Лета 7055 преставилась раба Божия Княгиня Анна, Княжь Феодорова Княгиня Васильевича Оболенского Ноготкова. Лета 7060 Июня в 1 день преставился раб Божий Иоанн Михайлович Юрьев; а в иноцех Иоасаф. Лета 7060 Июня в 18 день преставилась раба Божия Варвара, Боярина Никиты Романовича Юрьева первая жена. Лета 7060 Июня в 23 день преставилась раба Божия младенец Марфа Иоаннова, дочь Петра Федоровича Челяднина. Лета 7065 Мая в 8 день преставилась раба Божия Анна, Боярина Даниила, жена Романовича Юрьева первая. Лета 7061 Июня в 9 день преставился раб Божий Князь Симеон Александрович, в иноцех Сергий. Лета 7062 Октября в 16 день преставился раб Божий Окольничий Михаил Васильевич Яковлевича Захарьича. Лета 7063 Июля в 1 день преставился раб Божий Захарий Петрович Яковлевича. преставился раб Божий Михаил Данилович сын Романовича, невелик. Лета 7069 преставилась раба Божия Анна Петрова, жена Яковлевича, в инокинях Анастасия. Лета 7071 Июля в 3 день преставилась раба Божия Стефанида, Феодора дочь Ивановича Сукина, Иванова жена Петровича Захарьича Яковля. Лета 7073 Ноября в 27 день преставился раб Божий Боярин Даниил Романович Юрьев. Лета 7073 Августа в 27 день преставилась раба Божия младенец Иулиания, дочь Боярина Никиты Романовича Юрьева. Лета 7075 Марта в 1 день преставился раб Божий Григорий Юрьевич Захарьев, в иноцех Гурий. Лета 7075 Апреля в 3 день преставился раб Божий Боярин Василий Михайлович Юрьева Захарьич. Лета 7076 Июля 31 преставилась раба Божия Варвара Симеонова, жена Васильевича. Лета 7079 Сентября в 15 день преставилась раба Божия Агрипина Симеонова, дочь Васильевича Яковлева. преставилась раба Божия Анна Васильева, жена Яковлевича. Лета 7079 Мая в 24 день преставилась раба Божия Анастасия, Боярина Князя Димитрия дочь Федоровича Бельского, а жена Боярина Василия Михайловича Юрьева. Лета 7079 Мая в 24 преставился раб Божий Иоанн, Боярина Данилов сын Романовича Юрьева. Лета 7079 Мая в 24 день преставился раб Божий младенец Феодор, Боярина Данилов сын Романовича Юрьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Главное, таким образом, дата: 395 год. Второстепенное - авторство Иоанна Златоуста, причем авторство Иоанна Златоуста ставится в логическую зависимость от даты. Ибо оно является выводом из этой даты. В книге Н.Морозова вызывает недоумение масса мелочей и деталей. Спорными кажутся решительно все соображения. Но я на второстепенном не буду останавливаться, а всю критику сосредоточу на том, что самим Н.Морозовым считается главным. Если Апокалипсис написан не в 395 г., все второстепенные соображения и выводы отпадают сами собой. Посмотрим же, какие основания у Морозова останавливаться на этом годе. Н.Морозов несколько раз напирает на то, что дата - 395-й год получается астрономическим путем. Астрономия наука весьма точная. В известном смысле ее выводы так же абсолютно безошибочны, как выводы математики. И уж если астрономия авторитетно заявляет о 395 годе - тогда действительно спорить нечего. Тогда остается только смириться и преклониться. Но так ли это? Н.Морозов говорит: Дату, т.е. 395-ый год, " дало нам астрономическое вычисление. Пока оно не поколеблено, а это трудно сделать после проверочных вычислений М.М.Каменского и И.М.Лямана в Пулкове, - фундамент настоящего исследования остается прочным, а вместе с тем останутся прочными и все существенные надстройки " . Что же это за вычисление? " Вычисления эти, - говорит Н.Морозов, - я первоначально произвел, исходя из так называемых гелиоцентрических положений каждой исследуемой планеты, т.е. из мест, где она видна, если бы смотреть на нее из центра солнца. Затем я переходил путем тригонометрических выкладок к ее геоцентрическим положениям, т.е. к тому, где эта планета была видна в данное время с нашей земли. Через несколько недель вычислений этим утомительным путем я нашел, что за все первые восемь веков нашей эры звездное небо не представляло с о-ва Патмоса такой картины, какая описана Иоанном, за исключением одного-единственного случая: вечера 30 сентября 395 года по Юлианскому стилю " (стр. 134). Уже эта выписка даты дает возможность нащупать слабое место книги Н.Морозова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

