывается, но мог быть только Туровским. Дата кончины – по: Мельников A. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 50. 4785 Первая дата – дата поставления, по Ипатьевской лет. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 314). По Лаврентьевской лет. в 1146 г. был захвачен князем Изяславом в числе знатных горожан (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 313–314). 4786 Согласно сообщению Ипатьевской летописи, «1146 года ... поставлен Турову епископ Иоан». Летописец, однако, в данном случае совершает ошибку, ибо после этот же епископ назван уже Иоакимом – так же, как и в «Слове о Мартине мнихе» (Мельников A. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 50). К сожалению, автор не дает ссылок на издание, по которому ему известна эта статья летописи. Поставление епископа Иоакима, с которым автор отождествляет Иоанна, относится к 1146 г., но в Ипатьевской лет. под этим годом сообщается о пленении Туровского епископа Иоакима (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 330). Имя Иоанна не встречается также и в 1144 г. (ПСРЛ. Т. 2 Стб. 314–317), причем не только в Ипатьевской, но и в прочих летописях. Имя епископа Иоанна следует отнести к сомнительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 Cp., например, 17-е правило IV Вселенского собора, которое предписывает без каких-либо оговорок передавать часть сельских приходов из епархии старого города в пользу нового, если таковой будет устроен царской властью (Ε δ κα τις κ βασιλικς ξουσας καινσθη πλις, αθις καινισθεη, τος πολιτικος κα δημοσοις τποις, κα τν κκλησιαστικν παροικιν τξις κολουθετω). 8 Β частности, κ концу XI в., по подсчётам А. Поппэ, на Руси всё ещё было только епископов, тогда как в Византии, при всего лишь втрое большей численности населения, число архиереев достигало 750. См.: Рорре A. L’organisation diocésaine de la Russie aux XI e –XII e siècles//Byzantion. P., 1971. T. XL (1970). P. 165–217. 9 Запись под 6545 (1037) г. см.: Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Л., 1926. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть временных лет. Стб. 151. Л. 51 об.; ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Ипатьевская летопись. Стб. 139. Л. 56 об. 10 Цитируется по Лаврентьевской летописи (см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155. Л. 52 об.); в Новгородской первой летописи то же известие также есть, но без упоминания места поставления Илариона и соборного характера этого события (ПСРЛ. M., 2000. С. 16); в Ипатьевской летописи текст известия совпадает с Лаврентьевской, но вместо «русина» читается «Руси» (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 143. Л. 58). 11 См.: Жуковская Л. П. Двести списков вв. небольшой статьи как лингвистический и исторический источник (статья Пролога о построении церкви во имя Георгия Ярославом Мудрым)//Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Κ., 1987. С. 33–62; Лосева Ο. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII – первой трети XV веков. M., 2009. С. 154–163. 12 Цитируется по рукописному Прологу начала XIV в., РГАДА. Ф. 381 (Син. тип.) 164. Л. 177 (To же – в кн.: Лосева. Жития русских святых... С. 326–327). См.: ВиноградовА. Ю., Желтов M., свящ. Порядок вступления иерархов на кафедру в домонгольской Руси и вопросы хронологии первых митрополитов Киевских//Богословские труды. M., 2019. Сб. 49 [в печати].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Толочко П. П. Русские летописи и летописцы XI–XIII вв. СПб., 2003. С. 114–115. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 703. Макарий (Булгаков), митр . История русской церкви. Кн. 2. М.,1995.С. 290. ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. C. 33. См.: об этом подробнее: Конявская Е. Л. Черниговские владыки и князья в церковных конфликтах середины – второй половины XII Вип. 1(4). 