Бельская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Бельск (Смоленская губерния). Смоленское викариатство. Упразднена в 1935 г. 31.03(13.04)1924 16(29)01.1930 04(17)09.1935 385 В епархиальных списках, помещенных перед Никоновской лет. ряд епископов Юрьевских выглядит следующим образом: Михаил, Мирон, Даниил, Дамиан (ПСРЛ. Т. 9. C. XXIII). В Лаврентьевской лет. епископ Михаил упоминается в связи с перенесением мощей Святых страстотерпцев Бориса и Глеба. «В лто 1072 Пронесошася святаи страстотерпця Бориса и Глба совокупившеся Мрославичи Изяславъ Святославъ Всеволодъ митрополитъ же тогда б Геωрги епископь Петръ Михаилъ Гоургевьскии» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 181–82) (В год 1072. Перенесли святых страстотерпцев Бориса и Глеба собравшись Ярославичи – Изяслав, Святослав, Всеволод, митрополит же был тогда Георгий, епископ Петр Переяславский, Михаил Юрьевский.) А также в связи с закладкой храма в Киево-Печерском монастыре. «В лто 1073 В се же лто ωснована бъусть церкъу Игуменомь еωдосьемь и епископомь Михаиломь и митрополиту тогда сущю въ Грьцхъ» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 182–183) (В год 1073. В этот же год была основана церковь в Печерском монастыре игуменом Феодосием и епископом Михаилом, а митрополит Георгий тогда был в Греции.) Интересно замечание о митрополите, который въ Грьцхъ». Возможно, Юрьевский епископ замещал отсутствующего митрополита (см. Киевская), что свидетельствует в пользу предположения о викарном (в современном понимании) статусе кафедры. 386 Упоминается в Ипатьевской лет. под 1089 г. при повествовании об освящении Печерской церкви (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199). По этому же поводу упомянут и в Киево-Печерском патерике (Древнерусские патерики. M., 1999. С. 18). Упоминается, в Софийской первой лет. под 1091 г. при перенесении мощей преп. Феодосия с титулом Порожьский (Паросский) (ПСРЛ. Т. 6. вып. 1. Стб. 206). 387 Первый раз упоминается в Лаврентьевской лет. в 1091 г., при перенесении мощей преп. Феодосия (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211–212). Возникает противоречие со второй датой предшествующего епископа Антония, который в Софийской Четвертой летописи упоминается как участник перенесения мощей наряду с епископом Марином (см. сноска 2). Одним из объяснений могло бы быть предположение о позднейшем неразличении двух епископов. Удовлетворительного объяснения этому противоречию не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 32. Там же. С. 45. Там же. С. 51 (1207/08 г.). Там же. С. 70 (1230 г.). Там же. С. 81. «Приидоша ис Чернигова Борис Негочевиц тысячкый, Михаил с братом... с князем Святославом Трубечьскым... и быша в Буици селе святого Георгия и оттоле въспятися назад князь Святослав в Русь... » (Там же. С. 280). ПРП. М.. 1953. Вып. 2. С. 108—109, 114. НПЛ. С. 72 (князь Федор, сын Ярослава Всеволодовича в 1234 г.), 79 (княгиня Феодосия, его мать, в 1244 г.); ПСРЛ. Л., 1925. Т. 5, вып. 1. С. 196 (князь Дмитрий Святославич в 1269 г.). Наименование Савватия архимандритом см.: НПЛ. С. 65. См. грамоту князя Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю: Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю//ИА. 1955. 5. С. 204—207; Семенов А. И. Неизвестный Новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю//Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. С. 247. О принадлежности Изяславу крестильного имени Пантелеймон см.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 65—66. Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 77. НПЛ. С. 50, 247. Там же. С. 238. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 416—417. Там же. Т. 2. Стб. 144. Летописец, правда, говорит, что Антоний «не име злата, ни сребра» (Там же. Стб. 148). Там же. Стб. 144. Там же. Стб. 145. Патерик. С. 13. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144. Приселков М. Д. Очерки... С. 171. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 39. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 173; Патерик. С. 7. «Сии бо Ярополк вда всю жизнь свою: Небльскую волость, и Деревьскую, и Лучьскую, и около Киева» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492). Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1974. С. 77. Там же. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 493. Успенский сборник. С. 88. Киево-Печерський патерик. С. 57. Там же. С. 62. Там же. С. 65. Там же. С. 71. ГВНП. М.; Л., 1949. 81. С. 140. Фроянов И. Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв.//Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 89—90; Он же. Киевская Русь. С. 78—79; Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV—haчaлo XVI в. Л., 1971. С. 68, сн. 96; С. 85 (А. Л., Шапиро, Т. И. Осьминский).