По каменной стене 9 башен, а именно: 1. У Святых ворот называемая Никольская. 2. У Острога круглая. 3. Затюремная, ныне не существующая, была там, где ныне воздвигнута Софийская церковь . 4. Тайловская. 5. Над верхними решетками. 6. Зачудотворная или Тарарыгина. 7. Изборская, что над Изборскими воротами. 8. Благовещенская. 9. Над нижними решетками. Обе решетки сии, верхняя и нижняя, устроены железные под башнями для протока ручья Каменца: от запада к востоку. На башнях прежде бывшего в 1688 году пожара и до присоединения в 1710 году Лифляндии к России были под шатровыми кровлями для военных команд караульные избы, и как башни, так и самые стены покрыты были тесом, а по стенам были переходы. Ограда сия вышиной в 5, а окружностью в 380 сажен, построена, как выше сказано, игуменом Корнилием в семилетнее время воевания царя Иоанна Васильевича с Лифляндией с 1558 по 1565 год при помощи некоего Павла Заболотского, который в монашестве потом назывался Пафнутием. С ней вместе создана Николаевская; что на Святых воротах, церковь в лето 7073 (от Р. Х. 1565) иждивением монастыря без всякой сторонней помощи, что явствует из копии очистной памяти, писанной 7194 года (1686 году) за печатью Псковского государства. В 1703 году, во время войны со шведами, по повелению государя императора Петра Первого кругом всего монастыря около каменной стены сделан земляной вал с пятью земляными же бастионами, окладенный дерном, и вокруг всего оного вала обведен ров. При входе в монастырь от слободы место, образовавшее прежде треугольник и бывшее ограждено каменными стенами, называлось Острог; а над Святыми воротами поверх каменной надстроена деревянная башня для стражи неприятельских приближений. Сей монастырь до времени состояния штатов именовался городом по своей каменной стене и башням, а паче потому, что был он пограничной от Лифляндии крепостью, снабжен всеми военными орудиями и военной командой, а неоднократно выдерживал и осады неприятельские. По описи, учиненной монастырскому имуществу при первом архимандрите Паисии в 1682 году, значится, что в сей крепости находилось тогда разных огнестрельных орудий по башням, стенам и в клетке 428; к ним пороха в казне имелось I96 пудов 22 гривенки с полугривенкой; ядер различной величины 2265 пудов; к затинным пищалям железных ядер и свинцовой дроби 5 пудов и 20 гривенок; 18. корыт кусков невешанных свинца; да карабинов 29; ремней 11; крюков 11; сайдаков 11; колчанов 15; налучников 10; по городу на цепях подъемных багров 4; подъемных канатов два. IV. О приписных местах к сему монастырю

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И послал есми к тебе к Государю благословение — образ Софея Премудрости Божия и воду святую, и просвиру, на освящение и на утвержение тебе Царю Государю нашему, и твоим боляром и воеводам, и всему твоему христолюбивому воинству, с игуменом Ефремом, Живоначалныя Троицы. А я тебя, Царя Государя, благословляю, и челом бью, и должен Бога молити о твоем Государеве многолетном здравии и спасении. Из рукописнаго сборника (конца XVI века, in 4°), принадлежащаго частному лицу в Москве. В начале акта отмечено: “Лета 7071 генваря, такову грамоту архиепискуп Пимин послал к Царю и Великому Князю, как Царь Князь Великий пошол на Литов­скую землю, к Полотцку (Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 549–551). Отписка к государю царю Иоанну Васильевичу от Новгородского архиепископа Пимина известительная о приложении своей руки на присланной к нему записи касательно прощения вины боярину Ивану Петровичу Яковлеву и о посылке помянутой записи обратно к нему государю. Писана 1565 года июня 2 дня Благородному и христолюбивому царю и государю великому князю Ивану Васильевичю всея Русии самодержцу. Богомолец твой государев, архиепископ Пимин Великаго Новагорода и Пскова, тебя государя благословляю и челом бью. Поминал тебе государю отец твой и богомолец Афанасей Митрополит всея Росии, да и я богомолец твой, да архиепископ Никандр Ростовский и Ерославской, и епископы и архимандриты, тебе государю били есмя челом о боярине твоем о Иване Петровиче Яковлеве. И ты, государь для отца своего Афанасия Митрополита всеа Росии прошенья, и нашего для челобитья архиепископов и епископов, боярина своего Ивана Петровича пожаловал, вины ему отдал, и запись государь подкрепленную велел еси по нем взяти. А ту, государь, запись подрепленную подписал и печать свою к ней привесил отец твой [и богомолец Афанасей Митрополит] всеа Росии, а Никандр архиепископ Ростовский и Ерославский, и епископы х той записи руки свои приложыли. И тое запись прислал еси, государь, ко мне к своему богомольцу с Семеном Федоровичем Нагово за своею печатью, а велел еси, государь, нам х той записи руку приложити. И я, богомолец твой х той записи руку приложыл, и тое запись послал есми к тебе государю с Семеном Федоровичем Нагово за своею печатью. А я тебя царя государя благословляю и челом бью и должен Бога молити о твоем государеве многолетнем здравии. На обороте отписи написано: Царю и государю великому князю Ивану Васильевичю всея Росии самодержцу. Лета 7073 июня 2 (… от Р. Хр. 1565 года, июня 2) из Новгорода с Семеном Нагим. К сей отписи приложена архиерейская из красного воску печать (Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной Коллегии иностранных дел. Ч. 1. М., 1813. С. 507. 183). Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Рос ­сийской империи Археографическою экспеди ­циею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Государственный исторический музей. Известия Отделения русского языка и словесности АН. Музеи Московского Кремля.