2012. С. 90–91. См.: Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. Вторая половина. М., 1904. С. 304–306; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 2003. С. 207. Такая трактовка принята и многими современными исследователями, см., например: Назаренко А. В. «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси. М.; Брюссель, 2013.С. 99; Успенский Б. А. Климент Смолятич и его послания//Slovene. 2017. 1. С. 181. М. В. Печников указал и на текст известия Новгородской первой летописи как на «свидетельство о присутствии Новгородского владыки на соборе, ннеучастии в поставлении новоизбранного митрополита, в отличие от епископов “Русскыя области”» ( Печников М. В. Новгородский святитель Нифонт, княжеская власть и Киевская митрополия (30– 50-е гг. XII в.)//Вестник церковной истории. 2017. 3/4(47/48). С. 256, примеч. 98). ПСРЛ. Т. 2. Стб. 340–341. Вопрос о грамоте митрополита Михаила и возможных обстоятельствах получения ее Нифонтом и Мануилом подробно разобран А. В. Назаренко ( Назаренко А. В. «Слово на обновление Десятинной церкви». С. 82–97). В Ипатьевском списке ошибочно: славою. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 341. Яркое подтверждение однозначного отношения к ситуации в Константинополе обнаруживается в словах Мстислава Изяславича, отказывающегося принять митрополитом Константина I, потому что тот «клял» его отца (Изяслава). ПСРЛ. Т. 2. Стб. 383. Там же. Стб. 503. См.: Конявская Е. Л. Споры о постах второй половины XII в.//Вестник литературного института им. А. М. Горького. 2012. 1. С. 69–73. Подробно см.: Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. 3(73). С. 118–139.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929649/

А от рождения моего до настоящего времени 26 лет, а месяцев 312, а недель 1354, а дней 9500 без 3 дней [то есть 9497], а часов 113960 и столько же ночных» (Кирик преп. Учение им же ведати человеку числа всех лет//Си­монов, Р. А. Кирик Новгородец – ученый XII века. С. 101). 6 Возможно, этот Савва есть тот «попин Сава», который был поставлен игуменом (ПСРЛ. Т. 3. С. 218). Если Савва был женатым священником, то это означает, что к 1162 г., времени возведения в игуменство, он овдовел. Несомненно, Савва не был рядовым священником уже по тем причинам, что его имя оказалось в летописании, и он был возведён в игуменское достоинство, крайне высокую степень священства той эпохи. 7 «В лето 6673. Поставленъ бысть Илья архиепископъ новгородчкыи от митрополита Иоана» (ПСРЛ. Т. 3. С. 219). 8 Например, синодальный извод «Устава» Владимира Святославича содержит такую запись: «По томь разверзъше грецьскыи номоканонъ и обретохомъ в немь» (Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв./изд. подгот. Я. Н. Щапов; отв. ред. Л. В. Черепнин. М., 1976. С. 23). Подобную ссылку можно встретить и в «Уставе» Ярослава: «А се азъ, кн(я)зь великыи Ярослав, с(ы)нъ Володимеров, до данию о(т)ца своего сгадал есмь с митрополитом киевскым и всея Руси Иларионом, сложихом греческыи номоканон» (Там же. С. 86). 9 Примеров таких наказаний немного, но практически все они заслуживают внимания. Во-первых, это церковное заключение. Примерами этого служат известие о заключении в Новгороде некоего инока–богомила Адриана скопца (ПСРЛ. Т. 9. С. 68), осуждёние и трёхлетнее удержание в Киеве новгородского епископа Луки Жидяты (ПСРЛ. Т. 3. С. 182­183; Т. 4), почётный арест в Киеве и размещение в Печерском монастыре новгородского владыки Нифонта (Киево-Печерский патерик//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4 :XII в. СПб., 2004. С. 352–353). Во-вторых, это запрещения в служении, низложения и даже расправы. В качестве наиболее ярких примеров могут рассматриваться массовые запрещения, наложенные митр. Константином на рукоположенных Климентом Смолятичем клириков (ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