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Роль этой великокняжеской пары – Василия и Соломонии – в русской истории явно недооценена. Мы по-прежнему не благодарны им за то, что они поставили интересы России выше своих личных и семейных интересов. Не благодарны за то, что преподобная София, в конечном итоге, спасла Россию от Смуты. Родившаяся 500 лет назад где-то под Новгородом Соломония Сабурова сделала все для того, чтобы укрепить и украсить русский престол, она стала одной из самых удивительных русских святых, которая не оставляет нас своим покровительством по сию пору. Рейтинг: 8.9 Голосов: 54 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 134, 362. Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 8: Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 245; ПСРЛ. Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959. С. 297. Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III//Труды Отдела древнерусской литературы (далее – ТОДРЛ) ИРЛИ (Пушкинского дома) АН СССР. Т. 25: Памятники русской литературы X–XVII вв. М.; Л., 1970. С. 115. ПСРЛ. Т. 6: Софийская 2-я летопись. СПб., 1853. С. 264; ПСРЛ. Т 26: Вологодско-Пермская летопись. С. 313; ПСРЛ. Т. 8: Воскресенская летопись. С. 271; ПСРЛ. Т. 13: Патриаршая, или Никоновская, летопись. СПб., 1904. С. 45. Зимин А.А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 132–148. Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года/Под ред. С.О. Шмидта. М., 1960. С. 23. «А се грехи злые, смертные…». Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – первая половина XIX века). Тексты. Исследования/Подг. Н.Л. Пушкарева. М., 1999. С. 49, 70. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII столетиях. Ярославль, 1881. С. 3. Хмыров М.Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательных особ их крови. СПб., 1870. С. 75. Видонова Е.С. Детская одежда начала XVI века//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 36. Л., 1951. С. 68, 68–75, 75.

http://pravoslavie.ru/58468.html

2981 Был избран жребием из трех кандидатов в 1193 г. После утверждения кандидатуры митрополитом отправился в Киев, где был хиротонисан 10.12.1193, прибыл в Новгород 16.01.1194 (ПСРЛ. Т. 10. С. 21). Преставился 24.08 на озере Селигер во время путешествия во Владимир-на-Клязьме. По поводу даты кончины в источниках наблюдается разногласие: Новгородская Первая – 1199 (ПСРЛ. Т. 3. С. 238), Никоновская и Воскресенская лет. – 1200 г. (Т. 7. Стб. 107; Т. 10. Стб. 32–33). Память – 24.08 и 04.10. 2982 Был избран новгородцами после смерти архиепископа Мартирия в 1199 г. (Софийская лет.; ПСРЛ. Т. 6. Стб. 252) или (вероятнее) в 1200 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 107). О поставлении летопись говорит следующее: «В лто 1201. Новгородци Богомъ избраньнаго Митрофана въведоша въ архиепископьлии дворъ по Мантурии; и иде в Русь ставится к митрополиту с новгородчкыми мужи и со всеволожими, и поставленъ бысть мсяца июля въ 3 день, на святого Укинфа; и прииде в Новъгород септября въ 14, на Въздвижение честнаго креста». (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 239) (В год 1201. Новгородцы, Богом избранного Митрофана ввели на архиепископский двор после Мартирия; и отправился на Русь (в Киев) для поставления к митрополиту с новгородскими мужами и с мужами Всеволода; и был поставлен 3 июля на день Святого Иакинфа и прибыл в Новгород 14 сентября, на Воздвижение Креста Господня.) В 1211 г. он был оклеветан и сослан в Торопец (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 262); причина не ясна, но в источнике говорится, что по навету. «В лто 1218. Того же лта прииде из Володимеря архиепископъ Митрофанъ новгородчкыи в Новъгород, и провадиша и новгородци къ святи богородици къ Благовщению В лто 1219. Того же лта иде Антонии архиепископъ новгородчкыи на Торжокъ; новгородци же введоша архиепископа Митрофана въ дворъ опять на столъ, а ко Онтонию послаша «поиди, гд ти любо». Антонии же поиде в Новъгород къ святому Спасу в Нередицех. Князь и новгородци ркоша Митрофану и Онтону: «идита к митрополиту, да коего намъ послеть, то намъ владыка»; и пустиша с ними Васьяна свяшенноинока, а другаго священника Бориса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