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Орлинский Михаил,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Иоанн Поликарпов, священник; Москва, Ивановский сорок, Преображенская в Преображенском церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 4). Орлов Алексей,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Петр Александров, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Крылатское, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 12 об., 13). Орлов Виктор,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Алексий Григорьев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Фили, Покровская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 13 об., 14). Орлов Евгений,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Тихонов, священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Уполозы, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 290; Оп. 3. Д. 20. Л. 12 об., 13). Орлов Никодим,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Григорий Алексеев, исключенный из духовного звания пономарь; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Петровское, Ильинская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 12 об., 13). Орлов Николай,родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария, Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Алексей Космин, священник; Москва, Пречистенский сорок, Богоявленская, что в Ямской Дорогомиловской слободе, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 9 об.). Орлов Николай,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Михаил Феодоров, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Троицкое, Александрово тож, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8). Орлов Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Петр Александров, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Крылатское, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 13 об., 14).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

М., 2003. Вып. 9. С. 428. 23. 887 См.: Макарий, архимандрит. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215–217. 890 Собрание государственных грамот и договоров (далее – СГГД). М., 1813. Ч. 1. С. 414–415. 149; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1788. 4. 3. С. 26. 892 СГГД. Ч. 1. С. 439– 443. 159; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М„ 1791.4. 3. С. 74–83. 893 Судные списки 1971. С. 90. См. также: Список с судного списка. Прение Митрополита Московского и всея Руси со иноком Максимом Святогорцем//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Раздел II: Материалы отечественные. С. 1, 11–13. 896 Зимин 1976. С. 145. Позднее, в год кончины епископа Досифея, Чудовский настоятель был посвящён во епископа. См. о нём: Макарий, архимандрит. Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548)//АО 39/1. 2004. С. 143–154. 901 Подробнее об этом см.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 195–205; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 222–229. 906 ПСРЛ. Т. 8. С. 279. О храме Вознесения см.: Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С. 29–42. 910 ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 295. О поездках святителя Макария см.: Макарий, архимандрит 2002. С. 63–68. 911 ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 16; Платон, митрополит Московский. Краткая церковная Российская история. М., 1805. Ч. 1. С. 380; ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. 4.1. С. 91, 92. 912 О мятеже князя Андрея Старицкого см.: Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х годов XVI века. М.; Л., 1958. С. 53–74. В Новгороде по благословению святителя Макария в связи с этим, как молитва о мире, было составлено житие преподобного Михаила Клопского (Макарий, архимандрит. Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси//Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 43–51). 913 Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 201; ПСРЛ. Т. 13. Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2976 «Въ лто 6638 поставиша архепископа Нифонта, мужа свята и зло боящяся бога; и приде Новугороду мсяця генъвря в 1 день, на святого Василья, на обедьню». («Поставили архиепископа Нифонта, мужа святой жизни и боящегося Бога; и прибыл в Новгород 1 января, в день святого Василия, к литургии» (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156). «...