5. Макарий (Булгаков), Митрополит. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 135, 235, 646-647, 663, 678. 6. Ипатьевская летопись. Полное собрание Русских Летописей (ПСРЛ). Т. 2. С. 78; Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. 1. С. 148; Радзивиловская летопись. ПСРЛ. Т. 38. С. 128. 7. ПСРЛ. Т. 1. С. 151; Т. 38. С. 131. 8. ПСРЛ. Т. 1. С. 197. 9. Первым Митрополитом Московским официально стал титуловаться Святитель Иона, Предстоятель Русской Православной Церкви, когда в 1448 году была провозглашена автокефалия, церковно-административная независимость от отпавшего в католическую унию Константинопольского Патриархата. 10. По моему разумению, именно этот фактор нужно считать первейшим и основным в процессе становления Москвы как столицы новой Русской Державы. И веские рассуждения некоторых классических русских историков о том, что до Великого Князя Московского и всея Руси Иоанна III Васильевича на звание общерусской столицы вполне обоснованно могли претендовать и древний Великий Новгород, и тогда еще «молодая», одно время весьма могущественная Тверь, на мой взгляд, игнорируют именно этот фактор, духовно предопределивший столичное достоинство Москвы. 11. Цитируется по: Забелин И.Е. История Города Москвы. М., 1905 (Репринт, М., 1990). С. 36. И.Е.Забелин воспроизвел отрывок из Новгородского Летописного сборника XVII века, который в свое время хранился в его личной библиотеке. Надо сказать, что сам академик И.Е.Забелин скептически относился к исторической фактуре этого новгородского летописца, находя в нем много ошибок и неточностей. Но вряд ли было бы справедливо эту скептическую оценку переносить на церковные предания о Святителе Петре, Митрополите Московском, и на данное пророчество Святителя. Идея Москвы - Нового Иерусалима исповедовалась многими Русскими Святыми. В цитате курсивом выделено мною. - Л.Б. 12. Акты, собранные въ бuблiomekaxъ и архивахъ Pocciйckoй Uмnepiu Археографической эkcneдuцieю Императорской Akaдeмiu Наукъ. Дополнены и изданы Высочайше учрежденною Koммuccieю.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

(ПСРЛ. Т. 3. С. 406). 2270 Упоминается в Софийской Второй лет. в числе участников Собора, осудившего митрополита Исидора (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 91). 2271 Упоминается с титулом Сарский в Никоновской лет. в 1461 г. числе членов Собора, избравшего митрополитом епископа Ростовского Феодосия (ПСРЛ. Т. 12. С. 114). Упоминается с титулом Сарайский (ПСРЛ. Т. 8. С. 151). «...При ослаблении ханского могущества в XV веке, епископ Вассиан перенес кафедру свою на Московские Крутицы, где образовалась особенная епархия...» ( Леонид (Кавелин) , иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 57). Вторая дата – дата кончины, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 151). 2272 По Н. Соловьеву (Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархии//ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 41) и Н.Д. Иерархия... С. 365, первая дата иная: 17.03.1471. 2273 Дата кончины приводится по надгробию в Крестовой церкви на Крутицах. По Н.Д. Иерархия... С. 26, 365, вторая дата иная: 30.06.1499. 2274 Упоминается среди членов Собора, канонизировавшего преп. Иосифа Волоцкого (См. Тарасий (епископ сарский и подонский)//Русский биографический словарь: В 25 т. изд. A. А. Половцов. M., 1896–1918. Т. «Суворова – Ткачев». С. 305). 2275 Дата в списке приводится по надгробию в Крестовой церкви на Крутицах. По Н.Д. Иерархия... С. 27, 365, дата кончины иная: 02.09.1582. 2276 По Н. Соловьеву, вторая дата иная: 25.09.1602 (Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархии//ЧОИДР. 1894. Кн. 3). 2277 В Смутное время кандидатом на кафедру со стороны кн. Пожарского выдвигался игумен Сторожевского монастыря Исаия, но поставлен не был. 2279 Переведен из Тобольска, куда хиротонисан был в 1621 г. «15 февраля 1624 года по грамоте царя и Патриарха отбыл в Москву (из Тобольска. – Сост.), где 12 декабря того же года поставлен в митрополиты Крутицкие. 20 октября 1626 г. Киприан посвящен в митрополиты Новгородские» (Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск. MCMXCIV. С. 236). 2280 «...В глубокой старости, ища покоя и уединения, он, по болезни, оставил управление епархией и прибыл на покой в Колязинский монастырь, где и умер того же 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010