456 ПСРЛ. Т. 18. С. 110. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 391). 458 Там же. Т. 18. С. 110–111. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 391–392). 459 Духовные и договорные грамоты... 6. Примерно в это же время (1371–1372) великий князь заключил военный союз с Новгородом, который был направлен против тверского князя Михаила Александровича (см.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. 16). 469 ПСРЛ. Т. 18. С. 121–125. Очевидно, в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 407–413). 470 П. П. Соколов предполагает, что князь познакомился с Ми-тяем в 1366 г. на своей свадьбе, которая проходила в Коломне (см.: Соколов П. П. Русский архиерей из Византии... С. 430). 477 Житие преподобного... Сергия... С. 130–132. Источниковедческий анализ этого фрагмента литературного памятника см.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 37–66. 478 О происхождении и деятельности Киприана до его появления на Руси см.: Леонид (архимандрит). Киприан до восшествия на Московскую митрополию//Чтение в Императорском обществе истории и древностей российских. М., " 1867. С. 11–32. 486 ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 105. Начало этой фразы читается в Тверском сборнике (см.: ПСРЛ. Т. 15. С. 434). Следовательно, сочинение, очевидно, имеет тверское происхождение. Симптоматично, что ни в Троицкой летописи, ни в симпатизирующем Киприану определении патриарха Антония нет упоминания о приезде будущего митрополита на Русь. Отсюда становится ясно, что Киприан в силу каких-то причин пытался этот факт скрыть. 497 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 5. Примеч. 51. Перед смертью митрополит завещал князю Дмитрию заботиться об основанном Чудовом монастыре (см.: Акты социально-экономической истории... Т. 3. 28). 499 ПСРЛ. Т. 18. С. 123. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д Троицкая летопись. С. 409. 501 ПСРЛ. Т. 18. С. 123. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 2 Стб. 200). (В год 1090 привела Анна митрополита Иоанна Скопца, которого не видя, люди все говорили, что мертвец пришел. Пробыв от года до года, он умер. Был же этот муж мало грамотен, прост умом и не умел говорить.) Что касается даты «приведения» митрополита, то в источниках она разная. Если летопись по Ипатьевскому списку указывает дату прихода на кафедру и дату смерти – 1090 г. (Там же), то Лаврентьевская лет. указывает в качестве таковой 1089 г. (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207–208). В Новгородской первой лет. старш. изв. указан год прихода на кафедру – 1090, год кончины – 1091 (Новгородская Первая лет. старш. изв.; ПСРЛ. Т. 3. С. 18), с этим согласуется и Софийская Первая лет. старш. изв. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 206). Воскресенская и Никоновская лет. относят оба события к 1090 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 4; Т. 9. С. 116). В поздних списках могла найти отражение традиция более ранних летописей, а большинство поздних летописей согласуется с Ипатьевской лет. – 1090 г. Но в источнике сказано, что этот архиерей «пробыл (на кафедре. – Сост.) от года до года», т. е. правил около года, следовательно, возможно права новгородская традиция, относящая кончину митрополита к 1091 г. 1026 Епископ Переяславский, фактический викарий митрополита. Упоминается в Лаврентьевской летописи под 1089 г., а в Ипатьевской – под 1090 г. «В лто 1089. В се же лто свщена бъусть церкъу свтаго Михаила Переславьска Сфрмомъ митрополитомь то церкъу юже б создалъ велику сущю в бо преже в Перелавли митрополь» (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208–209). (В год 1089. В этот же год освящена была церковь Святого Михаила В Переяславле митрополитом Ефремом этой церкви, которую создал очень большой, так как прежде в Переяславле была митрополия.) «В лто 1090 свщена бысть церкви свтаго Михаила. Переславлески Ефрмомъ тога цркви митрополитомъ иже ю есть создалъ велику сущю» (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 200). (В год 1090 освящена была церковь святого Михаила в Переяславле Ефремом, митрополитом той церкви, которую он создал очень большой.) После смерти Киевского митрополита как старший (по хиротонии или по положению?) епископ Русской церкви взял управление церковью на себя, до поставления и прихода нового митрополита из Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В списках архиереев по епархиям, помещенных перед Никоновской летописью, с епископа Стефана начинается список епископов Владимиро-Волынских: «Стефан; Ahфuлoiй; Симеонъ; Феодоръ; Гоголь; Герасимъ». (ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII). 