Нифонт Новгородский не только возражал на Киевском Соборе 1147 г. против поставления Климента Смолятича в преемники митрополиту Михаилу, ссылаясь на его «рукописание», но и после поставления Климента не хотел признавать его митрополитом и поминать его имя при богослужении в Новгородской епархии. Узнав об этом, Изяслав Мстиславович вытребовал Нифонта в 1149 г. в Киев и заключил в Печерский монастырь, в котором он оставался и в 1150 году до вступления в Киев Суздальского князя Юрия Долгорукого...» ( Лебединцев П. Г. Михаил, митрополит Киевский XII в. (1131–1147)//Киевская старина. 1892. 12. С. 10, прим. 1). «В лто 1149. Иде архиепископъ новгородчкыи Нифонтъ в Русь, позвань есть Изяславомъ и Климомъ митрополитомъ: ставилъ бо его бяше Изяславъ съ епископы Рускыя области, не славъши къ Цесарюграду; ... нь посади в Печерьскомъ манастыр, дóндеже Юрьи прииде». (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 28) (Пошел архиепископ Новгородский Нифонт на Русь (В Киев), позванный Изяславом и митрополитом Климентом, которого поставил Изяслав с епископами Русской области (Южной Руси), не посылая в Царьград (без благословения Патриарха); ... но заключили в Печерском монастыре, вплоть до прихода Юрия [Долгорукого. – Сост.]). По Новгородской Первой лет. скончался епископ Св. Нифонт 21.04.1156 в Киеве, куда ездил для встречи митрополита Константина (ПСРЛ. Т. 3. С. 473). Память – 08.04. 2977 Епископ Ростовский, т. к. Нифонт Новгородский в то время находился в заключении, в Киевском Печерском монастыре (Полиевкт, архим. Сведения о российской православной иерархии. Полтава, 1868. С. 44). 2978 «Избран и возведен на сени 1156 года, ибо у новгородцев было обыкновение, по избрании кого-либо во владыки, торжественно вводить. еще до посвящения, на житье в епископский дом» (Словарь исторический... С. 33). «В лто 1158. Того же лта поиде Аркадии къ Кыеву ставится епископомъ, и поставленъ бысть от митрополита Костянтина, и прииде в Новьгород. мсяца семтября въ 13 день, на канунъ святого Въздвижениа». (В год 1158 пошел Аркадий в Киев для поставления в епископы и был поставлен митрополитом Константином, и прибыл в Новгород 13 сентября, перед святым Воздвижением.) (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 217). Вторая дата – дата преставления (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 219,473; Никоновская лет. Т. 9. Стб. 231–232). Память – 18.09 и 04.10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никитский А .Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879. С. 103–104). См. Протоиерей К. Никольский. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 37–38. См. также Красносельцев Н. К истории православного Богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся: Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С. 12–19; Неселовский А . Указ. соч. С. LV–LVII. Насонов А. Псковские летописи. Вып. 1. С. 104. Подобные мысли встречаются и по отношению к Новгородскому святителю Ионе (†1470, пам. 5 нояб.): “Бысть же при его святительстве мир со всеми землями и тишина и гобзование плодом и ныне его молитвами помилуй нас” (Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Ч. 2. Отд. 3: Книги Богослужебные. М., 1917. С. 223). ПСРЛ. Т. 3. С. 148. Строев П . Указ. соч. Стб. 35. Веселовский С. Б . Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 250. РГБ. Ф. 256. 9. Л. 1 об.–2. Присутствие москвичей в это время заметно в Новгороде. В 1529 году там была переписана Цветная Триодь “рукою многогрешнаго раба Божия Якова Москвитина” (НГМ. Триодь цветная XVI b. Л. 278). Волнянский Н. (Псевдоним). Митрополит Макарий — светоч русской культуры XVI века//ЖМП. 1947. 6. С. 27. ПСРЛ. Т. 3. С. 148; см. также примеч. 3 на с. 157. Следующий такой случай имел место в XVII веке, когда Всероссийским Патриархом стал Новгородский митрополит Никон. Об их взаимоотношениях см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и Святейший Патриарх Никон//Макарьевские чтения. Монастыри России: Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. С. 28–33. ПСРЛ. Т. 3. С. 248. ПСРЛ. Т. 34. С. 179. АИ. Т. 1. СПб., 1841. С. 329. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 142. ГПНТБ. Собр. М. Н. Тихомирова. 15. Летописец о Ростовских архиереях. XVIII в. Л. 13 об. РГАДА. Ф. 201. Собр. К. М. Оболенского. 161. Минея четья. XVI в. Л. 617 и сл.; ААЭ.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Роль этой великокняжеской пары - Василия и Соломонии - в русской истории явно недооценена. Мы по-прежнему не благодарны им за то, что они поставили интересы России выше своих личных и семейных интересов. Не благодарны за то, что преподобная София, в конечном итоге, спасла Россию от Смуты. Родившаяся 500 лет назад где-то под Новгородом Соломония Сабурова сделала все для того, чтобы укрепить и украсить русский престол, она стала одной из самых удивительных русских святых, которая не оставляет нас своим покровительством по сию пору. Святая мати Софие, моли Бога о нас! Максим Емельянов-Лукьянчиков, кандидат исторических наук Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 134, 362. Франческо да Колло. Доношение о Московии. М., 1996. С. 66 Полное собрание русских летописей. Т. 8. Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 245; ПСРЛ. Т. 26. Вологодско-Пермская летопись. М.-Л., 1959. С. 297. Псковские летописи. Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 102-103. Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III.//Труды Отдела древнерусской литературы/Академия наук СССР . Институт русской литературы ( Пушкинс кий Дом); Ред.: Д. С. Лихачев, М. А. Салмина. М.; Л.: Наука, Ленинг радское отделение, 1970. Т. 25: Памятники русской литературы X-XVII вв. С. 115. Там же. С. 116. Там же. ПСРЛ. Т. 6. Софийская 2-я летопись. СПб., 1853. С. 264; ПСРЛ. Т 26. Вологодско-Пермская летопись. М.-Л., 1959. С. 313; ПСРЛ. Т. 8. Воскресенская летопись. 1859. С. 271; ПСРЛ. Т. 13. Патриаршая или Никоновская летопись. СПб., 1904. С. 45. Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 139. Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III.//Труды Отдела древнерусской литературы/Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Ред.: Д. С. Лихачев, М. А. Салмина. М.; Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. Т. 25: Памятники русской литературы X-XVII вв. С. 117. Зимин А.А. Выпись о втором браке Василия III//Историческое повествование Древней Руси. Труды отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Т. XXX. С. 132-148.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

Т. 42. С. 65–66). Когда могло быть в таком случае составлено Поучение – при настоловании в 1036 г., отъезде на суд в 1055 г. или же незадолго до кончины святителя – определить не представляется возможным. См.: Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе… С. 19, 95; он же. Стефан//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 446. НПЛ. С. 473. В летописях Новгородско-Софийской группы, несомненно, опирающиеся на список Новгородских владык, говорится, что «поставлен бысть Новугороду архиепископ Стефан» в 6569/1060-61 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 121; Т. 42. С. 66). НПЛ. С. 161, 191. См.: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарые очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001. Гиппиус А. А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции//Русь в IX–X вв.: археологическая панорама. М.; Вологда, 2012. С. 55, 61. ПВЛ. С. 71. По сообщению позднейшего псковского летописания Всеслав также предприняв безуспешную осаду Пскова, «пороками шибав» его городские стены, но «отъиде ничтоже успев» (Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 18; ср. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 122; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 154). Как показал Т. В. Гимон, это известие исторически недостоверно ( Гимон Т. В. Сообщение о походе Всеслава Полоцкого на Псков в 1065 г. в летописании XV в.//Псков, русские земли и Восточная Европа в XV–XVI вв. Псков, 2011. С. 13–33). Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. С. 227. С. 470 (список князей Комиссионного списка НПЛ, восходящий к концу XI в.). «В се же лето (6571/1063) в Новегороде иде Волхов въспять; се же знамение не на добро бысть: на четвертое лето пожьже Всеслав град» (НПЛ. С. 183–184); «В лето 6575. Заратися Всеслав, сын Брячиславль, полотьскыи, зая Новгород» (Там же. С. 186). Больше подробностей приводит НПЛ старшего извода, опирающаяся на новгородского летописание XI в.: «Приде Всеслав и възя Новъгород, с женами и съ детми; и колоколы съима у святыя Софие. О, велика бяше беда в час тыи; и понекадила съ има» (Там же. С. 17; ср.: «…зая Новгород от Неревского конца и пожже; и поимав все у Святеи Софии, и паникадила, и колоколы, и отъиде» (ПСРЛ. Т. 42. С. 67). В Ипатьевской летописи сохранилось известие, что более чем через сто лет, весной 1180 г., новгородский князь Мстислав Ростиславич предпринял поход на Полоцкую землю, стремясь отомстить за обиду, причиненную некогда Новгороду Всеславом Брячиславичем, который «взял ерусалим церковныи и сосуды служебные и погост один завел [за Пол]теск» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 608), т. е., видимо, захватил часть пограничной территории ( Куза А. В. Новгородская земля//Древнерусские княжества X–XIII вв. М., 1975. С. 194).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010