749 Упоминается в Лаврентьевской летописи дважды: впервые под 1105 г.: «В лто 1105 Постави митрополитъ епископа Анилофиа Володимерю месяц августа въ 27 день» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281). (В год 1105 поставил митрополит епископом во Владимир Амфилохия 27 августа.); а второй под 1122: «В лто 1122 и Амфилофии преставис епископъ Володимерьскъуи». (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292). (В год 1122 преставился Амфилохий епископ Владимирский.) Это точные сведения о времени пребывания епископа Амфилохия на кафедре. Память – 10.10. 751 Сообщение о поставлении содержится в Лаврентьевской лет. под 1137 г.: «В лто 1137 Поставиша епископа Мануила скопца Смолиньску потомъ другого скопца Володимерю епископа едора (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304). Точная дата поставления еп. Мануила Смоленского – 1135 г. (см. соотв. сноску в статье Смоленская). Это позволяет и датой поставления Феодора признать тот же 1135 г. Сведения, позволяющие полностью принять эту версию, отсутствуют. Упоминается в Ипатьевской лет. под 1147 г. среди епископов, членов собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 341–342). 752 Под 1223 г. в Ипатьевской лет. представлен список последующих архиереев Владимиро-Волынской кафедры: «Въ лто 1223 Володимерьскъуи пискоуп б бо Асафъ блжнъуи преподобнъуи стль Стое Горъу и потомъ б Васили Стое Горъу и потомъ б Микифоръ рекшийся Станило бывший слоуга Василковъ и потомъ Коузма кроткъуи преподобнъуи смиренъуи пискоупъ Володимерьскъуи» (В год 1223. Владимирский епископ был блаженный преподобный Иоасаф, святитель Святой Горы, потом – Василий из Святой Горы, потом был Никифор, называвшийся Станило, бывший слуга Васильков, потом – кроткий преподобный Косма смиренный епископ Владимирский.) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739–740). То есть последовательность соответствует настоящему списку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1, 267; Гебауэр, HMI, 384; Шимек, LF 67, 377 и сл. Ср. лат. elegans, франц. élégant, первонач. ”избранный“ (см. Гамильшег, EW 346)» (Фасмер, 2, с. 124). Пользуясь картотекой древнерусского словаря XIII – XVII bb. (Институт русского языка АН СССР), легко убедиться в широкой многозначности слова изящный и в многообразии способов и форм его сочетаемости с самыми разными словами в донациональную эпоху истории русского литературного языка. Вот наиболее показательные иллюстрации из древнерусских памятников разных веков, с XIV вплоть до XVIII b. В Никоновской или Патриаршей летописи: «...воевода нарочить и полководець изященъ и удалъ зло» (ПСРЛ, 11, с. 56); «чудотворечь изящен, предивен и милостив» (Чудо Николы, рукопись XIV b.); «изящен воин» (Пролог XIV b.); «жить " а изящна и веры» (Лаврентьевская летопись 1377 г.); «дело драго и изящно» (Послание папы Льва XIV b.). Из древнерусских источников XV b.: «...к своему угоднику и другу изящну» (Софийский временник); «и нуждъно же есть пастырю, по временю сему последнему, о каждаго мысли и естестве изящну быти, да всяческа в единообращение к богу наставити» (Послание митрополита Фотия, 1419–1430); «мужа тиха, кротка, смрена, хитра, премудра, разумна, промышлена же и расъсудна, изящена в божественных писаниях, учителна и книгам сказателя» (Рогожский летописец, ПСРЛ, 15, с. 105); «изящное борение еже без помысл имети сердце в молитве» (Устав Нила Сорского , список XV – XVI bb.), в «Московском летописном своде» конца XV b.: «...избравъ его мужа тиха, кротка же и смирена, мудра и разумна и изячна въ божественом писании, и сказателя книгамь просто же рещи, во всякой добродтели преспюще и всстепени прошедша» (ПСРЛ, 25, с. 189). Из письменности XVI b.: «Житиа изящна» (Типографская летопись, XVI b., ПСРЛ, 24); «изящных (вар. изячных) молотцов и искусных ратному делу» (Львовская летопись, (ПСРЛ, 20); « церковь соборную повеле подписати изящным иконописьцем» (Книга Степенная царского родословия, ПСРЛ, 21); «в телесных и естественных изящен бе зело» (Послание Иосифа Волоцкого ); «сотвори же Владимир отрока того честным вельможею токо же и отца его изящным величеством почьте и весь род его» (Книга Степенная, 117); «сей Митяи...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

766 Ср. заголовок в Вологодско-Пермской летописи: «В лето 6732. Кальское побоище» (ПСРЛ. Т. 26. С. 66). Но близкое чтение и в Архивском списке Московского свода 1479 г. (с поправкой по Новгородской IV): «О Калском побоищи и о избиении руских князей. В лето 6732» (РГАДА, ф.181, 20, л. 230). 769 «Василей Порфирогенит, еже Болгары убив, лет 50, православен. Костян-тин, брат его, лета два, православен» (ПСРЛ. Т. 27. М.; Л., 1962. С. 170, 307). 771 Сравните плач Ингваря во второй части Повести: «слезы от очию изпущаю-щи, яко струю силну» (Бх), «слезы от очию, яко струю, испущая» (Б2), «слезы же его от очию, яко поток, течаше» (А). 782 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 74, 286; ПСРЛ. Т. 5, вып. 1. С. 211; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1, вып. 1. С. 215. 786 ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 102; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1, вып. 2. С. 334. Аналогично читается в Симеоновской летописи. 794 А д р и а н о в а-П е р е т ц В. П. Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго ТОДРЛ. М.; Л., 1947. Т. 5. С. 78–94. 795 Лихачев Д. С. Литературная судьба «Повести о разорении Рязани Батыем» в первой четверти XV в. Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961. С. 9–22. 800 Лихачев Д. С. Литературная судьба «Повести о разорении Рязани Батыем» в первой четверти XV в. С. 20–22. 808 О Московском своде 1479 г. см.: Клосс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI-XV вв.: (Материалы для описания) Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 102–111. 810 Родословный перечень никольских попов помещен в конце Повести в редакциях А и Бх, и только в Б2 поставлен после первой части. Но учитывая стемму происхождения редакций, можем прийти к выводу, что в оригинале Повести родословный перечень завершал ее изложение. 811 Так читается во всех редакциях, см.: Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском. С. 292, 313, 333. 812 При этом нельзя быть уверенным, что икона была перенесена именно из Корсуня: явно легендарные подробности расположения церкви Николы рядом с полатой, где «веселяшеся» греческие императоры Василий и Константин, никогда в Корсуни не бывавшие, и фантастическое описание путешествия Евстафия на корабле вокруг всей Европы, не содержащее ни одной живой детали, наводят на мысль, что весь рассказ сочинен в XVI столетии. О пробуждении с конца XV в. интереса к корсунским святыням в русских землях, в первую очередь в Новгороде, пишет А. Поппэ: P o p p e A. On the so-called Chersonia antiquities Medieval Russian Culture. Los Angeles: University of California Press, 1984. P. 71–104; Поппэ А. К начальной истории культа св. Николы За-разского. С. 296–297.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1055 М. К. Каргер. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде. – СА, VIII, 1946, стр. 175. 1059 М. К. Каргер. Древний Киев, т. II. М. – Л., 1962, стр. 233; «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вьп. 2, ч. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1896, стр. 58 – 59. 1062 Проложное сказание сообщает о строительстве церкви Георгия на средства князя Ярослава («Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 2, ч. 1, стр. 58 – 59). 1064 М. Д. Приселков. Указ. соч., стр. 191. Несторово житие Феодосия: «И тъгда преселися (Феодосий) от печеры с братиею на место то в лето 6570» («Киево-Печерський патерик», стор. 39). 1068 «Токмо остался двор манастырьскыи Печерьского манастыря и церкы, яже тамо есть святаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы» (ПСРЛ, т. I, стб. 238; ПВЛ, ч. 1, стр. 169). 1072 Л. В. Черепнин. Из истории формирования класса феодально зависимого крестьянства. – ИЗ, 56, 1956, стр. 254. 1073 «Святое Богородицы володимерское золото и сребро взяста первый день, ключе полатнии церкавныя отъяста и городы ея и дани, что же бяшеть дал церкви той блаженный князь Андрей» (ПСРЛ, т. 1, стб. 375). После победы над этими князьями князь «Михалко же приеха Володимерю,... да (дал) городы святое Богородици, яже бе отъял Ярополк» (там же, стб. 377). 1074 Во время похода «за Киев» половцы «приехаша к Полному к святей Богородице граду к десятиньному, и к Семычю, и взяша села без утеча с людми, с мужи и с женами» (ПСРЛ, т. I, стб. 358. Ипатьевская летопись под 1172 г. – ПСРЛ, т. II, стб. 556). Князь Михалко Юрьевич с переяславскими воинами выгнал половцев из церковных владений, «и бысть помощь Христа честного и святое матере божьи Десятиньное Богородици, ея же бяхуть волости заяли, – добавляет летописец. – Да аще Бог не дасть в обиду человека проста, е[г]да начнуть его обидети, аже [тем более и] своее матере дому» (ПСРЛ, т. I, стб. 360 – 361; т. II, стб. 558 – 559). 1075 «Того же лета на зиму взяша татарове Мордовьскую землю и Муром пожгоша и по Клязме воеваша, и град святыя Богородици Гороховець пожгожа, а сами идоша в станы своя» (ПСРЛ, т. I, стб. 469 – 470. То же известие без указания названия города в Суздальской летописи – там же, стб. 523).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010